Чернобыльские декретные выплаты и ежемесячные пособия на детей в двойном размере

Внимание, эта статья устарела!

С 1 июля 2016 года вступил в силу федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ в части, касающейся размера «чернобыльских выплат» до 3 лет и категорий лиц, которым они положены. Всю интересующую информацию уточняйте в органах Соцзащиты населения по месту жительства! С основными изменениями по «чернобыльскому пособию» можно ознакомиться в следующем обзоре:

Женщинам, живущим или постоянно работающим на территориях, загрязненных в связи с произошедшей в 1986 году аварией на ЧАЭС, положены некоторые социальные преференции (в виде дополнительных льгот и привилегий), связанные с декретным отпуском и дополнительными детскими пособиями. Как правило, их размер не слишком велик, однако поскольку оформление этих выплат происходит наряду с подачей документов на обычные пособия для беременных и родивших женщин, пренебрегать оказываемой государством дополнительной социальной поддержкой не стоит.

Меню для навигации по странице

Местности с правом на дополнительные пособия беременным женщинам и детям определяются на основании Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Список территорий, относящихся к той или иной зоне, указан в Постановлении Правительства № 1582 от 18.12.1997 года.

Социальные выплаты и другие меры поддержки женщин по беременности и уходу за ребенком большей частью регулируются вышеуказанным законом РФ № 1244-1. Для получения выплат минимальный срок проживания или работы в чернобыльской зоне не установлен, однако если пособия будут оформляться на основании прописки, важно, чтобы она была не временной, а постоянной.

Право на льготы утрачивается после выезда с территории, имеющей особый (льготный) социально-экономический статус в связи с аварией на ЧАЭС, на постоянное проживание и работу в другую местность. Фиктивная прописка в чернобыльской зоне для получения дополнительных пособий и льгот уголовно наказуема по статьям УК РФ, связанным с мошенничеством!

Чернобыльский декретный отпуск

Для женщин, живущих в зоне проживания с правом на отселение, согласно п. 6 ст. 18 указанного закона, а также п. 51 Приказа Минздравсоцразвития № 624н от 29.06.2011 года о порядке выдачи больничного по беременности и родам, дородовой отпуск увеличивается до 90 календарных дней с предоставлением права на прохождение мероприятий, направленных на снижение вредного действия радиоактивных веществ на организм (оздоровление перед родами за пределами чернобыльской зоны).

Дородовой отпуск 90 календарных дней

Дородовой отпуск для указанной категории женщин составляет не 70 дней, как в обычных случаях, а 90. В связи с этим общая длительность декретного отпуска для данных категорий рожениц составляет:

  • 160 днейпри обычных родах, при этом отпуск начинается с акушерского срока 27 недель (90 дней до осуществления родов и 70 — после);
  • 176 днейпри возникновении родовых осложнений — например, ранние роды или родоразрешение путем кесарева сечения (90 дней — до и 86 — после рождения ребенка);
  • 200 днейпри многоплодной беременности (90 и 110 дней соответственно до и после рождения детей).

Согласно действующим правилам предоставления отпусков, женщине дается право считаться временно нетрудоспособной на протяжении всего предусматриваемого количества дней отпуска до и после родов независимо от момента ухода в декрет. В связи с этим декретный отпуск будет длиться минимум 160 календарных дней независимо от того, в какой момент работодателю подается соответствующее заявление.

Право на проведение дородовых оздоровительных мероприятий

Беременные женщины, проживающие на территориях чернобыльской зоны, имеют право на оздоровление перед родами за их пределами. Именно с этой целью по общему правилу дородовой отпуск для них увеличивается на 20 дней.

Однако дополнительная компенсация затрат на оздоровление для этой категории граждан законом не предусмотрена.

Дополнительное пособие женщинам при постановке на учет на ранних сроках беременности

Законом устанавливается также дополнительная мера, призванная простимулировать беременных женщин, проживающих в зонах радиоактивного загрязнения, заботиться о своем здоровье и состоянии своих будущих детей, и при необходимости своевременно получать требуемую медицинскую помощь.

Выплата оговорена во втором абзаце п. 6 ст. 18 закона. Она выплачивается одновременно с такими мерами социальной поддержки (и независимо от них), как:

  • декретное пособие в размере 100% от среднего заработка за предыдущие два календарных года пропорционально длительности декретного отпуска (ст. 8 Федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 года);
  • обычное единовременное пособие при ранней постановке на учет (543,67 рублей в 2015 году).

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2016 году в чернобыльской зоне

  • до достижения ребенком 1.5 лет — 40% от среднемесячной зарплаты за два предыдущих года, но не меньше минимально установленного в соответствии с законом;
  • на детей в возрасте до 3 лет — ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей (предоставляемая по Указу Президента РФ № 1110 от 30.05.1994 года).

Согласно Приказу Минздравсоцразвития № 692н от 01.12.2008 года, ежемесячное пособие по уходу за ребенком положено к выплате в двойном размере женщинам, проживающим либо постоянно работающим:

  • в чернобыльской зоне с правом на отселение;
  • на территории с льготным социально-экономическим статусом;
  • в зоне отселения до их перемещения на другие территории.

Как и в общем случае, пособие на ребенка до 1.5 лет может быть назначено, если его получатель не оформлял пособие по безработице. Предоставление ежемесячных выплат с 1.5 до 3 лет базируется на законодательствах субъектов РФ и осуществляется через органы соцзащиты населения.

Размер двойного пособия по уходу за ребенком в 2015 году

Сумма ежемесячной выплаты на детей, не достигших возраста 3 лет, в чернобыльской зоне и прилегающих территориях с правом на отселение и льготным социально-экономическим статусом составит:

  • 40% от среднемесячной зарплаты в двойном размере (то есть 80%) на одного ребенка;
  • одновременно на двоих и более детей — двойные пособия суммируются, но не могут превышать 100% от среднемесячной зарплаты, из которой они исчислялись;
  • минимальный размер также удваивается по сравнению со стандартным и составляет:
    • на первого ребенка — 2718,34 руб. × 2 = 5436,68 руб.;
    • на второго и последующих — 5436,67 × 2 = 10873,34 руб.

Таким образом, пособие не может быть ниже суммы удвоенных минимальных выплат на каждого из детей. Например, если в семье двое детей, минимальное чернобыльское пособие по уходу до 3 лет должно составлять:

(2718,34 руб. на первого + 5436,67 руб. на второго) × 2 = 16 310,02 руб.

Порядок выплаты двойного пособия чернобыльцам

Порядок оформления и получения удвоенной ежемесячной денежной выплаты нормируется Постановлением Правительства РФ № 439 от 16.07.2005 года «О Правилах предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При уходе за ребенком до достижения 1.5 лет

Для оформления пособия в зависимости от места его назначения необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт со штампом о регистрации по месту фактического проживания;
  • детское свидетельство о рождении;
  • справка из соцзащиты о том, что пособие не оформлялось в УСЗН (если оформление происходит на работе или в ФСС);
  • трудовая книжка (если заявление на пособие подано в ФСС);
  • справка о том, что пособие по безработице не выплачивается (при обращении в ФСС);
  • банковские реквизиты или другие данные для перечисления пособия получателю;
  • иногда может понадобиться справка из администрации о том, что зона проживания действительно относится к чернобыльской.
  • работающим лицам — частично за счет средств Фонда социального страхования (ФСС) РФ и частично — за счет федерального бюджета;
  • неработающим — полностью из бюджетных средств при оформлении пособия через УСЗН.

В период осуществления ухода за ребенком в возрасте от 1.5 до 3 лет

Для этого организация-работодатель формирует списки на выплату, которые ежемесячно передаются в отдел (управление) соцзащиты населения (УСЗН) по месту расположения предприятия. В них указывается:

  • ФИО каждого сотрудника, получающего пособие;
  • дата рождения ребенка;
  • размер выплачиваемого пособия;
  • реквизиты организации-работодателя, почтового отделения для перечисления пособия либо открытого в банке счета.

В соответствии с данными списками органами соцзащиты населения производится ежемесячная выплата пособий из бюджетных средств через бухгалтерию предприятия по месту работы.

Ежемесячная компенсация на питание детей до 3 лет

Для детей до 3 лет, родившихся от матери, живущей или работающей на загрязненной радиационной территории, предусмотрены ежемесячные компенсации на питание с молочной кухни.

Эти выплаты распространяются на детей граждан России, которые постоянно живут или работают:

  • в зонах с правом отселения (п. 8 ст. 18 упомянутого закона о мерах соцзащиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС);
  • на территориях с льготным социально-экономическим статусом (п. 6 ст. 19 закона).

Беременным и родившим женщинам, постоянно живущим и работающим в зоне с правом на отселение, предоставляется следующие социальные льготы и пособия:

  1. Удлиненный предродовой отпуск.
  2. Дополнительное пособие при раннем обращении в женскую консультацию.
  3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере, выплачиваемое до 3 лет.
  4. Компенсацию на питание детей до 3 лет с молочной кухни.

Женщины, которые проживают и трудятся на территориях с льготным социально-экономическим статусом, имеют право на пособия и выплаты только под пунктами 3 и 4 из данного списка.

Чернобыльские выплаты по уходу за ребенком до 3-х лет

В 2016 году на российских территориях, пострадавших из-за аварии на Чернобыльской АЭС, изменились условия оформления и размеры ежемесячных выплат на детей до 3-х лет. Вследствие этого оформить «чернобыльское» детское пособие получится далеко не у всех, у кого раньше было на это право.

Выплата состоит из двух частей:

  • первая начисляется по правилам, характерным вообще для всей территории РФ (40% от заработка);
  • вторая представляет собой чернобыльскую надбавку (компенсацию), выплачиваемую в фиксированной сумме: 3000 руб. ежемесячно на ребенка до 1.5 лет и 6000 руб. — на детей от 1.5 до 3 лет.

Как и раньше, чернобыльскую выплату в повышенном размере можно оформить на родных, усыновленных или переданных под опеку детей.

  • Для работающихпособие по уходу за ребенком может быть оформлено при условии выхода мамы (отца или другого лица) в соответствующий отпуск, при этом право на нее сохраняется при условии занятости на неполный день или при выполнении работы на дому.
  • Неработающим выплата предоставляется в минимальном размере через Соцзащиту.
Читайте так же:  Семейное законодательство рф алименты

Изменения в чернобыльский закон 1244-1 в последней редакции

С 01.07.2016 г. вступили в силу изменения к Закону № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Они были приняты Законом № 388-ФЗ от 29.12.2015 г. еще в конце 2015 г.

Основные изменения, внесенные Правительством и депутатами Госдумы в чернобыльский закон:

  • Установлены минимальные сроки проживания на загрязненных территориях для родителей, желающих оформить чернобыльское пособие по уходу за малышами до 1.5 и до 3 лет.
  • Изменены размеры выплат на каждого ребенка в семье, проживающей в чернобыльской зоне. Доплата на детей до 1.5 и до 3-х лет будет начисляться в фиксированном размере.

Сроки проживания на загрязненной территории

Согласно изменениям в законодательстве, с июля 2016 г. оформить пособие с чернобыльской доплатой смогут далеко не все обратившиеся. Выплату в повышенном размере получат те заявители, которые проживают или работают на загрязненных территориях в течение определенного промежутка времени, предшествующего рождению ребенка. При этом в случае проживания они должны иметь постоянную прописку, а не временную регистрацию.

Установлены такие минимумы для живущих и/или работающих — количество лет проживания в «чернобыльской зоне» до момента рождения ребенка:

  • 1 год — для зоны отселения.
  • 3 года — для территорий с правом на отселение.
  • 4 года — для зон с установленным льготным социально-экономическим статусом.

Тем, у кого сроки не соблюдаются, будет начислено только пособие до 1.5 лет в обычном размере (40% от среднего заработка за прошедшие два года) без права получения новой ежемесячной компенсации до 3 лет на ребенка за вред проживания на загрязненной территории.

Объясняется нововведение, прежде всего, желанием побороть мошенничество с детскими выплатами. Например, уменьшить количество ситуаций, когда беременная женщина специально регистрируется перед родами на загрязненной территории, фактически проживая и работая при этом в другом месте.

Чернобыльские выплаты с 1 июля 2016 года

До 1 июля 2016 г. мамы, проживающие на особых территориях, на каждого ребенка до 3-х лет могли получать двойное пособие по уходу за ребенком до 3 лет (80% от среднего заработка за последние два календарных года перед уходом в декрет). Однако с 01.07.2016 г. размеры выплат существенно изменились.

Для родителей, которые подадут документы с 01.07.2016 г., пособие будет рассчитываться по данным, наглядно представленным в таблице. Те, кто успели обратиться к работодателю или в соцзащиту до 30.06.2016 г., продолжат получать деньги по старым правилам.

Средний заработок берется за два предшествующих календарных года, учитывает премии и любой другой официальный доход. Для тех, кто оформит отпуск по уходу за ребенком в 2016 г., расчетными предшествующими годами будут 2014 и 2015 гг.

Определим на конкретных примерах разницу между суммами пособий по старому и новому расчету. Напомним при этом, что с 01.07.2016 г. в РФ изменился минимальный размер оплаты труда (МРОТ), на основании которого рассчитывается минимальное пособие для работающих. Теперь он составляет 7 500 руб. (по Закону № 164-ФЗ от 02.06.2016 г.).

Таблица пособия до 3 лет в чернобыльской зоне

Из представленной таблицы видно, что новый подход к расчету чернобыльского пособия на детей до 3-х лет не выгоден никому даже неработающим мамам, воспитывающим первого ребенка, при расчете пособия по-старому выплачиваемая сумма была бы больше, чем по-новому.

Порядок предоставления чернобыльских выплат в 2017 году

Фактически с 1 июля 2016 года чернобыльские выплаты на детей до 3 лет являются двумя отдельными видами пособия (оформлять которые нужно каждое по отдельности):

  • одно — обычное пособие по уходу за ребенкомдо 1.5 лет;
  • второе — ежемесячноес 0 до 3 лет в фиксированном размере.

Порядок оформления первого вида выплат ничем не отличается от оформления пособия до 1.5 лет для любой другой категории населения. Подробнее читайте в следующей статье.

Вторая выплата предоставляется согласно порядку, установленному новым специальным документом — Постановлением Правительства РФ № 588 от 28.06.2016 г. «Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (…)».

Ежемесячная выплата на каждого ребенка до 3 лет чернобыльцам

В соответствии с законом № 388-ФЗ от 29.12.2015 г. размер новой чернобыльской ежемесячной компенсации на каждого ребенка составляет:

  • в возрасте от 0 до 1.5 лет — 3 000 руб.;
  • на ребенка от 1.5 до 3 лет — 6 000 руб.

Право на выплату прекращается в следующих случаях:

  • при достижении ребенком 3 лет;
  • в случае его смерти в более раннем возрасте;
  • при выезде семьи или ребенка на новое место жительства за пределами чернобыльской зоны или увольнении работающего получателя выплаты из организации, находящейся в соответствующем населенном пункте на территории «чернобыльской зоны»;
  • исключение места проживания или работы заявителя из перечня населенных пунктов, подвергшихся загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС.

Для оформления пособия необходимо обратиться в органы Соцзащиты населения:

  • по месту жительства — для постоянно проживающих (в том числе проживающих и работающих) на территории чернобыльской зоны;
  • по месту работы — для работающих в соответствующем населенном пункте, но не проживающих там на постоянной основе.

В уполномоченный орган Соцзащиты будет необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении выплаты (в нем указываются ФИО заявителя, паспортные данные и желаемый способ перечисления денег — на банковский счет с указанием его реквизитов или по почте с указанием соответствующего почтового адреса);
  • копии и оригиналы документов личного хранения:
    • паспорт заявителя (для проживающих в чернобыльской зоне — со штампом о постоянной регистрации на территории, пострадавшей от аварии на ЧАЭС);
    • копия трудовой книжки (трудового договора) и справка работодателя (с указанием адреса ее местонахождения) — для работающих в населенном пункте на территории чернобыльской зоны, но не проживающих там на постоянной основе;
    • свидетельство о рождении ребенка или нескольких детей, на которых оформляется выплата (или свидетельство об усыновлении, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна);
    • документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с ребенком (выписка из домовой книги, справка из управляющей компании и др.);
    • при необходимости — другие документы, подтверждающие право на получение выплаты.

Полученные документы служба соцзащиты населения проверяет по каналам межведомственного взаимодействия один раз в 6 месяцев (ежегодно не позднее 1 июня и 1 декабря) содержащиеся в них сведения:

  • в территориальном миграционном подразделении МВД — для подтверждения постоянной регистрации заявителя и ребенка (детей) в чернобыльской зоне;
  • у работодателя (организация или ИП) — для подтверждения места нахождения работы в населенном пункте, относящимся к территории чернобыльской зоны.

После проверки документов уполномоченный орган Соцзащиты населения выносит решение о предоставлении выплаты (в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления). Дата и порядок перечисления денег устанавливается нормативными актами соответствующих субъектов РФ, населенные пункты которых относятся к загрязненной территории.

В 2017 году родителям с детьми до 3 лет, живущим или работающим в районах, загрязненных после аварии на ЧАЭС, по-прежнему положены социальные преференции. Но размер выплат и основания для их оформления изменились с 01.07.2016 г. Для подавших документы с этого дня упраздняется возможность получать двойное пособие по уходу до 3 лет.

По мнению законодателей, мамы с детьми, живущие или работающие на загрязненной территории, получают одинаковый вред для здоровья. Поэтому получателей было необходимо уравнять и сделать чернобыльскую надбавку одинаковой для всех, независимо от уровня доходов. Поэтому двойное пособие с 1 июля было упразднено, а вместо него введена ежемесячная компенсация на ребенка от 0 до 3 лет в фиксированном размере.

К сожалению, это уравнение произошло далеко не по самому удачному принципу. В сравнении с выплатами, действовавшими до 01.07.2016 г., большинство родителей существенно проиграли в размерах пособия. В особенно невыгодное положение попали мамы, имевшие официальный высокий заработок.

Для получения «детского» пособия до 3-х лет нужно ли, чтобы ребенок был прописан в Чернобыльской зоне?

Но жить Вы будете в Орле? Тогда Вы обязаны будете встать на учет по месту пребывания. Если да, то пособие будут платить, но только до полутора лет и не в двойном размере.

Согласно положениям Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «Правил выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением РФ от 16.07.2005 г. N 439:

Цитата: Пособие назначается и выплачивается гражданам:

а) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;
б) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
в) постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
4. Пособие выплачивается по день достижения ребенком возраста трех лет.

5. Выплата пособия осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: в организации по месту работы (службы) или по месту жительства — в органе в сфере социальной защиты населения, уполномоченном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее — орган в сфере социальной защиты населения).
7) ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным
законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком»

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 01.12.2008 N 692н:

Но жить Вы будете в Орле? Тогда Вы обязаны будете встать на учет по месту пребывания. Если да, то пособие будут платить, но только до полутора лет и не в двойном размере.

Пособие платится матери. И условие выплаты — проживание.

Читайте так же:  Пояснительная записка концепция развития финансового состояния

Если Вы будете продолжать проживать в Чернобыльской зоне, то пособие останется прежним.

Сотрудница находится в отпуске по уходу за ребёнком.
Правомерно ли назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2005 N 439 сотруднице, прописавшейся на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ребенок которой прописан по другому адресу?

Цитата:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Пособие в двойном размере назначено правомерно.

В соответствии с п. 1 Правил выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в двойном размере до достижения ребёнком возраста трёх лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439 (далее — Правила), ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в двойном размере до достижения ребёнком возраста трёх лет полагается гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При назначении пособия применяются Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее — Порядок и условия), с особенностями, предусмотренными Правилами (п. 2 Правил). Пособие назначается и выплачивается, в том числе, матерям, отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, находящимся в отпуске по уходу за ребенком (абзац второй части первой ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), если они (п. 3 Правил):

— постоянно проживают (работают) на территории проживания с правом на отселение;
— постоянно проживают (работают) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
— постоянно проживают (работают) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

В рассматриваемой ситуации сотрудница — мать ребёнка, подлежащая обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящаяся в отпуске по уходу за ребёнком, постоянно проживает на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

При этом ребенок не зарегистрирован по месту жительства матери. На наш взгляд, подобное обстоятельство не является препятствием для назначения пособия в двойном размере. Ни один нормативный правовой акт не связывает факт ухода за ребенком с совместным проживанием с ним.

Статья 256 ТК РФ не запрещает предоставлять отпуска по уходу за ребенком родителям, дети которых не зарегистрированы по месту жительства этих родителей. Кроме того, пп. «м» п. 54 Порядка и условий обязывает представить для назначения и выплаты пособия документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребёнка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, только лиц, указанных в пп. «д» и пп. «е» п. 39 и, тем самым, не распространяется на Вашу сотрудницу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковалев Максим

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Иван

18 мая 2011 г.
Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н
(ред. от 22.07.2014)
«Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»

Цитата: 54. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:
а) заявление о назначении пособия;

б) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки; свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, — при рождении ребенка на территории иностранного государства и его копия, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства;
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом «апостиль» компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, — при рождении ребенка на территории иностранного государства — участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, — при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной в настоящем подпункте Конвенции;
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью — при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года;
(абзац введен Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 709н)
в) документы, поименованные в подпункте «б» настоящего пункта, о рождении предыдущего ребенка (детей) либо документ об усыновлении предыдущего ребенка (детей) и его копия.
В случае смерти предыдущего ребенка представляется свидетельство о смерти и его копия;
г) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком — для лиц, указанных в подпункте «в» пункта 39 настоящего Порядка, из числа уволенных в период отпуска по уходу за ребенком;
(пп. «г» в ред. Приказа Минтруда России от 21.10.2013 N 547н)
д) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, сведения о среднем заработке, исчисленном в порядке, установленном Положением об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100, — для лиц, указанных в подпункте «в» пункта 39 настоящего Порядка, из числа уволенных в период отпуска по беременности и родам;
(пп. «д» введен Приказом Минтруда России от 21.10.2013 N 547н)
е) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, — для лиц, указанных в подпункте «г» пункта 39 настоящего Порядка;
(пп. «е» введен Приказом Минтруда России от 21.10.2013 N 547н)
ж) справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, — справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка;
(в ред. Приказа Минтруда России от 22.07.2014 N 478н)
з) копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство — для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, копия удостоверения беженца — для беженцев, которым назначение и выплата пособия осуществляются органами социальной защиты населения;
и) копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 года — для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию;
к) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, — для лиц, указанных в подпункте «д» пункта 39 настоящего Порядка (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях), а также для лиц, указанных в подпункте «ж» пункта 39 настоящего Порядка;
(в ред. Приказа Минтруда России от 22.07.2014 N 478н)
л) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, копии документов, указанных в пункте 35 настоящего Порядка, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, — для лиц, указанных в подпункте «е» пункта 39 настоящего Порядка;
В случае отсутствия у лица, имеющего право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, трудовой книжки в заявлении о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком получатель указывает сведения о том, что он нигде не работал и не работает по трудовому договору, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
(абзац введен Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 709н)
м) копии документов, подтверждающих статус, а также справка из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об отсутствии регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя и о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств обязательного социального страхования — для физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, — в случае, если назначение и выплата им ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются органами социальной защиты населения;
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 709н)
н) справка из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице — для лиц, указанных в подпунктах «в» — «е» пункта 39 настоящего Порядка, за исключением лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях;
(в ред. Приказа Минтруда России от 22.07.2014 N 478н)
о) документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, — для лиц, указанных в подпунктах «д» и «е» пункта 39 настоящего Порядка;
п) справка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения, справка с места учебы о ранее выплаченном матери ребенка пособии по беременности и родам — для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, указанных в подпункте «д» пункта 39 настоящего Порядка.

Читайте так же:  Льгота транспортный налог в 2018 году для многодетных

39. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

Цитата: д) матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях);

е) другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

Хочу добавить, что даже факт Вашей регистрации по месту пребывания в Орле, не должен быть препятствием для начисления Вам пособия до 3-хлетнего возраста. Это подтверждается судебной практикой. Но я не советую Вам рисковать, чтобы потом не трепать нервы по судам

Работница написала заявление о назначении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в двойном размере, так как она «проживает» в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Дата рождения ребенка — 15.06.2013. В паспорте работницы имеется отметка о регистрации по месту жительства (с 23.07.2013 — на жилплощади родственников) в населенном пункте, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом (входящем в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582).
Можно ли считать проживание по данному адресу постоянным?
Правомерно ли назначение пособия в данном случае в двойном размере?

Цитата: Прежде всего отметим, что льготы и компенсации гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, установлены Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон N 1244-1).

Статья 13 Закона N 1244-1 содержит указание на перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона. В соответствии с п. 8 указанной статьи к таковым, в частности, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Меры социальной поддержки, предоставляемой таким гражданам, перечислены в ст. 19 Закона N 1244-1. Так, женщина имеет право на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100% заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком (п. 7 части первой ст. 18, часть первая ст. 19 Закона N 1244-1). Назначение указанного пособия осуществляется в общем порядке (п. 2 и п. 5 Правил выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439).

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.12.2008 N 692н утверждено разъяснение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (далее — Разъяснение). Согласно п. 5 Разъяснения пособие назначается и выплачивается гражданам, подвергшимся радиационному воздействию:

— постоянно проживающим и работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень *(1);
— постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в Перечень, но работающим (проходящим службу, обучающимся) за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень;
— постоянно работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень, но проживающим за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень.
Таким образом, пособие в двойном размере выплачивается не только гражданам, которые проживают и работают в соответствующей зоне, но также и тем, кто постоянно проживает или работает в ней. Однако ни Закон N 1244-1, ни Разъяснения не уточняют, что подразумевается под понятием «постоянно проживающий».

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации») граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом местом жительства считается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации*(2).

Регистрационный учет по месту жительства осуществляется территориальными органами ФМС России и включает в себя, помимо прочего, проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы (п. 18 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционный службы от 11.09.2012 N 288). Таким образом, факт проживания гражданина в населенном пункте, входящем в Перечень, подтверждается отметкой в паспорте гражданина России о регистрации по месту жительства.

При этом следует также отметить, что Конституционный суд РФ неоднократно указывал на то, что «. регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами. » (смотрите, например, постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 N 11-П, определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 N 1597-О-О и другое).

Однако анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении споров, возникающих по вопросу правомерности начисления и выплаты пособия по уходу за ребенком в двойном размере, суды, как правило, рассматривают отметку в паспорте гражданина о регистрации по месту жительства в населенном пункте, входящем в Перечень, как достаточное доказательство факта постоянного проживания.

Так, рассматривая требования истицы, зарегистрированной по месту жительства в населенном пункте, входящем в Перечень, Промышленный районный суд г. Смоленска не признал за ней право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, поскольку им было установлено, что фактически истица проживала в населенном пункте, не входящем в Перечень, что подтверждалось договором временного найма и свидетельством о временном пребывании истицы.

Суд также указал на то, что сам по себе факт постоянной регистрации истицы и её дочери в Орловской области не порождает прав на льготы и гарантии, поскольку является административным актом (решение от 30.05.2011 по делу N 2-930/2011).
Однако это решение было обжаловано истицей. В кассационном определении СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 19.07.2011 по делу N 33-2337 суд указал на то, что факт временной регистрации истицы по месту пребывания в населенном пункте, не входящем в Перечень, правового значения не имеет и наряду с другими обстоятельствами, установленными судом, не может служить условием ограничения ее права на получение пособия по уходу за ребенком в двойном размере. Суд вынес по делу новое решение, которым обязал работодателя назначить и выплатить работнице пособие по уходу за ребенком в двойном размере
(смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Рязанского областного суда от 04.07.2012 по делу N 33-1067, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 07.02.2013 по делу N 33-189/13).

Законом N 1244-1 не предусмотрена выдача каких-либо специальных документов, подтверждающих право граждан, постоянно проживающих на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, на получение мер социальной поддержки. Основанием для предоставления указанной категории граждан мер социальной поддержки являются документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории этой зоны, например паспорт гражданина России с записью о регистрации по месту жительства.

Для назначения пособия по уходу за ребенком представляются документы, перечисленные в ч. 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ и п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.

Таким образом, если факт проживания сотрудницы в населенном пункте, входящем в Перечень, подтвержден отметкой в паспорте о регистрации по месту жительства, она имеет право на выплату пособия по уходу за ребенком в двойном размере. При этом факт ее регистрации по месту жительства в таком населенном пункте непосредственно перед назначением пособия, на наш взгляд, не имеет значения, поскольку нормативными актами не установлен определенный срок проживания в указанной зоне для возникновения права на пособие в двойном размере. Также не имеет значения для выплаты указанного пособия в двойном размере и тот факт, что жилое помещение не является собственностью указанного гражданина.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория