Электронно-учебное пособие по туризму

Инфраструктура туризма и гостеприимства. Учебное пособие

Библиографическая запись

Издательство: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа

Автор: Захарова Н.А.

Год издания: 2019

ISBN: 978-5-4486-0616-8, 978-5-4488-0238-6

Издательство: Вузовское образование

Автор: Романова Г.М., Банников С.А., Угрюмов Е.С., Вербин Ю.И., Шаповалов В.И., Украинцева И.И.

Год издания: 2017

Издательство: Омский государственный технический университет

Автор: Карасев И.Е., Кулагина Е.В., Лукина О.В., Смагулов Б.К.

Год издания: 2017

Издательство: Ставропольский государственный аграрный университет, Секвойя

Автор: Орел Ю.В., Вайцеховская С.С., Тельнова Н.Н., Байчерова А.Р., Еременко Н.В., Сидорова Д.В.

Год издания: 2017

Издательство: Южный федеральный университет

Автор: Автандилова Е.М., Кравцов С.М.

Год издания: 2016

Издательство: Кемеровский государственный институт культуры

Автор: Пронина С.А.

Год издания: 2016

С этой книгой также читают

Автор: Перхуткин В.П., Перхуткина З.И., Овчарук Т.А., Недух Е.Н., Панюкова М.Л.

Год издания: 2006

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: [email protected], [email protected]

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Электронно-учебное пособие по туризму

Издательство: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа

Год издания: 2019

ISBN: 978-5-4486-0534-5, 978-5-4488-0227-0

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Автор: Грекул В.И., Коровкина Н.Л.

Год издания: 2019

Издательство: Вузовское образование

Год издания: 2019

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Агешкина Н.А.

Год издания: 2019

Издательство: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа

Автор: Агешкина Н.А.

Год издания: 2019

ISBN: 978-5-4486-0614-4, 978-5-4488-0236-2

Издательство: Вузовское образование

Автор: Олейник П.П., Олейник С.П.

Год издания: 2019

С этой книгой также читают

Издательство: Вятский государственный гуманитарный университет

Автор: Галицких Е.О., Карпов И.П., Григорьева Л.П., Загвоздкина Т.Е., Поздеев В.А., Дунаевская И.К., Мельникова Л.А.

Год издания: 2011

Издательство: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Электронно-учебное пособие по туризму

  • .
  • 70-79 Культура. Наука. Просвещение
  • 75 Физическая культура и спорт
  • 75.8 Туризм. Альпинизм

Спортивно-оздоровительный туризм. Учебное пособие для бакалавров

Библиографическая запись

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Селиванов В.В.

Год издания: 2018

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Год издания: 2018

Автор: Воскресенский В.Ю.

Год издания: 2017

Издательство: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ

Автор: Холодилина Ю.Е.

Год издания: 2015

Издательство: Кемеровский государственный институт культуры

Автор: Трусова Н.М., Мухамедиева С.А., Клюев Ю.В.

Год издания: 2015

Издательство: Российская международная академия туризма, Университетская книга

Автор: Пугиев В.Г., Разумов А.Н., Трофимов Е.Н., Умберто Солимене, Винченцо Кондеми, Альчесте Сантуари, Кружалин В.И., Писаревский Е.Л., Шпилько С.П., Степуренко О.А., Сесёлкин А.И., Кальней В.А., Шишов С.Е.

Электронно-учебное пособие по туризму

Издательство: Вузовское образование

Автор: Турчаева И.Н., Матчинов В.А.

Год издания: 2018

Автор: Найджел Морган, Аннет Причард

Год издания: 2017

Автор: Ахвледиани Ю.Т.

Год издания: 2017

Автор: Алиев Б.Х., Махдиева Ю.М.

Год издания: 2017

Издательство: Ставропольский государственный аграрный университет, Секвойя

Автор: Остапенко Е.А., Гурнович Т.Г.

Год издания: 2017

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Лисевич А.В., Лунтова Е.В., Джалая М.А.

Год издания: 2016

С этой книгой также читают

Автор: Перхуткин В.П., Перхуткина З.И., Овчарук Т.А., Недух Е.Н., Панюкова М.Л.

Год издания: 2006

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: [email protected], [email protected]

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

История туризма и гостеприимства

Рекомендовано экспертным советом УМО в системе ВО и СПО в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки/специальности «Туризм» и «Сервис:

В.И. Бажуков, д-р культурологии, проф. кафедры ЮНЕСКО ФГП МГУ имени М.В. Ломоносова

Люди путешествовали во все времена. В ранние периоды человеческой культуры были эпохи Великих переселений, когда гонимые холодом и голодом, а нередко под натиском вражеских орд целые народы вынужденно покидали обжитые места в поисках лучшей доли и осваивали новые территории. Проходят века, и вот уже по дорогам движутся караваны торговцев и шеренги воинов, бредут сиротливые путники и целеустремленные пилигримы. Здесь можно встретить и одиноких странников, и целые экспедиции. Проторенными путями направляются люди, жаждущие развлечений и отдыха в благодатных уголках теплых приморских стран. Искатели приключений и романтики выбирают тернистую стезю неизведанных странствий. В эпоху Великих географических открытий практически из всех гаваней мира под парусами удачи и надежды в море уходят корабли. По мере того как человечество развивалось, оно открывало новые земли, совершенствовало средства передвижения. Практически нет ни одной культуры, в историю которой не вплеталась бы история путешествий. Многообразны цели путешественников, различны их дороги, но не менее разнообразны и традиции гостеприимства у разных народов. В фольклоре каждого народа найдется немало преданий и легенд о великих странниках, история наполнена фактами и свидетельствами первооткрывателей чужедальних стран, описаниями нравов и обычаев населявших их людей.

Как часто, листая старые, не раз уже прочитанные нами книги с пожелтевшими страницами, мы находим для себя нечто новое и неожиданное. Так же и с историей: вновь обращаясь к той или иной эпохе, ее событиям, мы вдруг открываем в ее многозначительном подстрочнике то, что ранее нами было не замечено или опускалось как несущественное. Столько раз мы при изучении истории мировой культуры заучивали имена и даты, в череде исторических событий, описанных на страницах многочисленных учебников, встречали упоминания о путешествиях и плаваниях. Их история наверняка заслуживает хвалебного эпитета «широко известная», однако это не делает ее менее интересной в глазах читателей. Какие-то из дальних странствий сразу оценивались как «великие», ибо они приносили человечеству открытия неведомых народов или целых континентов. Другим же суждено было пройти через забвение современников, чтобы потом, в отдаленном будущем, люди смогли постичь подвиг первопроходцев. Многие события истории растворялись в контексте конкретных культурных эпох и не всегда связывались в единую цепь – историю путешествий. Именно через ее реконструкцию можно понять, воспроизвести логику развития культуры, воссоздать определенные типы и модели поведения «человека путешествующего».

Базируясь на достижениях прикладной культурологии, история туризма рассматривает эволюцию «человека путешествующего» в разных странах и в разные времена. Понять, как менялись цели и маршруты путешествий, как формировались традиции гостеприимства, можно, изучив особенности самой культуры, которая, являясь для человека «второй природой», способствует его формированию, определяет стиль его жизни, его идеалы, предпочтения и те цели, которые он ставит перед собой, в том числе и в сфере отдыха и путешествий.

Читайте так же:  Развод анна седакова и максим чернявский

Изучение истории путешествий поможет нам разобраться в появлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Это непростой вопрос. В научной литературе имеются разные мнения о становлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Одни ученые считают временем рождения туризма как явления середину XIX в., другие утверждают, что он возник еще в XVIII в., есть и такие, кто смело говорит о туризме в античном Риме.

Историю туризма трудно отделить от истории гостеприимства не только потому, что это две важные составляющие современной сервисной экономики, но и потому, что исторически они формировались как взаимосвязанные и взаимодополняемые социальные сферы. Развитие туризма, появление новых его видов, расширение географии путешествий способствовали распространению гостиниц, их совершенствованию и специализации. В свою очередь улучшение обслуживания туристов, развитие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства содействовали развитию туристских потоков. Развитие туризма и гостеприимства напрямую связано с развитием всех сфер человеческой культуры, ориентированных на отдых и лечение, образование и развлечения людей. Вот почему история туризма и гостеприимства будет неполной, если мы не ознакомимся со становлением и развитием различных традиций, сложившихся у народов в этих сферах. Для нас особенно важно также понять человека современной культуры, его отношение к активному отдыху и развлечениям. Сможет ли человек в новом тысячелетии сохранить связь с традициями путешествий и туризма, сформировавшимися на протяжении столетий? Не утратит ли наш современник тягу к дальним странствиям, заменив их бдением у экранов телевизоров или «путешествиями» по Интернету? Каким будет туризм в новом тысячелетии и как разовьется сфера услуг в индустрии гостеприимства? Ответ на эти и другие вопросы кроется в истории.

В настоящее время учебная дисциплина «История туризма и гостеприимства» читается в российских вузах и колледжах туристско-гостиничного профиля. Разделы по истории содержатся во многих учебных пособиях, адресованных студентам, специализирующимся в области туризма и гостеприимства. Наряду с этим написано также несколько специальных книг и учебников по истории туризма, большая часть которых появилась за последнее время.

Структура учебного пособия определена поставленными задачами. Его построение позволяет проявлять максимальную гибкость, учитывая различные аудитории, сохраняя при этом теоретическую компоненту. Во всех случаях в основе должна быть вводная глава «История туризма и гостеприимства как наука», в которой обозначены подходы к определению статуса и места этой научной дисциплины. В этой главе выявлены предмет, методы и цель изучения истории туризма и гостеприимства, а также рассматривается понятийный аппарат этой отрасли человеческого знания. Учебное пособие включает в себя главы, в которых подробно рассматриваются особенности путешествий, традиции гостеприимства в разных культурах и на разных этапах развития человеческой цивилизации, а также условия становления туризма, основные тенденции его развития в России и других ведущих странах мира. В них содержится конкретная информация, которая не только значительна сама по себе, но в то же время аргументирует, иллюстрирует и раскрывает основные положения учебного курса. В данном издании учебного пособия значительно расширены главы, связанные с развитием туризма и гостеприимства в XXI в.

После каждой темы приведены вопросы для повторения. В приложении даны основные даты истории путешествий, туризма и гостеприимства, тесты, а также список дополнительной научной литературы историко-культурологического, страноведческого и географического характера, которая может быть использована студентами при подготовке докладов и рефератов по истории туризма и гостеприимства.

В тексте учебного пособия упоминается немало художественных произведений, авторы которых либо сами путешествовали, либо на страницах своих книг описывали реальные или мнимые путешествия. Знакомство с путевыми заметками, историческими хрониками, романами о путешествиях и другой художественной литературой поможет студентам составить более полное представление о той или иной культурной эпохе. Приведенный список художественных книг, путевых дневников и заметок поможет студентам сориентироваться в одном из самых интересных разделов всемирной истории, связанном с путешествиями и туризмом.

Результатом освоения дисциплины «История туризма и гостеприимства» является овладение будущими выпускниками следующими общекультурными, инструментальными и профессиональными компетенциями, которые позволят им получить представление о роли и значении путешествий и туризма в истории человеческой культуры.

Студент должен иметь представление:

• о путешествиях и туризме как об одном из видов осуществления межкультурных коммуникаций в истории человеческой культуры;

• исторических и социокультурных истоках путешествий в различных типах культур;

• изменении модели «человека путешествующего» в истории культуры.

Студент должен знать:

• специфику путешествий и туризма в различных типах культур и у разных народов;

• основные закономерности становления и развития организованного туризма;

• национальные особенности и традиции путешествий в России;

• отечественный и мировой опыт становления международного туризма;

• виды и формы международной туристской деятельности;

• роль ООН в формировании и системе мирового туристского движения.

Студент должен уметь:

• выявлять причинно-следственные связи между исторической эпохой и развитием туризма;

• анализировать процессы и явления, происходящие в развитии туризма;

• анализировать и сопоставлять особенности развития гостиничной индустрии;

• работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами;

• ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности.

Студент должен владеть:

• методами познания, обобщения и анализа информации, алгоритмом постановки цели и задач исследования состояния индустрии туризма и гостеприимства;

• способами определения влияния социально-политических и культурно-исторических процессов на сферу туризма;

• методами сбора, обобщения и использования культурно-исторического и страноведческого материала для работы в сфере практического туризма;

• методами оценки достижений в сфере туризма на основе знания исторического контекста их появления;

• методами оценки основных этапов развития путешествий и туризма в России и мире;

• должен демонстрировать способность и готовность использования полученных знаний в практической деятельности.

Общекультурные компетенции (ОК):

• способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);

• способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);

• способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3);

• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6);

Читайте так же:  Дарение несовершеннолетним автомобиля

• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способность работать в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

Вводная глава
История туризма и гостеприимства как наука

Роль путешествий в развитии культуры

Ученые, изучающие истоки человеческой цивилизации, полагают, что становление и развитие человеческой культуры было неразрывно связано с путешествиями древнего человека. Путешествие – это поиск путей сообщения. В древние времена путешествия способствовали расширению ойкумены, возникновению новых очагов цивилизации. Среди ученых, изучающих культуры разных народов, есть те, кто полагает, что сходство культур на разных континентах связано с путешествиями древних людей.

История мировой культуры зависит от «человека путешествующего». Наряду с научными теориями, доказывающими, что человек является творцом культуры, существуют и концепции, считающие человека лишь ее «носильщиком». Во время путешествий он распространяет, «переносит» культуры с одно места на другое, способствуя расширению географии культуры. В этом отношении интересна концепция немецкого этнографа, африканиста Лео Фробениуса (1873–1938). Он полагал, что культуры являются живыми, подобно организмам, обладают «душой», переживающей стадии рождения, взросления, старения и смерти. Поэтому каждая из них уникальна и самобытна. Фробениус подчеркивал, что культура растет сама по себе, без человека. Но распространяется она только благодаря путешествующему человеку. Этот процесс может, по мнению ученого, происходить как через контакты отдельных людей, так ив результате масштабных перемещений народов в результате воин, торговли и других миграций.

Эти идеи Фробениуса нашли отражение в теории диффузии, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов. Изучая материальную культуру, обряды, искусства и мифологию Америки, различные формы африканской культуры и доисторической Европы, ученые – сторонники диффузионизма нашли множество подтверждений своей теории. Следы этих процессов выявляются не только методом сравнительного изучения; на нее указывает и обширный полевой материал.

Вся история культуры – это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия («напластование»). Следовательно, диффузионисты противопоставили понятию эволюции, культурного прогресса понятие культурной диффузии, которая основывается на представлениях о пространственном перемещении, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров. И хотя эта концепция не является общепризнанной и оспаривается большинством ученых, но в ней дан интересный вариант объяснения роли «человека путешествующего» в развитии культуры.

Вокруг концепции культурной диффузии долго не утихали теоретические споры. За проверку идеи пространственного перемещения культур брались не только кабинетные ученые, но и путешественники. Самый известный пример тому – плавания Тура Хейердала [1] , приложившего немало усилий для подтверждения гипотезы о первоначальном заселении островов Полинезии южноамериканскими индейцами культуры Тиауанако, начиная примерно с конца I тысячелетия до н. э. С этой целью он вместе с командой из шести человек совершил плавание на судне «Кон-Тики», построенном по древней технологии из бревен бальсового дерева. Им предстояло преодолеть путь в 4300 миль (8000 км) к островам Полинезии. Это путешествие, полное приключений и неимоверных трудностей, длилось 101 день. Мужественным мореплавателям удалось подтвердить гипотезу, что древние жители Перу могли доплыть до островов Полинезии не только на крепких судах, но и на добротно построенных плотах, если умело использовать благоприятные природно-климатические условия.

Удивление первых путешественников-европейцев, пересекших величайший из всех океанов, вызвало то, что в центральной его части было расположено множество маленьких гористых островов и низких коралловых рифов, отделенных друг от друга огромными пространствами воды. Большинство из этих островов было населено удивительными людьми, встречавшими европейцев на берегу с собаками, свиньями и домашней птицей. На острове Пасхи обнаружились следы древнейшей мегалитической культуры.

Ученые предлагали различные варианты ответа на вопрос: кто эти люди и откуда они пришли? Малайя, Индия, Китай, Япония, Аравия, Египет, Кавказ, Атлантида, даже Германия и Норвегия всерьез выдвигались в качестве родины полинезийцев. По мнению Тура Хейердала, «таинственные монолиты на острове Пасхи и все остальные памятники неизвестного происхождения, найденные на этом маленьком, открытом всем ветрам уединенном острове, который лежит на полпути между ближайшими островами и берегом Южной Америки, дали пищу для самых различных теорий. Некоторые исследователи обратили внимание на то, что находки на острове Пасхи во многом напоминают памятники доисторической цивилизации Южной Америки. Может быть, когда-то между островом и материком существовал мост из суши, который впоследствии опустился? Может быть, остров Пасхи и все другие острова Южного моря, на которых мы находим сходные памятники, представляют собой остатки погрузившегося вводу континента?» [2] . Ответы на эти вопросы и стремился найти Тур Хейердал, подтвердивший своими плаваниями древние истины о миграции людей и доказавший, что именно путешествие служило не только средством открытия новых земель, но и средством передачи и распространения культуры, превращая тем самым путешествия в основу культурно-исторического процесса.

Важность изучения истории туризма и гостеприимства

Вопросы изучения роли путешествий находятся в центре внимания истории туризма. История – это наша культурная память. Она запечатлевается в фольклоре, фиксируется в летописях, оседает документами в архивах и библиотеках, ей посвящены научные труды историков. О важности изучения истории немало сказано. Еще в древности римский оратор и философ Цицерон называл историю свидетелем прошлого, светом истины, живой памятью, учителем жизни. О значении знания истории писал испанский писатель Мигель Сервантес, когда сравнивал ее с сокровищницей наших деяний, свидетельницей прошлого и поучением для настоящего, предостережением для будущего.

Многое в необъятных просторах прошлого, несомненно, кануло в Лету и в настоящее время не упоминается ни в одной из летописей, ни в одном из более или менее достойных трудов историков. Но есть и такие явления истории, которые привлекают пристальное внимание ученых. Одно из них – история путешествий.

Как любая история, эта история открывает перед современным человеком дорогу в прошлое, дает возможность прикоснуться к наследию великих путешественников, понять, как формировались представления об окружающем мире, куда стремились люди в поисках нового, неизведанного. Прослеживая хронологию путешествий, человек расширяет горизонты познания. Это интересный и увлекательный поиск знаний, который к тому же имеет большое практическое значение по дальнейшему осуществлению туристской деятельности в современном мире.

Читайте так же:  Подоходный налог с физических лиц эстония

Перед исследователями истории туризма стоит непростая задача: необходимо, основываясь на фактах и исторических свидетельствах, проследить ее логику развития, понять социально-культурную обусловленность истории путешествий, объяснить, почему туризм появился на определенном этапе этой истории. При этом понять историю туризма можно, только рассматривая это явление в широком социокультурном контексте.

Для научных исследований в науках о туризме используются различные источники. Такие как:

• вещественные (предметы быта, изобразительно-художественные источники, архитектурные сооружения и т. д.);

• письменные (летописи, журналы, документы, научные труды и т. д.);

• устное народное творчество (фольклор, мифы и легенды и т. д.);

• лингвистические (географические названия, личные имена и т. д.).

В последние годы активно используют ресурсы Интернета. Только привлечение всех видов источников позволит смоделировать историческое развитие туризма в разных культурах.

История странствий, художественное или документальное описание дальних стран и диковинных заморских чудес, удивительных обычаев и народов составляют целые пласты мировой культуры. Мотив странствий можно найти во многих жанрах художественной поэзии и прозы. Путешествие как самостоятельный литературный жанр возник достаточно давно. Определенную роль в его развитии сыграли легенды, путевые рассказы и записи самих путешественников, как это было еще у отца истории Геродота. И позднее были опубликованы многочисленные записки и дневники о путешествиях, которые составили всемирное литературное наследие и принесли практическую пользу тем, кто собирался в путешествие. Так, произведения Жан-Жака Руссо, повествование которых разворачивается на фоне пейзажей Швейцарии, во многом предопределили интерес путешественников к этой стране. Многие художественные произведения стали своеобразными источниками информации о странах, гостиницах и способах передвижения для туристов.

В мировой и отечественной художественной литературе часто используются приемы описания путешествия в виде путевого дневника и очерка. Интересны с познавательной точки зрения и книги-воспоминания о странах и народах, написанные купцами и послами. Среди наиболее известных упомянем «Хожение за три моря» русского купца Афанасия Никитина и «Книгу о разнообразии мира» итальянского купца Марко Поло, «Записки о Московии» немецкого посла С. Герберштейна и «Исторический рассказ о путешествии польских послов в Московию, ими предпринятом в 1667 г.» и др.

Особое внимание заслуживают художественные описания научно-географических путешествий, к примеру, книги «Путешествие в Уссурийском крае», «Монголия и страна тангутов. Трехлетнее путешествие в Восточной нагорной Азии» Н.М. Пржевальского или книги «Открытие Антарктиды» Ф.Ф. Беллинсгаузена и «Камчатские экспедиции» В.Й. Беринга и многие другие, из которых можно почерпнуть немало важных сведений, конкретных фактов по влиянию путешествий на развитие человека и его культуры.

В свое время немецкий философ Иммануил Кант заметил, что сами путешествия, как и чтение книг о путешествиях, следует отнести к средствам расширения науки о человеке, антропологии. Отечественный ученый П.Ф. Каптерев вначале XX в. был убежден в том, что настанет время, когда необходимым элементом хорошего, полного образования будет «кругосветное путешествие».

В свою очередь, изучая историю путешествий людей, можно понять сущностные механизмы самой культуры, ее наиболее значимые механизмы коммуникаций и возможные перспективы развития. В нашей стране становление истории туризма как науки началось достаточно поздно, лишь со второй половины XX столетия. В начале 80-х гг. стали появляться первые учебники по истории туризма. Среди ученых, занимающихся вопросами истории туризма и гостеприимства, можно отметить таких, как В.А. Квартальное, М.Б. Биржаков, И.В. Зорин, Г.П. Долженко, Г.С. Усыскин, В.В. Дворниченко, Ю.С. Путрик, Л.П. Воронкова, Г.Ф. Шаповал, М.В. Соколова и других.

Найдено ресурсов: 19

Полные тексты ресурсов ЭБС доступны только авторизованным пользователям.

Консультационная поддержка ЭБС НГТУ: Научная библиотека, 1 корпус, к. 110, 112, тел.: +7 (383) 346 02 46, +7 (383) 346 29 43 (доп. 31-63), эл. почта:

Техническая поддержка ЭБС НГТУ: Центр информатизации университета, 1 корпус, к. 301а, 301, 306, тел.: +7 (383) 346 02 68, эл. почта:

Московский центр развития кадрового потенциала образования

О возможностях использования образовательными организациями спортивных сооружений Департамента спорта и туризма города Москвы для организации учебного и тренировочного процесса, об организации занятий со школьниками в рамках проекта «Кружок от чемпионов» и о первых результатах проекта «Мастерская от чемпиона».

Дополнительное
образование

Развивающая
образовательная
среда

Проект «Мастерская от чемпиона»
Смирницкая М.В., заместитель руководителя ДОгМ

Проект «Кружок от чемпионов»
студентка 1 курса НИУ ВШЭ, призер заключительного этапа ВсОШ по искусству

Проект «Кружок от чемпионов»
ученик Школы №1329, Победитель и призер заключительного этапа ВсОШ по праву и обществознанию

Проект «Кружок от чемпионов»
выпускник МГОК, Член Сборной России на 44-м Чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills

Проект «Кружок от чемпионов»
студент 4 курса Политехнического колледжа № 8, призер Чемпионата WorldSkills

Социальное
партнерство

Об использовании спортивных сооружений Департамента спорта и туризма города Москвы
Шашков А.А., директор ГБОУ ДПО ЦПВШС

Игровые эпохи — ключ к работе с детьми

14 декабря 2018 года Московский центр развития кадрового потенциала образования проводит семинар «Особенности использования детской игры (игровых эпох) в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ»…

Московский образовательный телеканал представляет выпуск новостей (06.12.2018)

Итоги работы московской делегации на Всемирном саммите AQDAR представили на пресс-конференции. Интерактивный мотивационный марафон прошел в Колледже автоматизации и информационных технологий №20. Школьники столицы участвуют в проекте «Профессиональные стажировки».

Заседания Аттестационной комиссии ДОгМ 11 декабря 2018 года

Трансляцию заседаний, идущих в режиме онлайн, можно смотреть.

Выстраиваем инженерную образовательную траекторию для каждого ребёнка

11 декабря 2018 года пройдёт мастер-класс «Развитие конструкторских навыков, логического и технического мышления учащихся начальной школы»

Предпрофильное образование: для педагогов школ города Москвы

11 декабря 2018 года Московский центр развития кадрового потенциала образования проводит семинар из цикла «Методическое обеспечение реализации программ предпрофильного образования».

Начальная школа: каждый урок современный

Хотите научиться делать современным каждый из своих уроков, в том числе, использовать в своей педагогической практике ресурсы Московской электронной школы? Курсы повышения квлификации по проектированию современного урока по одному из предметных направлений или целый цикл курсов (по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и технологии) — для вас!

Обмен опытом: социальное партнёрство и хорошо налаженная деятельность спортивных организаций

О полезных образовательных практиках города Прокопьевска рассказывают команды педагогов школ №2005 и №384 имени Д.К. Корнеева города Москвы .