Постановка на учет в Пробирной палате. Ювелирная лицензия (Свидетельство Пробирной палаты)

Стоимость услуги по постановке на учет в Пробирной палате — 10 000 руб.

Срок регистрации — от 15 дней.

Как получить ювелирную лицензию?

Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации (ФКУ «Пробирная палата России») осуществляет специальный учет (пробирный надзор) организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Постановка на учет в Пробирной палате с получением Свидетельства Пробирной палаты (ювелирной лицензии) о постановке на специальный учет необходима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям ИП, которые осуществляют или собираются заняться деятельностью, связанной с драгоценными металлами или камнями, ювелирными изделиями.

Постановка в Пробирной палате. Постановка на пробирный учет

Постановка на специальный учет в пробирную палату обязательна для следующих видов деятельности:

  • Производство драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий.
  • Торговля драгоценными металлами, камнями и изделиями из них.
  • Скупка драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий и торговля ими (деятельность ювелирных ломбардов).
  • Ремонт часов и ювелирных изделий, изделий из драгоценных металлов и камней.
  • Производство драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий.
  • Обработка драгоценных/полудрагоценных металлов, камней, ювелирных изделий, отходов и лома драгоценных металлов.
  • Диагностика и экспертиза драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий.
  • Участие в выставках драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий.

Без постановки на учет в Пробирной палате, осуществление этих видов деятельности запрещено законом и влечет за собой административную ответственность.

Свидетельство Пробирной палаты (Ювелирная лицензия)

При постановке на специальный учет в Пробирной палате выдается:

  • Свидетельство Пробирной палаты (Свидетельство государственной инспекции пробирного надзора российской государственной пробирной палаты), в простонародье называемая ювелирная лицензия или:
    • лицензия на продажу ювелирных изделий;
    • лицензия на торговлю ювелирными изделиями;
    • лицензия на изготовление ювелирных изделий;
    • лицензия на ремонт ювелирных изделий;
    • лицензия на ювелирную деятельность;
    • лицензия на ювелирные изделия;
    • лицензия на драгоценные металлы
  • Карта постановки на специальный учет.

Кому не требуется регистрация в Пробирной палате?

Регистрация в Пробирной палате (постановка на спецучет) не требуется организациям или индивидуальным предпринимателям, деятельность которых связана с:

  • добычей драгоценных металлов или камней по лицензии Министерства природных ресурсов РФ;
  • применением химических соединений драгоценных металлов в медицинских целях;
  • с использованием приборов или инструментов, содержащих драгоценные металлы;
  • применяющими в производстве инструменты с элементами из природных алмазов, при условии, что предприятие не производит изготовление или переделку данных инструментов;
  • торговля или применение драгоценных камней, являющихся непригодными для производства украшений, согласно ГОСТам РФ;
  • оплатой драгоценных металлов в кредитных организациях, но не получающих их в физическом виде, т.е. при размещении оплаченных драгметаллов на обезличенных металлических счетах.

Документы для постановки на учет в пробирную палату

  1. Копии документов, свидетельствующих о владении помещениями для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (на правах собственности, оперативного управления, аренды, субаренды);
  2. Копия свидетельств о государственной регистрации (ОГРН) и о постановке объекта на налоговый учет (ИНН).
  3. Паспортные данные руководителя.
  4. Подлинники ранее выданных инспекцией регистрационных документов (свидетельство с картой постановки на спецучет) – при наличии.

Порядок действий Государственных инспекций пробирного надзора при постановке на спецучет

Государственная инспекция пробирного надзора, в течение 15 календарных дней с момента получения документов, необходимых для постановки на специальный учет, выносит решение о постановке заявителя на специальный учет или об отказе в постановке на пробирный учет.

Решения государственной инспекции доводится до заявителя в виде уведомления о постановке на специальный учет либо уведомления об отказе в постановке на специальный учет с указанием причин отказа.

Уведомление о постановке на специальный учет выдается бессрочно.

За производство драгметаллов из лома без лицензии не нужно будет платить НДС

Производители драгметаллов из лома и отходов смогут не платить налог на добавленную стоимость (НДС). Изменения вносятся в статью 164 Налогового кодекса РФ, который касается нулевой ставки НДС по драгметаллам.

Соответствующий законопроект 13 июня Госдума приняла во втором чтении.

Регионам расширят полномочия по обращению драгоценностей

Документом предусматривается право налогоплательщиков, осуществляющих без лицензии производство драгметаллов из лома и отходов, применять нулевую ставку НДС при реализации этих металлов Государственному фонду драгоценных металлов, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, а также Центробанку.

Сейчас в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 НК налогообложение производится по нулевой ставке при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Но касается послабление только тех, кто признаётся субъектами добычи и производства драгметаллов, то есть прежде всего имеющих лицензию на право пользования участками недр. Все остальные, принимающие участие в добыче или производстве драгоценных металлов, без лицензии этого права не имеют. Таким образом, нарушается принцип равенства налогообложения, закреплённого в статье 3 НК РФ.

Нужна ли лицензия на продажу золотых изделий?

Добрый день. Я работаю в рекламном агентстве. Клиент заказал изготовление золотых значков по индивидуальному дизайну (120 шт). Мы нашли поставщика, который это может сделать. Вопрос в том, имеем ли мы право перепродать изделия из золота не имея какой-то специальной лицензии на осуществление торговли золотом?

Ответы юристов (2)

Согласно ст.1 ФЗ №41 «О драгоценных …», серебро, наряду с золотом и платиной, относится ккатегории драгоценных металлов. Торговля изделиями на его основе не подлежит лицензированию, так как указанный вид деятельности не указан в ст.12 ФЗ №99 «О лицензировании…». Вместе с тем, согласно п.8 ч.2 ст.13 ФЗ №41, для торговли ювелирной продукцией из серебра необходимо стать на учёт территориального органа Федерального пробирного надзора.

Уточнение клиента

Благодарю за ответ. Но я спрашивала про золото, а не серебро. И п.8, ч. 2, ст. 13 в ФЗ №41 не существует. В целом смысл поняла — лицензия не требуется, но нужно вставать на учет пробирного надзора. А что делать, если операция разовая, не является основным видом деятельности? Вставать на учет ради одной сделки — накладно и долго.

16 Ноября 2017, 10:42

Евгения, доброе утро.

Порядок лицензирования оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни), осуществляемой организациями независимо от их организационно — правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями установлен в Положении о лицензировании оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни) (далее — Положение), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2001 г. N 302.
Согласно пункту 3 указанного Положения лицензирование оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями осуществляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации непосредственно и через свои территориальные органы — управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее именуются — лицензирующие органы).

ПИСЬМО
от 29 декабря 2001 г. N 02-01-15-АК915

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
ЮВЕЛИРНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ
И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Читайте так же:  Заявление на загранпаспорт нового поколения

Если у Вас нет письма, пишите, отправлю

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нужна ли лицензия на утилизацию оргтехники?

Утилизация оргтехники – это процесс изъятия из нее полезных компонентов и металлов, которые можно повторно использовать. Поэтому вышедшая из строя оргтехника охотно принимается в утилизирующих компаниях. Тем более, в этом оборудовании присутствуют цветные и даже драгоценные металлы. Но вот вопрос: нужна ли лицензия на утилизацию оргтехники? Или можно без нее обойтись?

Смотрите также статьи:

Когда для утилизации оргтехники не требуется лицензия

Потребности в лицензии на утилизацию оргтехники нет, когда предприятие разбирает или продает собственное оборудование. Иными словами, технику, которая ранее стояла у него на учете, но впоследствии была списана из-за морального или физического износа, неисправимой поломки, и т.д. Для разбора такой техники на составляющие для последующего их внутреннего использования или для ее сдачи в утиль лицензия не нужна. На это прямо указывает пункт 1 правительственного Постановления от 12.12.2012г. № 1287, в котором говорится об отсутствии обязанности в получении разрешения для продажи металлолома, образованного в ходе собственного (!) производства. Под «производством» здесь понимается «деятельность» в целом (пункт 1 Постановления).

Однако если предприятие приобретет старую оргтехнику с целью ее последующей перепродажи в качестве металлолома, тогда ему будет нужна лицензия на утилизацию, сбор, транспортировку и т.д. Почему? Потому что утилизация такой оргтехники относится к виду деятельности, связанному с обращением металлолома, не возникшего в процессе собственного производства и потребления.

Но, если компания купит старую оргтехнику в качестве запчастей для внутреннего пользования, то на такую операцию лицензия уже не нужна. Нужно только, чтобы в документах – в накладных, торгово-закупочных актах, в договоре и в иных бумагах, — был указан перечень приобретаемых запчастей, а не сам, например, компьютер или принтер. Это обезопасит сделку. Кроме того, данные запчасти можно будет поставить сразу на учет через счет 10 «Материалы» (или счет 15). Далее их можно списать в процессе ремонта техники, либо можно продать на сторону, как невостребованные. Продажа неликвидных запчастей в этом случае не будет являться лицензируемой деятельностью.

Когда при работе с оргтехникой лицензия все-таки нужна

Старые мобильные телефоны тоже относятся к оргтехнике

Лицензия на утилизацию оргтехники необходима в случае, когда процессы по ее заготовке, переработке и (или) продаже являются основной или дополнительной деятельностью предприятия. Причем, приемка этой оргтехники производится не с целью внутреннего использования ее запчастей, а для продажи на сторону содержащихся в ней цветных металлов, драгметаллов и иных компонентов. Об этом говорит всё то же правительственное Постановление №1287 (п.1).

Кроме того, в пользу необходимости получения для утилизации такой оргтехники соответствующего разрешения говорит и закон №89-ФЗ: в своей статье 9 закон указывает на обязанность иметь лицензию для работы с отходами I-IV класса опасности. Так, в частности, старые компьютеры, цифровые устройства, электронная аппаратуры, относятся к 4-му классу опасности. А значит, лицензия на их сбор, перевозку, и т.д., необходима.

Посмотреть к какому классу опасности относится тот или иной вид отходов можно в Федеральном классификационном каталоге (ФККО). Если в его перечне нет искомого вида отходов, то его класс опасности можно выяснить через территориальное отделение Росприроднадзора (приказ Минприроды от 05.12.2014г. № 541).

Как получить лицензию и какие нужны документы

Оргтехника – это металлолом. И для ее приемки и утилизации потребуется лицензия, порядок получения которой полностью прописан в Постановлении Правительства РФ №1287 от 12 декабря 2012 года. В этом документе, в частности:

  • в пункте 7 дан подробный перечень необходимых для получения лицензии документов; описано содержание заявления на лицензирование деятельности;
  • в пункте 5 отражены требования, которым должно соответствовать лицо, получающее лицензию на утилизацию оргтехники.

При оформлении заявления на получение разрешения для ведения лицензионной деятельности нужно учесть, что если в лицензии указать только сбор и перевозку металлолома, то его утилизацией, переработкой и т.д. заниматься будет уже нельзя. Кроме того, очень важно обратить внимание на класс опасности отходов: если разрешение будет выдано на работу только с 4-м классом опасности, то с отходами остальных классов работать будет нельзя.

Так как почти любая оргтехника содержит в себе немного драгметаллов, необходимо встать на спецучет в Инспекции пробирного надзора Государственной пробирной палаты РФ по месту регистрации организации или предпринимателя (п.2 Инструкции к приказу Минфина РФ №51н от 16.06.03г.). Постановке на учет подлежат даже те предприятия, которые только попутно извлекают драгметаллы (п.3 Инструкции).

Какие еще документы нужны для утилизации оргтехники? Прежде всего:

  • санэпидемиологическое заключение (п.6 Порядка выдачи заключений к Приказу 224 от 19.07.08г. Федеральной службы по надзору в сфере благополучия человека и защиты прав потребителей) Оно выдается после проверки соответствия зданий, оборудования и прочего имущества, которое будет использовано в деятельности, связанной с оборотом отходов 1-4 класса опасности;
  • документы об уровне квалификации и подготовке сотрудников, работающих в сфере приема и обслуживания металлолома (пп. 8- 8(1) Постановления Правительства РФ №369, пп. 9-9(1) Постановления Правительства РФ № 370).

Нормативными актами могут быть предусмотрены еще и другие документы, поэтому перед началом работы следует уточнить их перечень у юриста.

Лицензия на драгоценные металлы

На сегодняшний день существуют определенные виды предпринимательской активности, подлежащие обязательному лицензированию. Соответственно, юридические лица или частные предприниматели, желающие заниматься таким бизнесом, обязаны получить все нужные разрешительные документы.

Согласно действующему законодательству, компании, занимающиеся добычей и производством драгоценных металлов, а также реализующие или утилизирующие такие изделия, должны в обязательном порядке получить лицензию на драгоценные металлы. Для этого предпринимателю нужно встать на учет в Пробирной палате России. Полный список таких видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в тексте федерального закона 128-ФЗ.

Лицензирование деятельности с драгметаллами нужно, в первую очередь, для защиты отечественного рынка от различных подделок, а также в целях установления контроля над добычей и продажей золота и других редких металлов на внутреннем и международном рынках.

Следует отметить, что виды деятельности, связанные с продажей драгметаллов или их производством, характеризуются множеством рисков. Соответственно, предприятия и компании, занимающиеся такой деятельностью, должны обеспечивать учет и сохранность всех исходных материалов и конечных товаров. Помимо прочего, на таких предприятиях лежит ответственность по соблюдению правил реализации изделий, изготовленных из драгметаллов.

Чаще всего к основным требованиям, налагаемым на компании, получающие лицензию на работу с драгоценными металлами, относится требование по соблюдению стандартов хранения, транспортировки и учета ценных грузов, а также наличие необходимых проб и клейм на изделиях, реализуемых среди населения. Также, в том случае, когда в технологическом процессе используются катализаторы из драгметаллов, такие продукты нужно утилизировать в полном соответствии с действующими нормативными актами.

Чтобы получить лицензию на работу с драгоценными металлами, компания должна предоставить стандартный пакет учредительных документов в распоряжение регистрационных органов. Также требуется предоставить документы, которые подтверждают наличие у компании специализированного помещения и оборудования для переработки и хранения, а также реализации драгоценных металлов и изделий из них.

Читайте так же:  Квитанция госпошлина загранпаспорта нового образца на 10 лет 2018

Еще одним требованием является наличие у персонала достаточной квалификации для проведения работ с редкими металлами или золотом.

Далее, при получении лицензии на проведение такой деятельности, после подачи документов нужно заполнить анкеты и написать стандартное заявление.

На сегодняшний день, чтобы получить лицензию на драгоценные металлы, клиент может обратиться в специализированную организацию, которая возьмет на себя обязательства по получению лицензии. Как правило, лицензия на драгметаллы оформляется в срок от 45 дней, стоимость оформления требуемой разрешительной документации составляет от 100 тысяч рублей.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ

А.В. Касаткин, ГУПВО «Алмазювелирэкспорт».

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) в п. 1 ст. 17 содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Лицензирование видов, не указанных в перечне, прекращается со дня вступления Закона в силу (т.е. с 10 февраля 2002 г.), а федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей новому Закону.

Драгоценные металлы не упомянуты в перечне, что с учетом приведенной нормы означает следующее. С 10 февраля 2002 г. не подлежит применению подавляющее большинство норм гл. IV Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в редакции от 10 января 2002 г. (далее — Закон о драгметаллах), в соответствии с которой устанавливалось лицензирование целого ряда видов деятельности с драгметаллами и определялся порядок такого лицензирования (содержание, порядок выдачи лицензий, основания для прекращения, приостановления или ограничения их действия и т.д.).

Кроме того, автоматически утрачивают силу Положения о лицензировании, принятые во исполнение указанных норм Закона о драгметаллах. Среди них:
— Положение о лицензировании оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2001 г. N 302;
— Положение о лицензировании деятельности по заготовке и переработке вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 396;
— Положение о лицензировании деятельности по производству драгоценных металлов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 397;
— Положение о лицензировании деятельности по производству и ремонту ювелирных изделий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 398;
— Положение о лицензировании скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 443;
— Положение о лицензировании деятельности торговых организаций по купле — продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 445;
— Положение о лицензировании оптовой торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 446;
— Положение о лицензировании деятельности по сертификации драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2001 г. N 468.

Таким образом, введенная Законом о драгметаллах и разработанная исполнительной властью система лицензирования различных видов деятельности с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, так и не начав действовать, оказалась погребенной под новеллами федерального законодательства о лицензировании.

Не касаясь проблемы несовершенства нормотворческого процесса в нашей стране, наглядно демонстрируемой данным фактом, попытаемся оценить произошедшее по существу.

Лицензирование — одна из мер государственного регулирования, носящая разрешительный характер. Главная цель, преследуемая при этом государством в лице уполномоченных лицензирующих органов, состоит в том, чтобы установить, кому из лиц, обращающихся за лицензией, можно разрешить заниматься определенным видом деятельности. Основным критерием при принятии конкретного решения является соответствие либо несоответствие соискателя лицензии установленным законом требованиям и условиям. Помимо собственно выдачи лицензий, лицензирующие органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением владельцами лицензий лицензионных требований и условий.

В сфере драгоценных металлов указанные функции задолго до принятия Закона о драгметаллах выполнялись и выполняются Российской государственной пробирной палатой при Минфине России и ее территориальными подразделениями — государственными инспекциями пробирного надзора.

Так, согласно действующему законодательству все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгметаллами, обязаны встать на специальный учет в соответствующей государственной инспекции пробирного надзора и получить регистрационные удостоверения на право работы с этими ценностями.

Данная процедура, как и лицензирование, носит разрешительный характер.

Регистрационное удостоверение, так же как и лицензия, выдается на конкретные виды деятельности, причем перечень требований, соответствие которым необходимо для получения удостоверения, варьируется в зависимости от вида деятельности.

Как и лицензия, регистрационное удостоверение выдается на определенный срок и может быть досрочно отозвано за нарушения, совершаемые при ведении деятельности, указанной в удостоверении.

Наконец, одной из важнейших задач инспекций пробирного надзора, равно как и лицензирующих органов, является осуществление постоянного и периодического государственного контроля за лицами, работающими на рынке драгметаллов.

Из сказанного следует, что внедрение на практике системы лицензирования в том виде, в каком она была прописана в Законе о драгметаллах и соответствующих положениях о лицензировании, неизбежно породило бы проблему параллелизма в работе лицензирующих органов и органов федерального пробирного надзора.

Первоначально выдачу лицензий планировалось начать с 1 октября 2001 г., что было предусмотрено Приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г. N 243. Однако принятие нового Закона о лицензировании обессмыслило данную процедуру, ибо стала очевидной нецелесообразность выдачи документов, которые через несколько месяцев автоматически утратят силу. Поэтому 7 сентября 2001 г., т.е. всего через три дня после выхода в свет Приказа N 243, появилось фактически дезавуировавшее данный Приказ совместное письмо Минфина N 23-03-03/796 и Минэкономразвития России N ИМ-1047. В нем предлагалось до вступления в силу Закона о лицензировании считать наличие у организаций и индивидуальных предпринимателей регистрационных удостоверений госинспекций пробирного надзора достаточным основанием для осуществления ими операций с драгметаллами. Тем самым исполнительная власть сама косвенно признала схожесть юридической природы и целевого назначения лицензии и регистрационного удостоверения.

Большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей положительно оценили отмену лицензирования в сфере драгметаллов и восприняли эту новость как устранение дополнительного административного барьера, очередной шаг на пути либерализации российского рынка указанных ценностей.

Вместе с тем некоторые специалисты из государственных структур считают, что следствием принятия законодательных новелл в области лицензирования может стать массовое появление на рынке драгметаллов новых субъектов, ранее не занимавшихся видами деятельности, лицензирование которых отменено, а это, в свою очередь, серьезно дезорганизует рынок, нарушит сложившиеся правила работы на нем.

Так, по мнению первого заместителя руководителя Российской государственной пробирной палаты Б.П. Борисова, отмена лицензирования, и прежде всего в области оптовой и розничной торговли ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгметаллов и драгкамней, предоставит возможность фирмам — однодневкам выбрасывать на рынок некачественный либо нелегально изготовленный или ввезенный товар. Кроме того, есть вероятность потери контроля государства над рынком драгметаллов и, как следствие, дальнейшего развития криминала, именно поэтому лицензирование, по крайней мере, указанного вида деятельности следует восстановить .
——————————-
См.: Борисов Б. Действие законодательства по драгоценным металлам и драгоценным камням // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2001. N 11. С. 45.

Читайте так же:  Приказ о вводе в эксплуатацию арм

Несмотря на то что система лицензирования в сфере оборота драгметаллов фактически ликвидирована, есть такие виды деятельности, осуществление которых по-прежнему требует наличия лицензий. В отношении этих видов новый Закон о лицензировании не применяется.

Так, согласно п. 2 ст. 1 означенного Закона его действие не распространяется среди прочего на использование природных ресурсов, в том числе недр, деятельность кредитных организаций, а также на внешнеэкономические операции. Применительно к драгметаллам это означает, что в соответствии с действующим законодательством сохраняется лицензирование пользования участками недр, содержащими драгметаллы; операций банков с драгметаллами; экспорта драгметаллов.

Лицензирование недропользования предусмотрено Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» (в ред. от 8 августа 2001 г.) и Законом о драгметаллах. Соискателями лицензий на пользование участками недр, содержащими драгметаллы, могут быть только юридические лица (причем в Законе о драгметаллах такие лицензии неточно названы лицензиями на добычу драгметаллов). Лицензирующим органом является Министерство природных ресурсов РФ.

Лицензирование операций банков с драгметаллами по Закону о драгметаллах осуществляется Центральным банком РФ.

Лицензии выдаются на привлечение во вклады и на размещение драгметаллов, т.е. на операции, которые в п. 7 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 7 августа 2001 г.) отнесены к числу банковских. Речь идет о праве банков на заключение с клиентами договоров вклада (депозита) в драгоценных металлах и на совершение операций с использованием металлических счетов.

Что касается совершения банками иных операций с драгметаллами в соответствии с российским законодательством, предусмотренных п. 4 ч. 2 указанной статьи, то вопрос о том, какие из них требуют наличия лицензии Банка России, долгое время оставался неурегулированным.

В связи с многочисленными запросами кредитных организаций по этому поводу Банк России выпустил официальное разъяснение от 29 января 2002 г. N 23-ОР «Об отдельных вопросах применения законодательства о проведении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации», где указал, что банки независимо от наличия лицензии Центрального Банка на совершение операций с драгметаллами вправе:
принимать драгметаллы в качестве обеспечения исполнения обязательств юридических и физических лиц;
предоставлять услуги по хранению драгметаллов в специально оборудованных хранилищах ценностей;
оказывать услуги по транспортировке драгметаллов силами и средствами инкассаторской службы банка;
осуществлять реализацию драгметаллов по договорам посреднических услуг (комиссии, агентирования и т.п.);
использовать принадлежащие им драгметаллы для обеспечения своей деятельности в социально — культурных и иных не связанных с извлечением прибыли целях.

Это разъяснение вызывает немало вопросов. Неясно, например, вправе ли банк, не имеющий лицензии на операции с драгметаллами, хранить у себя слитки аффинированных металлов по договорам хранения с третьими лицами или продавать по договорам комиссии монеты, содержащие драгметаллы. Казалось бы, ответ очевиден: для совершения указанных сделок лицензия не нужна. Драгоценные металлы в официальном разъяснении N 23-ОР понимаются по аналогии с Законом о драгметаллах — как золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, родий, иридий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, а значит, данный документ, безусловно, касается слитков и монет из драгметаллов — основных объектов операций банков.

Однако в отношении названных объектов официальное разъяснение N 23-ОР вступает в противоречие с Положением о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами, принятым Приказом Банка России от 1 ноября 1996 г. N 50 (в ред. от 11 апреля 2000 г.). Нормы Положения однозначно обусловливают осуществление перечисленных в официальном разъяснении N 23-ОР операций со слитками и монетами из драгметаллов (кроме монет, являющихся валютой России) наличием у банка лицензии Центрального Банка на совершение таких операций.

Известно, что при коллизии двух нормативных правовых актов применяется акт более высокой юридической силы, а если акты расположены на одной ступени иерархии — тот, который принят позднее.

В рассматриваемом же случае ситуация иная. Дело в том, что по своему статусу официальные разъяснения вообще не относятся к числу нормативных актов, а являются актами толкования права. Цель подобных разъяснений заключается в восполнении пробелов правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России. Такие разъяснения обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение (п. п. 1.1 — 1.4 Положения о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России, принятого Приказом Банка России от 18 июля 2000 г. N 115-П).

В документе N 23-ОР разъясняется применение не отдельного нормативного акта, а законодательства о проведении банками операций с драгметаллами в целом, следовательно, данное разъяснение не может не затрагивать основного правового акта, изданного Банком России в этой сфере, — Положения N 50.

В отношении слитков и монет из драгметаллов содержащееся в официальном разъяснении N 23-ОР толкование носит явно ошибочный характер, а значит, этот документ не может являться обязательным для применения кредитными организациями. Следовательно, для заключения с третьими лицами договоров купли — продажи, залога, хранения, перевозки и иных договоров, имеющих в качестве объекта слитки или монеты, банкам по-прежнему требуется лицензия Банка России на совершение операций с драгметаллами. Отсутствие таковой будет служить веским основанием для оспаривания сделок в судебном порядке.

В отличие от недропользователей (субъектов добычи драгметаллов), обязанных, помимо лицензий на право пользования недрами, иметь еще и регистрационные удостоверения государственных инспекций

ЦБ отменил отдельную банковскую лицензию для работы с драгметаллами

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — ЦБ РФ отменил требование о наличии отдельной лицензии для банков на осуществление операций с драгоценными металлами, сообщила директор департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка ЦБ Лариса Селютина на конференции «Российский рынок драгоценных металлов».

«Подарок нам сделал департамент допуска на финансовый рынок — с 14 ноября вступили в силу поправки в 135-ю инструкцию о порядке выдаче лицензии — отменена отдельная лицензия на операции с драгоценными металлами, теперь любой банк, имеющий универсальную лицензию для работы со средствами в рублях и иностранной валюте, может свободно совершать операции с драгоценными металлами», — сказала Селютина.

Она отметила, что этот шаг позволит увеличить состав участников рынка драгметаллов — банки смогут не только вести металлические счета без специальной лицензии, но и инвестировать на рынке драгметаллов.

«У нас был регуляторный арбитраж — инвестором на рынке драгметаллов могло быть любое юрлицо, а вот банки без лицензии не могли даже инвестировать в драгоценные металлы. Сейчас эта несправедливость устранена — и банки будут также инвестировать на этом рынке, вести счета и совершать любые операции», — сказала Селютина.