В России может появиться новый специальный налоговый режим

Минвостокразвития России подготовило соответствующие законопроекты.

Так, первым законопроектом 1 предусмотрено создание регионального финансового центра свободного порта Владивосток, нацеленное на обеспечение глобальной конкурентоспособности территории свободного порта, улучшение качества и доступности финансовых услуг, а также развитие международного регионального сотрудничества.

В Федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» может появиться новая глава, закрепляющая правовой режим регионального финансового центра свободного порта Владивосток и порядок его функционирования. Сопутствующие поправки предусмотрены в иные федеральные законы.

В свою очередь, вторым законопроектом 2 предлагается включить в Налоговый кодекс новую главу, посвященную специальному налоговому режиму для участников регионального финансового центра свободного порта Владивосток (единый налог регионального финансового центра свободного порта Владивосток).

Как определить, может ли налогоплательщик применять тот или иной специальный налоговый режим? Узнайте из материала «Специальные налоговые режимы» в «Энциклопедии решений. Хозяйственные ситуации « интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Право применять указанный спецрежим (наряду с иными режимами налогообложения) могут предоставить участникам регионального финансового центра свободного порта Владивосток. Одновременно налогоплательщиков единого налога регионального финансового центра планируется освободить от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. В случае принятия закона они не будут признаваться и налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и находящиеся под ее юрисдикцией иные территории, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

В документе прописаны основные элементы налогообложения единым налогом регионального финансового центра свободного порта Владивосток:

  • налогоплательщики (лица, являющиеся участниками регионального финансового центра свободного порта Владивосток);
  • объект налогообложения (прибыль, полученная налогоплательщиком от деятельности, осуществляемой на территории регионального финансового центра);
  • налоговая база (денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов);
  • налоговый период (налоговым периодом признается календарный год, а отчетным – полугодие);
  • налоговая ставка (устанавливается в размере 6%).

Кроме того, определены порядок исчисления и уплаты единого налога, особенности определения доходов и расходов, правила представления налоговой декларации и т. п.

В случае одобрения законопроектов предлагаемые поправки вступят в силу с 1 января 2019 года.

1 С паспортом проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием и функционированием регионального финансового центра свободного порта Владивосток» можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта: 02/04/04-18/00080110).
2 С паспортом проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением специального налогового режима для участников регионального финансового центра свободного порта Владивосток» можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта: 02/04/04-18/00080132).

Особенности нового Налогового Кодекса

Вчера Верховная Рада в первом чтении утвердила Налоговый кодекс. Окончательно его утвердят до 10 июля. Новые правила предусматривают для предпринимателей принцип кнута и пряника: с одной стороны, вроде бы ожидается немало налоговых поблажек, с другой — уйти от налогов не удастся из-за ликвидации возможных путей минимизации.

Проект Налогового кодекса вызывает много дебатов даже внутри коалиции. Так, под вопросом остаются планы ввести в 2013 году налог в 5% на банковские вклады физлиц. Спорным остается и урезанный список предпринимателей-«упрощенцев», в который попали и рыночные торговцы. «В Кабмине существуют две противоположные позиции по этим вопросам, — говорит ведущий экономист Партии Регионов Ирина Горина. — Так что вернут ли рыночных торговцев в категорию «упрощенцев» — это предмет для дискуссий».

Между тем, из текста проекта Налогового кодекса убрали пункт о введении налога на недвижимость. Предполагалось, что с недвижимости размером в 500 кв. м будет взиматься 5000 грн. налога, который платился бы один раз в год. Видимо, нардепы примерили этот пункт на себя и ужаснулись. «У нас есть проект отдельного закона — налог на роскошь. Может быть, его состыкуют, и он войдет в проект кодекса ко второму чтению, может быть, добавят в проект закона о роскоши как дополнительную позицию», — разъяснила Горина.

Кроме того, еще перед первым чтением «поправили» ситуацию и с транспортным сбором. «Если ранее планировалось увеличение транспортного сбора почти в два раза, то теперь мы согласовали устраивающие всех ставки. И для владельцев авто с объемом двигателя до 3,5 «кубиков» тарифы должны остаться без изменений», — сказал нам руководитель Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

НАСЕЛЕНИЕ. Ставка подоходного налога не меняется — 15%. А заработки шахтеров, работающих под землей полный рабочий день, работников МЧС будут облагаться ставкой 10%. Налог в 30% определен для выигрышей или призов (кроме государственной денежной лотереи) и доходов нерезидентов (иностранных граждан).

БЮДЖЕТ. Парламент принял в первом чтении и бюджетный кодекс. Его основной посыл — передача части бюджетных доходов из госбюджета в местные. В частности, на местах будет оставаться часть налога на прибыль (сейчас она целиком уходит в центр).

«КАНИКУЛЫ СТРОГОГО РЕЖИМА»

Эксперты в целом позитивно оценивают сам законопроект. «Наконец становится понятной база налогообложения. Не будет законов, дублирующих друг друга. Кроме того, сокращение списка «единщиков» поставит многие виды бизнеса в равные конкурентные условия: это позволит снижать цену на продукцию и дополнительно пополнять бюджет», — считает экономист МЦПИ Александр Жолудь. А вот многие предприниматели разочарованы.

«Условия предоставления налоговых каникул для предпринимателей просто смешные: физлицам нужно иметь годовой доход до 300 тыс. гривен, а юрлицам — 100 тыс. Это в каком бизнесе такие скромные обороты? В моем продуктовом магазинчике доход даже в кризис — 350—400 тыс. гривен. И чтобы я имела право на эти каникулы, мне бы пришлось сократить свои доходы. Желательно, чтобы уровень годового дохода для налоговых каникул увеличился хотя бы до 500 тыс.», — говорит частный предприниматель Елена Сомова. В кулуарах бизнесмены прозвали эту норму законопроекта «налоговыми каникулами строгого режима с конфискацией».

Оппозиция же недовольна новым принципом начисления налога на прибыль, сверх которого местные власти могут накрутить 2—3%. «Поэтому реально налог на прибыль будет выше, чем разрекламированные 17—20%. А потому предприниматели будут вынуждены за взятки договариваться с местными властями, подкупать местные советы. Это просто страшно».

В то же время, в коалиции считают, что эта проблема надумана — местные советы будут вынуждены конкурировать между собой за то, чтоб у них регистрировались предприятия (ведь основным источником местного бюджета по-прежнему будет налог на доходы физлиц), а потому им будет выгоднее брать с предпринимателей «по минимуму» и без всяких взяток.

ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА?

Что смягчит налоговый пресс

1. Количество налогов снизят

Сейчас в Украине — 28 общегосударственных налогов, их сократят до 17. Местных налогов сейчас 14, останется только 5. Все нормы, касающиеся налогов, сведут в один закон, а более 100 подзаконных актов отменят.

2. Введут налоговые каникулы

Малый бизнес ожидают налоговые каникулы до 2015 года. Но их получат только те физлица-предприниматели, доход которых не превышает 300 тысяч гривен в год. При этом в их бизнесе не должно быть наемных работников. Кроме того, на налоговые каникулы смогут рассчитывать юрлица, годовой доход которых не превышает 100 тысяч гривен.

3. Единый налог

Ставки единого налога для физлиц остаются неизменными — 20—200 гривен в зависимости от вида предпринимательской деятельности. Для юрлиц ожидается снижение ставки в 2 раза: с 6—10% до 3—5%.

4. НДС

Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) снизится поэтапно с 20% до 17%. С 1 января 2012 года — 19%. С 1 января 2013 года — 18%. С 1 января по 31 декабря 2014 года — 17%.

5. Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль предприятий поэтапно снижается с 25% до 17%. В 2011 году ставка будет 20%, в 2012 году — 19%, в 2013 году — 18%, в 2014 году — 17%. Но местные власти могут вводить дополнительные 2—3% налога сверх базовой ставки. 2% имеют право устанавливать Верховный Совет Крыма, облсоветы, а также горсоветы Киева и Севастополя, а 3% — райсоветы и горсоветы городов областного значения

Читайте так же:  Срок действия справки об отсутствии судимости в беларуси

Что усилит налоговый пресс

1. Список предпринимателей-упрощенцев будет урезан

Сокращение категорий предпринимателей — плательщиков единого налога — планируется для того, чтобы перекрыть лазейки для ухода минимизации налогов. Многие предприятия часто оформляют своих сотрудников частными предпринимателями — плательщиками единого налога. Согласно проекту Налогового кодекса, «единщиками» теперь не могут быть больше 20 категорий: обмен валюты; продажа горюче-смазочных материалов; бухгалтера, аудиторы и прочие. Кроме того, рыночные торговцы не смогут быть «упрощенцами». Они становятся плательщиками всех налогов, обязательных для обычных предпринимателей и должны установить кассовые аппараты.

2. Упрощенцев ожидают ужесточения

Они должны отдельно платить отчисления в Пенсионный фонд (сейчас в Пенсионный фонд отчисляют часть ставки единого налога) либо подписать заявление об отказе от пенсии в будущем. По предварительной информации, расчет сумм отчислений в Пенсионный фонд будет исходить из уровня минимальной зарплаты, и будут они минимум 300 грн.

3. Кассовые аппараты

Кассовые аппараты обязательны для всех «упрощенцев». Правда, эта норма вызывает много недовольства и, вполне может быть, ее изменят ко второму чтению.

4. Налог на депозиты

С 2013 года планируется облагать налогом в 5% банковские вклады.

5. Увеличение транспортного сбора для владельцев крупнолитражных авто — с объемом двигателя от 3,5 л. Расходы по ним вырастут на 5—15 грн. Сейчас владельцы авто с объемом двигателя от 3,5 до 4,5 л платят 40 гривен за 100 куб. см, а будут платить 45 гривен за 100 куб. см. Владельцы авто от 4,5 л до 5,5 л вместо 40 грн. будут платить 50 грн. за 100 куб. см. А владельцы авто свыше 5,5 л вместо 40 грн. будут платить 55 грн. за 100 куб. см

Налоговый кодекс Украины

Новый и последний налоговый кодекс Украины: комментарии экспертов, изменения в действующем налоговом кодексе для предпринимателей

Кабинет Министров окончательно утвердил Порядок остановки регистрации налоговых накладных. Постановление №117 от 21.02.2018 года вступит в силу 22 марта этого года. К чему готовиться предпринимателям, расскажет Prostopravo

В январе Кабмин отменил два своих прошлогодних постановления о создании Межрегионального главного управления ГФС, Межрегиональной таможни и налоговой полиции. В 2017 году министр финансов Александр Данилюк решил ликвидировать подразделения ГФС в областях, которые сегодня осуществляют как сбор налогов, так и таможенные функции как независимые юридические лица. Вместо этого он предложил создать единое юридическое лицо для таможни и единое юрлицо для налоговой.

В налоговом праве существует презумпция добросовестности. То есть, плательщик налогов не может нести ответственность за нарушения, допущенные другими лицами, если не было доказано его непосредственное участие и умысел. Однако, на практике этот принцип не работает.

“За четырёхмесячный период работы системы автоматической блокировки налоговых накладных по Киеву заблокировано 36% накладных малого и среднего бизнеса”, — говорит начальник Главного управления ГФС в Киеве Людмила Демченко. Внедрённую в июле 2017 года Минфином систему автоматического подтверждения накладных, на основании которых предприятия получают налоговые кредиты на уплаченный НДС, можно назвать классическим примером подтверждения пословицы о благих намерениях, которыми устлана дорога в ад.

После того, как стало известно о том, что с нового года физическим лицам-предпринимателям и самозанятым лицам придется платить единый социальный взнос каждый месяц независимо от наличия доходов, многие предприниматели решили прекратить свою деятельность. К регистраторам выстроились огромные очереди, а судьба малого бизнеса в Украине оказалась под угрозой. Видимо, это поняли и народные депутаты. По крайней мере, на сегодняшний день в Верховной Раде Украины зарегистрированы уже 2 законопроекта, которые касаются отмены обязательной уплаты ЕСВ для предпринимателей. Подробнее расскажет Prostopravo

В комитете ВР по вопросам налоговой и таможенной политики до сих пор не принято решения относительно двух правительственных законопроектов о внесении изменений в Налоговый кодекс — №5132 и №5368. В этой связи в комитете договорились в ближайшие пару недель поработать над законопроектами в рабочих группах.

В Украине налоговое законодательство меняется настолько часто, что бухгалтеры, которые остались на несколько месяцев не у дел, рискуют выпасть из контекста и упустить важные нюансы.

Изменения в Налоговый кодекс не вылились в фискальную революцию, как рассчитывали многие. Не произошло главного — уменьшения налогового давления на бизнес и введения ответственности налоговиков.

8 декабря на заседании Национального совета реформ Министр финансов Наталья Яресько представила компромиссный вариант налоговой реформы. По словам министра новый вариант налоговой реформы был сформирован на базе проекта Министерства финансов с учетом предложений народных депутатов, бизнеса и общественности. Подробнее расскажет Prostopravo

Начало учебного 2015 года ознаменовалось тем, что свой проект реформирования налоговой системы в Украине представило Министерство финансов. В отличие от правительственной Концепции налоговой реформы, представленной ранее, министерский проект содержит конкретные предложения по изменениям ставок налогов и сборов, реформированию упрощенной системы налогообложения и т.д. Подробности узнавал Prostopravo

Каковы основные налоговые льготы для предприятий, которые занимаются сельскохозяйственным производством, как эти льготы действуют, и какие существуют исключения – узнавал Prostobiz.ua

Хотя и не сразу, но народные депутаты все же поддержали правительственный законопроект 4309а о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Так, 31 июля Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты (относительно усовершенствования отдельных положений) №1621-VII», а 2 августа он уже был подписан Президентом. Что нового приготовило для налогоплательщиков правительство узнавал Prostopravo.com.ua

27 марта 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании условий для экономического роста в Украине». 31 марта Закон был подписан и.о. Президента Украины, а на следующий день опубликован в официальных источниках. Законом, в частности, вносится ряд изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения бизнеса. Подробности узнавал Prostopravo.com.ua

Недавно Prostopravo.com.ua разместил обзор наиболее важных изменений украинского законодательства в 2013 году, подготовленный партнером нашего проекта — международной группой компаний Крестон Геренти Груп Юкрейн. Сегодня предлагаем Вам ознакомится с анонсом некоторых изменений налогового законодательства в 2014 году.

20 ноября 2012 года Верховная Рада Украины приняла в целом Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно изменения ставок некоторых налогов и сборов), регистрационный номер 10687 от 03.07.2012г. Законопроектом предусмотрены изменения не только в части размеров ставок некоторых налогов и сборов, но и подачи отчетности, проведения проверок, уплаты единого налога и т. д. И хотя документ еще не подписан Президентом, prostopravo.com.ua решил разобраться, что ждет бизнес, если он будет подписан и вступит в законную силу.

Prosto каждое предприятие мечтает об одном из лучших видов налоговых льгот – нулевой ставке налога на прибыль, хотя бы на временный период, именующийся налоговыми каникулами. О том, кто имеет право уйти на такие каникулы, которые продлятся до 1 января 2016 года, и чем будет отличаться учет у компаний-«каникуляров», рассказывает Prostobiz.ua

2011 год без всякого сомнения прошел под знаком налоговой реформы. Налоги, всегда вызывавшие повышенное внимание украинского общества, в году уходящем по праву могут претендовать на топ-тему не многим отстающую по популярности от нашумевших политических событий года. Плохо или хорошо, с положительными или отрицательными результатами, но государство жестко и бескомпромиссно взялось за реформирование налоговой сферы. При чем, не на словах, а на деле.

В продолжение материала, посвященного новшествам законодательства, вступающим в силу с первых дней 2012 года (Что год грядущий нам несет: некоторые новшества украинского законодательства с 01.01.2012 года), как и было обещано, остановимся на некоторых изменениях в налоговом законодательстве, которые вступят в силу в новом году.

Законотворческая активность 2011 года, наверное, достигла своего пика с принятием 20 октября Верховной Радой Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее Закон).

Читайте так же:  Субсидия молодой семье на погашение ипотечного кредита

С нового года упрощенцы будут жить по новым правилам. 20 октября 2011 года парламент принял в целом выстраданные изменения в Налоговый кодекс (законопроект № 8521), которые вступят в силу с 1 января 2012 года. Этот закон — отголосок «налогового майдана».

20 октября 2011 года наконец свершилось то, чего с замиранием сердца ждали многие предприниматели с того дня, когда вступил в силу Налоговый Кодекс Украины: парламент проголосовал за внесение изменений в действующее законодательство относительно упрощенной системы налогообложения. Если президент подпишет законопроект, изменения вступят в силу 1 января 2012 года. Чего ждать предпринимателям-упрощенцам в году грядущем выяснял Prostopravo.com.ua.

Есть в НКУ нормы, практически без изменений скопированные из Закона о прибыли. А есть такие, к которым можно применить пословицу «Федот, да не тот». К последним относятся, в частности, нормы, регулирующие налогообложение так называемых «нерезидентских» процентов, которые включались ранее и включаются теперь в состав налоговых расходов в ограниченном размере.

Вот уже прошло восемь месяцев, как все мы — экономисты, бухгалтеры, юристы, аналитики и рядовые плательщики налогов – вместе учимся читать, понимать и применять Налоговый кодекс. Прошел испытание первым отчетным кварталом применения и раздел III, который с первого апреля этого года регулирует вопросы налогообложения налогом на прибыль предприятий. И практикуемся в понимании новых налоговых норм не только мы с вами, но и те, для кого их толкование и правильное применения является прямой обязанностью и служебной необходимостью – работники налоговых органов.

Согласно Кодексу налогоплательщик по-прежнему имеет право выбрать способ исправления ошибки. Он может либо представить уточняющий расчет, либо указать уточненные показатели в текущей декларации. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки, поэтому на практике «по обстоятельствам» применяют оба способа.

Сегодня мы вынуждены заявить: с 1 апреля 2011 года в Украине запущен процесс остановки технологического прогресса. Вы этому не верите? А зря. Дело в том, что с этой даты вступил в силу раздел III «Налог на прибыль предприятий» Налогового кодекса Украины (НКУ), ограничивший возможности предприятий по приобретению и продаже новых технологий.

К сожалению, очевидный дисбаланс прав и обязанностей плательщиков налогов и государства (конечно в пользу последнего) это то, что Налоговый кодекс унаследовал от старого налогового законодательства, не просто не исправив его ошибки, но и значительно усугубив их.

С 1 апреля 2011 года и до 1 января 2016-го ставка налога на прибыль для некоторых компаний равна 0%. Впрочем, чтобы попасть под действие этой нормы, необходимо соответствовать немалому количеству требований. Кроме того, если упрощенец ради налоговых каникул перейдет на общую систему налогообложения, он будет обязан платить НДС и другие налоги и сборы, вести налоговый учет и отчитываться перед фискалами.

Prosto крайне непросто разобраться во всех тончайших нюансах нововведений Налогового Кодекса (как теоретических, так и практических) – многочисленные, едва ли ежедневные в последнее время, статьи на Prostobiz.ua посвящались и будут посвящаться этим микро-нюансам. Однако вместе с таким «зумированием деталей» со временем возникает необходимость опять «отойти», чтобы «охватить одним взглядом», увидеть в целом важнейшие новшества и тенденции НКУ, выстроить иерархию их важности.

Неуклонно близится 1 февраля — дата, которая в течение многих лет была датой представления налоговой отчетности по плате за землю. Поэтому самое время выяснить, остался ли такой платеж, а если остался, то определить, что изменилось, а что не подверглось изменениям в правилах исчисления суммы этого платежа, составления по этому платежу налоговой отчетности и уплаты его в бюджет.

Неуклонно близится 1 февраля — дата, которая в течение многих лет была датой представления налоговой отчетности по плате за землю. Поэтому самое время выяснить, остался ли такой платеж, а если остался, то определить, что изменилось, а что не подверглось изменениям в правилах исчисления суммы этого платежа, составления по этому платежу налоговой отчетности и уплаты его в бюджет.

Поспешность, с которой готовился Налоговый Кодекс, не могла не повлечь за собой целый ряд противоречий, несогласованностей, очевидно выходящих за пределы простых ошибок юридической техники. Ошибки эти, вне всякого сомнения, не являются умышленными, так как вредят в равной степени обеим сторонам налоговых отношений, что, однако, не влияет на негативные последствия недоработок документа для правоприменительной практики.

Среди наиболее значимых базовых изменений в налогообложении можно выделить следующие: 1) в состав расходов не включаются затраты на приобретение товаров (работ, услуг) у физических лиц-предпринимателей, плательщиков единого налога (за некоторыми исключениями); 2) Размер налогового залога ограничивается размером налогового долга налогоплательщика; 3) Институт налоговых разъяснений упразднен; 4) ограничены полномочия органов налоговой службы относительно ареста имущества.

Кредит для бизнеса

Кредит наличными

Кредитную карту

Кредит под залог

Кредит на карту

С 2016 года упрощенная система налогообложения изменилась в части уплаты ЕСВ и максимального порога годового дохода. Одним из новшеств является появление «конкурента» упрощенного налогооблождения — регистрация безналоговой компании.

Стоит отметить, что изменения налогового законодательста в части регулирования упрощенного налогообложения не принесли существенных изменений порядка уплаты единого налога.

Как и ранее, упрощенное налогообложение остается предсказуемым и простотым в понимании.

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Некоторая, на первый взгляд, зарегулированность уплаты единого налога, сделала систему налогообложения более прозрачной. Так, четко прописана процедура определения выручки.

Законодатель четко прописал норму, что транзитные суммы, т.е. суммы полученные по договорам комиссии, поручения не входят в состав выручки. Дивиденды, проценты, кредит не включаются в состав налогооблагаемого дохода у предпринимателей.

С другой стороны, четко и понятно выписана ответственность плательщика единого налога.

Стоит отметить, что ранее законодатель пошел по пути унифицирования и упрощения администрирования налогов в Украине, следствием чего стало уменьшение количества групп плательщиков единого налога с 6-ти до 4-ех, кроме того, теперь единый налог могут платить предприятия и СПД, чья годовая выручка не превышает 5 млн. грн.

Системы налогообложения

Прежде всего стоит отметить, что в Украине параллельно существует две системы налогообложения:

  1. Общая система.
  2. Упрощенная система налогообложения.

Общая система строится на базовом понятии налогооблагаемой базы — т.е. величине, которая получается в результате вычитания суммы расходов из суммы доходов.

Что касается упрощенной ситемы, то тут единый налог платится со всей суммы дохода, т.е. базой налогообложения единым налогом является выручка предприятия.

Новшества единого налога 2018

Анализ изменений правил налогообложения показывает отсутствие кардинальных изменений порядка регулирования упрощенной системы налогообложения.

К новшествам уплаты единого налога в 2018 году можно отнести:

  • увеличение минзарплаты в Украине, и, как следствие, увеличение размера единого налога 2-ой группы — 744,60 грн.
  • изменение привязки ставки единого налога для плательщиков 1-ой группы — отныне ставка единого налога составляет до 10% от размера прожиточного минимума
  • освобождаются плательщики единого налога от уплаты авансового взноса при выплате дивидендов с одновременным включением в доход плательщика налога на прибыль сумму, полученных от единоналожника дивидендов.
  • дополнен перечень субъектов хозяйствования, которые не могут быть плательщиками единого налога IV группы, производителями мяса курятины и съедобных субпродуктов кур домашних, яиц кур домашних
  • вводится налогообложение налогом на репатриацию выплат плательщиков единого налога в пользу нерезидентов.

Больше об изменениях в налоговом законодательстве читайте в нашем материале Изменения налогового законодательства 2018.

Как и прежде, среди главных особенностей упрощенной системы налогообложения можно выделить

  • максимально допустимый порог суммы годового дохода для единоналожников 3-ей группы — 5 млн. грн.
  • размер единого налога, уплачиваемого плательщиками 3-ей группы — 3% (для плательщиков НДС), 5% (для неплательщиков НДС).
  • унифицированный размер ЕСВ с фонда оплаты труда составлят 22%, ЕСВ удерживаемый из зарплат отменен. Размер ЕСВ от дохода единоналожника-физлица остался на прежнем уровне.

Ставки единого налога

Стаки единого налога в 2018 году устанавливаются на уровне:

  • для первой группы — до 10% от размера прожиточного уровня в Украине
  • для второй группы — до 20% от минзарплаты (точный размер ставки для 1 и 2 групп ежегодно устанавливаются местными советами)
  • для третьей группы (неплательщиков НДС) — 5% от дохода
  • для третьей группы (плательщиков НДС) — 3% от дохода.
  • для третьей группы СПД-ювелирщиков ставка налога составляет 5%.
  • для четвертой группы ставка налога устанавливается от количества используемой земли.
Читайте так же:  Расписка образец свидетели

База налогообложения единым налогом

Прежде всего, стоит отметить, что для единоналожников 1 и 2 групп ставка единого налога – фиксированная, и не зависит от дохода СПД.

База налогообложения
Что касается других групп, то базой налогообложения является весь доход от предпринимательской деятельности, а именно:

  • выручка от реализации
  • бесплатно полученное (т.е. полученное без какой-либо денежной либо другой компенсации стоимости полученного. Также бесплатно полученным будет рассматриваться товар, полученный в рамках договора ответственного хранения и использованный таким единоналожником).
  • кредиторская задолженность, по которой прошел срок исковой давности (три года). Эта норма действует для единоналожников-плательщиков НДС групп.

Особые нормы при определении дохода единоналожника:

  • пассивные доходы такие как: проценты, дивиденды, роялти, страховые выплаты и возмещения, доходы от продажи имущества – такие доходы не включатся в базу налогообложения физлиц-предпринимателей;
  • в случае продажи основных средств юрлицом-единоналожником, налогооблагаемым доходом будет вся сумма полученных за продажу средств, если же основные средства продаются после истечения 12 мес. с момента их покупки — доходом будет разница между ценой продажи и остаточной балансовой стоимостью;
  • транзитные суммы, т.е. суммы полученные в рамках договора поручения, комиссии и агентских договоров, не включаются в доход. Стоит обратить особое внимание на понятие агентского договора и договора поручения: согласно Налоговому кодексу агентский договор – это договор, по которому единоналожник выступает не от своего имени, а от имени уполномочивающего лица.
  • выручка в иностранной валюте пересчитывается в гривну по официальному курсу НБУ на день получения.

Что не включается в доход , подлежащий налогообложению единым налогом:

  1. НДС
  2. перемещение средств в филиальной сети
  3. суммы финпомощи, возвращенной в течение 12 мес.
  4. суммы кредитов
  5. суммы средств целевого назначения, полученные от ПФУ и фондов соцстраха
  6. суммы, которые возвращаются покупателю – единоналожнику или возвращаются единоналожником вследствие возврата товара, расторжения договора или на основании письма о возврате средств;
  7. взносы в уставный фонд
  8. суммы полученных дивидендов (при выплате дивидендов учредителям единоналожника действуют общие правила налогообложения)

Отчетность по единому налогу

Налоговый кодекс установил два срока подачи отчетности по единому налогу:

1. календарный год (срок подачи декларации – до 9 февраля) – для 1, 2 и 4 групп;

2. календарный квартал (срок подачи — до 9 мая, 9 августа, 9 ноября, 9 февраля) – для группы 3

Однако стоит обратить внимание на то, что уплата единого налога не освобождает от отчетности по:

  • НДС
  • НДФЛ
  • ЕСВ
  • и по прочим видам налогов и сборов, от которых единоналожники не освобождены.

Какие налоги платит плательщик единого налога:

  • НДФЛ – подоходный налог с зарплат сотрудников
  • ЕСВ – единый соцвзнос (при выплате зарплат) и с собственного дохода
  • Военный сбор – нововведенный сбор с зарплат
  • Экологический налог
  • рентные платежи
  • налог на имущество (налог на недвижимость, налог на авто, земельный налог (кроме земли используемой в хозцелях)
  • акцизный налог

Плательщики единого налога освобождаются от уплаты следующих налогов:

  • налог на прибыль;
  • подоходный налог (в части полученных предпринимателем доходов);
  • НДС (кроме групп единоналожников, предусматривающих оплату НДС). Так же стоит обратить внимание, что при импорте товаров уплачиваются все налоги (в т.ч. НДС), сборы в т.ч. таможенный);
  • налог на землю (если земля используется в предпринимательских целях);
  • ренту за специспользование воды (только 4 группа)

Сроки уплаты единого налога

Плательщики 1 и 2 групп единого налога
Такие единоналожники платят налог авансовыми платежами до 20 числа текущего месяца. Возможна авансовая оплата за весь календарный год.

Сумму авансового платежа рассчитывает налоговая служба, при этом учитывается срок ежегодного отпуска и период болезни, если срок болезни более 30 дней (при соответствующем подтверждении) – данное правило распространяется на СПД, которые не используют наемный труд.

Плательщики 3 группы
Единоналожники 3-6 групп выплачивают единый налог в сроки:
— до 19 мая, 19 августа, 19 ноября, 19 февраля

Бухгалтерский учет у единоналожника

Бухгалтерский учет единоналожника служит для целей контроля налоговой службой правильности начисления и уплаты единого налога.

Учет у плательщиков СПД 1, 2, 3 групп (кроме плательщиков НДС) – осуществляется путем заполнения Книги учета доходов, которая заполняется ежедневно.

Учет у плательщиков СПД 3 группы-плательщиков НДС осуществляется путем заполнения Книги учета доходов.

Учет у юрлиц-плательщиков единого налога 3 группы осуществляется по схеме упрощенного бухгалтерского учета по общей методике.

О кассовом аппарате

С 2015 года вводится обязательство наличия кассового аппарата для всех единоналожников, которые осуществляют операции в наличной и/или безналичной форме (с использованием жетонов, платежных карточек, платежных чеков и прочее) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных средств для последующего перевода. С

Исключения составляют такие категории налогоплательщиков:

  • первая группа плательщиков единого налога;
  • вторая и третья группы физлиц-единоналожников, при условии, что годовая выручка составляет не более 1 млн. грн. в год.;
  • всеми налогоплательщиками, которые осуществляют торговлю продукцией собственного производства (кроме предприятий общественного питания) и при этом выдают приходые кассовые ордера. Как видим, прямое упоминание предприятии, торгующих услугами, выпал из исключения.
  • банковские услуги, кроме обменных операций и операций по приему средств для последующего перечисления.

В 2018 году все операции по торговле технически сложной бытовой техникой, подлежащей гарантийному ремонту обязаны реализовывать исключительно с использованием кассовых аппаратов — это правило касается наличного расчета.

В случае исключительно безналичной формы оплаты — наличие кассового аппарата не обязательно.

Как единый налог платился ранее

Единый налог берет свое начало еще с 1997 года — когда был принят Указ Президента про введение упрощенной системы налогообложения ООО. Ключевым моментом в развитии единого налога в Украине стал 1999 год, когда нормы налогообложения претерпели значительные изменения. С тех пор в Украине начался расцвет единого налога. Предприятия выстраивали схемы оптимизации налогов массово регистрируя своих сотрудников предпринимателями — плательщиками единого налога. Вследствие недоработки законодательства в сфере регулирования уплаты единого налога, тот период запомнился нестабильностью налоговых схем с использованием единоналожников — все регулировалось письмами и разъяснениями налоговой службы, которые менялись ежемесячно, то что было законно в прошлом месяце, в следующем уже было вне закона.

На протяжении 2011 -2014 годов упрощенная система налогообложения претерпела значительные изменения.Так, количество групп плательщиков единого налога увеличилось до 6, ограничение на выручка поднялось до 20 млн. грн.

В 2015 году вступили в силу новые нормы уплаты единого налога в Украине.

Для физлиц-предпринимателей Налоговый кодекс предусмотрел три группы плательщиков единого налога, а для предприятий — две группы, одна из которых (4-ая) назначается исключительно сельхозпроизводителям. Критерии стали более либеральными, а порядок уплаты единого налога стал более прозрачным. Заказав бухгалтерские услуги для предприятий вы полностью избавите себя от хлопот по части ведения учета и своевременной уплаты всех налогов.

Как и ранее осталось требование уплаты минимального страхового взноса ЕСВ. В целом, стоит отметить позитивность нового упрощенного налогообложения в части уплаты единого налога.

С 2015 года упрощенная система налогообложения снова видоизменилась. Из главных изменений стоит отметить:

  • уменьшение количества групп плательщиков единого налога до 4-ех, при этом четвертая группа единоналожников стала следствием трансформирования фиксированного сельхозналога.
  • уменьшились ставка единого налога для плательщиков 3-ей группы: 2% — для плательщиков НДС, 4% — для других.
  • увеличился порог выручки для первой и второй групп: со 150 тыс. до 300 тыс. — для первой группы, с 1 млн. до 1,5 млн. — для второй.
  • ужесточен порядок отнесения к доходам:
    1. суммы от продажи основных фондов (для 1-3 групп);
    2. кредиторской задолженности по которой истек срок исковой давности (для плательщиков НДС)

Плательщики единого налога 3-6 групп автоматически считаются плательщиками группы 3.