Новое в законодательстве в части опеки и попечительства

Деятельность органов опеки и попечительства, связанная с правовой и социальной защитой нуждающихся в этом граждан, всегда жестко регламентировалась семей­ным и гражданским законодательством, подзаконными актами Правительства РФ, Минобразования России, Минздравсоцразвития России, в ряде случаев МВД России и другими федеральными ведомствами. Органы местного самоуправления, включен­ные в этот процесс нормами Семейного кодекса РФ, обязаны были лишь исполнять федеральное законодательство и отслеживать его исполнение другими лицами на своей территории в интересах несовершеннолетних или граждан, признанных судом недееспособными. Однако последние изменения российского законодательства полностью трансформировали сложившуюся модель разграничения полномочий в данной сфере.

Федеральный закон от 29.12.06 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные ) законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»(далее — Федеральный закон № 258-ФЗ) внес из­менения в Семейный кодекс РФ (далее — СК РФ), Федеральные законы от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.10.03 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее — Федеральный закон № 131 -ФЗ). Суть данных изменений сводится к следующему:

  • с 1 января 2008 г. полномочие по осуществлению опеки и попечительства перево­дится в разряд государственных и возлагается на исполнительные органы государ­ственной власти субъектов РФ;
  • для органов местного самоуправления всех типов вводится единая правовая кон­струкция «органы местного самоуправления имеют право на «участие в осущест­влении деятельности по опеке и попечительству»».

Данная правовая конструкция вынесена за рамки обязательных к исполнению во­просов местного значения и внесена в специальную статью, введенную Федеральным законом № 258-ФЗ для всех государственных полномочий, для которых существует иной режим исполнения, отличный от норм гл. 4″Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»Федерального закона № 131-ФЗ.Данный особый режим заключается в том, что органы местного самоуправления любого типа могут осуществлять перечисленные в ст. 14.1,15.1 и 16.1 государственные полномочия исключительно за счет средств местных бюджетов. Однако это норма не является передачей государственных полномочий, т. к. не обязываеторганы местного самоуправления совершать какие-либо действия, а лишь дает им право самостоятельно принимать реше­ние. В настоящей статье мы не будем давать правовую оценку данной нормы с точки зрения чистоты разграничения полномочий. В задачи статьи входит лишь методическое обеспечение полномочия по опеке и попечительству, а также его перевода в «право участия в осуществлении деятельности по опеке и попечительству» если органы местно­го самоуправления примут такое решение после 1 января 2008 г.

Осуществление полномочия по опеке и попечительству в течение 2007 г.

Опека (попечительство) — это одна из форм охраны прав и интересов тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязан­ности (недееспособных или не полностью дееспособных граждан).

Отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международ­ного права, Конституцией РФ, гражданским и семейным законодательством. Гражданское законодательство устанавливает понятие опеки (попечительства), основания ее возник­новения и прекращения, определяет основные права и обязанности опекунов (попечи­телей). Этим вопросам посвящены ст. 31-40 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). В семейном законодательстве различным формам воспитания детей, оставшихся без по­печения родителей (в т. ч. опеке и попечительству), посвящен весь четвертый раздел (ст. 47-155 СК РФ).

Под опекой федеральное законодательство подразумевает вид правовой по­мощи, устанавливаемой в целях защиты интересов несовершеннолетних либо граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психи­ческого расстройства. При этом назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юри­дически значимые действия. Попечительство отличается от опеки более мягкой формой воздействия.Это вид правовой помощи несовершеннолетним (в возрасте от 14 до 18 лет), а также гражданам, ограниченным судом в дееспособности вследствие зло­употребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечитель (фи­зическое лицо) оказывает гражданам, находящимся на попечении, содействие в осуще­ствлении своих прав и исполнении обязанностей, а также в охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В Федеральном законе № 131 -ФЗ полномочие по опеке и попечительству по-разно­му определено для муниципальных районов (городских округов) и поселений. Для му­ниципальных районов (городских округов) это просто как опека и попечительство (п. 13 ст. 15, п. 21 ст. 16). В подобной формулировке органы местного самоуправления муници­пального района (городского округа) при исполнении данного полномочия могут осу­ществлять две основные функции: в муниципальное образование само в лице своих органов является опекуном (попе­чителем) нуждающихся в этом граждан; в муниципальное образование в лице своих органов правомочно назначать опекуна (попечителя) нуждающимся в этом гражданам.

Для поселений Федеральным законом №131 -ФЗ данный вопрос местного значения существенно сужен. Поселения в лице своих органов в течение 2007 г. могут лишь оказывать содействие в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и по­печительства над нуждающимися в этом жителями поселения (п. 16 ст. 14).

В регламентирующих правоотношения опеки и попечительства правовых нормативных актах (Конституции РФ, Гражданском и Семейном кодексах РФ) не оп­ределен круг вопросов, очерчивающийсодействие в установлении опеки. В разных муниципальных образованиях может быть свой перечень. Однако совершенно четко определено, что органы местного самоуправления поселений не в праве выступать в роли опекунов и попечителей; самостоятельно устанавливать опеку (попечи­тельство) над нуждающимися в этом гражданами и представлять интересы опе­каемых лиц в судебных инстанциях (в т. ч. выступать в их защиту).

К функциональным обязанностям органов опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) в течение 2007 г. можно отнести следующие вопросы:

В области гражданских правоотношений органы опеки и попечительства муни­ципальных районов (городских округов) имеют право:

  • назначать опекунов и попечителей (п. 1 ст. 35 ГК РФ);
  • назначать помощника совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоя­нию здоровья не может осуществлять и защищать свои права и исполнять обязан­ности в соответствии со ст. 41 ГК РФ;
  • самостоятельно исполнять функции опекуна (попечителя) в отношении тех лиц, над которыми опека или попечительство не установлены своевременно (п. 1 ст. 35 ГК РФ), а также нести имущественную ответственность в предусмотренных законом случаях за действия этих лиц (ст. 1073,1074,1076 ГК РФ);
  • выступать в судебных органах как за расширение дееспособности (эмансипацию) несовершеннолетних (ст. 27 ГК РФ), так и за ограничение права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно распоряжаться своими доходами (п. 4 ст. 26 ГК РФ);
  • подавать заявление о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»*; 0 осуществлять контрольные функции в отношении соблюдения прав опекаемых, на­ходящихся на попечении граждан (п. 3 ст. 34 ГК РФ); освобождать и отстранять опе­кунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ); давать согласие на психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего и помещение его в психиатрический стационар; принимать решение о помещении несовершеннолетних и недееспособных лиц в психоневрологическое учреждение для социальной реабилитации (п. 2 ст. 23 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании**);
  • контролировать условия содержания, воспитания и образования детей, находящих­ся в лечебных, воспитательных и иных учреждениях, защищать права выпускников данных учреждений (ст. 147 СК РФ);
  • давать в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образо­вания, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; в т. ч. давать согласие на зачисление несовершеннолетних в качестве воспитанников в воинские части (ст. 16 п. 3 ст. 24 «Об основах системы профилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних»*);
  • контролировать выезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на новое место жительства, в т. ч. за границу; а также их регистрацию по новому месту пребывания (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ»О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей» (ст. 20 Федерального закона от 15.08.96 № 114-ФЗ»О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). В области имущественных праворганы опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) имеют право:
  • давать разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ);
  • давать согласие на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовер­шеннолетние члены семьи собственника (п. 4 ст. 292 ГК РФ), а также согласие на обмен жилых помещений в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 72 Жилищного кодекса РФ;
  • определять кандидатуру доверительного управляющего имуществом подопечного и заключать с ним договор доверительного управления имуществом подопечного (п.1ст.38ГКРФ);
  • подыскивать доверительного управляющего имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим, и заключать с ним договор доверительного управления (ст. 43 ГК РФ);
  • нести имущественную ответственность за вред, причиненный по вине органов местно­го самоуправления имуществу или личности подопечного лица (ст. 16 и 1069 ГК РФ);
  • предъявлять в суд иски о признании недействительными или о применении послед­ствий недействительности сделок, совершенных подопечными или от имени подо­печных (ст. 171 ГКРФ);
  • уведомлять в течение 5 дней налоговые органы по месту жительства об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными; об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних и иных несовершеннолетних физических лиц; физических лиц, ограниченных судом в дееспособности; дееспо­собных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патро­нажа; физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о по­следующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом (п. 5 ст. 85 Налогового кодекса РФ);
  • оформлять договоры о передаче жилья в собственность ребенка в порядке прива­тизации или давать согласие несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет на такое оформление в случаях, предусмотренных (ч. 3 ст. 2 Закона РФ»О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»**).

В области семейных отношений органы опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) обязаны:

  • сохранять право ребенка на воспитание в семье (ст. 54 СК РФ) и защищать права и интересы несовершеннолетних (ст. 56 СК РФ);
  • при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью участвовать в при­нудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится (п. 2 ст. 79 СК РФ), и обеспечить его временное устройство (ст. 77 СК РФ);
  • производить обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание; представлять суду акт обследования и основанное на нем заключе­ние по существу спора (п. 2 ст. 78 СК РФ);
  • предъявлять в суд иски о лишении и об ограничении родительских прав (ст. 70,73 СК РФ), иски об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ);
  • рекомендовать опекуну (попечителю) ребенка способы воспитания (п. 1 ст. 150 СК РФ);
  • обязывать опекуна (попечителя) не препятствовать общению ребенка с отдельно проживающим родителем и другими родственниками (п. 1 ст. 55, ст. 8 СК РФ, а также п. 1 ст. 56, ст. 67 СК РФ), давать согласие на контакты ребенка с родителями, ограни­ченными в родительских правах (ст. 75 СК РФ);
  • разрешать разногласия, возникающие между несовершеннолетними родителями и опекуном их ребенка (п. 2 ст. 62 СК РФ);
  • сохранять интересы ребенка и его право при перемене имени, фамилии (п. 4 ст. 57, ст. 58,59 СК РФ);
  • разрешать разногласия между родителями ребенка по поводу его воспитания и об­разования (п. 2 ст. 65, п. 1 ст. 78 СК РФ), назначать представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ);
  • участвовать в рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, за­ключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным (п. 2 ст. 28 СК РФ);
  • участвовать в рассмотрении судом дел о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно (п. 2 ст. 66 СК РФ), о восстановлении в родитель­ских правах (ст. 72 СК РФ); об установлении усыновления (ст. 125 СК РФ) и о его отме­не (ст. 140 СК РФ);
  • давать суду заключение об обоснованности усыновления и его соответствии инте­ресам усыновляемого ребенка, давать согласие на усыновление ребенка (ст. 125, 129, п. Зет. 48 СК РФ);
  • выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести их учет, выбирать фор­му устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ);
  • подбирать приемных родителей, заключать договор о передаче ребенка в приемную семью (ст. 151 СКРФ) и исполнять обязанности, установленные данным договором, принимать меры по расторжению договора в необходимых случаях, а также контро­лировать исполнение приемными родителями своих обязанностей;
  • предъявлять в суд иски о взыскании с родителей (одного из них) алиментов на со­держание ребенка (п. 3 ст. 80 СК РФ), предъявлять иски о признании недействитель­ными соглашений об уплате алиментов несовершеннолетним или совершеннолет­ним недееспособным членам семьи в соответствии со ст. 102 СК РФ;
  • осуществлять назначение и выплату опекуну (попечителю) денежных средств на содержание подопечных детей (п. 5 ст. 150 СК РФ, а также приказ Минобрнауки Рос­сии от 19.08.99 № 199*).
Читайте так же:  Куплю комнату за материнский капитал в новосибирске

Исполнение полномочия на уровне поселений

Из представленного перечня функциональных обязанностей органов опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) органы местного самоуправления поселений реально, не нарушая положений российского зако­нодательства, в качестве содействия установлению опеки и попечительства в течение 2007 г. могут взять на себя следующие функции:

в области гражданских правоотношений

  • содействовать органам опеки и попечительства муниципального района в подаче заявления о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмот­ренном ст. 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»*;
  • по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района кон­тролировать соблюдение прав (в т. ч. имущественных) опекаемых, находящихся на попечении граждан (п. 3 ст. 34 ГК РФ);

в области семейных отношений

  • по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района осуще­ствлять наблюдение за сохранением прав ребенка, переданного на воспитание в семью (ст. 54 СК РФ), и содействовать защите прав и интересов несовершеннолет­них (ст. 56 СК РФ);
  • при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью участвовать в при­нудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится (п. 2 ст. 79 СК РФ), и обеспечить его временное устройство (ст. 77 СК РФ);
  • по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района произ­водить обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представлять органу опеки и попечительства акт обследования для формирования органами опеки и попечительства заключения по существу спора для судебного рассмотрения (п. 2 ст. 78 СК РФ);
  • выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести учеттакихдетей, пред­лагать органам опеки и попечительства формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по соглашению с органами опеки и попечительства осуществлять последующее наблюдение за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ);
  • подбирать и рекомендовать органам опеки и попечительства муниципального рай­она приемных родителей для заключения с ними договора о передаче ребенка в семью (ст. 151 СК РФ), а также по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района осуществлять наблюдение за исполнением обязанностей приемными родителями. Следует обратить внимание на то, что употребленное в данном тексте выражение «по соглашению с органами опеки и попечительства» не означает соподчинения специа­листов, осуществляющих в поселении функции содействия в установлении опеки и по­печительства, органам опеки муниципального района. Органы местного самоуправления поселения вполне самостоятельны в своих действиях, однако в таком специфическом вопросе, как опека и попечительство, жестко регламентированном федеральным зако­нодательством, целесообразно, чтобы органы местного самоуправления поселений оговаривали с муниципальным районом круг функциональных вопросов данной сферы, в котором поселения готовы участвовать.

Определить объем необходимого финансирования для осуществления пол­номочий по содействию установлению опеки непросто. На наш взгляд, обязатель­ными в этом случае являются только расходы на содержание специалиста, который осу­ществлял бы данное содействие, а также на расходные материалы для выполнения закрепленных функциональных обязанностей. Обеспечение ребенка временным приютом в случае санкционированного изъятия из семьи при наличии угрозы его физическому или психическому состоянию; транспортировка к месту постоянного определения по решению органов опеки и попечительства муниципального района; предоставление в случае необходимости одежды и средств гигиены до момента определения на постоян­ное жительство в детские специализированные учреждения или под опеку* — все это должно осуществляться за счет переданных поселению в рамках заключенного соглаше­ния средств бюджета муниципального района.

Выявление граждан, не имеющих родственников и нуждающихся в помещении в ста­ционарное государственное учреждение социальной и психологической реабилитации, судебное установление их недееспособности, транспортировка и разовая социальная поддержка также финансируются органами опеки и попечительства муниципального района, поскольку ответственность государственного учреждения за таких граждан, как правило, наступает лишь после их приема в него.

Вместе с тем исходя из формулировки вопроса местного значения поселения как «содействие установлению опеки и попечительства»при наличии собственных средств и доброй воли органы местного самоуправления поселений также могут участвовать в софинансировании перечисленных вопросов в оговоренных с муниципальным районом пределах функциональных обязанностей своего специалиста.

Осуществление полномочия по опеке и попечительству с января 2008 г.

С января 2008 г. полномочие по опеке и попечительству становится государственным полномочием.

Вместе с тем понятно, что данное полномочие должно быть наиболее прибли­жено к населению, т. к. выявление детей и недееспособных граждан, попавших в трудные жизненные обстоятельства и нуждающихся в защите и поддержке, про­ще осуществлять по месту жительства. В этой связи возможны два варианта решения вопроса:

  • передача законом субъекта РФ государственного полномочия по опеке и попечи­тельству органам местного самоуправления с соответствующими субвенциями на его осуществление;
  • либо создание государственных территориальных органов по опеке и попечитель­ству на территории муниципальных образований.

В первом случае для муниципальных подразделений по опеке и попечительству ни­чего не меняется, во втором случае они должны будут переведены в статус государственных служащих. В государственную собственность при этом передаются вся имеющаяся в орга­нах архивная документация, а также движимое и недвижимое имущество, закрепленное за органами опеки и попечительства для осуществления их функциональных обязанностей. В чем же заключается «участие в осуществлении деятельности по опеке и попечитель­ству» для органов местного самоуправления? На наш взгляд, здесь могут быть любые дей­ствия органов местного самоуправления в помощь государственным органам: помощь в материально-техническом обеспечении органов, помощь в выявлении несовершенно­летних или нуждающихся в опеке (попечении) граждан, помощь в обеспечении защиты несовершеннолетнего или опекаемого гражданина, сохранении их имущества и другие действия. Важно только, чтобы эти действия осуществлялись в помощь органам опеки, а не подменяли органы опеки.

Журнал «Практика муниципального управления»

Областной закон об опеки и попечительстве

ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 2 апреля 1998 года N 2-ГД

Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области

Самарской Губернской Думой

17 марта 1998 года

(в ред. Законов Самарской области

от 10.06.2003 N 45-ГД, от 01.04.2004 N 47-ГД,

от 29.12.2004 N 192-ГД, от 16.03.2006 N 14-ГД,

от 27.10.2006 N 118-ГД, от 27.10.2006 N 119-ГД,

от 08.10.2007 N 93-ГД, от 30.04.2008 N 40-ГД,

от 03.04.2009 N 44-ГД , от 07.10.2010 N 98-ГД ,

от 08.10.2010 N 102-ГД , от 21.11.2011 N 118-ГД,

от 09.07.2012 N 67-ГД, от 07.02.2014 N 17-ГД,

от 12.11.2014 N 113-ГД, от 10.03.2015 N 16-ГД,

от 11.04.2016 N 55-ГД, от 16.01.2017 N 12-ГД,

от 12.03.2018 N 16-ГД)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства

Законодательство об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации, Федерального закона «Об опеке и попечительстве», Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и Самарской области, регулирующих семейные правоотношения, настоящего Закона.

(в ред. Законов Самарской области от 03.04.2009 N 44-ГД, от 12.11.2014 N 113-ГД)

Если законодательством Российской Федерации либо международным договором или соглашением установлены иные нормы, применяются нормы законодательства Российской Федерации, международного договора или соглашения.

Читайте так же:  Отчетность за 1 квартал в 1с

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом

(в ред. Закона Самарской области от 08.10.2007 N 93-ГД)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере организации и деятельности государственных органов власти по опеке и попечительству, специализированных организаций, учреждений для реализации и защиты прав и законных интересов семьи и детей в Самарской области.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются настоящим Законом по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

(абзац введен Законом Самарской области от 03.04.2009 N 44-ГД)

Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами регулируются настоящим Законом по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», и по вопросам, не урегулированным непосредственно Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

(абзац введен Законом Самарской области от 03.04.2009 N 44-ГД)

Статья 3. Утратила силу. — Закон Самарской области от 03.04.2009 N 44-ГД.

Статья 3.1. Осуществление межведомственного информационного взаимодействия

(введена Законом Самарской области от 09.07.2012 N 67-ГД)

Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов государственной власти Самарской области, территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области и подведомственных органам государственной власти Самарской области или органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Самарской области, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, запрашиваются органом опеки и попечительства в указанных органах и организациях по межведомственному запросу, если такие документы и информация не были представлены лицом, обратившимся в орган опеки и попечительства с запросом о предоставлении государственной услуги, по собственной инициативе.

Органы опеки и попечительства обязаны представлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные органам государственной власти Самарской области или органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Статья 4. Государственное управление в сфере организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства

Государственное управление в сфере организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области осуществляется Правительством Самарской области.

Непосредственная реализация государственных функций по организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц, граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, ограниченных судом в дееспособности, а также дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, возлагается на орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (далее — уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области).

(в ред. Закона Самарской области от 11.04.2016 N 55-ГД)

Статья 5. Компетенция уполномоченных органов исполнительной власти Самарской области в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних лиц

(в ред. Закона Самарской области от 12.11.2014 N 113-ГД)

Для реализации государственных функций в сфере организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними лицами, гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, ограниченными судом в дееспособности, а также дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области наделяется следующими полномочиями:

вносит предложения Губернатору Самарской области о принятии законов и иных нормативных правовых актов Самарской области об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства;

формирует и реализует программы Самарской области, направленные на защиту прав и законных интересов семьи и детей, законных интересов граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, организует исполнение федеральных программ, определяет органы и организации, ответственные за исполнение этих программ;

вносит в установленном порядке предложения о финансировании мероприятий в сфере организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства, распределяет в рамках своей компетенции финансовые средства на их осуществление в пределах, предусмотренных бюджетом Самарской области, и за счет иных не запрещенных законом источников;

организует взаимодействие с другими органами исполнительной власти Самарской области, с органами местного самоуправления по вопросам опеки и попечительства;

в соответствии со статьей 123 Семейного кодекса Российской Федерации организует централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, устройство детей на воспитание в семьи граждан, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов;

(в ред. Закона Самарской области от 11.04.2016 N 55-ГД)

организует учет иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации;

формирует областной банк данных на детей, оставшихся без попечения родителей, на основании сведений, поступивших с территорий муниципальных образований;

осуществляет методическую помощь специализированным организациям и учреждениям, организует деятельность по подготовке кадров социального, медико-психолого-педагогического и социально-правового обслуживания семьи и детей;

организует учет граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

осуществляет иные полномочия, не противоречащие действующему законодательству.

Статьи 6 — 7. Утратили силу. — Закон Самарской области от 12.11.2014 N 113-ГД.

Статья 8. Государственная поддержка деятельности семьи, органов опеки и попечительства, предприятий и организаций любых форм собственности, специализированных учреждений и организаций социальной реабилитации

Деятельность семьи, органов опеки и попечительства, предприятий и организаций любых форм собственности, а также специализированных учреждений и организаций социальной реабилитации по реализации и защите прав, законных интересов детей обеспечивается государственной поддержкой.

Виды государственной поддержки и порядок ее предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами или договором, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Статья 9. Утратила силу. — Закон Самарской области от 12.11.2014 N 113-ГД.

Статья 10. Полномочия органов опеки и попечительства

(в ред. Закона Самарской области от 03.04.2009 N 44-ГД)

В соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом органы опеки и попечительства в соответствии со своей компетенцией для осуществления своей деятельности наделяются следующими полномочиями:

— выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также защита их прав и интересов до решения вопроса об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;

(в ред. Закона Самарской области от 12.11.2014 N 113-ГД)

— обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

— установление опеки или попечительства;

— осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

— освобождение и отстранение в соответствии с федеральным законодательством опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

— выдача в соответствии с федеральным законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

— заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

— представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

— выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

— подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

— оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»;

— заключение с приемными родителями договора о приемной семье;

(в ред. Закона Самарской области от 16.01.2017 N 12-ГД)

— принятие решения о помещении детей в специальное учебно-воспитательное учреждение, медицинскую организацию, организацию социального обслуживания, приемную семью и осуществление контроля за условиями содержания, воспитания, образования детей, помещенных в названные учреждения, организации или приемные семьи;

(в ред. Закона Самарской области от 11.04.2016 N 55-ГД)

— принятие мер к защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

— принятие решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;

— решение вопросов присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;

— рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам усыновления, опеки и попечительства и принятие по ним необходимых мер;

— дача согласия на отчисление несовершеннолетнего обучающегося из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

(в ред. Закона Самарской области от 07.02.2014 N 17-ГД)

реализация иных полномочий по опеке и попечительству в соответствии с действующим законодательством.

(абзац введен Законом Самарской области от 07.02.2014 N 17-ГД)

Статья 11. Полномочия органов опеки и попечительства в сфере защиты прав, законных интересов детей

Читайте так же:  Нотариус самары на физкультурной

(в ред. Закона Самарской области от 12.11.2014 N 113-ГД)

Органы опеки и попечительства в сфере защиты прав, законных интересов детей:

— осуществляют устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, не имеющих условий для воспитания в семье, подготовку документов в целях установления опеки и попечительства, помещения в приемную семью, усыновления, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, — передачу в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью, в том числе осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, подготовку заключения о возможности быть приемными родителями, подготовку проектов договоров о приемной семье; подбор лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителей, опекунов, попечителей;

(в ред. Закона Самарской области от 16.01.2017 N 12-ГД)

— подготавливают материалы, необходимые для усыновления (удочерения), а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение), установлена опека или попечительство;

— оказывают помощь приемным родителям, опекунам и попечителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;

— дают заключения о возможности раздельного проживания опекуна и попечителя с подопечным, о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации, усыновления (удочерения);

— участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с воспитанием детей, нуждающихся в государственной помощи, и иных случаях, предусмотренных законодательством;

— проводят обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, представляют заключения в суд по спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием детей;

— участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;

— готовят документы для решения вопроса о вступлении в брак граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

— дают согласие на изменение имени и фамилии ребенка до достижения им возраста 14 лет;

— оказывают помощь опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

Статья 12. Полномочия органов опеки и попечительства в сфере образования

(в ред. Закона Самарской области от 29.12.2004 N 192-ГД)

Органы опеки и попечительства в сфере образования:

(в ред. Закона Самарской области от 29.12.2004 N 192-ГД)

— обеспечивают исполнение требований законодательства о содержании и воспитании детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных организациях;

(в ред. Закона Самарской области от 11.04.2016 N 55-ГД)

— участвуют в выявлении несовершеннолетних детей, которые остались без родительского попечения, в соответствии со ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— осуществляют иные полномочия по опеке и попечительству в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Полномочия органов опеки и попечительства в сфере здравоохранения

(в ред. Закона Самарской области от 29.12.2004 N 192-ГД)

Органы опеки и попечительства в сфере здравоохранения:

(в ред. Закона Самарской области от 29.12.2004 N 192-ГД)

— участвуют в выявлении граждан, страдающих психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки, детей, оказавшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации;

— оказывают необходимую помощь до установления опеки гражданам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства;

— осуществляют устройство и содержание детей, оказавшихся без опеки родителей, в подведомственных учреждениях;

— в соответствии со своей компетенцией участвуют в подборе лиц, способных к выполнению обязанностей опекунов и попечителей;

— участвуют в судебных заседаниях по делам лиц, воспитывающихся под опекой в семьях граждан, и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

— осуществляют иные полномочия по опеке и попечительству в соответствии с действующим законодательством.

Статья 14. Полномочия органов опеки и попечительства в сфере социальной защиты

(в ред. Закона Самарской области от 29.12.2004 N 192-ГД)

Органы опеки и попечительства в сфере социальной защиты:

(в ред. Закона Самарской области от 29.12.2004 N 192-ГД)

— участвуют в выявлении несовершеннолетних детей, нуждающихся в государственной помощи, в соответствии со ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации;

— оказывают помощь дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве по состоянию здоровья (в том числе до установления попечительства);

— осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в организации социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание престарелых и инвалидов;

(в ред. Закона Самарской области от 11.04.2016 N 55-ГД)

— производят подбор лиц, способных исполнять обязанности опекунов и попечителей, готовят документы для принятия решений об установлении опеки, попечительства;

— осуществляют патронаж лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно реализовывать и защищать свои права и выполнять свои обязанности;

— осуществляют устройство и содержание несовершеннолетних детей, нуждающихся в государственной помощи, в организации социального обслуживания, осуществляющие социальное обслуживание несовершеннолетних в стационарной форме;

(в ред. Закона Самарской области от 11.04.2016 N 55-ГД)

— осуществляют иные полномочия по опеке и попечительству в соответствии с действующим законодательством.

Глава IV. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ,

(название в ред. Законов Самарской области

от 27.10.2006 N 118-ГД, от 21.11.2011 N 118-ГД)

Статья 15. Система специализированных организаций и учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних

(в ред. Закона Самарской области от 11.04.2016 N 55-ГД)

Для социальной реабилитации несовершеннолетних, их социального сопровождения и содействия им в получении медицинской, психологической, педагогической, юридической и иной помощи в Самарской области создается система специализированных организаций и учреждений.

Номенклатура организаций, осуществляющих социальное обслуживание несовершеннолетних в Самарской области, определяется постановлением Правительства Самарской области.

Основные задачи и функции организаций, осуществляющих социальное обслуживание несовершеннолетних, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области.

Статья 16. Компетенция специализированных организаций и учреждений

Компетенция специализированных организаций и учреждений по социальной реабилитации определяется их уставами и положениями, утверждаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 16.1. Патронатное воспитание

(в ред. Закона Самарской области от 07.10.2010 N 98-ГД)

Патронатное воспитание — это форма устройства ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, любого типа или находящегося в организации социального обслуживания, на воспитание в семью патронатного воспитателя по договору о патронатном воспитании.

(в ред. Закона Самарской области от 11.04.2016 N 55-ГД)

Положение о патронатном воспитании утверждается Правительством Самарской области.

Статья 17. Материальное обеспечение приемной семьи, патронатного воспитателя

(в ред. Закона Самарской области от 21.11.2011 N 118-ГД)

Материальное обеспечение приемной семьи осуществляется в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Самарской области.

Размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю, устанавливается на каждого воспитываемого приемного ребенка из расчета 2 850 рублей в месяц. Размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю, подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Самарской области.

(в ред. Законов Самарской области от 27.10.2006 N 119-ГД , от 30.04.2008 N 40-ГД , от 08.10.2010 N 102-ГД )

Размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю, взявшему на воспитание детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии, устанавливается с применением повышающих коэффициентов:

(в ред. Закона Самарской области от 08.10.2010 N 102-ГД)

1,5 — при воспитании приемного ребенка, имеющего недостатки в психическом и(или) физическом развитии;

2,0 — при воспитании приемного ребенка-инвалида.

Увеличение вознаграждения, причитающегося приемному родителю, воспитывающему детей-инвалидов, производится на основании заключения медико-социальной экспертной комиссии на срок, указанный данной комиссией, приемному родителю, воспитывающему детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии, не являющихся инвалидами — на основании заключения областной психолого-медико-педагогической комиссии.

(в ред. Закона Самарской области от 08.10.2010 N 102-ГД)

Перечень медицинских показаний для установления повышенного размера вознаграждения, причитающегося приемному родителю, воспитывающему детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии, не являющихся инвалидами, определяется уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области.

(часть третья введена Законом Самарской области от 27.10.2006 N 119-ГД; в ред. Законов Самарской области от 08.10.2010 N 102-ГД, от 12.11.2014 N 113-ГД)

Материальное обеспечение патронатного воспитателя осуществляется в соответствии с действующим законодательством Самарской области.

(абзац введен Законом Самарской области от 21.11.2011 N 118-ГД)

Размер вознаграждения, причитающегося патронатному воспитателю, устанавливается на каждого ребенка, переданного на патронатное воспитание, из расчета 2 850 рублей в месяц. Размер вознаграждения, причитающегося патронатному воспитателю, подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Самарской области.

(абзац введен Законом Самарской области от 21.11.2011 N 118-ГД)

Приемной семье, воспитывающей трех и более детей (учитывая рожденных (усыновленных) и (или) приемных), предоставляются меры социальной поддержки, установленные статьей 22.1 Закона Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей».

(абзац введен Законом Самарской области от 16.01.2017 N 12-ГД)

Информация о материальном обеспечении приемной семьи, патронатного воспитателя, предоставляемом в соответствии с настоящим Законом, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

(абзац введен Законом Самарской области от 12.03.2018 № 16-ГД)

Статья 18. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Закона Самарской области «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области»

(в ред. Закона Самарской области от 08.10.2007 N 93-ГД)

Должностные лица органов государственной власти Самарской области несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Закона Самарской области «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Обжалование действий (бездействия) уполномоченных органов исполнительной власти Самарской области в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних лиц, специализированных организаций и учреждений

(в ред. Закона Самарской области от 12.11.2014 N 113-ГД)

Действия (бездействие) уполномоченного органа исполнительной власти Самарской области, специализированных организаций и учреждений по социальной реабилитации могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона Самарской области

Настоящий Закон Самарской области вступает в силу со дня его официального опубликования.