Комментарии к СТ 20.21 КоАП РФ

Статья 20.21 КоАП РФ. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Комментарий к статье 20.21 КоАП РФ:

1. Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей Кодекса, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье и даже жизнь людей (например, обморожение в сильные морозы), которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.

Важное значение данной статьи в обеспечении соблюдения правопорядка отметил Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. N 328-О «Об отказе в принятии жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

2. К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.

3. Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях. Если последние распивались в общественном месте, то в действиях гражданина могут одновременно иметь место два последовательно совершаемых правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 и комментируемой статьей Кодекса.

4. Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

5. Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.

6. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

7. Субъективную сторону комментируемого состава образуют умышленные действия виновного.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Судебный участок №1 мирового судьи г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области

Обобщение

судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.21 КоАП РФ (появление в общестчвенном месвте в состоянии опьянения), рассмотренных на судебном участке №1 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области за 2012 год

Изучение данного вопроса проведено во исполнение плана работы судебного участка №1 г.Абдулино и Абдулинского района. В ходе обобщения были изучены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.21 КоАП РФ, рассмотренные мировым судьей судебного участка №1 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области за 2012 год.

Цель обобщения: соблюдение норм материального и процессуального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 КоАП РФ, а также обоснованность направления дел указанной категории для рассмотрения мировому судье должностными лицами, составляющими протокол об административном правонарушении.

Статья 20.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей Кодекса, являются общественный порядок и общественная безопасность.

К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.

Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, где употреблялись спиртные напитки.

Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективную сторону комментируемого состава образуют умышленные действия виновного.

Всего за 2012 год мировым судьей судебного участка №1 г.Абдулино и Абдулинского района рассмотрено 11 дел данной категории, к административной ответственности привлечены 11 лиц.

От общего числа рассмотренных административных дел за 2012 год, дела данной категории составляют 1,6 %.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 КоАП РФ рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч. 2 ст. 23.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о появлении в общественных местах в состоянии опьянения вправе рассматривать уполномоченные ч. 2 этой статьи должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Вместе с тем они могут передать дело на рассмотрение судье, если с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в Законе обстоятельств признают необходимым применить наказание, назначение которого отнесено к исключительной компетенции судей. Санкцией статьи предусмотрено назначение наказания в виде административного ареста. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях это наказание назначается только судьей, при необходимости его применения дела указанной категории подлежат передаче мировому судье.

Как показало изучение дел об административных правонарушениях указанной категории, подведомственность и подсудность их рассмотрения соблюдаются. Все дела, рассмотренные мировым судьей, переданы ему на основании определений уполномоченных должностных лиц.

Случаев рассмотрения дела при отсутствии соответствующего определения не имеется.

Однако в определениях должностных лиц о передаче дел указанной категории на рассмотрение судье, как правило, не приводятся мотивы принятого решения.

При назначении наказания мировым судьей учитывались характер совершенного правонарушения, личность виновных, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ст.20.21 КоАП РФ:

— назначено наказание в виде административного штрафа – 1 лицу;

Так, по административному делу №5-491/2012 в отношении Брусянина А.Б., привлекаемого по ст.20.21 КоАП РЯ назначено наказание в виде штрафа в размере 100рублей.

— в виде административного ареста — 10 лицам.

Срок административного ареста составляет от двух до десяти суток.

Дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 КоАП РФ, прекращенных производством не имеется.

В орган составивший протокол для устранения недостатков дела данной категории не возвращались.

В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.

В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.

Согласно ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Все дела данной категории рассмотрены в день получения протокола.

В соответствии с ч.1 ст.28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье в течение трёх суток с момента его составления.

Нарушение указанных сроков при рассмотрении дел не установлено.

Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.

Согласно ст. 31.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возложено на вынесшего его судью.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. При этом срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Как показало изучение данных дел во всех постановлениях указывалось с какого времени исчисляется срок отбывания наказания .

По всем административным делам копии постановлений , в соответствии со ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.

Представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений на основании ч.1ст.29.13 КоАПРФ по делам данной категории не выносились.

Тексты постановлений, размещались на сайте судебного участка в соответствии с не позднее 2 дней после их принятия. с учетом требований, предусмотренных статьей 15 Федерального закона №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 года.

Выводы: обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.21 КоАП РФ, показало, что нормы в данной сфере правоотношений применяются правильно и единообразно, дела рассматриваются своевременно.

Штраф ст 2021 коап рф

В настоящее время в России действуют две формы бланков водительских удостоверений:

Национальное водительское удостоверение (образец № 1) в форме бумажного заламинированного бланка (в народе «старые») (выдаются там, где отсутствуют автоматизированные системы изготовления водительских удостоверений).

Национальное водительское удостоверение (образец № 2) в форме пластиковой карточки светло-розового цвета размером 5,4 x 8,6 см (в народе «новые») (выдаются теми подразделениями ГИБДД, где имеются автоматизированные системы изготовления водительских удостоверений). Во многих регионах выдача уже не производится.

Новое водительское удостоверение. Не позднее 1 марта 2011 года в России начнется выдача водительских удостоверений нового образца. Старые будут продолжать действовать до конца указанного в них срока. Подробнее здесь.

Если истёк срок действия водительских прав, то в какой максимальный срок их владелец обязан их продлить?

Могут ли лишить водителя (гражданин РБ) и водительское удостоверение выданное в Республике Беларусь по статье Статья 12.15.4?
Хотя на самом деле совершил разворот через двойную сплошную, но в протоколе записал как движение по встречной полосе и не слова о том что выполнил разворот. Как быть?

Здравствуйте!
У меня права с 01.05.2008 года.
Недавно меняла их в связи смены фамилии. Мне выдали права нового образца.
В пункте 4а указана дата 09.09.2011, в пункте 4в указана дата 09.09.2021.
А на обратной стороне в категории В, в 11 графе указана дата 09.09.2021, а в 10 графе(в этой категории) ничего нет, там ПУСТО. Действительны ли мои вод.права? если действительны, то как посчитать мой водительский стаж?

Добрый день.
Сегодня получила ВУ, и только вечером обратила внимание, что штрих-код с обратной стороны нарушен, пропечатались только первые и последние штришки, а между ними-размытые черно-белые точки. Подскажите, являются ли такие права действительными.
Спасибо.

Здавствуйте!Мой муж приехал из Кыргызстана, в данный момент подал на гражданство РФ. Может ли он пока является гражданином Кыргызстана работать водителем с водительским удостоверением Кыргызстана, или нужно менять права? Спасибо.

Добрый день! Подскажите, мне нужно восстановить водительские права (их украли), по временной регистрации. Будет ли отметка в правах нового образца о том, что они выданы по временной регистрации? Спасибо!

Здраствуйте, у меня такая проблема, пришло время менять права. Открытой категории B,C,D,E. В особых отметках в правах категории E к категориям B,C,D. В пушкинском подразделении ГАИ мне отказывают в открытии категории B,E и D,E, мативируя это тем, что категория Е была получена в 2001 году. Правомерно ли их действие? У меня стаж вождения с 1989 года, категорию E получал в 2001 году, 10 лет мог ездить на собственном микроавтобусе категории D с прицепом, а теперь получается что ездить я на нем не могу, а в подразделении ГИБДД объясняют что категория D,E выдается только водителям, которые ездят на автобусах «гормошках», а про категорию B,E вообще нет никаких объяснений. Срок действия моих прав заканчивается 18 октября 2011 года. Куда мне обращаться и что делать? С уважением, Вячеслав.

Мы граждане Украины. Собираемся в августе навестить родственников в Липецкой области. Но дело в том, что у мужа водительское удостоверение советского образца. Подскажите, пожалуйста, будет ли оно действительным на территории России, если сделать нотариально заверенный перевод согласно Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Выдача и замена ВУ лицам, временно пребывающим на территории РФ.в ред. Постановления Правительства РФ от 21.11.2001 N 808.
Выдержка:
Иностранные национальные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям указанной Конвенции, должны иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык.
Иностранными национальными водительскими удостоверениями считаются также водительские удостоверения с отличительным знаком “SU” (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР.

Переводить придется с русского на русский или можно вместо перевода нотариально заверить копию?

Подскажите, пожалуйста, могут ли лишить водительского удостоверения если оно просрочено

Здравствуйте, хочется узнать, в удостоверении будет прописываться фактическое место жительства или по прописке.
И если по прописке, можно ли чтобы написала фактич.Могу ли я как то на это повлиять?Например, я прописана в Волгогр.обл. Еланский р-н. Можно ли написать просто Волгоград?!

Можно ли принести фотографию в ГИБДД для Водительского удостоверения нового образца электронном варианте если не устраивает качество фото в ГИБДД там очень плохо снимают!

Здравствуйте. Я гражданин Украины, временно в России, имею права выданные в 1982 г. в СССР. В Украине к ним, со стороны ГАИ, вопросов не возникает. Разрешается ли мне, при наличии этого водительского удостоверения, управлять автомобилем?

живу в Италии; не была в России 15 лет; сейчас наметила поездку к родителям; российских прав истёк срок годности (имею российское гражданство и прописку); действительны только итальянские права. Они наверняка в России не действительны. Как обновить российские права и возможно ли это сделать (учитывая что срок годности истёк давно) ?

Подскажите, мне нужно восстановить водительские права (их украли). Я гражданка России, а водительские права были армянские

Привет ВСЕМ! Форумчани выручайте не могу найти инфу по моей проблеме, а проблема такова что закончился срок действия водительских прав 2го июня заменить нет возможности так как нет бланков в ГИБДД(по всей калмыкии как объяснили) ожидаются не скоро. И как теперь поступить и что они обязаны выдать мне пока нет бланков. Плиз подскажите!

Читайте так же:  Посмотреть если судимость у человека

Виталий, у меня была почти такая же сетуация, судился 2 месяца. Всё равно лишили на полтора года! по законам которые действуют в наше время мне кажеться вернуть права можно если у тебя мама или папа судья. когда меня лишали судья сказала» У нас за два месяца 3 судей уволили что они оправдали за похожие случаи, я такую РАБОТУ терять не хочу» А Наталье которая пила на стоянке бояться я думаю не о чем, двигатель был заглушен, на каком основании они заставили ДЫШАТЬ.

Спасибо за статью. Как раз вспомнил что в декабре закончился срок действия старых прав! Мог попасть на деньги и не малые.
У меня такой вопрос; в старых правах указывался водительский стаж, будут ли в новых правах такая отметка?
Заранее спасибо.

03 августа 2010 года я с женой отвозили нашего ребенка в детский сад. По пути следования в 07 час. 50 мин. около дома 47 на пр. Ленина в г. Комсомольске-на-Амуре меня остановил инспектор ГИБДД Комсомольска-на-Амуре, т.к. я нарушил правила дорожного движение, не был пристегнут ремнем безопасности. Инспектор ГИБДД проверил документы, сверил номер двигателя (сомнений ничего не вызвало).
Далее инспектор ГИБДД пригласил меня в патрульную машину для составления административного протокола по данному факту. Был составлен протокол по ст. 12.6 КоАП РФ. С данным правонарушения я согласен. Данный сотрудник проверил мое водительское удостоверение по базе данных ИЦ УВД ГИБДД Хабаровского края В базе данных водительское удостоверение выданное на мое имя значится, номер, серия, кем и когда выданы совпадают.
Также инспектор составил протокол об административном правонарушении, о том, что мой ребенок не был пристегнут ремнем безопасности, и что машина не оборудована специализированным креслом для провозки детей до 12 лет. У меня в машине имеется специализированное кресло, и установлено оно на заднем сидении автомобиля. Инспектор ГИБДД при проверке документом это видел. Ребенок сидел в кресле пристегнутым, рядом с ним сидела супруга. После того как я написал возражения в протоколе по данному факту и отказался подписывать протокол, данный протокол инспектор мне не выдал, хотя я не отказывался от его получения. У инспектора начались сомнения по поводу фальсификации моего водительского удостоверения. На вопрос: почему на водительском удостоверении не просвечивается голограмма МВД России? Я пояснил следующее: моя супруга постирала мое водительское удостоверение, паспорт и другие документы. В связи с этим я поехал в УВД ГИБДД для смены данных документов. Паспорт мне поменяли, а в ГИБДД мне было отказано в смене водительского удостоверения, так как на нем видать все номерные знаки, серию, печать, водяные знаки. я управляю транспортным средством с таким водительским удостоверением, и ни разу при остановки моего транспортного средства, сомнений в подлинности водительском удостоверении у инспекторов ГИБДД не было.
И после этого инспектор ГИБДД УВД г. Комсомольска-на-Амуре в присутствии понятых составил протокол изъятия вещей и документов об изъятии водительского удостоверения После этого я потребовал выписать на мое имя временное водительское удостоверение, на что инспектором мне было отказана, и пояснено, что за подозрение в фальсификации документов временное водительское удостоверение не выдается. На вопрос: Какими нормами права он обосновывал свой отказ, вразумительного ответа я не услышал. И также в данном протоколе не указано по каким основаниям у меня изъяли водительское удостоверение.
Далее я на своей машине с инспектором ГИБДД УВД г. Комсомольска-на-Амуре проехал в ГОМ для дальнейшего разбирательства.
В ГОМ у меня дежурным была взята объяснительная по поводу порчи моего водительского удостоверения. Сотрудниками ГИБДД было сдано дежурному мое водительское удостоверение, опечатанное в прозрачный пакет и скрепленное печатью для справок №2. Дежурный мне пояснил, что моё водительское удостоверение отправят в ЭКУ УВД г. Комсомольска-на-Амуре для исследования.
В соответствии с п. 3 ст. 27.10 КоАП РФ и ст. 139 приказа Министерства Внутренних Дел РФ от 02.03.2009г. № 185 «Об утверждении административного регламента по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требования в области обеспечения безопасности дорожного движения (зарегистрированное в Министерстве Юстиции РФ 18.06.2009г. № 14112) основанием для изъятия водительского удостоверения является выявление административного правонарушения, влекущего лишения право управления АТС.
Мною совершенно административное правонарушение, за которое законодательством не предусмотрено лишение права управления АТС. Следовательно, у инспекторов УВД ГИБДД г. Комсомольска-на-Амуре не было оснований для изъятия водительского удостоверения. Кроме того, при изъятии водительского удостоверения при совершении административного правонарушения выдается временное разрешение на управление транспортным средством в силу того же приказа (ст. 140).
После моего обращения к заместителю командира батальона УВД ГИБДД майору милиции в устной форме при предъявлении протокола изъятия вещей и документов, водительской карточки и свидетельства подтверждающее, что я обучался и получил водительское удостоверениипо. Это доказывает, что моё водительское удостоверение не поддельное, и моё фото в водительской карточки совпадает с фото на водительском удостоверении. Также мне было отказано в выдачи временного водительского удостоверения. И пояснено, что выдать они смогут после исследования документов в ЭКУ УВД. г. Комсомольска-на-Амуре.
В связи с чем, мною было подано письменное заявление на имя начальника ГИБДД по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края полковнику о выдаче мне временного разрешения на управления транспортным средством.
В связи с тем, что у меня в данный момент нет возможности управлять транспортным средством, и я являюсь единственным кормильцем в семье, я несу убытки, т.к как моя трудовая деятельность напрямую связана с управлением транспортным средством.

Любая организация или индивидуальный предприниматель становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации с присвоением уникального номера ИНН, и именно с этого момента у них возникают обязанности по представлению статистической отчетности.

Статистическая отчетность — совокупность составляемых по утвержденным формам отчетов компаний, предприятий, организаций, которые они обязаны в установленные сроки представлять в региональные статистические органы.

Законами обязывает организации и индивидуальных предпринимателей сдавать следующие виды отчетности:

Указанные обязанности распространяются и на те организации и ИП, которые применяют упрощенную систему налогообложения.

Согласно пункту 4 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие УСН, наряду с остальными обязаны отчитываться в органах статистики.

Исключение составляют лишь малые предприятия, для которых предусмотрено выборочное статистическое наблюдение в упрощенном порядке, поэтому отчитываться должны не все, а только те, кто получил письменное требование из органов статистики. Тогда ваше отделение статистики направит вам необходимые бланки и указания по их заполнению. Чтобы узнать попали ли вы в выборку, можно связаться с органом статистического учета по месту нахождения.

Если Ваша организация (являясь малым предприятием) не попала в «выборку», то направлять отчетность в Росстат надо лишь 1 раз в 5 лет в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ, согласно которому сплошные статистические наблюдения за деятельностью малых предприятий проводятся только раз в пять лет.

С 01.01.2013 в соответствии со статьей 18 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ организации и ИП (в том числе применяющие УСН) обязаны представлять в обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) органу государственной статистики не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года. Поэтому по итогам 2013 года в Росстат вместе со статистическими сведениями также нужно будет представить бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.

Итак, малые предприятия, как и другие организации, не освобождены от статистических отчетов. В территориальные органы статистики они ежеквартально представляют форму № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (утв. приказом Росстата от 15.08.2011 № 355). Ее заполняют нарастающим итогом за период с начала года и представляют в отделение статистики не позднее 29-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Таким образом, за период с января по сентябрь форму нужно сдать в территориальный орган Росстата до 29 октября 2012 года, а за период с января по декабрь — до 29 января 2013 года включительно.

Индивидуальные предприниматели, не занимающиеся сельским хозяйством, по итогам 2012 года должны будут не позднее 4 марта 2013 года (т.к. 2 марта — выходной) представить в территориальные органы Росстата форму № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» (утв. Приказом Росстата № 355).

Для микропредприятий Приказом № 355 утверждена форма № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия». По ней должны отчитываться все микропредприятия, кроме тех, кто занимается сельскохозяйственной деятельностью. Форма № МП (микро) является годовой. По итогам 2012 года ее нужно представить в органы статистики до 5 февраля 2013 года.

Для определенных видов деятельности предусмотрены специальные статистические формы. Например, малые торговые предприятия дополнительно сдают ежеквартальную форму № ПМ-торг (утв. Приказом Росстата от 19.07.2011 № 328), а ИП, занимающиеся торговлей в розницу, — годовую форму № 1-ИП (торговля) (утверждена приказом Росстата от 12.05.2010 № 185).

Территориальные органы Росстата определяют перечень форм статистической отчетности. Ниже приведена информация о статистической отчетности для:

организаций и ИП, которые не могут быть отнесены к малым предприятиям;

И зучим правила исчисления срока хранения документов в бухгалтерском и налоговом учете, в т.ч. примем во внимание срок исковой давности. Рассмотрим исключения из этого правила, например: особенности счетов-фактур, документы по ранее полученным убыткам, документы на приобретение ценного имущества с длительным сроком амортизации ­(здания – 31 год и др.). Разберемся, когда можно уничтожать документы, для которых в Перечне, утвержденном приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, установлено требование «при условии ­проведения проверки (ревизии)». Вы поймете, как себя вести при истребовании налоговыми органами документов, срок хранения которых истек, а также пострадавших в результате пожара или затопления. Сможете оценить риски штрафных санкций.

Требование действующего законодательства таково, что каждая операция в жизнедеятельности организации должна сопровождаться оправдательными документами (причем зачастую не одним, а несколькими). В результате их накапливается столько, что просто некуда складывать, а хранить долго – затратно. Каждый из учетных документов имеет свои сроки хранения, установленные нормами законодательства. После окончания этих сроков организация вправе уничтожить документы. Если все-таки принимается такое решение, необходимо выбрать те из них, ­уничтожение которых не повлечет за собой неприятностей при ­возможных ­проверках.

Давайте разберем требования, которые предъявляет законодательство к сроку хранения бухгалтерских и налоговых документов. Из общего правила есть масса исключений, они-то и представляют наибольший ­интерес, т.к. не все специалисты о них знают.

Запись в бухгалтерском учете не может быть произведена без оформления первичных учетных документов, которые по общему правилу должны храниться не менее пяти лет после отчетного года или после года, в котором они использовались для составления отчетности (ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402-ФЗ).

В то же время необходимо ориентироваться на сроки хранения документов, определенные Перечнем Минкультуры РФ 1 , к которому отсылает сам Закон № 402-ФЗ, в том случае, когда этот срок является более ­длительным.

Например, поддерживать в целостности годовую бухгалтерскую отчетность предписано постоянно, квартальную – в течение 5 лет, а месячную – в течение 1 года (ст. 351 Перечня). Постоянного срока хранения требуют документы (протоколы, акты, заключения) о рассмотрении и утверждении бухгалтерской отчетности (ст. 355 Перечня).

Документы (расчеты, сводки, справки, таблицы, сведения, переписка) о начислении и перечислении налогов в бюджет всех уровней и внебюджетные фонды всех уровней требуется хранить в течение 5 лет (ст. 382 Перечня), так же как и налоговые декларации юридических лиц по всем налогам (ст. 392 Перечня). Согласно ст. 658 Перечня личные карточки ­работников следует хранить в течение 75 лет 2 .

Как видим, сроки немалые. А исчисление ведется с 1 января года, следующего за годом, в котором документы использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ч. 2 ст. 29 Закона № 402-ФЗ).

В общем случае, если срок хранения предписан в течение 5 лет, а документ составлен, допустим, в мае 2014 года, то срок его хранения начнет исчисляться с 1 января 2015 г. и закончится 31 декабря 2019 г.

Налоговый учет ведется на основе данных первичных документов (ст. 313 НК РФ). Подтверждением данных налогового учета могут быть не только первичные учетные документы, но и аналитические регистры налогового учета, расчеты налоговой базы.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Причем налогоплательщику надлежит обеспечить сохранность данных налогового учета и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, в т.ч. подтверждающих получение доходов и осуществленные расходы, в течение не менее четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Здесь в законодательстве нет отсылки на Перечень. Но финансовое ведомство нередко ссылается на него при рассмотрении данного вопроса (например, в письме Минфина России от 26.04.2011 № 03-03-06/1/270).

Поименованные первичные учетные документы необходимы налоговым органам в целях осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе при проведении налоговых проверок.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что при принятии решения об уничтожении документов с истекшим сроком хранения следует руководствоваться как минимум:

  • Переченем Минкультуры,
  • Законом о бухгалтерском учете и
  • Налоговым кодексом РФ.

Причем необходимо грамотно оценить сроки хранения каждого из документов, подлежащих уничтожению, чтобы в будущем не попасть впросак, когда проверяющие органы вдруг потребуют предоставить им ­некоторые из уже уничтоженных документов.

Для этого в организации создается экспертная комиссия, которая производит проверку архива документов. Она создается приказом (распоряжением) руководителя организации. Причем ежегодно издавать такой приказ не требуется, достаточно это сделать один раз, а в дальнейшем лишь менять состав членов, если кто-то из них уволился.

В процессе своей работы комиссия составляет акт с перечнем документов, подлежащих уничтожению. Когда акт будет готов, он утверждается руководителем организации. На его основании производится ­уничтожение первичных документов.

При этом целесообразнее составлять отдельные акты на группы документов, уничтожаемых разными способами: с помощью шредера, огня, сдачи в качестве вторсырья. Наиболее «ценные» документы, содержащие конфиденциальную информацию (их обычно меньшинство) лучше уничтожать самостоятельно и безвозвратно (например, сжигать или ­шредировать), а основную массу можно и на вторсырье отдать.

Читайте так же:  Нотариус ефимова елена николаевна выборг

Проведя уничтожение и подписав об этом документы, организация может считать, что она выполнила свои обязательства, предусмотренные законодательством, и имеет на руках документы, подтверждающие факт проведенной процедуры.

Начнем, казалось бы, с простого примера. Допустим, организация приобрела материал и получила в марте 2014 года от поставщика товарную накладную и счет-фактуру. В этом же месяце материал был оприходован на склад и далее отдан в производство.

Документы для регистрации счетов-фактур, составленные на бумажном носителе или в электронном виде, хранятся в организации в течение не менее четырех лет с даты последней записи (п. 24 разд. II Приложения № 4, п. 22 разд. II Приложения № 5 и п. 13 разд. II Приложения № 3 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»).

Отсчет срока хранения для счета-фактуры в обоснование налогового вычета по НДС начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использован в последний раз. Вспомним, что НДС рассчитывается поквартально, и мартовская счет-фактура участвует в расчете НДС за I квартал 2014 г. Поэтому в данном случае срок хранения можно начинать отсчитывать с 01.04.2014, закончится он по истечении 4 лет, то есть 31.03.2018. Но в середине года документы не уничтожают, а хранят до конца года (т.е. до 31.12.2018) и только потом отражают в акте к уничтожению.

Надо принять во внимание, что вычет по НДС можно произвести по приобретенным товарам только после принятия их на учет (п. 1 ст. 172 и ст. 171 НК РФ). Следовательно, документ, подтверждающий факт их приобретения – накладную – также важно хранить в течение срока, рассчитанного выше для счета-фактуры (до 31.12.2018).

В целях бухгалтерского учета товарная накладная (обычно применяется по унифицированной форме № ТОРГ-12) является первичным учетным документом, и срок ее хранения составляет не менее пяти лет. Поэтому для бухгалтерского учета в данном примере срок ее хранения более длительный. Срок хранения начинает отсчитываться после года, в котором она использовалась для составления отчетности, то есть с 01.01.2015, и заканчивается 31.12.2019.

Как видим, у одного документа (накладной) может быть несколько функций, каждая из которых подпадает под свои правила, поэтому сроки хранения по ним могут различаться (в данном случае для целей налогового учета – 31.12.2018 и для целей бухгалтерского – 31.12.2019). Тогда выбираем максимальный из них – 31.12.2019.

Казалось бы, все понятно. Но жизненная ситуация может усложниться.

У налогоплательщика может отсутствовать реализация в каком-то квартале (налоговом периоде по НДС). В результате суммы начисленного НДС отсутствуют, а суммы для принятия НДС к вычету есть, например, суммы НДС с арендной платы, приобретенных материалов и т.д.

Официальное мнение налоговых органов таково, что нельзя принять НДС к вычету в периоде отсутствия реализации у налогоплательщика (письмо Минфина РФ от 14.12.2011 № 03-07-14/124).

Хотя справедливости ради отметим, что в письме ФНС РФ от 28.02.2012 № ЕД-3-3/[email protected] изложено противоположное мнение. Ему же вторят постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 № 14996/05 (в нем указано, что реализация товаров (работ, услуг) не является в силу закона условием применения налогового вычета) и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда 12.07.2012 по делу №А41-41514/11. Но в этом случае организации не избежать налоговой проверки, так как по итогам налогового периода (квартала) в декларации по НДС она ­отразит сумму НДС, исчисленную к возмещению из бюджета.

Не хочется налоговой проверки? Что делать? Вспомним о том, что налоговый вычет по НДС – это право налогоплательщика, а не обязанность. И он может воспользоваться этим правом в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ и письмо Минфина РФ от 30.04.2009 № 03-07-08/105).

Другими словами, если воспользоваться условиями примера, организация может применить налоговый вычет по НДС по полученному счету-фактуре в течение трех лет начиная с 01.04.2014, например, через год в I квартале 2015 года. В результате данной операции сроки ­хранения по документам должны отодвинуться тоже на год:

  • по счету-фактуре, датированному мартом 2014, – с 31.12.2018 на 31.12.2019;
  • по товарной накладной – с 31.12.2019 на 31.12.2020.

Если бы мы воспользовались правом на вычет НДС еще позже, например, в III квартале 2016 года, то:

  • счет-фактуру пришлось бы хранить до 31.12.2020;
  • а товарную накладную – до 31.12.2021.

Такая же ситуация по расчету срока хранения документов возникнет у организации, когда она получает счет-фактуру по приобретенному товару (услуге, работе) в более позднем налоговом периоде, чем период получения самого товара и товарной накладной. Но при этом важным условием для вычета является подтверждение более позднего факта получения счета-фактуры – им может стать конверт со штемпелем ­почтового ­отделения.

Сроки хранения первичных документов, подтверждающих в данном случае факт получения материала, также отодвигаются (например, накладная). Ведь одним из условий налогового вычета по НДС, как мы ­говорили выше, является факт принятия материала на учет.

Допустим, организация приобрела материал в марте 2014 г. (как в нашем первом, самом простом примере), накладную и счет-фактуру получила тогда же, но отдала материал в производство в следующем году – в январе 2015 г. Тогда и сроки хранения первичного документа (товарной ­накладной) также следует сдвигать на год – в ­бухгалтерском и ­налоговом учете.

В этом случае налоговый вычет по НДС произведен ранее. И отсчет срока хранения счета-фактуры ведется с марта 2014 г. То, что материал передан в производство в более поздние сроки, отражается только на ­производственном процессе, а не на подтверждении права вычета по НДС.

Бывает и так, что материал поставлен вместе со всеми документами (накладная, счет-фактура), но он остался неоплаченным.

По истечении срока исковой давности (три года) задолженность списывается. Тогда срок хранения накладной отсчитывается от окончания года, в котором была списана задолженность, – в общем случае семь лет (три года исковой давности плюс четыре года по правилам налогового учета). Иначе нечем будет подтверждать сумму задолженности и дату возникновения долга (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 08.11.2012 по делу № ­А11-2321/2011 и ФАС ­Поволжского округа от 03.10.2012 по делу № А72-7995/2011).

Но не забудьте, что перед годовой бухгалтерской отчетностью проводится инвентаризация, в том числе и задолженностей. В случае подписания акта сверки с поставщиком срок исковой давности начинает отсчитываться заново, т. е. с даты подписания акта. В результате он может сдвигаться ежегодно и таким образом длиться до бесконечности, то же самое ­происходит и со ­сроком хранения документов (накладной и счетом-фактурой).

У организации, отгрузившей товар, но не получившей оплаты, аналогичная ситуация – «зеркальное отражение». Ей тоже придется хранить документы «до бесконечности» при подписании ежегодных актов сверки. Тем более что могут возникнуть встречные проверки со стороны ­налоговых органов.

Организация приобрела ценное имущество с длительным сроком хранения, например, здание и установила срок его полезного использования 31 год. В течение этого срока будет начисляться амортизация по данному основному средству, значит, акт приема-передачи и иные документы, связанные с покупкой здания, должны храниться в течение данного срока, и только после его окончания начнется отсчет четырехлетнего срока хранения ­документов по ­НК РФ. В результате срок хранения ­документов ­составит 35 лет.

В противном случае сложно будет доказать экономическую оправданность расходов, а также данных по основному средству (сроки ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость, амортизацию) при проверке, проводимой налоговой инспекцией (постановление ФАС Московского округа от 11.03.2009, № КА-А40/1255-09 по делу № ­А40-32554/08-129-101).

В письме Минфина России от 02.08.2011 № 03-02-07/1-272 указано: в соответствии с п. 4 ст. 283 НК РФ налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на сумму ранее полученных убытков. А этот срок составляет 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором этот убыток был получен (п. 2 ст. 283 НК РФ).

Убыток выявляется на предприятии по окончании года (налогового периода) и рассчитывается как разница между всеми доходами и расходами, произведенными организацией за истекший год. Поэтому она должна хранить все документы по произведенным расходам, а также ­полученным доходам за тот год (налоговый период), когда получен ­убыток.

По мнению контролирующих органов, в этом случае к установленному сроку хранения следует прибавить еще четыре года, предусмотренных подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ. Основанием служит предположение, согласно которому отсчитывать 4-летний срок хранения нужно не с момента составления документов, а с момента окончания налогового периода, в котором учтен соответствующий убыток. Если этого не сделать, то перенос ­убытков ­будет считаться неправомерным.

Такой подход можно встретить в судебных решениях, например, в постановлениях ФАС Московского округа от 02.03.2006, 26.02.2006 № КА32-А40/785-06 и Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12. Есть и другая судебная практика, которая не согласна с данной точкой зрения: постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.09.2009 по делу № А32-8964/2007-12/190 и ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2004 по делу № А56-10982/04.

У вас есть два пути: хранить документы по максимуму либо быть готовыми к битвам в судебных инстанциях, исход которых не гарантирован.

Организация должна обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений (ст. 29 Закона № 402-ФЗ). Но что делать, если документы отсутствуют в силу пожара (затопления, хищения), а от налоговых органов пришло требование об их представлении?

Финансовое ведомство считает, что они должны быть восстановлены (письмо от 07.06.2013 № 03-02-07/1/21191). Есть судебные решения с аналогичной позицией (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 № ­09АП-24752/2010-АК, № 09АП-25298/2010-АК по делу № А40-4800/10-115-55), где суд пришел к выводу, что руководитель организации должен предпринять меры к восстановлению тех первичных документов, которые подлежат ­восстановлению и хранению в течение установленного законодательством срока.

В то же время в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.07.2007 по делу № А28-1129/2007-3/21 суд пришел к выводу, что уничтоженные пожаром документы, запрошенные потом налоговым органом, организация не смогла предоставить, потому что она не имела реальной возможности это сделать в установленный срок. Налоговому органу было отказано в части взыскания штрафных санкций.

Есть и другие случаи, когда судьи вставали на сторону налого­плательщиков (постановления ФАС Московского округа от 25.06.2010 № ­КА-А40/6480-10, ФАС Поволжского округа от 25.06.2010 по делу № ­А55-967/2011).

Однако если налогоплательщик не сможет подтвердить, что у него на момент получения требования документы отсутствовали, то штрафа не избежать (постановление ФАС Московского округа от 28.04.2009 № ­КА-А40/3228-09). Здесь пригодятся любые документы от компетентных органов, которые подтвердят факт затопления (акт о затоплении и / или справка из обслуживающей организации), пожара (акт о пожаре, полученный от пожарной службы), ограбления, взлома (справка из ­полиции) и т.п.

Суды считают штраф обоснованным и в случаях, когда после утраты документов налогоплательщик не предпринял мер по их восстановлению (постановление ФАС Уральского округа от 28.04.2010 № Ф09-2782/10-С2).

Может сложиться такая ситуация, когда организация взвесила все «за» и «против», приняла решение об уничтожении документов, ­оформив все должным образом, а налоговый орган требует их представления.

В постановлении ФАС Уральского округа от 14.10.2011 № Ф09-6531/11 по делу № А07-18923/2010 (определение ВАС РФ от 02.12.2011 № ВАС-15006/11) суд установил, что общество не представило первичные бухгалтерские документы по причине их правомерного уничтожения. У налоговых органов нет основания для применения расчетного метода, установленного п. 7 ст. 166 НК РФ в целях определения налогового вычета, которое возможно только при наличии конкретных ­документов (ст. 171, 172 НК РФ).

Суд посчитал, что отсутствие первичных бухгалтерских документов, подтверждающих первоначальную стоимость основных средств, ввиду их уничтожения, так как срок хранения этих документов истек, не может являться основанием для отказа в учете остаточной стоимости названных основных средств в составе затрат (постановление ФАС Московского округа от 11.03.2009 № КА-А40/1255-09 по делу № А40-32554/08-129-101).

Налоговая инспекция предъявила требование к фирме доплатить налоги из-за непредставления необходимых документов на списание ГСМ. Часть документов, по их мнению, была неправильно оформлена, другая часть уничтожена. Налоговики указали, что документы должны были храниться не менее 5 лет в соответствии с нормами бухгалтерского учета.

Но арбитры имели свой взгляд на данную ситуацию. Они вынесли решение в пользу фирмы, указав, что она списывала ГСМ исходя из положенных норм и на основании ежемесячных актов. В данном случае судьи не сочли наличие дефектов при заполнении путевых листов, а также отсутствие некоторых документов причиной для признания неправомерности списания на себестоимость затрат по ГСМ (постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2000 № ­А56-31018/99 и от 08.07.2002 № А56-8533/02).

Хотелось бы обратить внимание еще на один важный момент. В Перечне Минкультуры РФ для некоторых документов срок хранения начинает отсчитываться «при условии проведения проверки (ревизии)». Например, без проверки нельзя уничтожить первичные документы (ст. 362 Перечня).

В данном случае речь идет о налоговых проверках. О них сказано в ст. 87 НК РФ. По результатам как выездной, так и камеральной налоговой проверки налоговым органом составляется акт проверки (порядок и сроки его составления оговорены в ст. 100 НК РФ). При выявлении правонарушений и согласии налогоплательщика с ними последний вносит соответствующие изменения в учете: производит доначисление ­налогов, ­оплачивает пени и штрафы и т.д.

Кроме того, камеральная проверка будет проводиться в случае подачи налогоплательщиком уточненной декларации за более ранние, чем ­истекшие три года, налоговые периоды.

Но, как известно, срок исковой давности составляет три года (п. 1 ст. 113 НК РФ). Налоговые органы могут предъявить претензии и выставить санкции в пределах этого срока. При выявлении нарушений за более ­ранние периоды с налогоплательщика не могут быть взысканы штрафы.

В то же время НК РФ не требует уничтожения документов, финансовое ведомство указывает, что уничтожение документов с истекшим сроком хранения – это право налогоплательщика. А проверка налоговых ­органов может вообще не произойти.

Как поступать организации? Во-первых, из приведенных выше судебных решений видно, что в случаях, когда налогоплательщик не смог предоставить документы с истекшим сроком хранения по требованию проверяющих органов по причине их уничтожения, суды принимали сторону налогоплательщика. Конечно, в этих ситуациях последний должен грамотно провести саму процедуру уничтожения (правильно ее документировать). В случае затребования правомерно уничтоженных ­документов это становится принципиально.

Во-вторых, за нарушение сроков хранения документов, установленных в Перечне Минкультуры РФ, налоговая инспекция оштрафовать не может.

Читайте так же:  Штраф пени 44 фз

Получается, что если бухгалтерские / налоговые документы уничтожены по причине истечения их сроков хранения, то санкции от налоговых органов организации не грозят, даже если эти документы не проходили налоговую проверку. Ведь, как мы помним, даже стандартные сроки хранения для документов бухгалтерского и налогового учета (пять лет и четыре года) длиннее, чем срок исковой давности (три года), не говоря уже о других ­особенностях и исключениях, когда стандартные сроки ­хранения увеличиваются.

Хотелось бы обратить внимание читателей на санкции, которые могут быть применены к налогоплательщику при отсутствии у него первичных документов. Рассмотрим самые распространенные.

Если первичные документы уничтожены после установленного срока хранения – хорошо, можете спать спокойно. Но порой при расчете срока руководствуются общими правилами (прописанными в Законе № ­209-ФЗ, НК РФ и Перечне Минкультуры РФ) и забывают о специальных «оговорках», таким образом уничтожая документы, которые еще должны были хранить. И вот в этом случае чаще всего и возникают проблемы.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет ­применение ответственности по ст. 126 НК РФ:

  • если эти документы не содержат признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119 и 129.4 НК РФ, то штраф составит 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 119 посвящена представлению налоговых деклараций, а ст. 129.4 – уведомлениям о контролируемых сделках);
  • если организация откажется предоставить имеющиеся у нее документы или представит их с заведомо недостоверными сведениями и такое деяние не связано со ст. 135.1 НК РФ (непредставление банком справок / выписок по операциям и счетам), то размер штрафа составит 10 000 руб.

Однозначно избежать привлечения к ответственности по ст. 126 НК РФ можно, если срок хранения затребованных налоговиками документов истек и к моменту запроса они уже были уничтожены организацией, но это еще нужно будет доказать (см. постановления ФАС Уральского округа от 17.11.2009 № Ф09-8891/09-СЗ по делу № А47-5018/2008; ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2009 по делу № А05-8773/2008 (определением ВАС РФ от 13.10.2009 № ВАС -13307/09 ­отказано в ­передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Если при проверке инспекторы обнаружат отсутствие (или будут уничтожены) первичные документы, счета-фактуры, регистры бухгалтерского или налогового учета, то компания может быть ­оштрафована в ­размере (ст. 120 НК РФ):

  • 10 000 руб. – если нарушение совершено в течение одного налогового периода;
  • 30 000 руб. – если нарушение совершено в течение более чем одного налогового периода.

Если при этом обнаружится занижение налоговой базы, то на компанию будет возложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы ­налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

За одно и то же правонарушение двух мер налоговой ответственности быть не может, поэтому организацию смогут наказать либо по ст. 126 НК РФ, либо по ст. 120 НК РФ. Суммировать эти штрафы не ­будут.

Кодекс РФ об административных правонарушениях тоже содержит ряд положений о штрафах за нарушение сроков хранения документов. Размер штрафа зависит от вида нарушения.

Статья 13.25 КоАП РФ предусматривает штрафы за нарушение сроков хранения документов, обязанность хранения которых предусмотрена законодательством об АО, ООО, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, о пенсионных и инвестиционных фондах, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Получается, что здесь речь идет в первую очередь о хранении корпоративных документов, фигурирующих в этой группе нормативных правовых актов, в которую большинство учетных ­документов не подпадает.

Но сюда подпадают, например, бухгалтерские балансы АО, их отчеты о прибылях и убытках, аудиторские заключения (п. 2.1.10 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, ­утвержденное ­постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс).

Перечень документов ООО, за утрату которых может применяться статья 13.25 КоАП РФ, немного другой. Он приведен в ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Примечательно, что среди прочего там сказано, что ООО обязано хранить «иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества». Очевидно, сюда подпадает и бухгалтерская отчетность.

  • от 2500 до 5000 руб. – для должностных лиц;
  • от 200 000 до 300 000 руб. – для юридических лиц.

Применение данной статьи маловероятно в ситуации отсутствия первичных документов, хотя совсем исключить такую возможность нельзя.

Если нарушение сроков хранения документов привело к искажению сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, то на винов­ных должностных лиц будут возложены санкции в размере от 2000 руб. до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

Если по НК РФ (ст. 120 и 126) наказывают юридических лиц, то за то же правонарушение виновное должностное лицо могут оштрафовать по ст. 15.11 КоАП РФ, но только один раз (согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ дважды за одно и то же административное правонарушение никто не ­может нести административную ответственность).

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 (далее – Перечень ­Минкультуры РФ). Вернуться назад

В Госдуму внесен законопроект № 623267-6, который предлагает сократить этот срок до 20 лет. Вернуться назад

На плечи бухгалтера-кадровика, помимо сверки баланса и составления деклараций ложатся еще и заботы по. укреплению обороноспособности нашей Родины. Именно так — ни больше ни меньше. Речь, как нетрудно догадаться, идет о ведении воинского учета.

Мы, как поется в песне, мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим. И если завтра, не дай бог, война, если завтра в поход, то вчерашний замдиректора по коммерческой части г-н Иванов, пиар-менеджер фирмы «Ромашка» Петров и курьер Сидоров превратятся в товарищей лейтенантов, сержантов и рядовых, забыв на время о своих мирных должностях.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» все компании, коммерческие и не коммерческие, вне зависимости от формы собственности обязаны вести воинский учет своих работников для обеспечения полноты и достоверности данных, о сотрудниках, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу. Напрямую этот процесс регламентирован постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (ред. от 16.04.2008), а также инструкцией Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, изданной в 2007 году.

На общем воинском учете состоят граждане, не забронированные за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время или положение. Если же от квалификации и должности сотрудника в случае мобилизации и наступления войны будет зависеть бесперебойная работа предприятия, то его ставят на специальный воинский учет. Наличие документов воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу, является обязательным при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ).

Сведения о регистрации нового предприятия или об изменении статуса уже зарегистрированного поступают в военкомат в течение пяти рабочих дней с момента их внесения в ЕГРЮЛ. Об этом должен позаботиться регистрирующий орган. Соответственно, проверять компанию на предмет правильности ведения воинского учета будут уже люди в погонах.

В соответствии с п. 12 Положения о воинском учете при наличии в организации на воинском учете по состоянию на 31 декабря минувшего года менее 500 граждан учет может вести один работник, выполняющий эту работу по совместительству. Если людей больше, заниматься этим должны уже так называемые освобожденные сотрудники, для которых ведение воинского учета будет единственной функцией.

Посчитав людей, необходимо подготовить приказ об организации воинского учета на предприятии и план работ по ведению воинского учета в компании, который в дальнейшем будет согласован с военным комиссариатом. Кроме того, следует подготовить список работников организации, пребывающих в запасе.

При приеме на работу нового сотрудника специалисту кадровой службы необходимо:

— убедиться, что в его паспорте есть отметка об отношении к воинской обязанности, а в документе воинского учета – о постановке гражданина на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;

— заполнить личную карточку в соответствии с документами воинского учета;

— разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;

— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Кроме выше перечисленного, перед началом очередного календарного года необходимо разработать план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Данный план разрабатывают в течение всего календарного года и согласовывают с военным комиссариатом.

Кого же нужно учитывать в обязательном порядке? Согласно п. 14 Положения о воинском учете это:

  • граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);
  • граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные).
  • пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными являются и женщины, имеющие военно-учетные специальности. Перечень профессий и специальностей определен в приложении к Положению о воинском учете. Например, работницы, имеющие диплом врача, связиста, метеоролога, геодезиста и т. д.

Принимая сотрудников на работу, кадровик должен проверять у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у молодежи, которой везде у нас дорога, – призывные удостоверения. При обнаружении в документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов их владельца следует направить в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете.

Ну и конечно, бухгалтеру-кадровику необходимо правильно заполнять раздел II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма № Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма № Т-2 ГС). Эти документы должны заполняться четким разборчивым почерком, аккуратно, чернилами, шариковыми, гелиевыми ручками черного или синего цветов, а отметки о проведении сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) делаются простым карандашом. Карточки заполняются в двух экземплярах, один из которых вкладывается в личное дело сотрудника, а другой – в картотеку личных карточек граждан, поставленных на воинский учет. Личные карточки хранят в картотеке по разделам: офицеры запаса; прапорщики, мичманы, сержанты; старшины, солдаты и матросы запаса; военнообязанные женского пола; призывники.

Обо всех принятых на работу и уволенных гражданах, пребывающих в запасе, и гражданах, подлежащих призыву на военную службу, необходимо сообщить в военкомат в двухнедельный срок. Разные военкоматы выдвигают разные требования по оформлению и содержанию документов. Но в любом случае в сообщении необходимо указать: воинское звание; фамилию, имя, отчество; год рождения; военно-учетную специальность; состав семьи; место жительства; дату приема (увольнения). В двухнедельный же срок следует известить военкомат об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете. Ежегодно, в сентябре, следует представлять списки работников мужского пола 15–16-летнего возраста, до 1 ноября – списки работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

При проведении контроля за ведением воинского учета в компании военкоматы проверяют полноту охвата граждан воинским учетом; достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, и т. д. Результаты ревизий отражают в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ведутся в военных комиссариатах) и доводят до руководителей компаний.

За непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается штраф в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).

За неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата и необеспечение возможности своевременной явки по вызову предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, карается штрафом в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Ну а за несообщение сведений о принятых/уволенных сотрудниках, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, организации придется заплатить от 300 до 1000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).

Ответственный за военно-учетную работу оповещает сотрудников о вызовах в военный комиссариат, обеспечивает им возможность своевременной явки, а также не реже одного раза в год сверяет сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов или с учетными данными органа местного самоуправления. Дата сверки устанавливается военным комиссариатом по месту нахождения организации. По завершении сверки в журнале проверок состояния воинского учета и бронирования граждан представитель военкомата делает записи о проведении проверки и в случае необходимости вносит замечания.

Согласно требованиям Генштаба руководители организаций должны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, компания несет сама.

Работника, достигшего предельного возраста пребывания в запасе или негодного к военной службе по состоянию здоровья, необходимо снять с воинского учета, как только он получит подтверждение (отметку военкомата по месту жительства) о переводе в отставку. Личная карточка на отставника должна быть изъята из картотеки военнообязанных.

В таблице, составленной консультантом Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт» Антоном Агеевым, наглядно представлены данные о предельном возрасте пребывания граждан в запасе. По сути, это список групп лиц, подлежащих снятию с воинского учета в ближайшие 10 лет.