Как бюджетникам по-новому учитывать основные средства в 2018 году

С 2018 года бюджетники будут учитывать основные средства по-новому. Какие особенности перехода на новые правила следует учесть, рассказал Минфин в письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2017.

Новым стандартом предусмотрено с учетом международной практики дополнительное раскрытие в бюджетном учете, бухгалтерском учете государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений информации об имеющихся у субъектов учета имущественных правах.

В новом ФСБУ есть раздел, регламентирующий переходные положения, который вызывает у бухгалтеров массу вопросов. В этой связи Минфин выпустил методичку, где разъяснил некоторые неясные моменты.

Что отражать в составе ОС

В соответствии с пунктом 7 СГС «Основные средства» к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами при соблюдении следующих условий (критериев):

  • материальные ценности принадлежат (находятся во владении (пользовании) субъекту учета на праве оперативного управления. При этом в отношении объектов недвижимости права оперативного управления должны быть подтверждены в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права;
  • материальные ценности находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т.п.) с учетом квалификации объектов финансовой аренды, установленных СГС «Аренда»;
  • субъект учета осуществляет в отношении материальных ценностей контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов ОС в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочных договоров аренды (договоров безвозмездного пользования), предусматривающих возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения субъектом учета их полезного потенциала (получения экономических выгод);
  • материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать поступление экономических выгод.

Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении:

  • в эксплуатации;
  • в запасе;
  • на консервации;
  • а также при их передаче по договору аренды (имущественного найма) либо по договору возмездного или безвозмездного пользования в рамках отношений по операционной аренде.

Вместе с этим, в отношении материальных ценностей, признаваемых в соответствии с пунктом 99 Инструкции N 157н материальными запасами вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации, положения СГС «Основные средства» не применяются.

В отличие от действующих правил бухгалтерского учета, установленных Инструкцией N 157н, помимо объектов имущества, правообладателем которых является субъект учета на праве оперативного управления, в составе объектов ОС подлежат отражению объекты имущества, находящиеся у субъекта учета в соответствии с договорами лизинга (вне зависимости от договорных условий, определяющих балансодержателя объекта лизинга), а также объекты имущества, находящиеся на правах возмездного (безвозмездного) пользования в рамках отношений по неоперационной (финансовой) аренде.

При этом порядок отражения в бухгалтерском учете материальных ценностей, признаваемых ОС, находящихся у субъекта учета во владении (пользовании) на праве оперативного управления и соответствующих критериям активов, применяемый до 2018 года, не изменяется.

Что делать при переходе на новый стандарт

Объектами ОС, признаваемыми при первом применении Стандарта, которые дополнительно к ранее учтенным объектам ОС подлежат отражению на балансовых счетах, являются материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании субъекта учета на условиях:

  • лизинга по договорам, условиями которых субъект учета (лизингополучатель) не определен балансодержателем;
  • долгосрочной аренды с правом выкупа;
  • безвозмездном бессрочном (постоянном) пользовании субъекта учета;
  • иных арендных отношений, относящихся в соответствии с СГС «Аренда» к финансовой аренде.

До первого применения СГС «Основные средства» и СГС «Аренда» указанные объекты учитываются:

  • на забалансовом счете 01 «Имущество в пользовании» (как правило, ввиду отсутствия данных о стоимости переданного имущества объекты учитывались в условной оценке 1 объект — 1 рубль);
  • на балансовых счетах аналитического учета счетов 0 101 11 000 «Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения», 0 101 12 000 «Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения», 0 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения» в части неотделимых улучшений, произведенных в объекты недвижимости, используемых субъектом учета в рамках арендных отношений (безвозмездного пользования).

При этом, согласно положениям Инструкции N 157н в отношении объектов, используемых субъектом учета не на праве оперативного управления, но учитываемых на балансовых счетах (например, на неотделимые улучшения (объекты лизинга, в случае, если лизингополучатель являлся балансодержателем объекта лизинга), производится начисление амортизации.

Особенности признания субъектом учета в составе основных средств (отражения в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах) новых объектов учета — объектов ОС, признаваемых при первом применении Стандарта, определены пунктами 57 — 61 раздела X «Переходные положения Стандарта при его первом применении» СГС «Основные средства».

«Новоиспеченные» ОС

В целях определения стоимости объектов ОС, признаваемых при первом применении Стандарта (их первоначальной стоимости) пунктом 58 СГС «Основные средства» предусмотрены упрощенные, единообразно применяемые правила определения стоимостных оценок объектов недвижимости (зданий, сооружений), которые до даты первого применения Стандарта не учитывались в составе основных средств.

Указанными правилами предусмотрено отражение объектов основных средств, признаваемых при первом применении Стандарта, на соответствующих балансовых счетах:

  • по их кадастровой стоимости на дату первого применения Стандарта (при ее наличии);
  • при отсутствии кадастровой стоимости на дату применения:
  • а) по ранее сформированным оценкам (по балансовой стоимости неотделимых улучшений в используемые объекты недвижимости, сформированной на дату первого применения настоящего Стандарта);
  • б) в случае, если балансовая стоимость объекта до первого применения не была сформирована, в условной оценке — 1 объект, 1 рубль.

Отражение объектов в условных оценках (либо в оценках, не соответствующих актуальным кадастровым оценкам) осуществляется до получения в ходе применения Стандарта актуальных кадастровых оценок по объектам недвижимого имущества, признанным при первом применении Стандарта — объектам, вовлеченным в хозяйственный оборот на условиях постоянного пользования и (или) пользования в целях выкупа (приобретения (лизинга).

В настоящее время актуальные кадастровые оценки объектов недвижимости, определенные на дату первого применения Стандарта, отсутствуют.

При этом Стандарт не содержит положений, устанавливающих (ограничивающих) период, в течение которого субъекту учета необходимо осуществить мероприятия по проведению государственной кадастровой оценки (пересмотру и оспариванию ее результатов).

При этом Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, предусмотрен переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

Учитывая изложенное, по объектам недвижимого имущества, признаваемым при первом применении Стандарта на соответствующих счетах балансового учета, субъектам учета необходимо в течение 2018 — 2020 годов осуществить мероприятия по определению их актуальных кадастровых оценок.

Субъекту учета (главному распорядителю средств бюджета, учредителю) при планировании бюджетных ассигнований (плановых назначений) по расходам за счет средств бюджета (учреждения) необходимо учитывать изменения балансовых стоимостей объектов недвижимого имущества, отраженных при первом применении Стандарта, до их актуальных кадастровых стоимостей.

Неотделимые улучшения

При пересмотре стоимости указанных объектов недвижимости до их актуальной кадастровой стоимости (при наличии) на дату пересмотра стоимости в бухгалтерском учете отражается:

  • списание накопленной на дату пересмотра стоимости объектов недвижимости амортизации (в уменьшении стоимости объекта, в отношении которого пересматривается стоимость до актуальной кадастровой оценки (в уменьшении объектов учета основных средств в виде неотделимых улучшений в объекты недвижимости);
  • увеличение стоимости объекта недвижимости (на счетах 0 101 10 000) до актуальной кадастровой стоимости (на разницу стоимости объекта, сформированной на дату первого применения Стандарта (на 01.01.2018), уменьшенной на накопленную амортизацию (по состоянию на дату пересмотра стоимости).

При этом сформированная стоимость объектов недвижимости, пересмотренная до актуальных кадастровых оценок активов, признается балансовой стоимостью с дальнейшим начислением амортизации.

Согласно абзацу четвертому пункта 58 Переходных положений Стандарта дальнейшее начисление амортизации по таким объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренной балансовой стоимости и пересмотренного срока полезного использования.

При этом пересмотр срока полезного использования указанных объектов недвижимости осуществляется по решению комиссии по поступлению и выбытию активов с учетом положений подпункта «б» пункта 41 раздела «VI. Амортизация объекта основных средств» Стандарта — с момента пересмотра стоимости объектов недвижимости до актуальной кадастровой оценки начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента пересмотра стоимости (по норме, которая была определена для объектов ОС в виде неотделимых улучшений в объекты недвижимости).

Таким образом, в отношении объектов недвижимости, признанных в составе основных средств балансовыми объектами учета до первого применения СГС «Основные средства» и соответствующих критериям активов, предусмотренным пунктом 8 указанного Стандарта — способных обеспечивать выполнение балансодержателями возложенных на него полномочий (функций), осуществление выполнения работ, услуг, по которым стоимостные оценки определены до первого применения Стандарта, порядок осуществления балансового учета (определения стоимости для целей исчисления налога на имущество организаций) не изменился.

Вместе с тем в связи с изменением состава групп ОС, формируемых аналитику синтетического счета (0 101 0X 000), отдельные объекты ОС, отраженные на балансовых счетах учета до 1 января 2018 года, необходимо перевести в иную учетную группу ОС без изменения их балансовых оценок и без изменения сумм накопленных амортизаций.

Например, объекты недвижимости, учтенные до 1 января 2018 года на счетах 0 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения», необходимо перевести на учет по счету 0 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) — недвижимое имущество учреждения».

Перевод объектов ОС в бюджетном (бухгалтерском) учете при первом применении Стандарта (по состоянию на 1 января 2018 года) в иную группу ОС либо в иную категорию объектов бухучета, а также отражение на балансовых счетах вновь признаваемых при первом применении объектов (активов) осуществляется в межотчетный период с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной на основании данных Инвентаризации объектов ОС, проведенной субъектом учета в порядке, установленном им в рамках учетной политики.

При формировании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений за 2017 год порядок учета объектов ОС не меняется.

Новшества 2018 года

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

С 1 января 2018 года налоговая льгота, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, будет применяться на территории субъекта РФ только при условии принятия им соответствующего закона. То есть указанная льгота с 2018 года будет применяться исключительно по решению региональных властей. Это норма не касается объектов основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы.
В то же время Правительство РФ предлагает перенести с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года дату, с которой льгота по налогу на имущество для движимых основных средств будет действовать только по решению регионов (Проект Федерального закона № 274631-7, внесен в Госдуму Правительством РФ 29.09.2017).
Положения п. 2 ст. 375 НК РФ, согласно которой налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, в отношении государственных и муниципальных учреждений не применяются.
Для казенных, бюджетных и автономных учреждений налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. Поэтому изменения налоговой базы по налогу на имущество организаций для муниципального учреждения будут обусловлены новациями в порядке бухгалтерского учета основных средств.
С 1 января 2018 года вводится федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства». На сегодняшний день переходными положениям при первом применении стандарта предусмотрено, что объекты недвижимого имущества отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, которая признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств.
Накопленная амортизация, исчисленная на дату пересмотра стоимости таких объектов недвижимости, подлежит списанию.
При пересмотре стоимости таких объектов недвижимости срок полезного использования в отношении объекта недвижимости пересматривается с учетом положений, предусмотренных главой VI Стандарта. Дальнейшее начисление амортизации по объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренных первоначальной стоимости и срока полезного использования.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Калькулятор налога на имущество

Как пользоваться калькулятором

Самый простой способ получить ответ на вопрос, как рассчитать налог на имущество организации в 2018 году, это воспользоваться калькулятором онлайн. Работать с ним просто.

Шаг 1. Введите налоговую ставку. Для бюджетных организаций — 2%.

Шаг 2. Укажите в рублях остаточную стоимость основных средств на начало каждого месяца и на последний день года. Для каждой цифры предусмотрено отдельное поле. Всего нужно ввести 13 значений (два из них — декабрьские).

Шаг 3. Когда все готово, нажмите на кнопку Рассчитать. Результаты отобразятся в таблице ниже.

Особенности налогообложения

Расчет налога на имущество организаций, как и общие требования к указанному обязательству по уплате налога, определены в гл. 30 НК РФ. Налог признан региональным, то есть полномочия по определению размеров ставок, сроков и порядка уплаты и дополнительных льгот переданы субъектам РФ. Ставки налога, а также порядок применения дифференцирующих коэффициентов утверждаются региональными законодательными актами.

Плательщиками выступают юридические лица, которые имеют в собственности (на балансе, во временном пользовании) движимые или недвижимые основные средства, которые признаны объектом налогообложения. Бюджетные учреждения не имеют льготных преимуществ. Перечни объектов, которые не подлежат обложению, и льготных категорий учреждений детально представлены в ст. 374 и 381 НК РФ.

Расчет налога на имущество юридических лиц в 2018 году

Этот вопрос регулирует п. 4 ст. 376 НК РФ. Для определения налоговой базы по обязательству в части имущества организации применяют критерии ПБУ 6/01 и общероссийский классификатор основных средств (далее — ОКОФ). Приказ Росстандарта № 458 от 21.04.2016 регулирует переход основных фондов на новый классификатор. Документ содержит подробное и уточненное описание кодов и расшифровок.

Налог на имущество в 2018 году рассчитывайте по-новому. Перед составлением декларации или промежуточного (авансового) расчета обновите ОКОФ, а при расчете налоговой базы исключите объекты, которые перечислены п. 4 ст. 374 и ст. 381 НК РФ, то есть те, которые нужно исключить из базы:

  • основные средства, отнесенные к первой или ко второй группе обновленного классификатора;
  • земельные объекты и объекты природопользования;
  • движимые основные фонды, приобретенные после 1 января 2013 года (кроме имущества, которое принято к учету в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также имущества взаимозависимых лиц, согласно условиям п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
  • не принятые на баланс объекты фонда, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.

Бюджетники рассчитывают и перечисляют налог в соответствующий бюджет по среднегодовой стоимости. Но есть исключения! Они определяются индивидуально, поэтому уточнить их можно только в налоговой инспекции.

Примеры расчета

Рассмотрим несколько примеров расчета таких налогов. Напоминаем, что вы можете бесплатно воспользоваться калькулятором на нашем сайте.

Рассчитаем размер годового платежа в региональный бюджет по линейному методу начисления амортизации для бюджетников, принимая, что региональная ставка налога равна 2%. Вычислим среднегодовую стоимость по формуле:

Сргод = (С1 + С2 + С3… + С12 + С13) : (12 месяцев + 1), где:

  • С1–12 — данные бухгалтерского учета помесячно (по состоянию на 1 января, 1 февраля и так далее);
  • С13 — остаточная стоимость на конец отчетного периода (налоговый год).
Читайте так же:  Осаго на грузовиках

Определим сумму налога, применя формулу:

Н (год) = Сргод × Рег.ставка : 100%, где:

  • Н (год) — сумма налога за год;
  • Сргод — среднегодовая стоимость имущества;
  • Рег.ставка — налоговая ставка субъекта РФ (региона).

Пример 1. Средняя общеобразовательная школа в собственности имеет нежилое здание. По данным бухгалтерского учета остаточная стоимость на первое число каждого месяца составила:

1 января — 400 000 руб.;

1 февраля — 390 000 руб.;

1 марта — 380 000 руб.;

1 апреля — 370 000 руб.;

1 мая — 360 000 руб.;

1 июня — 350 000 руб.;

1 июля — 340 000 руб.;

1 августа — 330 000 руб.;

1 сентября — 320 000 руб.;

1 октября — 310 000 руб.;

1 ноября — 300 000 руб.;

1 декабря — 290 000 руб.

На конец налогового периода (31 декабря) остаточная стоимость равна 280 000 руб. Рассчитываем по первой формуле:

Сргод = (400 000 + 390 000 + 380 000 + 370 000 + 360 000 + 350 000 + 340 000 + 330 000 + 320 000 + 310 000 + 300 000 + 290 000 + 280 000) : (12+1) = 340 000 руб.

Исчисляем сумму платежа за налоговый период:

Н = (340 000 × 2%) : 100% = 6800 руб.

Пример 2. На балансе отдела культуры числится автомобиль (эксплуатируемый предыдущим юридическим лицом более 1,5 года). Автомобиль приобретен в июле 2014 г. при реорганизации юридического лица, и стоимость покупки составила 1 200 000 руб. Срок полезного использования — 60 месяцев. По данным бухучета на 01.01.2017 — 480 000 руб., срок эксплуатации в учреждении на ту же дату — 30 мес.

При определении класса автомобиля учитывают объем двигателя, что не относится к транспортным средствам представительского класса (объем двигателя не влияет на то, к какому классу отнести автомобиль, всегда считается 5-м классом). Для определения срока эксплуатации транспортного средства, которое было в употреблении, важную роль играет дата первоначального ввода в эксплуатацию. От первоначальной даты эксплуатации у первого владельца будет определятся срок дальнейшего полезного использования (далее — СПИ, срок). Согласно условиям ОКОФ автомобили могут относится к 3 амортизационным группам:

  • третья группа — СПИ 3–5 лет;
  • четвертая группа — срок 5–7 лет;
  • пятая группа — срок 7–10 лет.

Сргод за I квартал 2018 г. = (480 000 + 456 000 + 432 000 + 408 000) : (3+1) = 1 776 000 : 4 = 444 000 руб.

Н за I кв. 2018 г. = 1/4 × (444 000 × 2% : 100%) = 0,25 х 8 880 = 2 220 руб.

Пример 3. В январе 2018 года в автономное учреждение передано два ноутбука, по цене 65 000 и 30 000 руб. Согласно новой классификации ОФ, ноутбуки и персональные компьютеры относим ко 2-й амортизационной группе, значит, в налоговую базу данные основные средства не входят.

Пример 4. Ксерокс (3-я амортизационная группа — ОКОФ 330.28.23.22) на балансе муниципальной больницы с января 2016 г. Первоначальная стоимость 80 000 руб. СПИ — 60 месяцев. Не включается в расчет налогооблагаемой базы (п. 25 ст. 381 НК РФ), так как принято к учету после 01.01.2013 и относится к движимому имуществу (ст. 130 ГК РФ).

Пример 5. Металлический крупногабаритный сейф стоимостью 300 000 руб. принят на учет в феврале 2013 г. Основное средство является движимым, то есть легко демонтируется, куплено после 01.01.2013, поэтому в базу для исчисления налогов организаций не включается.

Как рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости бюджетникам

Организации, которые финансируются за счет бюджетов всех уровней, должны исчислять налоговые обязательства по среднегодовой стоимости, если иное не предусмотрено законодательством. Региональные власти вправе установить перечень имущества, которое попадает под уплату по кадастровой стоимости. На первый день отчетного периода (1 января) информация публикуется на официальных сайтах законодательного органа субъекта РФ.

Если оно в списке, бухгалтер должен:

  1. Запросить кадастровую стоимость недвижимости в Росреестре.
  2. Высчитать долю здания пропорционально занимаемым площадям, если недвижимость находится в совместной (долевой) собственности.
  3. Вычислить размер налогового обязательства организации по кадастровой стоимости за год или за квартал, если в вашем регионе предусмотрены авансовые перечисления.

Формула для расчетов:

Налоговое обязательство имущества организации по кадастровой стоимости (НКС) = кадастровая стоимость × налоговая ставка × число месяцев владения имуществом / число месяцев в отчетном периоде.

Сумма авансового перечисления равна одной четвертой от годового размера налога на имущество.

Если имущество отсутствует в утвержденном перечне, продолжайте исчислять налоговое обязательство по-старому. Если перечень отсутствует или возникли спорные вопросы, запишитесь на консультацию в ФНС. Там же вы сможете уточнить реквизиты для перечисления платежей в региональный бюджет.

Налог на движимое имущество с 2018 года

С 2018 года юридические лица вновь обязаны платить налог на движимое имущество. Соответствующие изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Расскажем о «новом» налоге, ставках и льготах для организаций, а также о том, когда платить налог и как отчитываться в налоговую.

До 2018 года юридические лица были освобождены от уплаты налога на движимое имущество по объектам, введенным в эксплуатацию после 1 января 2013 года. Однако с 1 января 2018 года вступил в силу новый Федеральный закон от 27.11.17 № 335-ФЗ, согласно которому с этого года отменена федеральная льгота по налогу для движимых объектов, принадлежащих организациям. Подробнее о налоге на движимое имущество организаций с 2018 года читайте далее.

Налог на движимое имущество в 2018 году для юридических лиц: изменения

С 1 января 2018 года, согласно новой редакции статей 380 и 381.1 НК РФ, льгота по налогу на движимое имущество организаций больше не применяется. То есть фактически это означает возвращение в России налога на движимое имущество.

Кто платит налог. Налог обязаны платить все организации — владельцы движимого имущества, которые применяют общую систему налогообложения. При этом власти каждого региона России наделены правом самостоятельно определять, предоставлять юридическим лицам льготу по налогу на движимое имущество или нет, то есть могут освободить организации от уплаты налога на имущество. Кодекс по этому поводу теперь прямо указывает:

Законом субъекта РФ в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

Одновременно статья 381.1 НК РФ зафиксировала право регионов вводить налоговые льготы для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также для инновационного выскокоэффективного оборудования. Параметры и условия льгот не определены.

Не платят налог на движимое имущество представители малого бизнеса, работающие на упрощенной системе налогообложения (УСН) и системе в виде единого налога на вмененный доход ЕНВД. Упрощенцы освобождены от уплаты налога со всего движимого имущества (п. 2-3 ст. 346.11 НК РФ). Упрощенцы платят налог только налог на имущество с объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Обязанность платить налог на имущество на УСН, была установлена Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ. Объектом налогообложения для УСН является все недвижимое имущество, имеющее кадастровую стоимость на начало налогового периода. К такому имуществу относятся торговые и деловые центры, помещения в них.

Какое движимое имущество облагается налогом. Из статьи 374 НК РФ следует, что объект обложения налогом на имущество определяется по статье 130 ГК РФ. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество. Если недвижимое имущество — это все имущество, которое связано с земельным участком, то движимое — это то, что не относится к недвижимости (производственное оборудование, транспорт, ценные бумаги, долевые части в бизнесе, линии связи и т.д.).

Ставка и льготы по налогу на движимое имущество в 2018 году

В 2018 году максимальная ставка по налогу на движимое имущество не должна превышать 1,1%. (п. 3.3 ст. 380 НК РФ). С 2019 года максимальное значение, которое может быть установлено местным законом, — 2,2%, что вдвое больше.

Власти субъекта могут полностью освободить имущество от налога либо утвердить пониженные ставки в пределах до 1,1 % (п. 3.3 ст. 380 НК). Например, освобождение есть в Подмосковье (Закон Московской области от 03.10.17 № 159/2017-ОЗ). Пониженные ставки действуют в Тульской и Тюменской областях — 0,55 % (Закон Тульской области от 30.11.17 № 82-ЗТО, Закон Тюменской области от 24.10.17 № 74).

Оставалось неясным, как платить налог, если власти региона вообще не приняли закон со ставкой по налогу на движимое имущество. ФНС в письме от 20.12.17 № БС-19-21/327 разъяснила, что если это так, то в 2018 году налог за движимое имущество надо платить по ставке 1,1 % (п. 4 ст. 380 НК). Это касается случаев, когда власти региона не продлили льготу и других ставок не утвердили.

Ставку 1,1 % применяйте как к новым основным средствам, которые вы примете на учет в 2018 году, так и к старым, которые учитываете на балансе с 2013 года.

Власти региона вправе принять закон о льготе позднее и установить ее задним числом, с 1 января. Если закон улучшает положение налогоплательщиков, то может иметь обратную силу. Значит, компании вправе будут вернуть ранее уплаченный налог. Поэтому отслеживайте информацию в официальных источниках. Возможно, власти региона уже приняли закон.

Какие решения приняты в регионах, смотрите в таблице ниже. Например, в Липецкой области льготу по налогу сохранили полностью, а в Тульской области ставку снизили в два раза.

Если вы не нашли свой регион, то вопрос о льготе пока не решен, поэтому надо платить налог по «льготному» имуществу за 2018 год по ставке 1,1%. Еще возможны изменения. Мы сообщим о них — следите за обновлением.

Изменения в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2018 году. Применение «1С:Бухгалтерии государственного учреждения»: ответы на вопросы слушателей семинара «1С:Консалтинг»

В период с 3 мая по 1 октября 2018 года более 60 партнеров фирмы «1С» в 55 городах России при методической поддержке фирмы «1С» проводят очередной семинар-тренинг «Изменения в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2018 году. Применение «1С:Бухгалтерии государственного учреждения». Предлагаем вам подборку ответов на вопросы, отзывы слушателей и фоторепортажи с этого семинара.

О семинаре «Изменения в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2018 году. Применение «1С:Бухгалтерии государственного учреждения»

С целью оказания методической поддержки бухгалтерским службам государственных и муниципальных учреждений фирма «1С» вместе с региональными партнерами проводит серию семинаров по теме: «Изменения в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2018 году. Применение 1С:Бухгалтерии государственного учреждения» – массовое просветительское мероприятие по единой программе более чем в 55 городах России.

Семинар ориентирован на слушателей, желающих повысить квалификацию по актуальным вопросам изменений в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2018 году. На семинаре рассматриваются особенности применения бюджетной классификации, вопросы применения СГС «Основные средства», «Аренда» с учетом положений СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» и требований методических рекомендаций Минфина России, переходные положения, вопросы налогообложения, а также уделяется внимание особенностям формирования и представления квартальной отчетности с применением «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред.1 и 2) для казенных, бюджетных и автономных учреждений.

В программе семинара:

  • Особенности применения бюджетной классификации в 2018 году (Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н в редакции Приказа Минфина России от 27.12.2017 № 255н);
  • Применение СГС «Основные средства» и «Аренда», учет переходных положений»;
  • Отдельные вопросы налогообложения госучреждений в 2018 году;
  • Актуальные вопросы формирования и представления отчетности в 2018 году: на что обратить внимание;
  • Практические примеры ведения учета в казенных, бюджетных и автономных учреждениях с применением «1С:Бухгалтерии государственного учреждения» (ред. 1 и 2).
  • Ответы на вопросы

Наибольшее количество слушателей в городах России собрали семинары, проведенные фирмами:

Методическая поддержка участников семинара

В пособии рассматриваются:

— особенности применения бюджетной классификации,

— вопросы применения СГС «Основные средства», «Аренда» с учетом положений СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» и требований методических рекомендаций Минфина России,

— а также уделяется внимание особенностям формирования и представления квартальной отчетности с применением «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8») для казенных, бюджетных и автономных учреждений.

В первом разделе пособия приводится обзор изменений в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2018 году.

Во втором и третьем разделе представлены практические примеры ведения учета в бюджетных, автономных и казенных учреждениях в редакции 1 и 2 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

Представленные в настоящем пособии рекомендации будут полезны в практической работе бухгалтерам казенных, бюджетных и автономных учреждений в 2018 году с применением программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Ответы на вопросы слушателей семинара

Как показывает практика, у бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений много вопросов, которые возникают в их повседневной работе, на все эти вопросы можно получить ответы на семинаре «Изменения в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2018 году. Применение 1С:Бухгалтерии государственного учреждения»

Департамент имущества является администратором доходов от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов. Права муниципальной собственности на такие земельные участки не зарегистрированы, но у муниципалитета есть полномочия по распоряжению такими земельными участками (сдача в аренду, продажа с торгов, предоставление без торгов для льготных категорий граждан). В настоящее время такие земельные участки в бухгалтерском учете не отражены. На счете 108.55 «Непроизведенные активы, составляющие казну» учитываются земельные участки, на которые у муниципалитета есть зарегистрированные права муниципальной собственности и которые включены в состав Муниципальной имущественной казны.

Нужно ли учитывать земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов? Может быть, на счете 01 как «права ограниченного пользования чужими земельными участками» в соответствии с Приказом Минфина № 64н от 31.03.2018 г. по кадастровой стоимости, кадастровая стоимость таких земельных участков известна.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность осуществляется в соответствии Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Земельные участки, не находящиеся в федеральной, муниципальной собственности, а также в собственности субъекта РФ, юридических и физических лиц, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Земля является непроизведенным активом. Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157, в редакции, применяемой до 1 января 2018 г., на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» учитывались только земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости) на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком.

Разъяснения порядка учета земельных участков, собственность на которые не разграничена, ранее были приведены в письме Минфина России от 31.08.2015 № 02-07-10/49963. В письме указано, что до принятия соответствующих федеральных стандартов бухгалтерского учета земельные участки, право собственности на которые не разграничено, могут учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по их кадастровой стоимости, с одновременным отражением на счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».

Читайте так же:  Доверенность на подписание документов физического лица

С 01.01.2018 организации госсектора должны применять федеральные стандарты бухгалтерского учета:

  • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • Основные средства (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • Аренда (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н).

По своей экономической сути земельные участки, право собственности на которые не разграничено, расположенные в границах публично-правого образования и передаваемые им в возмездное пользование (аренду), являются активом.

Согласно Стандарту «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

«Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Контроль над активом имеет место, если субъект учета обладает правом использовать актив, в том числе временно, для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности (выполняемых функций, полномочий) и может исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам.» (п. 36 Стандарта);

«Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности признание объекта бухгалтерского учета осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:

а) соответствие объекта бухгалтерского учета определению, установленному настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) уверенности субъекта учета в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом бухгалтерского учета;

в) возможности оценить стоимость объекта бухгалтерского учета с учетом положений настоящего Стандарта, кроме случаев, установленных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.» (п. 47 Стандарта).

Согласно пункту 7 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы» (утв. приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н), далее – Стандарт «Непроизведенные активы»

«Объект непроизведенных активов подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе нефинансовых активов при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость такого объекта можно достоверно оценить.

Объекты непроизведенных активов, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики (далее — забалансовый учет).»

Согласно подпункту «в» пункта 10 Стандарта «Непроизведенные активы»

«Признание (принятие к бухгалтерскому учету) земельных участков осуществляется следующими субъектами учета:

…в части учета земельных участков, на которые не разграничена государственная собственность, которые не внесены в государственный кадастр недвижимости и не закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования, но которые используются (например, передаются в возмездное и безвозмездное пользование) — органы государственной власти (местного самоуправления), уполномоченные на распоряжение земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена

Хотя Стандарт «Непроизведенные активы» будет применяться при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года (п. 2 приказа Минфина России от 28.02.2018 №34н), с 1 января 2018 г. уже применяется Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», согласно которому требуется учитывать все активы, поэтому такие земельные участки следует учитывать в составе нефинансовых активов на соответствующем аналитическом счете счета 103 00 «Непроизведенные активы».

Согласно пункту 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157 в актуальной редакции (утв. приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н) Земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка — по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо, при невозможности определения такой стоимости, — в условной оценке, один квадратный метр — 1 рубль.

По мнению методологов Минфина России, высказанному на совещании «Актуальные вопросы внедрения и применения СГС. Переход на СГС, применяемых с 2019 года» в рамках круглого стола для финансовых органов Северо—Западного федерального округа (07.06.2018 –08.06. 2018, г. Санкт—Петербург), земельные участки, на которые государственная собственность не разграничена, следует принять к учету на счет 103 13 «Прочие непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения».

В соответствии с пунктом 80 Инструкции № 157н единицей бухгалтерского учета непроизведенных активов является инвентарный объект. Также, учитывая тот факт, что земли в общем случае принимаются к учету по кадастровой стоимости отдельного участка учреждению госсектора необходимо организовать учет таких непроизведенных активов в разрезе каждого участка с площадью и кадастровым номером. При этом в целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. 81 Инструкции № 157н).

Положениями пункта 16 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция №162н), бухгалтерские записи по принятию к учету земельных участков, собственность на которые не разграничена, не определены. По нашему мнению, в текущем году такие операции могут отражаться аналогично операциям по получению земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования бухгалтерской записью:

Д-т КРБ 1 103 13 330, К-т КДБ 1 401 10 189.

В межотчетном периоде операции отражаются в корреспонденции со счетом 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Д-т КРБ 1 103 13 330, К-т КДБ 1 401 30 000.

Последнюю запись можно сделать только при наличии соответствующей информации в документах инвентаризации, проведенной по состоянию на 1 января 2018 г. в целях подтверждения данных отчетности за 2017 год.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции № 162н финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 162н.

Внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов, в т.ч. при предоставлении в аренду, отражается по дебету и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 103 00 «Непроизведенные активы» и одновременно на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».

В 2018 г. предоставление в аренду земельных участков отражается в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н) и квалифицируется как операционная аренда. Подробнее об учете объектов операционной аренды в статье «Учет объектов операционной аренды при передаче в аренду земельных участков», публикуемой в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

КУ МИ сдает в аренду физическим и юридическим лицам земельные участки, учитываемые на счете 108 00 «Имущество казны», не закрепленные за КУМИ. Попадает ли такая аренда под СГС «Аренда»?

Стандарт «Аренда» (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н):

«2. Настоящий Стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (далее — объекты учета аренды).

16. Объекты учета аренды, возникающие по договору аренды земель (объектов имущества, признаваемых для целей бухгалтерского учета непроизведенными активами), классифицируются для целей настоящего Стандарта как объекты учета операционной аренды.

9. Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, органом, уполномоченным на управление таким имуществом, кроме случаев, указанных в пункте 10 настоящего Стандарта, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.

10. Объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций) не классифицируются в качестве объектов учета аренды.»

Таким образом, передача в аренду физическим и юридическим лицам земельных участков – имущества казны должна учитываться согласно стандарту «Аренда», классифицируется как операционная аренда.

Администрация сдает в аренду земельные участки под гаражи, под размещение нестационарного торгового объекта и т.д. Как это учитывать в 2018 году?

Здесь ключевые слова «сдает в аренду». Согласно пункту 16 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н), далее — Стандарт «Аренда»

«Объекты учета аренды, возникающие по договору аренды земель (объектов имущества, признаваемых для целей бухгалтерского учета непроизведенными активами), классифицируются для целей настоящего Стандарта как объекты учета операционной аренды.»

Методика отражения объектов учета операционной аренды в бухгалтерском учете правообладателя (арендодателя) имущества приведена в пунктах 24, 25 Стандарта «Аренда.

Бухгалтерские записи по отражению в бюджетном учете объектов учета операционной аренды арендодателем (балансодержателем имущества) приведены в части III.3 Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, а также в Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н в редакции от 31.03.2018.

Подробнее об учете и отражении в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» объектов операционной аренды при передаче в аренду земельных участков в статье «Учет объектов операционной аренды при передаче в аренду земельных участков» , публикуемой в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

Скажите, в чем разница с прошлыми периодами, если счет 101.40 по лизингу существовал и раньше?

Раньше объекты лизинга учитывались на счете 101.40. Теперь они учитываются на счетах 101 10 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения», 101 20 «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» или 101 30 «Основные средства — иное движимое имущество учреждения».

Согласно Стандарту «Аренда» (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н)

«18.1. Объект учета неоперационной (финансовой) аренды в виде актива, отражается пользователем имущества (арендатором) в составе основных средств с одновременным признанием в бухгалтерском учете обязательств (кредиторской задолженности по аренде) перед правообладателем (арендодателем) на дату классификации объектов учета аренды (далее — арендные обязательства пользователя (арендатора).

18.3. Оценка (величина) арендных обязательств пользователя (арендатора) определяется в сумме, наименьшей из:

а) суммы справедливой стоимости имущества, предоставляемого в пользование;

б) дисконтированной стоимости арендных платежей.»

Условия договора лизинга бывают разные. Например, ранее объект мог продолжать учитываться на балансе лизингодателя. Согласно пункту 5 стандарта «Аренда» при финансовой аренде теперь всегда объект учитывается на балансе арендатора:

«Необходимость отражения арендатором (лизингополучателем) и арендодателем (лизингодателем) объектов учета аренды, возникающих при заключении (исполнении) договоров лизинга, на балансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета определяется в соответствии с настоящим Стандартом вне зависимости от условий определения балансодержателя объекта лизинга, установленных по взаимному соглашению сторон в договоре лизинга.»

Поскольку в коммерческом секторе соответствующий стандарт «Аренда» вступит в действие не ранее 2020 г., то теоретически может быть такая ситуация, когда один и тот же объект может учитываться на балансе у арендатора и лизингодателя. Но тут важно известить лизингодателя о новом порядке учета, чтобы не платить налог на имущество дважды.

Финансовая аренда не только лизинг.

Признаки финансовой аренды приведены в пункте 13 Стандарта «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н)

Согласно пункту 14 Стандарта «Аренда» к объектам учета неоперационной (финансовой) аренды также относятся объекты бухгалтерского учета, возникающие при:

а) предоставлении государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, органом, уполномоченным на управление таким имуществом, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, если выявлены признаки, указанные в пункте 13 настоящего Стандарта;

б) заключении органом, уполномоченным на управление государственным (муниципальным) имуществом, а также субъектом учета договора лизинга, в которых они выступают либо арендодателями (лизингодателями), либо арендаторами (лизингополучателями).

На счетах 101 40 теперь учитываются объекты операционной аренды — права пользования.

Собственником здания является управление имущественных отношений (РБС- функционирование). На праве оперативного управления по договору здание передано ХОЗУ (РБС-администрация). ХОЗУ передает это здание своему РБС – администрации в безвозмездное пользование. Надо ли администрации отражать операции по аренде или это в ХОЗУ?

Согласно части II Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464

«в случае передачи учреждениями, созданными собственником государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов при выполнении ими функций по осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества, и организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственном, в целях использования последними указанного имущества при выполнении возложенных на них функций (полномочий), без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию, классификация объектов учета аренды не осуществляется — положения СГС «Аренда» к указанным операциям (отношениям) не применяются.

При этом операции по передаче такого имущества подлежат отражению в порядке, предусмотренном до применения СГС «Аренда» (до 1 января 2018 года) иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета:

передающей стороной — на соответствующих счетах аналитического учета основных средств (0 101 00 000 «Основные средства») с одновременным отражением на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;

принимающей стороной — на соответствующих счетах забалансового учета, предусмотренного актами субъекта учета, принятыми в рамках формирования его учетной политики (счет 01 «Имущество, полученное в пользование»).»

Таким образом, если у учреждения – пользователя нет обязанности по содержанию переданного ему имущества, то положения СГС «Аренда» к указанным операциям (отношениям) не применяются.

Иначе – положения СГС «Аренда» к указанным операциям (отношениям) применяются и тем, кто передал имущество, и тем, кто получил.

В МКУ на балансе стоит два здания. В первом здании находимся мы сами и Администрация, КУМИ, РайОО, РайФо (занимают отдельные кабинеты), договора заключены не были. Второе здание целиком занимает Соцзащита, с которой заключен договор безвозмездного пользования. За электроэнергию и коммунальные услуги платит сама Соцзащита. Будет ли в данном случае с 2018 года применятся СГС «Аренда»?

1. В первом находимся мы сами и Администрация, КУМИ, РайОО, РайФо (занимают отдельные кабинеты), договора заключены не были…

В данном случае необходимо проанализировать отношения с юридическими лицами, занимающими отдельные кабинеты.

Возможно, МКУ наделено полномочиями, аналогичными тем, о которых говорится в части II Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Методические указания):

«в случае передачи учреждениями, созданными собственником государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов при выполнении ими функций по осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества, и организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственном, в целях использования последними указанного имущества при выполнении возложенных на них функций (полномочий), без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию, классификация объектов учета аренды не осуществляется — положения СГС «Аренда» к указанным операциям (отношениям) не применяются.

Читайте так же:  Договор о передаче авторского надзора

При этом операции по передаче такого имущества подлежат отражению в порядке, предусмотренном до применения СГС «Аренда» (до 1 января 2018 года) иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета:

передающей стороной — на соответствующих счетах аналитического учета основных средств (0 101 00 000 «Основные средства») с одновременным отражением на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;

принимающей стороной — на соответствующих счетах забалансового учета, предусмотренного актами субъекта учета, принятыми в рамках формирования его учетной политики (счет 01 «Имущество, полученное в пользование»).»

Если же МКУ не наделено полномочиями, указанными в части II Методических указаний, то отношения классифицируются как безвозмездное пользование и необходимо заключить с Администрацией, КУМИ, РайОО, РайФО договоры операционной аренды на льготных условиях.

2. Все второе здание занимает Соцзащита, с которой заключен договор безвозмездного пользования. За электроэнергию и коммунальные услуги платит сама Соцзащита. Будет ли в данном случае с 2018 года применяться СГС «Аренда»?

Если договором о передаче имущества в безвозмездное пользование предусмотрено содержание имущества пользователем, то такая передача подпадает под определение «операционная аренда» и должна отражаться в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н). Об этом сказано в письме Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794.

Согласно положениям федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (далее — СГС «Аренда») объекты учета аренды классифицируются для целей бухгалтерского учета в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта учета аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных пунктами 12 — 14 СГС «Аренда», либо объектами учета операционной аренды, либо объектами учета неоперационной (финансовой) аренды.

…В случае если договор безвозмездного пользования имуществом (нежилым помещением) заключен на неопределенный срок и в соответствии с условиями договора в любое время может быть расторгнут согласно статье 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, а обоснованиями бюджетных ассигнований предусмотрены расходы на содержание такого имущества (нежилого помещения) для использования его субъектом учета в целях обеспечения выполняемых им функций на весь период бюджетного цикла, то для целей бухгалтерского учета полученное право пользования имуществом (нежилым помещением) признается активом.

При признании указанного актива следует классифицировать его как объект учета операционной аренды, полагаясь на принцип допущения непрерывности деятельности субъекта учета, принимая во внимание период бюджетного цикла и рыночную стоимость арендных платежей по аналогичным объектам имущества.»

Исходя из вопроса право собственности на здание не планируется передавать Соцзащите. Таким образом, передача здания Соцзащите по договору безвозмездного пользования классифицируется как операционная аренда на льготных условиях.

При сдаче имущества в безвозмездную аренду как правильно заполнять документ «Начисление доходов будущих периодов»? «Сумму по договору» указать — 0? А «Справедливую стоимость» нужно указывать для расчета упущенной выгоды?

Да. В документе «Начисление доходов будущих периодов» в графе сумма по договору цена отсутствует = 0 , а графу «Справедливая стоимость» следует заполнить суммой, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.

Училище олимпийского резерва (бюджетное учреждение) периодически арендует помещения, сооружения на срок, как правило, от полугода до года для тренировки своих учащихся. В этом случае должны ли мы в 2018 году ставить на баланс арендованное помещение (или сооружение)? Или, как прежде, проводим услуги по аренде через счет 302.24?

С 01.01.2018 подлежит применению Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, далее – Стандарт «Аренда».

В качестве объектов учета аренды в соответствии с пунктом 2 Стандарта «Аренда» классифицируются объекты бухгалтерского учета, возникающие при получении (предоставлении государственного (муниципального)) имущества во временное владение (пользование):

  • по договору аренды (имущественного найма);
  • по договору безвозмездного пользования.

Стандарт «Аренда» выделяет два типа аренды:

1. Операционная аренда. Это наиболее распространенный вариант среди «обычных» государственных (муниципальных) учреждений. Объекты учета операционной аренды возникают, например, при передаче или получении в аренду помещений, транспортных средств и другого имущества на небольшой срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), несопоставимый с оставшимся сроком полезного использования имущества (п. 12 Стандарта), а также при передаче или получении в аренду земли (непроизведенных активов) (п. 16 Стандарта).

2. Неоперационная (финансовая) аренда. Объекты учета неоперационной (финансовой) аренды возникают при заключении договоров лизинга, а также в некоторых особых случаях (п. 13, 14 Стандарта), в частности:

  • при передаче имущества казны в аренду или безвозмездное пользование коммерческим и некоммерческим организациям на долгосрочной основе;
  • при предоставлении арендодателем рассрочки по уплате арендных платежей.

Подробно порядок классификации объектов бухгалтерского учета в качестве объектов учета операционной или финансовой аренды рассмотрен в пунктах 12-16 Стандарта.

Согласно Стандарту «Аренда» получение в аренду помещений, сооружений на срок от полугода до года относится к операционной аренде.

Методика отражения арендатором объектов учета операционной аренды в бухгалтерском учете приведена в пунктах 20, 21 Стандарта «Аренда».

Разъяснения по применению Стандарта «Аренда» доведены письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464.

В отличие от прежнего порядка, когда арендатор ежемесячно отражал в учете начисление арендной платы, теперь при признании объекта операционной аренды на учет ставится право пользования активом в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом согласно договору, ежемесячно начисляется амортизация права пользования активом в сумме месячных арендных платежей.

Подробнее об учете и отражении в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» объектов операционной аренды арендатором в статье «Учет объектов операционной аренды при получении имущества в аренду»

Администрация округа часть помещений (в оперативном управлении) сдает в долгосрочную аренду за определенную плату, а часть сдает безвозмездно. Как правильно это учитывать? Как выделить эти части на 25, 26 счете?

В Методических указаниях по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 сказано:

«При передаче в пользование части инвентарного объекта основного средства, в случае, когда субъектом учета не принято решение об обособлении передаваемой части имущества (например, отдельного элемента оборудования, автомобиля, части помещения) корреспонденции по внутреннему перемещению или обособлению передаваемой части инвентарного объекта в бухгалтерском учете не отражаются*. Вместе с тем, в Инвентарной карточке (ф. 0504031) у передающей стороны подлежит отражению информация о передаче части инвентарного объекта основного средства в пользование….»

«…Решение об обособлении в отдельный инвентарный объект основного средства части имущества, передаваемого в пользование по операционной аренде, целесообразно принимать исключительно в случае, когда такой объект имущества субъект учета предполагает в дальнейшем (по завершении договора аренды (пользования)) использовать как самостоятельный объект (с обособлением выполняемой им целевой функции).**»

*) Поскольку согласно пункту 33 Инструкции № 157н операции по передаче (возврату) материального объекта нефинансовых активов в безвозмездное или возмездное пользование отражаются на забалансовом счете 25 (26) одновременно с отражением внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов на соответствующих балансовых счетах учета нефинансовых активов, то если при передаче части объекта ОС, не выделенной в отдельный инвентарный объект, не требуется отражение внутреннего перемещения, то соответственно не требуется и отражение ее на забалансовом счете 25 (26).

**) Согласно пункту 45 Инструкции № 157н «отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств».

Таким образом, если помещение сдается в аренду на продолжительный срок, его целесообразно выделить в отдельный инвентарный объект.

Для выделения части инвентарного объекта с целью принятия части на учет как самостоятельный объект производится разукомплектование.

В 2017 году МУ «Управление ГОЧС г.о. Кинешма» получило в безвозмездное пользование от ОГКУ «Управление по ОЗН и ПБ» имущество (основные средства) по Договору безвозмездного пользования имуществом Ивановской области.

В договоре прописано, что Ссудодатель (ОГКУ) передает Ссудополучателю (Управление) движимое имущество, входящее в комплексную систему экстренного оповещения населения, в соответствии с Перечнем (прилагается), а Ссудополучатель принимает это имущество и обязуется использовать его в соответствии с назначением, обязано проводить текущий ремонт данного имущества и нести все расходы по содержанию его. Ссудополучатель не имеет права заложить данное имущество, сдать в аренду, передать в пользование третьей стороне или распорядиться им иным способом.

На каком счете учитывать данное имущество: на балансовом или на забалансе?

До перехода на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора указанные объекты подлежали учету у ссудополучателя на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции № 157н).

С момента перехода на применение СГС «Аренда» эти объекты классифицируются как объекты аренды и подлежат отражению на балансовых счетах по справедливой стоимости в соответствии с пунктами 26 — 28 Стандарта «Аренда» и Инструкцией № 157н (в ред. приказа Минфина России от 31 марта 2018 г. № 64н). В данном случае, по условиям договора перехода права собственности на имущество к арендатору не происходит, поэтому аренду по договору безвозмездного пользования следует классифицировать как операционную на льготных условиях. Для учета объектов операционной аренды — прав пользования активами, осуществляемого пользователем (арендатором) в соответствии со Стандартом «Аренда», в Едином плане счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н в редакции от 30.03.2018 № 64н) предназначен счет 111 40 «Права пользования».

Автономное учреждение-арендодатель предоставляет в аренду помещение коммерческим организациям. Договор бессрочный. По первому договору арендатор возмещает коммунальные расходы и производит арендную плату. А по второму договору — только оплата арендных платежей. Как отразить операции по этим договорам?

Отношения по договору аренды регулируются гл. 34 ГК РФ. Арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Сроку договора аренды посвящена ст. 610 ГК РФ. Если срок аренды в договоре не определен, он считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества – за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Поскольку бессрочный договор аренды может быть расторгнут в любой срок по соглашению сторон, для целей бухгалтерского учета он считается операционной арендой (п. 12 СГС «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, далее – СГС «Аренда», Стандарт). В отношении договора бессрочного безвозмездного пользования такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794. Подробнее читайте на сайте 1С:ИТС

Объекты учета аренды, возникающие по договору, в рамках которого арендные платежи являются только платой за пользование арендованного имущества (арендной платой), классифицируются для целей СГС «Аренда» как объекты учета операционной аренды (п. 15 Стандарта).

Если автономное учреждение не планирует впоследствии передавать имущество арендатору в собственность, операции следует рассматривать в рамках операционной аренды.

Порядок отражения в бухгалтерском учете объектов операционной аренды арендодателем приведен в разд. III.3 Методических рекомендаций (доведены письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464), а также в соответствующих пунктах инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

Подробнее об учете и отражении объектов операционной аренды арендодателем в редакции 2 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» в статье Отражение арендодателем расчетов по операционной аренде .

В отношении второго договора не вполне понятно, будет ли арендатор самостоятельно оплачивать коммунальные услуги и другие эксплуатационные расходы поставщикам этих услуг или же стоимость услуг включена в размер арендной платы. Если предусмотрен второй вариант (расходы учтены в размере арендной платы), по нашему мнению, затраты на содержание имущества, сданного в аренду (операции 7, 8), целесообразно относить на счет 109 00, чтобы сформировать себестоимость услуг по сдаче объектов в аренду.

При передаче в пользование части инвентарного объекта основного средства (помещения в здании) в случае, когда учреждением не принято решение об обособлении передаваемой части имущества, корреспонденции по внутреннему перемещению или обособлению передаваемой части инвентарного объекта в бухгалтерском учете не отражаются. Вместе с тем, в Инвентарной карточке (ф. 0504031) у передающей стороны отражается информация о передаче части инвентарного объекта основного средства в пользование.

Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Подпадает ли предоставление места в общежитии студентам и аспирантам на срок обучения под стандарт «Аренда»? ФБУ ВПО

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон об образовании, установлена обязанность учреждений образования, при наличии жилищного фонда, предоставлять обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения, нуждающимся в жилье, жилые помещения в общежитиях (п. 1 ст. 39 Закона об образовании). С каждым таким обучающимся заключается договор найма жилого помещения в общежитии и взимается плата за проживание в нем (п. 2 ст. 39 Закона об образовании).

В соответствии с пунктом 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации (от 29.12.2004 № 188-ФЗ) договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Жилищный фонд включает в себя жилые помещения в общежитии, и услуги общежития являются жилищными. В связи с этим услуги по предоставлению в пользование койко-мест в общежитиях являются услугами по предоставлению в пользование помещений (Постановления ФАС СКО от 03.10.2011 № А32-34416/2010, ФАС УО от 12.05.2008 № Ф09-3292/08-С2, ФАС ВВО от 26.03.2007 № А79-6049/2006, ФАС МО от 29.12.2011 № А40-120210/10-116-467). Поэтому услуги по предоставлению в пользование жилых помещений и койко-мест в общежитиях не подпадают под стандарт «Аренда», и расчеты с нанимателями в 2018 году учитываются в прежнем порядке. Отличие состоит в применении новых счетов расчетов, введенных в Единый план счетов бухгалтерского учета приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н в связи с детализацией доходных статей КОСГУ (приказ Минфина России от 27.12.2017 № 255н).

Согласно пункту 3 статьи 39 Закона об образовании наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.

Компенсация затрат учреждения вне рамок договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования подлежит отражению по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (письмо Минфина России от 06.04.2018 № 02-05-10/22911) и отражается на счете 209 34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».

Бухгалтерские записи по расчетам за услуги по предоставлению помещений в общежитии и документы, которыми они оформляются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2), приведены в таблице.