Как правильно подать в суд исковое заявление

Теперь, когда у вас есть готовое исковое заявление и квитанция об оплате госпошлины, вам следует подать в суд!

Как правильно подать в суд:

Исковое заявление и приложенные к нему копии документов (в некотором случае оригиналы) необходимо подать в суд по числу сторон участвующих в деле. Т.е. 1 экземпляр искового заявления и приложенных документов для суда; по одному экземпляру документов по числу ответчиков и третьих лиц, и один экземпляр искового заявления вы подаете в канцелярию от себя, в том случае, если вы подаете заявление в суд самостоятельно, чтобы лицо, принявшее документы, поставило на него штамп о принятии этого заявления, а также роспись, и вернуло его вам.

Ваше исковое заявление со штампом о принятии является доказательством того, что суд получил документы, рядом со штампом ставиться дата принятия.

Подать в суд исковое заявление, вы можете двумя способами:

  • Либо вы идете в суд сами;
  • Либо вы отправляете заявление по почте.

Я настоятельно рекомендую вам идти с заявлением в суд самим по нескольким причинам:

  1. Заявление, отправленное по почте, будет идти дольше, чем, если вы принесете его сами.
  2. В некоторых судах достаточно тщательно просматривают исковое заявление уже при подаче (до того, как оно попадает к судье, либо оно принимается судьей непосредственно), и об ошибках и недочетах, в вашем исковом заявлении, вы можете узнать на месте, и по возможности там же их и исправить.

Процедура приема исковых заявлений во всех судах различается.
Исковое заявление, как правило, подается в Экспедицию суда, в некоторых судах оно подается в канцелярию или на приеме у судьи (дни/часы приема во всех Районных судах и у Мировых судей Москвы: понедельник 14:00 — 18:00, четверг 9:00 — 13:00). Лучше всего вам будет прийти в приемные часы в суд и спросить у приставов на входе, куда вам следует подать ваше исковое заявление в суд? Если вам ответят, что подавать его надо на приеме у судьи — идите сразу к судье на прием. Вероятность того, что в приемные часы у вас примут ваше исковое заявление, если оно отвечает всем правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, практически равна 100%.

Процедура принятия искового заявления формальна!

Принять исковое заявление, оставить без движения, либо вернуть судья может исключительно на основании закона!

Гражданский процессуальный кодекс дает исчерпывающий перечень оснований для каждого действия судьи, связанного с принятием искового заявления.
Судья в течение пяти дней со дня подачи искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции.
После того, как вы подали в суд исковое заявление, вам нужно будет выяснить его судьбу.
На основании искового заявления может быть либо возбуждено гражданское дело, либо оно может быть возвращено заявителю, либо оставлено без движения.
Узнать судьбу вашего искового заявления вы можете получив по почте уведомление, либо в виде повестки в суд в качестве истца, либо в виде определения, в котором будут указаны причины возврата вам вашего искового заявления, либо оставления его без движения, с перечислением причин и действий, которые вам необходимо совершить для рассмотрения судьей искового заявления по существу.
Я настоятельно рекомендую вам также попытаться узнать судьбу вашего искового заявления по телефону. Т.к. почта, порой, работает достаточно медленно, и вы можете получить повестку на судебное заседание уже после того, как оно прошло.
Звонить следует либо непосредственно помощнику судьи (телефон найти не всегда бывает легко), либо в канцелярию суда по гражданским делам. Дозваниваться, как правило, в Москве придется долго. Когда дозвонитесь назовите имя истца, ответчика, если у вас есть номер дела, то назовите сразу его, и спросите, назначено ли оно? В случае, если да, вам скажут время рассмотрения дела, фамилию судьи и номер кабинета, в котором оно будет рассматриваться.
После того, как вы узнаете дату слушания дела, вам останется только явится в суд на судебное заседание.

Статья 134. Отказ в принятии искового заявления
1. Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если:
1) заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;
2) имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
3) имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
2. Об отказе в принятии искового заявления судья выносит мотивированное определение, которое должно быть в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами.
3. Отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям. На определение судьи об отказе в принятии заявления может быть подана частная жалоба.

Статья 135. Возвращение искового заявления
1. Судья возвращает исковое заявление в случае, если:

  1. 1) истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором;

2) дело неподсудно данному суду;
3) исковое заявление подано недееспособным лицом;
4) исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд;
5) в производстве этого или другого суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
6) до вынесения определения суда о принятии искового заявления к производству суда от истца поступило заявление о возвращении искового заявления.
2. О возвращении искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает, в какой суд следует обратиться заявителю, если дело неподсудно данному суду, или как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела. Определение суда должно быть вынесено в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд и вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами.
3. Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение. На определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба.

Статья 136. Оставление искового заявления без движения
1. Судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
2. В случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.
3. На определение суда об оставлении искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

Развод через суд с детьми и без: порядок расторжения брака

Развод через суд – это юридический факт, который прекращает брак. Порядок расторжения брака регулируется Семейным кодексом, а также Гражданским процессуальным кодексом. Слова «развод» и «расторжение брака» — синонимы, но второе используется в Семейном кодексе, а первое – нет.

Можно расторгнуть только тот брак, который был заключён в установленном порядке, через ЗАГС. Сожительство – это не брак, оно не регулируется законом и не расторгается.

гражданский брак – это именно брак в юридическом смысле, через ЗАГС. А сожительство – это когда люди просто живут вместе, не оформляя отношения. Называть сожительство гражданским браком – неверно, это ошибка.

Когда при разводе можно обойтись без суда?

Брак расторгается через суд или через ЗАГС. Семейный кодекс прямо указывает, когда развестись можно в ЗАГСе, а когда придётся идти в суд. Итак, разводиться можно будет через ЗАГС, если (часть 1 статья 19 Семейного кодекса):

  • оба супруга согласны развестись;
  • у супругов нет общих несовершеннолетних детей (детей может или вообще не быть, или они могут быть уже совершеннолетними).
Читайте так же:  Заявление в жэк ремонт подъезда

ЗАГС может развести супругов по заявлению только одного супруга, и неважно, есть ли у них общие несовершеннолетние дети. Но для этого нужно одно из следующих оснований (часть 2 статьи 19 Семейного кодекса):

  • другой супруг признан судом безвестно отсутствующим (должно быть соответствующее решение суда);
  • другой супруг признан недееспособным (тоже должно быть решение суда);
  • другой супруг осуждён за преступление и приговорён к лишению свободы более, чем на три года (нужен приговор суда).

Таким образом, если кто-то из супругов не согласен на развод, а также если у супругов есть общие несовершеннолетние дети, то развод будет через суд.

В какой суд обращаться?

Это зависит от того, развод с детьми или без детей, есть ли спор о том, с кем будут жить дети, а также от цены иска.

Иск о разводе рассматривает мировой судья, если спора о детях нет и если супруги делят совместно нажитое имущество, стоимость которого не больше 50 000 рублей. Так определено в части 1 статьи 23 Гражданского процессуального кодекса.

Районный суд будет рассматривать дело, если есть хотя бы одно из следующих оснований:

  • есть спор о детях, то есть с кем из родителей они будут жить;
  • супруги делят имущество, стоимость которого больше 50 000 рублей;
  • один из супругов как бы не возражает против развода, но в то же время в ЗАГС для того, чтобы оформить развод, не приходит.

По общему правилу иск предъявляется по месту жительства ответчика (статья 28 Гражданского процессуального кодекса). Но есть ситуации, когда истец может предъявить иск и по своему месту жительства, порядок расторжения брака это допускает.

Юрист сможет подсказать вам, в какой суд нужно подать иск. А чтобы вам было удобнее, юрист сможет обосновать перед судом, почему вы имеете право подать иск по вашему месту жительства.

Как составить исковое заявление на развод через суд?

Иск о разводе через суд с детьми или без них предъявляется по правилам статьи 131 Гражданского процессуального кодекса. В иске указываются:

  • наименование суда, куда он подаётся, его адрес;
  • фамилии, имена и отчества истца и ответчика, адреса их жительства;
  • цена иска – то есть стоимость имущества, которое стало предметом спора. Например, если при разводе через суд решается, кому достанется имущество стоимостью 15 675 450 рублей, то цена иска и будет 15 675 450 рублей.

цену иска сложно определить, здесь всё приблизительно. К примеру, диван. Как узнать, сколько стоит диван, который стоит у вас в гостиной? Поэтому стоимость иска – это примерная стоимость имущества. У суда есть право изменить стоимость иска.

Далее следует описательная часть:

  • надо рассказать о том, что вы вступили в брак, когда это произошло, каким документом подтверждается, что брак не удался и прочее. Конечно, надо указать, есть ли дети;
  • лучше написать, есть ли спор о том, с кем будут жить дети после развода, есть ли соглашение о добровольном разделе имущества.

Завершение – просительная часть. Часто используются формулировки вроде «прошу расторгнуть брак», «разделить имущество».

Это только иск. К нему ещё нужно приложить документы, которые необходимы суду для разрешения дела:

  • копию иска, который суд предоставит другому супругу (ведь другой супруг имеет право знать, что указано в иске);
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • если истца представляет другой человек, то нужна доверенность на это представительство;
  • оригинал свидетельства о заключении брака;
  • если есть дети – свидетельство о рождении ребёнка.

статья 24 Семейного кодекса даёт супругам право самим решить вопросы, с кем будут жить дети, об алиментах, о разделе общего имущества. Такое соглашение – самый мирный и хороший вариант. По понятным причинам он редко встречается, поэтому делить имущество супругов приходится суду. Это может быть как при разводе, так уже и после развода.

Какие вопросы решает суд при разводе?

юристам часто приходится сталкиваться с таким мнением клиентов: «неважно, что написать в иске, напишем что-нибудь, потом в суде разберёмся». Это полнейшая глупость. В иске указываются требования истца. В суде их можно дополнить, но это не значит, что можно безответственно подойти к вопросу составления иска. Во-первых, это раздражает судей. Во-вторых, иск для того и нужен, чтобы изложить все обстоятельства и попросить суд о том, что нужно. Поэтому участие профессионального юриста необходимо. Это особенно важно, если идет спор о разделе имущества, алиментах или спор о детях. Можно по незнанию не указать в иске то, что имеет большое значение для суда. Юрист же преподнесёт вашу позицию в самом выигрышном для вас свете и увеличит до максимума ваши шансы на победу.

Брак будет расторгнут не ранее, чем через месяц после подачи заявления о его расторжении.

Суд может расторгнуть брак, даже если один из супругов не хочет разводиться. Такое право суду дано статьёй 22 Семейного кодекса. Суд воспользуется этим правом, если решит, что супруги не могут жить вместе, и сохранить семью невозможно.

При разводе через суд, при наличии несовершеннолетних детей, судья обязан решить определённые вопросы (статья 24 Семейного кодекса). Их два:

  • с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода (понятно, что на совершеннолетних детей это правило не распространяется, они совершеннолетние и сами могут выбирать, где им жить);
  • с какого родителя будут взыскиваться алименты на детей и каковы будут размеры этих алиментов.

Супруги могут представить в суде соглашение по этим вопросам, которое они составили ещё до суда. Суд оценит это соглашение и может утвердить его, а может отклонить. Судья отклонит соглашение и будет уже сам решать два вопроса, указанные сверху, если решит, что соглашение нарушает права детей или одного из супругов. Таков порядок расторжения брака.

а что значит «соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов»? Например, если соглашение устанавливает, что ребёнок, остающийся с одним из родителей, будет получать от другого родителя 1000 рублей алиментов в месяц – это явно нарушение прав ребёнка, потому что размер алиментов должен быть намного больше.

Кроме того, есть два вопроса, которые суд разрешает, только если этого требует один из супругов или оба супруга:

  • раздел имущества;
  • о размере содержания для супруга, который имеет право на такое содержание после развода.

раздел имущества при разводе – это отдельная большая тема. Это настолько важно, что суд может выделить раздел имущества в отдельное производство и рассматривать его отдельно от развода через суд. Без профессионального юриста здесь будет невероятно сложно, ведь на кону деньги и имущество. Супруги могут договориться между собой о разделе имущества, а могут делить его уже после развода, то есть когда они уже не будут мужем и женой.

О размере госпошлины

Размер госпошлины за расторжение брака через суд – 600 рублей (статья 333.19 Налогового кодекса).

А вот госпошлина за раздел имущества платится отдельно, а она может быть достаточно большой, десятки тысяч рублей. Подробнее об этом в статьях, посвящённых разделу имущества до развода и уже после развода.

Но есть и хорошая новость: госпошлину за раздел имущества можно уменьшить. Такое право дано судам статьями 64, 333.19, 333.20 Налогового кодекса и статьёй 90 Гражданского процессуального кодекса.

Но добиться такого щедрого решения от судьи сложно. Просьба о рассрочке госпошлины должна быть обоснованной. То есть подкреплённой документами.

профессиональный юрист знает, как добиться от суда решения о рассрочке, отсрочке или сокращения госпошлины. Самому же сделать это крайне затруднительно.

Почему нужно обратиться к юристу при разводе через суд

Самое главное – юрист избавит вас от необходимости встречаться с бывшим супругом. Вы можете оплатить наши услуги, написать доверенность на представительство в суде, а потом просто получить на руки решение суда о расторжении брака. Вам даже в суд не надо будет приходить.

Юрист подскажет, как ускорить процесс расторжения брака через суд, к каким хитростям может прибегнуть супруг, чтобы растянуть процесс. Всякие болезни и неявки в суд позволяют тянуть и тянуть дело, месяцами иногда. Так вот, чтобы такого не было, на вашей стороне должен быть профессиональный представитель.

И даже если вы идёте с супругом на мировую по части раздела имущества, то юрист всё равно нужен. Ведь заключается соглашение, которое должен утвердить суд, таков порядок расторжения брака. Без утверждения судом этого соглашения оно не имеет силы. Юрист необходим для заключения такого соглашения в вашу пользу.

Услуги Томского центра правовой поддержки и экспертизы

  • юридическая консультация по вопросам развода через суд с детьми и без;
  • составление соглашения о разделе имущества, об алиментах на детей и нуждающегося супруга, о том, с кем будут жить дети;
  • аргументирование перед судом необходимости отсрочить или рассрочить госпошлину;
  • переговоры с другим супругом по вопросам места жительства детей, раздела имущества;
  • участие вместо вас во всех процессуальных действиях, представительство в суде.
Читайте так же:  Договор мены транспортных средств между физическими лицами

Такт и профессионализм – этих двух принципов мы придерживаемся при ведении дела о разводе через суд. Мы понимаем, что развод — ситуация морально тяжёлая и эмоциональная, поэтому работам соответствующе. Помните – мы готовы освободить вас от необходимости приходить в суд и встречаться с бывшим супругом.

Вы всегда можете прийти на консультацию и мы ответим на все вопросы о разводе через суд, особенно если имеет место быть имущественный спор, либо спор о детях – как правильно написать иск, в какой суд его подать, что будет происходить в зале заседаний, и на что нужно опираться в суде для решения вопроса в вашу пользу.

Оставьте заявку: напишите сообщение в форме ниже или позвоните сами. Заниматься разводом через суд неприятно, но вы испытаете огромное облегчение, когда всё закончится — мы приложим все усилия, чтобы развод закончился как можно скорее и без нарушения ваших прав.

Как подать заявление в суд в томске

Информация о порядке обжалования решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих

Производство по такой категории дел, возникающих из публичных правоотношений, как оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Так, в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

— нарушены права и свободы гражданина;
— созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации- в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Обжалование решений суда первой инстанции осуществляется по посредством подачи апелляционных жалоб на решения, вынесенные мировыми судами, и кассационных жалоб, вынесенных федеральными судами, в вышестоящий суд).

Порядок обжалования муниципальных правовых актов

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты разделяются на нормативные и ненормативные.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Порядок обжалования муниципальных правовых актов и действий (бездействие) органов местного самоуправления в суд регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее по тексту – КАС РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (далее по тексту — АПК РФ).

Порядок обжалования нормативных правовых актов регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее по тексту – КАС РФ)

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим по общему правилу, установленному в статье 22 КАС РФ, подается в суд по месту нахождения органа местного самоуправления (Томский районный суд Томской области по адресу 634050 Томская область, город Томск, улица Обруб, д.8 Тел.: (3822) 903-757).

В статье 209 КАС РФ установлены требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим.

В период избирательной кампании, кампании референдума административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данными избирательной кампанией, кампанией референдума, рассматриваются судом в сроки, установленные главой 24 КАС РФ.

Читайте так же:  Договор мены машинами

В соответствии со статьей 217.1. КАС РФ судом рассматриваются и разрешаются административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее — акты, обладающие нормативными свойствами), в порядке, установленном главой 21 КАС РФ, с особенностями, определенными статьей 217.1. КАС РФ.

С административным исковым заявлением о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим вправе обратиться лица, указанные в частях 1 — 4 статьи 208 КАС РФ, полагающие, что соответствующий акт обладает нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

С 01.01.2017 административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Порядок обжалования ненормативных правовых актов регулируется главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее по тексту – КАС РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (далее – АПК РФ)

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях, предусмотренных КАС РФ, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих подается в суд по месту нахождения органа местного самоуправления (Томский районный суд Томской области по адресу 634050 Томская область, город Томск, улица Обруб, д.8 Тел.: (3822) 903-757) либо в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих установлены статьей 220 КАС РФ.

По административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 КАС РФ, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Согласно статье 228 КАС РФ, решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть обжаловано по общим правилам, установленным КАС РФ.

С 01.01.2017 административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьей 197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными (статья 198 АПК РФ) реализуют:

— граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

— прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В статье 199 АПК РФ установлены требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 200 АПК РФ, дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Согласно статье 4 АПК РФ, заявление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».