Экологическое право

Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

• специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами. Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование.

Обратим внимание на некоторые характеристики права специального природопользования.

Право комплексного природопользования регулируется ст. 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» и Временным положением о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование, утвержденным приказом Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г . Необходимость введения данного вида природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Под комплексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако, за исключением установленных законодательством случаев права общего, пользования землями, землепользование является специальным. Земли предоставляются в пользование либо на основании акта, выдаваемого специально уполномоченным государственным органом, либо договора.

Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 Водного кодекса РФ). При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Разновидностью специального водопользования является особое водопользование, регулируемое ст. 87 Водного кодекса РФ. Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, по решению Правительства РФ могут предоставляться в особое пользование. Водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ, могут предоставляться для государственных и муниципальных нужд в особое пользование по решению органов исполнительной власти субъектов РФ. В решении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются цель и основные условия использования водных объектов.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления. Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется ст. 144 Водного кодекса РФ, атмосферой – для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками– ст. 15–22 Закона «Об охране атмосферного воздуха».

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Специальное природопользование

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром ( дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха. [1]

Право специального природопользования — право пользования природными ресурсами, связанное с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц, осуществляемого в соответствии с разрешительной системой и требующего выделения отдельных частей природных объектов в обособленное пользование юридическим или физическим лицам. Оно реализуется в формах: комплексного природопользования; специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами. [2]

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование. [3]

Субъекты права специального природопользования — юридические лица и граждане-предприниматели, получившие соответствующий природный ресурс в пользование. [4]

В порядке специального природопользования природополь-зователю за плату передаются в пользование или аренду природные ресурсы на основе договора и разрешения ( лицензии) на пользование для осуществления хозяйственной деятельности. [5]

Обратим внимание на некоторые характеристики права специального природопользования . [6]

Формы природопользования осуществляются вдвух видах: общего и специального природопользования . [7]

Так как природные ресурсы, предоставляемые в специальное природопользование на основе лицензий и договоров, находятся в государственной собственности, то получается, что полномочия по распоряжению государственной собственностью реализуются одновременно двумя видами органов — специальной и общей компетенции, представляющих национальные и региональные интересы. С учетом общественного интереса в обеспечении охраны окружающей среды при предоставлении природных ресурсов в пользование важно, что в этой деятельности участвуют органы Государственного комитета по охране окружающей среды РФ посредством проведения государственной экологической экспертизы материалов экологического обоснования лицензий на природопользование. [8]

Участки территории, на которых располагаются объекты специального природопользования , должны обособляться, т.е. выделяться из другой территории. [9]

В существующее законодательство должны быть введены понятия общего и специального природопользования . [10]

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. [11]

Однако формы участия граждан в охране природы законодательно закреплены далеко не полностью, особенно в области подготовки и принятия решений по предоставлению прав на специальное природопользование . [12]

Однако формы участия граждан в охране природы законодательно закреплены далеко не Полностью, особенно в области подготовки и принятия решений по предоставлению прав на специальное природопользование . [13]

Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования и определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях ( договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию . [14]

Договор о природопользовании заключается между природо-пользователем и органами исполнительной власти соответствующего уровня при наличии у природопользователя положительного заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и применяемую при этом технологию, а также комплексного разрешения на специальное природопользование . [15]

5.6. Договоры на природопользование

Одним из оснований возникновения природопользования являются договоры на природопользование. Договоры природопользования составляют специфический вид договора имущественного найма. Его специфичность предопределяется тем, что объектом договора являются природные ресурсы — особый вид недвижимого имущества и природные объекты, элементы природной среды, выполняющие в ней присущие им экологические функции, участвующие в природном кругообороте веществ и энергии.

Общее правовое регулирование указанных отношений осуществляется нормами главы 34 «Аренда» Гражданского кодекса РФ, а специальное — нормами, закрепленными в экологическом законодательстве.

По договору на пользование природными ресурсами орган государственной власти, орган местного самоуправления, собственник (арендодатель) обязуются предоставить природопользователю (арендатору) природный объект за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Договоры на пользование природными ресурсами являются двухсторонними сделками, как правило, возмездными, консесуальными, срочными. Они должны заключаться в письменной форме с государственной регистрацией в установленном порядке. Допускается заключение комплексных договоров, когда объектами договора являются несколько природных ресурсов или природный ресурс предоставляется в пользование для различных целей.

Остановимся на характеристике отдельных видов договоров на природопользование.

Недра могут предоставляться в пользование на основании соглашения о разделе продукции в порядке и на условиях, закрепленных федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» [48].

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым предоставляются субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и за свой риск.

Участки недр, передаваемых в пользование на условиях раздела продукции, утверждаются федеральным законом.

Сторонами соглашения о разделе продукции являются Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, а также инвесторы — граждане РФ, иностранцы, юридические лица и создаваемые ими объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлекаемых средств (имущества, имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья, являющиеся пользователями недр на условиях раздела продукции.

Соглашением о разделе продукции регулируются условия производства работ; раздел продукции, полученной в результате пользования недрами между инвестором (пользователем) и государством, сроки действия договора, порядок изменения и досрочного расторжения соглашения, ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

В соответствии с Водным кодексом РФ с водопользователем заключаются договоры водопользования при предоставлении водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов, использования которого находится водный объект (акватории водных объектов в т. ч. для рекреационных целей); использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.

Сторонами в договоре водопользования выступают органы Федерального агентства водных ресурсов, органы исполнительной власти субъектов РФ (в Пермском крае — Министерство природных ресурсов Правительства Пермского края), органы местного самоуправления, с одной стороны, и водопользователями (юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели).

В договоре закрепляются сведения о водном объекте: реестровый номер, площадь, описание границ, местонахождение водного объекта, наличие или отсутствие обременений, ограничений, (прав третьих лиц); цель, виды и условия использования водного объекта, срок действия договора водопользования, плата за пользованием водным объектом и порядок ее внесения; права и обязанности сторон, порядок и условия изменения, досрочного прекращения, пролонгации (продления) договора, ответственность сторон за нарушение условий договора. К договору прилагаются материалы в графической форме (план водного объекта, схемы размещения гидротехнических объектов и иных сооружений, зон с особым режимом водопользования, сервитутов и т. д.), а также пояснительная записка к ним.

Лесопользование регламентируется договорами аренды лесного участка безвозмездного пользования лесным участком.

Договор аренды лесного участка, безвозмездного пользования лесным участком заключается между лесничеством, органом исполнительной власти субъектов РФ, органом местного самоуправления (Арендодатель) и лесопользователем (Арендатор) по результатам аукциона. Существенными условиями договора аренды лесного участка являются сведения о лесном участке, кадастровый (реестровый) номер, площадь, местонахождения, описание границ, наличие или отсутствие ограничений, обременений (прав третьих лиц), срок договора, виды пользования, размер арендной платы и порядок ее внесения, объемы рубок лесных насаждений и других видов пользования; права и обязанности сторон, основания и порядок изменения, досрочного прекращения, пролонгация (продление) договора, ответственность сторон.

Читайте так же:  Усн+енвд налог на имущество

Договор аренды участка лесного фонда заключается в соответствии формой типового договора, утвержденного приказом МСХ РФ от 12 февраля 2010 г. № 48 (171).

Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона между лесничеством, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (Продавец) и победителем аукциона – юридическим, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем (Покупатель). Содержание договора составляют предмет договора ( площадь, местонахождения лесных насаждений, их характеристика), объем подлежащей заготовки древесины; срок договора, условия ее заготовки, размер и порядок внесения платы, права и обязанности сторон, порядок изменения и расторжения договора, ответственность сторон. К договору прилагается схема расположения лесных насаждений, акт передачи лесных насаждений, сведений об объеме заготовки древесины. Примерный договор купли-продажи лесных насаждений утвержден приказом МСХ РФ от 8 февраля 20101 г. № 33.

Развернутая система договоров сложилась в сфере оборота, использования земельных участков Это обусловлено тем, что они могут находиться не только в государственной , муниципальной, но также и в частной собственности граждан и юридических лиц. Договорные отношения в земельной сфере регламентируются Граждански кодексом РФ, Земельным Кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ и подзаконными актами (постановлениями Правительства РФ, приказами Министерств РФ) принимаемыми в развитии положений Кодексов и федеральных законов. Дифференциация правового регулирования договорных отношений в земельной сфере обусловлена формой собственности на земельный участок, целью использования земельным участком, природными свойствами земельного участка.

По отмеченным признакам выделяются: сделки по отчуждению земельного участка и прав на него, договоры; купли-продажи, дарения, мены, ренты, купли-продажи земельного участка с иждивением; наследование; сделки по передаче прав и обязанностей без прекращения права собственности на земельный участок – договоры аренды., безвозмездного пользования земельным участком, доверительного управления; использования земельного участка в качестве способа обеспечения исполнения обязательств (договор ипотеки).

В соответствии с описанной классификацией договоров дифференцируется и их содержание. Так, специфические условия присущие договору аренды земель сельскохозяйственного назначения, договору аренды земельного участка для капитального строительства, для жилищного развития, договору аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, договору о развитии застроенной территории. Однако при всем многообразии договорных связей можно выделить принципиальные требования по закреплению в договоре существенных условий. Это касается определения предмета договора, сроков, цены договора, закрепление прав и обязанностей сторон и порядка их реализации, порядок и условия изменения, досрочного прекращения, пролонгация договора, ответственность сторон за нарушения условий договора.

Вопросы для самоконтроля

5.1. Право природопользования: как вещное право, правомочия, правовой институт.

5.2. Содержание права природопользования как вещного права.

5.3. Право природопользования как правомочие собственника, природопользователя, арендатора.

5.4. Право природопользователя как межотраслевой правовой институт: понятие, структура.

5.5. Виды, сроки природопользования.

5.6. Основания и порядок предоставления природных ресурсов в пользование.

5.7. Документы, удостоверяющие право природопользования.

5.8. Права и обязанности природопользователей.

5.9. Основания и порядок прекращения права природопользования.

5.10. Договоры о предоставлении природных ресурсов в пользование: понятие, виды.

5.11. Договор аренды земельных участков: понятие, виды, порядок заключения, содержание.

5.12. Договоры купли-продажи лесных насаждений: понятие, порядок заключения и исполнения, содержание.

5.13. Договоры аренды лесных участков: понятие, порядок заключения, содержание.

5.14. Договоры купли-продажи и иного отчуждения земельных участков.

5.15. Договор водопользования: понятие, порядок заключения, содержание.

5.16. Договоры пользования водными биологическими ресурсами и рыбопромысловыми участками: понятие, порядок заключения, содержание.

53. Лицензия и договор на природопользование как основания возникновения права специального природопользования.

Специальное природопользование – это такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Формы специального природопользования:

специальное пользование водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Положения о комплексном природопользовании предусматриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ (в федеральном законодательстве они отсутствуют). К примеру, данные положения были установлены в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 2005 г. в Москве был принят Закон «О комплексном природопользовании в городе Москве».

Комплексное природопользование — это направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы — земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера — как правило, представляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Для получения права специального природополь­зования необходимо получение разрешения соответствую­щего государственного органа в форме лицензии или иного документа либо вынесение органом государственной власти решения о предоставлении природопользователю природно­го ресурса (участка лесного фонда, горного отвода, участка акватории) и заключение предусмотренного законодатель­ством договора.

Решение органа государственной власти, за­ключение договора, предоставление лицензии не требуется для осуществления общего природопользования.

Решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления.

Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.

Договор на пользование природными ресурсами.

отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;

истечение срока природопользования;

смерть гражданина или ликвидация юридического лица;

неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока;

использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре;

нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и законодательством;

изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.

Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования.

Договор на специальное природопользование

7.3. Право специального природопользования

Под специальным природопользованием в науке экологического права понимают такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц и сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду8, .Выделяют две формы специального природопользования: комплексное природопользование и собственно специальное пользование природными ресурсами (землей, недрами и т.п.).
Правовое регулирование комплексного природопользования было закреплено в ныне утратившем силу Законе РСФСР от 1991 года «Об охране окружающей природной среды»(ст. 18). В ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» о нем не упоминается. В то же время, положения о комплексном природопользовании предусмотрены в законах ряда субъектов РФ — Башкортостане, Ленинградской области и др.8
В литературе под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом экологической ситуации в регионе, где осуществляется комплексное природопользование с целью минимизировать отрицательное воздействие этой деятельности на окружающую среду и обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов территории.
В земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако в большинстве случаев землепользование в Российской Федерации является специальным. Исключение составляют установленные законодательством случаи пользования землями общего назначения (см. раздел 7.2.). Земельные участки предоставляются в пользование либо на основании акта, выдаваемого специально уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, либо договора.
Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 Водного кодекса РФ). При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Право специального недропользования нашло отражение в ст.ст. 6-9 Закона РФ «О недрах». Указанный Закон четко выделяет виды пользования недрами, права на которые субъекты предпринимательской деятельности (в том числе юридические лица и граждане других государств) приобретают с момента получения лицензии на пользование недрами.
Право специального пользования объектами животного мира предусмотрено ст. 33 Федерального закона «О животном мире». Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти федерального или регионального уровней юридическим лицам (в том числе и иностранным) в долгосрочное пользование на основании соответствующей лицензии. Гражданам (в том числе и иностранцам и лицам без гражданства) объекты животного мира предоставляются в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии (как правило, сроком на один сезон).
Право специального лесопользования нашло отражение в Лесном кодексе РФ, ст.ст. 22 — 24. Лесные объекты могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в пользование на правах аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Другими словами, основанием возникновения права пользования лесными объектами является либо заключение договора, либо получение пользователем соответствующей лицензии (лесорубочный билет, лесной билет и т.п.).
Разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление прав соответствующим хозяйствующим субъектам на удаление отходов производства и потребления в окружающую среду. Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется ст. 144 Водного кодекса РФ, атмосферой — для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками — ст. 12-18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Лицензия и договор на природопользование как основания возникновения права специального природопользования

Получение лицензии или заключение договора создают основание для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает или не допускает осуществление экологически значимой деятельности без лицензии или договора, если для ее ведения это требуется. Проведение такой деятельности без надлежаще оформленных документов является основанием для применения к виновному лицу мер юридической ответственности.

Читайте так же:  Льготный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии

Значение лицензирования и договоров определяется также другими их функциями в механизме регулирования природопользования и охраны окружающей среды. К таким функциям относятся:

а) информационная, в рамках которой собирается, накапливается и распространяется информация о масштабах, видах и пределах экологически значимой деятельности, о состоянии окружающей среды в месте осуществления деятельности, мерах по охране окружающей среды и рационального природопользования и др.;

б) превентивная. С учетом данных о масштабах и видах экологически значимой деятельности посредством установления в лицензии и договоре пределов использования природных ресурсов, химических, физических и биологических воздействий на природу, других экологически значимых условий осуществления такой деятельности достигается предупреждение экологического вреда;

в) контрольная. Она проявляется в том, что, выдавая лицензию и заключая договор, уполномоченные государственные органы осуществляют превентивный контроль за соблюдением природопользователем-лицензиатом требований законодательства об окружающей среде;

г) гаранта реализации прав граждан и юридических лиц в области природопользования и охраны окружающей среды.

Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и оказывающая или могущая оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды, допускается, как правило, на основании специальных лицензий. Виды деятельности, требующие лицензии для ее осуществления, как и форма лицензии, определяются законами. Традиционными видами такой деятельности являются все виды специального природопользования, включая, к примеру, пользование недрами, забор воды для промышленных целей, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами) применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов). Несмотря на многообразие форм документов, применяемых в данной сфере, в силу выполнения ими одинаковой функции все они охватываются понятием «лицензирование».

В отличие от лицензии, договор как инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды получает развитие в России на современном этапе. При этом договор реализует гражданско-правовой метод регулирования. Стороны договорных отношений являются автономными и административно независимыми друг от друга. Их взаимные права и обязанности определяются не произвольно по усмотрению сторон, а вытекают из положений законодательства об окружающей среде и строго в рамках компетенции соответствующего органа исполнительной власти.

Договор в сфере взаимодействия общества и природы является средством правового регулирования отношений как наряду с лицензией, так и самостоятельно, устанавливая соответствующие права (на аренду земли, на пользование водными ресурсами и др.).

54. Лимиты на природопользование: понятие, основные задачи, виды.

Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные предприятиям — природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъя­тия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружа­ющую природную среду и размещения отходов производства.

Такие лимиты устанавливаются специально уполномоченными государствен­ными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природ­ной среды исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объе­мов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе.

Составной частью экономического механизма охраны окружающей среды является также лимитирование природопользования.

Лимиты на природопользование — предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок.

Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т. д.

За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты как система экологических ограничений экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде, сокращению отходов, уменьшению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, переходу к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям.

Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договора на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранные функции.

Лимиты подразделяются на три вида: территориальные, отраслевые и индивидуальные.

Территориальные лимиты устанавливаются для субъектов Федерации.

Отраслевые действуют в пределах районов, подведомственных отраслевому министерству или ведомству, в частности, в пределах бассейнов рек, лесхозов.

Индивидуальные лимиты устанавливаются для конкретных природопользователей.

Лимиты на использование природных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ.

Лимиты на использование природных ресурсов, состоящих в собственности субъектов РФ, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными государственными органами.

Лимиты подлежат корректировке в связи с изменением экологического и санитарно-эпидемиологического состояния природных объектов.

Лимиты на природопользование устанавливаются на основании заявленных природопользователем потребностей, научно обоснованного расчета объема потребления природных ресурсов, с учетом состояния природного объекта.

55. Учет природных ресурсов: понятие, принципы, структура, юридическое значение.

Учет природных ресурсов — сбор и аналитическое суммирование сведений о количестве и качестве имеющихся природных ресурсов в целях организации их рационального использования, планирования хозяйственной и природоохранной деятельности, прогнозирования тенденций развития различных отраслей природопользования и изменений окружающей среды в текущий период и на перспективу.

Учет и регистрация природных ресурсов — необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного экологического управления, поскольку она возможна лишь при наличии соответствующей информации о природных ресурсах.

Учет природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным единицам (районам, областям и т. д.), конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количествен­ном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе — кадастре.

Государственный кадастр природного ресурса представляет собой совокупность необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйствен­ном и правовом положении природного ресурса.

Органы, на которые возложены функции по ведению природноресурсовых кадастров, а также его порядок, определяются специальными нормативными актами. Законодательством предусмотрено ведение следующих видов кадастров природных ресурсов.

Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается осуществлением топографических, геодезических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий и возложено на Государственный комитет РФ по земельной политике и его территориальные органы на местах.

Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Он ведется по единой системе и основывается на данных государственного учета вод (ст. 79 Водного кодекса РФ). В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О ведении государственного водного кадастра РФ» от 23 ноября 1996 г. № 1403 его осуществляют специально уполномоченные органы по управлению водным хозяйством — Министерство природных ресурсов РФ и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда РФ, которые используются при государственном управлении лесным хозяйством, переводе лесных земель в нелесные, изъятии земель лесного фонда, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей т. д. Ведение лесного кадастра возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России и ее территориальные органы (ст. 68 Лесного кодекса РФ).

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных иско­паемых включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидро­логические, экологические и другие условия разработки месторождений, содержащие геолого-экономическую оценку каждого месторождения и сведе­ния по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Кадастр ведется федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, предоставляемой пред­приятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, а также разведку и добычу полезных ископаемых (ст. 30 Закона РФ «О недрах»).

Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие данные, необходимые в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановле­ния среды его обитания (ст. 14 Федерального Закона «О животном мире»).

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает сведения о статусе этих территорий, их географическом положе­нии и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности и ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов (ст. 4 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Кадастр составляется соответствующими органами исполнительной власти (федеральной, субъектов РФ и местного самоуправления), в ведении которых они находятся. Свод кадастровых сведений в целом по Российской Федерации осуществляет Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (п. 3 Постановления Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 г. № 1249).

Своеобразным кадастром можно считать и Красную книгу РФ, так как она представляет собой официальный свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений с целью их охраны и воспроизводства.

Учет природных ресурсов должен вестись по объектам и единым классификационным единицам, принятым для каждого вида природного ресурса в соответствующем кадастре (КТКПР) включает следующие важнейшие блоки:

• блок адресноправовой (информация о пространственном размещении ресурсов, их имущественном статусе, субъектах владения);

• блок количественных и качественных оценок (базы данных о количестве и качестве природных ресурсов);

• блок экономической оценки отдельных видов природных ресурсов;

• сводный блок экономической оценки природноресурсного потенциала территорий;

• блок прогнозирования состояния и оценки природноресурсного потенциала территорий.

Альтернативность в управлении ПРП означает выбор из возможных альтернативных вариантов использования природного объекта наиболее эффективного.

Принцип сбалансированности позволяет учитывать комплекс природных ресурсов, а также возможности воспроизводства (в натуральной или экономической форме).

Субсидиарность в управлении природно-ресурсным потенциалом предусматривает ответственность всех уровней управления за состоянием природно-ресурсного потенциала и более высокого уровня управления за решение вопросов, которые не способны решать нижние уровни (например, качество и физическое воспроизводство возобновимых ресурсов).

56. Платежи за природопользование: виды, назначение.

В 1991 г. принцип “платности использования природных ресурсов” был закреплен как основополагающий в Законе “Об охране окружающей природной среды” (ст. 20.).

Система платежей за природные ресурсы. Выделяют следующие виды платы за природные ресурсы:

— за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

— за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

— за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

Читайте так же:  Основание увольнения по срочному трудовому договору в приказе

1. Плата за пользование природным ресурсом – это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом.

Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. этот платеж является налогом.

2. Плата за нерациональное использование природных ресурсов – это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

3. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

Компенсационный характер ресурсных платежей предопределяет их целевую сущность. На первом этапе развития налоговой истории России ряд ресурсных платежей полностью либо частично зачислялся во внебюджетные либо в целевые бюджетные фонды. Существовали следующие федеральные фонды, в которые зачислялись отдельные ресурсные платежи:

— фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы,

— фонд восстановления и охраны водных объектов,

— фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

57. Земельное право: понятие, источники, структура.

Земельное право выступает традиционно обособленной частью права. Как отрасль, оно представляет собой системно упорядоченную совокупность норм, выраженную государством и направленное на регулирование общественных отношений по поводу рационального использования земель и сбережения земли как национального богатства.

Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Иерархия земельно-правовых нормативных актов представляет собой следующие уровни:

1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные РФ, содержащие земельно-правовые нормы.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы.

4. Федеральные законы.

5. Указы Президента Российской Федерации.

6. Постановления и распоряжения Правительства.

7. Акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти.

8. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.

9. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Рассмотрим элементы земельного права как отрасли права по отдельности.

Общая часть земельного права включает в себя такие институты, как:

1.Право собственности, вещные и другие права на землю. Это институт земельного права, определяющий основу производственных отношений по эксплуатации земель, составляющих основу земельного строя России. С устранением монополии государственной собственности на землю устранена и господствующая общественная форма ведения производства на земле, появилась частная форма производственных отношений, комбинирующаяся в различных формах и с различными видами собственности, в том числе с государственной собственностью. Здесь же рассматриваются вещные и иные права на землю.

К Общей части следует отнести также общие правила, характеризующие понятие и составные элементы правового режима земельного фонда, отдельных категорий земель и их охрану.

2. Правовое регулирование сделок с землей. В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю: частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю граждане и юридические лица теперь вправе совершать разного рода сделки с землей: купли-продажи земли, залога и дарения, завещания, наследования и др.

3. Государственное регулирование земельных отношений. Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственных органов в сферу земельных отношений, их компетенцию и основные функции.

4. Земельно-процессуальное право. Оно определяет процедуру реализации прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений: отношения землеустройства, ведение дел по предоставлению и изъятию земель, земельно-кадастровые отношения, отношения по осуществлению контроля за использованием земель, а также земельные споры, когда выявляются основания и порядок оспаривания нарушений земельного законодательства, процедура рассмотрения земельных споров, порядок реализации решений, вынесенных по результатам рассмотрения споров.

5. Правовое обеспечение рационального использования и охраны земель по российскому законодательству, которое является его главной задачей. Однако в законодательстве не раскрыто содержание этого понятия, не дано его основных критериев.

6. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок разрешения земельных споров. Это один из важнейших институтов земельного права.

Многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданами и юридическими лицами. Признание земельных прав осуществляется судом или арбитражным судом путем вынесения судебного решения, устанавливающего земельные права. Но это не исключает разрешения земельных споров в административном порядке.

7. Ответственность за нарушения земельного законодательства. Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.

Институты Общей части земельного права конкретизируются в институтах Особенной части земельного права, при этом каждый из институтов Общей части «обслуживает» своими нормами все институты Особенной части. Например, институт ответственности за нарушения земельного законодательства применим как к правовому обеспечению института правового режима земель сельскохозяйственного назначения, так и к обеспечению института земель запаса. Такое построение системы земельного права позволяет исключить дублирование правового материала, устранить громоздкость правовых конструкций и облегчить восприятие и изучение земельно-правовой системы.

8. Понятие и общая характеристика правового режима земель, под которым следует понимать установленный законом порядок государственного регулирования рационального использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

Особенная часть земельного права представляет собой систему институтов земельно-правового регулирования, обособленных по категориям земельного фонда, а именно:

1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей;

2) правовой режим земель населенных пунктов, основным целевым назначением которых является обеспечение функционирования городов и иных населенных пунктов как целостных организмов, объектов социального назначения, предназначенных для создания необходимых условий для труда и быта граждан;

3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;

4) правовой режим земель, принадлежащих гражданам;

5) правовой режим земель особо охраняемых территорий: природоохранного и природозаповедного назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение условий в системе охраняемых природных территорий, а также в зонах природных объектов с особым правовым режимом; правовой режим земель оздоровительного и рекреационного назначения, основные положения которого вытекают из конституционного права граждан на обеспечение здоровья, охрану окружающей среды и восстановительный отдых; правовой режим земель историко-культурного назначения, порядок использования которых обусловлен особенностями юридического статуса памятников истории и культуры, а также достопримечательных мест;

6) правовой режим земель лесного фонда, обусловленный интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;

7) правовой режим земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;

8) правовой режим земель запаса, особенности правового режима которого выражаются в их названии.

58. Земли, земельные участки, части земельных участков: понятие, виды.

По законодательству понятием «земля» обозначается поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ России. В этом смысле земля измеряется квадратными метрами, километрами, гектарами.

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Часть земельного участка:

а) является дополнительной характеристикой земельного участка

б) может быть образована в связи с:

— ограничением (обременением) вещных прав, если такие ограничения (обременения) не распространяются на весь земельный участок;

— нахождением на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости (здания, сооружения, объекта незавершенного строительства).

Каждый земельный участок относится к определённой Земельным кодексом категории земель. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населённых пунктов;

— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

59. Правовые средства охраны земель.Федеральнаяслужба по надзору в сфере природопользования.

Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы, на которые распространяются властные полномочия государства, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т. д. Поэтому использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются:

1.предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2.обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Земельным кодексом установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1.сохранению почв и их плодородия;

2.защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3.защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определённых условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4.ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5.сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6.рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7.сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учётом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учётом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы должен сниматься и использоваться для улучшения малопродуктивных земель. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязнённых территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с) .