Методика раздельного учета затрат по госконтрактам

Раздельный учет затрат по госконтрактам позволяет определить финансовый результат по каждому контракту. На что обратить внимание при разработке методики раздельного учета — узнаете из нашей статьи.

Нормативные документы в сфере исполнения госконтрактов

Для грамотного построения учета при исполнении госконтрактов их исполнителям необходимо учитывать требования следующей «контрактной» нормативки:

  • кодексов РФ — бюджетного, гражданского, налогового;
  • федеральных законов (от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках отдельными юрлицами и др.);
  • нормативных правовых актов (НПА) в сфере госзакупок (Президента и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» и т. д.);
  • НПА в сфере бухучета (ПБУ 9/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, и др.);
  • нормативных актов, учитывающих отраслевые и иные особенности деятельности организаций (порядок ведения раздельного учета результатов ФХД организациями, выполняющими госзаказ за счет средств федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, порядок раздельного учета затрат организаций водоснабжения, утв. приказом Минстроя и ЖКХ РФ от 25.01.2014 № 22/пр и др.).

Изучайте положения по бухучету, не покидая нашего сайта:

Как оформить положение по раздельному учету затрат?

Положение по раздельному учету затрат при исполнении госконтрактов является элементом учетной политики организации и может быть составлено в следующих формах:

  • в виде раздела учетной политики;
  • в форме приложения к учетной политике (например, с названием «Методика раздельного учета при выполнении госконтрактов»);
  • в качестве самостоятельного внутрифирменного учетного положения по раздельному учету;
  • отдельной инструкцией;
  • в иной, удобной для организации форме.

Независимо от способа оформления разработанный организацией порядок раздельного учета подлежит:

  • обязательному утверждению приказом (распоряжением) руководителя (п. 4 ПБУ «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н);
  • безусловному применению в рамках учетных процедур организации начиная с даты, указанной в распорядительном документе, утвержденном руководителем.

Знакомьтесь с алгоритмами оформления учетной политики с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Элементы организации раздельного учета по госконтрактам

Для разработки методики раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам требуется введение дополнительных счетов аналитического учета. При этом необходимо:

  • закрепить в учетной политике порядок кодировки счетов аналитического учета — данный аспект законодательством не регламентирован и разрабатывается организацией самостоятельно исходя из требуемой степени детализации с учетом отраслевой специфики (например: субсчет первого порядка включает наименование госконтракта, субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д.);
  • счета аналитического учета, введенные специально для цели раздельного учета, необходимо включить в рабочий план счетов — неотъемлемый элемент учетной политики каждой организации.

За основу разработки раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам берутся специализированные методики и инструкции (в том числе отраслевые) — это позволяет учесть особенности деятельности организации и специфичные требования в учетных «контрактных» вопросах.

Например, правила ведения раздельного учета по госконтрактам, финансируемым за счет средств федерального бюджета (постановление № 47), предусматривают следующие требования:

  • общеорганизационные — учет затрат по каждому госконтракту осуществляется раздельно;
  • оформительно-документальные — первичка составляется на предусмотренное в госзаказе отдельное изделие (или группу изделий), работу, услугу;
  • группировочно-аналитические — фактические затраты отражаются в специальных аналитических регистрах;
  • методические — содержат перечень включаемых в себестоимость продукции затрат и порядок их учета;
  • итогово-отчетные — финансовый результат по госконтракту исчисляется в виде разницы между договорной ценой и фактическими затратами, сформированными в соответствии с п. 3 указанного порядка.

О требованиях к учету затрат по госконтрактам согласно п. 3 постановления № 47 узнайте из следующего раздела.

Алгоритм учета затрат при выполнении госконтракта и иные важные аспекты

Фактические затраты по госконтракту, выполняемому за счет средств федерального бюджета группируются на (постановление № 47):

  • прямые (МПЗ, услуги производственного контракта и др.) — они включаются непосредственно в себестоимость продукции, выпускаемой по госзаказу;
  • накладные (управленческие, общезаводские и др.) — их включение в себестоимость производится пропорционально прямым затратам, количеству продукции и иным показателям, характеризующим продукцию, изготовляемую по госзаказу, и иную продукцию, выпускаемую предприятием;
  • коммерческие (сбытовые) — они включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции (прямые затраты + накладные расходы).

В положении о раздельном учете также должны найти отражение и иные важные аспекты:

  • формы применяемых учетных документов (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) и аналитических регистров учета (ведомость затрат на производство, карточка фактических затрат по калькуляционным статьям затрат и др.);
  • описание технологии документооборота, связанного непосредственно с исполнением госконтракта;
  • сроки и формы отчетности по гособоронзаказу;
  • порядок контроля выполнения алгоритмов раздельного учета при исполнении госконтракта;
  • иные аспекты.

С разработанным порядком раздельного учета по госконтрактам необходимо ознакомить всех причастных исполнителей и должностных лиц организации.

Методика раздельного учета затрат разрабатывается самостоятельно организацией и утверждается приказом или распоряжением руководителя.

При ее разработке необходимо учитывать общие требования законодательства в учетных вопросах исполнения госконтрактов, а также специфические аспекты (особенности деятельности организации, отраслевые нюансы и др.).

Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу

Раздельный учет по гособоронзаказу исполнитель обязан вести по каждому контракту. Какие нормативные документы регламентируют учетные нюансы гособоронзаказа и как организовать такой учет, узнайте из нашей статьи.

Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу?

Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:

  • головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8);
  • исполнители — лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем (подп. 16 п. 2 ст. 8).

Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:

Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?

Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:

  • поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:

  • осуществляются для федеральных нужд;
  • производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.

Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:

  • предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
  • при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
  • формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
  • учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.

Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:

  • отчитаться перед заказчиком;
  • обосновать расходование бюджетных средств.

Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?

Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:

  • 20 «Основное производство» — для учета прямых затрат по ГОЗ;
  • 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — для косвенных расходов, осуществляемых в рамках выполнения ГОЗ;
  • 90 «Выручка» и иные счета (44, 91 и др.).

Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:

  • аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
  • аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).

К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».

Как вести учет расходов по гособоронзаказу?

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:

  • весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
  • ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
  • по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:

  • на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
  • содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
  • исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
  • рационализаторство и изобретательство;
  • охрану труда и содержание пожарной службы;
  • иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).

В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):

  • расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
  • рекламные и представительские расходы;
  • расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.
Читайте так же:  Пенсионер должен ли платить алименты

В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.

Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.

Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.

Для грамотной настройки «1С» необходимо:

  • расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
  • занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
  • определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
  • осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.

Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.

Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.

О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов» .

Как оформить приказ на ведение раздельного учета у ИП на ЕНВД и УСН?

Пришло требование после которого счет заблокировали! Позвонив, узнал, что нужны приказы на раздельное ведение деятельности и прислать их!

Вопрос в следующем, как оформить приказы образец?

Цитата (BezPDD): Пришло требование после которого счет заблокировали! Позвонив, узнал, что нужны приказы на раздельное ведение деятельности и прислать их!

Вопрос в следующем, как оформить приказы образец?

Добрый день!
Когда Вы задаёте вопрос, не забывайте, пожалуйста, о правилах форума. Напомню: мы стремимся создать на нашем форуме доброжелательную атмосферу. Поэтому у нас принято здороваться, или говорить «спасибо», или «пожалуйста». Уважительное отношение к форумчанам, экспертам и модераторам — требование правил форума.

Пожалуйста, не создавайте новую тему с таким же вопросом. На Ваш вопрос Вам ответят здесь, в этой теме.

Раздельный учет расходов и выручки при поставках продукции в рамках исполнения гособоронзаказа

Организация занимается оптовой торговлей (общая система налогообложения). Она является торговой, бухгалтерский учет по основной деятельности ведется с использованием счетов 41 и 44. Как организации организовать раздельный учет расходов и выручки при поставках продукции в рамках исполнения гособоронзаказа? Как это отразить в налоговом и бухгалтерском учете? Нужно ли это отражать в отчетности и в какие органы ее сдавать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Фактические затраты по гособоронзаказу группируются исполнителем в регистрах аналитического учета в соответствии с Правилами N 47 и Порядком N 200 по каждому государственному заказу и виду продукции. Для целей ведения раздельного учета и формирования финансового результата по каждому гособоронзаказу исполнителю целесообразно ввести дополнительные субсчета к используемым счетам бухгалтерского учета.

Конкретная методика ведения раздельного учета является элементом учетной политики организации.

Положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) при поставке товаров по гособоронзаказу.

Обоснование вывода:

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа (далее — гособоронзаказ), установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон N 275-ФЗ).

В обязанности головного исполнителя, исполнителя (далее — обобщенно «исполнитель») входит ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8, п. 11 ч. 1 ст. 10 Закона N 275-ФЗ, пп. «г» п. 7 Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1275). Следует отметить, что Закон N 275-ФЗ не регламентирует порядок ведения такого раздельного учета исполнителями.

Бухгалтерский учет

В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете исполнитель ведет учет доходов и расходов в порядке, установленном ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) и ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99). Конкретная методика ведения раздельного учета является элементом учетной политики организации (п. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 5, 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 2, 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Для разработки такой методики, кроме общих положений бухгалтерского учета, исполнителю гособоронзаказа следует руководствоваться:

— Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (далее — Правила N 47);

— Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 (далее — Порядок N 200) (п. 4 Порядка N 200, постановление ФАС Московского округа от 10.04.2012 N Ф05-2946/12 по делу N А40-65299/2011 (определением ВАС РФ от 18.06.2012 N ВАС-7861/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра)).

Целью Порядка N 200 является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству. Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по гособоронзаказу (п.п. 2, 5 Порядка N 200).

На основании п. 1 Правил N 47 организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу. При этом п. 5 Порядка N 200 предписывает осуществлять учет затрат, связанный с его выполнением, отдельно по каждому виду продукции.

Пунктом 4 Правил N 47 установлено, что финансовый результат определяется как разница между договорной ценой, предусмотренной в государственном заказе (ценой реализации), и фактическими затратами, исчисленными согласно п. 3 настоящих Правил.

В свою очередь, согласно п. 3 Правил N 47 фактические затраты группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.) в следующем порядке:

прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, отчисления на социальные нужды и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по государственному заказу продукции;*(1)

накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно-управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иную продукцию, выпускаемую организацией;

коммерческие расходы (расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции) включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции, выпускаемой по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иной продукции, выпускаемой организацией. Производственная себестоимость включает в себя прямые затраты и накладные расходы.

Полагаем, для торговой организации в прямые затраты включается фактическая себестоимость товаров, сформированная на счете 41 «Товары» (п.п. 2, 5, 6, 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов)). Исходя из Плана счетов накладные и коммерческие расходы торговой организации представляют собой издержки обращения, то есть расходы, отраженные на счете 44 «Расходы на продажу».

При этом исполнителю необходимо учитывать состав и содержание возможных статей затрат, формирующих полную себестоимость поставляемой по контракту продукции оборонного назначения, расшифровка которых приведена в Порядке N 200.

Информация о доходах и расходах от реализации товаров, в том числе по гособоронзаказу, обобщается исполнителем на счете 90 «Продажи». Планом счетов предусмотрено, что аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров (продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др.). Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Как указано выше, фактические затраты по гособоронзаказу группируются исполнителем в регистрах аналитического учета (п. 3 Правил N 47). При этом для целей ведения раздельного учета и формирования финансового результата по каждому гособоронзаказу исполнителю целесообразно ввести дополнительные субсчета, в частности, к счету 44, например:

субсчет 1 «Расходы на продажу товаров в рамках гособоронзаказа 1»;

Читайте так же:  Договор монтаж системы видеонаблюдения

субсчет 2 «Расходы на продажу товаров в рамках гособоронзаказа 2»;

субсчет 3 «Расходы на продажу товаров прочим покупателям».

Кроме того, исполнитель может ввести дополнительные субсчета к счету учета продаж, например:

90-1-1 «Выручка по гособоронзаказу 1»;

90-1-2 «Выручка по гособоронзаказу 2»;

90-1-3 «Выручка от прочих операций»;

90-2-1 «Фактические затраты по гособоронзаказу 1»;

90-2-2 «Фактические затраты по гособоронзаказу 2»;

90-2-3 «Себестоимость прочих продаж»

Таким образом, в общем виде проводки у исполнителя в рамках выполнения гособоронзаказа 1 могут выглядеть следующим образом (для упрощения примера НДС не учитываем):

Дебет 51, субсчет «Отдельный счет, открытый по Закону N 275-ФЗ» Кредит 62
— поступила предоплата по контракту;

Дебет 62 Кредит 90-1-1
— произведена поставка товара по контракту 1 по договорной цене;

Дебет 90-2-1 Кредит 41
— списана себестоимость поставленного товара;

Дебет 90-2-1 Кредит 44-1
— списаны расходы на продажу товаров по контракту 1;

Дебет 51, субсчет «Отдельный счет, открытый по Закону N 275-ФЗ» Кредит 62
— произведен окончательный расчет по контракту 1.

Сальдо между субсчетами 90-1-1 и 90-2-1 (на условиях примера) образуют финансовый результат по конкретному гособоронзаказу.

Что касается бухгалтерской отчетности, то финансовые результаты деятельности организации за отчетный период характеризует Отчет о финансовых результатах (далее — Отчет) (п. 21 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (далее — ПБУ 4/99)).

Доходы и расходы организации отражаются в Отчете с подразделением на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие (п. 22 ПБУ 4/99). Более детальная конкретизация доходов и расходов производится исходя из уровня их существенности. Те показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы показывать их в отдельной строке Отчета, могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к нему (п. 2 Примечаний к Приложению 1 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, далее — Приказ N 66н).

Существенные показатели Отчета должны быть отражены обособленно. Для этого Отчет необходимо дополнить новыми строками. Уровень существенности каждая организация устанавливает самостоятельно, отразив соответствующие условия в учетной политике.

Отметим, что независимо от установленного уровня существенности при осуществлении нескольких видов деятельности выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов в общем объеме доходов организации за отчетный период, должны показываться в Отчете по каждому виду в отдельности (п. 18.1 ПБУ 9/99). В этом случае в Отчете заполняется и соответствующая каждому виду дохода часть расходов (п. 21.1 ПБУ 10/99).

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

На основании данных налогового учета не определяется правильность формирования себестоимости работ, выполняемых по гособоронзаказу. Поэтому, на наш взгляд, положения Правил N 47 и Порядка N 200 применяются только для целей бухгалтерского учета затрат на выполнение работ и определения финансового результата по государственному заказу. Косвенно данную позицию подтверждает, например, письмо Минфина России от 11.12.2012 N 03-03-06/1/646. Из анализа решения Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2012 N А60-39850/2012 также можно сделать вывод, что налоговый орган и суд посчитали, что Порядок N 200 и Правила N 47 регулируют порядок учета затрат в бухгалтерском учете. В налоговом же учете должны применяться нормы НК РФ. В постановлении ФАС Московского округа от 21.05.2014 N Ф05-3987/14 по делу N А40-49533/2013 указано, что, увеличив стоимость продукции, исполнитель гособоронзаказа нарушил нормы НК РФ только в части документальной подтвержденности затрат.

Положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) при поставке продукции по гособоронзаказу. Согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Например, ведение раздельного учета для целей налогообложения предусмотрено при осуществлении налогоплательщиком операций в рамках целевого финансирования, целевых поступлений, при осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, при применении пониженных ставок налога и др. обстоятельствах (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251, п. 4 ст. 261, ст. 284, 321, 332 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

29 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Под продукцией в целях Закона N 275-ФЗ понимаются товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу (ст. 1, п. 1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).

Раздельный учет НДС: новая методика в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

В программе «1С:Бухгалтерия 8» ред. 3.0 появился новый механизм. С помощью него можно сразу выбрать способ учета входного НДС в момент ввода первичного документа в базу. О том, как новый алгоритм раздельного учета упростит работу бухгалтеру, и как его использовать на практике, вы узнаете из статьи методистов фирмы «1С».

Обязанность вести раздельный учет НДС

Если в одном налоговом периоде налогоплательщик осуществляет облагаемые и не облагаемые НДС операции, то в соответствии со статьями 149 и 170 НК РФ он обязан вести раздельный учет. Из этого правила есть исключение. Раздельный учет можно не вести, если в налоговом периоде доля расходов на операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), не превысила 5 процентов общей суммы совокупных производственных расходов. Если налогоплательщик не ведет раздельный учет, будучи обязанным это делать, то входной НДС он не сможет ни принять к вычету, ни учесть в сумме расходов по налогу на прибыль (абз. 8 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Кроме этого, следует раздельно учитывать суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), которые используются в операциях, облагаемых по ставке 0 процентов (п. 3 ст. 172 НК РФ).

Нынешний способ раздельного учета НДС в программах «1С»

Вести раздельный учет в «1С:Бухгалтерии 8» можно уже с первой редакции программы. Организован он следующим образом.

В течение налогового периода входной НДС аккумулируется на счете 19. Если НДС необходимо включить в стоимость, то в документе поступления указывается, что НДС включается в стоимость. В этом случае НДС на 19 счете не отражается.

В конце квартала создается документ Распределение НДС косвенных расходов. С помощью этого документа НДС по косвенным расходам распределяется автоматически. Распределение НДС по поступившим основным средствам, НМА и расходам будущих периодов в данном алгоритме не поддерживается.

Новая методика раздельного учета НДС

У счета 19 НДС по приобретенным ценностям появилось новое субконто Способ учета НДС.

С его помощью раздельный учет НДС станет более наглядным. Субконто может принимать одно из четырех значений:

Принимается к вычету;

Учитывается в стоимости;

Для операций по 0%;

Дополнительное субконто Способ учета НДС добавлено почти в 20 документов учетной системы.

Таким образом бухгалтер уже в момент ввода первичных документов может самостоятельно выбрать, куда отнести НДС по каждому поступлению товаров (работ, услуг).

Это сделает учет НДС более прозрачным и наглядным, поскольку позволит отследить движение входного НДС в любой момент времени, не дожидаясь конца налогового периода.

Настройки параметров учета для работы по новой методике

Если в деятельности организации появляются экспортные операции или операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то в программе необходимо внести изменения в Учетную политику.

Для этого на закладке НДС необходимо установить флаг: Организация осуществляет реализацию без НДС или с НДС 0 процентов.

Чтобы появилась возможность выбора способов учета НДС согласно новой методике, должен быть установлен флаг Раздельный учет НДС на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

В настройках параметров учета на закладке НДС тоже должен быть установлен флаг Учет сумм НДС ведется:…По способам учета.

Выбор способа учета НДС при поступлении товаров

Изменился внешний вид документа Поступление товаров и услуг с появлением дополнительного субконто Способ учета НДС на счете 19. В табличной части документа отдельно для каждой вводимой номенклатурной позиции добавлен реквизит Способ учета НДС (см. рис. 1).

Рис. 1. Новый вид документа «Поступление товаров и услуг»

Это связано с тем, что поступающие ценности, отраженные в одном документе, могут учитываться по-разному для целей раздельного учета НДС.

Для того чтобы в документе Поступление товаров и услуг значение Способа учета НДС заполнялось автоматически, можно в регистре сведений Счета учета номенклатуры установить значение Способа учета НДС по-умолчанию.

Кроме этого, можно воспользоваться групповой обработкой табличной части списка товаров (кнопка Изменить) и установить Способ учета НДС одновременно для указанного списка товаров.

Посмотрим на примерах, какие проводки сформирует документ Поступление товаров и услуг в зависимости от выбранного значения нового субконто. Проводки документа, сформированного со значением субконто Принимается к вычету, не будут отличаться от проводок, которые формировались при прежней методике раздельного учета, за исключением того, что к 19 счету добавляется третье субконто.

Читайте так же:  Мировой суд г цхинвал

Если в значении субконто будет указано Учитывается в стоимости, то сумма НДС будет учтена в стоимости приобретаемых ценностей, после того как пройдет транзитом через 19 счет. В прежней методике счет 19 задействован не был. Теперь сформируются следующие проводки:

Дебет 41 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 41 Кредит 19

Отражать НДС, включенный в стоимость товаров, транзитом через 19 счет полезно в учетных целях. Это позволит определить совокупную сумму НДС, включенного в стоимость, и проанализировать данные. Кроме того, эта сумма впоследствии потребуется для заполнения графы 4 Сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащая вычету Раздела 7 Налоговой декларации по НДС. Используя соответствующие обороты по 19 счету, графу 4 Раздела 7 теперь заполнить не составит труда.

НДС, учтенный на 19 счете со значением субконто Для операций по 0 %, будет принят к вычету только после выполнения операции Подтверждение нулевой ставки НДС. При этом в бухгалтерском учете сформируются следующие проводки:

Дебет 41 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Если по каким-то причинам в субконто Способ учета НДС будет указано иное значение, то после реализации данного товара по ставке 0 процентов, НДС будет автоматически восстановлен. Субсчет 19.07 «НДС по товарам, реализованным по ставке 0 % (экспорт)» в новой методике не задействуется.

Если выбрано субконто Распределяется, то именно сумма НДС, учтенная на счете 19 с этим значением субконто, будет в дальнейшем обрабатываться документом Распределение НДС.

Последующая корректировка способа учета НДС

Способ учета НДС, указанный при поступлении товаров, может корректироваться в дальнейшем другими документами. Например, способ учета НДС, указанный при поступлении как Принимается к вычету, можно скорректировать в документе Перемещение товаров и указать Учитывается в стоимости.

Можно поменять способ учета НДС при передаче материалов в производство.

Счета учета затрат и способ учета НДС можно указать как в табличной части документа Требование-накладная, так и на отдельной закладке Счет затрат (см. рис. 2).

Рис. 2. Корректировка выбранного способа учета НДС

При проведении документа Реализация товаров и услуг в программе выполняется проверка соответствия текущего способа учета НДС ставке НДС в документе реализации, и также при необходимости корректируется способ учета НДС. Уточнять Способ учета НДС можно до тех пор, пока ценность не списана.

Обратите внимание: после того, как НДС был распределен, Способ учета НДС уже поменять нельзя!

Выбор способа учета НДС при приобретении ОС и НМА

При поступлении основного средства на закладке Оборудование нужно указать Способ учета НДС в зависимости от предполагаемого использования основного средства (см. рис. 3).

Рис. 3. Выбор способа учета НДС в документе «Поступление товаров и услуг»

Установленный способ учета НДС можно изменить в документе Принятие к учету ОС. Аналогичным образом можно указать Способ учета НДС при поступлении и при принятии к учету нематериальных активов (НМА).

Распределение НДС в соответствии с новой методикой

Рассмотрим, как происходит непосредственно процесс распределения НДС. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 19 НДС по приобретенным ценностям до распределения НДС изображена на рисунке 4.

Рис. 4. Оборотно-сальдовая ведомость до распределения НДС

По сути, ОСВ по счету 19 теперь является налоговым регистром раздельного учета НДС, где максимально просто и наглядно отображены суммы НДС с различными способами учета. До проведения регламентных операций по распределению НДС и формированию записей книги покупок сальдо на счете 19 не закрыто. Исключение составляет НДС, который учитывается в стоимости: он проходит через 19 счет транзитом.

Таким образом, основная нагрузка по распределению НДС перенесена на первичные документы, а работа с документом Распределение НДС сведена к минимуму и носит формальный характер, поскольку база распределения (выручка) известна, известна и сумма распределяемого НДС. По сравнению с предыдущим вариантом документа теперь табличная часть располагается на одной закладке, где можно видеть сразу всю информацию по распределению НДС.

Особенностью использования документа Распределение НДС является его применение для основных средств и нематериальных активов. Распределение НДС работает в двух режимах:

если мы создаем и заполняем документ в первом или втором месяце квартала, то в него попадает только выручка первого или второго месяца: распределение НДС происходит только по ОС и НМА, принятым к учету, соответственно, в первом или втором месяце квартала;

если мы формируем документ в третьем месяце квартала, то в него попадает выручка всего квартала, происходит распределение НДС по всем ценностям, а также по ОС и НМА, принятым к учету в третьем месяце квартала (см. рис. 5).

Рис. 5. Период в документе «Распределение НДС»

Заметьте: согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик имеет право выбирать способ расчета пропорции по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным в первом или во втором месяце квартала, из двух возможных – по итогам квартала или по итогам соответствующего месяца.

В настоящее время в «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0 реализована только методика расчета пропорции по основным средствам и нематериальным активам по итогам месяца принятия к учету. Именно этот способ и следует закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения.

В результате проведения документа Распределение НДС сформируются следующие проводки:

Дебет 19 Принимается к вычету Кредит 19 Распределяется

Дебет 19 Учитывается в стоимости Кредит 19 Распределяется

Дебет 19 Для операций по 0% Кредит 19 Распределяется

Дебет 20 Кредит 19 Учитывается в стоимости

Распределяемый НДС теперь переместился на 19 счет с новыми значениями субконто:

Принимается к вычету;

– Учитывается в стоимости;

– Для операций по 0%.

НДС, который учитывается в стоимости, сразу же списывается на счета учета затрат. Соответствующие проводки появляются и в отношении распределяемого НДС по ОС и НМА, принятых к учету. Кроме этого, корректируются записи специальных регистров, так как меняются первоначальные сведения и параметры амортизации ОС и НМА.

Раздельный учет НДС по расходам будущих периодов

Новая методика раздельного учета НДС подойдет также и в ситуации, когда поступившие в организацию ценности бухгалтер будет списывать не сразу, а равномерно в течение определенного периода времени. Такие ценности будут учитываться в качестве объектов расходов будущих периодов (РБП).

В документе поступления на закладке Услуги указывается счет учета 97.21 Прочие расходы будущих периодов и Способ учета НДС аналогично всем другим видам документов поступления. В карточке счета 97.21 надо указать наименование, первоначальную сумму, вид расхода и прочие параметры списания.

Если документ поступления пришелся на первый или второй месяцы квартала, то никаких изменений в алгоритме списания РБП не происходит. После распределения НДС в конце квартала (если указано, что НДС по РБП Распределяется) программа сформирует следующую проводку:

Дебет 97.21 Кредит 19.03

– отнесена на РБП сумма НДС

Теперь при проведении регламентной операции Списание расходов будущих периодов программа проанализирует по каждому РБП сальдо счета 97.21 и оставшийся срок списания. Сумма ежемесячного расхода будет рассчитана заново.

Обратите внимание: первоначальная сумма, указанная в карточке РБП, в дальнейшем не используется и не корректируется, а носит сугубо справочный характер.

Новый алгоритм распределения НДС со ставкой 0 процентов

Теперь при реализации на экспорт входной НДС из каждого документа поступления не распределяется на каждую реализацию, как было раньше. Определяется общая сумма НДС, подлежащая распределению, и разносится по документам реализации методом ФИФО. Изменение алгоритма позволяет уменьшить количество проводок и сократить время проведения документа.

После того как НДС рапределен, а в Книге покупок сформирована соответствующая запись, ОСВ по 19 счету будет выглядеть следующим образом (см. рис. 6).

Рис. 6. ОСВ по 19 счету после распределения НДС

Сальдо для операций по реализации по ставке 0 процентов осталось незакрытым.

Дальнейший порядок действий с «экспортным» НДС не изменился. После того, как будет собран полный пакет документов, подтверждающих реализацию на экспорт, надо сформировать давно знакомые документы;

Подтверждение нулевой ставки НДС;

Формирование записей книги покупок в режиме Предъявлен к вычету НДС 0%.

Обратите внимание: на сегодня пользователи имеют возможность как перейти на новую методику раздельного учета, так и остаться на старой. Для перехода на новую методику нужно:

проверить актуальность установленного релиза программы;

при создании Учетной политики на 2014 год вместе с флагом Организация осуществляет реализацию без НДС и с НДС 0 % установить и флаг Раздельный учет НДС на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

открыть Помощник по учету НДС за первый квартал нового года и выполнить автоматическую операцию перехода на новую методику (будут сформированы необходимые движения по конвертации остатков специальных регистров).

Новая методика, безусловно, потребует от бухгалтера определенной аналитической работы и, возможно, разработки внутренних инструкций, касающихся принятия решений по заполнению нового субконто. Зато результат такого учета будет достоверным, наглядным, а уровень автоматизации повысится.