ГОСТ 13524-68
Колеса с массивными резиновыми шинами безрельсового транспорта. Технические условия

КОЛЕСА С МАССИВНЫМИ РЕЗИНОВЫМИ ШИНАМИ
БЕЗРЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА

Wheels with solid tyres for railless transport. Specifications

Дата введения 1969-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР

Р.Д.Антипов, Р.Д.Серова, С.Г.Новикова, Г.П.Рындин, А.В.Балякин, В.И.Лагункова

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 16.02.68 N 271

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1999 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1984 г., ноябре 1986 г., июне 1989 г. (ИУС 3-85, 2-87, 10-89)

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.4. Шариковые и роликовые подшипники должны соответствовать действующим стандартам.

Подшипники с насыпными шариками изготавливаются по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.5, 1.6. (Измененная редакция, Изм. N 2).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.8. На деталях колес не допускаются: трещины, раковины, поры и другие пороки, снижающие прочность колеса и ухудшающие его внешний вид. Устранение дефектов заваркой не допускается.

1.9. Места подвода литников и прибылей, а также заливы и заусенцы любого происхождения на деталях колес должны быть зачищены.

1.12. В сварных швах не допускаются трещины, непровары, незаделанные кратеры, свищи, пористость, шлаковые включения и подрезы.

1.13. Концы болтов соединений должны выступать за наружную поверхность гаек не более чем на 0,25 диаметра болта. Винтовые соединения должны быть надежно предохранены от самоотвинчивания.

Допускается применение смазки других видов с физико-химическими свойствами не ниже указанной.

1.15. Радиальное и торцевое биение колеса не допускается более 0,5% от номинального диаметра колеса.

1.14, 1.15. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.16. Колесо в сборе должно вращаться на оси свободно от руки без заеданий, не имея осевых люфтов.

1.17. Колесо поворотное с кронштейном должно поворачиваться свободно от руки относительно вертикальной оси без заеданий и люфтов.

1.18. При окраске наружных поверхностей колес не допускается попадание грунта и краски на шины, подшипники и посадочные отверстия колес.

Цвет окраски должен соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.

По требованию заказчика колеса могут поставляться покрытыми только грунтом.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.20. Пленка лакокрасочного покрытия должна быть сплошной, без морщин, пятен, трещин, царапин, пузырей и загрязнений.

Отслаивание лакокрасочных покрытий от окрашенных поверхностей не допускается.

1.21. Предприятие-изготовитель должно поставлять колеса комплектно в соответствии с установленной технической документацией.

1.22. Каждое колесо должно быть принято техническим контролем предприятия-изготовителя. Изготовитель должен гарантировать соответствие всех выпускаемых колес требованиям настоящего стандарта.

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. К испытаниям допускаются колеса, соответствующие чертежам, утвержденным в установленном порядке, и техническим требованиям настоящего стандарта, проверенные техническим контролем предприятия-изготовителя.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.4. Для испытаний от каждой партии отбирают выборочным методом 1% образцов колес, но не менее 12 шт.

2.5. Каждая партия колес одного типоразмера не должна превышать 3000 шт.

2.6. Испытание колес проводят на тележечно-барабанном стенде (см. чертеж) с соблюдением соответствующих правил техники безопасности.

Черт. Тележечно-барабанный стенд для испытания колес

1 — тележка; 2 — испытуемые колеса; 3 — барабан

Примечание. Чертеж не определяет конструкцию стенда.

2.7. Равнодействующая сила ( ) приложенной нагрузки должна быть в центре тележки. Рычажную систему для приложения нагрузки применять не рекомендуется.

2.8. Привод стенда должен обеспечивать окружную скорость вращения барабана 5 км/ч для колес диаметром до 250 мм и 16 км/ч для колес диаметром 250 мм и выше.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.9. Температуру подшипников скольжения измеряют термометрами сопротивления по ГОСТ 6651*, класс III или любым другим прибором, обеспечивающим точность не ниже, а показатель тепловой инерции не более чем у вышеуказанных термометров сопротивления.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.625-2006. — Примечание изготовителя базы данных.

2.10. Колеса с подшипниками качения устанавливают на ось и проверяют легкость вращения при отсутствии люфта. Начальный момент вращения при этом не должен превышать 30 Н·см.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.11. Поворотные кронштейны (без колес), установленные в горизонтальное положение, должны свободно поворачиваться под действием собственной массы вокруг оси вращения при отсутствии осевого люфта.

2.12. (Исключен, Изм. N 3).

2.13. Проверку работоспособности колеса и кронштейна проводят в следующей последовательности:

— испытание колес с подшипниками скольжения в непрерывном режиме при нагрузке, превышающей допускаемую статическую нагрузку на колесо на 25%, до установившегося температурного режима.

За температуру установившегося режима принимают температуру не выше 70 °С, при которой показания указателя сохраняются неизменными в течение не менее 5 мин.

В процессе этого испытания не должно происходить проворачивания втулки подшипника;

— испытание колес с подшипниками качения при нагрузке, превышающей допускаемую статическую нагрузку на колесо на 75%, в течение 10 мин.

После испытания колеса должны быть проверены на соответствие требованиям п.2.10, а кронштейны колес — требованиям п.2.11.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.14. (Исключен, Изм. N 2).

2.15. Результаты испытаний заносят в журнал (см. приложение).

3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

3.1. На каждом колесе должны быть указаны:

— товарный знак предприятия-изготовителя;

— год и месяц изготовления;

— обозначение настоящего стандарта.

3.2. Колеса должны быть упакованы в дощатые ящики по ГОСТ 10198 или деревянные неразборные ящики по ГОСТ 18617 для предохранения их от загрязнения и механических повреждений при транспортировании.

В каждом ящике должны находиться колеса только одного типоразмера и исполнения.

Масса брутто — не более 500 кг.

3.3. На каждом ящике должна быть надпись с указанием:

— товарного знака предприятия-изготовителя;

— обозначения настоящего стандарта;

— количества колес в штуках;

— массы брутто и нетто в килограммах.

3.2, 3.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.4. На каждую партию колес в один из ящиков вкладывают паспорт технического контроля предприятия-изготовителя о годности упакованных колес и упаковочный лист.

3.5. Колеса должны храниться в помещении на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов при температуре от минус 10 до плюс 25 °С при относительной влажности 40%.

3.6. При транспортировании и хранении колеса должны быть покрыты антикоррозионным составом по ГОСТ 4366, а также не должны подвергаться действию масел, бензина и других веществ, разрушающих элементы колес.

Читайте так же:  Договор о мат ответ

Обработка ходовых колес кранов и тележек

1. Конструктивные особенности и технические требования

Ходовые колеса служат для передвижения ПТМ всех видов, их тележек, кареток и поворотных устройств. Они являются тяжелонагруженными и быстроизнашиваемыми деталями.

Ходовые колеса выполняют двухребордными, одноребордными или без реборд, с поверхностью катания цилиндрической, конусной или радиусной формы. Диаметральные размеры колес находятся в пределах от 90 —100 мм (для электроталей) и до 1200 —1400 мм (для мостовых кранов большой грузоподъемности).

Посадочные отверстия колес обрабатывают по 9 — му квалитету, а поверхности катания —по 11 — му. Радиальное биение поверхности катания колеса относительно оси отверстия не должно превышать 0,15 —0,25 мм, а торцовое биение обода —0,3 —0,5 мм на его диаметре.

Приводные колеса имеют шпоночный паз для соединения с осью колеса, а иногда и резьбовые отверстия в торце ступицы для крепления зубчатого колеса механизма передвижения.

Для кранов тяжелого (Т) и весьма тяжелого (ВТ) режимов работы предусматривается термическая обработка, обеспечивающая твердость НВ 269. 321. Для кранов легкого (Л) и среднего (С) режимов требуется твердость НВ 170. 228, которая достигается при нормализации.

Для колес кранов и тележек мостовых кранов применяют штампованные и цельнокатаные заготовки из стали 75, 65Г или литые из сталей ст. 55Л — П. Колеса менее нагруженных машин (катки козловых кранов, бегунки опорно — поворотных устройств портальных кранов и колеса талей) изготовляют из стали 45.

Цельнокатаные колеса качественно выше литых и штампованных; сроки их службы при всех режимах работы кранов в 1,5 раза больше, чем у штампованных колес (например, при тяжелом режиме он составляет четыре года вместо двух с половиной лет для штампованных).

Требования к колесам тележек

Наш телефон все время занят?

У вас проблемы со связью?

Вам требуется оперативно решить вопрос?

Воспользуйтесь удобным и бесплатным сервисом «ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК». Зайдите в раздел

«ОТПРАВИТЬ ЗАПРОС»

В тексте сообщения укажите городской или мобильный телефон.

Наш специалист перезвонит Вам в кратчайшие сроки и ответит на интересующие вопросы.

Колеса являются самой уязвимой деталью любой тележки. Даже самые лучшие колеса, даже при грамотной и аккуратной эксплуатации рано или поздно выходят из строя. Кроме того, достаточно часто возникают ситуации, когда имеющиеся колеса не удовлетворяют каким-то требованиям: пачкают пол, имеют тяжелый ход и т.д. В этом случае встает вопрос о замене колес для тележки.

Выбирая колеса для тележки, следует учитывать ряд важнейших факторов, влияющих на удобство эксплуатации и срок службы колес.

Особенности конструкции

Существуют два типа колес: колеса без кронштейна и колеса с кронштейном (колесные опоры). Колеса без кронштейна используются в гидравлических и в ручных двухколесных тележках. Колесные опоры используются в платформенных тележках.

Колесная опора состоит из колеса и соединенного с ним кронштейна. Колесная опора может быть поворотной и неповоротной. Поворотные колесные опоры способны вращаться вокруг своей оси, повышая тем самым маневренность тележки. Тележка, оснащенная поворотными колесными опорами, может свободно поворачиваться в любом направлении в процессе движения. Поворотные ролики могут комплектоваться тормозами для обеспечения надежности и безопасности движения. Неповоротные опоры жестко фиксированы и не могут вращаться вокруг своей оси, что обеспечивает стабильное направление движения тележки. Предпочтение тому или иному виду колесных опор следует отдавать с учетом условий эксплуатации. Если тележка используется для транспортировки легких грузов в ограниченном по ширине пространстве (узкие коридоры, малые расстояния между стеллажами), где важна высокая маневренность, все четыре колеса должны быть поворотными. Для работы с тяжелыми грузами на более открытом пространстве подойдет схема «две поворотных – две неповоротных опоры»: в этом случае тележка приобретает большую устойчивость при передвижении по прямой.

Важнейшей деталью колеса являются подшипники, оказывающие огромное влияние на ходовые качества и легкость эксплуатации тележки. В колесах для тележек используются подшипники скольжения, роликовые подшипники и шариковые подшипники. Подшипники скольжения – самый простой и дешевый вариант, допустимый при редком использовании и низких скоростях. Роликовые подшипники компактны, долговечны, практически не требуют ухода, чаще всего используются в транспортных тележках. Шариковые подшипники отвечают самым строгим требованиям в отношении ходовых качеств, их использование оптимально при высоких темпах эксплуатации тележки.

Материалы

Колеса для тележек изготавливаются из различных материалов: полиамида, металла, полиуретана, нейлона. Верхний слой колеса (шинка), контактирующий с поверхностью пола, изготавливается, как правило, из резины или полиуретана. Колеса для тележек могут быть монолитными, в этом случае колесо и шинка изготавливаются из одного материала.

Выбор материала колес зависит от условий эксплуатации. При высоких ударных нагрузках лучше выбрать колеса с эластичным резиновым покрытием. На складах пищевой или фармацевтической продукции оптимальным вариантом являются колеса из мягкой серой резины, не пачкающей пол. Для складов, где колеса могут контактировать с химическими веществами (кислотами, щелочами, нефтепродуктами и т.д.), предпочтение следует отдать колесам из полиамида и полиуретана. В случае, когда тележка используется на улице, лучшим вариантом являются пневматические колеса, имеющие рифленую поверхность.

Для большинства российских складов, не имеющих идеально ровного и гладкого пола, оптимально использование металлических колес с шинкой из эластичной резины.

Грузоподъемность

Оптимальная грузоподъемность рассчитывается по формуле:

C = L1+L2 / N – 1

L1 – масса транспортируемого груза

L2 – собственная масса тележки

Следует учитывать, что заявленная производителем грузоподъемность определена в результате тестирования колес в оптимальных условиях: скорость до 4 км/ч, температура окружающей среды от +5ºС до +40ºС, относительная влажность от 40% до 80%, отсутствие химически активных веществ, ровное напольное покрытие без препятствий. При отсутствии таких условий следует выбирать колеса с запасом грузоподъемности.

Колеса для тележек

Основа любой тележки — это, конечно же, колеса. Колеса на тележках рано или поздно изнашиваются и требуют замены. Правильный выбор колес позволит избежать травмирования персонала и порчи материалов и оборудования.

Что следует принимать во внимание при выборе колес для ручных тележек? Для того чтобы колесо правильно выполняло свои функции и работало долго, необходимо учитывать множество факторов. Все их можно разделить на две большие группы:

  1. особенности устройства колеса, то есть его геометрические размеры, свойства материалов, из которых изготовлены ось, ступица, диск и шинка колеса, тип подшипника на оси, способ крепления колеса к платформе тележки, наличие тормоза и маневренность;
  2. внешние факторы, такие как величина и свойства нагрузки, характеристики и состояние поверхности пола, физические и химические свойства окружающей среды и другие условия эксплуатации колес для тележек.
Читайте так же:  Уголовный кодекс 1732

Учесть все эти факторы сложно даже специалисту. Поэтому для упрощения выбора все выпускаемые промышленностью колеса для тележек делят на несколько типов в зависимости от области применения, которая в значительной степени определяется свойствами шины. Перечислим основные типы колес и сферы их применения.

  • Промышленные колеса для тележек применяются практически во всех отраслях промышленности. Контактный слой этих колес (шинка) может быть выполнен из литой черной или серой не пачкающей пол резины, из полиамида или из литой эластичной резины синего цвета. Поставляются в основном с кронштейнами для крепления к тележкам. Грузоподъемность от 80 до 180 кг.
  • Большегрузные колеса для тележек широко используются для транспортировки тяжёлых грузов в промышленности, на стройке и в коммунальном хозяйстве. Контактный слой изготавливают из литой резины, полиуретана или полиамида. Поставляются как с кронштейнами, так и без. Грузоподъемность от 100 до 900 кг.
  • Пневматические колеса для тележек (надувные резиновые колеса для тележек) — используются в основном для строительных тачек и тележек, а также для двухколесных тележек. Сильно смягчают ход тележки. Не так долговечны, как литые колеса, зато более ремонтопригодны. Грузоподъемность от 130 до 270 кг.
  • «Литые» колеса – это литые аналоги пневматических колес, то есть колеса без кронштейна с литой протекторной резиной или с пенополиуретановой шинкой. Применяются там же, где и пневматические колеса. Грузоподъемность 130-230 кг. Сюда же отнесем и трехколесные блоки (литая черная резина) для лестничных тележек.
  • Термостойкие (жаропрочные) колеса для тележек — выполнены из сверхпрочного чугуна или фенола. Применяются в хлебопекарных печах, при производстве колбас и копчёностей, на кондитерских фабриках и в сушильных камерах.
  • Колеса и подвилочные ролики для гидравлических тележек (рохлей) бывают разных размеров и могут быть выполнены из полиамида, из полиуретана или из алюминия с резиновой шинкой.

При выборе колес следует также учитывать следующие обстоятельства:

  • стандартный рабочий диапазон температур от –20°С до +50°С; при более низких температурах колеса приобретают жесткость и хрупкость, а их грузоподъемность резко снижается;
  • минимальным сопротивлением качения обладают колеса большого диаметра с шариковым подшипником, немного хуже с роликовым и самым большое – со втулкой скольжения в оси колеса;
  • если бы полы были идеально ровными, нагрузка на тележку распределялась бы по всем ее колесам равномерно, но в реальных условиях в каждый момент времени неровности пола приводят к “подвешиванию” какого либо одного из четырех колес, и поэтому нагрузка рассчитывается на три колеса.

Где купить колеса для тележки?

Купить колеса для тележки в СПб, причем все типы, можно в компании ООО « Скаф», располагающей самым широким ассортиментом колес для тележек в СПб.

Компания ООО «Скаф» осуществляет продажу колес для тележек как оптом, так и в розницу. Звоните нам в офис по телефону (812) 702-07-47, и наши специалисты помогут с выбором и оформят Ваш заказ. «Вживую» все типы колес для тележек можно увидеть и приобрести за наличный расчет в нашем магазине по адресу ул. Седова, 13.

Как выбрать колеса для тележек

Самое слабое и уязвимое место в конструкции любой грузовой тележки это колеса. Ведь именно они принимают на себя как статическую нагрузку от веса перевозимых грузов, так и динамическую, от ударов о неровности пола при движении тележки. Конечно, можно значительно продлить срок эксплуатации колес, обращаясь с тележкой достаточно аккуратно и грамотно, но все изнашивается и когда-нибудь этот момент наступит и для колес, пусть даже они и самого высокого качества. Ко всему прочему, колеса могут не соответствовать определенным требованиям, например, обладать тяжелым ходом или оставлять после проезда след на полах и т.п. При таких ситуациях нужно задуматься о смене колес для ваших тележек.

Приступая к процессу выбора колес, важно не оставить без внимания некоторые моменты, которые прямо или косвенно оказывают влияние как на срок эксплуатации, так и на удобство использования.

Конструктивные особенности

Колеса можно разделить на две группы: колеса, оборудованные опорными кронштейнами и колеса, не оборудованные такими кронштейнами. Для платформенных тележек применяются колеса с кронштейнами, а на ручные двухколесные тележки и гидравлические тележки устанавливают колеса без опорных кронштейнов.

Колесная опора представляет собой кронштейн, соединенный с колесом. Бывают поворотные колесные опоры и неповоротные. Тележки, оборудованные поворотными колесными опорами значительно маневренней, так как при движении может легко менять направление.

Для предотвращения самопроизвольного движения на поворотные ролики могут устанавливаться тормоза.

Неповоротные колесные опоры лишены возможности вращаться вокруг своей оси, так как они жестко зафиксированы, обеспечивая тем самым четкую направленность вектора движения тележки. Исходя из того в каких условиях придется эксплуатировать тележки выбирают и тип колесных опор. Если предстоит перемещать на тележке тяжелые грузы в не очень ограниченном пространстве, идеальным вариантом будет применение двух поворотных и двух неповоротных опор, это обеспечит прямолинейную устойчивость при движении тележки. А если приходится эксплуатировать тележку в узких проездах для перемещения не тяжелых грузов на малые дистанции, тут лучше, чтобы на тележке были установлены все опоры поворотного типа, это обеспечит должную маневренность в ограниченном пространстве.

Роль подшипников в составе колеса является ведущей и определяющей, от них в большой степени зависит и легкость работы с тележкой и её ходовые характеристики. Подшипники, используемые в колесах, могут быть шариковыми, роликовыми или подшипниками скольжения. Если тележка используется с невысокой интенсивностью (редко и с небольшой скоростью), то вполне могут подойти простые и недорогие подшипники скольжения.

Наиболее часто для транспортных тележек применяют роликовые подшипники, которые почти не нуждаются в уходе, долго служат и достаточно компакты. При высокой интенсивности использования тележки в тяжелых условиях, с большими нагрузками, больше подойдут шариковые подшипники, так как они соответствуют высочайшим требованиям по отношению к ходовым качествам.

Материалы для изготовления колес

Для изготовления колес для тележек применяют множество разных материалов. Это может быть металл или полиамид , нейлон или полиуретан. Обычно, внешний слой колеса, соприкасающийся с полом, изготавливают из полиуретана либо резины. Этот слой называется шинкой. Колесо может быть и монолитным, то есть полностью выполнено из одного вида материалов.

Материал, для изготовления колес, выбирают исходя из того, в каких условиях предстоит эксплуатировать колеса.

Читайте так же:  Инвестиционный договор на строительство сетей

Колеса с резиновой шинкой будет предпочтительнее использовать в условиях больших ударных нагрузок. Если тележка эксплуатируется на производстве или на складе, где колесам приходится иметь контакт с агрессивной средой (различные нефтепродукты, кислота, щелочь и прочее), лучше выбрать колеса с использованием полиуретана либо полиамида. Для пищевой и фармацевтической промышленности подойдут колеса изготовленные из мягкой серой резины, они не оставляют следов на полу. Пневматические колеса с рифленым протектором хороши для использования на улице. На многих складах в Российской Федерации, где отсутствуют достаточно ровные и гладкие полы, с успехом эксплуатируются металлические колеса с шинкой, выполненной из эластичной резины.

Грузоподъемность колеса

Формула, для расчета оптимальной грузоподъемности, выглядит следующим образом:

Нужно понимать, что производитель тестирует колеса и определяет грузоподъемность при определенных условиях: температура воздуха в диапазоне от плюс пяти до плюс сорока градусов по Цельсию, скорость не должна превышать четырех км/час., относительная влажность воздуха в диапазоне от сорока до восьмидесяти процентов, полы ровные, среда не агрессивная. Мы не всегда можем соблюсти такие условия, следовательно, лучше подбирать колеса с чуть завышенной грузоподъемностью. Чтобы присутствовал какой-то запас прочности, и колесам не приходилось постоянно подвергаться критическим нагрузкам.

Колеса для тележек

Компания «КВАРТ» в настоящее время является лидером в Ижевске по поставкам колес для тележек, промышленных колес и роликов. Мы представляем лучших производителей колес для тележек, колесных опор и роликов:

  • колеса и ролики ведущего немецкого производителя Blickle GmbH. Колеса и ролики Blickle подходят для экстремальных нагрузок при любых условиях эксплуатации. Blickle это гарантированное немецкое качество и надежность.
  • колеса и колесные опоры итальянского производства – хорошее соотношение цена – качество. Большой выбор колес и колесных опор для различного оборудования.
  • колеса для тележек китайского производства – это всегда низкие цены. Эти колеса получили широкое распространение там, где не предъявляются высокие требования эксплуатации.

Так же мы предлагаем большой ассортимент ручных тележек, тележек специального назначения, гидравлических тележек и различных систем для перемещения грузов. Дополняют нашу номенклатуру защелки с возможностью регулировки натяжения, что обеспечивает быстрый монтаж и демонтаж различных элементов.

автор оставляет за србой право на технические изменения, ошибки и заблуждения.
за более точной информацией обращайтесь в офис ООО «Компания КВАРТ».

2.3.5. Ходовые колёса

Ходовые колёса (рисунок 2.14а) грузоподъёмных кранов и машин предназначены для обеспечения движения с минимальным усилием при перемещении кранов, а также их тележек.

Рисунок 2.14 – Ходовое колесо (а) и букса (б) грузоподъёмного крана

Требования к ходовым колёсам изложены в п. 4.4 Правил [1]:

4.4.1. Ходовые колеса грузоподъемных кранов и машин и их грузовых тележек должны быть двухребордными, а в случаях, предусмотренных пунктом 4.4.2 этих Правил, могут применяться колеса другой конструкции.

4.4.2. Одноребордные ходовые колеса могут применяться:

  • если ширина наземного пути грузоподъемных кранов не превышает 4 м и обе нити пути лежат на одном уровне;
  • если наземные грузоподъемные краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при условии, что расположение реборд колес на одном рельсе противоположно расположению реборд на другом;
  • в опорных и подвесных тележках кранов мостового типа;
  • в подвесных тележках и талях, которые передвигаются по однорельсовому пути;
  • в грузовых тележках башенных кранов.

Ходовые колеса башенных кранов на рельсовом ходу должны быть двухребордными независимо от ширины пути.
Применение безребордных ходовых колес разрешается при наличии устройств, делающих невозможным схождение колес с рельсов.
В одноребордных колесах опорных грузоподъемных кранов и опорных грузовых тележек ширина обода за вычетом реборды должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.

4.4.3. Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных кранов и машин и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми.
Ходовые колеса грузоподъемных кранов и машин с машинным приводом и их грузовых тележек изготавливаются из стали. Разрешается применять ходовые колеса, изготовленные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, а в грузоподъемных кранах и машинах с ручным приводом – из чугунного литья согласно требованиям пункта 5.4.4 этих Правил.
Кованые, штампованные и катанные колеса должны отвечать требованиям НД.
Геометрические размеры литых колес должны отвечать требованиям НД на кованые, штампованные и катанные колеса.

4.4.4. Ходовые колеса (колесные пары) железнодорожных кранов должны соответствовать требованиям действующих НД.

Предельные нормы браковки ходовых колёс кранов и тележек (условия замены) [1]:

  1. Трещины любых размеров.
  2. Износ поверхности реборды на величину 50% и более её первичной толщины.
  3. Износ поверхности качения, который уменьшает первичный диаметр колеса на 2%.
  4. Разность диаметров колёс, связанных между собой кинематически, больше 0,5% (для механизмов с центральным приводом).

Букса (рисунок 2.14б) – стальной или чугунный корпус, внутри которого размещены подшипник скольжения, вкладыш, смазочный материал и устройство для подачи смазочного материала к шейке оси, либо подшипник качения и смазочный материал. Букса является связующим звеном между колёсной парой и рамой крана. Она имеет направляющие, поводки, шпинтоны или жёстко соединяется с рамой крана для ограничения перемещения. Для предотвращения загрязнения смазки применяется уплотняющее устройство. Буксы бывают отъёмными и разъёмными. Применение отъёмных букс позволяет выкатывать при ремонте ходовые колёса вместе с подшипниками, что значительно облегчает работу.

Прежде чем приступить к ремонту ходовых колёс, необходимо выявить причины износа и устранить их. Наиболее частыми причинами износа поверхности качения ходового колеса является буксование в период пуска или скольжение при торможении (юз). Буксование колёс устраняется снижением пускового момента двигателя, а скольжение – снижением тормозного момента тормоза при его регулировке. Диаметры приводных колёс должны быть одинаковыми, иначе происходит забегание одной стороны крана и перекос моста. При забегании моста возникают значительные силы трения между ребордами колёс и рельсами крана, что приводит к преждевременному износу и даже может вызвать сход крана с рельс. Выработка реборд ходовых колёс объясняется неточностью укладки кранового пути наличием поперечного уклона и больших отклонений ширины колеи от номинальных размеров, а также непараллельностью осей колёс.

При сильном износе поверхности катания обод колеса целиком срезают. На это место напрессовывают и приваривают новый бандаж, после чего его обтачивают до требуемого диаметра. В качестве альтернативы применяется метод наплавки ходовых колёс. Ходовые колёса с трещинами заменяют новыми, заваривать разрешается лишь несквозные трещины. По необходимости производится замена подшипников. Осуществляется замена смазочного материала с периодичностью, регламентируемой эксплуатационной документацией.