Статья 49. Правоспособность юридического лица

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

Комментарий к Ст. 49 ГК РФ

1. При характеристике граждан как возможных участников гражданских правоотношений в первую очередь говорится об их правоспособности и дееспособности .

———————————
См. об этом: Правовой статус гражданина в частном праве: Постатейный комментарий главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. С. 12 — 23, 49 — 64, 93 — 155.

Праводееспособность именуют правосубъектностью (иногда в составе правосубъектности выделяют также сделкоспособность, деликтоспособность, трансдееспособность).

Применительно к юридическим лицам такой подход неприемлем. «Рождение» юридического лица означает, что оно обладает правоспособностью и дееспособностью (а если выделять сделкоспособность, деликтоспособность и трансдееспособность, то, значит, и этими свойствами). По-иному быть не может. Поэтому в законе говорится о правоспособности юридического лица, а в юридической литературе в соответствующих случаях чаще всего — о правосубъектности юридического лица.

Правосубъектность суть не право, не сумма прав и не суммарное выражение полномочий, а социально-правовая способность лица. Сущность гражданской правосубъектности может быть охарактеризована как основанная на нормах гражданского права юридическая способность юридического лица быть участником гражданско-правовых отношений . Правоспособность юридического лица — это способность иметь гражданские права и нести гражданско-правовые обязанности.

———————————
Красавчиков О.А. Гражданская правосубъектность как правовая форма // Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. М.: Статут, 2005. Т. 2. С. 31 — 32.

2. В абз. 1 п. 1 комментируемой статьи закреплено общее правило о правосубъектности юридических лиц — она носит специальный характер (является специальной). Юридическое лицо может вступать лишь в те гражданско-правовые отношения, благодаря участию в которых достигаются цели деятельности, предусмотренные в учредительных документах («можно то, что разрешено»). Если, предположим, учредительными документами установлено, что данное юридическое лицо должно производить карандаши, то именно этим оно и может заниматься, но не оказанием образовательных услуг, выполнением работ и пр.

3. Из общего правила о специальной правосубъектности юридических лиц сделано исключение для коммерческих организаций (см. ст. 50 ГК и комментарий к ней). Они обладают общей (универсальной) правосубъектностью. Коммерческие организации могут заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом (торжествует принцип «можно все, что не запрещено»). Здесь важно подчеркнуть, что запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными актами (п. 2 ст. 3 ГК). Поэтому в учредительных документах коммерческих организаций не требуется указывать предмет и определенные цели деятельности, хотя такие указания допустимы (см. п. 2 ст. 52 ГК и соответствующий комментарий).

Некоторые юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, все же обладают специальной правоспособностью (исключение из исключений):

— государственные и муниципальные унитарные предприятия;

— иные организации, если это предусмотрено законом.

Эти юридические лица могут заниматься только деятельностью, обозначенной в учредительных документах и соответствующих законах. К числу указанных «иных организаций» относятся, в частности, банки, страховые организации, товарные биржи и т.д.

4. Перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . В частности, в этом перечне указаны такие виды деятельности, как разработка вооружения и военной техники, производство патронов к оружию и составных частей патронов, производство лекарственных средств, фармацевтическая деятельность и т.д. Действие указанного Федерального закона не распространяется на деятельность кредитных организаций, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области связи, на осуществление внешнеэкономических операций, на нотариальную деятельность и т.д. Соответствующие виды деятельности осуществляются по правилам, устанавливаемым специальным законодательством (например, Федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» и др.).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.

Лицензирование осуществляется в рамках административно-правовых отношений. Однако оно имеет гражданско-правовой эффект. С получением лицензии у юридического лица появляется возможность заниматься деятельностью, указанной в специальном разрешении (лицензии). До этого момента в содержание правоспособности юридического лица возможность заниматься соответствующей деятельностью не входит. В лицензии может быть предусмотрено, что возможность заниматься деятельностью, в ней указанной, появится не с момента выдачи этой лицензии, а позднее (обозначается дата).

Лицензия выдается на определенный срок. По истечении этого срока юридическое лицо утрачивает возможность заниматься соответствующим видом деятельности.

Иное может быть установлено законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 3 комментируемой статьи).

5. При рассмотрении правил комментируемой статьи, как представляется, необходимо обратить внимание на неоднозначность терминов «цель деятельности», «предмет и цели деятельности», «виды деятельности». Нередко в них вкладывается разный смысл. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями. В качестве основной цели деятельности этих субъектов названо извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Поскольку это основная цель, постольку подразумевается наличие иных (неосновных, факультативных) целей деятельности.

Вместе с тем в соответствии со ст. 113 ГК РФ устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия. Если на этом акцентируется внимание в специальной норме об унитарном предприятии, значит, в данном случае под целью разумеется нечто иное, нежели извлечение прибыли. Впрочем, это не означает отказ от основной цели в смысле п. 1 ст. 50 ГК РФ — извлечение прибыли.

Понятие предмета деятельности в законе не дается. Однако указано, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК). При этом коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

По-видимому, в п. 1 ст. 2 ГК РФ содержится родовое понятие видов деятельности: предоставление имущества в пользование, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг. Под предметом деятельности унитарного предприятия можно понимать конкретизированный уставом перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься данное предприятие (например, осуществление оптовой и розничной торговли продуктами питания).

Цели такой деятельности не исчерпываются стремлением извлечь прибыль. Более того, с точки зрения социально-экономической (а иногда и юридической) это вообще не основная цель. Например, унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны (имеют целью) обеспечить сохранность вверенного им жилого фонда, создать гражданам надлежащие условия для проживания и т.д. Для достижения этих целей в предмет их деятельности включается ремонт жилых домов и инженерного оборудования, уборка придомовой территории и т.д.

Когда в законе говорится о лицензировании, то также нередко имеются в виду различные понятия. Например, кредитная организация подлежит государственной регистрации и имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Таким образом, в данном случае, во-первых, налицо специальная правоспособность, во-вторых, правоспособность появляется с момента получения лицензии. В большинстве других случаев юридическое лицо правоспособно с момента создания, получение лицензии только расширяет объем правоспособности.

6. Когда в п. 2 комментируемой статьи говорится об ограничении прав юридического лица, по-видимому, имеется в виду ограничение правоспособности (но не ограничение субъективных прав). Хрестоматийным примером такого ограничения является отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

7. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо должно встать на учет в налоговом органе, а при неисполнении или ненадлежащем исполнении этой обязанности оно привлекается к ответственности (ст. ст. 116, 117). Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, можно констатировать, что правоспособность юридического лица, возникшая с момента государственной регистрации юридического лица, не может быть реализована в полном объеме до совершения определенных действий; она может расширяться и сужаться в период существования юридического лица.

Ст. 49 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 49. Правоспособность юридического лица.

14 февраля 2017

30 сентября 2016

Одной из основных задач государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации является государственное признание юридического лица субъектом предпринимательской деятельности. Как следует из норм статей 49 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), с актом государственной регистрации связывается момент создания юридического лица и, как следствие, момент возникновения правоспособности.

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Здравствуйте. В 2012 г. произошло ДТП с моим участием по вине дорожных служб. Был причинен значительный ущерб а/м. Юрист занимался этим делом, но как я в дальнейшем узнал он оказался не компетентным и не очень порядочным. Дело провалил с самого начала на первом этапе,а потом пошло поехало. Не пришел на первое заседание, уехал в отпуск не известив об этом меня. Затем всячески отговаривал меня под любым предлогом не приезжать в суд. После того, как состоялось принятие решения судом, я съездил в суд и ознакомился с материалами дела, в которых обнаружил документы с моей подделанной подписью, а именно схему ДТП и определение инспектора ДПС о признании меня виновником ДТП. Схема составлена была позже и без моего участия, подпись подделана, о чем имеется заключение эксперта почерковеда. Когда мне все это стало известно я предпринял попытку обратиться в суд с заявлением по вновь открывшимся обстоятельствам, но определением суда мне было отказано. Решение суда было вынесено именно на основании представленной схемы ДТП, по которой была высчитана скорость движения моего автомобиля, хотя никаких исходных данных и тормозного пути не было. На данную трассологическую экспертизу, мною была представлена рецензия , но её даже не стали рассматривать и брать во внимание. Спасибо заранее.

Вопрос относится к городу САМАРА

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Хочу давать деньги в долг под расписку до 3000 тысяч рублей (под небольшой процент). Нужно ли мне оформляться? налог нужно платить или можно не платить? Легально ли это? Спасибо.

Вопрос относится к городу Чита

Зравствуйте. Вопрос такого рода, хочу давать небольшие займы под небольшие проценты. Без оформления всяких документов(просто по расписке). Какие предусмотрены штрафы, ведь налоги получается я платить не буду. И я не оформлен как ИП или другое лицо. Спасибо.

Вопрос относится к городу Чита

При выполнении ремонтных работ Заказчик не поставил в известность Подрядчика, что объект является объектом культурного наследия, для работы на котором надо иметь лицензию и не затребовал ее . В договоре указано «Ремонт инженерных систем отопления». В перечне лицензируемых видов работ такого вида нет, но есть «30. Приспособление инженерных систем и оборудования.» Вот и думаем, что теперь делать?

Вопрос относится к городу Москва

Уточнение от 6 октября 2014 — 18:00
У нас — Подрядчика нет лицензии. И мы не знали, что она нужна, а работу уже выполнили. Вы предлагаете внести изменения в договор — это чтобы подставиться? Что знали о требовании лицензии и проигнорировали. Нас интересует — насколько виноваты мы в этой ситуации, что нам за это может быть, и как оправдаться перед налоговой.

гражданин работает по договорам подряда, за него перечисляются 13% налога и взносы в фсс и пенсионный, является ли он нарушителем ст171 ук?

О постановке на учет в налоговом органе, а также о представлении единой (упрощенной) декларации и сведений о среднесписочной численности работников вновь созданной организацией, не имеющей объектов налогообложения и наемных работников.

Читайте так же:  Госпошлина на регистрацию ип размер

Арбитражный суд Челябинской области оставил исковое заявление без рассмотрения, так как отсутствовала выписка из ЕГРЮЛ. выписку получили и оказалось, что ответчик сменил название . Нужно ли обращаться в суд о замене ответчика. А так же должны ли мы известить об этом ответчика? Адрес ответчика прежний.

Наша автошкола в данный момент пытается получить лицензию. Учреждение зарегистрировано в Лен.области и имеем обособленное подразделение (согласно НК РФ) в Санкт-Петербурге. Нам говорят о невозможности получения лицензии в связи с новыми требованиями о лицензировании, мы ,якобы, должны иметь только филиал в котором можно проводить образовательный процесс.Просим дать нам разъяснения, какие существуют противоречия между ГК РФ и НК РФ, что не имеем возможность получить лицензию.

Наша автошкола в данный момент пытается получить лицензию. Учреждение зарегистрировано в Лен.области и имеем обособленное подразделение (согласно НК РФ) в Санкт-Петербурге. Нам говорят о невозможности получения лицензии в связи с новыми требованиями о лицензировании, мы ,якобы, должны иметь только филиал в котором можно проводить образовательный процесс.Просим дать нам разъяснения, какие существуют противоречия между ГК РФ и НК РФ, что не имеем возможность получить лицензию.

Наша автошкола в данный момент пытается получить лицензию. Учреждение зарегистрировано в Лен.области и имеем обособленное подразделение (согласно НК РФ) в Санкт-Петербурге. Нам говорят о невозможности получения лицензии в связи с новыми требованиями о лицензировании, мы ,якобы, должны иметь только филиал в котором можно проводить образовательный процесс.Просим дать нам разъяснения, какие существуют противоречия между ГК РФ и НК РФ, что не имеем возможность получить лицензию.

Статья 49. Правоспособность юридического лица

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к статье 49 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена правоспособности ЮЛ — ее видам (п. 1), ограничению (п. 2), возникновению и прекращению (п. 3). Будучи субъектом гражданского права, ЮЛ обладает правосубъектностью. Однако его право- и дееспособность отличаются от право- и дееспособности гражданина. Так: а) ЮЛ возникает и прекращается не в результате биологических процессов, а посредством установленных законом юридических процедур; б) ЮЛ не подвержено влиянию возрастных, психофизиологических процессов и некоторых других факторов, которые могли бы отразиться на его дееспособности; в) ЮЛ имеет органы, которые формируют его волю и реализуют ее вовне, при этом качество волеобразования и волеизъявления нередко обеспечены целым комплексом нормативно предусмотренных мер (в том числе коллегиальностью принятия многих решений, необходимым кворумом присутствия и голосования, определением и ограничением компетенции того или иного органа, возможностью его контроля другим органом и т.п.); г) ЮЛ часто обладает значительными возможностями квалифицированного решения вопросов (в частности, обращения за правовой и другой помощью). Поэтому право- и дееспособность ЮЛ не подлежат противопоставлению; напротив, ЮЛ обладают единой праводееспособностью (или правоспособностью), состоящей из сделко- и деликтоспособности (т.е. способности совершать сделки и другие юридические действия и нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам).

2. ЮЛ имеет общую (универсальную) или специальную правоспособность. Прежде всего это зависит от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям. Коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, т.е. имеют общую (универсальную) правоспособность, что соответствует рыночным принципам хозяйствования в условиях децентрализованной экономики. Данное правило является общим и не касается коммерческих организаций, правоспособность которых ограничена законом (унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций, например банков и страховых компаний) (абз. 2 п. 1 ст. 49) или учредительными документами (третье предложение абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК).

Напротив, некоммерческие организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, т.е. обладают специальной правоспособностью. Каких-либо исключений из этого правила нет (абз. 1, 2 п. 1 ст. 49). Последствия выхода ЮЛ за рамки специальной правоспособности неоднозначны. По общему правилу последствия совершенной сделки ЮЛ, выходящей за рамки его специальной правоспособности, определяет ст. 168 ГК, устанавливающая общее правило о недействительности (ничтожности) всякой сделки, не соответствующей требованиям законодательства. Кроме того, систематическое осуществление деятельности общественными или религиозными организациями (объединениями), а также фондами, противоречащими их уставным целям, может быть предпосылкой к их судебной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).

Однако если сделку совершает коммерческая организация вопреки целям деятельности, определенно ограниченным в ее учредительных документах (третье предложение абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК), а также всякая — коммерческая или некоммерческая — организация при отсутствии в необходимых случаях лицензии, такая сделка может быть признана недействительной в судебном порядке по иску указанного в законе круга лиц, при этом необходимо доказать, что контрагент ЮЛ знал или заведомо должен был знать о незаконности данной сделки (ст. 173 ГК). Как видно, закон ставит действительность такой сделки в зависимость от ряда условий (признает оспоримой — п. 1 ст. 166 ГК), поэтому: а) такая сделка, даже несмотря на определенную ограниченность правоспособности коммерческой организации учредительными документами (отсутствие у ЮЛ лицензии), в угоду устойчивости гражданского оборота является действительной, если указанными в законе лицами она не будет эффективно оспорена в суде и аннулирована, либо не будет доказано, что контрагент ЮЛ знал или заведомо должен был знать о ее незаконности, либо суд почему-либо не признал ее недействительной; б) ограниченность правоспособности коммерческой организации ее учредительными документами, а также отсутствие у ЮЛ лицензии имеют значение для третьих лиц, только если они знали или должны были знать об этом.

3. Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, указанных в законе (п. 2 ст. 49). Так, ЦБ при нарушении кредитной организацией законов, иных нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставления, представления неполной или недостоверной информации может ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. При неисполнении кредитной организацией в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) ЦБ вправе ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных в ее лицензии, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года (ст. 74 Закона о ЦБ).

Поэтому ограничение ЮЛ в правах носит не судебный, а административный характер. Решение об ограничении ЮЛ в правах может быть оспорено в суде (п. 2 ст. 49). Ограничения ЮЛ в правах возможны в связи с его реорганизацией. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об акционерных обществах).

Серьезные ограничения в правах ЮЛ претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается регистрация изменений в учредительные документы ликвидируемого ЮЛ, а также регистрация ЮЛ, учредителем которых выступает ликвидируемое ЮЛ, или регистрация ЮЛ, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

Правоспособность ЮЛ претерпевает легальное ограничение, если его деятельность требует лицензии (абз. 3 п. 1 ст. 49). Процедура лицензирования касается отдельных видов деятельности, зачастую их могут осуществлять разные организации — коммерческие и некоммерческие (например, медицинские или образовательные услуги могут оказывать и учреждения здравоохранения и образования, и хозяйственные общества соответствующего профиля). Само право на лицензируемую деятельность возникает и может быть реализовано с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 3 ст. 49). До момента получения лицензии или указанного в ней срока ЮЛ не имеет такого права и не может его реализовать, но имеет и может осуществлять другие права (а именно те, которые не требуют лицензирования или уже обеспечены необходимыми лицензиями).

4. Правоспособность ЮЛ возникает в момент его создания (абз. 1 п. 3 ст. 49), который, в свою очередь, определяется по дню внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК). Внесение записи об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ означает прекращение и правоспособности, и самого ЮЛ (п. 4 ст. 57, п. 8 ст. 63 ГК).

Статья 49 ГК РФ. Правоспособность юридического лица

Новая редакция Ст. 49 ГК РФ

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

Комментарий к Ст. 49 ГК РФ

Гражданский кодекс в качестве общего правила для коммерческих организаций предусмотрел наличие у них общей правоспособности. Исключение составляют унитарные предприятия, а также некоторые иные коммерческие лица (банки, страховые организации и др.), которые в силу закона обладают специальной правоспособностью. Специальная правоспособность характерна и для некоммерческих юридических лиц.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами.

Читайте так же:  Образец заявления о признании жилья аварийным

Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168.

Сделки, совершенные иными коммерческими организациями в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.06.1996 N 6/8).

Другой комментарий к Ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи объем гражданской правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести гражданские обязанности) определяется его учредительными документами.

Отличительные особенности гражданской правоспособности юридических лиц заключаются в следующем:

— она возникает одновременно с гражданской дееспособностью с момента государственной регистрации юридического лица;

— она имеет целевой характер, так как организация по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют целям ее деятельности, закрепленным в законе и (или) учредительных документах данного юридического лица, и может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности.

2. Правоспособность юридических лиц может быть общей (универсальной) и специальной (ограниченной).

Общая (универсальная) правоспособность дает юридическим лицам возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Специальной (ограниченной) правоспособностью обладают лишь те организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или учредительными документами организации (п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Общей правоспособностью обладают коммерческие организации (см. комментарий к ст. 50), за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. ст. 113 — 115 ГК РФ), банков (согласно Закону о банках), фондовых бирж (в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг), страховых организаций (согласно Закону об организации страхового дела в РФ). Помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций специальной правоспособностью обладают и некоммерческие организации (см. комментарий к ст. 50).

3. Законом может быть ограничена форма осуществления некоторых видов деятельности. Например, ст. 4 Закона об аудиторской деятельности предусматривает, что аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Законом о банках установлено, что кредитная организация создается только в форме хозяйственного общества.

4. В случае совершения юридическим лицом сделок, выходящих за пределы его правоспособности (ultra vires), такие сделки признаются недействительными. При этом законодатель различает недействительность сделок, совершенных с выходом за пределы правоспособности юридического лица, специальная правоспособность которого установлена законом или иным нормативным правовым актом, и сделок, совершенных с выходом за пределы гражданской правоспособности, определенной учредительными документами организации (п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8). Первые в силу ст. 168 ГК являются ничтожными вне зависимости от того, известно было контрагентам данной организации о подобных ограничениях при заключении сделки или нет. Вторые согласно ст. 173 ГК являются оспоримыми, так как для признания подобных сделок недействительными необходимо доказать тот факт, что другая сторона сделки знала или должна была знать об имеющихся ограничениях гражданской правоспособности юридического лица.

5. Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК, п. 19 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8). Таким законом является Закон о лицензировании.

В соответствии со ст. 2 этого Закона лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензионным относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иначе чем посредством лицензирования.

Лицензирование осуществляется органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Возникающие при этом правоотношения являются по своей природе административно-правовыми, складывающимися в порядке государственного регулирования экономики. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 (СЗ РФ. 2002. N 9. Ст. 928; 2003. N 18. Ст. 1715) утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

Исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании. В соответствии с п. 3 ст. 17 введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон.

Статья 49. Правоспособность юридического лица

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде .

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2015 года Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 80-ФЗ.

Комментарий к статье 49 ГК РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи содержание и объем правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести обязанности) определяется с помощью двух критериев: цели деятельности и вида деятельности. Наличие цели деятельности, предусматриваемой в учредительных документах, является обязательным условием существования каждого юридического лица. При этом в понятие цели деятельности юридического лица вкладывается весьма широкий смысл — получение или неполучение прибыли в процессе своей деятельности (ст. 50 ГК).

По видам деятельности различаются две категории юридических лиц. Одни из них вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и соответственно иметь все гражданские права и нести обязанности, предусмотренные законом и иными нормативными актами. Такие юридические лица обладают общей правоспособностью.

Другие юридические лица вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их учредительных документах и соответствуют целям их создания. Гражданские права и обязанности таких юридических лиц должны соответствовать их уставной деятельности, а их правоспособность — иметь специальный характер (специальную правоспособность).

В первую категорию входят все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и других видов организаций, предусмотренных законом. К числу таких организаций относятся, например, банки и организации, занимающиеся страхованием.

Во вторую категорию входят все некоммерческие организации, а также коммерческие организации, исключенные из числа организаций, имеющих общую правоспособность.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Действие данной правовой нормы распространяется на юридические лица общей и специальной правоспособности. В настоящее время действует Закон о лицензировании.

2. В п. 2 комментируемой статьи закрепляется гарантия юридического обеспечения правоспособности юридического лица. Права юридического лица могут быть ограничены лишь случаях и в порядке, предусмотренных законом. Случаи и порядок возможного ограничения отдельных прав юридического лица предусматриваются обычно в законах, посвященных конкретным видам юридических лиц. Как правило, это имеет место при нарушении юридическими лицами действующих нормативных актов и правил, установленных в их учредительных документах, а также при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, затрагивающих интересы общества, например в случае войны. Так, Законом о ЦБ РФ за ЦБ РФ закреплено право в случае нарушения кредитной организацией требований федеральных законов и иных нормативных актов вводить запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до 1 года, а также на открытие филиалов на срок до 1 года (п. 4 ст. 74 указанного Закона).

Решение об ограничении прав, принятое уполномоченным органом государства, может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

3. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. в момент его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Порядок исключения, предусмотренный Законом о государственной регистрации, распространяется также на юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу этого Закона.

В п. 3 комментируемой статьи содержится также отдельная норма о сроке действия права юридического лица на осуществление деятельности, требующей получения лицензии.

Другой комментарий к статье 49 Гражданского Кодекса РФ

1. При характеристике граждан как возможных участников гражданских правоотношений в первую очередь говорится об их правоспособности и дееспособности.

Право- и дееспособность именуют правосубъектностью (иногда в составе правосубъектности выделяют также сделкоспособность, деликтоспособность, трансдееспособность).

Применительно к юридическим лицам такой подход неприемлем. «Рождение» юридического лица означает, что оно обладает правоспособностью и дееспособностью (а если выделять сделкоспособность, деликтоспособность и трансдееспособность, то, значит, и этими свойствами). По-иному быть не может. Поэтому в законе говорится о правоспособности юридического лица, а в юридической литературе в соответствующих случаях чаще всего — о правосубъектности юридического лица.

Правосубъектность суть не право, не сумма прав и не суммарное выражение полномочий, а социально-правовая способность лица. Сущность гражданской правосубъектности может быть охарактеризована как основанная на нормах гражданского права юридическая способность юридического лица быть участником гражданско-правовых отношений . Правоспособность юридического лица — это способность иметь гражданские права и нести гражданско-правовые обязанности.

———————————
Красавчиков О.А. Гражданская правосубъектность как правовая форма // Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права: Избранные труды: В 2 т. М.: Статут, 2005. Т. 2. С. 31 — 32.

2. В абз. 1 п. 1 комментируемой статьи закреплено общее правило о правосубъектности юридических лиц: она носит специальный характер (является специальной). Юридическое лицо может вступать лишь в те гражданско-правовые отношения, благодаря участию в которых достигаются цели деятельности, предусмотренные в учредительных документах («можно то, что разрешено»). Если, предположим, учредительными документами установлено, что данное юридическое лицо должно производить карандаши, то именно этим оно и может заниматься, но не оказанием образовательных услуг, выполнением работ и пр.

3. Из общего правила о специальной правосубъектности юридических лиц сделано исключение для коммерческих организаций (см. ст. 50 ГК и комментарий к ней). Они обладают общей (универсальной) правосубъектностью. Коммерческие организации могут заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом (здесь торжествует принцип «можно все, что не запрещено»). Здесь важно подчеркнуть, что запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными актами (п. 2 ст. 3 ГК). Поэтому в учредительных документах коммерческих организаций не требуется указывать предмет и определенные цели деятельности, хотя такие указания допустимы (см. п. 4 ст. 52 ГК и соответствующий комментарий).

Некоторые юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, все же обладают специальной правоспособностью (исключение из исключений):

— государственные и муниципальные унитарные предприятия;

— иные организации, если это предусмотрено законом.

Эти юридические лица могут заниматься только деятельностью, обозначенной в учредительных документах и соответствующих законах. К числу указанных «иных организаций» относятся, в частности, банки, страховые организации, товарные биржи и т.д.

4. Перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), содержится в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . В частности, в этом перечне указаны такие виды деятельности, как разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, разработка, испытание и ремонт авиационной техники, разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники и т.д.

Читайте так же:  Договор купли-продажи автотранспортных средств и прицепов к ним

———————————
Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

Положения указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с лицензированием, в том числе: использование атомной энергии; производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций; деятельность по проведению организованных торгов и т.д. Лицензирование этих (и некоторых других) видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (например, Федеральными законами от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и др.).

Кроме того, особенности лицензирования устанавливаются федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности, как оказание услуг связи, теле- и (или) радиовещание, частная детективная (сыскная) и частная охранная деятельность, а также образовательная деятельность.

Лицензирование осуществляется в рамках административно-правовых отношений. Однако оно имеет гражданско-правовой эффект. С получением лицензии у юридического лица появляется возможность заниматься деятельностью, указанной в специальном разрешении (лицензии). До этого момента в содержание правоспособности юридического лица возможность заниматься соответствующей деятельностью не входила.

5. При рассмотрении правил комментируемой статьи, как представляется, необходимо обратить внимание на неоднозначность терминов «цель деятельности», «предмет и цели деятельности», «виды деятельности». Нередко в них вкладывается разный смысл. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями. В качестве основной цели деятельности этих субъектов названо извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Поскольку это основная цель, постольку подразумевается наличие иных (неосновных, факультативных) целей деятельности.

Вместе с тем в соответствии со ст. 113 ГК РФ устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия. Если на этом акцентируется внимание в специальной норме об унитарном предприятии, значит, в данном случае под целью разумеется нечто иное, нежели извлечение прибыли. Впрочем, это не означает отказ от основной цели в смысле п. 1 ст. 50 ГК РФ — извлечения прибыли.

Понятие предмета деятельности в законе не дается. Однако указано, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК). При этом коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

По-видимому, в п. 1 ст. 2 ГК РФ содержится родовое понятие видов деятельности: предоставление имущества в пользование, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг. Под предметом деятельности унитарного предприятия можно понимать конкретизированный уставом перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься данное предприятие (например, осуществление оптовой и розничной торговли продуктами питания).

Цели такой деятельности не исчерпываются стремлением извлечь прибыль. Более того, с точки зрения социально-экономической (а иногда и юридической) это вообще не основная цель. Например, унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны (имеют целью) обеспечить сохранность вверенного им жилого фонда, создать гражданам надлежащие условия для проживания и т.д. Для достижения этих целей в предмет их деятельности включаются ремонт жилых домов и инженерного оборудования, уборка придомовой территории и т.д.

Когда в законе говорится о лицензировании, то также нередко имеются в виду различные понятия. Например, кредитная организация подлежит государственной регистрации и имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Таким образом, в данном случае, во-первых, налицо специальная правоспособность; во-вторых, правоспособность появляется с момента получения лицензии. В большинстве других случаев юридическое лицо правоспособно с момента создания, а получение лицензии только расширяет объем правоспособности.

6. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в комментируемую статью (в абз. 3 п. 1) включено указание, в соответствии с которым в случае, предусмотренном законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании членства в саморегулируемой организации или выданного самой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и требований в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» . В этом Законе указано, что членство в саморегулируемых организациях является добровольным (п. 1 ст. 5). Но здесь же предусмотрена возможность установления федеральными законами обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности (п. 2 ст. 5).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Обычно если закон предписывает обязательное членство в саморегулируемой организации, то соответствующее указание адресовано физическим лицам. Так, обязательное членство в саморегулируемых организациях устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» , согласно которому арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (ст. 20). Аналогичные правила содержатся в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» . Но здесь предусмотрена возможность осуществлять оценочную деятельность физическим лицом не только самостоятельно, занимаясь частной практикой, но и на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, который соответствует условиям, установленным ст. 15.1 этого Закона. Следовательно, юридическое лицо может участвовать в оценочной деятельности (заниматься ею «руками» оценщика) только при условии соблюдения требований, установленных нормами указанной статьи Закона (и ст. 16 этого же Закона).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

В силу ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация должна быть членом одной из саморегулируемых организаций (иначе ей нельзя заниматься аудиторской деятельностью).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2009. N 1. Ст. 15.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

В соответствии со ст. 55.20 Градостроительного кодекса РФ существует несколько видов национальных объединений саморегулируемых организаций (например, национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство). При этом национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательственного членства.

В соответствии с п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Таким образом, «отталкиваясь» от уже существующих отдельных указаний, «рассеянных» в отдельных законах, сформулировано общее правило о том, что объем правосубъективности юридического лица может зависеть от того, является ли оно членом определенной саморегулируемой организации и имеет ли выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ.

Очевидно, что подобные правила будут предусматриваться в законах и впредь. (Членство в саморегулируемой организации и указанный допуск вводятся вместо лицензирования.)

7. В абз. 1 п. 3 комментируемой статьи обозначены моменты возникновения и прекращения правосубъективности юридических лиц (см. об этом ст. 51 ГК и комментарий к ней).

Кроме того, в абз. 2 п. 3 определено, в какой момент происходит расширение объема правосубъектности юридического лица, если (а) для занятия определенной деятельностью требуется лицензия, либо (б) членство в саморегулируемой организации, либо (в) получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ.

Определен также момент, в который в соответствующих случаях прекращается право осуществлять определенного рода деятельность.

Обозревая всю совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу наделения правами заниматься определенными (отдельными, указанными в законе) видами деятельности, а также по поводу прекращения таких прав, как представляется, их можно разделить на три группы (уровни правового регулирования).

Наиболее общие правила даны в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи: право возникает соответственно с момента получения лицензии или в указанный в ней срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия лицензии, членства в саморегулируемой организации или свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Второй уровень правового регулирования образуют специальные нормы, которые, поскольку иное не установлено законом, распространяются на все случаи, когда требуется получение лицензии или членство в саморегулируемой организации либо получение свидетельства о допуске.

Так, в силу ст. 9 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности субъект, получивший лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Указано, какой день считается днем принятия решения. Предусмотрено, что лицензия действует бессрочно. Законом устанавливаются правила переоформления лицензии (в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования и т.п. (ст. 18)), а также довольно обстоятельно регламентируются отношения по поводу приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии (ст. 20).

Вместе с тем, как отмечалось, положения указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования использования атомной энергии, производства и оборота этилового спирта и т.д. (см. п. 4 настоящего комментария). Такие отношения регулируются специальными (разрозненными) нормами, которые определяют порядок (условия и пр.) лицензирования определенного вида деятельности (третий уровень правового регулирования). Например, порядок лицензирования банковских операций установлен Законом о банках и банковской деятельности.

Нечто подобное, хотя и менее детализированно, установлено и в отношении саморегулируемых организаций. Так, в силу ст. 7.1 Закона о саморегулируемых организациях лицо приобретает права члена саморегулируемой организации с даты внесения предусмотренных законом сведений о нем в реестр членов саморегулируемой организации. В отношении лиц, прекративших свое членство в организации, в реестре, кроме прочего, должна содержаться подлежащая размещению на официальном сайте информация о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения.

Разрозненные правила о членстве в саморегулируемых организациях формулируются в различных Законах («О несостоятельности (банкротстве)», «Об оценочной деятельности» и др.). В основном речь идет о членстве физических лиц в саморегулируемых организациях, однако, как отмечалось (п. 6 настоящего комментария), соответствующие нормы в некоторых случаях касаются и юридических лиц (например, в сфере оценочной деятельности).

В Градостроительном кодексе РФ достаточно обстоятельно регулируются отношения по поводу приема субъектов в члены саморегулируемой организации и прекращения членства (ст. ст. 55.6 — 55.7).

8. При нарушении установленных законом требований о допустимости отдельных видов деятельности только на основании лицензии, членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ наступает предусмотренная законом ответственность. Кроме того, юридическое лицо в таких случаях может быть ликвидировано по решению суда (см. подп. 2 п. 3 ст. 61 и соответствующие комментарии).

9. В п. 4 комментируемой статьи подчеркивается ведущая роль Гражданского кодекса РФ при определении гражданско-правового положения юридических лиц и порядка их участия в гражданском обороте. Соответствующие общие (наиболее важные, иногда исчерпывающие) правила содержатся именно в ГК РФ. Применительно к юридическим лицам отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридическим лицам, созданным для осуществления деятельности в определенных сферах, могут вводиться специальные правовые нормы, предусматривающие особенности гражданско-правового положения таких юридических лиц. Такие нормы могут вводиться только федеральными законами и иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ — п. 6 ст. 3 ГК). Причем и «другие» законы, и «иные» правовые акты должны соответствовать ГК РФ (п. 4 комментируемой статьи, п. п. 2 — 5 ст. 3 ГК).

В ряде случаев принятие специальных законов запрограммировано самим ГК РФ. Так, в силу п. 7 ст. 66 Кодекса особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

В ст. 97 ГК РФ сосредоточены основные правила о публичных акционерных обществах, в ее п. 7 (последнем) указано, что дополнительные требования к созданию и деятельности, а также прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются Законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах. Запрограммировано также принятие законов о производственных кооперативах (п. 2 ст. 106.1), о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 1 ст. 113), о негосударственных пенсионных фондах и т.д.

Справедливости ради надо отметить, что иногда нормы Гражданского кодекса «подгоняются» под нечто уже существующее. Так, в силу п. 3 ст. 123.15 ГК РФ положения Кодекса о некоммерческих организациях применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». (Такая «юридическая техника» в ГК представляется неприемлемой.)