Авто без растаможки: Штрафы и ответственность в Украине

В последнее время на дорогах Киева и других городов Украины все чаще стали встречаться автомобили с европейскими номерами — латвийскими, польскими словацкими. Редакция ДЕНЬГИ.ua узнала, на каких условиях владельцы этих машин передвигаются по территории страны, и что будет при нарушении правил регистрации автомобиля.

Транспортные средства, которые ввозятся гражданами Украины на территорию нашей страны, в соответствии со ст. 95 Таможенного кодекса, должны быть растаможены и зарегистрированы в течение 10 дней с момента пересечения государственной границы. Это означает, что за этот срок нужно уплатить ввозную пошлину, НДС, акцизный налог и поставить автомобиль на учет.

Чтобы избежать растаможки, нужно каждые пять дней пересекать границу через одну и ту же таможню. Либо каждые 10 дней, если авто въезжает через один пункт пропуска, а выезжает через другой. “Если машина сломалась, попала в ДТП, или водитель заболел, нужно подать на таможню заявление и соответствующие справки (из полиции, с СТО, из больницы), которые объяснят отсрочку пересечения границы“, – советует Антон Гаврик, юрист юридической фирмы Мисечко и Партнеры.

Нерезиденты, согласно ч. 1 ст. 380 Таможенного кодекса, могут ввозить в Украину транспортные средства для личного пользования на срок до одного года. Обязательное условие при этом – регистрация авто в Украине в консульстве соответствующего государства. При этом резидент Украины также может ездить на автомобиле нерезидента. “Для этого авто должно быть зарегистрировано за границей на резидента той страны, который выступил в роли “держателя“, а украинец вписан в техпаспорт как владелец. Главное, чтобы по истечении года иностранец-“держатель“ не забыл выехать и въехать на территорию Украины. Пересекать границу на авто может лишь он“, – поясняет Антон Гаврик.

Впрочем, есть и более простой способ не отмечаться в течение года на таможне. Для этого достаточно, чтобы автомобиль был оформлен за границей на украинца, который официально является работником иностранной фирмы. Тогда он сможет пользоваться транспортным средством в Украине без обязательного пересечения границы 12 месяцев.

Санкции за нарушение правил временного ввоза зависят от тяжести правонарушения. Например, если просрочить выезд через таможню на 1-2 дня, штраф составит 10 необлагаемых минимумов доходов граждан или 170 грн. Если же срок пребывания авто на территории Украины будет превышен на несколько месяцев, автомобиль попросту конфискуют. “Хотя транспортное средство может быть изъято у его владельца в качестве обеспечения уплаты штрафа даже в том случае, если нарушение конфискацию не предусматривает“, – комментирует Ольга Николаенко, партнер юридической компании Правозахист Україна.

Правда, закон О национальной полиции не содержит нормы, которые дают право полицейским контролировать соблюдение таможенных правил. Поэтому блюстители порядка не могут привлечь автовладельца к ответственности за езду на иностранных номерах. “Тем не менее, между органами Государственной фискальной службы (они отвечают в том числе и за таможню – прим. авт.) и национальной полицией осуществляется автоматизированный обмен информацией о транспортных средствах, пересекающих границу Украины. В том числе, и относительно таможенного оформления и государственной регистрации таких автомобилей“, – говорит Ольга Николаенко.

Это означает, что полиция может зафиксировать нарушение и передать эту информацию в ГФС, а таможня, в свою очередь, взыщет штраф. “Причем, важно учитывать, что уплата штрафа не освобождает нарушителя от последующей уплаты таможенных платежей“, – предупреждает Антон Гаврик.

Условия использования нерастаможенного авто в Украине и ответственность за их нарушение:

В 2018 году растаможка автомобилей подешевеет

С начала следующего года за счет снижения одного из обязательных налогов — ввозной пошлины — подешевеет растаможка автомобилей. Ставка уменьшенного налога будет зависеть от типа силового агрегата, которым оснащено транспортное средство. Правда, нововведение коснется не всего импортируемого из-за рубежа транспорта, а только того, который ввозится из Европы.

На днях многие СМИ растиражировали буквально сенсационное сообщение о снижении в 2018 году ставок ввозной пошлины. Хотя справедливости ради нужно отметить, что это уже далеко не «свежая» новость. На самом деле Минэкоразвития еще в конце сентября обнародовало таблицу, где указаны ставки ввозной пошлины, которые будут действовать в 2018 году при импорте товаров из ЕС, в том числе и транспортных средств. Эти нормы вводятся в рамках Соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС. Напомним, что ставки ввозной пошлины должны будут постепенно снижаться и в конечном итоге достигнут нулевой отметки. Сроки снижения ставок разные — в зависимости от вида импортируемых товаров.

Что же касается транспортных средств, оснащенных традиционными двигателями внутреннего сгорания, то для них предусмотрен переходный период в 7—10 лет, а вот для электромобилей заветная нулевая ставка будет доступна уже в следующем году. В частности, согласно таблице, опубликованной Мин­экономразвития, на 2018 год задекларированы такие ставки ввозной пошлины:

Электромобили:

— транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими), — 0% от таможенной стоимости.

Бензиновые автомобили:

— с рабочим объемом не более 1000 см3 — 6,3% от таможенной стоимости. Переходной период до 0% — семь лет;

— рабочим объемом более 1000 см³, но не более 1500 см3 — 7,3% от таможенной стоимости. Переходной период до 0% — 10 лет;

— с рабочим объемом более 1500 см³, но не более 2200 см3 — 5% от таможенной стоимости. Переходной период до 0% — 7 лет;

— с рабочим объемом более 2200 см³, но не более 3000 см3 — 5% от таможенной стоимости. Переходной период до 0% — 7 лет;

— с рабочим объемом более 3000 см3 — 5% от таможенной стоимости. Переходной период до 0% — 7 лет.

Дизельные автомобили:

— с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1500 см3 — 7,3% от таможенной стоимости. Переходной период до 0% — 10 лет;

— с рабочим объемом более 1500 см³, но не более 2500 см3 — 7,3% от таможенной стоимости. Переходной период до 0% — 10 лет;

— с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3 — 6,3% от таможенной стоимости. Переходной период до 0% — 7 лет.

Еще раз отметим, что поэтапное снижение ввозной пошлины до нулевой отметки предусмотрено только для транспортных средств, импортируемых их стран ЕС. Для всех остальных по-прежнему сохраняется ставка в 10% от рыночной стоимости автомобиля.

Напомним, что растаможка транспорта состоит не только из ввозной пошлины. При этом изымаются еще два обязательных налога:

— акцизный сбор (зависит от возраста транспортного средства, типа топлива и объема двигателя);

— НДС — 20% от суммы таможенной стоимости транспорта, акцизного сбора и пошлины.

При оплате акцизного сбора можно воспользоваться так называемым льготным тарифом — сниженными ставками акцизного сбора, которые действуют временно до 31 декабря 2018 года (см. «ФАКТЫ» за 09.06.2016 года). При этом важно учесть, что они распространяются не на все транспортные средства. Исключение составляют:

— автомобили, выпущенные или завозимые из страны, признанной в отношении Украины государством-оккупантом или государством-агрессором, либо с оккупированной территории нашей страны;

— машины, выпущенные до 1 января 2010 года (то есть авто, двигатели которых не отвечают требованиям Евро-5);

— транспорт, ввезенный резидентом Украины в количестве более одного в год.

Ввоз автомобиля на Украину без растаможки

Предоставленная информация актуально на 2016 год.

О Стамбульской Конвенции

Можно ли приобрести за границей автомобиль и ездить на нём по дорогам Украины, предварительно не растаможив его? Можно, но с определёнными условиями. Условия и порядок временного ввоза на таможенною территорию Украины любых поддержанных и новых автомобилей, в понятии Конвенции — транспортных средств, регулируется положениями Приложения С к Конвенции о временном ввозе, к которой Украина присоединилась согласно закону Украины от 24.03.2004 1661-IV (делее — «Стамбульская Конвенция »).

Согласно статье 2 Стамбульской Конвенции, с общим условным освобождением от ввозной пошлины и налогов и без применения ввозных ограничений или запретов экономического характера пользуются автомобили только коммерческого или частного использования.

Какие документы нужны на нерастаможенное авто?

Документом о временном ввозе, используемый для временного ввоза транспортных средств, как это предусмотрено п. «с» ст. 1 Приложения А Стамбульской Конвенции (относительно документов на временный ввоз: книги АТА, книжки CPD) является книга CPD.

Сроки временного пребывания нерастаможенного авто на территории Украины

Временный ввоз или транзитная перевозка автомобиля с иностранными номерами на территорию Украины, согласно ст.95 Таможенного кодекса Украины, разрешается на следующие сроки:

  • для гражданина (резидента) Украины — 10 суток (в случае перемещения в зоне деятельности одной таможни — 5 суток);
  • для гражданина (резидента) Украины который стоит на консульском учете за границей – 60 дней на протяжении 1-го года;
  • для иностранцев (нерезидента) – на период до 1-го года.
Читайте так же:  Аренда имущества гражданский кодекс

* Следует обратить внимание, что юридическое понятие «резидент» абсолютно не тождественно понятию «гражданин». Обобщая положения Налогового кодекса Украины, резидентом является лицо, чьи экономические интересы (место работы или место регистрации бизнеса) находится в Украине. Иностранец, проживающий и получающий доход в Украине, является резидентом, а гражданин Украины, постоянно работающий за границей – нерезидент.

Для граждан которые переезжают жить в Украину:

а) для резидентов, при ввозе на территорию Украины автомобилей гражданами в связи с переселением на постоянное место жительства в Украину освобождются от обложения таможенными платежами в соответствии с настоящим Кодексом на условиях:

  • авто подлежит постановке на временный учет в ГАИ на срок до двух лет;
  • авто может быть отчуждено или передано другим лицам (кроме членов семей таких граждан) только после уплаты лицами, которые ввезли их в Украину, всех таможенных платежей по ставкам, действующим на день подачи таможенной декларации;
  • такая машина должна быть зарегистрирована на будущего жителя Украины в другом государстве не менее года до ввоза в Украину;
  • будущий житель Украины должен иметь не менее 18 лет
  • будущий житель Украины должен прожить в той стране, которую он покидает, не менее трех лет;
  • ввезти авто на территорию Украины нужно на протяжении 6 месяцев с дня получения разрешения на жительство в Украине.

б) для инностранцев (нерезидентов), если житель другой страны переезжает в Украину, то он может привезти с собой один легковой автомобиль без уплаты таможенных налогов и сборов. При этом нужно соблюдать условия:

  • такая машина должна быть зарегистрирована в другом государстве не менее года до ввоза в Украину;
  • будущий житель Украины должен прожить в той стране, которую он покидает, не менее трех лет;
  • ввезенный таким образом автомобиль нельзя продать в Украине в течение 24 месяцев со дня получения украинской регистрации.

Поможем перевезти ваш европейский автомобиль на Украину

Транспортная компания «Витал Спец Сервис» имеет большой опыт в сфере международных перевозок автомобилей, а также спецтехнику для этого. Если вы решились преобрести авто за границей, мы с радостью поможем вам доставить покупку на территорию Украины. Наш менеджер-логист ответит на все интересующие вас вопросы относительно транспортировки автомобиля.

Ввоз и растаможка легкового авто НЕрезидентом Украины

Собираем информацию по крупицам,может и здесь что-то полезное подскажете.

История такова — родственница купила машину б/у в Европе. Как и полагается,евро 5. Собирается там снять авто с учета и поставить на учет здесь.

В каком порядке происходит процесс растаможки по упрощенной схеме? Допустим,она едет на машине к польской границе,и?

Узнали вроде,что прежде чем она будет ехать,нам нужно обратиться на таможню(по месту прописки?) и заполнив декларацию на авто,оплатить все пошлины. Затем брокер на приграничный пункт пропуска отправляет данные о авто и уже там,при пересечении, авто дают временные номера?

А далее что? И как по срокам? Сколько времени дается на прибытие тс на таможню для растаможки?

Ситуация усложняется тем,что родственница прописана в Черниговской области. Таможня,как я понимаю,в Чернигове.

ПРИМЕЧАНИЕ: родственница — нерезидент Украины,т.е. гражданка Украины,но имеет вид на жительство в Италии. Она будет ехать со временной 5-дневной страховкой и на временных итальянских номерах.

Какие документы нужно ей иметь в этом данном случае с Украины для пересечения границы?

Второй вариант(если она не возьмет страховку в Италии и не сможет ехать машиной) — машину тянут на лофете до нейтральной территории. В этом случае вообще не понятно ничего( .

Если нерезидент ввозит автомобиль

По состоянию на 24.07.2017 г. в Украине находятся 27,6 тыс. автомобилей, ввезенных в режиме «транзита», и 24,6 тыс. автомобилей, временно ввезенных гражданами для личного пользования, сроки ввоза которых уже истекли. То есть эти автомобили находятся на территории Украине незаконно. Об этом сообщила заместитель начальника Управления организации таможенного контроля Департамента организации таможенного контроля ГФС Елена Мошинская.

«Значительное количество автомобилей с иностранной регистрацией сейчас находятся в Украине с нарушением таможенных правил, и граждане, которые ими пользуются, — это нарушители. Причем нарушителями являются не только те граждане, которые ввезли транспортное средство и не выполнили свое обязательство относительно его вывоза или не оформили авто в свободный оборот, но и те, которые его приобрели», — подчеркнула Елена Мошинская.

Она отметила, что временно ввозить транспортные средства на таможенную территорию Украины без письменного декларирования и уплаты соответствующих налогов имеют право граждане-нерезиденты на срок до одного года. Этот срок может быть продлен не более чем на 60 дней.

«Если нерезидент ввозит автомобиль с иностранной регистрацией, то именно ему предоставляется налоговая льгота. То есть он не уплачивает налоги, не проходит контроль на соблюдение экологических норм, не предоставляет разрешительные документы и т. п. Вместе с тем нерезидент не может передавать авто другим лицам или использовать его для предпринимательской деятельности. Граждане-резиденты таким режимом пользуются меньше, поскольку для них предусмотрена уплата платежей в полном объеме. Более того, это авто после его вывоза и ввоза не переходит в собственность этому гражданину», — рассказала Елена Мошинская.

По ее словам, при ввозе авто в режиме «транзита» чаще всего нарушителями таможенных правил являются именно резиденты, не выполняющие обязательств, которые предусмотрены эти режимом. Режим «транзит» предусматривает ввоз транспортного средства на срок до 5 суток в пределах одной таможни и на 10 суток — в пределах нескольких таможен. Однако, как свидетельствует практика, граждане такие авто используют не для транзита, а для собственного пользования.

Кроме того, неодиночны случаи передачи нерезидентом ввезенного авто с иностранной регистрацией в пользование гражданину-резиденту. Последний фактически не имеет прав на это авто, поскольку у него нет надлежащих документов, которые бы подтверждали его право собственности.

«Проблемы от таких нарушений таможенного законодательства имеют как гражданин, который ввез авто и не выполнил свои обязательства перед государством, так и гражданин, который купил так называемое нерастаможенное авто, а также таможни. В первую очередь это приводит к большим очередям в пунктах пропуска, особенно на западной границе, в частности, с Польшей, поскольку каждое 5 суток резиденты пересекают таможенную границу Украины и снова ввозят это авто в режиме «транзита»», — отметила Елена Мошинская.

В целом с 01.01.2015 г. по 30.06.2017 г. в режиме «транзит» ввезено 313,3 тыс. авто с иностранной регистрацией, из которых почти 112 тыс. — в 2017 г. Временно ввезенных автомобилей с иностранной регистрацией для личного пользования за аналогичный период насчитывается 1,4 млн, из них почти 381 тыс. — в 2017 г.

«Положения относительно временного ввоза транспортных средств, прописанных в Таможенном кодексе Украины, полностью соответствуют Стамбульской конвенции о временном ввозе. То есть Украина обязалась привести свое законодательство в соответствие с международными стандартами и выполняет это обязательство. Международные стандарты предусматривают возможность временного ввоза товаров и транспортных средств для личного пользования только нерезидентами. Резидент, который проживает в любой стране и ввозит авто, должен уплатить налоги в бюджет и после этого пользоваться им свободно в стране. Требования законодательства должны выполнять все — и наши граждане-резиденты и нерезиденты», — подчеркнула Елена Мошинская.

Растаможка авто для резидента

Импорт автомобиля в Германию
Если вы намереваетесь стать резидентом Германии, вы можете привезти свой личный автомобиль без уплаты налога на импорт и импортные пошлины. Для этого нужно соблюсти определенные условия.

Импорт автомобиля из-за пределов ЕС
Автомобиль или другое автотранспортное средство, ввозимое в Германию из-за пределов ЕС, по умолчанию подлежит 10% импортной пошлине и уплате НДС в размере 19%. Налог на добавленную стоимость по импорту называется налогом с оборота — Einfuhrumsatzsteuer.
Если же вы переезжаете в Германию на ПМЖ, то при соблюдении определенных требований вы можете ввезти свой личный автомобиль (а также другие товары) без пошлин и налогов на импорт товара.
Чтобы избежать уплаты пошлин и налога, вам необходимо доказать следующее:
— что вы фактически отказались от статуса резидента в зарубежной стране, которая не является членом ЕС;
— что вы фактически становитесь налоговым резидентом в Германии.
Для этого вам необходимо предоставить документы, подтверждающие прекращение трудовой занятости и продажу вашей жилой недвижимости, а также заявление вашего работодателя о том, что вы были переведены в Германию.
Подтверждением того, что вы переезжаете в Германию на ПСЖ, могут служить такие документы:
— договор аренды;
— переписка с вашим работодателем в Германии;
— регистрационный чек из местного регистрационного бюро (Einwohnermeldeamt);
— вид на жительство, выданный местными властями.
Все налоговые издержки разрешен только в том случае, если он был зарегистрирован на ваше имя в качестве его единственного владельца и лично использовался вами непосредственно в вашем предыдущем месте жительства не менее шести месяцев, прежде чем переехать в Германию. Для подтверждения вы можете показать свидетельство о регистрации, выданное отделом вашей страны на автотранспортных средствах. Транспортное средство должно прибыть в Германию примерно в то же время, когда вы это сделаете, и обычно вы должны держать автомобиль для личного использования в течение как минимум года после прибытия в Германию. Оба этих требования могут быть отменены в чрезвычайных обстоятельствах.

Читайте так же:  Государственная экспертиза беларусь

Регистрация, проверка и страхование
Если ваше пребывание в Германии носит временный характер, вы можете водить свой автомобиль с домашними номерными знаками и регистрацией не больше 12 месяцев. Необходимо будет перевести регистрационный документ на немецкий язык и предъявить доказательства страховки. Кроме того, автомобиль, должен пройти технический осмотр, чтобы доказать свою пригодность к эксплуатации.
Если ваше пребывание будет более продолжительным, независимо от того, импортирован автомобиль беспошлинно или нет, он должен быть зарегистрирован в вашем местном бюро регистрации автомобилей (Kfz-Zulassungsstelle) и пройти технический осмотр на пригодность к эксплуатации и безопасность, а также выбросы контрольный тест. Это может означать, что некоторые автомобили (особенно североамериканские), возможно, нуждаются в модификации, чтобы соответствовать немецким стандартам в отношении фар, выбросов, тормозов, ржавчины и шин.
Для регистрации импортируемого автомобиля вам необходимо следующее:
— паспорт или другое удостоверение личности;
— подтверждение регистрации официального адреса в Германии;
— документы таможенного оформления;
— разрешение на вывоз;
— доказательство владения;
— оригинальные документы для регистрации транспортных средств;
— сертификация из Федерального регистра автомобильного транспорта Германии, указывающая, что транспортное средство раньше не было зарегистрировано в Германии;
— доказательство страхования;
— доказательство, что транспортное средство успешно завершило проверку безопасности и проверку пригодности к эксплуатации и контроля выбросов.

Если вы должны уплатить пошлину и налоги на транспортное средство, фактическая сумма 10% импортной пошлины и 19% налог с оборота ввоза зависит от стоимости транспортного средства. Обычно это основано на счете дилера, но есть также «синяя книга», дающая текущую стоимость каждого автомобиля по марке, модели и модельному году. Автомобиль также может быть оценен. Старинные автомобили и автомобили коллекционера требуют только 7% -ной пошлины.

Налог на автомобиль
В Германии существует налог на автомобиль. Веб-сайт таможенной службы Германии (Zollamt) пишет:
«Транспортные средства, зарегистрированные в третьей стране и введенные для свободного обращения в немецких границах, например, в собственность, перемещенную в связи с переводом места жительства, подлежат немецкому транспортному сбору. Закон о налоге на автомобиль не предусматривает освобождение от налогов для поездки на место регистрации транспортного средства в Германии. Водитель представляет налоговую декларацию в пограничный таможенный орган, налог сразу же оплачивается там. После уплаты налога пограничная таможня выдает налоговую карточку и квитанцию в качестве записи об уплате налога».

Импорт автомобиля или транспортного средства в пределах ЕС
Перемещение автомобиля/транспортного средства из одной страны в другую в пределах ЕС, как и следовало ожидать, несколько легче, чем импорт автомобиля из государства, не входящего в состав ЕС. Но есть некоторые правила, о которых вам нужно знать.
Если вы привозите новый автомобиль в Германию, вы, вероятно, заплатите 19%-ый немецкий НДС в течение нескольких дней с момента покупки автомобиля. Если вы уже заплатили НДС в стране покупки, вы сможете получить возмещение после регистрации автомобиля в Германии. Автомобиль считается «новым», если он младше 6 месяцев или с пробегом до 6000 километров.
Использованные транспортные средства также могут быть доставлены в Германию без какой-либо таможенной пошлины. Однако требуется подтверждение оплаты НДС в стране происхождения. Могут потребоваться следующие документы:
— доказательство владения;
— оригинальные регистрационные документы;
— доказательство страхования;
— сертификат испытаний на выбросы, если автомобиль старше 3 лет;
— сертификация из Федерального регистра автомобильного транспорта Германии, указывающая, что транспортное средство раньше не было зарегистрировано в Германии.
Процедуры регистрации автомобилей из ЕС в основном такие же, как и немецких автомобилей и импортированных из стран, не входящих в ЕС, с одним большим исключением.
Постановление ЕС от 1996 года требует, чтобы производители предоставляли автомобили, купленные в ЕС, с сертификатом, который позволяет импортировать эти автомобили в другие страны ЕС без необходимости проведения технического осмотра. Вы должны попытаться получить это для своего нового или подержанного автомобиля, чтобы его можно было привезти в Германию. Если транспортное средство не имеет сертификата соответствия, ему, вероятно, придется пройти официальную проверку в Германии, чтобы определить, соответствует ли он требованиям безопасности и выбросов в Германии.
Кроме того, налог на автомобиль должен быть оплачен после регистрации вашего автомобиля в Германии.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

Движение — главный принцип нашей команды. Мы никогда не стоим на месте, постоянно расширяя географию нашей деятельности и увеличивая количество предоставляемых услуг. Если вы разделяете наши принципы и подходы к работе, у вас есть интересные предложения и идеи, мы готовы вас выслушать. Наша команда всегда открыта к сотрудничеству.

Авто из Европы: законные способы езды без растаможки

Речь пойдет о способах ввоза автомобиля для собственного использования на заграничных номерах, которые не стоит путать со схемами, направленными на ввоз транспортных средств, чтобы растаможить авто в Украине для удешевления, дальнейшей разборки на запчасти или перепродажи.

Наблюдая на улицах украинских городов множество автомобилей с иностранными номерными знаками, в голову может придти мысль о том, что наша страна набирает популярность среди западных туристов, решивших посетить Украину на автомобиле. Однако за рулем литовских, польских или чешских автомобилей зачастую пребывают предприимчивые украинцы, не согласные с астрономическими ценами на отечественном авторынке.

На сегодняшний день покупка достойного автомобиля для личных нужд не по карману многим украинцам. Вместо средства передвижения, автомобиль относим к предметам роскоши. Виной тому не себестоимость автотранспорта как такового, а многочисленные таможенные и налоговые сборы, которыми облагается ввозимый в страну автотранспорт. В свою очередь внутриукраинский производитель, не отягощенный импортными сборами, превращает денежную разницу в свою прибыль.

В то время, когда средняя заработная плата рядового украинца в 2015 году составляла 3155 гривен, недотягивая даже до 200 евро, граждане Польши могли претендовать на 4100 злотых, что составляет чуть менее 1000 евро. Сравнивая покупательную способность поляка и украинца, последнему остается глотать пыль у обочины. Стоимость подержанного автомобиля среднего класса, например Volkswagen Passat B6, может составлять 5000-6000 евро. Аналогичные предложения в Украине обычно стартуют на несколько тысяч дороже. Польская Toyota Camry 2.4 2007 года выпуска (бензин) стоит порядка 8000 евро. Покупка такого же автомобиля в Украине обойдется в 10 000-12 000 евро. Разница цен в других классах также способна привлечь отечественного покупателя. Так, BMW X5 2006 3.0 diesel в Литве стоит порядка 10 000 евро, в то время как у нас цена за модель в достойном состоянии находится на уровне 16 000-17000 евро.

Неудивительно, что в таких условиях у украинцев возникает желание сэкономить при приобретении личного автомобиля.

Пограничный вариант

Жители приграничных районов прибегли к способу так называемых «пересичек». Такой способ максимально вписывается в требования действующего законодательства, однако оправдывает себя исключительно в условиях близости границы. Согласно ст.95 Таможенного кодекса Украины (ТКУ), сроки транзитной перевозки для автомобильного транспорта составляют 5 дней при пересечении одной и той же таможни и 10 дней при въезде и выезде через разные таможенные пункты. Таким образом, при наличии техпаспорта водитель без затруднений въезжает на территорию Украины на автомобиле с иностранной регистрацией без взимания любых таможенных или налоговых платежей. В последующем, автомобиль обязан выехать из страны в течении 5 или 10 дней. Такое пересечение границы может происходить неограниченное количество раз. Однако, в случае пропуска этого срока водителю грозит штраф до 8500 гривен согласно ст. 470 ТКУ.

Читайте так же:  Заявление на получение эцп в налоговой

С целью минимизировать хлопоты, некоторые водители ставят свои машины на «ремонт», таким образом пребывая на территории Украины дольше положенного срока. В дальнейшем, при пересечении таможни они предъявляют справку из СТО, подтверждающей объективные и независящие от их воли причины нарушения законодательства.

Но даже этот вариант дал слабину, когда 9 марта 2016 года пункт пропуска «Ужгород-Вышне Немецке» на границе Украины и Словакии был заблокирован более чем сотней водителей, у которых таможенники отказались принимать справки о ремонте. В дальнейшем, с целью урегулирования конфликт под предводительством губернатора Закарпатской области был разработан законопроект, разрешающий транзитный ввоз автомобиля на 365 дней. На данный момент аналогичный законопроект №4223 пребывает в парламенте, однако рассчитывать на его быстрое рассмотрение не приходится, поскольку помимо многих незаинтересованных в его принятии лиц существуют вполне объективные юридические сложности, связанные с необходимостью внесения изменений в десятки нормативно-правовых актов.

Очевидно, что рассмотренный способ не является универсальным, поскольку его удобство ограничено фактически ограничивается местом проживания водителя. К примеру, расстояние от Киева до ближайшей границы составляет около 200 километров, таким образом, регулярные путешествия до таможни и обратно будут отнимать значительное время, превращая пользование иностранным автомобилем из удобства в обузу.

Из рук нерезидента

Условия более длительного ввоза автомобиля, зарегистрированного в другой стране, регулируются положениями ст. 380 ТКУ.

Согласно требованиям данной статьи, временный ввоз гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины транспортных средств личного пользования разрешается на срок до одного года. Транспортные средства личного пользования, временно ввозимые на таможенную территорию Украины гражданами-нерезидентами, не подлежат письменному декларированию. В течении двух месяцев пребывания в Украине, автомобиль должен быть зарегистрирован в органах полиции. В свою очередь, временный ввоз гражданами-резидентами транспортных средств личного пользования разрешается на срок до одного года под письменное обязательство об их обратном вывозе при условии письменного декларирования в порядке, предусмотренном законодательством Украины для граждан, после уплаты всех таможенных платежей, которые согласно закону подлежат уплате при импорте таких транспортных средств.

Граждане-резиденты, которые находятся на временном консульском учете в консульском учреждении Украины за рубежом, имеют право временно ввозить на таможенную территорию Украины под письменное обязательство об обратном вывозе при условии письменного декларирования в порядке, предусмотренном законодательством Украины для граждан, одно транспортное средство личного пользования на срок, не превышает 60 дней в течение одного календарного года.

Следует обратить внимание, что юридическое понятие «резидент» абсолютно не тождественно понятию «гражданин». Обобщая положения Налогового кодекса Украины, резидентом является лицо, чьи экономические интересы (место работы или место регистрации бизнеса) находится в Украине. Иностранец, проживающий и получающий доход в Украине, является резидентом, а гражданин Украины, постоянно работающий за границей – нерезидент.

Поскольку ввоз автомобиля резидентом требует уплаты значительных таможенных платежей, а постановка на консульский учет нецелесообразна для большинства граждан, из предполагаемых способов для среднестатистического украинца выгодным остается только ввоз автомобиля в Украину нерезидентом с последующей его передачей в управление.

Не смотря на формальный запрет передачи транспортных средств, ввезенных нерезидентами, в пользование другим лицам (содержащийся в части 4 статьи 380 ТКУ), привлечь водителя к административной ответственности нельзя, поскольку Конституционный суд Украины определил, что пользование или распоряжение транспортными средствами личного пользования, которые помещены в таможенный режим временного ввоза на таможенную территорию Украины, не является административным правонарушением, предусмотренным в части второй статьи 469 Таможенного кодекса Украины.

Изъятие транспортного средства так же находится вне полномочий таможенных органов и полиции, при условии, что водитель имеет документ о регистрации транспортного средства (техпаспорт) и водительское удостоверение, что отражено в письме 03.09.2012 N 20 / 2-11 / 09804-ЕП

Государственной таможенной службы Украины.

Однако, необходимо отметить, что юридическая связь между водителем и автомобилем отсутствует. Например, доказать какие либо права на транспортное средство в случае угона практически невозможно, и его возврат (в случае, если автомобиль будет найден) зависит исключительно от доброй воли чиновников.

К тому же, таможенные органы продолжают искать способы борьбы с описанным явлением, вследствие чего не исключены попытки оштрафовать или конфисковать автомобиль под другими предлогами.

Представитель иностранной фирмы

Другим распространенным вариантом является ввоз автомобиля под иностранную фирму.

Суть схемы состоит в том, что автомобили из Европы ввозятся не на правах личного, а на правах коммерческого пользования согласно Конвенции о временном ввозе (Стамбульской конвенции) 1990 года. Коммерческое использование означает платную перевозку лиц или грузов, однако в отечественных реалиях целью является использование автомобиля в личных интересах. Чтобы придать пользованию коммерческий статус, достаточно перевозить в автомобиле папку с документами от иностранной фирмы, которые якобы предназначаются украинскому контрагенту. Полицейский или таможенник не имеют способа проверить подлинность таких документов, таким образом, не могут опровергнуть версию водителя.

Для получения «стамбульского автомобиля» гражданин Украины становится основателем (чаще одним из основателей иностранной фирмы) или нанимается в такую фирму на работу. Далее, после приобретения интересующего автомобиля он регистрируется на компанию, а покупатель получает сопутствующие документы на осуществление «коммерческой» деятельности (к примеру, путевой лист) и техпаспорт, где собственником значится иностранное юридическое лицо.

Реализацией данной схемы занимается множество компаний, некоторые из которых имеют собственные сайты, а некоторые располагаются на общедоступных площадках, например OLX. Они предлагают взять на себя все юридическое сопровождение, а также помочь в выборе автомобиля. В отдельных случаях дельцы обещают сами завести автомобиль на территорию страны, но иногда необходимо лично совершить путешествие в ближнее зарубежье. Примерная стоимость услуг начинается от 1000 евро и растет в зависимости от поставщика услуг, страны, откуда поставляется автомобиль, стоимости и объема двигателя транспортного средства.

Тем не менее, срок законного пребывания в стране по Стамбульской конвенции не однозначен. Так, в большинстве случаев дельцы обещают уладить все вопросы с пользованием автомобилем минимум на год, а в дальнейшем не исключается необходимость ежегодного пересечения границы. Однако, согласно позиции украинской таможни, изложенной в письме “О временном ввозе автотранспортных средств гражданами-резидентами” (от 05.03.2013, № 11.1/2-12.2/2172-ЕП), срок временного ввоза автотранспортных средств коммерческого назначения составляет 20 дней.

На интернет-форумах продолжают точиться споры по поводу законности такого распоряжения. Стамбульская конвенция как международно-правовой акт имеет большую юридическую силу, но далеко не каждый таможенник или полицейский будет вступать в теоретико-правовой спор, из-за чего в конечном итоге свою правоту придется доказывать судье, а добираться до суда на общественном транспорте.

Помимо этого непременно возникнут сложности, если по каким-либо причинам иностранная фирма перестанет существовать, или потеряется контакт с лицом, который пригнал автомобиль и брал на себя урегулирование вопросов продления пребывания транспортного средства в стране. Очевидно, что все риски качества автомобиля лежат на покупателе, поскольку юридически запустить процесс в обратную сторону в случае, если автомобиль будет иметь скрытые дефекты, не получится. Так же, существует риск быть обманутым поставщиком, поскольку добиться возмещения ущерба или возврата предоплаты очень затруднительно.

Необходимо понимать, что настоящими специалистами в этой сфере являются исключительно те, кто на практике занимается поставкой машин. Все основные способы, их преимущества и изъяны известны только им, что ставит клиента в довольно уязвимое положение.

Таким образом, использование украинским гражданином автомобиля, зарегистрированного в другой стране, носит полулегальный характер. Описанные схемы не являются преступными, а в большинстве просто пользуются недостатками и противоречиями законодательства. Тем не менее, следует понимать, что такие проблемы регулирования имеют также обратное действие. Обведенное вокруг пальца государство в лице полиции и таможни может уделять усиленное внимание к подобным автомобилям, потому не исключены штрафы по различным статьям, связанным с нарушениями правил дорожного движения и таможенного законодательства, а также конфискация автомобиля.

Безусловно, при грамотном общении с представителями власти на месте остановки есть шанс избежать негативных последствий, а в случае наложении штрафа или помещения автомобиля на штрафстоянку такие действия можно обжаловать в судебном порядке. Учитывая всю сложность процедуры, нередки случаи победы в суде и возвращения транспортного средства, однако для этого придется запастись терпением и заручиться правовой помощью.

Использование автомобиля с иностранной регистрацией требует от водителя усиленной подготовки по части профильного законодательства, которым мало кто владеет, а так же дюжинного упорства при отстаивании своих интересов. Водитель должен быть готов к тому, что ему продеться доказывать свою правоту в общении с органами, а в случае чего с легкой душой расстаться со своим автомобилем навсегда.