Кто может проводить СОУТ

Требования к организации, проводящей СОУТ
(Федеральный закон N 426-ФЗ «, ст. 19)

  1. Указание в уставных документах организации в качестве одного из видов деятельности проведение специальной оценки условий труда.
  2. Наличие не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнение работ по СОУТ, в том числе не менее 1 эксперта имеющего высшее образование по одной из специальностей- врач по общей гигиене, врач по гигиене труда. Врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  3. Наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ и областью аккредитации которой является проведение исследований(испытаний) и измерений вредных факторов производственной среды(аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, шума, инфразвука, ультразвука, вибрации, электростатического поля, постоянного магнитного поля, гипогеомагнитного поля, электромагнитных полей 50Гц, переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона, ультрафиолетового излучения, инфракрасного, лазерного, ионизирующего излучения, температуры воздуха, относительной влажности, скорости движения воздуха, освещенности рабочей поверхности, концентрации вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы(антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов), биологических факторов, а также тяжести и напряженности трудового процесса.
  4. Регистрация в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Требования к экспертам организаций, проводящих СОУТ
(Федеральный закон N 426-ФЗ «, ст. 20)

1. Лица, претендующие на получение сертификата эксперта по проведению СОУТ должны соответствовать следующим требованиям:
— наличие высшего образования;
— наличие дополнительного профессионального образования по изучению вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов;
— наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3-х лет.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (далее –Центр) полностью соответствует требованиям ст.19 Федерального закона № 426-ФЗ, предъявляемым к организациям, проводящим специальную оценку условий труда и их экспертам.

Кто может проводить специальную оценку условий труда

Законодательство по специальной оценке условий труда (СОУТ) предполагает, что она проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми на основании гражданско-правового договора. Такие организации должны соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение СОУТ;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории, которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Однако на сегодняшний день в полной мере перечисленные требования не могут быть применены к организациям, проводящим СОУТ, поскольку действуют переходные положения. В соответствии с ними организации, аккредитованные на оказание услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу законодательства по СОУТ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий этих организаций, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно. Обязанности экспертов таких организаций, вправе выполнять лица, работающие в них по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях.

Порядок допуска организаций к деятельности по СОУТ, их регистрации в реестре организаций, проводящих СОУТ, приостановления и прекращения их деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

Формирование и ведение реестра организаций, проводящих СОУТ, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. С учетом переходных положений на сегодняшний день существует два реестра. Это реестр организаций, проводящих СОУТ: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations (на 09.04.2015г. в нем зарегистрированы 24 организации) и реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда: http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations?Filter.PageNo=1&Filter.OrganizationStatusId=2&Filter.OrganizationServiceId=2 (на 09.04.2015г. в нем значится 805 организаций).

Процесс перехода из одного реестра в другой будет идти постепенно по мере того, как испытательные лаборатории организаций будут проходить аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации, а специалисты, выполняющие обязанности экспертов, получать сертификат эксперта на право выполнения СОУТ.

В настоящее время к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей СОУТ, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по СОУТ и имеющие соответствующий сертификат эксперта.

Порядок проведения аттестации определен постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования».

Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
1) наличие высшего образования;
2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 ч.;
3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Аттестация лица, претендующего на получение сертификата эксперта, предусматривает рассмотрение представленных заявителем заявления и документов, подтверждающих его соответствие требованиям, указанным выше, и проверку знаний заявителя по проведению СОУТ (аттестационное испытание).

Аттестационное испытание проводится в форме дистанционного тестирования по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Минтруда России: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/19/ .

При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут. При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Минтруд России принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания и оформляет сертификат эксперта.

Ведение реестра экспертов организаций, проводящих СОУТ, также осуществляет Минтруд России: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts (на 09.04.2015г. в нем зарегистрированы 1217 экспертов).

Проведение аттестационного испытания для экспертов, безусловно, является положительным нововведением, поскольку довольно широко распространено мнение о том, что охраной труда может заниматься кто угодно и без соответствующего образования. Это позволит фактически отстранить от участия в проведении СОУТ случайных людей. Однако, присутствие эксперта в реестре еще не означает, что результат работы будет качественным и профессиональным. Эксперт должен обладать глубокими знаниями в области охраны труда, безопасности жизнедеятельности, иметь опыт именно практической, а не «оформительской» работы по оценке условий труда.

Титаренко И.Ж.,
эксперт по специальной оценке условий труда, канд.техн.наук,
доцент кафедры БЖД ФГБОУ ВПО «КГТУ»

Специальная оценка условий труда 2018

Специальная оценка условий труда проводится для идентификации опасных и вредных факторов на рабочих местах. О порядке проведения и всех особенностях расскажем в статье. Скачайте образец Положения о СОУТ.

Читайте в нашей статье:

СОУТ – что это такое

Специальная оценка условий труда – это комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов (ВОПФ) производственной среды и определения степени их воздействия на работника с учетом отклонения от установленных нормативов и использования средств коллективной/индивидуальной защиты. Такое понятие устанавливает Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Скачайте документы из статьи:

На основании итогов специальной оценки работникам назначаются компенсации в случае, если на их рабочих местах (РМ) установлено наличие вредных или опасных факторов и присвоен класс, при котором эти компенсации положены по закону. Все организации обязаны проводить специальную оценку условий труда с 1 января 2014 года . В отношении некоторых РМ её можно проводить поэтапно. Завершить все мероприятия нужно до 31 декабря 2018 года.

Результаты аттестации РМ, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее окончания. Исключение – случаи, когда необходимо провести внеплановую СОУТ.

Специальная оценка условий труда в 2018 году – последние изменения

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ внесены изменения в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в Федеральный закон № 426-ФЗ. Внесенные изменения позволили установить возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям ОТ на рабочих местах, условия на которых признаны оптимальными или допустимыми. Ранее декларацию можно было оформить, только если идентификация ВОПФ не проводилась.

В отношении рабочих мест, условия на которых на день вступления в силу Федерального закона № 136 признаны оптимальными или допустимыми (за исключением РМ, где идентификация вредных или опасных производственных факторов не осуществляется), работодателем подается в территориальную ГИТ уточненная декларация соответствия условий труда. Кроме того, установлена обязанность работодателя уведомлять организацию, проводившую СОУТ, об утверждении отчета.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Уточнены сроки проведения внеплановой СОУТ:

  • не более 12 месяцев – при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса и замене производственного оборудования;
  • не более 6 месяцев – для остальных случаев, предусмотренных ст. 17 № 426-ФЗ.

Также расширены основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Установлен переходный период до 31 декабря 2020 г., в течение которого методики (методы) исследований и измерений, утвержденные федеральными органами исполнительной власти и не аттестованные в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений, должны быть надлежащим образом аттестованы и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Внесенные изменения вступили в силу 1 мая 2016 года.

Читайте так же:  Договор на специальное природопользование

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 136-ФЗ, в феврале 2017 года Приказом Минтруда от 14.11.2016 № 642н были внесены соответствующие поправки в методику проведения спецоценки, утвержденную Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

Спецоценка условий труда должна быть проведена на всех рабочих местах до 31 декабря 2018 года. Организациям, не успевшим выполнить это требование, придется платить миллионные штрафы.

Чтобы избежать этого и успеть уложиться в срок, возьмите демо-доступ к справочной Системе «Охрана труда» и возпользуйтесь эксклюзивным пошаговым алгоритмом СОУТ от ведущего эксперта Минтруда Валерия Коржа.

Проведение специальной оценки условий труда

Спецоценку на рабочем месте проводят не реже, чем один раз в пять лет. Этот срок исчисляется со дня утверждения отчета о предыдущей.

  • организации, которые ранее не проводили аттестацию рабочих мест, либо проводили, но срок действия результатов уже закончился;
  • организации, в которых созданы новые рабочие места (не считая РМ дистанционных работников) или изменился технологический процесс.

Для проведения спецоценки работодатель заключает договор с аккредитованной экспертной организацией. По результатам проведенной процедуры устанавливают классы и подклассы условий на РМ сотрудников.

Специальной оценке подлежат все рабочие места, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 426-ФЗ).

Положение о о специальной оценке условий труда

Положение о проведении специальной оценки в организации относится к внутренним инструкциям, разрабатывается работодателем самостоятельно и утверждается локальным нормативным актом. Этот документ не является обязательным, но позволит существенно упорядочить процесс и за счет этого сэкономить время.

Как провести спецоценку

Оценка условий труда на рабочем месте представляет собой комплекс последовательно осуществляемых мероприятий, к которым относятся:

  • идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов;
  • исследования и измерения ВОПФ;
  • отнесение условий труда по результатам проведения исследований к классам (подклассам);
  • оформление итогов проведения СОУТ.

Классы УТ определены в статье 14 Закона № 426-ФЗ. Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Всего установлено четыре класса, а третий – поделен на четыре подкласса.

От установленного класса зависит назначение сотрудникам льгот и компенсаций за работу во вредных условиях. Эксперт организации, с которой заключен договор, может снизить по итогам класс или подкласс условий труда. Методика снижения класса при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н.

Алгоритм действий при проведении СОУТ следующий:

  • утвердите состав комиссии и график проведения;
  • составьте список рабочих мест, которые надо оценить;
  • выберите аккредитованную экспертную организацию и заключите с ней договор на проведение;
  • подпишите отчет по результатам;
  • разместите результаты на своем сайте (при его наличии);
  • сообщите в ФСС сведения об итогах;
  • ознакомьте с ними работников;
  • если на рабочих местах не выявлено вредных или опасных производственных факторов, подайте декларацию в трудовую инспекцию.

В ее состав должны входить:

  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

Комиссию возглавляет непосредственно сам работодатель или его представитель, наделенный правом подписи, так как подписать заключительный акт может только уполномоченный представитель организации по доверенности. Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых надо провести данную процедуру. Этот документ составляется в свободной форме.

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Отдельно указываются аналогичные места, которые должны отвечать следующим требованиям (п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ):

  • располагаться в одном или нескольких однотипных производственных помещениях;
  • оборудоваться однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на них должны работать люди одинаковой профессии, должности, специальности;
  • на них должны вестись однотипные технологические процессы и выполняться одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме работы;
  • работники должны пользоваться одинаковыми инструментами, приспособлениями, оборудованием, материалами, сырьем и СИЗ.

Если выявлены аналогичные рабочие места, СОУТ достаточно провести в отношении 20 процентов от их общего числа (минимум двух). Результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места, на них заполняют одну карту специальной оценки и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки УТ выявят хотя бы одно аналогичное рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, то специальную оценку проводят на всех РМ, признанных ранее аналогичными. Об этом говорится в статье 16 Закона № 426-ФЗ.

В соответствии с чем проводится специальная оценка условий труда

По статье 212 ТК РФ спецоценка условий труда входит в обязанности работодателя.

Правовыми основаниями для проведения СОУТ являются:

  • Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ;
  • Методика проведения, утвержденная приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • Методика снижения класса (подкласса) условий на РМ при применении эффективных средств индивидуальной защиты, утвержденная приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н;
  • Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Для отдельных видов деятельности, указанных в Постановлении Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290, установлены особенности проведения спецоценки (ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Перечень видов деятельности

Основание (приказ Минтруда)

от 9 декабря 2014 г. № 996н

Работники, непосредственно осуществляющие кессонные работы

от 18 февраля 2015 г. № 96н

Работники, работающие в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды

от 19 февраля 2015 г. № 102н

от 1 июня 2015 г. № 335н

Члены экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов

от 18 мая 2015 г. № 301н

Медицинские работники, непосредственно осуществляющие диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования)

от 24 апреля 2015 г. № 250н

Работники радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятые на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений

от 27 января 2015 г. № 46н

Работники творческих профессий и должностей средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений

приказ Минтруда России от 14 ноября 2014 г. № 882н

С какой целью проводится специальная оценка условий труда

  • выявить ВОПФ;
  • оценить их воздействие на работника;
  • определить степень отклонения полученных значений от установленных нормативов;
  • оценить эффективность применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Читайте по теме в электронном журнале «Справочник специалиста по охране труда»:

Что включает в себя понятие «специальная оценка условий труда»

На рабочих местах эксперт организации, проводящей СОУТ, определяет подлежащие исследованиям или измерениям вредные и (или) опасные производственные факторы. Рассмотрим, каковы методы изучения условий труда.

Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов

Выявление вредных или опасных факторов производственной среды осуществляется путем изучения представляемых работодателем:

  • технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты, приспособления);
  • технологической документации, характеристик технологического процесса;
  • должностной инструкции, иных документов, регламентирующих обязанности работника;
  • проектов строительства или реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  • характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в т. ч. установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  • деклараций о соответствии, сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  • результатов ранее проводившихся исследований или измерений вредных и опасных факторов.

Эксперт обследует рабочее место, изучает работы, фактически выполняемые сотрудником в штатном режиме, опрашивает его самого и непосредственных руководителей.

Перечень вредных и опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, формируется комиссией, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса, производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований, измерений вредных/опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников.

Далее проводится сравнение наименований факторов, имеющихся на рабочем месте, с факторами, предусмотренными классификатором. При полном их несовпадении экспертом фиксируется в заключении отсутствие вредных и опасных факторов, а УТ признаются допустимыми.

Все вредные или опасные факторы, которые идентифицированы на РМ, подлежат исследованиям и измерениям.

Результаты идентификации заносятся в отчет о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии с частью 6 статьи 27 Закона № 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест:

  • работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными/опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенной АРМ или СОУТ было установлено наличие вредных факторов.

Классификатор содержит нормативные требования, которыми обязан руководствоваться эксперт при проведении процедуры идентификации потенциально вредных/опасных производственных факторов. Отступление от содержания классификатора является нарушением Методики и грозит эксперту административной ответственностью, предусмотренной ст. 14.54 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа и (или) дисквалификации.

Идентификация отдельных факторов

1. Микроклимат подлежит измерению только на рабочих местах в закрытых производственных помещениях, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла или холода. Кондиционеры, прочее оборудование, предназначенное не для обеспечения технологического процесса, а для создания комфортных условий труда, – не в счет. Кроме того, не требуется проводить измерения параметров микроклимата в два периода года (холодный и теплый). Это позволяет существенно сократить сроки процедуры СОУТ.

2. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД) подлежат анализу только на рабочих местах, на которых осуществляется добыча, обогащение, производство, использование в технологическом процессе пылящих веществ, относящихся к АПФД, а также эксплуатируется оборудование, работа на котором сопровождается выделением АПФД (пыли, содержащие природные и искусственные минеральные волокна, угольной пыли).

Читайте так же:  Возврат почтовой посылки

3. Виброакустические факторы оцениваются, если имеется технологическое оборудование, являющееся их источником.

4. Освещенность рабочей поверхности, прямая и отраженная блесткость оценивается только при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, или при осуществлении подземных работ, в том числе работ по эксплуатации метрополитена.

5. Неионизирующее излучение не подлежит исследованию, когда работники заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) или эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

6. Ионизирующее излучение подлежит измерению только на рабочих местах, на которых осуществляется добыча, обогащение, производство, использование в технологическом процессе радиоактивных веществ, изотопов, а также эксплуатация оборудования, создающего ионизирующее излучение.

7. Химический фактор подлежит измерениям и оценке только при добыче, обогащении, химическом синтезе, использовании в технологическом процессе или химическом анализе химических веществ, смесей, выделении химических веществ в ходе технологического процесса, на производстве веществ биологической природы.

8. Патогенные микроорганизмы оцениваются для:

  • организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III, IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности;
  • организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности;
  • медицинских или иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность;
  • работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор, проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу.

9. Тяжесть трудового процесса измеряется, когда работниками осуществляется выполнение обусловленных технологическим процессом работ по поднятию, переноске грузов вручную, работ в вынужденном положении или положении стоя, при перемещении в пространстве.

10. Отдельные факторы при оценке напряженности трудового процесса оцениваются только при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, в том числе конвейерного типа, на РМ операторов технологического (производственного) оборудования, при управлении транспортными средствами.

Определенные физические факторы могут измерять только лаборатории, входящие в структуру организации, проводящей СОУТ. К таким факторам относятся (ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ):

  • температура воздуха;
  • относительная влажность воздуха;
  • скорость движения воздуха;
  • интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения;
  • напряженность переменного электрического поля промышленной частоты (50 Герц);
  • напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц);
  • напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
  • напряженность переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
  • напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля;
  • интенсивность источников ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 200–400 нанометров;
  • энергетическая освещенность;
  • уровень звука;
  • общий уровень звукового давления инфразвука;
  • ультразвук воздушный;
  • вибрация общая или локальная;
  • освещенность рабочей поверхности;
  • концентрация вредных химических веществ;
  • массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны;
  • тяжесть трудового процесса;
  • напряженность трудового процесса работников.

Сторонние аккредитованные испытательные лаборатории могут измерить следующие факторы:

  • энергетическая экспозиция лазерного излучения, мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений;
  • радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников, а также биологические факторы.

Сроки действия измерений Законом № 426-ФЗ не ограничены. Можно использовать результаты исследований и измерений вредных факторов, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией во время производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда (п. 13 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

Законом № 426-ФЗ определено, что работы по СОУТ проводят по утвержденному графику. При составлении данного графика следует учитывать сроки проведения измерений, а также сдачи отчета. Нельзя допускать существенного временного разрыва между проведением инструментальных измерений и использованием полученных результатов для составления карт СОУТ.

Чем завершается проведение СОУТ

После окончания процедуры экспертная организация составляет отчет. Его форма и инструкция по заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет утверждает председатель, подписывают все члены комиссии. Если они не согласны с итогами, то всё равно обязаны подписать отчет, но при этом в письменной форме изложить свое аргументированное мнение и приложить его к отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки используются для:

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников о состоянии условий на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, о полагающихся гарантиях и компенсациях;
  • организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу при наличии ВОПФ и т. д.

Об этом говорится в статье 7 Закона № 426-ФЗ.

Декларация составляется на РМ, на которых:

  • вредные или опасные производственные факторы не выявлены;
  • условия производственной деятельности по результатам исследований (испытаний), измерений вредных и опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми.

Ее форма, порядок подачи утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н. Работодатель должен подать декларацию не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.

Отмена компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда

Гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными УТ могут быть отменены в случае изменения состояния производственной среды.

Если на рабочем месте, где ранее были установлены вредные условия труда, установлены оптимальные или допустимые, но значение вредного фактора не приведено к норме, то работодатель не имеет права не предоставлять ранее назначенные компенсации. В этом случае для того, чтобы отменить ранее предоставляемые компенсации, необходимо снизить значение вредного фактора до нормы и зафиксировать это документально.

Отмена работодателем ранее предоставлявшихся гарантий и компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом РФ является существенным изменением трудового договора.

В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ в случае, если определенные сторонами параметры трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Ознакомление работников с итогами специальной оценки условий труда

Ознакомить сотрудников с результатами СОУТ нужно в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. В этот срок не входят периоды болезни, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Сделать это можно, например, с помощью листа ознакомления, составленного в произвольной форме. Работник должен поставить дату, подпись напротив своей фамилии.

Ознакомление необходимо произвести также с условиями труда на рабочих местах, где нет карт СОУТ, а оформлена декларация. В этом случае работодатель должен ознакомить работников с декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, заключением эксперта об отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 212 ТК РФ).

По результатам проведенной СОУТ необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор (оформить дополнительное соглашение).

Специальная оценка условий труда – КОСГУ 2018

Согласно статье 212 ТК РФ, на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий труда, в рамках которых он должен организовать проведение СОУТ на предприятии. Также обязанность работодателя по проведению спецоценки установлена Федеральным законом №426-ФЗ. Заключая договор на ее проведение, работодатель берет на себя расходы по его оплате. При этом нередко возникает вопрос: по какой статье КОСГУ нужно оплачивать услуги по проведению специальной оценки условий труда?

Разъяснение дано в Письме Минфина России от 6 декабря 2016 г. № 02-05-10/72599. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, эти расходы в бухгалтерском учете следует отразить по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Если не проведена специальная оценка условий труда

Роструд штрафы за непроведение СОУТ исчисляет, исходя из количества РМ, поэтому для крупного предприятия сумма штрафов может достигнуть нескольких миллионов рублей.

Согласно части 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
  • штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
  • штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.
Читайте так же:  292 приказ фсин

Кроме того, за нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 14.54 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет;
  • штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Эксперт, совершивший при проведении СОУТ административное указанное правонарушение, несет административную ответственность как должностное лицо.

Проведение специальной оценки условий труда лицензия

Статья 27. Переходные положения

« 1. Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. »

Проведение специальной оценки условий труда лицензия

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТЕХЗАДАНИЕ

Технические требования к поставщику услуг устанавливает заказчик услуг.

Для этого составляют техническое задание на проведение СОУТ.

Техническое задание – документ, который:

– содержит требования заказчика непосредственно к объекту закупки услуг;
– определяет условия закупки услуг;
– устанавливает порядок проведения закупки услуг.

Иными словами, техническое задание – первоочередной документ, который содержит описание того, что нужно заказчику, и процесс достижения необходимого результата.

От того, насколько грамотно составлено техническое задание, зависит не только правильный выбор поставщика услуг, но и качественное проведение СОУТ.

При разработке техзадания нужно учесть требования, установленные:

– ст. 212 ТК РФ;
– Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
– Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»;
– Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ не регламентирует содержание техзадания. Его составляют в произвольной форме. При этом важно максимально подробно и детально раскрыть потребности заказчика.

ЧТО ВКЛЮЧИТЬ В ТЕХЗАДАНИЕ

В техзадание на проведение СОУТ обязательно включите следующие положения:

1. Основания для проведения СОУТ.

2. Цели и задачи проведения СОУТ.

Помните, что СОУТ проводят в целях:

– осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
– установления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;
– информирования работников об условиях труда на их рабочих местах;
– разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.

3. Сроки проведения СОУТ (дата начала и окончания всех мероприятий).
4. Точное описание содержания работ по проведению СОУТ, в том числе:

– формирование комиссии по проведению СОУТ;
– анализ рабочих мест (первичное обследование);
– идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах;
– исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
– оценка обеспеченности средствами индивидуальной защиты (при необходимости — оценка эффективности СИЗ);
– подготовка отчета о проведении СОУТ;
– разработка перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

5. Вопросы, которые заказчик ставит перед исполнителем.

6. Указание на рабочие места, где нужно провести СОУТ.

7. Указания по составлению и оформлению отчетов и результатов проведенной СОУТ (протоколы, карты, сводные ведомости, перечни мероприятий, заключения экспертов и т.д.).

8. Список документов, которые заказчик представит исполнителю для работы.

9. Требования к гарантийному сроку оказанных услуг, объему предоставления гарантий качества оказанных услуг.

Примерный образец технического задания приведем ниже.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАВЩИКАМ УСЛУГ

Насколько качественно будет проведена СОУТ, в первую очередь зависит от ее исполнителей.

Выбирая поставщика услуг, учтите обязательные требования к организациям, проводящим СОУТ:

– проведение СОУТ должно быть основным видом / одним из основных видов деятельности такой организации. Это отражено в ее уставных документах;
– штат организации должен включать не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ (среди них должен быть хотя бы один эксперт, имеющий высшее образование по одной из специальностей – общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования);
– в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), имеющая аккредитацию на проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ст. 19 Закона № 426-ФЗ);
– организация должна быть включена в реестр организаций, проводящих СОУТ (реестр размещен на сайте Минтруда России http://akot.rosmi№trud.ru/sout/organizations).

Обеспечить преимущество исполнителя услуг перед конкурентами могут наличие сертификата соответствия ГОСТ ISO 9001-2011, аккредитация в системе добровольной сертификации в области охраны труда, а также опыт работы по СОУТ на других предприятиях.

1. Требования к качеству предоставляемых услуг.

1.1. Качество мероприятий по проведению СОУТ на рабочих местах _________ должно соответствовать требованиям Законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ, Приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», а также иных действующих нормативно-правовых актов по СОУТ.

2. Требования к результатам предоставляемых услуг.

Работа по проведению СОУТ заканчивается подготовкой исполнителем отчета, который включает следующие данные:

– сведения об исполнителе с приложением копий документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным ст. 19 Закона от № 426-ФЗ;
– перечень рабочих мест, на которых проведена СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, идентифицированных на данных рабочих местах;
– карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом исполнителя классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
– протоколы исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
– протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
– протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в ч. 9 ст. 12 Закона № 426-ФЗ (при наличии такого решения);
– сводная ведомость СОУТ;
– перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проведена СОУТ;
– заключения эксперта-исполнителя услуг.

3. Требования к объему предоставляемых услуг.

Проведение СОУТ на _____ рабочих местах в соответствии с приложением к техническому заданию.

4. Требования к форме, срокам и порядку оплаты предоставленных услуг.

Цена услуг устанавливается в рублях и включает в себя все расходы исполнителя. Цена услуг на протяжении действия договора является фиксированной и не может быть изменена в течение действия договора.

Оплата производится по безналичному расчету: авансирование – в размере 50%, остальные 50% – по факту выполненных работ после выполнения услуг на основании счета и акта оказанных услуг, представляемых исполнителем, в течение _____ дней.

5. Требования к оформлению результатов предоставленных услуг.

Результатом предоставляемых услуг является отчет исполнителя. Отчет оформляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и п. 2 технического задания. Материалы по СОУТ передаются заказчику на бумажных носителях и подписанному акту сдачи-приемки работ.

6. Требования к передаче результатов предоставленных услуг.

Материалы по СОУТ передаются представителю заказчика представителем исполнителя за счет средств исполнителя.

7. Требования к исполнителю услуг.

7.1. Указание в уставных документах исполнителя услуг в качестве основного или одного из основных видов деятельности проведения СОУТ.

7.2. Наличие в штате исполнителя услуг не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.

7.3. Наличие у исполнителя услуг испытательной лаборатории (центра), аккредитованного на проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии со ст. 19 Закона № 426-ФЗ.

7.4. Организация — исполнитель услуг должна быть включена в реестр организаций, проводящих СОУТ.

7.5. Система менеджмента качества исполнителя услуг должна быть сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011.

7.6. Исполнитель должен иметь аккредитацию в системе добровольной сертификации в области охраны труда.

7.7. Наличие у исполнителя опыта работы по проведению СОУТ на других предприятиях не менее ______ лет.

7.8. Исполнитель не может привлекать третьих лиц для проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных конкурсной документацией.

8. Требования к сроку оказания услуг.

Исполнитель обязуется приступить к выполнению работ, предусмотренных п. 3 технического задания, не позднее ______ рабочих дней с момента перечисления авансового платежа.

9. Требования к гарантийному сроку оказанных услуг, объему предоставления гарантий качества оказанных услуг.

В случае обнаружения контролирующими органами ошибок в оформленных материалах по СОУТ (в период всего срока их действия) исполнитель услуг исправляет эти ошибки в месячный срок после информирования об их обнаружении.

Данный материал включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс .