Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Читайте так же:  Ордер или договор соц найма

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Установка общедомовых приборов учета

Подборка наиболее важных документов по запросу Установка общедомовых приборов учета (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Установка общедомовых приборов учета

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Установка общедомовых приборов учета

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Установка общедомовых счетчиков в ветхом доме

Добрый день. Прояснить пожалуйста ситуацию. Получила квитанцию об оплате установки общедомового прибора учета холодной воды. Дом 1986 года постройки,щитовой,признан ветхим,включен в программу сноса ветхого жилья. Нужно ли в таком доме устанавливать общедомовые счетчики? Если нет,то на что ссылаться при отказе установки? Спасибо.

Ответы юристов (2)

Здравствуйте, Наталия! Решение об установке общедомового прибора учета принимается при наличии технической возможности установки такого прибора учета. Если установлено, что такая техническая возможность установки имеется, то нет запрета на установку общедомового счетчика. Если имеется решение общего собрания Многоквартирного дома. об установке Прибора учета, то придется оплатить установку Прибора учета.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ установка счетчиков в ветхих, аварийных объектах, объектах, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г. не является обязательной.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Установка общедомового счетчика тепловой энергии

С 1 января 2017 г. на основании Правил № 354 при отсутствии счетчиков тепловой энергии плата начисляется с повышающим коэффициентом 1.5. Я не могу поставить данный счетчик в квартире, т.к. отсутствует общедомовой счетчик.

1. Правомерно применение повышающего коэффициента при начислении стоимости комм.платежей жильцам в доме которых нет общедомовых счетчиков?

2. Можно обязать управляющую компанию установить общедомовой счетчик, и если да, то сделать это за счет отчислений на капитальный ремонт?

Ответы юристов (1)

Повышающий коэффициент 1,5 применяется к услуге отопления как раз потому, что нет общедомового счетчика тепловой энергии. Обязанности устанавливать индивидуальный счетчик тепловой энергии у Вас нет, и я бы не рекомендовал ставить индивидуальный счетчик тепла в любом случае, потому что его показания будут учитываться только при наличии индивидуальных счетчиков тепла абсолютно во всех квартирах дома (а такое вряд ли возможно на практике).

Что касается общедомового прибора учета тепла.

В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования по обязательной установке общедомовых приборов учета тепловой энергии НЕ распространяется на ветхие и аварийные дома, а также дома с тепловой нагрузкой менее 0,2 Гкал/ч (это примерно стандартная четырехподъездная пятиэтажка). Кроме того, нет обязанности устанавливать прибор учета при отсутствии технической возможности его установки. Но при этом отсутствие такой технической возможности должно быть удостоверено соответствующим актом, оформленным на основании приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 в соответствии с критериями, утвержденными данным приказом.

Поэтому, сначала необходимо выяснить, обязательная ли установка общедомового счетчика тепла в Вашем доме в соответствии с вышеуказанными нормами закона. Тепловую нагрузку можно посмотреть в паспорте дома.

Если установка общедомового счетчика тепла в Вашем доме необязательна в соответствии с вышеуказанными нормами закона, то повышающий коэффициент 1,5 Вам применили незаконно.

Если установка общедомового счетчика тепла в Вашем доме обязательна, то коэффициент 1,5 применен законно. Но в этом случае общедомовой счетчик тепла Вам уже давно должна была установить Ваша теплоснабжающая организация и взыскать его стоимость с собственников (возможно с рассрочкой в течение 5 лет под ставку не выше ключевой ставки ЦБ РФ). УК за свой счет вряд ли установит Вам общедомовой счетчика тепла, т.к. это по общему правилу не входит в состав расходов на текущее содержание и ремонт. За счет взносов на кап.ремонт счетчик можно сразу установить только в одном случае — если Ваш дом на общем собрании принял решение перечислять взносы на кап.ремонт не региональному оператору (т.е. не в общий «котел»), а на специальный счет. Только в этом случае можно использовать сразу эти деньги. Иначе нужно ждать своей очереди, когда будут делать кап.ремонт именно Вашего дома (в соответствии с региональной программой кап.ремонта).

Читайте так же:  Патент сформировать

Исходя из всего вышеизложенного, рекомендую обратиться к теплоснабжающей организации, чтобы она исполнила установленную ст.13 закона №261-ФЗ свою обязанность по установке в Вашем доме общедомового прибора учета за счет собственников с рассрочкой на 5 лет.

Если нужна будет помощь, обращайтесь.

С Уважением, Олег Рябинин.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Разъяснения по 261-ФЗ в части обязательной установки общедомовых счетчиков

Подскажите, что касаемо объектов которые не подлежат обязательной установке общедомовых счетчиков по Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 23.04.2018) ст 13 часть 1, осталось ли в силе касаемо 0.2 Гкал в старой редакции, не очень понятно.

Ответы юристов (1)

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы

1… Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

Слова, выделенные жирным шрифтом, исключены с 04.05.2018 года.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Обязательно ли устанавливать счетчики на воду?

Я уже нашла ответ на Вашем сайте — вопрос №363071. Моя проблема один к одному та же — квартира не приватизирована, проживаем вдвоем, (но в Москве) задолженностей по квартплате не бывает; я думаю , законы те же, что и в Наб. Челнах. Наскучили звонками из Горводосервиса и прочих неизвестных организаций о необходимости установить счетчик на воду. Прилепляют бумажки с теми же требованиями на дверь.

Хочу уточнить имеем ли мы право отказаться от установки? На что ссылаться при отказах?

Ответы юристов (9)

Здравствуйте.
Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ
«Об энергосбережении и
о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации „
Прямо предписывает Вам обязанность установки приборов учета.

5. До 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением
указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в
многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в
силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких
домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой
энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов
учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок
должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета
используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также
индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета
используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Есть вопрос к юристу?

В противном случае, Вы рискуете тем, что Ваша УК сможет совершенно спокойно списывать на Вас все свои издержки, в части потерь воды. Все прорывы, расходы на общедомовые нужды, расходование воды неплательщиками, Вы частично рискуете оплачивать, благо, что Вам нечем будет обосновать, в отсутствии счетчика, что не Вы вылили эту воду.

В приведенном коллегой законе указаны собственники жилья. Поскольку в Вашей ситуации собственник — муниципалитет, то Муниципалитет и должен оплатить все это… Направьте им уведомление о необходимости произвести установку счетчиков и отправьте заказным письмом… Укажите, что в случае отказа будете жаловаться в прокуратуру и в суд.

Здравствуйте, норму вам уже привели, то есть, вы должны поменять прибор учета.

Согласно ч.12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане — собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Таким образом, закон предусматривает ответственность за неустановку приборов учета. В ваших же интересах их установить.

Следует добавить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»:

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (п. 42).

Т.е. расчет ведется в зависимости от кол-ва проживающих в помещении, норматива на каждого человека и тарифа.

П. 55 Постановления:

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

56. Если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Читайте так же:  Единый налог 10

56(1). В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.

С уважением, Александр Гугучкин.

Всё дело в том, что по принятому Федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» до 1 июля 2014 года во всех многоквартирных домах должны быть установлены общедомовые счётчики воды. При этом индивидуальные счётчики воды устанавливать совсем не обязательно. То есть нет такого закона, обязывающего Вас установить индивидуальный счетчик воды, по этому и звонят и призывают к сознательности граждан.

Управляющая компания Вашего многоквартирного дома обязана установить общедомовые приборы учёта воды. Некоторые жильцы счетчики установили. Вы, а возможно еще кто либо — нет. Получается, что перерасход воды будет фиксироваться общедомовым счетчиком, а стоимость перерасхода управляющая компания вынуждена раскидывать в равных долях на те квартиры, в которых уже установлены счетчики, так как:

а) вся потреблённая вода обязательно должна быть оплачена;

б) с Вас не могут взять оплату больше норматива, так как платите Вы по нормативу.

Таким образом, не установив счетчик, управляющая компания весь Ваш перерасход воды будет вынуждена распределять на Ваших соседей, и они будут вынуждены платить за весь перерасход (может быть, даже, и за Ваш перерасход воды). По этому, ответ на Ваш вопрос звучит так: по закону Вы не обязаны устанавливать счетчик. Нет такого документа. Однако, порядочнее (по отношению к Вашем же соседям) будет, все же, этот счетчик установить. Так как не все что разрешает закон, позволяет совесть.

граждане, проживающие в квартирах по договорам социального найма, тратиться на установку приборов учета не должны. Водомеры, электросчетчики, счетчики природного газа в таких квартирах должны «появляться» за счет средств наймодателя в лице «местного»муниципалитета (в силу ст.676 Гражданского кодекса,65 Жилищного кодекса, п.4 Постановления правительства N 315 от 21 мая 2005 г.)

В законе «Об энергосбережении» (N 261-ФЗ) четко записано, кто именно ОБЯЗАН установить приборы учета, причем как общедомовые, так и квартирные. Это должны сделать собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирных домах (п. 5 ст. 13 Закона №261-ФЗ).

В Москве действует Постановление правительства Москвы N 406-ПП от 29.05.2007 г. «О мерах по дальнейшему стимулированию экономии водопотребления в жилищном фонде г. Москвы». Согласно этому документу, установка индивидуальных приборов учета (ИПУ) за счет бюджета города производится не только квартирах, находящихся в государственной собственности г. Москвы, но даже в приватизированных квартирах, где проживают собственники, получающие субсидию на квартплату.

Уважаемые коллеги, мне странно, что никто не придал значения следующему обстоятельству: обязанность лежит на собственнике жилого помещения, тогда как Кларисса (наш клиент) проживает в неприватизированной квартире. Она не собственник, а наниматель по договору социального найма. Собственником и, соответственно, обязанным юридическим лицом в её случае, скорее всего, является г. Москва.

Вообще-то ей счетчики должны бесплатно поставить. Собственник и отвечает за идею приборов учета.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Федеральный закон об общедомовых счетчиках

Президент России подписал федеральный закон №258-ФЗ об оплате счетов за общедомовые нужды по коллективным счетчикам. Сообщение об этом было размещено на сайте Кремля.

Что определяет закон

В законе теперь закреплена норма, которая позволяет жителям дома самостоятельно выбирать способ расчета за коммунальные ресурсы — по счетчикам или по нормативам.

Новый закон также устанавливает приоритет счетчиков над нормативами при расчете размера оплаты за общедомовые коммунальные услуги — электричество, водоотведение и воду и позволяет жителям домов, уже оснащенных коллективными счетчиками, требовать перерасчета.

В том случае если счетчики, которые учитывают затраты на обеспечение общего имущества жильцов электроэнергией и водой, в доме не установлены, объем потребления по-прежнему рассчитывается исходя из региональных нормативов.

Хотя теперь плату за общедомовые коммунальные услуги можно будет пересчитать, исходя из показаний счетчика, однако на практике не ясно, как это будет происходить, сообщил РБК председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. «Сейчас счетчики часто предлагают установить энергоснабжающие компании за свой счет. Управляющие компании либо специально собирают средства на установку, либо производят ее за счет средств, которые уже собраны в рамках общедомового обслуживания», — пояснил Сухов. По мнению эксперта, принятие поправок было вызвано тем, что «расходы на общедомовые услуги фактически оказались выведенными из правового поля». «Учитывая, что нормативы устанавливают региональные власти, завышение цен в данной сфере встречается нередко», — добавил Сухов.

Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков пояснил РБК, что, исходя из формулировок, изложенных в законе, установка общедомовых счетчиков будет производиться за счет собственников жилья. «В тех случаях, когда домом управляет ТСЖ и другие формы объединения собственников, то они на общем собрании будут решать этот вопрос», — рассказал эксперт.

Как было раньше

Исполнительный директор неправительственной организации «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева рассказала, что нормирование платы за общедомовые нужды существовало и ранее, однако это положение было закреплено только в региональных законах и в рекомендациях Минстроя.

«Регионы должны были принимать нормы по оплате общедомовых нужд для разных типов домов. Все, что сверх норматива, должны были оплачивать управляющие компании», — пояснила Разворотнева. По ее словам, это постановление «никто не выполнил» и для того, чтобы эти правила заработали, издали еще один нормативный акт и внесли соответствующую норму в Жилищный кодекс.

Однако в результате этих изменений потребители столкнулись с тем, что в некоторых регионах сильно повысилась плата за общедомовые расходы в начале 2017 года. «Дело в том, что в регионах не стали уточнять нормативы. Во-вторых, были разные методики расчета. Зачастую выходило так, что люди были вынуждены платить больше, чем поступало в их дом по приборам учета. Минстрой направил разъяснительное письмо, что они сами могут решать, как оплачивать ОДН — по нормативу или по счетчику. Но такой нормы не было в законе», — объяснила Разворотнева. По ее словам, принятие этого федерального закона означает «восстановление здравого смысла» (цитаты по «РИА Новости»).

С ней согласна руководитель единого расчетного центра АО «ВК Комфорт», специализирующегося на обслуживании и управлении многоквартирными домами, Ольга Пантелеева. По ее словам, для конечного потребителя расчет по фактическим затратам наиболее удобен и прозрачен, однако необходимо учитывать, что в разные месяцы в зависимости от сезона будут ежемесячно начисляться разные суммы.

«При использовании норматива сумма начисления постоянна, однако она не отражает фактическое потребление и может быть как выше, так и ниже факта, в зависимости от класса энергоэффективности здания, имеющегося общедомового оборудования и так далее», — отметила Пантелеева (цитаты по «РИА Новости»)

Коммунальные долги россиян

Ранее глава Минстроя Михаил Мень заявил в интервью «Российской газете», что долги населения за коммунальные услуги достигли 645 млрд руб., а объем общей задолженности составляет 1,34 трлн руб. По его словам, большинство жителей «довольно дисциплинированно» платят за ЖКХ и должников среди них — 6%. Вторую группу должников составляют юридические лица — посредники, например управляющие компании. По его словам, Минстрой рассчитывает в будущем решить эту проблему, исключив посредников из цепочки оплаты за потребленные жителями ресурсы.