Сколько нужно работать, чтобы не остаться без пенсии. Простые вопросы и ответы TUT

Накануне Нового года президент подписал указ № 534 «О вопросах социального обеспечения». Документ касается такого понятия, как минимальный стаж для получения пенсии. Если говорить просто, то речь идет о сроке, который необходимо отработать, чтобы получать трудовую пенсию.

Фото с сайта omsk.sibnovosti.ru

1. Что изменилось?

С 1 января этого года минимальный трудовой стаж для начисления пенсии увеличили до 15,5 лет. А с 1 января 2017 года он будет повышаться ежегодно на 6 месяцев. В 2025 году для того, чтобы получать полную пенсию, придется доказать, что вы официально трудились не менее 20 лет.

Кроме того, теперь взносы в ФСЗН должны платить иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Беларуси или являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также все физические лица, работающие в представительствах иностранных организаций.

Кстати, год назад минимальный стаж вырос сразу на 5 лет (с 10 до 15 лет), также в 2013 году он увеличивался с 5 до 10 лет.

2. Сколько нужно работать, чтобы получить пенсию?

Получается, что даже при том, что в нашей стране пенсионный возраст не повышают, некоторые белорусы, достигнув 55 лет (у женщин) и 60 лет (у мужчин), не смогут получить трудовую пенсию. Кому-то придется «досидеть» до необходимого стажа пару месяцев, а кому-то — год или два. Так или иначе, всем нужно будет наработать минимальный трудовой стаж. Например, если вам нужно выходить на пенсию в этом году, то пенсию по возрасту вы сможете получить при стаже не менее 15,5 лет. Тому же, кто в этом году начнет свою трудовую деятельность, нужно будет официально работать уже 20 лет. Какой стаж понадобится именно в зависимости от года рождения, можно увидеть в таблице.

Напомним, что некоторые работники в Беларуси имеют право на досрочный выход на пенсию. Согласно статьям 12−13,15 и 47−49.2 закона о пенсионном обеспечении, на это могут рассчитывать, например, шахтеры, спортсмены, артисты, врачи, учителя и другие работники.

Помимо этого, раньше на пенсию могут уходить госслужащие и люди с определенным социальным статусом (к примеру, многодетные матери). Досрочную пенсию дадут и безработным (статьи 22, 24 закона о занятости населения).

3. Что включают в годы стажа?

Согласно указу № 534, человеку зачтут только то время, когда работодатель платил за вас взносы в Фонд социальной защиты населения (или пенсионный фонд — для тех, кто работал еще в СССР) или же вы сами это делали, будучи, например, предпринимателем.

А вот учебу в университете, службу в армии и декретный отпуск при подсчетах требуемого минимального страхового стажа просто «не заметят». Любая работа без официального трудоустройства тоже не подойдет.

4. Кого увеличение трудового стажа не коснулось?

Прежние требования по минимальному стажу, согласно комментарию Минтруда, сохранились для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Для их назначения достаточно факта уплаты взносов.

Не изменились требования и для уязвимых категорий лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17−22 Закона «О пенсионном обеспечении»). Как и раньше, это 5 лет.

Читайте также:

5. Какую пенсию будут платить, если не хватает стажа?

Если человек не сможет «наскрести» на минимальный страховой стаж, то ему придется довольствоваться только социальной пенсией. Это всего лишь половина бюджета прожиточного минимума (сегодня это 784 тысячи рублей). Кроме того, социальную пенсию начинают выплачивать позже — мужчинам в 65 лет, а женщинам — в 60.

Кроме того, указом № 534 устанавливается, что пенсии должны расти не реже 1 раза в год. «Они будут повышаться, согласно указу, не менее одного раза в год, — подтвердила заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты Лариса Яшкова. — Когда и на сколько, мы пока сказать не можем. Все будет зависеть от того, как будет расти средняя зарплата в стране. Но даже если она увеличиваться не будет, повышение пенсий планируется».

Минимальный стаж для получения пенсии (при действующем пенсионном возрасте)

Трудовой стаж – это период времени официального трудоустройства, или занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью, когда производились отчисления в фонд соцзащиты.

Именно трудовой стаж — основной критерий при начислении пенсии в Беларуси. Также на выплаты влияет общий и специальный (профессиональный) стаж.

В общий стаж включаются абсолютно все периоды трудовой биографии, начиная от учебы в институте и заканчивая декретными и иными отпусками. Именно он является основанием для начисления выплат по возрасту, пенсии по инвалидности, по потере кормильца.

Специальный, или профессиональный стаж — это время работы на вредных производствах, также так называемые особые условия труда. В эту категорию входят летчики, учителя, медработники и т.д.

Ранее большое значение придавалось также непрерывному стажу, который давал право на надбавки к пенсии, однако сейчас этот критерий не учитывается.

Кроме того, в Беларуси назначаются пенсии за выслугу лет. Право на нее имеют работающие на вредных производствах, где потеря трудоспособности наступает ранее пенсионного возраста.

К таким категориям относятся:

  • все занятые в авиационной отрасли;
  • артисты театров при стаже творческой деятельности 20-30 лет;
  • работники локомотивных бригад;
  • работники, занятые на геологоразведочных, лесоустроительных и других изыскательских работах.

Трудовой стаж для начисления пенсии в Беларуси

В этом году в социальном обеспечении пенсионеров произошли существенные изменения: увеличился период минимального трудового стажа и поэтапно повышается пенсионный возраст.

Трудовой стаж для начисления пенсии в Беларуси с начала года увеличен до 15 с половиной лет. В прошлом году этот критерий повышался с 10 до 15 лет, а до 2013 года для начисления пенсии было достаточно всего 5 лет трудового стажа. При этом со следующего года и до 2025 года минимальная продолжительность трудового стажа будет ежегодно повышаться на полгода и достигнет 20 лет. Увеличение пенсионного возраста поможет безболезненно «добрать» нужные годы трудового стажа.

Теперь в трудовой стаж включается только работа по трудовым соглашения, договорам подряда и занятие индивидуальным предпринимательством. Взносы в ФСЗН должны платить иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Беларуси или имеющие статус ИП, а также все граждане, работающие в представительствах иностранных организаций.

Не учитываются в трудовом стаже следующие периоды:

  • декретный отпуск;
  • уход за инвалидами первой группы, либо престарелыми людьми;
  • служба в армии;
  • получение средне-специального и высшего образования.

Однако включаются в общий стаж и учитываются при расчете пенсии при условии, что соблюдена норма по минимальному трудовому стажу.

Если человек не выработал требуемый стаж, он может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

Военная служба по-прежнему учитывается в трудовом стаже и влияет на размер пенсионных выплат.

Также в Беларуси установлены специальные нормы трудового стажа тех белорусов, которые объективно не могут выработать общепринятую норму:

  • родители, воспитывающие детей-инвалидов,
  • многодетные матери,
  • инвалиды с детства
  • ряд других социально уязвимых категорий.

Для этих граждан трудовой (страховой) стаж составляет 5 лет, общий – 20 лет. При соблюдении этих критериев, таким белорусам может быть назначена пенсия на 5 лет ранее достижения ими пенсионного возраста.

Пенсионная система. Кто остался в ловушке страхового стажа

Изменения в белорусское законодательство, повысившие планку страхового стажа, ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели.

В Беларуси сократили обязательный страховой стаж для начисления пенсий военным и тем, кто ухаживал за инвалидами и стариками. Однако ловушка страхового стажа все равно осталась.

Кого освободили из ловушки

С 1 августа вступит в силу указ президента № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан», которым определенным категориям граждан предусматривается возможность назначения трудовой пенсии по возрасту при страховом стаже не менее 10 лет.

В частности, это касается граждан

— которые проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на военную пенсию. Право на трудовую пенсию по возрасту им предоставляется при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;

— которые ухаживали за инвалидом первой группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся в постоянном уходе.

Сейчас в Беларуси требуемый стаж страховых выплат для начисления трудовой пенсии составляет 16 лет, а далее будет только увеличиваться — ежегодно на 6 месяцев до достижения к 2025 году 20 лет. А еще два года назад, чтобы получать пенсию, было достаточно пяти лет работы с уплатой страховых взносов. Исходя из этой нормы, люди строили свои профессиональные и жизненные планы.

Кто и почему остается без пенсии, попав в ловушку страхового стажа

Изменения же в законодательство, повысившие планку страхового стажа, ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели. В результате многие белорусы попали в своеобразную ловушку и остались без пенсии.

Теперь для вышеперечисленных категорий граждан страховой стаж для начисления пенсии снижен.

Не хватило года в погонах

Попал в число тех, кто теперь надеется оформить трудовую пенсию, на которую из-за нехватки страхового стажа ранее права не имел, и 62-летний Иван Снитко из Лиды. Он остался без пенсии, потому что в страховой стаж не засчитали 19 лет службы в милиции, откуда мужчина уводился из-за конфликта с начальством в 1992 году. Снитко не хватило буквально одного года, чтобы получить военную пенсию.

Если военнослужащий не отрабатывает в силовых структурах необходимый стаж (раньше 20 лет, согласно новому указу — 10 лет), ему не только не назначается пенсия за выслугу лет, но все отработанное время не засчитывается в страховой стаж, а пенсия начисляется на общих основаниях. Это связано с особенностями начисления военной пенсии — государство как наниматель не платит за людей в погонах страховые взносы.

Те, у кого не хватает страхового стажа, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Мужчины имеют право обратиться за ней в 65 лет, женщины — в 60 лет. Сегодня размер социальной пенсии — 91,91 рубля.

Иван Снитко после ухода из милиции дома не сидел — работал, но так получалось, что без оформления, а в последние десять лет — в охране на одном из предприятий Лиды. Благодаря этой работе у него есть около десяти лет стража с уплатой взносов в ФСЗН (годы службы в этот период не входят, но входят в общий трудовой стаж).

Грядущие изменения в законодательство о пенсионном обеспечении его очень обрадовали: «Это справедливо, что стали учитывать службу! Получается, по новому указу, у меня достаточно общего трудового и страхового стажа для начисления пенсии! Я планирую и дальше работать и получать пенсию».

По новому указу, для военных, которые отслужили 10 и более лет, обязательное условие начисления трудовой пенсии — наличие 10 лет страхового стажа. По предварительным подсчетам Снитко, страховой стаж у него около 10 лет, может немножко не хватить для назначения пенсии. Одно утешает — если будет недоставать каких-то месяцев, он успеет, благодаря новшеству в законодательстве, их доработать. Несколько месяцев — это все же не потерянные для начисления пенсии 19 лет службы в милиции.

Читайте так же:  Образец заявления на визу в испанию

А если трудовую пенсию Снитко назначат уже сейчас, у него будет доход около 300 рублей, а не несчастные 91 рубль с копейками социальной пенсии.

Страховой стаж уменьшили, но трудовой — увеличили

Координатор правовых программ Белорусского Хельсинкского комитета Дмитрий Черных в целом положительно оценил указ № 233. БХК активно лоббировал изменения в пенсионном законодательстве.

Как отметил Черных, указ устранил коллизию, которая состояла в том, что выплата пособия по уходу за инвалидом первой группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, прекращалась после того, как человек, который ухаживал, сам достигал пенсионного возраста. Теперь и по достижении пенсионного возраста можно продолжать получать пособие, если не назначена трудовая пенсия — до получения социальной пенсии. И этот период засчитывается в общий трудовой стаж.

Дмитрий Черных обратил внимание на еще одну особенность указа. Наряду со снижением до 10 лет страхового стажа, для людей, которые длительное время занимались общественно полезной деятельностью, увеличен общий трудовой стаж — до 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин (для остальных остается 20 и 25 лет соответственно).

«Напомню, в трудовой стаж включаются учеба, служба в армии, социальные отпуска по уходу за ребенком до трех лет, периоды ухода за инвалидом первой группы и т.д., — сказал Дмитрий Черных. — Таким образом, указ сделал более справедливым пенсионное обеспечение для таких людей в части страхового стажа, но не в части трудового».

По сути, отметил эксперт, «увеличение трудового стажа сводит на нет уменьшение страхового и ведет к увеличению пенсионного возраста».

В частности, в уязвимом положении по-прежнему будут находиться женщины, «которые рожают много детей». Согласно законодательству, в трудовой стаж входит период отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, но не более 9 лет в общей сложности. Тогда как по новому указу общий трудовой стаж должен составлять не менее 35 лет. Каким образом у женщин, которые фактически посвящают себя материнству, сформируется такой стаж, разработчики указа не говорят.

И только для матерей (отцов) пяти и более детей предусмотрена льгота — на пенсию можно выйти в 50 лет после уплаты в ФСЗН взносов в течение 5 лет.

Государство поступает несправедливо

Мама пятерых детей Ирина Хилько ушла на пенсию именно в 50 лет. Ей назначили пенсию в размере 170 рублей.

«Пенсия смешная, я продолжаю работать, благо, дети подросли. Старшим дочерям по 30 лет, еще двум девочкам — 16 и 14, а мальчику — 12. Родить ребенка не проблема, но вот вырастить, дать образование…» — рассказала многодетная мама в комментарии для Naviny.by.

Ирине Хилько как председателю Московской районной организации (Минск) Белорусской ассоциации многодетных родителей приходится нередко присутствовать на встречах с чиновниками:

«Они прямо говорят, что в казне нет денег на то, чтобы включить отпуск по уходу за ребенком в страховой стаж, и можно рассчитывать только на себя. Нам так и заявляли: «Вы воспитали хороших детей, вот и рассчитывайте на них. Пусть теперь дети заботятся о маме и папе». Но ведь государство также должно принимать участие. Женщина, которая родила белорусских граждан, должна рассчитывать на поддержку в старости. И быть материально независимой».

С одной стороны, говорит Ирина Хилько, когда рожаешь детей, о пенсии не думаешь. С другой, когда приходит время и уже не можешь работать, «становится обидно, ведь мама рожает, воспитывает детей, которые будут строить общество».

Многие женщины не работают, потому что не могут это делать физически — например, если в семье растет ребенок-инвалид или если детей много. «И откуда взять 35 лет общего трудового стажа, непонятно», — удивляется Ирина Хилько.

«Это неправильно, несправедливо, — уверена собеседница. — Раз государство предоставляет социальную льготу — три года отпуска по уходу за ребенком, возникает вопрос, почему этот период не идет в страховой стаж. Мы всегда поднимаем эту проблему, когда встречаемся с представителями Минтруда и Комитета соцзащиты Мингорисполкома. Однако нам отвечают, что пока есть то, что есть. Большая семья — это хорошо, но со стороны государства хотелось бы видеть более достойное отношение к матерям, чтобы они могли рассчитывать на поддержку в старости».

Указ не решил всех проблем

Указ № 233 «не устранил проблему ретроспективности, не предусмотрел переходный период для тех людей, которые попали в ловушку страхового стажа», обратил внимание Дмитрий Черных.

По его мнению, и этой позиции придерживается Белорусский Хельсинкский комитет, такие важные вопросы, как пенсионное обеспечение, необходимо регулировать не указами президента, а проводить как изменения в законе через парламент:

«В таком случае есть возможность публичной дискуссии, возможность организовать слушания. Теоретически парламент может не принять тот или иной законопроект, но в случае указа президента никакие действия невозможны».

Кто рискует лишиться пенсии

угодив в ловушку страхового стажа

Ловушка страхового стажа: понятный разбор новых правил пенсионного обеспечения

Люди, попавшие в ловушку страхового стажа, по факту остаются без средств к существованию

Мы пытаемся рассказать эту историю максимально понятно, чтобы вы могли оценить собственное положение и по необходимости скорректировать свое экономическое поведение.

В первую очередь, нужно проверить, не стали ли вы более уязвимыми после введения новых правил страхового стажа

Кроме того, наш совет — проверьте, уплачивает ли за вас наниматель взносы, обратившись в территориальные органы ФСЗН

Также с учётом указа 233 вы сможете выбирать сценарий для получения пенсии — нужно подумать, какой из вариантов будет лучше для вас

Для того, чтобы получать трудовую пенсию по возрасту вам необходимо уплачивать взносы в Фонд социальной защиты населения. Это делает сам человек либо его работодатель. Период, когда вы платите взносы, называется страховым стажем. И его нельзя путать с общим трудовым стажем, в который включается время и другой активности: учёба, служба в армии и т. д.

За короткий промежуток времени (чуть более 2 лет) срок страхового стажа, который нужно иметь, чтобы получить пенсию, вырос с 5 до 16 лет Рост страхового стажа регулировали следующие указы:
№ 389 от 03.09.2013 — с 1 января 2014 г. увеличил стаж до 10 лет;
№ 570 от 08.12.2014 — с 1 января 2015 г. увеличил стаж до 15 лет;
№ 534 от 31.12.2015 — увеличил стаж до 15,5 лет и предусмотрел рост стажа каждый год на полгода до достижения 20 лет. . Он продолжает расти и к 2025 году будет 20 лет. Кроме того, увеличен пенсионный возраст Пенсионный возраст с 1 января 2017 г. будет повышаться ежегодно на 6 месяцев — до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. Это регулирует Указ № 137 от 11.04.2016 и возраст для получения социальной пенсии С 1 января 2015 г. увеличен возраст для получения социальной пенсии: для мужчин это теперь 65 лет, для женщин — 60 лет. Возрастной ценз не касается пенсий детям-инвалидам, в том числе инвалидам с детства и детям в случаях потери кормильца. Это регулирует Указ № 570 от 08.12.2014 .

Как меняются нормы страхового стажа и пенсионный возраст

15 лет с 1 января 2015 согласно Указу № 570 от 08.12.2014

  • ежегодное увеличение нормы на полгода до 20 лет с 1 января 2016 согласно Указу № 534 от 31.12.2015

    15 лет с 1 января 2015 согласно Указу № 570 от 08.12.2014

  • 2014 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 2025
  • 5 лет 20 лет ежегодное увеличение нормы на полгода до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин согласно Указу № 137 от 11.04.2016

    для мужчин: 60 лет для женщин: 55 лет с 1 января 2015 согласно Указу № 570 от 08.12.2014

  • 2017 18 19 20 21 2022
  • для мужчин — 60 лет 63 года

    для женщин — 55 лет 58 лет

    При этом не предусмотрено никаких исключений или переходных периодов для людей, которые в период нововведений достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет), но не дотягивают до страхового стажа, установленного новыми указами. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию. По факту им также трудно найти работу, чтобы содержать себя.

    Так образуется ловушка страхового стажа.

    Светлана Анатольевна

    учительница химии из Дубровно, 55 лет

    Её трудовой стаж составляет 26 лет,
    а страховой стаж — 11 лет.

    Она попала в ловушку страхового стажа.

    1980 85 90 95 2000 05 10 15

    5 лет училась в университете

    4 года отработала в школе

    родила ребёнка и следом ещё од­ного, 4 года на­хо­ди­лась в декрете

    вернулась на год в школу, но денег категорически не хватало

    челночила, тор­го­ва­ла на рынке (без официального офо­р­м­ления), ис­кала новую работу

    7 лет отработала в школе

    5 лет ухаживала за беспомощной свекровью

    ищет постоянную работу, но в ма­лень­ком городе женщине в воз­расте это непросто

    Реальные истории людей читайте здесь.

    По оценкам Минтруда в 2015 году людей, попавших в такую сложную ситуацию, было около 1000 человек. Их количество будет увеличиваться.

    Кроме того, новые правила пенсионного обеспечения из-за того, что действуют «задним числом», сделали особенно уязвимыми некоторых людей: мам в декрете, сотрудников МЧС и милиции, людей, ухаживающих за пожилыми и др.

    С 1 августа 2017 года, в том числе благодаря нашим действиям, в силу вступил новый указ Президента Республики Беларусь от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». Он смягчает положение некоторых уязвимых групп на будущее, но в то же время не разрешает проблему ловушки страхового стажа полностью.

    Как изменилось положение определённых категорий людей в соответствии с новым указом

    Кликните на категорию, чтобы увидеть подробную информацию

    Положение никак не улучшено

    Люди, у которых было достаточно страхового стажа по старым нор­мам, но не хватает по новым правилам

    Читайте так же:  Получил гражданство турция

    Некоторые люди попали в ловушку страхового стажа из-за того, что не было предусмотрено никаких исключений или переходных периодов для тех, кто в период нововведений достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет), но не дотягивают до страхового стажа, установленного новыми указами.

    Это, в первую очередь, о тех людях, которые в лихие 90-е и после выживали как могли, без официального трудоустройства.

    Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию.

    Положение этих людей не было улучшено ни в какой мере.

    Единственным выходом из ситуации стало бы введение переходного периода для людей, которые в самое ближайшее время достигнут пенсионного возраста.

    Некоторые вопросы решены

    Люди, которые годами осу­ще­ствля­ли общественно-по­лез­ную де­ятель­ность, в том чис­ле ухаживали за ин­ва­ли­дом I группы или лицом, до­с­тигшим 80-летнего возраста

    Люди, которые годами осуществляли общественно-полезную деятельность (например, ухаживали за инвалидами І группы) попали в ловушку страхового стажа и лишились права на пенсию.

    Дело в том, что государство делает им запись в трудовую книжку и платит деньги, но не засчитывает их работу в страховой стаж. Люди не успевают набрать нужный срок страхового стажа (16 лет на 2017 год, дальше — больше).

    При этом по закону уход за инвалидом І группы нельзя совмещать с какой-либо работой.

    Положение людей, которые ухаживали за инвалидом І группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, осложнялось не только ловушкой страхового стажа, но и тем, что после достижения пенсионного возраста они не могли получать пособие по уходу, даже если им не была назначена пенсия в связи с отсутствием страхового стажа.

    Некоторым образом учтена логика общественно-полезной деятельности.

    Периоды общественно-полезной деятельности всё ещё не включаются в страховой стаж, но срок страхового стажа для таких людей снижен до 10 лет.

    Правда, вместе с тем для таких людей вырос срок общего трудового стажа. Для женщин — не менее 35 лет, для мужчин — не менее 40 лет. В то время как для других категорий (кому хватает страхового стажа 16 лет в 2017 году) общий трудовой стаж составляет 20 и 25 лет для мужчин и женщин, соответственно.

    Таким образом, Указ сделал более справедливым и мягким пенсионное обеспечение для этой категории граждан, однако проблема не решена полностью, т. к. рост общего трудового стажа для многих может явиться препятствием для назначения пенсии.

    Указ устранил эту коллизию. Теперь указанные люди могут продолжать получать пособие по уходу до назначения социальной пенсии, и этот период им засчитывается в общий трудовой стаж.

    В Беларуси в этом году вырастет минимальный стаж для назначения трудовой пенсии

    В Беларуси в текущем году вырастет минимальный стаж с уплатой страховых взносов для назначении пенсии, сообщила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич на пресс-конференции в четверг в Минске.

    «Если в 2017 году страховой стаж должен был быть 16 лет, то в 2018 году для возникновения права на трудовую пенсию по возрасту, необходимо отработать не менее 16 лет и 6 месяцев», — сказала Ирина Костевич.

    Это непопулярные, но необходимые меры для того, чтобы обеспечить необходимый уровень пенсионного обеспечения, отметила министр.

    Глава Минтруда добавила, что общий перерасчет пенсий в 2018 году будет произведен как минимум один раз. Параметры повышения будут зависеть от общих темпов развития экономики.

    По словам министра, задача – обеспечить соотношение пенсии к среднемесячной зарплате по стране на уровне не менее 40%.
    В прошлом году перерасчет пенсий был произведен с 1 ноября – они выросли на 5%.

    Министр напомнила, что с 2017 года в стране стартовала пенсионная реформа. С 1 января 2018 года пенсионный возраст составляет 56 лет для женщин и 61 год для мужчин. К 2022 году пенсионный возраст у женщин будет составлять 58, у мужчин – 63 года.

    Старение населения, по словам Костевич, остается вызовом для всего мира и Беларусь здесь не исключение. По классификации ООН, если удельный вес населения старше 65 лет больше 7%, то население считается старым. У нас этот показатель составляет почти 15%.

    Министерство труда и социальной защиты
    Республики Беларусь

    Вопрос: В ноябре мне исполняется 55 лет, собираюсь на пенсию. Однако она будет небольшая. Пока это не так важно, потому что буду работать. Но как быть потом, когда работать не смогу?

    Ответ: Длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2016 году необходимо иметь не менее 15 лет 6 месяцев стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Начиная с 1 января 2017 г. страховой стаж ежегодно с 1 января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет. Поэтому, если пенсия будет назначаться в 2017 году, то потребуется уже 16 лет страхового стажа, в 2018 году – 16 лет 6 месяцев и т.д. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет.

    Для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа.

    Страховой стаж — это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов.

    В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии. Таким образом, если требуемый страховой стаж имеется и, соответственно, пенсия может быть назначена, то для исчисления размера этой пенсии будут учтены также периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие.

    При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия. С 2015 года такая пенсия назначается женщинам не моложе 60 лет, мужчинам — 65 лет.

    Ответ: Если в период работы пенсионер получал пенсию, то это время не будет учитываться в стаж для исчисления пенсии. Это правило закреплено в части 4 статьи 51 и статье 66 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Согласно данным нормам время работы после назначения пенсии по возрасту, в том числе досрочной (например, за работу с особыми условиями труда, многодетной матери, матери ребенка-инвалида и т.д.), засчитывается в стаж для исчисления размера пенсии, если пенсионер не получал пенсию в этот период.

    Вопрос: В каком размере осуществляется выплата пенсий гражданам, находящимся в домах-интернатах для престарелых на государственном обеспечении?

    Ответ: В соответствии со статьёй 84 Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении», лицам, находящимся на государственном обеспечении в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, выплачивается 10 процентов назначенной пенсии, но не менее 20 процентов минимального размера пенсии по возрасту. В случаях, когда размер их пенсии превышает стоимость содержания в учреждениях, выплачивается разница между пенсией и стоимостью содержания, но не менее 10 процентов назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

    Инвалидам войны и другим участникам войны пенсии выплачиваются в таком же порядке, но не менее 25 процентов назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

    В случае выбытия пенсионера из государственной стационарной организации социального обслуживания на срок свыше одного месяца (без отчисления из этой организации) пенсия выплачивается в полном размере.

    Вопрос: Включается ли работа за пределами Республики Беларусь в стаж при назначении пенсии в Республике Беларусь и при каких условиях?

    Ответ: Согласно статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются периоды работы, в том числе протекавшей за границей, при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов (далее — взносы) в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

    При направлении работников в командировку за границу перечисление взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Фонд) осуществляется их работодателями в установленном законодательством порядке.

    Что касается граждан, работающих за пределами Республики Беларусь, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем на территории Республики Беларусь, то Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» им предоставлено право добровольно участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию путем самостоятельной уплаты взносов на пенсионное страхование в Фонд в размере 29 процентов от определяемого ими дохода. При этом необходимо учитывать, что в случае уплаты взносов из дохода ниже минимальной заработной платы (с учетом индексации), стаж для назначения пенсии будет исчисляться с учетом поправочного коэффициента.

    Информация о размере минимальной заработной платы и её индексации размещается на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь ( www.mintrud.gov.by ) в разделе «Социальные нормативы. Индексация. Бронирование средств».

    Для реализации права на добровольную уплату взносов на цели пенсионного страхования гражданину необходимо стать на учет в качестве плательщика взносов в отделе Фонда по месту жительства в Республике Беларусь. Вопросы, связанные с порядком перечисления взносов, разъясняются органами Фонда при постановке на учет.

    Согласно пенсионному законодательству в тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении между Республикой Беларусь и другими государствами предусмотрены иные правила, соответственно применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).

    В настоящее время такие соглашения (договоры) заключены между государствами-участниками СНГ, а также с Литвой и Латвией. С положениями этих соглашений можно ознакомиться в управлении по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

    Вопрос: Во время летних каникул работал в колхозе. Как будет засчитываться в стаж отработанное время при условии, что имеются документы о количестве отработанных трудодней?

    Ответ: По общим правилам трудовой стаж для назначения пенсий исчисляется со дня приема на работу по день увольнения с работы.

    Особый порядок исчисления стажа установлен для членов колхоза: работа до 1 января 1966 г. в качестве члена колхоза в течение календарного года засчитывается за год стажа независимо от количества отработанного времени и выработки установленного минимума трудового участия. На лиц, привлекавшихся к выполнению временных работ в колхозе, в том числе школьников, работавших в колхозе во время летних каникул, но не являвшихся членами колхоза, этот порядок зачета в стаж времени работы в колхозе не распространяется. Им стаж исчисляется в общем порядке по фактической продолжительности работы.

    Читайте так же:  Мосэнергосбыт расчет льготы

    Вопрос: На каких условиях назначается пенсия гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?

    Ответ: В целях сохранения гарантий, установленных законодательством СССР для работавших на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пунктом 4 Закона Республики Беларусь «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрено право выхода на пенсию на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, проработавшим ко дню введения в действие Закона (1 января 1993 г.) не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к этим районам.

    Лица, не выработавшие до 1 января 1993 г. стаж указанной продолжительности, права на досрочную пенсию по возрасту за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях в Республике Беларусь не имеют. Пенсия им назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста.

    Что касается льгот по исчислению стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то пенсионное законодательство их не содержит. Льготное исчисление «северного» стажа было отменено ещё с 1 января 1992 г. Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

    Вопрос: При назначении пенсии в Республике Беларусь в 2003 году мне не засчитали в стаж период работы в Латвии с 1993 по 1997 годы. Знаю, что уже действует Договор с Латвией. Пересчитают ли мне пенсию с учетом указанного периода работы в Латвии?

    Ответ: С 28 сентября 2010 г. вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 года (далее – Договор).

    Согласно пункту 2 статьи 12 Договора если до вступления его в силу одной Стороной уже была назначена пенсия, при определении которой не был учтен страховой (трудовой) стаж, накопленный на территории другой Стороны, то Сторона, на территории которой был накоплен этот стаж, назначает пенсию с учетом этого стажа в соответствии с положениями Договора на основании заявления лица, но не ранее вступления в силу Договора.

    В связи с вышеизложенным, для решения вопроса о назначении пенсии за страховой (трудовой) стаж, накопленный на территории Латвии, необходимо обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с заявлением и соответствующими документами, необходимыми для назначения пенсии.

    После удостоверения в действительности и правильности оформления представленных документов, заявление и эти документы будут направлены в компетентное учреждение Латвии — Агентство государственного социального страхования Латвийской Республики для рассмотрения вопроса о назначении пенсии за указанный стаж работы.

    Вопрос: Засчитываются ли в стаж для назначения пенсии в Беларуси периоды работы в Латвии?

    Ответ: С 28 сентября 2010 г. вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 г.

    Согласно статье 8 указанного Договора каждая из Сторон исчисляет и выплачивает пенсию только на основании страхового (трудового) стажа, накопленного на её территории. Исчисление размера пенсии производится в соответствии с положениями Договора и законодательства Сторон.

    Таким образом, за стаж, приобретенный на территории Латвии, в том числе до распада СССР, пенсию будет назначать и выплачивать компетентное учреждение Латвии.

    Вопрос: Какая периодичность выплаты пенсий назначенных по нормам Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения?

    Ответ: Экспорт пенсий по указанному Договору осуществляется ежеквартально в последнем месяце квартала. Изменение данного порядка не планируется.

    Вопрос: Может ли быть назначена и выплачиваться пенсия гражданам Республики Беларусь, выехавшим на постоянное жительство в страны дальнего зарубежья?

    Ответ: Согласно законодательству пенсии гражданам, проживающим за пределами Республики Беларусь, назначаются и экспортируются на основе соответствующих международных соглашений (договоров).

    Между Республикой Беларусь и странами дальнего зарубежья соглашения (договоры) по вопросам пенсионного обеспечения не заключались. Поэтому граждане Республики Беларусь, переехавшие на постоянное место жительства в эти страны, а также проживающие там граждане иных государств и лица без гражданства, ранее работавшие в Республике Беларусь, право на пенсионное обеспечение в Республике Беларусь не имеют.

    Вопрос: Как подтвердить заработок за период работы до 1 января 2003 г., необходимый для назначения пенсии, если документы о заработке работодателем утеряны?

    Ответ: В соответствии с законодательством определение заработка для исчисления пенсии за периоды работы до 1 января 2003 г. производится по справкам о заработке, выдаваемым работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной работнику заработной плате. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы.

    При отсутствии возможности получения документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной заработной платы, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработной платы в конкретном периоде в определенном размере. При этом факт и причины не сохранности документов о заработке должны быть подтверждены организацией, в которой протекала работа, (правопреемником) и архивным учреждением.

    При рассмотрении вопроса об установлении размера полученной работником заработной платы для целей пенсионного обеспечения суд принимает во внимание любые средства доказывания, предусмотренные главой 22 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. В частности, размер заработка может подтверждаться выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, данными комсомольского и партийного билетов с отметками об уплате взносов, расчетными книжками (листками).

    Оценка представленных доказательств – это компетенция суда. При этом для оценки достоверности заявленных гражданином сведений об уровне получаемой заработной платы судом могут использоваться размещенные на сайте Белстата (http://www.belstat.gov.by) сводные статистические данные о номинальной начисленной заработной плате по республике и ее регионам в разрезе отраслей экономики (начиная с 1990 года). Эти показатели не являются подтверждением размера заработной платы работника, обратившегося в суд.

    Решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере в конкретном периоде принимается для исчисления пенсии.

    Ответ: Законодательством не предусмотрена возможность выплаты жене пенсии, которая причиталась бы её мужу. При определенных условиях (нетрудоспособность, нахождение на иждивении и др.) ей может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца. При этом согласно статье 6 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

    Согласно статье 38 Закона пенсия по случаю потери кормильца назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 40 процентов заработка кормильца, принятого для исчисления пенсии (статья 56 Закона), но не менее 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 23 Закона).

    В предусмотренных законодательством случаях к пенсии устанавливаются надбавки и повышения.

    За более подробной консультацией применительно к конкретной ситуации на основании документов пенсионного дела рекомендуем обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии.

    Вопрос: Слышал, что с августа 2014 г. внесены изменения в пенсионное законодательство. Какие изменения коснулись норм, регулирующих вопросы назначения пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда?

    Ответ: С 1 августа 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. №190-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения».

    С указанной даты право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 в соответствии с пунктами «а» и «б» (в том числе в соответствии с частями вторыми указанных пунктов) статьи 12 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) сохраняется только за работниками, которые до 1 января 2009 г. выработали не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда, требуемого для назначения досрочной пенсии.

    Таким образом, право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку № 1 возникает при наличии специального стажа, дающего право на такую пенсию, сформированного за периоды работы до 1 января 2009 г., у мужчин продолжительностью не менее 5 лет, у женщин – не менее 3 лет 9 месяцев; по списку № 2 – при наличии специального стажа, сформированного за периоды работы до 1 января 2009 г., у мужчин продолжительностью не менее 6 лет 3 месяцев, у женщин – не менее 5 лет.

    Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по другим основаниям (пункты «в» — «з» части первой статьи 12 Закона и статья 13 Закона) и пенсии за выслугу лет (статьи 47-49, 49-2 Закона) при соблюдении условий, предусмотренных законодательством, назначаются лицам, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию, т.е. если продолжительность профессионального стажа составляет менее половины требуемого.

    Вопрос: Недавно Правительством были утверждены новые пенсионные удостоверения. Значит ли это, что ранее выданные пенсионные удостоверения не будут иметь юридической силы и их необходимо обменять на новые?

    Ответ: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2017 г. № 255 «Об утверждении форм пенсионных удостоверений» (далее – постановление) утверждены формы пенсионного удостоверения и пенсионного удостоверения лица, которому установлена пенсия за особые заслуги перед Республикой Беларусь. Сделано это было во исполнение статьи 78 Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 года № 14-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», предусматривающей выдачу пенсионного удостоверения по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.

    Форма утверждённых постановлением пенсионных удостоверений не имеет существенных отличий в сравнении с пенсионными удостоверениями образца, предусмотренного до принятия постановления.

    С учетом этого в целях рационального использования бюджетных средств выдача пенсионных удостоверений по утвержденной форме будет производиться только после исчерпания бланков пенсионных удостоверений образца, предусмотренного до принятия постановления.

    Согласно пункту 2 постановления пенсионные удостоверения, выданные до вступления в силу постановления, являются действительными. Обменивать их на удостоверения, формы которых утверждены постановлением, не нужно.

    7 декабря т.г. в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь подписан Договор между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой о социальном обеспечении (далее – Договор). Со стороны Республики Беларусь Договор подписан Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь Ириной Анатольевной Костевич, со стороны Эстонской Республики – Чрезвычайным и Полномочным Послом Эстонской Республики в Республике Беларусь Мерике Кокаев.