Договор поставки (по условиям CIP)

Договор поставки предусматривает условия поставки CIP, однако в Договоре имеется пункт о проведении приемо-сдаточных испытаний. Оплата по договору производится только при наличии подписанных Заказчиком актов испытаний (при их положительных результатах. Когда товар считается принятым: когда он передан первому перевозчику или когда подписаны акты приемо-сдаточных испытаний?

Ерунда какая-то. Насколько я понимаю это договор ВЭД. Что касается условий поставки CIP, покупатель ( в договоре поставки нет Заказчиков и исполнителей, есть поставщик и покупатель, м.б. упомянут перевозчик) оплачивает перевозку/фрахт и страховку товара. Это первая часть платежа, вторая это уже — стоимость товара. Первый платеж д.б. осуществлен до начала поставки(перевозки) товара. Очень странно выглядит понятие приемо-сдаточные испытытания, это что испытываем то? Кто этот договор составлял? Если иностранный партнер, то еще как то понять можно, но если иницциатор договор российская сторона, откуда взялись такие определения. По классическом договору поставки, который, кстати является основой для любого договора ВЭД, по которому одна сторона продает другой товар, Покупатель принимая товар осматривает его и если есть несоответствие документов фактической поставке немедленно извещает об это поставщика и уже по условиям договора они разгуливают проблему, это м.б. и возврат товара и штрафные санкции и т.п. В договоре CIP товар сопров. документами принимает перевозчик и у поставщика пока нет возможности проверить соответствие товара его сопроводительной документации. Потом, Вы не указали чей товар везет перевозчик, я подозреваю что покупателя, т.е. право собственности переходит от поставщика к покупателю в момент передачи товара и документов перевозчику. А значит проверять товар и его соответствен документов покупатель будет у себя на складе, но как я уже написал покупатель до этого д.б. оплатить перевозку и страховку, остается оплата за товар, Вы не указали, что об этом говорит договор, Вывод читайте внимательно договор, убирайте оттуда нелепые определения про испытания и вносите четко в какое время покупатель вносит оплату за товар.

в любом случае есть приемка товара при доставке его перевозчиком, есть приемка более глубокая, и при ее проведении и возникновении претензий покупатель должен незамедлительно сообщить поставщику о недостаче или несоответствии документов поставленному товара по качеству и/или количеству. У Вас в д.б. в сопр. документах и УПД, и таможенная декларация

Условия CIP по Инкотермс 2010: перевозка и минимальное страхование в зоне ответственности продавца

Содержание статьи:

Перейти на список всех условий Инкотермс

При осуществлении внешнеторговой деятельности продавцы и покупатели ориентируются на Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс в редакции 2010 года. Ранее действовала редакция 2000 года. Поэтому тем, кто намерен экспортировать или импортировать товары, и в 2017 году нужно брать во внимание актуальные правила 2010 года. Одним из условий поставки является CIP из категории С, когда основная перевозка оплачивается продавцом.

Этот термин Инкотермс расшифровывается как Carriage and Insurance Paid Тo (… named place of destination), или «фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения)». В документах это обозначается, к примеру, следующим образом: CIP Владивосток, Россия (Incoterms 2010).

Что означает CIP: расшифровка

Если объяснить простыми словами, то термин CIP означает, что в зоне ответственности продавца – не только перевозка до обозначенного места, но и страховка груза. Именно так переводится с английского словосочетание «carriage and insurance paid to», как мы убедились выше. От нее образована аббревиатура CIP.

Базис и условия поставки CIP

Базисные условия термина «фрахт/перевозка и страхование оплачены до» подразумевают, что продавец доставит экспортируемый груз до определенного во внешнеторговом контракте места и передаст его перевозчику. На экспортера возлагается обязанность оплатить расходы по загрузке товара, перевозка до места назначения также его задача.

После этого ответственность за сохранность товара перекладывается на плечи покупателя. Доставка до склада магазина или до иной конечной точки также осуществляется за его счет.

Согласно условиям контракта, заключенного с учетом CIP, продавец должен застраховать перевозимый груз от порчи и утраты при перевозке. Соответствующий договор в пользу импортера должен быть заключен со страховой компанией. В Инкотермс 2010 подчеркивается, что экспортер обеспечивает только минимальное покрытие страхования. Все, что выше, нужно обговорить заранее и предусмотреть отдельным пунктом в договоре. Либо сам импортер может заключить дополнительный договор страхования со страховой компанией.

Экспортер может доставить груз до места назначения посредством нескольких видов транспорта. Например, один из маршрутов перевозки автомобилей Тойота можно построить следующим образом: автотранспортом с завода Такаока до морского порта Тояма в Японии и далее на судне до порта Владивосток в России. Уже в российском портовом городе товар передается первому перевозчику (логистической компании, которая доставит авто до склада или иного места по соглашению с импортером). И вместе с ним к покупателю переходят все риски за груз.

Продавец передает покупателю товар, прошедший экспортную таможенную очистку, с сопроводительными документами со штампом таможенного органа «выпуск разрешен» в грузовой таможенной декларации.

Стоит ли страховать груз?

Условия CIP подразумевают страховку продавцом риска утраты или порчи товара на минимальную сумму, то есть 100% фактурной стоимости плюс 10% в валюте, в которой покупатель рассчитывается с продавцом. Подтверждающий документ передается первому перевозчику вместе с грузом. Но возникает вопрос, нужно ли покупателю дополнительно страховать импортируемую продукцию. Есть несколько аргументов «за» и «против».

Вот основные доводы в пользу отказа от дополнительного страхования:

  • В стоимость международной перевозки, как правило, включена страховая сумма. Например, если предстоит транспортировка через страны Евросоюза, то CMR или TIR страховка автоперевозчика входит в инвойсую стоимость товара (наряду с расходами по транспортировке, на погрузку и отгрузку, оплате экспортных пошлин, налогов и сборов).
  • Частичная компенсация страховой компанией ответственности перевозчика позволит отремонтировать поврежденный груз.
  • Имеется возможность оперативно заказать новую партию товара взамен утраченной.

Дополнительная страховка также имеет ряд плюсов:

  • Подписывается прямой договор страхования, значит, уходит меньше времени на возмещение ущерба (отсутствует третье звено цепочки – перевозчик).
  • Не требуется доказательство вины перевозчика в судебном порядке, а значит, импортер избегает временных и финансовых трат на представительские расходы в суде.
  • Грузовладелец может застраховать груз не только на сумму фактурной стоимости товара, но и с учетом возможной недополученной прибыли при его порче или утрате.

Поэтому, когда речь идет о дополнительной страховке, рекомендуется подумать, покроет ли стандартная страховка по условиям CIP убытки, которые получит ваша организация при повреждении товара или его полной утрате. На кону – и репутация компании: сильно ли она пострадает в случае несвоевременного неисполнения обязательств перед конечными покупателями/партнерами.

Обязанности и риски сторон

Как и в других терминах Инкотермс, обязанности и риски сторон по условиям CIP четко разграничены. Но во внешнеторговом контракте допускается маневр в ту или иную сторону по соглашению контрагентов.

Обязанности и риски продавца

Условия поставки CIP возлагают на продавца следующие обязательства:

  • Поставка товара в условленном месте в указанный договором срок первому перевозчику;
  • Предоставление товара надлежащего качества и в количестве/объеме по условиям контракта;
  • Предоставление сопроводительных документов на товар, в том числе коммерческих, сертификатов соответствия и безопасности при необходимости;
  • Получение экспортной лицензии, если это требуется согласно законодательству;
  • Заключение договора перевозки на обычных условиях с доставкой по обычному маршруту, который не приведет к удорожанию продукции.
  • Поставщик обязуется также застраховать груз таким образом, чтобы покупатель смог непосредственно сам обратиться к страховщику для возмещения ущерба. Договор страхования входит в обязательный пакет сопроводительных документов.

Вот это основные моменты, которые нужно учитывать при обозначении обязательств продавца во внешнеторговом контракте.

Обязанности и риски покупателя

Помимо оплаты предусмотренной договором суммы в полном объеме и в установленный срок, импортер товара обязан выполнить следующие условия согласно Инкотермс 2010:

  • Получить при необходимости импортную лицензию, иное свидетельство (за свой счет);
  • Уладить таможенные формальности, связанные с импортом товара и транзитной перевозкой через территорию третьих государств;
  • Принять поставку продукции в указном месте в условленную дату или период.

Переход права собственности и рисков

Переход рисков по условиям CIP от продавца к покупателю осуществляется вместе с передачей груза первому перевозчику. После этого все обязательства по сохранности товара от порчи и утраты ложатся на плечи покупателя.

Переход рисков и переход права собственности – неравнозначные понятия. Если первый регулируется нормами Инкотермс 2010, то второй – Гражданским кодексом РФ. В соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у импортера возникает в момент передачи вещи. Но иной срок можно установить соглашением сторон. Поэтому данный момент во внешнеторговом договоре выделить лучше отдельно.

Читайте так же:  Комиссионные товары возврат

Переход рисков и переход права собственности нужно зафиксировать документально: в товарно-транспортной накладной отмечается дата передачи товара первому перевозчику.

Договор поставки на условиях CIP (в соответствии с Инкотермс 2010)

Г. [вписать нужное]

[число, месяц, год]

[Полное наименование организации, предприятия с указанием организационно-правовой формы], учрежденное и действующее по законам [вписать нужное] (выписка из торгового реестра/свидетельство от [число, месяц, год] N [значение], выдано [вписать нужное]), в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [указать наименование документа, подтверждающего полномочия], именуемое в дальнейшем «Продавец», с одной стороны и

[полное наименование организации, предприятия с указанием организационно-правовой формы], учрежденное и действующее, по законам [указать страну] (выписка из торгового реестра/свидетельство от [число, месяц, год] N [значение], выдано [вписать нужное]), в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [указать наименование документа, подтверждающего полномочия], именуемое в дальнейшем «Покупатель», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Продавец обязуется поставить [указать наименование передаваемого товара] (далее по тексту — Товар), на условиях CIP г. [вписать нужное] (Инкотермс 2010), а Покупатель обязуется принять и оплатить Товар на условиях, предусмотренных настоящим договором.

1.2. Наименование, цены и ассортимент Товара указывается в Спецификации к каждой конкретной поставке и является неотъемлемой частью настоящего договора.

1.3. Продавец гарантирует, что поставляемый Товар свободен от любых прав и притязаний третьих лиц, в том числе основанных на промышленной собственности или другой интеллектуальной собственности, под арестом и (или) залогом не состоит.

2. Цена и порядок расчетов

2.1. Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет [цифрами и прописью] [указать наименование валюты] на условиях CIP г. [вписать нужное] (Инкотермс 2010).

2.2. Оплата Товара за каждую поставку производится Покупателем не позднее [значение] дней с момента отгрузки Товара Покупателем, безналичным платежом на указанный в настоящем договоре, либо на иной заблаговременно указанный Продавцом счет.

2.3. Датой оплаты считается дата [списания денежных средств с расчетного счета Покупателя/приема банком Продавца платежных документов к исполнению/поступления денежных средств на расчетный счет Продавца].

3. Срок поставки и инструкция по отгрузке

3.1. По настоящему договору Товар поставляется на условиях CIP г. [вписать нужное] (Инкотермс 2010).

3.2. По настоящему договору срок поставки Товара составляет [значение] дней с момента согласования Сторонами Спецификации.

3.3. Грузополучателем Товара является [вписать нужное].

3.4. Адрес доставки: [вписать нужное].

3.5. Товар поставляется в упакованных коробках, обеспечивающих полную сохранность и защиту Товара, от каких бы то ни было повреждений во время транспортировки.

3.6. Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю в момент таможенного оформления Товара на территории [указать наименование страны покупателя].

4. Приемка товара по количеству и качеству

4.1. Приемка Товара по количеству и качеству осуществляется Покупателем при получении Товара.

4.2. При непредъявлении к Продавцу претензии в течение [значение] дней с момента приемки Товара, по настоящему договору он будет считаться принятым Покупателем без каких-либо претензий.

4.3. Продавец гарантирует соответствие Товара условиям и требования, предъявляемым к таким товарам в [указать наименование страны покупателя].

5. Права и обязанности сторон

5.1. По настоящему договору Продавец обязан:

5.1.1. Передать Товар в соответствии со Спецификацией и положением п. 1.1. настоящего договора, а также предоставить Покупателю коммерческий счет-фактуру и любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться Покупателю (упаковочные листы, сертификат страны происхождения, CMR и пр.).

5.1.2. За свой счет и на свой риск получить любую экспортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить все таможенные формальности для экспорта Товара.

5.1.3. Заключить за свой счет на обычных условиях договор перевозки Товара до согласованного пункта в названном месте назначения по обычному маршруту и обычно принятым способом.

5.1.4. Обеспечить за свой счет страхование Товара на условиях, позволяющих Покупателю или другому лицу, обладающему страховым интересом, обратиться непосредственно к страховщику, а также предоставить Покупателю страховой полис или иное доказательство страхового покрытия.

Страхование должно быть произведено у страховщика или в страховой компании, пользующейся хорошей репутацией, и страхование должно быть произведено в соответствии с минимальным покрытием, как это предусмотрено пунктом «С» Институтских условий страхования грузов (Cargo Clause) (LMA/IUA) или иными подобными условиями.

5.1.5. Предоставить Товар Перевозчику, с которым заключен договор перевозки в соответствии с п. 5.1.3. настоящего договора, в [согласованную дату/согласованный период].

5.1.6. Нести все риски утраты или повреждения Товара до момента его передачи Перевозчику.

— все относящиеся к Товару расходы до момента его передачи Перевозчику;

— фрахт и иные расходы, связанные с договором перевозки, включая расходы по погрузке Товара и любые сборы в связи с выгрузкой Товара в месте назначения, которые по договору перевозки возложены на Продавца;

— расходы по страхованию;

— расходы по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза Товара, а также пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые при вывозе, а также расходы по его перевозке через третьи страны, если они по условиям договора перевозки возложены на Продавца.

5.1.8. Передать Покупателю извещение о том, что Товар передан Перевозчику, с которым заключен договор перевозки.

5.1.9. Предоставить Покупателю за свой счет обычный транспортный(ые) документ(ы) — [оборотный коносамент/необоротную морскую накладную/доказательство о перевозке внутренним водным транспортом/воздушную накладную/накладную железнодорожного или автомобильного сообщения/накладную смешанной перевозки] или эквивалентные электронные сообщения (EDI).

5.1.10. Нести все расходы, связанные с проверкой Товара (качество, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для поставки Товара, а также расходы по инспектированию Товара перед отгрузкой, которое предписывается властями [указать наименование страны вывоза].

5.1.11. За свой счет обеспечить упаковку Товара. Маркировка упакованного Товара должна быть осуществлена надлежащим образом.

5.1.12. Своевременно предоставить Покупателю или оказать ему содействие в получении документов и информации, включая информацию безопасности, которая может потребоваться Покупателю для ввоза Товара и (или) его транспортировки до конечного пункта назначения, на его риск и за его счет.

5.2. По настоящему договору Покупатель обязан:

5.2.1. Уплатить стоимость Товара в размере, сроки и порядке, установленными настоящим договором.

5.2.2. За свой счет и на свой риск получить любую импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить все таможенные формальности, требуемые для импорта Товара и для его транзитной перевозки через третьи страны.

5.2.3. Принять поставку Товара сразу после его доставки в поименованное место и время.

5.2.4. Несет все риски утраты или повреждения Товара с момента его поставки в поименованное место назначения.

5.2.5. При невыполнении обязанности дать извещение в соответствии с п. 5.2.11. настоящего договора, нести все риски потери или повреждения Товара с момента истечения согласованной даты (даты окончания зафиксированного срока поставки).

5.2.6. Нести все расходы, связанные с Товаром, с момента его доставки в поименованное место.

5.2.7. Нести все расходы и сборы, связанные с Товаром во время его транзитной перевозки в место назначения, за исключение случаев, когда они согласно договору перевозки возлагаются на Продавца.

5.2.8. Оплатить расходы по выгрузке Товара.

5.2.9. Нести все дополнительные расходы вследствие невыполнения им обязанности дать надлежащее извещение в соответствии с п. 5.2.11. настоящего договора с момента исчисления согласованной даты (окончания согласованного срока для отгрузки).

5.2.10. Оплатить все пошлины, налоги и другие сборы, а также расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при импорте Товара, и для его транзитной перевозки через третьи страны (если они не включены в расходы договора перевозки).

5.2.11. Надлежащим образом известить Продавца о готовности принятия Товара.

5.2.12. Принять предусмотренные п. 5.1.9. настоящего договора транспортный(ые) документ(ы).

5.2.13. Нести расходы, связанные с любым предпогрузочным осмотром Товара, за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властями [указать наименование страны экспорта].

5.2.14. Нести все расходы и оплачивать сборы, связанные с получением документов или эквивалентных им электронных сообщений, а также возместить расходы Продавца, понесенные им вследствие оказания помощи Покупателю.

5.2.15. Обеспечить Продавца всей информацией, необходимой для осуществления дополнительного страхования.

Читайте так же:  Как писать заявление в полицию за избиение

5.3. По настоящему договору Продавец имеет право:

5.3.1. Требовать уплаты оговоренной цены в порядке и в сроки, установленные настоящим договором.

5.4. По настоящему договору Покупатель имеет право:

5.4.1. Требовать передачи ему Товара в установленный настоящим договором срок и в количестве, указанном в Спецификации.

6. Ответственность сторон. Форс-мажор

6.1. По настоящему договору ответственность Сторон регулируется международным законодательством.

6.2. Сторона, нарушившая свое обязательство по настоящему договору, обязана возместить другой Стороне все вызванные таким нарушением убытки, включая упущенную выгоду.

6.3. Уплата санкций не освобождает Стороны от выполнения своих обязательств по настоящему договору.

6.4. Ни одна из Сторон не несет ответственности в случае невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего выполнения ею какого-либо обязательства по настоящему договору, если указанное невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение обусловлены исключительно наступлением и (или) действием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), в том числе технических сбоев, неисправностей, ошибок и отказов в оборудовании и программном обеспечении, пожаров, аварий, актов террора, диверсий и саботажа, забастовок, смены политического режима и других политических осложнений, изменений законодательства и других нормативно-правовых актов, военных действий, массовых беспорядков и других непредвиденных обстоятельств, неконтролируемых Сторонами.

Перечисленные в настоящему пункте обстоятельства исключают ответственность Сторон, если только причиной их наступления не явились виновные действия Стороны, как умышленные, так и неумышленные, которые выгодны виновной Стороне для наступления какого-либо из перечисленных обстоятельств.

6.5. Сторона, подвергшаяся действию таких обстоятельств, обязана немедленно в письменном виде уведомить другую Сторону о возникновении, виде и возможной продолжительности действия соответствующих обстоятельств.

6.6. В случае если обстоятельства, предусмотренные настоящим договором, длятся более [указать срок], Стороны совместно определяют дальнейшую юридическую судьбу настоящего договора.

6.7. Наступление обстоятельств, предусмотренных настоящим договором, при условии соблюдения п. 6.6. настоящего договора, продлевает срок исполнения договорных обязательств на период, соответствующий сроку действия наступившего обстоятельства и разумному сроку для его устранения.

6.8. В случае, если срок действия обстоятельств непреодолимой силы превысит [указать срок], то Стороны по взаимному соглашению вправе определить новые сроки исполнения своих обязательств по настоящему договору или отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему договору.

7. Разрешение споров

7.1. К настоящему договору применяется право [указать страну применимого права].

7.2. Стороны настоящим обязуются разрешать все возможные споры, вытекающие из настоящего договора или в связи с его исполнением путем переговоров.

7.3. При недостижении Сторонами согласия по спорным вопросам спор подлежит урегулированию в соответствии с Арбитражным регламентом ICC 2012.

7.4. Число арбитров — [значение].

7.5. Место арбитражного разбирательства — [вписать нужное].

7.6. Место арбитражного разбирательства — [вписать нужное].

8. Заключительные положения

8.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до [число, месяц, год].

8.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются в виде письменных соглашений, подписанных полномочными представителями Сторон.

8.3. Во всем остальном, что прямо не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.

8.4. В случае изменения наименования, местонахождения, банковских реквизитов и других данных каждая из Сторон обязана в [вписать нужное] срок в письменной форме сообщить другой Стороне о произошедших изменениях.

8.5. По всем вопросам, не нашедшим решения в условиях настоящего договора, но прямо или косвенно вытекающим из отношений Сторон по нему, затрагивающих имущественные интересы и деловую репутацию Сторон настоящего договора, имея в виду необходимости защиты их охраняемых законом прав и интересов, Стороны настоящего договора будут руководствоваться нормами и положениями международного законодательства.

8.6. Настоящий договор составлен в двух подлинных экземплярах на русском и [вписать нужное] языках, имеющих одинаковую юридическую силу.

Условия CIP по Инкотермс 2010: перевозка и минимальное страхование в зоне ответственности продавца

Содержание статьи:

Перейти на список всех условий Инкотермс

При осуществлении внешнеторговой деятельности продавцы и покупатели ориентируются на Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс в редакции 2010 года. Ранее действовала редакция 2000 года. Поэтому тем, кто намерен экспортировать или импортировать товары, и в 2017 году нужно брать во внимание актуальные правила 2010 года. Одним из условий поставки является CIP из категории С, когда основная перевозка оплачивается продавцом.

Этот термин Инкотермс расшифровывается как Carriage and Insurance Paid Тo (… named place of destination), или «фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения)». В документах это обозначается, к примеру, следующим образом: CIP Владивосток, Россия (Incoterms 2010).

Что означает CIP: расшифровка

Если объяснить простыми словами, то термин CIP означает, что в зоне ответственности продавца – не только перевозка до обозначенного места, но и страховка груза. Именно так переводится с английского словосочетание «carriage and insurance paid to», как мы убедились выше. От нее образована аббревиатура CIP.

Базис и условия поставки CIP

Базисные условия термина «фрахт/перевозка и страхование оплачены до» подразумевают, что продавец доставит экспортируемый груз до определенного во внешнеторговом контракте места и передаст его перевозчику. На экспортера возлагается обязанность оплатить расходы по загрузке товара, перевозка до места назначения также его задача.

После этого ответственность за сохранность товара перекладывается на плечи покупателя. Доставка до склада магазина или до иной конечной точки также осуществляется за его счет.

Согласно условиям контракта, заключенного с учетом CIP, продавец должен застраховать перевозимый груз от порчи и утраты при перевозке. Соответствующий договор в пользу импортера должен быть заключен со страховой компанией. В Инкотермс 2010 подчеркивается, что экспортер обеспечивает только минимальное покрытие страхования. Все, что выше, нужно обговорить заранее и предусмотреть отдельным пунктом в договоре. Либо сам импортер может заключить дополнительный договор страхования со страховой компанией.

Экспортер может доставить груз до места назначения посредством нескольких видов транспорта. Например, один из маршрутов перевозки автомобилей Тойота можно построить следующим образом: автотранспортом с завода Такаока до морского порта Тояма в Японии и далее на судне до порта Владивосток в России. Уже в российском портовом городе товар передается первому перевозчику (логистической компании, которая доставит авто до склада или иного места по соглашению с импортером). И вместе с ним к покупателю переходят все риски за груз.

Продавец передает покупателю товар, прошедший экспортную таможенную очистку, с сопроводительными документами со штампом таможенного органа «выпуск разрешен» в грузовой таможенной декларации.

Стоит ли страховать груз?

Условия CIP подразумевают страховку продавцом риска утраты или порчи товара на минимальную сумму, то есть 100% фактурной стоимости плюс 10% в валюте, в которой покупатель рассчитывается с продавцом. Подтверждающий документ передается первому перевозчику вместе с грузом. Но возникает вопрос, нужно ли покупателю дополнительно страховать импортируемую продукцию. Есть несколько аргументов «за» и «против».

Вот основные доводы в пользу отказа от дополнительного страхования:

  • В стоимость международной перевозки, как правило, включена страховая сумма. Например, если предстоит транспортировка через страны Евросоюза, то CMR или TIR страховка автоперевозчика входит в инвойсую стоимость товара (наряду с расходами по транспортировке, на погрузку и отгрузку, оплате экспортных пошлин, налогов и сборов).
  • Частичная компенсация страховой компанией ответственности перевозчика позволит отремонтировать поврежденный груз.
  • Имеется возможность оперативно заказать новую партию товара взамен утраченной.

Дополнительная страховка также имеет ряд плюсов:

  • Подписывается прямой договор страхования, значит, уходит меньше времени на возмещение ущерба (отсутствует третье звено цепочки – перевозчик).
  • Не требуется доказательство вины перевозчика в судебном порядке, а значит, импортер избегает временных и финансовых трат на представительские расходы в суде.
  • Грузовладелец может застраховать груз не только на сумму фактурной стоимости товара, но и с учетом возможной недополученной прибыли при его порче или утрате.

Поэтому, когда речь идет о дополнительной страховке, рекомендуется подумать, покроет ли стандартная страховка по условиям CIP убытки, которые получит ваша организация при повреждении товара или его полной утрате. На кону – и репутация компании: сильно ли она пострадает в случае несвоевременного неисполнения обязательств перед конечными покупателями/партнерами.

Обязанности и риски сторон

Как и в других терминах Инкотермс, обязанности и риски сторон по условиям CIP четко разграничены. Но во внешнеторговом контракте допускается маневр в ту или иную сторону по соглашению контрагентов.

Обязанности и риски продавца

Условия поставки CIP возлагают на продавца следующие обязательства:

  • Поставка товара в условленном месте в указанный договором срок первому перевозчику;
  • Предоставление товара надлежащего качества и в количестве/объеме по условиям контракта;
  • Предоставление сопроводительных документов на товар, в том числе коммерческих, сертификатов соответствия и безопасности при необходимости;
  • Получение экспортной лицензии, если это требуется согласно законодательству;
  • Заключение договора перевозки на обычных условиях с доставкой по обычному маршруту, который не приведет к удорожанию продукции.
  • Поставщик обязуется также застраховать груз таким образом, чтобы покупатель смог непосредственно сам обратиться к страховщику для возмещения ущерба. Договор страхования входит в обязательный пакет сопроводительных документов.
Читайте так же:  Уралсиб расчет стоимости осаго

Вот это основные моменты, которые нужно учитывать при обозначении обязательств продавца во внешнеторговом контракте.

Обязанности и риски покупателя

Помимо оплаты предусмотренной договором суммы в полном объеме и в установленный срок, импортер товара обязан выполнить следующие условия согласно Инкотермс 2010:

  • Получить при необходимости импортную лицензию, иное свидетельство (за свой счет);
  • Уладить таможенные формальности, связанные с импортом товара и транзитной перевозкой через территорию третьих государств;
  • Принять поставку продукции в указном месте в условленную дату или период.

Переход права собственности и рисков

Переход рисков по условиям CIP от продавца к покупателю осуществляется вместе с передачей груза первому перевозчику. После этого все обязательства по сохранности товара от порчи и утраты ложатся на плечи покупателя.

Переход рисков и переход права собственности – неравнозначные понятия. Если первый регулируется нормами Инкотермс 2010, то второй – Гражданским кодексом РФ. В соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у импортера возникает в момент передачи вещи. Но иной срок можно установить соглашением сторон. Поэтому данный момент во внешнеторговом договоре выделить лучше отдельно.

Переход рисков и переход права собственности нужно зафиксировать документально: в товарно-транспортной накладной отмечается дата передачи товара первому перевозчику.

Условия CIP по Инкотермс 2010: перевозка и минимальное страхование в зоне ответственности продавца

Содержание статьи:

Перейти на список всех условий Инкотермс

При осуществлении внешнеторговой деятельности продавцы и покупатели ориентируются на Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс в редакции 2010 года. Ранее действовала редакция 2000 года. Поэтому тем, кто намерен экспортировать или импортировать товары, и в 2017 году нужно брать во внимание актуальные правила 2010 года. Одним из условий поставки является CIP из категории С, когда основная перевозка оплачивается продавцом.

Этот термин Инкотермс расшифровывается как Carriage and Insurance Paid Тo (… named place of destination), или «фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения)». В документах это обозначается, к примеру, следующим образом: CIP Владивосток, Россия (Incoterms 2010).

Что означает CIP: расшифровка

Если объяснить простыми словами, то термин CIP означает, что в зоне ответственности продавца – не только перевозка до обозначенного места, но и страховка груза. Именно так переводится с английского словосочетание «carriage and insurance paid to», как мы убедились выше. От нее образована аббревиатура CIP.

Базис и условия поставки CIP

Базисные условия термина «фрахт/перевозка и страхование оплачены до» подразумевают, что продавец доставит экспортируемый груз до определенного во внешнеторговом контракте места и передаст его перевозчику. На экспортера возлагается обязанность оплатить расходы по загрузке товара, перевозка до места назначения также его задача.

После этого ответственность за сохранность товара перекладывается на плечи покупателя. Доставка до склада магазина или до иной конечной точки также осуществляется за его счет.

Согласно условиям контракта, заключенного с учетом CIP, продавец должен застраховать перевозимый груз от порчи и утраты при перевозке. Соответствующий договор в пользу импортера должен быть заключен со страховой компанией. В Инкотермс 2010 подчеркивается, что экспортер обеспечивает только минимальное покрытие страхования. Все, что выше, нужно обговорить заранее и предусмотреть отдельным пунктом в договоре. Либо сам импортер может заключить дополнительный договор страхования со страховой компанией.

Экспортер может доставить груз до места назначения посредством нескольких видов транспорта. Например, один из маршрутов перевозки автомобилей Тойота можно построить следующим образом: автотранспортом с завода Такаока до морского порта Тояма в Японии и далее на судне до порта Владивосток в России. Уже в российском портовом городе товар передается первому перевозчику (логистической компании, которая доставит авто до склада или иного места по соглашению с импортером). И вместе с ним к покупателю переходят все риски за груз.

Продавец передает покупателю товар, прошедший экспортную таможенную очистку, с сопроводительными документами со штампом таможенного органа «выпуск разрешен» в грузовой таможенной декларации.

Стоит ли страховать груз?

Условия CIP подразумевают страховку продавцом риска утраты или порчи товара на минимальную сумму, то есть 100% фактурной стоимости плюс 10% в валюте, в которой покупатель рассчитывается с продавцом. Подтверждающий документ передается первому перевозчику вместе с грузом. Но возникает вопрос, нужно ли покупателю дополнительно страховать импортируемую продукцию. Есть несколько аргументов «за» и «против».

Вот основные доводы в пользу отказа от дополнительного страхования:

  • В стоимость международной перевозки, как правило, включена страховая сумма. Например, если предстоит транспортировка через страны Евросоюза, то CMR или TIR страховка автоперевозчика входит в инвойсую стоимость товара (наряду с расходами по транспортировке, на погрузку и отгрузку, оплате экспортных пошлин, налогов и сборов).
  • Частичная компенсация страховой компанией ответственности перевозчика позволит отремонтировать поврежденный груз.
  • Имеется возможность оперативно заказать новую партию товара взамен утраченной.

Дополнительная страховка также имеет ряд плюсов:

  • Подписывается прямой договор страхования, значит, уходит меньше времени на возмещение ущерба (отсутствует третье звено цепочки – перевозчик).
  • Не требуется доказательство вины перевозчика в судебном порядке, а значит, импортер избегает временных и финансовых трат на представительские расходы в суде.
  • Грузовладелец может застраховать груз не только на сумму фактурной стоимости товара, но и с учетом возможной недополученной прибыли при его порче или утрате.

Поэтому, когда речь идет о дополнительной страховке, рекомендуется подумать, покроет ли стандартная страховка по условиям CIP убытки, которые получит ваша организация при повреждении товара или его полной утрате. На кону – и репутация компании: сильно ли она пострадает в случае несвоевременного неисполнения обязательств перед конечными покупателями/партнерами.

Обязанности и риски сторон

Как и в других терминах Инкотермс, обязанности и риски сторон по условиям CIP четко разграничены. Но во внешнеторговом контракте допускается маневр в ту или иную сторону по соглашению контрагентов.

Обязанности и риски продавца

Условия поставки CIP возлагают на продавца следующие обязательства:

  • Поставка товара в условленном месте в указанный договором срок первому перевозчику;
  • Предоставление товара надлежащего качества и в количестве/объеме по условиям контракта;
  • Предоставление сопроводительных документов на товар, в том числе коммерческих, сертификатов соответствия и безопасности при необходимости;
  • Получение экспортной лицензии, если это требуется согласно законодательству;
  • Заключение договора перевозки на обычных условиях с доставкой по обычному маршруту, который не приведет к удорожанию продукции.
  • Поставщик обязуется также застраховать груз таким образом, чтобы покупатель смог непосредственно сам обратиться к страховщику для возмещения ущерба. Договор страхования входит в обязательный пакет сопроводительных документов.

Вот это основные моменты, которые нужно учитывать при обозначении обязательств продавца во внешнеторговом контракте.

Обязанности и риски покупателя

Помимо оплаты предусмотренной договором суммы в полном объеме и в установленный срок, импортер товара обязан выполнить следующие условия согласно Инкотермс 2010:

  • Получить при необходимости импортную лицензию, иное свидетельство (за свой счет);
  • Уладить таможенные формальности, связанные с импортом товара и транзитной перевозкой через территорию третьих государств;
  • Принять поставку продукции в указном месте в условленную дату или период.

Переход права собственности и рисков

Переход рисков по условиям CIP от продавца к покупателю осуществляется вместе с передачей груза первому перевозчику. После этого все обязательства по сохранности товара от порчи и утраты ложатся на плечи покупателя.

Переход рисков и переход права собственности – неравнозначные понятия. Если первый регулируется нормами Инкотермс 2010, то второй – Гражданским кодексом РФ. В соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у импортера возникает в момент передачи вещи. Но иной срок можно установить соглашением сторон. Поэтому данный момент во внешнеторговом договоре выделить лучше отдельно.

Переход рисков и переход права собственности нужно зафиксировать документально: в товарно-транспортной накладной отмечается дата передачи товара первому перевозчику.