Методическая разработка по биологии (5 класс) на тему:
Шаблоны для выполнения лабораторных работ в 5, 6 классах по биологии.

Обучающиеся 5, 6 класса еще очень медленно пишут, поэтому на оформление лабораторных работ уходит много времени, драгоценного времени, при 1 часе биологии в неделю. Я нашла выход и хочу поделиться с коллегами. Предлагаю примеры шаблонов для лабораторных работ. Я их просто распечатываю каждому ребенку, они выполняют, сдают на проверку. Эти шаблоны нужно подшивать и хранить вместо тетрадей для лабораторных работ, т.к. при любой проверке их требуют предъявить.

Предварительный просмотр:

ФИ________________________________________________, 5 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №1

Тема: «Изучение строения увеличительных приборов»

Цель: научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа, штативная лупа, микроскоп, ткани плодов томата, арбуза, готовые микропрепараты.

  1. Рассмотрите лупу. Назовите ее основные части. Подпишите эти части на рисунке.
  1. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть помидора. Сделайте рисунок.
  1. Рассмотрите мякоть помидора под лупой. Сделайте рисунок.

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные его части. Подпишите эти части на рисунке.

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Зарисуйте увиденное.

  1. На стр. 18. Учебника прочитайте правила работы с микроскопом. Отработайте эти правила.
  2. Вывод по работе.

Лупа служит для______________________________________________________________

Микроскоп служит для_________________________________________________________

ФИ________________________________________________, 5 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №2

Тема: «Знакомство с клетками растений»

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: лупа, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, ткани плодов томата, арбуз.

Задание 1. Рассматривание кожицы лука.

  1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука. (Правило прочитайте на стр. 23 учебника)
  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом сначала на малом увеличении, затем на большом.
  3. Зарисуйте клетки кожицы лука.
  1. Вывод. Клетки кожицы лука имеют:________________________________________

Задание 2. Рассматривание клеток томата под микроскопом.

  1. Приготовьте микропрепарат мякоти плода томата. (Правило прочитайте на стр. 24 учебника)
  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом сначала на малом увеличении, затем на большом.
  3. Отметьте цвет клетки. Почему капля воды изменила свой цвет и от чего это произошло? Зарисуйте клетки мякоти томата.
  1. Вывод. Клетки мякоти томата имеют:______________________________________

ФИ________________________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №1

Тема. «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»

Цель : Изучить внешнее строение цветкового и спорового растения.

Оборудование. Лупа ручная, микроскоп, препаровальная игла, предметное стекло, белый лист бумаги. Растение пастушья сумка, папоротник, семена любого растения.

1.Рассмотрите цветковое растение.

2.Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

3.Определите, где находятся цветки и плоды.

4.Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

5.Рассмотрите плоды, определите их количество._______________

1.Рассмотрите лист папоротника.

2.Найдите на нижней поверхности листа коричневые бугорки.

3.Потрясите слегка лист папоротника над листом бумаги. Споры высыплются.

4.Рассмотрите споры под лупой и под микроскопом. Зарисуйте их.

5.Сравните размеры спор с семенами редиса.

ФИ________________________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №2

Тема. « Знакомство с клетками растений.»

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование : лупа ручная, микроскоп, пинцет, пипетка, предметное стекло, покровное стекло., бинт. Часть луковицы, томата (арбуза)

1.Приготовьте микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (арбуза) отделите препаровальной иглой маленький комочек мякоти плода и положите его в капельку воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой мякоть в капле воды и накройте покровным стеклом.

2.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки.

Рассмотрите препарат при малом и большом увеличении. Зарисуйте

3.Отметьте цвет клетки. Поясните, почему капля воды изменила свой цвет и отчего это произошло.

4. Вывод. Клетки мякоти томата имеют:_____________________________

1.Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней стороны поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.

2.Положите её в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

3.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.

3.Рассмотрите клетку при большом увеличении.

4.Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите её части.

5. Вывод. Клетки кожицы лука имеют:_____________________________

ФИ________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №3

Тема. «Изучение строение семян двудольных растений. Семя фасоли»

Цель. Изучить внешнее и внутренне строение семени двудольного растения

Оборудование : Лупа ручная, препаровальная игла. Боб фасоли с семенами. Набухшие семена фасоли.

1.Рассмотрите плоды фасоли -бобы. Расскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена -фасолины.

2.Рассмотритее внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску.

3.Найдите рубчик и семявход.

4.Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру

5.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.

6.Определите, в какой части семени находятся запасные питательные вещества.

Лабораторная работа по окруж. миру «Изучение таяния льда» (2 класс)

Выбранный для просмотра документ бланк лабораторной работы.docx

Лабораторная работа № ___

учени_____ 2 «___» класса

Тема «Изучение таяния льда »

(до погружения льда)

Температура воды (после таяния льда)

Время таяния льда

Вывод из лабораторной работы:

Гипотеза _______________________________ (подтверждена или опровергнута)

Оцени свою работу:

Что ты узнал нового? ____________________________________________________________________

Что ты научился делать? __________________________________________________________________

Оцени степень своего участия в работе в группе ____________

Ты доволен результатами своей работы? ___________________

Если не доволен, то почему ___________________________________________

Выбранный для просмотра документ конспект лабораторной работы.doc

Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Предмет: Окружающий мир

Тема: Лабораторная работа по теме «Изучение таяния льда».

Используемое ПО: компьютер учителя, интерактивная доска, проектор, .модульная система экспериментов Prolog

Цель урока: активизировать познавательную деятельность учащихся;

Личностные: формирование мотивации младших школьников к познанию природы; обсуждать в группах полученные результаты измерений и исследований;

Метапредметные: формирование у учащихся умений сравнивать, сопоставлять, экспериментировать; характеризовать агрегатные состояния воды; выдвигать гипотезы; объяснять влияние температуры окружающей среды на процесс таяния льда; использовать таблицы для фиксирования и обобщения полученных данных.

Предметные: приобретение опыта работы с измерительными приборами.

Форма проведения: групповая

— усвоение сведений о разных агрегатных состояниях воды; температуре замерзания воды и плавления льда;

— владение базовым понятийным аппаратом («опыт», «наблюдение», «вода», «лёд», «температура замерзания воды», «температура плавления льда», необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных дисциплин;

— умение проводить и наблюдать опыты по измерению положительной и отрицательной температуры воды.

Оборудование: Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий PROLog , 2 стакана с холодной водой № 1, тёплой водой № 2, термос, лёд в контейнере, ложка, бланк.

Ход выполнения работы:

На интерактивной доске слайд 1

Сегодня мы выполняем лабораторную работу.

Прочитайте текст. О чём вы прочитали?

Предлагаю посмотреть видеоролик из интернета «Ледоход на реке Енисее».

Для того, чтобы увидеть таяние льда совсем необязательно дожидаться ледохода. Наблюдать за превращением льда в воду можно прямо в классе. Именно этот опыт тебе предстоит выполнить сегодня на уроке.

Сформулируйте тему лабораторной работы.

Прежде чем мы приступим к лабораторной работе, предлагаю поговорить о том, в каком состоянии может находиться вода? Приведите примеры. Какая особенность твёрдых тел? (тела имеют определенную форму и меняют свою форму только под внешним воздействием).

Какая особенность жидких тел? (жидкости своей постоянной формы не имеют. Они принимают форму сосуда, в который их поместили).

Какая особенность газообразных тел? (газы не имеют формы, они распространяются во все стороны и заполняют весь объем помещения или сосуда).

Как называется процесс перехода твёрдого состояния в жидкое? (таяние). А при какой температуре твёрдый лёд будет таять и превращаться в воду? (выше 0 градусов). Лёд – твёрдое тело. Что поможет изменить состояние вещества и превратить лёд в воду? (нагревание).

Для лабораторной работы приготовлены 2 стакана: с тёплой и холодной водой. Как вы думаете, в какой воде лед тает быстрее? Давайте выдвинем гипотезу и экспериментальным путём подтвердим или опровергнем наше предположение.

В ходе лабораторной работы мы сможем решить данную проблему.

Для исследования необходимо собрать лабораторную установку.

Цифровая лаборатория «Модульная система экспериментов Prolog »

Понадобится: модуль питания, графический модуль отображения информации, два кабеля USB .

Помощники возьмут с подноса по два стакана с водой (теплой и холодной).

Ознакомьтесь с бланком лабораторной работы. Посмотрите, какие графы вам нужно заполнить.(бланк приложен к конспекту урока)

Опираясь на какую колонку мы сможем доказать свою гипотезу?

Перед выполнением лабораторной работы ознакомьтесь с правилами безопасности.

Выполняй все указания педагога, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.

Размещай оборудование и материалы на рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их опрокидывание или падение.

При подключении измерительных и вспомогательных модулей в цепь не допускай перекручивания соединительных проводов.

Начинать работу можно только с разрешения педагога.

Будь внимателен и осторожен при работе с жидкостями.

Какие есть у вас вопросы по безопасности?

Собираем лабораторную установку.

Нажмите кнопку «Инструменты». Задайте продолжительность работы подсветки дисплея на 15 минут.

Нажмите кнопку «Установки эксперимента». Установите длительность эксперимента 10 минут. У вас автоматически открывается окно «Частота выборки». С помощью стрелок выберите значение «10 в секунду».

Читайте так же:  Кредиты под залог автомобиля саратов

Мы приступаем к лабораторной работе.

1 этап – изучение процесса таяния льда в холодной воде.

Наполни стакан № 1 холодной водой примерно наполовину.

Погрузи щуп модуля «Температура» в воду.

Нажми кнопку «Запуск эксперимента». Начинается измерение температуры. На экране дисплея можем увидеть, как строится график.

В левой верхней части дисплея отображается значение температуры. Как только значения температуры перестанут изменяться, запишите полученные данные в строку «Стакан №1» колонки «Температура воды (до погружения льда)» отчетной таблицы.

Нажми кнопку «Остановить».

С помощью ложечки помести в стакан 3 кубика льда.

Нажми кнопку «Запуск эксперимента». На экране увидите график изменения температуры во время таяния льда. Помешивайте лёд щупом измерительного модуля «Температура».

После того, как лёд в стакане полностью растает, нажмите кнопку «Остановить» и запиши минимальное значение температуры в отчётную таблицу.

На какой оси мы сможем увидеть время? (горизонтальная ось «Время»). В каких единицах измеряется время таяния льда? Запиши это значение в строку «Стакан №1» колонки «Время таяния льда».

2 этап – изучение процесса таяния льда в тёплой воде. (аналогично первому).

Отключить все модули от модуля питания, чтобы сохранить заряд батареи.

Сравним время таяния льда в стакане № 1 и № 2.

Почему время таяния льда в стакане № 1 и № 2 разное?

Каким образом можно было бы ускорить и замедлить таяние льда?

Заполним бланк до конца, ответим на вопросы об участии в группе и о результативности своей работы.

Поделимся результатами. (Ответы детей)

Инструктивно-методические материалы для педагога «Модульная система экспериментов Prolog » начальная школа базовый уровень. Москва, БизнесМеридиан, 2011

Л.Л. Сикорук «Физика для малышей» изд-во Интеллект-ик, 2012

А.А. Вахрушев учебник по окружающему миру часть 1 «Наша планета Земля» 2 класс

Видеоролик «Ледоход на Енисее» http://www.youtube.com/watch?v=UQpiqCVmQtE

Лабораторная работа № ___

учени_____ 2 «___» класса

Тема «Изучение таяния льда »

(до погружения льда)

Температура воды (после таяния льда)

Время таяния льда

Вывод из лабораторной работы:

Гипотеза ___________________________ (подтверждена или опровергнута)

Оцени свою работу:

Что ты узнал нового? __________________________________________________________________

Что ты научился делать? __________________________________________________________________

Оцени степень своего участия в работе в группе ____________

Ты доволен результатами своей работы? ___________________

Если не доволен, то почему ___________________________________________

Выбранный для просмотра документ презентация к лаботаторной работе.pptx

лабораторная работа по природоведению 5 класс по теме «Шляпочные грибы»

Лабораторная работа № 11

«Узнавание наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибов»

Цель работы: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых.

Ход выполнения работы:

1.Рассмотрите представленные шляпочные грибы.

2.Среди грибов найти съедобные и ядовитые. Выпишите в тетрадь номера и дайте названия съедобным и ядовитым грибам. (заполните таблицу)

3. Запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов.

4. Сделайте вывод.

5. Выполните тест

Тест по теме «Грибы» 5 класс

1.Шляпочные грибы являются…

2. Та часть шляпочного гриба, которую собирают грибники, называется…

3. Тело гриба ( белые паутинистые нити) …

4. Плесень на продуктах,- это…

5. В среднем плодовые тела шляпочных грибов живут…

Все лето и начало осени

6. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев ?

7 Плодовое тело шляпочного гриба состоит из…

Ножки и пластин

Шляпки и трубочек

Пенька и шляпки

8. В шляпочных грибах много…

9. Грибы принимают участие в …

Разложении лесной подстилки

10. Грибы — это живые организмы, …

Относящиеся к животным

Относящиеся к растениям

Не относящиеся ни к растениям, ни к животным

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Лабораторная работа может быть использована на уроках природоведения в 5 классе при изучение темы «Грибы», работа содержит красочные фотографии разнообразных съедобных и ядовитых грибов, произрастающих на территории Кемеровской области, которые нужно распределить по группам,съедобные и ядовиты, так же в работе имеется тест для проверки знаний учащихся по данной теме.

Данный материал также можно использовать в качестве итоговой работы по теме грибы и для повторения изученного материала в 6 классе.

Практические работы по природоведению, 5 класс

Практические работы 5 класса.

Практическая работа №1

Тема: Измерение своего роста, массы тела и других предметов

Цель: Освоить навыки метода измерения

2) Массу тела или массу предмета

3) Длину комнаты

4) Скорость при ходьбе

5) Время прохождения расстояния от школы или остановки до дома.

ОТВЕТЫ ПИСАТЬ ПОЛНЫЕ!

Практическая работа №2

Тема: Знакомство с оборудованием научных исследований.

Цель: Познакомиться с оборудованием и техникой безопасности при работе.

1) Зарисовать выданное вам оборудование и подписать.

2) Допишите недостающие слова:

При работе со штативом следует чётко уяснить, какой винт нужно ……… при передвижении зажима или кольца по стержню штатива.

При работе со спиртовкой следует строго выполнять следующее правило: зажигать фитиль можно только …….. или ………. гасить пламя — с помощью ……….

Пробирку в зажиме штатива следует закрепить так, чтобы она ………. но и при нагревании ……….

При нагревании веществ в пробирке следует держать её отверстием в ………. от ….. и от ……., чтобы не травмировать людей.

Практическая работа №3

Тема: Наблюдение суточного движения солнца.

Цель: Рассмотреть движение солнца в течении дня.

1. Пользуясь учебником с.48-49 дать краткую характеристику Солнцу (размеры, расстояние от Земли)

2. Ответить на вопрос: Как вращается Солнце?

3. Благодаря вращению Земли сменяется день и ночь. С какой стороны начинается восход Солнца, а с какой закат?

4. В какой период дня Солнце находится высоко над землёй. Вычисли это время, если восход Солнца начинается в 6ч., а закат в 10ч.

Практическая работа №4

Тема: Нахождение созвездий на звёздном небе.

Цель: Найти на звёздном небе созвездия Малой и Большой Медведицы и определить стороны горизонта.

1) Найдите на карте звездного неба ковш Большой Медведицы. Напишите сколько звёзд образуют ковш.

2) Найдите полярную звезду, указывающую на север. Для этого проведите линию, как показано на рисунке определив по полярной звезде направление на север, найдите другие стороны горизонта и подпишите.

3) Сравнив с картой звезд, нарисуйте Малую Медведицу так, как она располагается относительно ковшу Большой Медведицы.

4) Найдите на карте звёздного неба созвездия Кассиопея, Цефея и Рыбы. Зарисуйте их и напишите, сколько звёзд образуют эти созвездия.

Практическая работа №5

Тема: Описание горных пород и минералов

Цель: Научиться определять свойства горных пород и минералов.

1) Рассмотрите предложенные вам горные породы и заполните таблицу:

Название породы или минерала

Тип горных пород

Практическая работа №6.

Тема: Наблюдение признаков химических реакций. Исследование физических явлений

Цель: Познакомиться с химическими реакциями и физическими явлениями.

Начертите таблицу и данные наблюдений запишите.

1) С учителем. Зажгите свечу и в зону пламени внести предметное стекло. Что наблюдали?

Вывод: В состав свечи входит углерод, который при сгорании образует сажу.

2) Налейте в один стакан горячей воды в другой холодной. Насыпьте по 1 ложке сахара (или соли) и размешайте. Что наблюдали?

Вывод: От чего зависит время растворения сахара?

3) Бросьте листок бумаги и ручку на пол с одинаковой высоты. Что вы наблюдали?

Вывод: От чего зависит скорость падения?

Практическая работа №7

Тема: Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха и направление ветра.

Цель: Научиться вести наблюдения за погодой.

Ежедневно в течении недели понаблюдайте за погодой, измеряйте температуру воздуха. Результаты измерений и наблюдений внесите в таблицу.

Температуру воздуха измеряйте в одно и тоже время.

В графе «Облачность» отмечайте:

В графе «Осадки» отмечайте:

Ветер обозначайте стрелкой в графе «Ветер». Если ветра нет, стрелку не ставьте.

По результатам наблюдения сравните погоду в разные дни недели.

Практическая работа №8

Тема: Изучение ископаемых остатков организмов.

Цель: Научиться распознавать остатки организмов и приблизительно определять их возраст

1) Рассмотрите данные вам остатки живых организмов, зарисуйте их и подпишите.

2) Пользуясь учебником, примерно определите, сколько лет назад жили эти организмы на Земле.

Практическая работа №9

Тема: Изучение строения микроскопа и строения растительной клетки.

Цель: Научиться работать с микроскопом и рассматривать препараты.

1) Отделить тонкую кожицу лука, расправить её на стекле и накрыть вторым стеклом.

2) Положить стекло с препаратом на предметный столик и закрепить.

3) Пользуясь регулировочными винтами, пододвинуть предметный столик к объективу так, чтобы в окуляр было видно строение кожицы лука.

4) Рассмотреть и зарисовать группу клеток кожицы лука.

5) Зарисовать клетку и обозначить главные части, которые вы увидели.

Практическая работа №10

Тема: Изучение одноклеточных организмов

Цель: Познакомиться с особенностями внешнего строения разных видов одноклеточных организмов.

1. Пользуясь учебником заполни таблицу.

Вывод: Почему это животное относится к одноклеточным организмам?

Читайте так же:  Командир подразделения wot полномочия

Практическая работа №11

Тема: Влияние температуры и воды на прорастание семян.

Цель: Определить, какие условия благоприятны для прорастания семян.

1) Возьмите три ёмкости и приготовьте семена растений (огурцов, фасоли, или пшеницы).

2) В первую ёмкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в тёплое место.

Во вторую ёмкость положите семена, прикрытые влажной тряпочкой, и поставьте в холодное место.

В третью ёмкость положите сухие семена и поставьте в тёплое место.

3) Наблюдайте за прорастанием семян и свои наблюдения запишите:

Семена смочены водой

Находятся в тёплом месте

Семена смочены водой

Находятся в холодном месте

Находятся в тёплом месте

Время проведения опыта: с _________ до _____________

Количество и название семян: ____________________________________

Вывод: Какие условия наиболее благоприятные для прорастания семян

Практическая работа №12

Тема: Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Цель: Выяснить, как приспособились растения к наземно-воздушной среде обитания, и рыбы к водной среде.

1) Рассмотрите растение – одуванчик. Зарисуйте его. Напишите, как одуванчик приспособился к наземно-воздушной среде.

2) Рассмотрите в учебнике внешнее строение рыбы. Зарисуйте её.

Напишите, какие приспособления имеет рыба для жизни в воде?

Практическая работа №13

Тема: Определение наиболее распространённых растений и животных.

Цель: Написать растения и животных и определить их значение в жизни человека.

1) Написать 3 самых распространенных растения и определить их значение в жизни.

2) Написать 3 самых распространённых животных и определить их значение в жизни человека.

Практическая работа №14

Тема: Распознавание растений разных природных зон.

Цель: Научиться определять по внешнему виду, к какой зоне относится данное растение

1) Рассмотреть растение и зарисовать его

2) Определи, к какой природной зоне относится это растение

3) Опиши условия этой зоны

Практическая работа №15

Тема: Знакомство с экологическими проблемами местности доступными путями их решения.

Цель: Оценить возможности своего участия в решении экологических проблем.

1) Написать экологические проблемы своей местности

2) Написать, как, по вашему мнению, можно решить эти проблемы.

3) Оценить возможности своего участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решения других проблем.

Практическая работа №16.

Тема: Овладение простейшими приёмами оказания первой доврачебной помощи.

Цель: познакомиться с приёмами оказания первой медицинской помощи.

1. Прочитайте текст в учебнике, работая в паре, покажите, как оказывается первая помощь при кровотечении и растяжении связок.

2. Заполните данную вам карточку.

Первая помощь при кровотечении.

При кровотечении необходимо обработать кожу вокруг раны ________________________. Закрыть рану _____________________________________________________

Наложить давящую _________________. Если кровотечение не останавливается, необходимо вызвать ______________________.

Первая помощь при растяжении связок.

Налить в резиновую грелку или полиэтиленовый пакет небольшое количество _______________________ и охладить с их помощью повреждённый сустав в течении __________ минут. __________ забинтовать сустав и вызвать ____________________________

В данном материале представлены примеры практических работ по предмету: «Природоведение».

Применяются в 5 классах.

«Практическая работа №1

Тема: Измерение своего роста, массы тела и других предметов.

Цель: Освоить навыки метода измерения.

2) Массу тела или массу предмета

3) Длину комнаты

4) Скорость при ходьбе

5) Время прохождения расстояния от школы или остановки до дома.

ОТВЕТЫ ПИСАТЬ ПОЛНЫЕ!

«Практическая работа №2

Тема: Знакомство с оборудованием научных исследований.

Цель: Познакомиться с оборудованием и техникой безопасности при работе.

1) Зарисовать выданное вам оборудование и подписать.

2) Допишите недостающие слова:

При работе со штативом следует чётко уяснить, какой винт нужно ……… при передвижении зажима или кольца по стержню штатива.

При работе со спиртовкой следует строго выполнять следующее правило: зажигать фитиль можно только …….. или ………. гасить пламя — с помощью ……….

Пробирку в зажиме штатива следует закрепить так, чтобы она ………. но и при нагревании ……….

При нагревании веществ в пробирке следует держать её отверстием в ………. от ….. и от ……., чтобы не травмировать людей.

«Практическая работа №3

Тема: Наблюдение суточного движения солнца.

Цель: Рассмотреть движение солнца в течении дня.

1. Пользуясь учебником с.48-49 дать краткую характеристику Солнцу (размеры, расстояние от Земли)

2. Ответить на вопрос: Как вращается Солнце?

3. Благодаря вращению Земли сменяется день и ночь. С какой стороны начинается восход Солнца, а с какой закат?

4. В какой период дня Солнце находится высоко над землёй.

Вычисли это время, если восход Солнца начинается в 6ч., а закат в 10ч.

  • Маслова Юлия Леонидовна
  • 16606
  • 08.10.2012

Номер материала: 250100843

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

2. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

Полностью оформленная и подготовленная к зачету работа должна соответствовать следующим требованиям:

1. Выполнение всех пунктов раздела описания “Оформление отчета” (в черновике представлены все расчеты требуемых величин, заполнены чернилами все таблицы, построены все графики).

2. Графики должны удовлетворять всем требованиям, приведенным ниже.

3. Для всех величин в таблицах должна быть записана соответствующая единица измерения.

4. Записаны выводы по каждому графику (см. ниже шаблон)

5. Выписан ответ по установленной форме (см. ниже шаблон).

6. Записаны выводы по ответу (см. ниже шаблон).

Полный перечень всех требований к оформлению лабораторной работы вы найдете в

Г Р А Ф И К (требования):

· на миллиметровке или листе в клетку, размер не менее 1/2 тетрадного листа,

· на графике: оси декартовой системы, на концах осей — стрелки, индексы величин, единицы измерения, 10 N,

· на каждой оси — равномерный масштаб (риски через равные промежутки, числа через равное количество рисок),

· под графиком — полное название графика СЛОВАМИ,

· на графике — экспериментальные и теоретические точки ярко,

· форма графика соответствует теоретической зависимости (не ломаная).

ВЫВОД по ГРАФИКУ (шаблон):

Полученный экспериментально график зависимости __________________

название функции словами

от ______________ имеет вид прямой (проходящей через начало координат,

параболы, гиперболы, плавной кривой) и качественно совпадает с теоретической зависимостью данных характеристик, имеющей вид ______________.

ОТВЕТ : По результатам измерений и расчетов получено значение _________________________ , равное _____ = ( ___ ± ____ ) 10 ___ _________

название физической характеристики символ среднее ошибка степень един .и змер

ВЫВОД по ОТВЕТУ (шаблон):

Полученное экспериментально значение величины _________________,

полное название словами

равное _________________, с точностью до ошибки измерений,

число, единица измерения

составляющей ________________ , совпадает (не совпадает) с табличным

число, единица измерения

(теоретическим) значением данной величины, равным ________________ .

Оформление лабораторных работ

Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях лабораторных работ по естественно-научным учебным дисциплинам

Оформление лабораторной работы

Дата : _____ (Отвечает на вопрос: «Когда делали?» Дата — это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т.к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата — это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа № ___.

статья.docx — Место лабораторных работ в курсе «Биология. Растения»

Место лабораторных работ в курсе «Биология. Растения»
Троякова С., магистрант БОм­15, факультет естественных наук математики и
технологии ЗабГУ
(научный руководитель – Попова О.А. , д.б.н., профессор)
Применение лабораторных работ в учебном процессе на уроках биологии делает
его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую
направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности
учащихся, логического мышления и творческой самостоятельности. Проведение
лабораторных работ стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и
решение проблемы.
Внедрение достижений современной науки в учебный процесс всегда было
актуальной задачей как для авторов учебников и учебных программ по различным
дисциплинам, так и для педагогов. В настоящее время информационный поток
увеличивается с каждым годом, учебники перерабатываются, стандарты и учебные
планы уточняются [11].
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (2010)
при обучении биологии необходимо, чтобы учащиеся овладели опытом использования
методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов
для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в
окружающей среде [12].
Поэтому лабораторные работы в курсе биологии являются важной органической
частью учебной программы. Их выполнение обязательно для каждого учителя, что
необходимо для повышения образовательного уровня учащихся и получения навыков
по практическому использованию полученных знаний. Лабораторные работы
проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с
установленными правилами техники безопасности [8].
Включение лабораторных работ в программы указывает на обязательность их
выполнения во всех школах. При анализе школьных программ по биологии, мы

Читайте так же:  Семейный кодекс завещание

рассмотрели три авторские линии: И.Н. Пономаревой(2008), Н.И.Сонина (2008­2009),
В.В.Пасечника(2014).
Для анализа мы взяли предметы, в которых изучаются растительные организмы. В
программе И.Н. Пономаревой этот курс называется «Биология», 6 класс, в программе
В.В. Пасечника «Биология: Бактерии, грибы, растения»(34ч.) 5 класс, «Биология.
Многообразие покрытосеменных растений » (34 ч.) 6 класс, в программе Н.И. Сонина
«Природоведение» 5 класс (68 ч.), «Биология. Живой организм»,(34 ч.) 6 класс,
«Биология. Многообразие живых организмов» (68 ч.), 7 класс. Во всех трех
программах, изучаемый материал для удобства сравнения мы разделили на 12 разделов
(рис.1), в которых посчитали количество лабораторных работ.
35
30
25
20
15
10
5

Учебник под редакцией И.Н. Пономаревой,2008 года издания
2829
19
Линия учебников Н.И.Сонина,2008­2009 года издания
Линия учебников В.В.Пасечника, 2014 года издания
Рис.1 Количество лабораторных работ по основным темам в курсе «Биология.
Растения».
Анализируя темы лабораторных работ, было выявлено, что в разделе «Клеточное
строение растений» предлагаются похожие лабораторные работы по знакомству с
работой микроскопа и изучению с помощью микроскопом и лупы клеток плода томата,
кожицы лука, пластид в клетках элодей. В теме «Семя» выявлено наименьшее число
работ. По программе И.Н. Пономаревой «Биология», 6 класс на лабораторной работе

изучается строение семени фасоли. В двух других программах под редакцией В.В.
Пасечника и Н.И. Сонина в теме «Семя» предлагаются к проведению лабораторные
работы «Определение состава семян», «Определение органических веществ» и
«Определение всхожести семян», что способствует лучшему изучению и закреплению
знаний о строении, процессах, происходящих в семени.
В учебнике под редакцией В.В.Пасечника в теме «Корень» выделено две
лабораторных работы «Стержневая и мочковатая корневые системы», «Корневой
чехлик и корневые волоски», а в двух других линиях, темы объединены в одну
практическую работу.
На тему «Побег» во всех линиях автор предлагают к изучению строение почек их
расположение на побеге и изучение видоизмененных побегов.
В теме «Лист» большее внимание изучению темы выделено в учебнике под
редакцией В.В.Пасечника, где автор помимо морфологического строения листа, его
расположения рассматривает анатомическое строение листа, тем самым объясняя
учащимся процессы, происходящие в во внутреннем строении листа.
По изучению стебля авторы рассматриваю «Передвижение воды и минеральных
веществ по стеблю», а в учебнике И.Н.Пономаревой рассматривается «Внешнее и
внутреннее строение стебля».
Анализ лабораторных работ теме «Цветок» показал, что по программе
В.В.Пасечника в этой теме проводятся три лабораторные работы, где рассматривается
строение цветка, соцветий, классификацию и определение плодов. В программах
других авторов, анализируемых нами учебников, где на лабораторных работах
изучаются типы соцветий и виды плодов и не проводятся работы по строению цветка.
Больше всего лабораторных работ предусмотрено по теме «Основные разделы
растений» в учебнике «Биология» линии И.Н. Пономаревой(2008) предложено 5 работ,
в учебнике Н.И.Сонина (2008­2009) – 8 работ, В.В.Пасечника (2014) – 9 лабораторных
работ, что является наибольшим в данной теме. По этой программе выделены
дополнительные темы для изучения: «Строение мужских и женских шишек пыльцы,
семян сосны», «Строение шиповника», «Строение пшеницы».

В теме «Грибы» больше практических работ предусмотрено в учебнике, под
редакцией Н.И. Сонина, который уделяет больше внимания на расширение знаний о
особенностях строения и их жизнедеятельности грибов через выполнение практических
работ.
Стоит обратить внимание на то, что вучебниках всех трех авторских линий мало
внимание уделяется по выполнению лабораторных работ по изучению бактерий. Эту
тему авторы предлагают изучение по таблицам и материалу учебника, лишь в двух
учебниках линий И.Н. Пономаревой и В.В.Пасечника отмечены лабораторные работы:
«Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка».
Анализируя учебники по современным программам мы пришли к выводу, что
наибольшее число лабораторных работ (29) предлагается по линии учебников
«Биология» для 5­6 классов, В.В.Пасечника(2014), в учебниках линии учебников
«Биология», под редакцией Н.И.Сонина (2008 ­ 2009) приводится 28 работ, а
наименьшее (18) в учебнике «Биология» для учащихся 6 класса И.Н. Пономаревой
( 2008 ).
Далее нами было проведено сравнение учебников современных линий: «Биология»
для 5­6 классов, В.В.Пасечника (2014), «Биология», под редакцией Н.И.Сонина (2008 ­
2009),5­7 класса , «Биология» 6 класса И.Н. Пономаревой ( 2008 ) с учебниками,
которые раньше использовались при преподавании ботаники: «Ботаника», В.А.
Корчагина (1987), «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники» Т.И.
Серебряковой (1999).
Учебники и учебные программы этих авторов мы анализировали по годам издания
В.А. Корчагина «Ботаника» (1987) года, учебник «Биология. Растения, бактерии,
грибы, лишайники» Т.И. Серебряковой (1999) (рис.2).

45
40
35
30
25
20
15
10
5

3 4
2 3 3 4 3
4 3 3 3 3 3 4
4
2
Общие знакомства с растениями
Клеточное строение растений
СемяКореньПобегЛистСтебель
39
37
13
10
У чебник под редакцией Т.И.
Серебряковой,1999 год
издания
Линия учебников
В.А.Корчагиной,1987 год
издания
1

1

Царство Бактерии
Основные разделы растений
Цветок и плод
Растения­ живой организм


Общее количество л.р
Царство Грибы
Рис.2. Количество лабораторных работ в учебниках по курсу «Биология.
Растения» программ 1987 и 1999 годов.
Проведенный анализ показал, что учебник Корчагиной В.А. (1987) содержит
большее количество лабораторных работ (39), по сравнению с учебником Серебряковой
Т.И.(1999), который содержит 37 практических работ. В обоих учебниках не
приводятся лабораторные работы по изучению бактерий; в разделе «Растений ­ живой
организм», в учебнике «Растения, бактерии, грибы, лишайники» Т.И. Серебряковой не
предлагается лабораторных работ по данному разделу, в учебнике В.А. Корчагиной
«Ботаника» выделена одна лабораторная работа: Черенкование комнатных растений (5
кл.). В учебнике «Растения, бактерии, грибы, лишайники» Серебряковой Т.И
предлагалось 4 лабораторных работы по изучению грибов, а в учебнике «Ботаника»
Корчагиной В.А всего 2 работы, что говорит, о том что, Т.И. Серебрякова уделяет
больше внимания на расширение знаний о «Царстве грибы». Остальные лабораторные
работы по количеству и их наименованию практически не различаются.
В результате проведенного нами анализа программ по биологии растений мы
пришли к выводу, что наибольшее количество лабораторных работ (39) предполагает
программа В.А. Корчагина «Ботаника» (1987) и по программе Т.И. Серебряковой
«Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники» 37 лабораторных работ, а

наименьшее количество лабораторных работ (18) по программам И.Н. Пономаревой,
«Биология». При сравнении программ по биологии растений в 5­7 классах, также
выяснили, что в программе В.В. Пасечника «Биология: Бактерии, грибы, растения»
(34ч.), «Биология. Многообразие покрытосеменных растений » (34 ч.) предусмотрено
29 лабораторных работ: в 5 классе 10, в 6 классе предусмотрено 19 лабораторных
работ, в учебниках «Природоведение» 5 класс (68 ч.), «Биология. Живой организм» (34
ч.) 6 класс, «Биология. Многообразие живых организмов» (68 ч.) 7 класс под редакцией
Н.И. Сонина – всего 28 лабораторных работ по изучению растений (рис.3).
39
37
28
30
18
45
40
35
30
25
20
15
10
5

Общее количество л.р
Рис.3 Общее количество лабораторных работ по основным темам в курсе
«Биология. Растения».
Таким образом, проведенный сравнительный анализ школьных программ
преподавания ботаники (биологии растений) (рис.3) показал, что наблюдается
уменьшение количество часов выделенных на проведение лабораторных работ. Можно
также сделать вывод, что в настоящее время стало меньше уделяться внимание
проведению несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.
Поэтому актуальным на сегодняшний день является возобновление использования
лабораторно­практических работ для изучения и закрепления пройденного материала,
что позволит повысить качество усвоенных знаний.

При организации и проведении лабораторных работ в школе часто возникают
определенные трудности. В большинстве случаев они происходят от непонимания
учителями сути и значимости лабораторных работ, недостатка методического опыта и
приборов и раздаточного материала для проведения индивидуальных работ.
Поэтому проведенный анализ программ и учебников, позволяет учителю выявить
возможности всех предложенных программ и выбрать наиболее оптимальную для
организации учебного процесса.
Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные
на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же
теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований.
Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на
развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент,
вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся
овладеть алгоритмом исследовательской работы.