Экологическое право

Право природопользования характеризуют особые принципы. Это:

• производность права пользования природными ресурсами от права собственности на них;

• экосистемный подход к регулированию природопользования;

• целевой характер пользования природными ресурсами;

• устойчивость права пользования природными ресурсами;

• платность специального природопользования.

О принципе производности прав пользования природными ресурсами от права собственности на них имеет смысл говорить в том случае, когда пользователь и собственник – разные лица. Наличие права собственности у государства и иных собственников на природные ресурсы предполагает такую организацию использования природных ресурсов, когда право пользования ими (ресурсами) предоставляется ими другим субъектам – юридическим и физическим лицам на определенных условиях. В числе таких условий – соблюдение требований по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. При этом государство (в рамках осуществления экологической функции) преимущественно устанавливает правовые нормы, определяющие порядок и условия пользования природными объектами, предоставляет конкретные объекты в пользование и т.д. Кроме того, дополнительные условия пользования природными ресурсами могут быть определены собственником или от его имени в лицензии на природопользование и/или соответствующем договоре.

Это означает, что наряду с институтом права собственности и соответствующим субъективным правом собственника возникают и существуют институт и субъективное право природопользования, производные от права собственности, так как создаются по воле собственника. Содержание правового института и субъективных прав природопользования зависит от воли государства, которое вправе по основаниям, указанным в законе, предоставлять и изымать природные объекты из пользования для государственных или общественных нужд.

Принцип рационального природопользования, можно сказать, – традиционный принцип природоресурсного права России. Однако до недавнего времени он исследовался в науке и регулировался в праве в контексте потребительского отношения общества к природным богатствам. Рациональное природопользование рассматривалось лишь как экономическая категория. Наиболее ярко такое понимание было выражено в науке земельного права, где понятие рационального использования земли раскрывалось как достижение максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом полезного взаимодействия земли с другими природными факторами и при охране земли в процессе использования как специфического условия всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве. При этом отмечалось, что оно направлено на обслуживание определенных экономических интересов.*

* Правовое обеспечение рационального использования земли в СССР. М., 1969. С. 19, 30-31.

Экологическая ущербность такого понимания рационального природопользования была отмечена позднее, и рациональное природопользование трактовалось уже как достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одновременным соблюдением требований охраны как используемых природных объектов, так и окружающей природной среды в целом*.

* Право природопользования в СССР. С. 14.

Обратим внимание на то, что и здесь рациональное природопользование связывается лишь с достижением необходимого экономического эффекта. Но ведь природа удовлетворяет не только наши экономические потребности, но и физиологические, рекреационные, эстетические и др. Разве соблюдение экологически обоснованных требований пребывания туристов в национальном парке не есть реализация принципа рационального природопользования?

Содержание рассматриваемого принципа в формируемом праве окружающей среды существенно меняется. По существу, оно определяется главным образом теми функциями, которые природа выполняет по отношению к человеку и обществу, – экологической, экономической, рекреационной и др. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например, экологически целесообразных технологий.

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс РФ выделяет три группы лесов, а в первой группе лесов, кроме того, могут быть установлены категории защитности.

К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (ст. 23 Федерального закона «О недрах»).

Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса служит соблюдение требований по обеспечению его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста*.

* Наше общее будущее. М., 1989. С. 52.

Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам (ст. 92 Водного кодекса РФ). На лесопользователя возложена обязанность ведения работ способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов (ст. 83 Лесного кодекса РФ).

Общим для земельного, горного, водного и лесного права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (ст. 12 Земельного кодекса РСФСР), либо на длительный срок (ст. 31, 37 Лесного кодекса РФ – аренда или концессия участка лесного фонда на срок до 49 лет), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Так, в соответствии с Водным кодексом РФ (ст. 123) система платежей, связанных с использованием водных объектов, включает:

• плату за пользование водными объектами (водный налог);

• плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Лесной кодекс РФ (ст. 103) устанавливает следующую систему платежей за пользование лесным фондом:

• лесные подати (плата за пользование лесным фондом);

Согласно ст. 39 3акона «О недрах», система платежей включает:

• платежи за право пользования недрами;

• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• сбор за выдачу лицензий;

• платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Правовое регулирование и роль платы за природопользование рассматривается в разд. XIV «Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды».

Планирование природопользования и охраны окружающей среды. Методологические основы планирования природопользования

Дальнейшее повышение экономической эффективности общественного производства и рост материального и культурного уровней жизни народа непосредственно связаны с рациональным, экономным использованием минеральных, земельных, водных ресурсов, растительного и животного мира, с обеспечением равновесия в природной среде. Природные ресурсы являются одним из важнейших факторов производства и экономического развития страны. Экономический потенциал государства в значительной степени определяется наличием и уровнем использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Читайте так же:  Как пишется заявление прокурору

Природные ресурсы наравне с трудовыми, материальными и финансовыми в большинстве своем требуют экономного и рационального использования и включаются в систему экономического и социального планирования развития предприятий, регионов и народного хозяйства в целом.

Система планирования рационального природопользования базируется на общеметодологических положениях планирования экономического и социального развития национального хозяйства страны. Важнейшей задачей планирования природопользования является разработка научно обоснованных путей и направлений рационального использования природных ресурсов, обеспечения равновесия в природной среде.

Научные основы планирования природопользования предусматривают постоянное совершенствование методологии планирования воспроизводства, рационального использования и охраны природных ресурсов, исходя из общих задач развития народного хозяйства, достигнутого уровня научно-технического прогресса и действия экономических законов развития общества. Методология планирования природопользования включает совокупность целей и задач, принципов и методов, систему показателей, виды планов и программ, информационную базу и нормативы, методы расчета показателей. Основная цель

планирования природопользования — обеспечение рационального и экономного использования природных ресурсов и равновесия в природной среде в условиях постоянного роста эффективности производства.

Задачи планирования природопользования сводятся к следующим:

— обеспечение комплексного использования минеральных ресурсов, применение малоотходных и безотходных технологий переработки минерального сырья;

— обеспечение рационального использования и восстановление нарушенных и загрязненных земельных, водных ресурсов, растительного и животного мира;

— обеспечение равновесия в природной среде путем выполнения научно обоснованных предельно допустимых нормативов.

Принципы планирования рационального природопользования вытекают из требований объективных законов и действующего хозяйственного механизма. Рассмотрим основные принципы планирования рационального природопользования в условиях рыночной экономики и наличия различных форм собственности.

Принцип научности — объективность, системность, оптимальность, комплексность и целенаправленность планов. Планы и программы рационального природопользования разрабатываются на основе достоверной, объективной информации и всестороннего учета действия экономических законов. При этом учитываются новейшие достижения науки и техники, используются научно обоснованные нормы и нормативы, современные методы обоснования и оптимизации плановых решений и экономического стимулирования рационального природопользования.

Принцип единства интересов общества, коллективов предприятий и индивида заключается в учете и реализации интересов территориального, отраслевого и народнохозяйственного развития на предприятиях, в регионах и стране в целом. Народнохозяйственные и отраслевые интересы должны быть согласованы с интересами трудовых коллективов и населения данного региона.

Принцип непрерывности планирования и прогнозирования природоохранной деятельности заключается в разработке текущих планов и долгосрочных прогнозов, взаимоувязанных между собой и отражающих условия развития производства и состояние использования природных ресурсов и окружающей среды.

Важное значение имеет координация планов рационального природопользования соседних государств, обеспечивающая единство целей, требований к состоянию природной среды, и повышение эффективности природоохранной деятельности.

Система планирования природопользования включает в себя прогнозирование и оперативное регулирование. Прогнозирование природопользования заключается в разработке долгосрочных прогнозов состояния, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей среды. Главная функция прогнозирования в системе планирования — формирование научных предпосылок принятия плановых управленческих решений. Прогнозирование способствует повышению научной обоснованности планов.

Перспективные планы отражают темпы, пропорции и структуру потребления природных ресурсов и состояние окружающей среды в масштабе отдельного предприятия, отрасли, региона и национального хозяйства в целом. В них находят отражение балансы различных видов природных ресурсов, разрабатываются пути улучшения их использования, воспроизводства, выявления приоритетных направлений развития научно-технического прогресса, направленные на всемерное снижение потребления природных ресурсов на производство единицы продукции и обеспечение высокого качества окружающей среды.

При планировании природопользования используются различные методы:

балансовый, нормативный, аналитический, программно-целевой, экономико-математического моделирования и экспертных оценок.

Балансовый метод планирования заключается в согласовании потребностей в природных ресурсах с их наличием на предприятии, в данном регионе, республике, стране;

количества отходов и вредных веществ с наличием трудовых, материальных и финансовых ресурсов для их утилизации, складирования, захоронения и т.п. Этот метод позволяет увязать воедино имеющиеся ресурсы — трудовые, материальные, финансовые и природные — с потребностями в них для обеспечения рационального природопользования и надлежащего качества окружающей среды. Потребность в ресурсах определяется на основе научно обоснованных норм расхода.

Нормативный метод планирования основан на применении научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов, отражающих достижения научно-технического прогресса и передовых методов организации труда и производства. Под нормой понимают регламентированную величину абсолютного расхода природных и других ресурсов на единицу выпускаемой продукции или работ. Нормативами определяются потребность в различных ресурсах при выпуске определенной продукции или сроки выполнения работ. При добыче и переработке полезных ископаемых устанавливаются нормативы извлечения и использования минерального сырья, нормы расхода сырья, материалов, топлива, электрической энергии, воды, нормы и нормативы расходов на охрану окружающей среды.

Аналитический метод планирования основывается на проведении технико-экономического анализа эффективности использования ресурсов и состояния окружающей среды, выявлении неоправданных затрат и потерь природных ресурсов, сверхнормативного загрязнения окружающей среды и разработке мероприятий по рациональному и экономному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Программно-целевой метод заключается в определении главных направлений для достижения наибольших народно-хозяйственных результатов и концентрации ресурсов и усилий на их решение в определенные сроки. Каждая комплексная программа при этом методе планирования представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс производственных, научно-исследовательских и организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Метод экономико-математического моделирования, который называют также методом оптимального планирования, заключается в разработке многочисленных вариантов природоохранной деятельности и выборе из них наилучшего, обеспечивающего получение необходимого результата с наименьшими затратами ресурсов. Расчеты выполняются с применением ЭВМ.

Метод экспертных оценок используют на стадиях разработки проектных решений рационального природопользования в условиях недостаточной информации о конечных результатах. Он базируется на использовании опыта других предприятий, аналогичных проектов, укрупненных норм и нормативов с учетом современных требований науки и практики.

С целью обеспечения наибольшей достоверности и обоснованности плановых заданий в практике планирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов применяют одновременно несколько из вышеперечисленных методов. Это позволяет всесторонне обосновать экологическую, экономическую и социальную эффективность реализации природоохранных мероприятий.

Важное место в планировании природопользования занимает анализ состояния природной среды и использования природных ресурсов. В результате анализа не только устанавливают уровень использования природных ресурсов, но и выявляют имеющиеся резервы дальнейшего улучшения состояния природной среды и улучшения использования природных ресурсов. Технико-экономический анализ состояния природопользования позволяет повысить экономическую эффективность плановых решений, выявить

имеющиеся резервы снижения необходимых затрат на достижение нормативного качества природной среды и более рациональное использование природных ресурсов.1

Различение в сведениях о поверхности земного шара и распределении на ней геологических явлений, климата, населения и пр. определенной систематичности приводит к возникновению теории географического детерминизма, которая представляет интерес для экономистов по причине моделирования в ней наличия строгих организаций для экономических ресурсов. Существование данной проблематизации в экономике обусловило и разработки различных методик оценки природных ресурсов, сопряженных с теорией географического детерминизма.

Значение, цели и задачи экономической оценки природных ресурсов

Для обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны недр и окружающей среды нужны не только натуральные, физические данные о количестве и качестве природных ресурсов, но и стоимостные. Это обусловливается тесной зависимостью эффективности общественного производства от ценности вовлекаемых в производство природных ресурсов.

В свою очередь, общественное производство оказывает большое влияние на состояние окружающей среды, и поэтому важно оценить в стоимостном выражении ущерб, наносимый ей в результате производственно-хозяйственной деятельности.

Планомерное экономическое регулирование этих взаимных воздействий возможно только на основе стоимостных (денежных) оценок природных ресурсов, позволяющих объективно определить их роль и полезность в общественном производстве и важность для общества. В отличие от оценки в натуральных показателях денежная оценка обладает большей гибкостью и универсальностью. Она позволяет в обобщенном виде оценивать объемы природных ресурсов, улавливать различия в их качественных характеристиках и, когда это необходимо, сопоставлять и суммировать ресурсы различных видов.

Долгое время отрицалась возможность денежной оценки природных ресурсов в социалистических условиях. Это обосновывалось тем, что природные ресурсы, особенно полезные ископаемые и биосфера, не являются результатом человеческого труда и предметом купли-продажи и потому не могут иметь стоимостной денежной оценки. Такой подход к экономической (денежной) оценке природных ресурсов на деле означал утверждение их бесполезности и бросовости, что неправомерно. На практике это привело во многих случаях к хищническому использованию природных ресурсов и значительному загрязнению окружающей среды.

В настоящее время признано необходимым осуществлять экономическую оценку природных ресурсов в денежном выражении. Большой вклад в решение этой проблемы внес К.Г. Гофман.

Стоимостная (денежная) оценка природных ресурсов необходима для:

— количественного и качественного определения величины национального богатства, заключенного в природных ресурсах;

— обоснования расчетов (прогнозных, плановых, проектных) показателей их эксплуатации и сравнения вариантов принимаемых решений, рационального (оптимального) использования, потребления и восстановления природных ресурсов;

Читайте так же:  Образец приказа на сро

— оценки ущерба природе при освоении ресурсов, его последствий и эффективности природоохранных мероприятий.

Экономической оценке подлежат все виды природных ресурсов за исключением имеющихся в неограниченном количестве (например, атмосферный воздух, вода в Мировом океане). Экономическая оценка природных’ ресурсов означает количественное и качественное измерение их потребительной стоимости и предполагает определение народно-хозяйственной ценности данного ресурса. Целью данной оценки является создание экономических стимулов, побуждающих предприятия и организации к рациональному использованию и охране этих ресурсов в целях повышения эффективности общественного производства и всемерного удовлетворения народно-хозяйственных потребностей. Это обусловливается тесной зависимостью эффективности общественного производства от ценности вовлекаемых в него природных ресурсов. Увеличивающиеся темпы развития общественного производства определяют возрастание потребности в природных ресурсах, как в минеральных, так и в растительных и животных, что оказывает отрицательное экологическое воздействие на окружающую среду. Кроме того, в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций качество окружающей среды ухудшается из-за загрязнения ее отходами производства.

Экономическая оценка природных ресурсов дает возможность учесть всевозможные потери, связанные с их широким использованием, и оценить в денежном выражении экологические последствия воздействия производства на окружающую среду.

Содержание и показатели экономической природных ресурсов

Экономическая оценка природных ресурсов предусматривает решение двух взаимосвязанных задач: определение народно-хозяйственной ценности природных богатств в стоимостном выражении и выбор вариантов мероприятий по оптимальному природопользованию в конкретных условиях, максимизирующих народно-хозяйственную ценность использования природных богатств.

Содержание экономической оценки природных ресурсов в соответствии с народнохозяйственной эффективностью их использования заключается в том, что величина денежной оценки зависит от прироста экономического эффекта при увеличении объема ресурса или от снижения ее при уменьшении объема или ухудшении качественных характеристик природного ресурса.

В экономической литературе, посвященной методологическим проблемам экономической оценки природных ресурсов, рассматривается две различные концепции.

Согласно первой концепции стоимость продукта определяется общественно необходимыми затратами на его производство, поэтому предлагалось стоимость природных ресурсов оценивать по затратам труда на их подготовку и использование. Такой подход получил название затратного метода. Однако подобная оценка не позволяет объективно установить потребительскую стоимость различных по качеству ресурсов. Например, если исходить из данной концепции, сырье из двух месторождений (участков) полезных ископаемых будет иметь одинаковую оценку при равенстве затрат на их открытие и освоение, несмотря на различные качественные характеристики. Очевидно, что лучшее сырье должно получить более высокую стоимостную оценку. В противном случае могут иметь место необоснованные результаты экономических расчетов, которые не будут способствовать решению важнейшей народно-хозяйственной задачи — резкому улучшению использования природных богатств страны.

Более объективна экономическая оценка природных ресурсов на основе дифференциальной ренты (вторая концепция). Она позволяет дать денежную оценку природным ресурсам в соответствии с приносимым ими народно-хозяйственным экономическим эффектом. Условия возникновения дифференциальной ренты непосредственно связаны с различиями в природно-климатических условиях хозяйствования в природоемких отраслях производства (ограниченность земли, уровень ее плодородия, местоположение предприятий, условия производства в добывающих отраслях), а также с наличием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости.

В горнодобывающей промышленности синонимом понятия дифференциальной ренты является дифференциальный горный доход, который часто называют горной рентой. Причинами возникновения дифференциального горного дохода являются, во-первых, природные особенности месторождения .(масштаб запасов полезного ископаемого, содержание полезных компонентов, химический и минеральный составы полезного ископаемого, его физические свойства и текстурные особенности, содержание вредных примесей, глубина залегания полезного ископаемого и степень обводненности и т.п.), во-вторьгх, экономико-географические условия месторождения (климат района, удаленность от предприятий — потребителей и поставщиков, экономическое и социальное развитие района, энергетические и транспортные условия, водные ресурсы и т.п.).

Различие в природных и экономико-географических условиях разработки месторождений приводит к неизбежным различиям в конечных результатах производства. При равных затратах производственных ресурсов себестоимость производства единицы продукции на лучших месторождениях будет всегда ниже, а объем и качество конечной продукции при лучших полезных ископаемых выше, чем на средних и тем более на худших месторождениях.

По способу образования различают две основные формы дифференциального горного дохода — I и II. Дифференциальный горный доход I образуется за счет использования полезных ископаемых тех месторождений, которые находятся в лучших природных и экономико-географических условиях. Дифференциальный горный доход II возникает как дополнительный разностный доход, образующийся в результате дополнительного расхода производственных ресурсов при использовании полезного ископаемого одного и того же месторождения. Он может быть достигнут за счет применения более совершенных средств производства, эффективной технологии добычи и переработки минерального сырья и т.п.

Дифференциальная рента (по качеству и местоположению) определяется как разница между ценностью продукции и нормативным уровнем индивидуальных затрат на производство данной продукции при использовании оцениваемого ресурса. Величина ее отражает экономический выигрыш, приносимый данным ресурсом, и является его экономической оценкой.

При определении ценности продукции в расчетах экономических оценок природных ресурсов рекомендуется использовать показатели замыкающих затрат на соответствующие виды продукции природоэксплуатирующих отраслей (продукции горнодобывающих отраслей, сельскохозяйственной продукции и т.п.). В экономической литературе их также называют кадастровыми ценами.

В общем виде под замыкающими затратами понимают централизованно устанавливаемый норматив предельно допустимых затрат на производство данной продукции в народном хозяйстве для некоторого отрезка времени (планового периода). При этом уровень замыкающих затрат определяется не среднеотраслевыми издержками, как при установлении оптовых цен, а затратами так называемых замыкающих предприятий, за счет которых в рассматриваемом периоде целесообразно покрытие народно-хозяйственной потребности в данной продукции природоэксплуатирующих отраслей.

При экономической оценке с применением показателя дифференциальной ренты принимается следующий порядок расчетов. На первом этапе определяют замыкающие затраты на продукцию отраслей, эксплуатирующих природные ресурсы. Затем

рассчитывают собственно экономическую оценку природного ресурса, исходя из установленных ранее замыкающих затрат. Для этого проводят оптимизационные расчеты на максимум получения дифференциальной ренты с данного ресурса при соблюдении ограничений, диктуемых конкретными условиями его эксплуатации.

Наряду с основными денежными оценочными показателями, характеризующими величину дифференциальной ренты, в практике экономической оценки природных ресурсов используют и другие стоимостные показатели в качестве вспомогательных (частных). К ним относятся стоимость получаемой товарной продукции при использовании природного ресурса, рентабельность производства конечной продукции, нормативы продуктивности природных ресурсов и др.

Следует различать кадастровую и перспективную экономическую оценки природных ресурсов.

Объектом кадастровой оценки являются все эксплуатируемые или подготовленные к эксплуатации (хозяйственно освоенные) природные ресурсы. Результаты такой оценки включаются в соответствующие кадастры природных ресурсов и служат основанием для конкретных расчетов по развитию и размещению природоэксплуатирующих отраслей и территориальных комплексов.

Перспективная экономическая оценка природных ресурсов может проводиться выборочно, по мере надобности, при подготовке научно-исследовательскими и проектными организациями соответствующих планово-проектных решений.

Минерально-сырьевые ресурсы. Их роль в развитии производства

Минерально-сырьевые ресурсы — это совокупность запасов минерального сырья в недрах. Они занимают особое место среди естественных богатств природы. Минерально-сырьевые ресурсы являются природным источником производства более 90% продукции тяжелой промышленности, используются во всех сферах и отраслях народного хозяйства. Потребности в сырье удовлетворяются не только за счет количественных изменений в использовании известных видов минерального сырья, но и путем вовлечения в промышленное производство других, ранее не используемых компонентов при комплексной переработке всей массы минеральных ресурсов.

Минерально-сырьевой потенциал в целом представлен земной массой, из которой состоит наша планета. В ее составе выделяют каменную оболочку — литосферу, залегающую под ней мантию и ядро. В настоящее время сравнительно хорошо исследована и используется лишь приповерхностная часть литосферы. Это объясняется тем, что современный уровень развития науки и техники позволяет использовать лишь те элементы литосферы, которые в природных условиях были сконцентрированы в виде поверхностных и приповерхностных месторождений.

Территория бывшего Советского Союза располагает минерально-сырьевой базой, способной обеспечивать стабильное развитие экономики стран СНГ, в том числе России, на значительную перспективу. Однако обеспеченность потребностей экономики ресурсами минерального сырья по различным видам резко колеблется как в абсолютном выражении, так и по отдельным районам нашей страны и видам полезных ископаемых.

Ресурсами руд черных металлов — железной, марганцевой и хромовой — Россия обеспечена в достаточных размерах. В недрах страны сосредоточена значительная часть мировых запасов железа. Запасы марганцевых руд на территории бывшего СССР составляют 80% мировых. Эта руда используется для выплавки ферромарганца, включается в состав некоторых сплавов и всех видов чугуна и стали. Все более широкое применение получают хромовые руды, которые обеспечивают стали антикоррозийность, износоустойчивость, жаропрочность.

Россия располагает запасами руд цветных металлов. Цветные металлы делятся на тяжелые, легкие, редкие и благородные. К тяжелым относят медь, свинец, цинк, олово, никель, ртуть, кадмий и др. Первые пять названных металлов являются основными.

К легким металлам относятся алюминий, магний, титан. В эту же группу иногда включают литий, калий, бериллий, цезий.

К благородным металлам относят золото, серебро, платину и платиноиды; к редким — литий, рубидий, цезий, стронций, индий, германий и др.; к редкоземельным — лантан, тулий и др.; к радиоактивным — уран, радий, торий и др.

К легирующим и тугоплавким металлам принадлежат хром, кобальт, вольфрам, молибден, ниобий и др.

Читайте так же:  Шутков а в адвокат

Многие месторождения цветных металлов представлены комплексными рудами — медно-никелевыми, свинцово-цинковыми, медно-цинковыми. Наряду с основными металлами, в этих рудах часто содержатся также редкие металлы, по стоимости превышающие ценность основных компонентов.

Основными типами медных руд являются вкрапленные. Большую долю составляют медно-колчеданные руды. Свинцовые и цинковые руды обычно сопутствуют друг другу. В нашей стране ресурсы этих полезных ископаемых представлены запасами сульфидных и карбонатных пород.

Широко распространены в природе алюминиевые руды. В земной коре содержится алюминия до 7,5%. Алюминий содержится в 250 минералах, из которых 40% относится к силикатным соединениям.

Первое место в запасах алюминиевого сырья занимают бокситы, содержащие от 30 до 70% глинозема. Затем следуют нефелин-сиенитовые и нефелин-апатитовые руды.

Россия — наиболее обеспеченная топливом страна мира. Запасы всех видов минерального топлива составляют около 50% мировых запасов.

Нефть и газ являются не только источниками получения топлива (бензин, керосин, мазут) и электроэнергии, но и сырьем для химической промышленности. Нефтехимические предприятия снабжают народное хозяйство такими продуктами, как удобрения, каучук, пластмассы, синтетические волокна и многое другое.

Важнейший вид топливных ресурсов — уголь. Две трети запасов представлено каменными углями, свыше 30% запасов — бурыми углями. Запасы угля концентрируются в отдельных бассейнах, народно-хозяйственная значимость которых определяется рядом факторов. К ним относятся: количество запасов, качество углей, горнотехнические условия, географическое положение, наличие потребителей.

Одной из тенденций развития угольной промышленности является рост добычи бурых углей. В настоящее время благодаря выполненным научно-исследовательским работам представляется реальными два пути их использования. Во-первых, создание крупнейших электростанций, вырабатывающих дешевую электроэнергию для передачи в центральные районы страны. Во-вторых, получение из бурых углей полукокса, отличающегося высокой теплотой сгорания и выдерживающего транспортировку на значительные расстояния.

Из всех видов топлива к группе возобновимых ресурсов относится только торф. В России сосредоточено свыше 50% мировых запасов торфа. Основное направление использования торфа — энергетика. Ресурсы торфа изучены достаточно. Они позволяют организовать добычу в размере до 600 млн. т/год.

Сланцы по калорийности уступают другим видам топлива. Основные запасы сланцев сосредоточены в северо-западной части Российской Федерации. Наряду с использованием торфа и сланца в качестве сырья для энергетической промышленности в последние годы их широко стали применять в химической промышленности для производства масла, газа, мазута, смол, медицинских препаратов.

К группе горно-химического сырья относятся ресурсы фосфоритов, серы, апатитов, калийных и поваренных солей, брома, йода и др. По большинству видов названных полезных ископаемых Россия занимает одно из ведущих мест в мире.

Большое значение для развития народного хозяйства имеют ресурсы таких ценных минералов, как алмазы, слюда, корунд, графит и др. В последнее время ресурсы этих минералов значительно увеличены за счет открытия месторождений алмазов в Якутии, графита в Восточной Сибири.

Наша страна располагает значительными запасами полезных ископаемых, используемых в строительстве. К ним относятся гравий, песок, песчано-гравийная смесь, горные породы, огнеупорные глины, флюсовые известняки, доломиты и т.п. Их запасы исчисляются десятками миллиардов тонн.

В то же время экономические тенденции развития горнодобывающей промышленности характеризуются снижением содержания полезных компонентов в природном сырье, вовлечением в эксплуатацию месторождений с более сложными горнотехническими и климатическими условиями, существенными потерями ценных компонентов при переработке руд и самих полезных ископаемых при добыче, ужесточением требований по охране окружающей среды. Все это приводит к значительному увеличению общих затрат на добычу минерального сырья и в конечном итоге к удорожанию единицы конечной продукции, получаемой из него. В таких условиях на современном этапе развития экономики России остро встает проблема повышения эффективности использования минерально-сырьевого потенциала.1

Наличие в экономическом регионе прочих природных ресурсов помимо запасов минерального сырья и топлива, например, земельных и водных, может быть и не связано напрямую с производством. Однако они тоже представляют интерес с экономической точки зрения, в частности, как природные ресурсы, обеспечивающие потребление, а также использование трудовых ресурсов. Таким образом, для фиксации экономического потенциала региона они представляют большой интерес, при этом отметим, что трудовые ресурсы также должны включаться в оценку экономического потенциала региона.

Экономическая оценка земельных, лесных и водных ресурсов

Земельные ресурсы оцениваются на основе применения системы оценочных показателей, включающей показатели годовой дифференциальной ренты, окупаемости затрат и продуктивности (урожайности) земель.

Под экономической оценкой использования земель в годовом исчислении понимается денежное выражение народно-хозяйственного экономического эффекта (рентного дохода), приносимого этими землями при их эксплуатации. Денежное выражение народнохозяйственного эффекта определяется разностью между стоимостной оценкой продукции сельского хозяйства (продуктивностью) в кадастровых ценах (замыкающих затратах) и индивидуальными приведенными затратами на ее получение. При этом используются нормативные (базисные) значения урожайности и затрат по основным сельскохозяйственным культурам, связанных с качеством земель и применяемой технологией сельскохозяйственного производства. Уровень нормативных значений урожайности и требуемых для этого затрат определяется на основе использования методов

математической статистики, а также перспективных технологических карт, определяющих затраты для соответствующих значений урожайности.

Окупаемость затрат при экономической оценке сельскохозяйственных земель рассчитывается как отношение стоимости получаемой продукции (в кадастровых ценах) к приведенным затратам на ее получение на оцениваемой земле.

Земельные ресурсы используются не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях промышленности, в том числе в горнодобывающих, как основа возведения зданий и сооружений, строительства дорог, извлечения минерально-сырьевых ресурсов из недр и т.п. Использование земель для этих целей во многих случаях обеспечивает значительно более высокую дифференциальную ренту, чем в сельском хозяйстве.

В этом случае экономическая оценка земли Эз может быть определена по формуле:

где ДРср — среднегодовая дифференциальная рента, возникающая при использовании данного участка земли; Кэ — нормативный коэффициент эффективности.

Например, ежегодная дифференциальная рента составляет 800 руб., а коэффициент эффективности 0,1. Тогда экономическая оценка земельного участка составит Эз = 800:0,1 = 8000руб.

При экономической оценке лесных ресурсов необходимо исходить из двойственной народно-хозяйственной ценности их. Ценность лесов определяется, во-первых, их ролью как источника древесины и продуктов побочного лесопользования и, во-вторых, их средозащитными функциями.

В настоящее время лесные ресурсы оцениваются в виде попенной платы, или лесной таксы, которая должна возмещать затраты государства на ведение лесного хозяйства. Но, как известно, цены не способствуют рациональному использованию природных ресурсов в связи с ориентировкой их на средние затраты лесозаготовительных предприятий. В этих условиях использование худших лесных участков с себестоимостью лесозаготовок выше средних затрат приводит к нерентабельной работе предприятий и соответственно к недорубу расчетных лесосек на худших участках и перерубу на лучших, что нарушает нормальную эксплуатацию лесного хозяйства.

Одновременно при таком подходе предметом эксплуатационной оценки становится только древесный запас, а не совокупность всех компонентов лесного биогеоценоза (территорий, занятых лесами), рассматриваемого в качестве единого объекта природопользования.

При этом в основу определения эксплуатационной ценности лесоземельного угодья положен принцип максимизации суммарной лесоэксплуатационной ренты. Одновременно с установлением ее величины определяется возраст кадастровой спелости, максимизирующий эксплуатационную ценность.

Оценка средозащитной ценности лесов находится в стадии теоретической разработки. Один из подходов к практическому решению этой проблемы основан на установлении норматива для приведения разновременных затрат и эффектов (норматива дисконтирования) в лесном хозяйстве, исходя из социально-экологических требований к режиму лесопользования. Весьма низкий норматив приведения разновременных затрат и эффектов показывает, что часть продукции лесного хозяйства (средозащитный эффект леса) не получает денежного выражения, а поступает в распоряжение общества практически бесплатно.

При оценке водных ресурсов также можно исходить из рентных отношений. Возникновение здесь дифференциальной ренты связано с ограниченностью водных ресурсов, с одной стороны, и в известной мере с монополией на воду как одного из средств ведения хозяйства — с другой. Затраты на доставку воды от источника до места

потребления, подготовка ее к использованию определяют капитальные вложения, себестоимость воды и другие технико-экономические показатели. В этих условиях дифференциальная рента на воду из одного источника зависит от направления ее использования, что и определяет оценку воды.

На практике имеющиеся оценки воды ориентированы только на фактические затраты на ее получение. Оценка воды пропорционально дифференциальной водной ренте еще не осуществляется, хотя чем больше доход хозяйства, например, от получаемой для полива воды, тем больше дифференциальная рента, а соответственно и оценка воды.

В целях повышения заинтересованности предприятий в рациональном использовании водных ресурсов с 1 января 1982 г. введена плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

В зависимости от места потребления воды на территории страны установлены тарифы от 0,1 до 2,72 коп./м3. Низший тариф относится к рекам и озерам северных и восточных районов страны, высший — к бассейнам Черного и Азовского морей.

Затраты промышленных предприятий на оплату забираемой воды в пределах лимита, устанавливаемого органами по регулированию использования и охраны недр, относятся на себестоимость продукции.

За сверхнормативный (сверхлимитный) забор воды предприятиями из водохозяйственных систем взимаются повышенные платежи. Затраты на сверхнормативный забор воды относятся на фактическую себестоимость продукции и учитываются в непроизводительных расходах.1