В организации при проверке документов было обнаружено, что утеряны акты о приеме-передаче объекта основных средств (форма ОС-1) и приказы руководителя об установлении срока полезного использования. В настоящее время в организации новый руководитель. Часть сотрудников, которые подписывали акты ОС-1, уже не работают в организации. Основные средства, документы на которые были утеряны, сейчас продолжают эксплуатироваться, на их стоимость начисляется амортизация. Все указанные документы сохранились в электронном виде, без подписей. Каковы риски при налоговой проверке в случае отсутствия данных документов? Каким образом возможно восстановить приказы текущим периодом, чтобы подписать текущим генеральным директором в связи с недоступностью предыдущего? Чью подпись можно поставить в актах о вводе за членов комиссии и материально ответственных лиц?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Последствиями непредставления налоговому органу истребуемых актов о приеме-передаче объекта основных средств и приказов об установлении срока полезного использования, утраченных организацией, могут являться, в частности, следующие: исключение сумм начисленной амортизации из расчета налогооблагаемой прибыли и доначисление налога на прибыль; начисление пени на сумму недоимки; привлечение организации к ответственности на основании ст.ст. 120, 122, 126 НК РФ.
С целью минимизации налоговых рисков организации следует предпринять меры для восстановления утраченной документации, срок хранения которой не истек, в частности — оформить ее дубликаты. В случае невозможности подписания дубликатов теми лицами, которыми подписывались утраченные документы, дубликаты могут быть подписаны действующим руководителем и лицами, которые на данный момент уполномочены подписывать подобные документы. Конкретный порядок организация вправе разработать и утвердить самостоятельно.

Обоснование позиции:

Налоговые последствия утраты документов

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (далее — Налог) налогоплательщики вправе учитывать удовлетворяющие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходы в виде суммы начисленной амортизации (п. 2 ст. 252, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ).
Для корректного списания в налоговом учете затрат на приобретение объекта амортизируемого имущества через амортизационный механизм необходимо обладать, в частности, следующей информацией: о месяце ввода его в эксплуатацию и сроке его полезного использования (п. 1 ст. 258, п. 4 ст. 259, п. 2 ст. 259.1, п. 4 ст. 259.2 НК РФ). Данная информация должна иметь документальное подтверждение (ст. 313 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458). Так, первичным учетным документом, подтверждающим ввод основного средства в эксплуатацию, может выступать унифицированная форма акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1), утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 (п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, Указания по применению данной формы, смотрите также постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2013 N Ф01-9270/13). Срок полезного использования определяется соответствующим внутренним локальным актом налогоплательщика, которым в данном случае выступал приказ руководителя (дополнительно смотрите, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 N 09АП-30372/14, ФАС Московского округа от 14.11.2013 N Ф05-13932/13 по делу N А40-10711/2013).
Соответственно, при проверке правильности исчисления организацией Налога в рамках проведения выездной налоговой проверки налоговый орган может истребовать у организации данные документы (пп. 1 п. 1 ст. 31, ст. 93 НК РФ).
По нашему мнению, отсутствие актов о приеме-передаче объекта основных средств с позиции налоговых органов может свидетельствовать о необоснованном начислении амортизации в налоговом учете в отношении объектов амортизируемого имущества в связи с тем, что они не введены в эксплуатацию.
Таким образом, на наш взгляд, последствиями непредставления налоговому органу истребуемых актов о приеме-передаче объекта основных средств и приказов об установлении срока полезного использования могут являться, в частности, следующие:
— исключение сумм начисленной амортизации из расчета налоговой базы по Налогу и доначисление Налога;
— начисление пени на сумму недоимки (ст. 75 НК РФ);
— привлечение организации к ответственности на основании ст.ст. 120, 122, 126 НК РФ.
Кроме того, следует учитывать, что непредставление налоговому органу запрашиваемых пояснений, документов и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. является одним из критериев, используемых налоговыми органами в процессе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (п. 9 раздела 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]).

Восстановление утраченных документов

Конкретные правила и указания, которыми должна руководствоваться организация в случае утраты первичных учетных документов, на законодательном уровне не установлены. Единственным нормативно-правовым актом, регламентирующим действия организации в подобной ситуации, является Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29.07.1983 N 105 (далее — Положение), которое применяется в части, не противоречащей законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее (п. 3 информации Минфина России от 11.09.2015 N ПЗ-13/2015).
В соответствии с п. 6.8 Положения в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели (далее — комиссия). В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия.
В аналогичном порядке рекомендовали действовать и специалисты налоговых органов (письмо УМНС России по г. Москве от 13.09.2002 N 26-12/43411).
Наряду с этим чиновники указывают на необходимость восстановления налогоплательщиком утраченных документов (смотрите, например, письма Минфина России от 22.07.2013 N 03-02-07/2/28610 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 15.08.2013 N АС-4-3/[email protected]), от 07.06.2013 N 03-02-07/1/21191, от 11.08.2011 N 03-02-07/1-288, письмо УМНС России по г. Москве от 13.09.2002 N 26-12/43411).
В связи с изложенным полагаем, что в рассматриваемом случае необходимо:
— руководителю организации — издать приказ о назначении комиссии по расследованию причин пропажи документов по учету основных средств. В состав комиссии, на наш взгляд, могут быть включены, в частности: работники бухгалтерии, отдела кадров, экономического отдела и др.;
— комиссии — провести расследование причин пропажи документов. По нашему мнению, в процессе расследования причин пропажи документов по учету основных средств целесообразно получить от лиц, ответственных за их сохранность (п.п. 6.2 и 6.6 Положения), письменные объяснения (докладные записки);
— комиссии — по результатам расследования составить акт, в котором следует отразить перечень утерянных документов и причины их пропажи, перечень возможных мероприятий, которые необходимо провести для восстановления документов;
— руководителю организации — утвердить указанный акт (в случае согласия с его содержанием);
— попытаться восстановить документы.
Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации утеряны документы на бумажных носителях, которые оформляла сама организация. Поскольку эти документы создавались автоматизированным способом (с помощью компьютера) и сохранились в электронном виде, организация может их распечатать и оформить дубликаты, то есть повторные экземпляры подлинников утраченных документов (пп. 22 п. 3.1 ГОСТа Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст). Логично предположить, что в дубликатах должны содержаться те же сведения и подписи, что и в подлинниках утраченных документов.
Представляется, что наилучшим выходом из сложившейся ситуации будет являться повторный сбор подписей всех сотрудников, в том числе уволенных. Если по каким-то причинам собрать все подписи не удастся (сотрудник отказывается повторно подписывать документ, у организации нет связи с уволенными сотрудниками), на наш взгляд, допустимо подписать дубликаты утраченных документов лицам, которые на данный момент являются ответственными за оформление подобных документов. На восстановленных документах целесообразно сделать надпись «Дубликат».
Поскольку нормативно-правовые акты о бухгалтерском учете и налоговое законодательство не устанавливают механизма восстановления утраченных документов и требований к дубликатам таких документов (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 09.02.2009 N КА-А40/80-09), полагаем, что соответствующий порядок организация вправе разработать и утвердить самостоятельно.

Читайте так же:  Если в доверенности не указан срок действия она

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

15 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Приказ на основные средства установление сроков

В случае, если нет информации о сроке полезного использования программного обеспечения, компания может установить такой срок самостоятельно приказом по предприятию.

Чтобы не возникло сложностей с составлением подобного приказа мы приводим для ознакомления его образец.

Общество с ограниченной ответственностью

«Пути успеха»

ПРИКАЗ № 26

Об установлении срока полезного использования

г. Санкт-Петербург 21.01.2011

Приказываю ввести в эксплуатацию компьютерную программу «1С: Бухгалтерия 8.2» , приобретенную по договору от 20 января 2011 г.173 с ООО «Гэндальф» .

Срок полезного использования программы «1С: Бухгалтерия 8.2» установить — 10 (десять) лет.

директор __________________ И. И. Петров

Приказ об установлении срока полезного использования основного средства, бывшего в эксплуатации

Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»

Об установлении срока полезного использования основного средства, бывшего в эксплуатации

В целях начисления амортизации

1. Установить в бухгалтерском и налоговом учете срок полезного использования основного средства – трубогибочного станка ЕТМ 76 (инв. № 18) , равный 60 мес.

Обоснование: согласно Классификации, утв. Постановлением Правительства РФ № 1 от 1 января 2002 г., станки металлообрабатывающие относятся к пятой амортизационной группе (срок полезного использования от 7 до 10 лет). Трубогибочный станок ЕТМ 76 (инв. № 18) находился в эксплуатации у продавца в течение 24 месяцев. С учетом физического износа срок полезного использования данного станка составляет 60 мес. (84 мес. – 24 мес.).

2. Установить первоначальную стоимость объекта, указанного в п. 1 настоящего Приказа, равную 47 000 (Сорок семь тысяч) руб. (в бухгалтерском и налоговом учете) .

3. Ввести объект, указанный в п. 1 настоящего Приказа, в эксплуатацию 23 августа 2011 г.

4. Н ачислять амортизацию по объекту , указанному в п. 1 настоящего Приказа , с 1 сентября 2011 г.

5. Назначить ответственным за исполнение настоящего Приказа главного бухгалтера Серебрякову Ю.В. .

Генеральный директор _________________________ А.И. Петров

Начисление суммы амортизации для автомобиля, бывшего в употреблении

Цитата (Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина): Организация купила офисное помещение, бывшее в эксплуатации, у физического лица, не являющегося предпринимателем.
Согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования основного средства можно уменьшить на срок эксплуатации у предыдущего собственника.
Налоговый учет продавец помещения не ведет, поэтому данных (документов) о фактическом использовании помещения у него нет.
К какой амортизационной группе отнести офисное помещение? Можно ли уменьшить срок полезного использования на срок службы у предыдущего собственника без подтверждающих документов?18 ноября 2013
Заказать демонстрацию блока Правового Консалтинга
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации в налоговом учете при расчете амортизации организация не вправе установить срок полезного использования с учетом срока эксплуатации помещения у предыдущего собственника. Срок полезного использования должен быть определен на основании Классификации ОС.
В бухгалтерском учете может быть установлен любой срок полезного использования, который организация сочтет обоснованным.

Расходы, участвующие в формировании первоначальной стоимости основного средства, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль посредством начисления амортизации.
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация ОС).
При этом согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Таким образом, нормы НК РФ предоставляют налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении, ему применять (письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608):
1) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС (в соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ);
2) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС, уменьшенного на срок фактического использования предыдущими собственниками (в соответствии с первым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ);
3) исходя из срока полезного использования, установленного прежним владельцем, уменьшенного на срок фактического использования предыдущим собственником (в соответствии со вторым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ).

Выбранный способ начисления амортизации по объектам основных средств, бывшим в эксплуатации, следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
По нашему мнению, вторым и третьим способом организация может воспользоваться только в том случае, если основное средство приобретается у юридического лица или у индивидуального предпринимателя (ИП). При покупке имущества у физического лица, не являющегося ИП, данные способы не применимы, так как такое физическое лицо не ведет налоговый и бухгалтерский учет, а следовательно, не может устанавливать срок полезного использования и начислять амортизацию. То есть при постановке на учет ОС, купленного у физического лица, не являющегося ИП, организации необходимо определять срок полезного использования по Классификации ОС, т.е. как если бы покупалось новое ОС.
Поясним. По поводу справедливости данного утверждения относительно третьего способа сомнений не возникает (вывод следует из прямого прочтения нормы). Что касается второго способа: срок полезного использования, установленный Классификацией ОС, уменьшается на срок фактического использования ОС предыдущим собственником (физическим лицом), то отметим, что в литературе существует иная точка зрения. Она заключается в том, что в налоговом законодательстве не содержится запрета на применение правил, установленных п. 7 ст. 258 НК РФ, в ситуации, когда предыдущим владельцем имущества являлось физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП. Такого запрета в НК РФ действительно нет. Однако в НК РФ, помимо п. 7 ст. 258 НК РФ, существует п. 12 ст. 258 НК РФ.
Пункт 12 ст. 258 НК РФ определяет, что приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.
Из буквального прочтения данной нормы следует, что она распространяется на все ОС, бывшие в употреблении. Соответственно, для правомерного отражения в налоговом учете ОС в качестве бывшего в употреблении (как следствие, для правомерного уменьшения срока полезного использования) необходимо иметь информацию об амортизационной группе, в которую включалось данное ОС у бывшего собственника. Понятно, что физическое лицо, не являющееся ИП, данной информации предоставить не может.
Отметим также, что п. 7 ст. 258 НК РФ и п. 12 ст. 258 НК РФ были введены в НК РФ одновременно (с 1 января 2009 года, Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ). Это обстоятельство указывает, что законодатель сознательно вводил данные нормы как взаимосвязанные.
Также обращаем Ваше внимание, что точка зрения, которой придерживается Минфин России, аналогична нашей. Смотрите письма Минфина России от 29.03.2013 N 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 N 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7939, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7937, от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172, от 16.07.2009 N 03-03-06/2/141, от 14.12.2012 N 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/525.
Сторонники противоположной позиции в подтверждение своей правоты ссылаются на более ранние разъяснения финансового ведомства, указывая, что сотрудники Минфина в прежнее время придерживались иного мнения. Так, например, приводится письмо Минфина России от 03.08.2005 N 03-03-04/1/142, в котором финансисты делают вывод, что документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников, может служить паспорт транспортного средства. Однако при ссылках на подобные разъяснения авторы не учитывают, что эти письма издавались до 1 января 2009 года (до внесения вышеуказанных изменений в ст. 258 НК РФ). До этой даты порядок определения срока полезного использования по ОС, бывшим в употреблении, регламентировался п. 12 ст. 258 НК РФ, формулировка данной нормы фактически повторяла первое предложение действующего сегодня п. 7 ст. 258 НК РФ: «Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками». Норм, аналогичных п. 12 ст. 258 НК РФ, в то время НК РФ не содержал, поэтому на тот момент рассматриваемые разъяснения были справедливы и основывались на нормах законодательства. В настоящее время данные разъяснения применимы только в той части, в которой они не противоречат действующей редакции НК РФ.

Читайте так же:  Заявление о преступлении сроки рассмотрения

В бухгалтерском учете учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).
Бывшие в эксплуатации основные средства в ПБУ 6/01 отдельно не упоминаются, что позволяет сделать вывод о том, что такие основные средства отражаются в бухгалтерском учете по общим правилам (п. 24 Методических указаний).
Стоимость приобретенного основного средства погашается посредством начисления амортизации в течение всего срока полезного использования, начиная с месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации (п. 17, п. 18, п. 20, п. 21 ПБУ 6/01).
Согласно п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта ОС определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету организацией самостоятельно исходя из:
— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срок аренды).
Такой порядок определения срока полезного использования распространяется и на объекты основных средств, ранее использовавшиеся у другой организации (п. 59 Методических указаний).
Таким образом, в отличие от налогового учета, в бухгалтерском учете можно установить любой срок полезного использования.
При определении срока полезного использования организация вправе, но не обязана:
— руководствоваться Классификацией ОС;
— учитывать срок полезного использования у предыдущего собственника.
Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Для установления срока полезного использования объекта основных средств, бывшего в употреблении, в бухгалтерском учете никаких документов от предыдущего собственника дополнительно не требуется

Приказ об установлении срока полезного использования сайта, исключительные права на который принадлежат организации

Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»

О б установлении срока полезного использования сайта, исключительные права на который принадлежат организации

В связи с созданием сайта www.beta.ru (далее – НМА)

1. Ввести НМА в эксплуатацию (начать его использование) с 16 сентября 2014 г.

2. Установить срок полезного использования НМА равны м 23 ,

  • 25 ,
  • 26 ПБУ 14/2007,
  • п. 2 ст. 258 Налогового кодекса РФ «>120 месяцам (10 лет) .

    3 . Главному бухгалтеру Серебряковой Ю.В. начислять амортизацию по НМА с даты его ввода в эксплуатацию.

    Генеральный директор _________________________ А.И. Петров

    Срок службы основных средств с 2017 года: работаем с изменениями

    Многие бухгалтеры уже задаются вопросом о сроке службы основных средств с 2017 года. С чего вдруг? Дело в том, что грядут большие изменения. Поэтому расскажем о них и как подстроиться под новые условия.

    Практически любая уважающая себя компания имеет на балансе пару-тройку основных средств (далее также – ОС). Поэтому новый нормативный срок службы основных средств затронет любой бизнес.

    Более того, это коснется и коммерсантов. Так, с одной стороны, они не должны вести бухгалтерский учет. С другой, обязаны устанавливать остаточную стоимость ОС. Ведь это дает право оставаться на «упрощенке».

    Для начала, чтобы учесть имущество, выясняют период его полезной эксплуатации. Он имеет значение для обоих видов учета – налогового и бухгалтерского. Основные помощником бухгалтера при определении данного срока:

    1. коды из Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ);
    2. правительственная Классификация ОС для целей отнесения к амортизационным группам (далее – Классификация).

    Учтите: изменения затронули оба этих документа. Так, с 2017 года Классификация подверглась корректировкам. Они внесены постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640. Кроме того, со следующего года начнут действовать новые коды ОКОФ: на замену ОК 013-94 придет ОК 013-2014.

    Надо сказать, что все эти нормативные документы представляют собой безумно длинные многостраничные таблицы с видами ОС, кодами и сроками. Поэтому легко можно запутаться, а также убить много времени.

    Но не забыл о бухгалтерах Ростандарт. Он издал приказ от 21.04.2016 № 458, который помогает понять, какой старый код ОС соответствует новому. И наоборот. Так же – в форме таблиц.

    С 2016 года имущество должно стоить больше 100 000 рублей, чтобы считать его ОС и амортизировать.

    Выясним, как обновление кодов скажется на работе бухгалтера.

    В 2016 году узнавать код конкретного основного средства нужно продолжать по классификатору срока службы основных средств ОК 013-94. А амортизационную группу взятого на учет имущества – по правительственной Классификации от 01.01.2002 № 1.

    С 2017-го ситуация кардинально поменяется. Вашими главными документами в вопросе, как определить срок службы основных средств, станут:

    • сборник ОК 013-2014 с новыми кодами;
    • обновленная в середине 2016 года Классификация по амортизации.

    Больше всего успокаивает, что сам механизм определения полезного срока службы основных средств остался прежним – как и в текущем году (см. таблицу).

    Срок полезного использования основных средств в бухгалтерском учете подлежит обязательному пересмотру

    Основными нормативными правовыми актами в Российской Федерации, регламентирующими порядок учета основных средств в бухгалтерском учете, являются:

    — Федеральный стандарт бухгалтерского учета Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н (далее – ПБУ 6/01);

    — Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.10.2003г. № 91н (далее – Методические указания).

    С учетом вышеуказанных документов срок полезного использования основных средств, в большинстве случаев, – это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации (п. 4 ПБУ 6/01, подп. б п. 2 Методический указаний).

    Срок полезного использования определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету, т.е. при отражении объекта по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», и служит, прежде всего, для погашения стоимости объектов основных средств, т.е. расчета годовой сумы амортизационных отчислений (п. 19 ПБУ 6/01, п. 54 Методический указаний).

    Значение срока полезного использования существенно влияет на финансовый результат организации. Более того, в общем порядке налог на имущество организаций исчисляется и уплачивается с движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом, неверное установление срока полезного использования может привести к существенному искажению показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (п. 20 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н) и ошибкам при расчете налога на имущество организаций.

    Читайте так же:  Земельный налог гурьевский район калининградской области

    Согласно п. 20 ПБУ 6/01 и п. 59 Методических указаний определения срока полезного использования производится организацией самостоятельно до момента принятия объекта к бухгалтерскому учету, исходя из:

    • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
    • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
    • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

    Обращаем внимание, что перечисленные параметры для определения срока полезного использования основного средства не являются постоянными и могут меняться в случае появления новых обстоятельств.

    Также в п. 20 ПБУ 6/01 и п. 60 Методических указаний перечислены конкретные случаи пересмотра срока полезного использования основного средства: его необходимо совершать при улучшении (повышении) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации.

    Однако, что делать, если объект, спустя два года эксплуатации будет помещен в условия агрессивной среды? Ведь фактически срок его полезного использования будет существенно снижен.

    Стоит заметить, что запрета на возможность пересмотра срока в иных случаях ни в ПБУ 6/01, ни в Методических указаниях не установлено. Данный факт подтверждается наличием в нормативно-правовых актах нормы, не позволяющей изменять стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, в иных случаях, не предусмотренных Законодательством РФ и ПБУ 6/01 (п. 14 ПБУ 6/01, п. 41 Методических указаний).

    Отдельно обратимся к Федеральному стандарту бухгалтерского учета Положению по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008, утвержденному Приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н (далее – ПБУ 21/2008). В соответствии с п. 2,3 ПБУ 21/2008 срок полезного использования основных средств признан оценочным значением, т.е. требует регулярного пересмотра в течение эксплуатации основного средства и при необходимости изменения. Нормы ПБУ 21/2008 можно рассматривать как противоречащие ПБУ 6/01, так и нет. Ведь, как уже было отмечено ранее, в ПБУ 6/01 нет запрета на пересмотр срока полезного использования в иных случаях, не перечисленных в п. 20 ПБУ 6/01.

    Все федеральные стандарты бухгалтерского учета занимают один иерархический уровень в системе правовых актов, и если один нормативный правовой акт противоречит другому, то нормы акта, вступившего в силу позднее, являются приоритетом. Данная позиция высказана Минфином в письме от 23.08.2001г. № 16-00-12/15 и подтверждена судебной практикой в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006г. № А42-13584/2004-22, ФАС Уральского округа от 14.04.2005г. № Ф09-1368/05АК.

    Более того, в соответствии с п. 7.1 Федерального стандарта бухгалтерского учета Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008г. № 106н, в случае, если способы ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу отсутствуют в федеральных стандартах бухгалтерского учета, организация должна разработать соответствующий способ, используя последовательно следующие документы:

    а) международные стандарты финансовой отчетности;

    б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

    в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

    Если обратиться к п. 51 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства», введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015г. № 217н (далее – МСФО (IAS) 16), срок полезного использования актива должен ежегодно анализироваться на предмет возможного пересмотра как минимум по состоянию на дату окончания каждого отчетного года. И, если ожидания отличаются от предыдущих оценочных значений, соответствующее изменение (изменения) должно отражаться в учете как изменение в бухгалтерских оценках в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

    Также нормы, позволяющие разобраться в вопросе пересмотра срока полезного использования содержаться и в российском законодательстве РФ.

    В частности, в п. 27 Федерального стандарта бухгалтерского учета Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденного приказом Минфина РФ от 27.12.2007г. № 153н (далее – ПБУ 14/2007), срок полезного использования нематериального актива должен ежегодно проверяется организацией на необходимость уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования подлежит уточнению. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях.

    Таким образом, организация обязана пересматривать срок полезного использования основного средства и в соответствии с МСФО (IAS) 16 и ПБУ 14/07, так как в ПБУ 6/01 вопрос пересмотра срока основных средств является открытым.

    Аналогичное мнение выражено объединением профессионального бухгалтерского сообщества Фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (далее – Фонд «НРБУ «БМЦ») в Толковании Р91 «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации», принятого Комитетом по толкованиям 27.05.2009г. и утвержденного в итоговой редакции 10.07.2009г.

    В подтверждение позиции, следует учесть, что в п. 32 нового Федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства», разработанном Фондом – Фонд «НРБУ «БМЦ» (согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 07.06.2017г. № 85н его предполагаемая дата вступлении в силу для обязательного применения – 2020г.) параметры амортизации, в том числе срок полезного использования, подлежат проверке ежегодно в конце отчетного года, а также при наступлении фактов, свидетельствующих о возможном их изменении, и при необходимости изменяются. Изменения параметров амортизации основных средств отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.

    Проанализировав все существующие нормы в нормативно-правовых актах РФ можно сделать вывод, что организация обязана пересматривать срок полезного использования основных средств не реже, чем раз в год, для выявления необходимости его изменения. Особое внимание следует уделить последнему отчетному периоду, в котором производится начисление амортизации основному средству, подлежащему дальнейшей эксплуатации. В случае выявления новых обстоятельств изменения срока полезного использования отражать в бухгалтерском учете как изменение оценочного значения в соответствии с ПБУ 21/08.

    Наличие в настоящий момент в бухгалтерском учете большого количества самортизированных, но используемых основных средств, свидетельствует о неверном толковании норм законодательства РФ, что приводит к формальному установлению срока полезного использования основным средствам, без привязки к основному замыслу параметра – период, когда основное средство может приносить экономическую выгоду организации.

    Более того, необходимо отметить, что использование в бухгалтерском учете Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденное Постановлением Правительства РФ (далее – Классификация ОС), как до 31.12.2016г., когда в самой Классификации ОС была указана ссылка на возможность применения документа в бухгалтерском учете, так и после 01.0.2017г., носит рекомендательный характер и не может использоваться без учета требований пп. 4, 20 ПБУ 6/01.

    На сегодняшний момент отсутствует судебная практика, подтверждающая необходимость пересмотра срока полезного использования основных средств в бухгалтерском учете по иным основаниям, кроме реконструкции и модернизации объектов. Однако наличие обширных налоговых споров в необходимости установления реального срока полезного использования основным средствам, косвенно подтверждает, что срок должен быть реальным, актуальным и порядок его установления следует прописать в учетной политике:

    Таблица № 1 «Анализ судебной практика в отношении срока полезного использования основных средств в бухгалтерском учете»

    Наименование судебного органа