Ипполитова на общая риторика учебное пособие

Автор: Ипполитова Наталья Александровна, Ерохина Елена Ленвладовна, Грудцына Нина Григорьевна
Издатели: Экзамен, год выпуска 2012
ISBN: 978-5-377-04347-8
Год: 2012

Описание:
В учебном пособии изложены теоретические и практические вопросы курса "Общая риторика". Раскрыты категории и законы риторики; виды, формы и средства общения; основные этапы риторического канона; рассмотрены риторические аспекты публичных выступлений, научной и дискуссионной речи. Каждый раздел пособия содержит вопросы, задания и риторические задачи для студентов.

Тема кандидатской диссертации

Тема докторской диссертации

кафедральные пособия и учебники.
Педагогическая риторика, 2001г.
Риторика, 2010г. и посл. издания
Общая риторика, 2012г.
Методика преподавания риторики, 2014г.
В соавторстве с О.Ю. Князевой и М.Р. Савовой Учебник “Русский язык и культура речи”, 2013г.
В соавторстве с М.Т. Барановым, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львовым -Учебник, Методика преподавания русского языка в школе. 2000г.
Всего публикаций более 150.

Государственные и ведомственные награды

Институт филологии

Кафедра риторики и культуры речи

Профессор

Доцент

Доктор наук

Профессиональные интересы

Риторика как учебный предмет в школе и вузе, методика преподавания риторики

Контактная информация

© Московский педагогический государственный университет, 2018

Текст книги «Педагогическая риторика в вопросах и ответах. Учебное пособие — Коллектив авторов»


Автор книги: Коллектив авторов
Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 1 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Н. А. Ипполитова
Педагогическая риторика в вопросах и ответах

З. С. Смелкова, доктор педагогических наук, профессор – разд. I (1, 2, 3, 4);

Н. А. Ипполитова, доктор педагогических наук, профессор – разд. II (гл. 1), разд. II (гл. 5) (совместно с Л. С. Якушиной);

Т. А. Ладыженская, доктор педагогических наук, профессор – разд. II (гл. 2);

Е. Л. Ерохина, кандидат педагогических наук, доцент – разд. II (гл. 3), разд. IV (гл. 4);

Л. Е. Тумина, доктор педагогических наук, профессор – разд. II (гл. 4);

М. Р. Савова, канд. пед наук, доц. – разд. III (гл. 1);

З. И. Курцева, канд. пед наук, доц. – разд. III (гл. 2);

З. С. Зюкина, канд. пед наук, доц. – разд. III (гл. 3);

О. В. Филиппова, доктор педагогических наук, профессор – разд. III (гл. 4), разд. IV (гл. 3);

Л. В. Салькова, кандидат педагогических наук, доцент – разд. III (гл. 5), разд. IV (гл. 2, 6);

Л. В. Хаймович, кандидат педагогических наук, доцент – разд. IV (гл. 1);

Н. Г. Грудцына, доктор педагогических наук, профессор – разд. IV (гл. 5);

О. Г. Усанова, кандидат педагогических наук, доцент – разд. IV (гл. 7);

Л. С. Якушина, кандидат педагогических наук, профессор – разд. II (гл. 5) (совместно с Н. А. Ипполитовой).

© Авторский коллектив, 2011 © МПГУ, 2011

© Оформление. Издательство «Прометей», 2011

В настоящее время перед высшей школой стоят новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности специалиста – будущего учителя, врача, менеджера, адвоката и т. п.

Коммуникативная компетентность предполагает владение нормами общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). А для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения в той или иной сфере деятельности, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения стоящих перед ним профессиональных задач.

Основные аспекты профессиональной подготовки – достижение целей обучения, успешное решение разнообразных учебно-методических и воспитательных задач – возможны лишь в том случае, если учитель знает специфику педагогического общения, владеет профессиональной речью, нормами речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность деятельности педагога.

Сфера обучения является сферой «повышенной речевой ответственности», так как слово (речь) становится важнейшим (если не основным) инструментом деятельности учителя, главным средством реализации всех задач собственно методического и дидактического характера.

Таким образом, в содержание профессиональной подготовки педагога должен быть введен дополнительный компонент, связанный с освоением опыта коммуникативно-творческой деятельности учителя.

Проблемы обучения профессиональному общению будущих учителей могут быть успешно решены в том случае, если это обучение основано на единой концепции, на базе целостного курса, адресованного студентам высших учебных заведений.

Основой этой концепции может стать риторический подход, ориентированный на поиски, теоретическое осмысление и практическое воплощение оптимальных путей овладения эффективной, успешной, результативной профессиональной речью.

В риторике разработаны общие законы и принципы речевого поведения, описаны практические возможности их использования в различных ситуациях общения.

На базе категорий, законов и принципов общей риторики может быть создана модель профессиональной речевой подготовки будущих специалистов в рамках частной – педагогической – риторики. Профессионально-ориентированный курс риторики позволяет сформировать коммуникативную компетентность будущих специалистов, что предполагает:

– овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

– осознание ситуации профессионального общения в сфере обучения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности обучаемых;

– овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

– овладение опытом анализа и создания профессионально-значимых типов высказываний; развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых, постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственные решения многообразных профессиональных задач.

Курс профессионально ориентированной риторики имеет прежде всего практическую направленность – обязательным условием востребованности риторических знаний является их прикладной характер. Теоретические положения риторики всегда направлены на решение реальных задач, связанных с жизнедеятельностью человека.

Таковы в самом общем виде базовые положения, определяющие цель, задачи и содержание риторики как учебной дисциплины в педагогическом университете.

Этими положениями обусловлены основные подходы к созданию настоящего пособия.

Пособие состоит из четырех разделов, в которых раскрывается специфика каждого из названных компонентов профессиональной подготовки специалиста. Подчеркнем, что базовые понятия – «общение», «речевая деятельность», «педагогические речевые жанры» – раскрываются с учетом специфики профессии учителя, о чем свидетельствует не только название разделов («Педагогическое общение», «Речевая деятельность учителя», «Профессионально значимые для учителя речевые жанры», «Культура речевой деятельности учителя»), но и их содержание.

Базовые понятия и категории психологии общения, риторики, теории речевой деятельности рассматриваются в процессе их реализации в конкретных ситуациях профессионального общения, что позволяет показать их специфику, определить, как общие принципы, положения, правила, законы, нормы действуют в соответствующих коммуникативных условиях, как они «работают» в ходе решения определенной задачи.

Несмотря на то, что в работе над учебным пособием приняло участие большое количество авторов, общность их научных позиций убедительно проявляется в единстве понимания задач и содержания риторики, в близости подходов к решению основных задач теоретического и практического характера, в совпадении взглядов по многим методическим проблемам.

Раздел I
Педагогическое общение

Глава 1
Специфика педагогического общения

Каково содержание понятия «педагогическое общение»? По определению А. А. Леонтьева, «оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения , обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».

Можно предложить и более лаконичное определение термина: педагогическое общение – это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

Основу коммуникативной деятельности учителя составляют практические знания о способах целенаправленного использования речевых средств для решения задач педагогического общения. Такие знания – залог овладения профессией.

Педагогическое общение полифункционально. Коммуникативная стратегия взаимодействия учитель-ученик определяется учителем, управляющим процессом познавательной деятельности, регулирующим взаимоотношения между учащимися, создающим атмосферу доброжелательного и активного речевого общения. Это ярко выраженная стратегия партнерства, кооперации: участники общения находятся как бы по одну сторону деятельности, их отношения опосредованы общей целью и общим участием в выполнении своих обязанностей (функций).

Взаимовлияние очевидно: коммуникативная стратегия в чем-то предопределяет функции педагогического общения, в чем-то обусловливается ими.

Читайте так же:  Требования к маркировке и упаковке хлебобулочных изделий

Для характеристики функций педагогического общения целесообразно обратиться к общепринятым классификациям, где определение функций соотносится с целевым назначением деятельности учителя, и в качестве основных выделяются функции: гностическая (познавательная), конструктивная (отбор и организация учебного материала), организаторская (организация учебной деятельности, выбор форм работы) и воспитательная.

Коммуникативный характер деятельности учителя в реализации всех названных функций очевиден. Общение – главная форма познания; в общении реализуется сущность организаторской и воспитательной функции; наконец, конструктивная функция соотносится с докоммуникативным, подготовительным этапом общения, когда отбор и организация материала производятся в соответствии с предметом речи (тема), с коммуникативным намерением адресанта (учитель) и с ориентацией на адресата (ученики конкретного класса).

Эта обязательность коммуникативного начала в каждой из функций общения отражена в другой общепринятой классификации (общения в широком смысле слова), предложенной психологом Б. Ф. Ломовым: информационно-коммуникативная (обмен информацией, ее восприятие), регуляционно-коммуникативная (организация совместной деятельности, коррекция способов взаимодействия), воспитательно-коммуникативная (эмоциональный контакт, сопереживание).

Принятое нами терминологическое обозначение функций имеет следующее содержание: информационно-коммуникативная функция (гностическая, обеспечивающая познание) – функция обучения, приобретения предметных знаний и социального опыта; регуляционно-коммуникативная функция – организаторская, обеспечивающая как выбор стратегии и способов взаимодействия учитель-ученик, так и конкретную организацию деятельности в рамках учебно-речевой ситуации; воспитательно-коммуникативная функция ориентирована на развитие личностных качеств ученика, его эмоциональной сферы, на формирование эстетической восприимчивости, художественного вкуса.

В процессе учебно-речевой деятельности учитель комплексно реализует все функции общения.

Каковы условия успешной реализации информационно-коммуникативной функции общения?

Педагогическое общение в системе «учитель-ученик» осуществляется как бы по двум каналам. Это, во-первых, канал прямого межличностного контактирования (субъект-субъектное общение) и, во-вторых, тесно связанный с первым, но имеющий свою специфику канал общения через посредство учебного предмета (субъект-объект-субъект).

Специфика предмета, академические предметные знания влияют не только на содержание речи (терминология, информационная специфика точных или гуманитарных наук), но и на отбор конкретных речевых средств педагогического общения.

Таким образом, значимость канала общения «через посредство учебного предмета» существенно возрастает и свободное владение «языком предмета» становится важнейшим условием педагогического общения.

Речевая форма реализации гностической функции – диалог, информационный контакт субъектов общения, каждый из которых обращается именно к этому партнеру, слушателю. И оттого, насколько они будут равноправны, насколько сделает незаметным свое коммуникативное лидерство учитель и сможет организовать соразмышления, сотворчество, а его партнер сможет сменить роль ученика на роль соавтора, предопределяет результативность обучения.

Какими формами научного познания следует овладевать молодому учителю в первую очередь? Минимум предметных знаний определяется учебной программой, максимум – индивидуальными способностями и отношением человека к делу.

Во-первых, это опора на опыт и интуицию. Знания, перерастая в навык и переходя в подсознание, становятся опытом. Человеческий мозг способен к прогнозу, к предвосхищению на основе прошлого опыта. Это помогает ему угадывать, соотносить, принимать верное решение. Поэтому развивать прежде всего следует способность к предвосхищению, интуицию.

Во-вторых, развитие гностических способностей – это овладение «технологией» профессионально-педагогического общения. Здесь важны общие установки, определение основных условий (требований) успешной реализации информационно-коммуникативной (гностической) функции.

Первое условие – точность передачи научной информации при любой степени ее адаптации в учебных целях. Адекватность коммуникативных средств достигается здесь благодаря четкости и лаконичности теоретических определений, обеспечивается речевыми приемами совместной деятельности учителя и учащихся.

С другой стороны, адекватность речевых средств учебно-коммуникативной задаче может быть рассмотрена и с позиции взаимодействия партнеров по общению. Это – установка на совместное действие (МЫ изучаем), это проявление в речевом поведении учителя сенсорных средств воздействия – создание непринужденной атмосферы общения.

Коммуникативная компетенция учителя, его умение ориентироваться в ситуации общения – второе условие успешной реализации гностической функции общения. Теперь на первый план выдвигается «чувство адресата» – умение предвосхищать его реакцию как на стадии подготовки урока, так и на стадии непосредственного учебного общения.

Третье условие – не забывать о двух дополнительных функциях – нормативной и актуализирующей – в контексте реализации информационно-коммуникативной функции общения.

Нормативная функция предполагает освоение школьниками нормативного речевого поведения непосредственно в процессе общения. Учебно-научная речь учителя воспринимается как образец.

Актуализирующая функция, означающая актуализацию в педагогическом общении индивидуальных речевых особенностей личности (в рамках учебной речевой ситуации), успешно реализуется в том случае, если учитель, хорошо знающий свою аудиторию, умеет выбирать из личного арсенала речевых средств те слова и те формы речевого воздействия, которые будут наиболее адекватны и эмоционально созвучны данной ситуации.

И, наконец, в качестве общего условия реализации всех функций учебного общения и открытого воздействия речи учителя следует назвать профессиональное владение техникой речи. Таким образом, коммуникативно-информационная функция, соединяя содержательную и формообразующую (речевую) структуры педагогического общения, обеспечивает решение учебной задачи.

Каковы особенности реализации регуляционно-коммуникативной функции общения?

Организаторскую функцию можно определить как стержнеобразующую, направляющую развитие процесса общения и соединяющую все его нити.

Реализация этой функции начинается на докоммуникативном этапе общения, когда идет отбор и организация учебного материала (этот аспект функции терминологически обозначается и как конструктивная функция). Идет моделирование предстоящего педагогического общения: отбор дидактических материалов, необходимых для урока, планирование урока, составление конспекта.

Результативность общения во многом зависит от основательности разработки не только содержания урока, но и от планирования его речевой структуры. Прежде всего учителю следует представить всю вероятностную картину своего учебного взаимодействия с классом, соотнести планируемый материал, методические приемы его усвоения с возможностями и особенностями коммуникативной деятельности конкретных участников общения.

Организуя совместную деятельность, учитель постоянно регулирует процесс общения, стимулирует участие в нем собеседников, корректирует решение учебных задач – и запланированных, и возникающих спонтанно. Здесь важна мобильность, внутренняя готовность к изменению тактики речевого взаимодействия со школьниками: опытный учитель чувствует реакцию аудитории и может интуитивно корректировать тот или иной способ или прием речевого воздействия.

Наиболее мобильно регуляционно-коммуникативная функция проявляется в организации непосредственного общения с учащимися на уроке. В процессе «перекодирования» материалов конспекта в устную речь естественно возникают элементы речевой импровизации.

Деятельность учителя, организующего общение, по существу полифункциональна: он удерживает коммуникативное лидерство (но не афиширует его), стимулирует активность учащихся, предопределяет результативность их действий самой постановкой учебной задачи и инструкциями, обеспечивающими ее решение.

Итак, успешная реализация регуляционно-коммуникативной функции педагогического общения зависит от сформированности коммуникативных умений учителя и от установки на творческий характер самого процесса организации учебных взаимоотношений. Ориентир для самоконтроля и оценки коммуникативных умений может быть определен так: учителю необходимо владеть не только внешними приемами диалогизации форм обучения, но и речевыми способами влияния на пробуждение мысли ученика, на прогнозирование ее вербального выражения в речи.

Каково значение воспитательно-коммуникативной функции общения?

Спектр действия этой функции очень широк: развитие личностных качеств ученика (в том числе коммуникативных способностей), формирование эмоциональной сферы, развитие эстетической восприимчивости и художественного вкуса в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Почему при определении этой функции принципиально значимым представляется второе слово – коммуникативная?

Речь, мыслительная деятельность школьника рассматриваются в психологии как важнейшие личностные качества. Кроме того, именно речь, речевые формы выражения и мысли, и чувства позволяют проследить и оценить динамику развития личностных качеств школьника.

Какие же личностные качества профессионально необходимы учителю для осуществления воспитательно-коммуникативной функции общения со школьниками? В любой форме общения со школьниками учитель всегда остается воспитателем и коммуникативным лидером. И чем естественнее это неравенство социальных ролей, чем оно незаметнее – тем успешнее действует педагогика сотрудничества.

Коммуникативные действия учителя предопределяют воспитательный эффект общения. Вольно или невольно речь учителя, его манера общаться воспринимается школьниками как образец. Трудно переоценить влияние такого образца на формирование межличностных отношений в коллективе, на преодоление психологических барьеров общения – неуверенности речевого поведения школьников или же их излишней эмоциональности и излишнего многословия.

Глава 2
Виды общения: профессиональная обусловленность характеристики

Виды общения принято выделять по разным основаниям. Мы назовем и рассмотрим те из них, которые, на наш взгляд, профессионально значимы и выделяются по таким основаниям:

1. По знаковой системе общения, предопределяющей способ общения: вербальное (словесное) и невербальное.

2. По количеству участников общения: межличностное, групповое, массовое.

3. По положению коммуникантов в пространстве и времени: контактное и дистантное.

Читайте так же:  Где вступать в наследство по завещанию

4. По внешним условиям общения и соблюдению социальных ролей коммуникантов: официальное и неофициальное.

Что такое невербальное общение?

Основным знаковым механизмом общения является язык – система знаковых единиц конкретного национального языка. Это система правил, позволяющая использовать знаки языка для передачи смысла информации. По существу речь – это язык в употреблении: последовательность знаков языка, организованная по его законам в соответствии с потребностями и условиями общения.

Система национального языка едина. Семантика слова, значение грамматических или синтаксических категорий языка внеличностны и не зависят от сферы и условия общения. Другое дело, что в речи одни и те же языковые единицы могут быть восприняты, раскодированы слушающим по-разному – в зависимости от понимания подтекста высказывания, от интонации говорящего, от выражения его глаз.

Восприятие слова-знака обогащается или трансформируется одновременным восприятием знака другой системы – невербальной (неязыковой).

Все неязыковые знаки коммуникативно значимы: являясь конкретно-чувственной формой проявления внутренних побуждений и реакции человека, они выполняют эмоционально-экспрессивную функцию общения, дополняя и обогащая речь учителя.

Умение «декодировать» невербальную информацию – важное условие эффективности общения и особое умение, профессионально необходимое для учителя. Уникальность многоканального воздействия на слушателя невербальных средств общения делает их незаменимыми в арсенале педагогических средств.

В процессе общения невербальные средства могут замещать словесную информацию, могут дублировать ее, но значительно чаще возникает эффект дополнения смысла сообщения, усиление воздействия: мимика и жесты говорящего, тональность и мелодика речи обеспечивают ее выразительность. Информация поступает по разным каналам, ее восприятие – целостный процесс: ученик слышит и видит учителя.

Существующий термин «язык телодвижений» (Аллан Пиз) Т. А. Ладыженская конкретизирует с позиций педагогического общения как язык «внешнего вида учителя». Оговаривая значительную степень рефлексивности, непроизвольности знаков «языка телодвижений» человека, все исследователи говорят о его социальной и ситуативной обусловленности.

Первичная классификация компонентов системы невербальных знаков имеет психофизическое основание. Начнем с такого компонента, как проксимика.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Ипполитова, Ерохина, Грудцына: Общая риторика. Учебное пособие

Аннотация к книге «Общая риторика. Учебное пособие»

В учебном пособии изложены теоретические и практические вопросы курса «Общая риторика». Раскрыты категории и законы риторики; виды, формы и средства общения; основные этапы риторического канона; рассмотрены риторические аспекты публичных выступлений, научной и дискуссионной речи. Каждый раздел пособия содержит вопросы, задания и риторические задачи для студентов.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Ипполитова на общая риторика учебное пособие

Отвратительно. Тошнотворно. Лейкозно. Истерично. Чахоточно. Нудно. (3)

Очень тёплая трогательная и невозможно милая и забавная история о двух. (4)

Три человека заключены в скальной пещере. Двое прикованы цепью, у третьего. (4)

Риторика. Учебник

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава 3. Приемы популяризации объяснительной речи учителя

Что значит уметь объяснять? Из чего складывается это умение?

Как вы думаете, чему прежде всего должен уделять внимание учитель, объясняя материал?

3.1. Структурные и функциональные особенности приемов популяризации

Речью учитель творит познание. Искусная речь учителя открывает дверь к гармоничному вхождению нового знания в сознание ученика. Сделать учебное общение живым и увлекательным помогают учителю особые риторические приемы — приемы популяризации.

Сравните два текста: первый из учебника «Русская речь» (Е. Никитина), второй — из научно-популярной книги «Секреты орфографии» (Г. Граник, С. Бондаренко, Л. Концевая). В чем их сходство и различие? Какой из двух текстов разъясняет понятие более живо и увлекательно?

Приемы популяризации обусловлены функциональными особенностями учебно-речевой ситуации: коммуникативной целью учителя — разъяснить учебный материал так, чтобы он был воспринят; возрастными особенностями учащихся — природой восприятия и мышления, а также индивидуально-творческой природой самого педагога.

Приемы популяризации в речи учителя не просто украшение — они реализуют основные законы риторики: закон гармонизирующего общения, закон ориентации на адресата, закон эмоциональной речи и закон удовольствия. Эти законы как нигде важны в педагогическом общении. Приблизить учебный материал к интересам учащихся, сделать его привлекательным, окрасить положительными эмоциями — значит сделать все необходимое для его усвоения.

Речевые приемы популяризации — это особые речевые средства, с помощью которых учитель делает научные знания (понятия, факты, закономерности) доступными усвоению учащихся. В основе приемов популяризации лежат лексические и синтаксические средства словесной образности и выразительности — различные тропы и риторические фигуры.

Рассмотрим некоторые приемы популяризации с точки зрения их структуры и функций.

Для того чтобы сделать процесс усвоения знаний доступным, прежде всего необходимо привлечь внимание учащихся и оживить саму речевую подачу материала — диалогизировать речь. Этой цели служат такие приемы популяризации, как риторический вопрос, риторическое восклицание, введение вымышленной речи, цитация, повтор. Эти риторические фигуры способны придать даже монологической речи черты непосредственного диалога, они оживляют речь с точки зрения структуры.

Риторический вопрос в речи учителя — это фигура выделения ключевых моментов речи. Он задает основное направление мысли, на что должны обратить внимание учащиеся. С риторического вопроса может начинаться каждый отдельный смысловой блок в объяснении учителя, тогда с его помощью учитель реализует вопросно-ответный ход объяснения, который, по словам В. В. Одинцова, заставляет слушателей задуматься, активно отнестись к развиваемой теме.

Обратите внимание на то, как риторические вопросы помогают учителю структурировать вопросно-ответный ход объяснения материала по теме «Прямая речь»:

«Почему это прямая речь? Потому что она принадлежит герою. А на что указывают слова автора? Они указывают на то, кому принадлежит прямая речь. Вспомните, как мы читали слова автора? Слова автора мы читали более нейтральным голосом. А прямую речь? А читая прямую речь, мы старались выразить эмоциональное состояние героя».

В учебнике изложены основные теоретические и практические вопросы курса «Риторика». Раскрыта специфика педагогического общения, речевой деятельности учителя, основных педагогических речевых жанров. В приложении содержатся четыре урока голосо-речевого тренинга. Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся культурой профессионального общения в сфере обучения.

Наука Ипполитова Н.А. Риторика. Учебник

Наука Ипполитова Н.А. Риторика. Учебник

В учебнике изложены основные теоретические и практические вопросы курса «Риторика». Раскрыта специфика педагогического общения, речевой деятельности учителя, основных педагогических речевых жанров. В приложении содержатся четыре урока голосо-речевого тренинга. Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся культурой профессионального общения в сфере обучения.

Внимание! Авторские права на книгу «Риторика. Учебник» (Ипполитова Н.А.) охраняются законодательством!

Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна, Ладыженская Наталья Вениаминовна, Никольская Раиса Ивановна

Учебная тетрадь включает базовый компонент образования, обеспечивает выполнение государственных образовательных стандартов. Является продолжением непрерывного курса риторики (дошкольная подготовка — начальная школа — средняя школа) и составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100».Учебная тетрадь вводит первоклассника в мир речи. Она поможет ученику научиться разговаривать со взрослыми и ровесниками точно, выразительно и вежливо, а также сочинять считалки и сказки.2-е издание, переработанное.

Серия: Образовательная система «Школа 2100»

Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна, Ипполитова Наталья Александровна, Авдонина Людмила Петровна

Риторика для 8-го класса продолжает серию пособий по новому учебному предмету, основы которого заложены в младших классах (1-4). Эта Риторика также состоит из двух частей: общение, речевые жанры. Книга построена таким образом, чтобы, повторяя изученное, школьники усваивали новый материал, учились успешно общаться. В книге учитель найдет много таких речевых жанров, на которые прежде не обращалось внимания. Это поликодовые тексты, официальные письма, аргументативные тексты, биографическое повествование и др. К учебнику созданы поурочные методические рекомендации. Авторы надеются, что книга будет доступной и вызовет интерес к познанию себя и других людей с помощью общения.2-е издание переработанное

Серия: Образовательная система «Школа 2100»

Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна, Ладыженская Наталья Вениаминовна, Салькова Лариса Владимировна

Читайте так же:  Налог от дарения доли

Во введении характеризуются особенности работы по риторике в третьем классе и дается программа для этого класса. Основную часть книги составляют конкретные методические разработки уроков, которые помогут учителю разобраться в речеведческих понятиях, в замысле глав книги, организовать общение на уроке, использовать подобранный к отдельным урокам дополнительный дидактический материал.2-е издание, дополненное и переработанное.

Серия: Образовательная система «Школа 2100»

Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна, Ипполитова Наталья Александровна, Авдонина Людмила Петровна

Учебное пособие по риторике для 9 класса завершает систему учебников и учебных пособий по риторике: «Детская риторика» (1-4 классы), «Школьная риторика» (5-7 классы), «Риторика» (8 класс). «Риторика»-9 подводит итоги, систематизирует изученное. Поэтому в учебном пособии много обобщающих схем и таблиц. Вместе с тем в учебнике вводится новый материал об общей и частной риториках, о родах, видах и жанрах устной и письменной речи, о разновидностях информационной и убеждающей речи. В книге есть часть, посвященная развитию риторики с помощью средств новых информационных технологий.2-е издание, переработанное

Серия: Образовательная система «Школа 2100»

Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна, Ладыженская Наталья Вениаминовна, Никольская Раиса Ивановна, Сорокина Галина Ивановна

Пособие включает программу по курсу «Риторика», тематическое планирование и методические разработки уроков риторики в 1-м классе.Учебники по риторике соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и являются составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».3-е издание, переработанное.

Серия: Образовательная система «Школа 2100»

Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна, Ладыженская Наталья Вениаминовна, Никольская Раиса Ивановна, Сорокина Галина Ивановна

Пособие включает программу по курсу «Риторика», тематическое планирование и методические разработки уроков риторики во 2-м классе.Учебники по риторике соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и являются составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».2-е издание.

Серия: Образовательная система «Школа 2100»

Автор: Ладыженская Наталья Вениаминовна

Обучение речевым жанрам — ключ к успешному общению. Впервые в этой книге рассматривается система обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26). Предназначается для учителей общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, преподавателей педагогических учебных заведений, студентов.

Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна, Ипполитова Наталья Александровна, Авдонина Людмила Петровна

«Школьная риторика» для 6 класса продолжает серию учебных пособий по новому общеобразовательному предмету, фундамент которого заложен соответствующими учебниками для начальных и для 5 классов.Современная риторика учит эффективному, успешному общению. Авторы стремились на доступном уровне раскрыть суть общения, его значение в жизни, показать, что общение бывает разным и зависит от многих обстоятельств.В книге используются самые различные средства: рисунки, Музыкальные, кино- и видеофрагменты, риторические игры и т. д., — чтобы сделать более эффективным анализ общения, ввести детей в различные Речевые ситуации и тем самым не только повысить их речевую активность, но и приучить ориентироваться в ситуации: кому они адресуют свою Речь, чего хотят добиться, что и как они скажут и т. д.

Серия: Образовательная система «Школа 2100»

Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна, Антонова Любовь Геннадиевна, Ипполитова Наталья Александровна

Учебное пособие по риторике является составной частью УМК Образовательной системы «Школа 2100» и продолжает непрерывный курс риторики (1-11 классы).Данное пособие полностью соответствует задачам Федерального государственно­го образовательного стандарта и обеспечивает формирование коммуникативных универсальных действий учащихся. Пособие может использоваться в образовательном процессе за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.Учебное пособие по риторике продолжает курс введения в риторику, начатый в 1 классе. Семиклассники расширяют и углубляют свои знания о видах общения и ре­чевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению — таким жанрам, как устные развернутые ответы, спор, отзыв и рецензия, объяснительная записка, газетная информация и др. В учебном пособии для 7 класса много ри­сунков, вводящих в речевую ситуацию, риторических задач и игр, заданий с исполь­зованием музыки, видео- и кинофрагментов.2-е издание, переработанное.

Серия: Образовательная система «Школа 2100»

Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна, Ладыженская Наталья Вениаминовна, Ладыженская Таиса Мироновна

Учебник 4 класса продолжает курс введения в риторику, начатый в 1-3 классах средней школы. Четвероклассники не только узнают много нового об особенностях говорения, слушания, чтения, но и познакомятся с такими речевыми жанрами, как словарная статья, хроника, информационная заметка, подпись под фотографией. В конце учебника учитель найдет раздел «Обобщение», который позволит вспомнить и осмыслить изученное с коммуникативных позиций в системных связях.2-е издание, доработанное.

Серия: Образовательная система «Школа 2100»

Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна, Ладыженская Наталья Вениаминовна, Ладыженская Таиса Мироновна, Марысева Ольга Викторовна

Пособие включает программу по курсу «Риторика», тематическое планирование и методические разработки уроков риторики в 4-м классе.Учебники по риторике соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и являются составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».3-е издание, доработанное

Серия: Образовательная система «Школа 2100»

Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна, Ипполитова Наталья Александровна, Вершинина Галина Борисовна

Учебное пособие по риторике является составной частью УМК Образовательной системы «Школа 2100» и продолжает непрерывный курс риторики (1-11 классы).Данное пособие полностью соответствует задачам Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивает формирование коммуникативных универсальных действий учащихся. Пособие может использоваться в образовательном процессе за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.Учебное пособие по риторике является составной частью комплекта учебников Образовательной программы «Школа 2100» и продолжает курс введения в риторику, начатый в младших классах. Пятиклассники узнают много важного и интересного о том, как люди общаются, как лучше говорить, слушать, читать, писать, чтобы найти контакт, понимание, чтобы вызвать сопереживание, повлиять на чувства и поступки людей. В книге много рисунков и схем, которые вводят школьников в речевую ситуацию, а также риторических игр, артикуляционных упражнений, заданий с использованием музыки, видео- и кинофрагментов.2-е издание, переработанное.

Серия: Образовательная система «Школа 2100»

Автор: Мазнева Ольга Александровна, Михайлова Ирина Михайловна

Методическое пособие предназначено учителю, ведущему элективный курс «Риторика». Содержит программу курса и методические рекомендации к проведению уроков. В поурочных разработках, помимо изложения хода урока, приводятся цели урока, основные понятия, комментарий для учителя. Предложенный материал носит в большей степени рекомендательный характер, что позволяет творчески подойти к преподаванию риторики в школе.

Серия: Библиотека элективных курсов

Автор: Васильева Евгения Владимировна

Курс в «Лабиринтах мудрости» создан для того, чтобы помочь младшему школьнику научиться размышлять через постижение никогда не стареющих философских идей: что такое мудрость, любовь, красота, истина, добро. Па занятиях практическим философствованием ребе­нок учится формировать своё мнение, искать аргументы, слушать и слышать чужую точку зрения, обретает способность мыслить и действовать разумно.В том, как организовать такие занятия, суть разработок, представ­ленных в этой книге.Книга предназначена для педагогов, воспитателей, психологов, работников системы дополнительного образования, ориентированных на групповые занятия, и для родителей, планирующих применять книгу в семейном воспитании.

Серия: Социально-нравственное развитие

Автор: Бутолина Татьяна Михайловна

Пособие «Я и мир вокруг меня» — начальный этап в системе уроков по развитию речи «От слова к самопознанию» (5-11 класс). Оно соответствует базовой программе по русскому языку, но не повторяет существующие учебники.Задача пособия — научить воспринимать слово во всей его полноте, как средство достижения действительности. Теоретический материал представлен в виде несложных схем, пояснения к которым даются в соответствующих параграфах. Материал по развитию речи распределен по темам, предложенные тексты ярко и наглядно представляют возможности языка.

Серия: От слова к самопознанию

Автор: Грабчикова Елена

В этом оригинальном пособии собран богатый, хорошо иллюстрированный материал для отработки навыков грамотного письма и развития речи младших школьников.Пособие предоставляет широкие возможности для самостоятельных занятий, для контроля родителями уровня знаний детей, для использования его учителями в качестве дополнительного дидактического материала на уроках.

Автор: Виноградов С. Н., Кузьмин А. Ф

ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.8-е издание.