Договор авиаперевозки грузов

Транспортировки грузов – важное действие в современных экономических отношениях. Наверное, практически каждый человек хоть раз в жизни отправлял посылку или совершал онлайн покупку, когда предмет нужно доставить с другого региона, и даже страны.

В каждом случае выбирается оптимальный вариант доставки: распространенным считается – автомобильный вид, дешевым – железнодорожный транспорт, а быстрым в перевозке – авиационный.

С помощью самолетов выполняют не только международные грузоперевозки, но и межконтинентальные. Хоть на борту авиалайнера и не поместится такое количество грузов, как на морском судне, но сроки доставки будут в пределах нескольких дней, а не недель и месяцев.

Если речь идет о продуктах питания или медицинской продукции, то в таком случае нет времени на долгосрочную доставку.

Все, кто однажды летал на самолете, знают, что процедура регистрации – сложная. Тогда встают вопросы: как происходит организация грузоперевозок, что нужно для оформления документации, какими законами регулируется данный процесс и кто отвечает за грузы во время их перевозки. Все перечисленные аспекты мы раскроем в нашей статье.

Между кем заключается

Внутренние и международные авиатранспортировки регулируют как внутренние, так и международные законы. Главным в нашей стране считается Воздушный Кодекс РФ, который находится в действии с 1997 года.

Также действует Варшавская конвенция от 1929 года. Они предусматривают обеспечение безопасной перевозки пассажиров и различных видов багажа.

Их сферой регулирования являются:

  • технические параметры воздушных транспортных средств;
  • допуск самолетов к выполнению перевозки;
  • квалификация пилотов;
  • правила безопасности;
  • вопросы с документацией;
  • ответственность сторон договора.

Кроме этого, в разглядываемых документах есть аспекты заключения договоров на перевозку. Сторонами его официального заключения являются грузоотправитель (любое физическое или юридическое лицо) и грузоперевозчик (авиационная компания).

Их права и обязанности, а также возможная ответственность прописываются в заключенном договоре.

Согласно стандартам, деловая бумага содержит в себе пункты, которые регулируют отношения между заказчиками и организаторами, а также гарантируют их безопасность.

Во время осуществления всех видов воздушных транспортировок каждая сторона обязуется придерживаться норм, которые регламентирует международное, воздушное, гражданское законодательство, затрагивающее аспекты поездок пассажиров с багажом, грузов и прочего.

В действующих Правилах воздушных перевозок в рассматриваются условия договоров на перевозку пассажиров и грузов.

Условиями договора считаются права и обязанности сторон, их возможная ответственность, сроки выполнения процесса, а также указывается вид багажа и его физические параметры.

Договор воздушной перевозки груза существует двух видов: внутренние и международные.

Согласно их особенностям и составляются соответствующие документы, потому что для межгосударственных перевозок следует учитывать законодательство двух или нескольких государств.

Каждый договорной документ на авиационные перевозки с его условиями могут удостоверяться перевозочными документами (пассажирским билетом, талоном на багаж или авианакладной).

Существенные условия всех типов транспортных договоров:

  1. Размер оплаты.
  2. Сформулированный и оговоренный предмет договора.
  3. Конечные и промежуточные пункты маршрута передвижения.
  4. Сроки выполнения авиаперевозки.
  5. Полный перечень услуг и их тарификация.
  6. Дата заключения деловой документации.
  7. Данные о бронировании (статус и код).
  8. Данные о незарегистрированных или зарегистрированных грузах.
  9. Условия возврата, если получатель не принял груз.
  10. Другие условия, которые нужно согласовать (согласно первому пункту статьи 432 ГК РФ). Среди дополнительных условий можно выделить:
    1. Дополнительные услуги.
    2. Объявленная пассажиром ценность имущества.
    3. Ответственность всех участников процесса.
    4. Условия для изменения или расторжения договора.
    5. Другие условия, которые предусматривает Воздушным Кодексом нашего государства.

Вышеперечисленные блоки условий всесторонне охватывают процесс транспортировки грузов авиационным транспортом. Каждый прописанный пункт в договоре рассчитан для обеспечения выполнения требований каждой стороной процесса.

Если условия не выполняются по неуважительным причинам, то потерпевшая сторона будет защищена от риска порчи имущества и от материальных потерь.

Обязательные и дополнительные пункты условий могут меняться, комбинироваться и дополняться другими особенными требованиями грузоотправителя или грузоперевозчика.

Права и обязанности сторон

В договоре отдельными пунктами прописываются права и обязанности участников процесса перевозки. Они существуют на основе действующих Правил и Варшавского Кодекса. Они действуют таким образом, чтобы сделать транспортировку правильной, организованной, безопасной и взаимовыгодной.

Для авиаперевозчика выдвигаются следующие обязанности:

  • пассажиры и грузы транспортируются по документально установленному маршруту, который указывается в билете или авианакладной;
  • сотрудники авиакомпании отвечают за сохранность багажа и грузов на период от их получения до выдачи. Выдавать имущество исключительно законному грузополучателю;
  • соблюдать установленное расписание;
  • придерживаться Правил воздушных поездок;
  • сообщать грузоотправителю об условиях перевозки, а также об их возможных изменениях;
  • информировать о месте нахождения багажа, о возможной задержке отправки или прибытия;
  • предоставить грузоотправителю временное хранилище для багажа за дополнительную плату, если получатель не принял его.

Грузоотправителю выдвигается такой ряд обязанностей:

  • до процесса погрузки товаров или имущества на борт авиалайнера оплатить полностью стоимость перевозки;
  • предоставить лицензию собственника транспортируемого груза;
  • информировать грузоперевозчика лишь актуальной информацией о содержимом в упаковке;
  • вовремя доставить грузы до момента отлета и прочее.

Для грузополучателя тоже предусмотрено несколько обязанностей – принять и вывести прибывший груз, сообщить о порче багажа.

Кроме обязанностей, каждая сторона имеет свои права, которыми может активно пользоваться. В договоре, прежде всего, прописываются права клиента – грузоотправителя, потому что ему за определенную плату предоставляются услуги.

Среди них можем выделить основные права:

  • грузоотправитель может обратно забрать собственный груз до момента его отправки;
  • клиент авиакомпании по грузоперевозкам имеет право менять в транспортной грузополучателя до момента выдачи багажа ранее документально уполномоченному лицу;
  • распоряжаться грузами, если их по определенным причинам нельзя выдать грузополучателю;
  • изменять условия договора, но лишь при согласовании с транспортером.

Перевозчик имеет право отказать в перевозки нелегальных грузов, опасных веществ в несоответствующей упаковке, а также тех материалов, которые, согласно действующему законодательству запрещено транспортировать.

Какие грузы доставляются вертолетными авиаперевозками, читайте здесь.

Ответственность

Уполномоченное законодательство предусматривает, чтобы договор имел в себе условия об ответственности за состояние груза.

Авиаперевозки базируются на двухсторонней ответственности: грузоотправитель отвечает за правильную упаковку и оформление документации на груз, а перевозчик гарантирует безопасную транспортировку.

За повреждение или утерю багажа несется материальная ответственность в полном или частичном размере стоимости перевозимых материалов или предметов.

Если стоимость объявленная отправителем, то компенсируется она, а если нет, то сумма устанавливается в ходе следствия. Эта сумма становит не более двух минимумов, предусмотренных Кодексом.

Несвоевременная доставка предусматривает штрафные санкции в размере 25-50% от фиксированной минимальной оплаты, а почасовую работу.

Если доказано, что задержка произошла из-за погодных условий, непредвиденной поломки ТС не по вине перевозчика, то штраф не накладывается.

Грузоотправитель несет ответственность в случаях отправки нелегальных товаров. Такое действие может инкриминироваться как контрабанда, которая влечет за собой последствия в виде административного и криминального наказания.

За нарушение пунктов договора обе стороны несут соответствующее наказание в виде штрафов. Их размер может даже указываться в документе. В отдельных случаях даже используются специальные приложения к основному документу.

Внешний вид и содержания договора с разными авиакомпаниями может изменяться, но все они имеют одинаковую структуру, как и любой деловой документ. Также содержание всех договоров ориентируется на действующее законодательство и на особенности каждой грузоперевозки.

Отдельные крупные авиакомпании предоставляют собственный макет договора, но котором имеются фирменные знаки компании. Но главная суть состоит в объективности содержимого, чтобы права сторон поддерживались равноправно.

Возможно ли изменение условий после его заключения

Как и в любом другом деловом документе, изменения в транспортном договоре предусмотрены его же содержанием.

Предусматривается внесение изменений в договор двух видов: во-первых, грузоотправителю разрешено менять грузополучателя в транспортной накладной, но без изменения пункта прибытия груза, во-вторых, можно осуществить переадресацию багажа, но лишь при соглашении транспортера, в таком случае оформляется накладная с новыми данными.

Последнее изменение также может повлечь за собой новые сроки доставки и прочее.

Стороны имеют право вносить изменения на любом этапе: как во время согласования проекта, так и после подписания. Такая возможность позволяет учитывать интересы отправителя и перевозчика.

Также изменения предусмотрены в случаях нарушения действующих условий одной из сторон договора. В отдельных случаях с серьезными последствиями разрешено расторгать договоренность.

Особенности договора международной воздушной перевозки

Закон предусматривает ряд особенностей заключения и выполнения анализируемого документа. Договор можно считать заключенным, когда перевозчик получает груз и сопровождающие документы.

Его заключают как по инициативе транспортера, так и отправителя. Предварительно согласовываются условия будущего договора, потом создается его проект, на его утверждение отводится срок не более 10 дней.

Договор создается в двух экземплярах. Документ считается актуальным, когда стороны утверждают его печатями и подписями. Заявку на заключения документа можно оставить по телефону, электронной почте, по факсу и другими способами.

Подписывать договор имеют право физическое лицо, юридическое лицо, которые выступают заказчиком услуг, а также уполномоченным представителем компании перевозчика.

Договор на авиаперевозку грузов – обязательный документ в данном процессе. Без его наличия права и интересы сторон процесса могут не соблюдаться, и такая транспортировка станет невыгодной.

Международное и государственное законодательство предусматривают обязательное заключение договора с обязательными пунктами, среди которых мы выделили: данные о грузе, условия предоставления услуг (сроки и маршрут), обязанности и права, ответственность за порчу имущества или нарушение условий.

Договор является юридическим документом, поэтому имеет правовую силу. Его согласованное содержание поможет при следствии последствий как результата непредвиденных обстоятельств.

Помимо этого, рассматриваемый договор обязывает стороны выполнять свои обязанности для того, чтобы предотвратить чрезвычайные ситуации с тяжелыми последствиями и убытками.

Как происходит авиаперевозка негабаритных грузов, смотрите на странице.

Цена за кг груза для авиадоставки из США есть в этой информации.

Видео: Что указывается в договоре о перевозке груза

Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты

1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Договор воздушной перевозки груза

Особенностью субъектного состава данного вида договоров является то, что в качестве перевозчика в нем выступает эксплуатант, т.е. гражданин или юридическое лицо, обладающее воздушным судном на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК). При этом согласно ст. 100 ВК и законодательству о лицензировании отдельных видов деятельности эксплуатант должен иметь лицензию на осуществление воздушной перевозки грузов.

Читайте так же:  Обгон по пешеходному штраф

Отличительной чертой договора воздушной перевозки груза служит и то, что сторонам данного договора предоставлено право самим решать вопрос о сроках доставки груза. При недостижении соглашения по этому поводу срок доставки устанавливается правилами перевозок (ст. 109 ВК).

Содержание договора воздушной перевозки груза раскрывает его определение, данное в п. 2 ст. 103 ВК, которое соответствует классическому определению договора перевозки груза, содержащемуся в п. 1 ст. 785 ГК. Основные права и обязанности перевозчика и грузоотправителя примерно аналогичны правам и обязанностям сторон договора перевозки на других видах транспорта.

Вместе с тем воздушное законодательство с учетом специфики перевозок на данном виде транспорта устанавливает расширенный круг оснований расторжения договора перевозки груза в одностороннем порядке по инициативе перевозчика. Такими основаниями являются:

  • • нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, санитарных и иных правил, установленных законодательством;
  • • отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним авиационными правилами;
  • • наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов и веществ.

Грузополучатель вправе отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением (ст. 111 ВК).

Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)

На воздушном транспорте наряду с обычным договором перевозки груза достаточно широко применяется договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Общая возможность заключения таких договоров безотносительно к конкретным видам транспорта предусмотрена ст. 787 ГК. Особенность договора фрахтования (чартера) состоит в том, что по нему предоставляется для перевозки вся или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов.

По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки грузов (ст. 104 ВК).

Договор воздушного чартера является, как правило, консенсуальным договором, поскольку стороны обычно заблаговременно заключают соглашение о предстоящих перевозках, в связи с чем договор воздушного чартера приобретает некоторые признаки договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Воздушный чартер — договор возмездный.

Договор морской перевозки груза

Согласно п. 1 ст. 115 КТМ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Приведенное определение позволяет сделать два вывода относительно данного договора. Во-первых, он может быть как реальным, так и консенсуальным, о чем свидетельствует употребление слов «передал» или «передаст». Во-вторых, слова «отправитель» или «фрахтователь» означают, что понятием договора морской перевозки груза охватываются два вида договоров: обычный договор перевозки и чартер, которые различаются по своей юридической природе.

Договор морской перевозки груза подлежит заключению в письменной форме. Наличие и содержание указанного договора могут подтверждаться чартером (в данном случае имеется в виду соответствующий документ), коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ).

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки судна, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями (ст. 120 КТМ).

Коносамент выполняет функции:

  • — доказательства наличия договора морской перевозки груза и его содержания;
  • — расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком;
  • — товарораспорядительного документа на груз, т.е. документа, распоряжение которым означает распоряжение самим грузом;
  • — документа, при предъявлении которого выдается груз получателю.

Отношения сторон по договору морской перевозки груза регулируются не только определенными нормами законодательства или соглашением сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями.

Развитие обычного права применительно к морской перевозке грузов привело к возникновению так называемого формулярного права. Последнее представляет собой неофициальную кодификацию общепринятых торговых обычаев, применяемых при заключении договоров морской перевозки. Соответствующие обычаям правила закрепляются в виде стандартных обозначений типа ФОБ, ФАС, СИФ, КАФ. Данные обозначения произошли от сочетания начальных букв английских слов, которые используются в таких случаях.

Договор воздушной перевозки пассажира

Определение договора воздушной перевозки пассажира дается в п. 1 ст. 103 ВК. Оно несколько отличается от понятия договора перевозки пассажира, сформулированного в ст. 786 ГК, но при этом сохранило его содержание.

Как указано в ВК, «по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа».

Пространно изложенное определение договора за счет включения в него положений о предоставлении пассажиру места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, и о сроке доставки пассажира и багажа, определяемом установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, не улучшило дефиницию договора перевозки пассажира, закрепленную в ГК, и не отразило каких-либо особенностей договора воздушной перевозки пассажира.

Следует отметить, что такие особенности имеются, но носят они по большей части несущественный характер. Эти особенности касаются сторон договора, его формы, цены и расчетов за перевозку, обязанностей сторон и вопросов ответственности.

Сторонами договора являются воздушный перевозчик и пассажир. Положение ВК о том, что перевозчиком, осуществляющим на основании договоров воздушные перевозки, является эксплуатант, распространяется как на договор воздушной перевозки груза, так и на договор воздушной перевозки пассажира. Поэтому все положения о перевозчике как стороне договора воздушной перевозки груза, изложенные в параграфе 11.3 данной главы, в полной мере относятся к перевозчику по договору воздушной перевозки пассажира. Это касается в том числе и вопроса о праве перевозчика передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок перевозочными документами, именуемому уполномоченным агентом, а также лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством РФ сертификата соответствия, или другому лицу и быть при этом ответственным и за их действия (бездействие) перед пассажиром, и за выполнение воздушной перевозки пассажира.

Вторая сторона договора – пассажир. В дополненной Федеральным законом от 10.06.2012 № 78-ФЗ п. 2 ст. 100 дается определение пассажира воздушного судна, в соответствии с котором им является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна (воздушный чартер). По сравнению с другими транспортными уставами и кодексами в воздушном законодательстве его положение как участника договорных отношений прописано наиболее детально. Это касается вопросов перевозки детей, больных пассажиров, пассажиров с ограниченными возможностями. Установлено правило обязательного прохождения пассажиром предполетного досмотра. Кроме того, закреплен присущий только воздушной перевозке порядок регистрации пассажира на рейс, указанный в его билете.

Форма договора. Определенные особенности присущи форме договора воздушной перевозки пассажира и порядку оформления билета пассажира. Они связаны главным образом с применением билета в электронном виде. Как указано в Общих правилах воздушных перевозок, билет оформляется либо на бумажной основе, либо в электронном виде.

Оформление билета пассажира и багажной квитанции осуществляется перевозчиком или уполномоченным агентом путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочных документов в ручном, автоматизированном или электронном режиме.

Как правило, оформленный билет или маршрут-квитанция электронного билета выдается пассажиру непосредственно в пункте продажи перевозчиком или уполномоченным агентом [1] . По согласованию с ними пассажиром может быть выбран иной способ доставки билета на бумажной основе. Что касается маршрут-квитанции, то пассажир может получить ее в порядке, установленном перевозчиком или уполномоченным агентом.

Билет пассажира воздушной перевозки является именным, поэтому он может быть использован только тем лицом, которое указано в этом транспортном документе.

Цена договора. При оформлении проездных документов и выдаче их пассажиру с него взимается провозная плата. Имеются некоторые особенности, касающиеся установления цены договора воздушной перевозки пассажира и порядка оплаты перевозки. Размер провозной платы определяется исходя из установленной перевозчиком денежной суммы, взимаемой за перевозку одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, до аэропорта (пункта) назначения. Если оплата производится по тарифам, они должны быть зарегистрированы и опубликованы в установленном порядке.

Оплата перевозки и оформление билета производятся, как правило, после бронирования перевозки пассажира. Иногда указанные действия выполняются до бронирования. Это следующие случаи, когда оформление билета пассажира производится:

  • – с открытой датой отправления;
  • – со статусом ожидания свободной провозной емкости (билет со статусом «на посадку»);
  • – при наличии свободных провозных емкостей после окончания регистрации пассажиров и оформления багажа [2] .

Установлена возможность осуществлять оплату перевозки, используя предварительную форму. Она допускает оплату в одном пункте продажи билетов, а оформление перевозочного документа – в другом пункте их продажи.

Для оформления оплаты соответствующих платежей, связанных с перевозкой пассажира и багажа, предусмотрены различные формы документов. Так, перевозчик или уполномоченный агент используют документ, удостоверяющий оплату сборов и услуг, который именуется ордером разных сборов. Документ, оформленный перевозчиком или уполномоченным агентом и удостоверяющий оплату перевозки багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа, подлежащего дополнительной оплате, – это квитанция для оплаты сверхнормативного багажа. Документом, удостоверяющим оплату сборов и услуг, может быть квитанция разных сборов. Этот документ оформляется не перевозчиком или уполномоченным агентом, а другими участниками перевозочного процесса, осуществляющими контрольные функции.

При оплате или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию об условиях перевозки, в том числе указанную в оформленном перевозочном документе, а также о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д. Это также сведения, касающиеся правил перевозчика, который будет фактически осуществлять перевозку, способа проезда до аэропорта отправления, места и времени начала и окончания регистрации на рейс, правил и порядка проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажира и багажа, условий обслуживания на борту воздушного судна, типа воздушного судна. Наконец, это сведения о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ.

Содержание договора. Обязанности сторон при регистрации пассажира. Ряд обязанностей сторон договора связан с прохождением пассажиром регистрации. Только на воздушном транспорте применяется процедура регистрации пассажира, прибывшего для посадки в воздушное судно. Она выполняет функцию допуска пассажира к перевозке. На этапе регистрации осуществляется комплекс действий по прохождению предполетных формальностей и выполнению требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля.

Читайте так же:  Как создать свою компанию по разработке игр

Обязанностью перевозчика является обеспечение проведения регистрации пассажира. Пассажир должен быть допущен к выполнению этих процедур. Непременное условие допуска пассажира к перевозке – наличие у него надлежаще оформленного билета.

Общими правилами воздушных перевозок урегулирована ситуация, когда билет пассажиром утрачен либо неправильно оформлен, либо поврежден. В отличие от железнодорожных перевозок, где при утере билета пассажир обязан доказывать факт его приобретения (ст. 82 УЖТ), на воздушном транспорте в каждом из указанных случаев перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира [3] . Если окажется, что договор воздушной перевозки пассажира не был заключен, то билет признается недействительным, и пассажир к перевозке не допускается. Билет, признанный недействительным, аннулируется перевозчиком с составлением акта. В нем указываются причины признания билета недействительным. При установлении, что договор воздушной перевозки пассажира был заключен, перевозчик принимает пассажира к перевозке в соответствии с условиями договора и оформляет ему билет.

В Общих правилах воздушных перевозок закреплено принципиальное положение, согласно которому отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки пассажира [4] . По сути, в них воспроизведена ст. 3 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, что следует расценивать как один из шагов в направлении дальнейшей унификации и гармонизации транспортного законодательства.

Этой прогрессивной нормой, защищающей интересы «слабой» стороны договора, какой является пассажир, воздушное законодательство выгодно отличается от нормативной базы перевозок пассажиров другими видами транспорта. Например, как уже отмечалось, УЖТ закрепляет положение прямо противоположного смысла, в соответствии с которым утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не может быть осуществлена, и уплаченные за них деньги не возвращаются (ст. 82 УЖТ).

Учитывая роль и значение анализируемой нормы в практике воздушных перевозок, было бы целесообразно закрепить ее в ВК.

Процедура регистрации обязывает пассажира прибыть к указанному месту заблаговременно с таким расчетом, чтобы не позднее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна, когда заканчивается регистрация, пройти установленную процедуру регистрации и оформления багажа, оплатить сверхнормативный провоз багажа и выполнить требования, связанные с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, фитосанитарным и другими видами контроля.

Если пункты регистрации находятся за пределами аэропорта, а также если регистрация осуществляется на интернет-сайте, время окончания регистрации устанавливается с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажира и багажа в аэропорт отправления для посадки в воздушное судно, прохождения предполетных формальностей и выполнения требований, связанных с указанными видами контроля в соответствии с законодательством РФ.

Регистрация пассажиров производится на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира, а при необходимости иных документов, предусмотренных законодательством РФ.

При регистрации пассажиру выдается посадочный талон – документ, который не применяется ни на одном другом виде транспорта. В нем указывается фамилия и инициалы пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер посадочного места на борту воздушного судна. Посадочный талон может содержать и другую дополнительную информацию. Именно посадочный талон предъявляется пассажиром при посадке на борт воздушного судна соответствующего рейса.

По установленным правилам, на вещи, находящиеся при пассажире и перевозимые в салоне воздушного судна, именуемые ручной кладью, прикрепляется безномерная бирка «ручная кладь».

Пассажир обязан прибыть к выходу на посадку не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. В случае если он опоздал ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или ко времени посадки в воздушное судно, перевозчик может отказать ему в перевозке данным рейсом. Что касается багажа пассажира, не явившегося на посадку, то он подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.

В соответствии со ст. 85.1 ВК в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчик обязан организовать передачу персональных данных пассажира воздушного судна в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, а при международных воздушных перевозках – также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита (в ред. Федерального закона от 05.04.2011 № 50-ФЗ).

Обязанности перевозчика при обслуживании пассажира. Одна их группа относится к обслуживанию пассажиров в аэропорту, другая – на борту воздушного судна. Обязанности перевозчика по обслуживанию пассажира в аэропорту касаются обеспечения его необходимой информацией о времени отправления и прибытия воздушных судов; месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете; месте, времени начала и окончания посадки пассажира в воздушное судно; задержке или отмене рейса и причинах задержки или отмены рейса; способе проезда до ближайшего населенного пункта от аэропорта и между аэропортами; правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; общих правилах выполнения требований, связанных с видами контроля: пограничным, таможенным, иммиграционным и др.

Кроме того, перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает:

  • – регистрацию пассажира;
  • – доставку пассажира к месту стоянки воздушного судна и посадку в него;
  • – выход пассажира из воздушного судна и доставку в здание аэровокзала.

Обязанности перевозчика по обслуживанию пассажира на борту воздушного судна заключаются в предоставлении комплекса услуг в зависимости от типа и оборудования воздушного судна, продолжительности полета, времени суток, в течение которого происходит полет, а также класса обслуживания, указанного в билете.

Прежде всего перевозчик информирует пассажира об условиях полета и правилах поведения на борту воздушного судна, обеспечивает предоставление прохладительных и (или) горячих напитков и питания, первой медицинской помощи. Горячее питание предоставляется пассажиру при продолжительности полета воздушного судна свыше трех часов и далее каждые четыре часа – в дневное время и каждые шесть часов – в ночное время.

Перевозчик может предоставить пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле. Порядок их оказания и оплаты устанавливается перевозчиком. Он обязан предоставить пассажиру целый набор дополнительных услуг в случаях возникновения экстраординарных ситуаций, таких, например, как перерыв по вине перевозчика, задержка рейса, отмена рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, технических причин, изменение маршрута перевозки. К этим услугам относятся:

  • – предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • – два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • – обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов и горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
  • – размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
  • – доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • – организация хранения багажа.

Перечисленные услуги предоставляются без взимания дополнительной платы.

Право пассажира сделать остановку в пути. Перевозчик обязан обеспечить выполнение всей процедуры, связанной с реализацией права пассажира прервать перевозку и сделать остановку в пути следования. Пассажир может воспользоваться этим правом только в пределах срока действия обязательств перевозчика по его перевозке.

Указанное право заключается в том, что по согласованию с перевозчиком пассажир может прервать свою перевозку в аэропорту (пункте), указанном в билете, в котором согласно договору воздушной перевозки пассажира время между прибытием пассажира в аэропорт и отправления из него составляет более 24 часов. Условия реализации права остановки состоят в том, что она: заранее согласована с перевозчиком; указана в билете; учтена при расчете стоимости проезда.

Если осуществляется международная перевозка, то дополнительным условием является разрешение государственных органов той стороны, на территории которой предполагается остановка.

При совершении остановки в аэропорту (пункте) по маршруту перевозки багаж пассажира оформляется только до аэропорта (пункта) остановки и подлежит выдаче в этом аэропорту.

Если при бронировании перевозки пассажир не заявил об остановке в аэропорту (пункте) по маршруту перевозки, однако решил сделать такую остановку и заявил об этом в аэропорту трансфера или в аэропорту, в котором воздушное судно совершает посадку для технического и (или) комплексного обслуживания и продолжает выполнение рейса, которым оно прибыло в аэропорт трансфера, то такая остановка расценивается как добровольный отказ пассажира от перевозки [5] .

Остановка не считается добровольным отказом пассажира от перевозки, если она вызвана вынужденным его отказом от перевозки, обусловленным, во-первых, нарушением перевозчиком обязательств, а во-вторых, внезапной болезнью пассажира или смертью члена семьи пассажира, совместно следовавшего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами. Кроме того, перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях [6] .

  • [1] Пункт 52 Общих правил воздушных перевозок.
  • [2] Пункт 34 Общих правил воздушных перевозок.
  • [3] Пункт 69 Общих правил воздушных перевозок.
  • [4] Пункт 70 Общих правил воздушных перевозок.
  • [5] Пункт 120 Общих правил воздушных перевозок.
  • [6] Случаи вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки приводятся при рассмотрении прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира.

Договор воздушной перевозки пассажира, груза или почты

Уважаемые пассажиры!

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Приобретая билет или оформляя грузовую/почтовую накладную, пассажир или грузоотправитель соответственно подтверждает, что он ознакомлен со всеми существенными условиями договора перевозки, они ему понятны, и выражает свое согласие с предложенным вариантом следования.

1.2. Договор воздушной перевозки пассажира, груза или почты удостоверятся билетом, багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой или почтовой накладной соответственно.

1.3. Форма билета / грузовой / почтовой накладной – бумажная, электронная.

1.4. Билет действителен для полета в дату и рейсом, указанных в билете. Перевозка по билету «с открытой датой» должна быть забронирована заблаговременно. При отсутствии мест на рейсе, которым пассажир изъявил желание следовать, авиакомпания не гарантирует принятие к перевозке.

1.5. Билет принимается к перевозке в той последовательности, в которой оформлены полетные купоны. В случае неявки пассажира на предыдущий рейс о своем желании следовать дальнейшим рейсом пассажир обязан известить авиакомпанию. В противном случае авиакомпания оставляет за собой право аннулировать обратную перевозку без предупреждения пассажира.

1.6. В случае утери билета и/или признания его непригодным к перевозке данным рейсом пассажиру может быть выписан дубликат билета после оплаты штрафа в установленном размере. Обо всех указанных случаях рекомендуем заблаговременно ставить в известность перевозчика (по телефону контактного центра 8-800-5555-800 (звонок по России бесплатный; режим работы: ежедневно, круглосуточно, время московское) и/или агента, через которого был оформлен билет, так как процедура оформления дубликата билета требует не менее 24 часов. В случае несоблюдения данных сроков и невозможности оформить дубликат авиакомпания не будет нести ответственность перед пассажиром за последствия отказа в принятии к перевозке.

Читайте так же:  Загс советского района самара официальный сайт подать заявление

1.7. Пассажир самостоятельно определяет возможность следования авиатранспортом. О существующих ограничениях в состоянии здоровья пассажир должен заявить перевозчику при оформлении билета. В отдельных случаях авиакомпания может потребовать предъявления медицинских документов и/или прохождения медицинского освидетельствования, подтверждающих возможность принятия пассажира к перевозке.

Пассажир с ограниченными возможностями/инвалид обязан сообщить об имеющихся ограничениях с целью оказания ему при содействии перевозчика и/или обслуживающей организации в аэропорту отправления/прибытия положенного комплекса безвозмездных услуг.

В любом случае авиакомпания оставляет за собой право отказать пассажиру в перевозке в соответствии с действующим законодательством.

1.8. В случае внезапного ухудшения в полете состояния здоровья пассажира авиакомпания оставляет за собой право взыскать с пассажира все понесенные убытки вследствие совершения вынужденной посадки. Авиакомпания не несет ответственность за возможные последствия в результате принятия пассажиром решения о совершении перелета:

    • Ухудшение здоровья,
    • Преждевременные роды,
    • Выкидыш,
    • Смерть, иное, за исключением случаев виновных умышленных действий со стороны авиакомпании.

При регистрации пассажир обязан предъявить билет с полетными купонами, действительный для следования в указанную дату указанным рейсом. В случае отсутствия билета и/или полетного купона на данный рейс пассажир не может быть принят к перевозке указанным рейсом. Все расходы (выписка дубликата билета, приобретение нового билета за полную стоимость и прочие) пассажир оплачивает самостоятельно.

Авиакомпания не несет ответственность за возможные последствия невыполнения установленного требования. Во избежание возможных недоразумений пассажиру рекомендовано при регистрации предъявлять распечатку маршрут-квитанции электронного билета.

2.1. Регистрация на рейс производится на основании документа, удостоверяющего личность, указанного при оформлении билета.

2.2. Регистрация на рейсы внутренние АО АК «РусЛайн» начинается за 1,5 ч до времени вылета, на международные за 3 часа до вылета и заканчивается за 40 минут до времени вылета, указанного в билете.

2.3. Пассажир, опоздавший ко времени окончания регистрации, равно как ко времени окончания посадки, а также не предъявивший необходимых документов (билет, документ, удостоверяющий личность, посадочный талон) не принимается к перевозке; отказ от перевозки признается добровольным.

2.4. Посадка на рейс, указанный в посадочном талоне, осуществляется при предъявлении пассажиром оригинала посадочного талона с неиспользованной (неиспорченной) отрывной частью.

2.5. Во избежание недоразумения пассажирам необходимо сохранять посадочные талоны до окончания воздушной перевозки.

2.6. Оригинал посадочного талона и кассового чека, как правило являются необходимыми при составлении и подаче работодателю отчета о командировке. В случае утери оригинала посадочного талона и/или иных случаях необходимости подтверждения факта перелета пассажир вправе лично обратиться за получением данной информации на условиях возмездной (оплаты) к перевозчику.

2.7. Пассажир самостоятельно и за свой счет обязан оформить все необходимые таможенные, иммиграционные и пр. документы для совершения необходимых процедур в аэропортах отправления, назначения и промежуточной посадки. Авиакомпания не несет ответственность перед пассажиром за возможные случаи наступления негативных последствий при нарушении данного требования.

2.8. Общегражданской обязанностью каждого гражданина, пребывающего на территории РФ, является получение и надлежащее хранение документов, удостоверяющих личность, легальность пребывания на территории государства и иных необходимых документов. Авиакомпания не несет ответственность перед пассажиром в случае утери, пропаже и иных случаях отсутствия документов, необходимых для совершения предусмотренных законодательством предписаний.

3. РАСПИСАНИЕ И МАРШРУТ ПЕРЕВОЗКИ

3.1. Время отправления (прибытия), указанное в билете – местное время для каждого аэропорта.

3.2. Время вылета не является основным условием договора воздушной перевозки. Перевозчик может, если того требуют обстоятельства, изменить маршрут, пропустить пункт посадки, указанный в билете или в расписании, без предупреждения заменить тип воздушного судна, указанный в расписании, отменить, прервать, перенести, задержать выполнение любого своего рейса.

3.3. В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте авиакомпании «РусЛайн»

При бронировании перевозки пассажир должен сообщить достоверную контактную информацию.
За предоставление неверных сведений, возникновение технических и иных причин, повлекших невозможность информирования пассажира со стороны авиакомпании или ее агентов, перевозчик ответственность не несет.

Перевозчик также не несет ответственность за действия/бездействия агента (-ов) по оформлению билетов, с которым (-и) у него отсутствуют договорные отношения (полномочия по представлению интересов перевозчика не делегированы в установленном порядке).

3.4. Перевозка пассажира, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир его багаж или груз согласно договору воздушной перевозки, несколькими перевозчиками по одному перевозочному документу, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке.

Перевозчик не отвечает за обеспечение стыковок между рейсами в случае оформления перевозок, не подпадающими под определение единой.

3.5. В случае внесения изменений в расписание рейса перевозчик должен доставить пассажира в пункт назначения другими своими рейсами либо произвести возврат стоимости неиспользованной перевозки по правилам вынужденного отказа (без удержания штрафных санкций).

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА

4.1. За просрочку доставки пассажира, багажа груза или почты в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Примечание: 1 МРОТ = 100 руб согласно ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

4.2. В случае полной или частичной утери вещей, находящихся в багаже, зарегистрированном и переданном под ответственность перевозчика, авиакомпания выплачивает компенсацию в размере:

  • 600 рублей за один килограмм веса, утраченного и/или испорченного багажа при внутренней перевозке,
  • 20 долларов США (по курсу Центрального банка России на день выполнения перевозки) за один килограмм веса – при международной перевозке.

Пассажир имеет право застраховать багаж, обратившись в страховую организацию по своему выбору.

4.3. Авиакомпания не несет ответственность за сохранность вещей, находящихся при пассажире под его ответственностью (ручная кладь).

4.4. Правила, сроки и прочие условия подачи претензионного заявления опубликованы на официальном сайте авиакомпании.

4.5. При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги (исходя из технологических возможностей организации аэропортовой деятельности):

    • Предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет (комната матери и ребенка предоставляется бесплатно в аэропорту вылета);
    • Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
    • Обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
    • Обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
    • Размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
    • Доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
    • Организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

5. ОТКАЗ ОТ ПЕРЕВОЗКИ

5.1. Пассажир имеет право отказаться от перевозки в любое время до вылета рейса с обязательным уведомлением об этом перевозчика. Забронированное место должно быть аннулировано и возвращено в систему продаж.

5.2. Перевозчик и пассажир вправе заключить договор воздушной перевозки на условиях невозвратности тарифа/провозной платы. Дополнительно подлежит удержанию сбор за операцию по аннулированию бронирования. Порядок, условия, размер удержания доводятся до сведения пассажира при покупке билета.

5.3. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:

    • Отмены или задержки рейса, указанного в билете;
    • Изменения перевозчиком маршрута перевозки;
    • Выполнения рейса не по расписанию;
    • Несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
    • Необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
    • Внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами. Указанные события должны наступить до начала перевозки по каждому полетному сегменту (рейсу), указанному в билете;
    • Неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

5.4. В случае вынужденного отказа от перевозки, возврату подлежит стоимость неиспользованной перевозки в полном размере.

5.4.1. Вынужденный возврат, если иное не предусмотрено правилами применения тарифа, может быть осуществлен в течение одного года с даты оформления перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена. В случае если перевозка была начата, вынужденный возврат может быть произведен в течение одного года с даты начала перевозки.

5.5. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки багажа, груза в следующих случаях:

    • Нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
    • Отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
    • Если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
    • Отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
    • Отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации;
    • Нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации;
    • Наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

5.5.1. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушением пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, создающим угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру не возвращается.

5.6. Возврат стоимости за чартерную перевозку (слова в графе билета «CHARTER, ЧАРТЕР, IT») авиакомпанией не производится.

5.7. Возврат стоимости перевозки, по общему правилу, за исключением билетов, оформленных на сайте АО АК «РусЛайн», осуществляется по месту оформления перевозки.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Во всем ином, не урегулированном данным договором, Стороны будут руководствоваться нормами законодательством Российской Федерации.