Защита прав потребителей

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Защита прав потребителей

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Защита прав потребителей

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Защита прав потребителей

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Последняя редакция Закона о Защите Прав Потребителей с изменениями на 2018 год

Закон о защите прав потребителей (ФЗ № 2300-1) впервые появился в Российской Федерации в 1992 году, то есть почти сразу после возникновения страны под этим названием. Он стал символом новой экономической стратегии, ориентированной на удовлетворение потребительского спроса населения.

Статус ФЗ №2300-1

Статья 1 ЗоЗПП декларирует приоритет в данной области двух федеральных законов – ФЗ №2300-1 и ФЗ №51. Это означает, что права потребителей в равной степени защищаются Гражданским кодексом РФ и законом «О защите прав потребителей». Другие нормативные документы любого иерархического уровня должны соответствовать нормам этих законов.

ЗоЗПП РФ регулирует взаимоотношения субъектов юридического права, возникающие при взаимодействии производителей и продавцов с потребителями. К последней категории относятся любые лица, приобретающие товар или услуги для собственного или семейного потребления. Перекупщики к этой категории не относятся, поскольку они являются продавцами.

Защите подлежат преимущественно физические лица. Закон о защите прав потребителей не содержит информации о подобных ограничениях. Однако в нём нет и упоминаний об оптовых закупках. В любом нормативе речь идёт о розничном приобретении вещей или потреблении услуг разового характера. Последнее распространяется даже на ситуацию постоянного обслуживания по договору. Ответственность поставщика услуг наступает не в случае постоянного нарушения договора, а при ненадлежащем выполнении работ в данной конкретной ситуации.

Какие права защищает ЗоЗПП РФ?

Поскольку закон посвящён защите тех, кто приобретает товары или услуги, речь в данном случае идёт о правах именно этой категории субъектов. Свои функции ФЗ №2300-1 выполняет с помощью:

  • просвещения (включение соответствующей информации в образовательные стандарты и программы);
  • безопасности товара для населения и конкретных лиц, их имущества и экологической среды;
  • достоверной информации о товаре или услуге, их производителе и продавце;
  • определения ответственности изготовителя, исполнителя или продавца за недостоверную информацию;
  • компенсации ущерба здоровью и имуществу, причинённого некачественным товаром или ненадлежащей услугой;
  • признания недействительным договора, ущемляющего права лиц, потребляющих товар или услугу;
  • обмена или возврата некачественного товара;
  • ответственности за превышение сроков, определённых для передачи предварительно оплаченного товара.

Реализация законных прав потребителей осуществляется органами государственного, муниципального и общественного контроля. Полномочия и обязанности такого контроля описаны в главе IV настоящего кодекса.

В данном случае контролирующие органы выполняют превентивную функцию. Своими действиями они не допускают нарушения прав. Однако при уже совершённых нарушениях действовать должен сам потребитель. Он может отстаивать свои права в суде, прокуратуре, общественных организациях.

Закон о защите прав потребителей относится к наиболее востребованным федеральным законам. Несмотря на небольшое количество статей и глав, он, так или иначе, касается каждого человека, находящегося в сфере российской юрисдикции. Ведь все люди постоянно или время от времени связаны друг с другом взаимоотношениями производителя, продавца и потребителя.

Статья 2. Международные договоры Российской Федерации

Новая редакция СТ 2 Закона о Защите Прав Потребителей России:

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Комментарий к Статье 2 ЗоЗПП РФ

Статья закрепляет общепризнанный принцип приоритета международного права перед внутренним правом отдельной страны. Закон разработан на основе руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН (1985 г.) с учетом законодательства Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей.

Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила в области защиты прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом, следует руководствоваться нормами международного договора в соответствии со ст. 7 ГК.

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Новая редакция СТ 3 Закона о Защите Прав Потребителей России:

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Комментарий к Статье 3 ЗоЗПП РФ

Одной из причин введения в Закон новой статьи о просвещении потребителей является слабое знание ими своих прав.

Статья не только провозглашает право потребителей на просвещение в области защиты их прав, но и обеспечивает реализацию этого права путем включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и программы.

Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании» (в редакции федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», вступившего в силу со дня его официального опубликования 23 января 1996 года), государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ (за исключением случаев, предусмотренных законом).

Госстандартом РФ эти стандарты не утверждаются. Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей, изданием соответствующих журналов и другой литературы и

Читайте так же:  Приказ о выходе из очередного отпуска

Потребление – понятие неоднозначное. Каждый человек в любую минуту своей жизни занимается потреблением. Он дышит, пьёт воду, ест пищу, то есть потребляет ресурсы. Мало того, потребляют не только люди, но и юридические лица. Так что у этого понятия есть два варианта толкования – неформальное и формальное, то есть юридическое.

Закон о правах потребителей и его значение

В преамбуле к ЗоЗПП РФ (ФЗ №2300-1) даётся определение потребителя как конечного звена в перемещении товаров или услуг. Это такое лицо, которое использует товар или услугу для личных целей, а не для перепродажи. Конечно, при защите прав такого лица трудно проконтролировать использование потребляемого продукта. Однако закон этого и не требует. Достаточно признака приобретения в розницу.

Ныне действующий закон о защите прав потребителей принят и вступил в силу в 1992 году. Его принятие носило знаковый характер. Дело в том, что в Советском Союзе существовала монополия государства на производство, оказание услуг и торговлю. Защита людей от некачественного товара и недобросовестных услуг осуществлялась на уровне контроля государственными структурами процессов, происходящих преимущественно в сфере производства и торговли.

Принятием Закона о ЗПП руководство страны признало необходимость защиты прав потребителей по принципам, озвученным в 1985 году на заседании Генеральной ассамблеи ООН. Это означала так же начало перехода развития экономики в направлении удовлетворения потребностей населения в качественных товарах. Эта новая стратегия имела существенные отличия от стратегии приоритета производства и торговли.

ФЗ №2300-1 и его связь с другими нормативными актами

Этот закон обладает одним характерным свойством. Он является центральным звеном в системе нормативов, являющихся юридической базой для обеспечения население страны безопасными товарами.

Кроме ФЗ №2300-1, взаимоотношения потребителей с производителями и торговцами регламентируются Гражданским кодексом, а так же целым рядом постановлений Правительства и Верховного суда. Система нормативного обеспечения защиты прав потребителей дополняется документами регионального, местного и ведомственного значения.

Основные моменты

Закон о Защите Прав Потребителя России содержит всего лишь 52 статьи, объединённых в 4 главы. Информационные блоки этого закона соответствуют названиям глав. Это означает, что данный нормативный документ имеет следующие структурные единицы.

  1. Производители, продавцы и потребители. В первой главе определяются их права, обязанности и ответственность. Последнее касается, прежде всего, изготовителей, поскольку они несут всю полноту ответственности за продажу товара низкого качества, несмотря на то, что претензии от потребителей принимают торговые организации.
  2. Защита прав при продаже товара. Этот блок статей востребован преимущественно розничными покупателями. Здесь описываются все правила возврата товара, его замены, денежной компенсации. Ключевым моментом этих правил являются сроки предъявления претензий покупателем и реакции на них продавцов. В 2012 году во вторую главу была введена статья 26.1, которая регламентирует правила дистанционной продажи товара. Это бала реакция законодателей на ставшие массовыми приобретения товаров через интернет.
  3. Защита прав при оказании услуг или проведении работ. Глава III большей своей частью повторяет вторую главу. Однако есть здесь и специфические положения. К таковым следует отнести правила составления сметы со стороны исполнителя и потребителя. Кроме того, закон регламентирует выполнение работ из материала заказчика, а так же определяет порядок и форму оплаты труда.
  4. Виды защиты прав. Закон предусматривает государственную и общественную защиту прав потребителей товаров и услуг. В наибольшей степени регламентации подвержена государственная защита, которую производят органы федерального государственного надзора.

Таким образом, Закон о защите прав потребителей объединяет в единую цепочку юридических нормативов три стороны – производителей с продавцами, потребителей и контролирующие органы. Все стороны имеют права и обязанности, и только потребители в рамках данного закона обладают исключительно правами.

Преамбула к Закону о Защите Прав Потребителей

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

абзац седьмой утратил силу;

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

Читайте так же:  Приказ фсин от 1101 2012

существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Статья 502. Обмен товара

1. Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

2. Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату по указанным в настоящей статье основаниям, определяется в порядке, установленном законом или иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 502 ГК РФ

1. Гражданский кодекс РФ и Закон о защите прав потребителей предусматривают для отношений купли-продажи две разновидности обмена товаров: 1) обмен качественного товара (комментируемая статья и ст. 25 Закона о защите прав потребителей); 2) обмен некачественного товара (его замена) в соответствии с правилами ст. 503 ГК РФ и статьи 18 Закона о защите прав потребителей.

2. В комментируемой статье закрепляется право покупателя на обмен качественного товара и механизм его реализации. Указанное право представляет собой возможность потребителя обменять приобретенный товар с соблюдением следующих правил (эти правила отвечают на вопросы о том, какой товар меняется, какой невозможно обменять, когда, где и на что его можно обменять, чем доказывается факт его покупки):

1) товар должен быть непродовольственным;

2) обмен должен производиться в течение 14 дней (это срок обращения покупателя, т.е. срок осуществления права) с момента передачи товара покупателю (продавец может увеличить этот срок);

3) обмен производится в месте покупки или в иных местах, специально объявленных продавцом (информация об этом должна быть доведена до сведения потребителя);

4) товар меняется на аналогичный товар, но других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации с перерасчетом (в случае разницы в цене) или без такового;

5) товар не должен быть в употреблении, должны сохраниться его потребительские свойства;

6) должны иметься доказательства приобретения товара у данного продавца (любые доказательства, которые допускает закон, в том числе и свидетельские показания);

7) товар не должен включаться в специальный перечень товаров, которые не подлежат обмену.

Вместо реализации указанного права на обмен товара при условии, что необходимый для обмена товар у продавца отсутствует, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Такое альтернативное право реализуется с соблюдением всех обозначенных выше правил, касающихся обмена товара, за исключением четвертого.

3. Рассмотренные правила комментируемой статьи конкретизируются и детализируются в ст. 25 Закона о защите прав потребителей. Во-первых, уточнено правило о сроке осуществления права на обмен — в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Во-вторых, в Законе о защите прав потребителей детализируется указанное выше пятое правило — должны быть сохранены товарный вид обмениваемого товара, пломбы, фабричные ярлыки. В-третьих, также детализировано отмеченное шестое правило — у потребителя должен иметься товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Вместе с тем отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. В-четвертых, установлено, что перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утверждается Правительством РФ. В настоящее время действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (с изм. и доп.). Так, в этот Перечень, в частности, включены: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты); предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары); парфюмерно-косметические товары и др. В-пятых, детализировано право на возврат товара и получение за него денежных средств. При условии, что аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Такое требование потребителя подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. Однако по соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Читайте так же:  Как выглядит заявление на расторжение брака

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 4. Ст. 482.

4. В ст. 25 Закона о защите прав потребителей содержится по крайней мере одно противоречащее комментируемой статье правило. Согласно п. 1 ст. 25 ЗоЗПП РФ потребитель вправе обменивать товар надлежащего качества при условии, что данный товар не подходит потребителю по определенным параметрам (форма, размер и проч.). В то же время в ГК РФ такого условия не содержится. По сути оно ограничивает права потребителя по сравнению с ГК РФ. Поэтому, как представляется, отмеченное положение Закона о защите прав потребителей не действует на основании ст. 3 ГК РФ и в силу п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7, а применяются соответствующие положения комментируемой статьи.

Всемирный день прав потребителя

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя (World Consumer Rights Day), проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций. Впервые дата отмечалась в 1983 году.

В этот день в 1962 году состоялось историческое выступление в конгрессе США 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди, в котором он впервые дал определение понятию «потребитель» и выделил четыре неотъемлемых его права: право на информацию; право на безопасность товаров и услуг; право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе; право быть выслушанным.

Созданное в 1960 году независимое неполитическое некоммерческое объединение потребителей всего мира — Международная организация союзов потребителей (Consumer International, CI), впоследствии дополнила Кодекс потребителя еще четырьмя постулатами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

9 апреля 1985 года Генассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей.

С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

В 1989 году в СССР была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и т.п. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.

Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей.

Россия впервые отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей. Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994 году, но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерации в Международную организацию потребителей Consumer International.

Целью мероприятий Всемирного дня прав потребителей является привлечение внимания общественности к проблемам в данной сфере, повышение потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав.

Развитие сети Интернет, мобильной связи и других цифровых технологий привело к появлению новых возможностей и проблем для миллионов потребителей во всем мире.

Большинство потребителей довольны развитием современных цифровых технологий, но остаются вопросы о том, как улучшить качество и безопасность услуг онлайн-сервисов.

По сложившейся традиции Consumer International каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей.

В 2018 году темой Всемирного дня защиты потребителей стала «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» (Making Digital Market Places Fairer).

Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета.

По данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», за первые шесть месяцев 2017 года объем покупок при помощи онлайн-трансакций физическими лицами вырос на 8% относительно такого же периода прошлого 2016 года и составил 1 триллион рублей. Объем онлайн-трансакций физических лиц по результатам всего 2017 года оценивается в более чем 2,2 триллиона рублей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников