Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Пособие подготовлено на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и полностью раскрывает примерную программу учебной дисциплины «Социология». Излагается основное содержание дидактических единиц. Пособие включает учебный материал, глоссарий и практикум по дисциплине в виде тестов. Пособие предназначено для студентов УлГТУ всех специальностей, изучающих учебную дисциплину «Социология», преподавателей, ведущих указанную дисциплину, а так же всех, кого интересуют проблемы социологии.

Тема 1. Социология – наука об обществе

1.1. Место социологии в системе гуманитарных наук

Социология – относительно молодая, непрерывно развивающаяся наука. Этим объясняется множественность подходов к определению её предмета и сущности как самостоятельной отрасли научного знания.

Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени её объект и предмет менялся и уточнялся, постепенно отделяя социологию от философии. Дело в том, что к середине XIX в. социальное развитие и внутренняя логика эволюции науки об обществе потребовали новых подходов к её определению.

Социология возникла в ответ на потребности формирования гражданского общества. Такое общество утверждает торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жёсткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности.

Расширение прав и свобод человека, увеличение возможности выбора естественным образом пробуждали интерес человека к знанию основ социальной жизни общества, становлению и развитию социальных процессов, отношений, институтов с целью рационального и эффективного использования приобретённых прав и свобод. Отраслью знания, помогающей глубже и конкретнее познать социальные общности, в которых осуществляется социальное взаимодействие людей, стала социология.

Считают, что социология вышла из недр социальной философии и в определённой мере перенимает философскую культуру, придаёт большое значение теоретическому обобщению, целостному осмыслению социальных явлений. В то же время, социология стремится преодолеть ту ограниченность, которая свойственна философии при анализе реальных социальных проблем. Она осуществляет задачу, которую не ставит перед собой философия, — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Однако между этими науками прослеживается непосредственная связь. Например, принципиально новое решение в современной социологии и философии получает проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Эти науки помогают обществу не только выйти из кризисных ситуаций, но и прийти к разумному управлению и регулированию социальными процессами.

Большое значение для социологии имеет историческая наука, которая концентрирует внимание на изучении общества во времени и пространстве. Таким образом, и история, и социология имеют в качестве объекта изучения общество. Обе науки рассматривают две основные проблемы: определённые социальные закономерности и индивидуальные, неповторимые явления и процессы. Отрицание преемственности исторического и социального опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъективно-объективных социальных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.

Основной формой деятельности общества является материальное производство и экономическая деятельность. Изменения средств производства, роли и места человека в производственном процессе, — всё это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Трудовая деятельность человека меняется с учётом развития самого человека как социального существа. Именно поэтому социология не может не взаимодействовать с политической экономией.

Тесно связана социология и с политологией. Взаимодействие этих наук породило новую отрасль науки – политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы. Во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы.

Итак, определяя место социологии в системе гуманитарных наук, необходимо подчеркнуть, что она как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции без взаимодействия с другими науками об обществе. В то же время социология является специфической наукой об обществе, включает в себя социологическую теорию, которая может использоваться другими гуманитарными науками.

В самом общем виде объектом социологии как науки является общество как целостный социальный организм, как социальная система, как исторически развивающаяся форма совместной жизнедеятельности людей. Она изучает определённую сферу действительности, имеющую относительную завершённость, наиболее общие свойства и закономерности, присущие всем социальным явлениям. Известно, что каждый из объектов «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития. Теоретики трактуют предмет социологии по-разному. Э. Дюркгейм, например, определяет социологию «как науку об институтах, их генезисе и функционировании». По мнению Г. Зиммеля, «предмет социологии заключает в себе… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчинёнными и бесконечное число других вопросов».

П. Сорокин предлагает следующее определение: «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой».

Свое понимание предмета социологии дают Ю.Волков и И.Мостовая. Их точка зрения заключается в том, что «социология – это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». Понятие организации, или социальной общности, может трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (национальное сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан).

С.Фролов полагает, что социология — это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. В понятие социальной структуры он вводит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур автор понимает прежде всего окружающую среду и культуру. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

В.Н. Ковалёв рассматривает предмет социологии как познание социальных отношений людей, которые с наибольшей полнотой и конкретностью раскрывают специфику механизмов взаимосвязи и взаимодействия между общностями и индивидами.

Попытку дать развёрнутое определение предмета социологии на основе уже существующих разработок предпринял российский учёный В. Ядов. На его взгляд, социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, социальных отношениях, взаимосвязи и взаимодействии между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, а также о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Исходя из анализа сложившихся подходов к определению объекта и предмета социологии, можно прийти к следующему выводу. Что касается объекта социологии, то учёные выработали более-менее общий взгляд на его определение. В отношении же предмета социологии в науке существует большое разнообразие трактовок. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания выделяются ключевые социальные явления. Обычно к ним относятся человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.д.

Общество объективно состоит из различных социальных общностей. Это имманентная, то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обуславливающие то или иное социальное явление, подчиняются действиям определённых закономерностей или тенденций. Они и составляют основной предмет изучения социологии.

С появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания её жизненных целей, интересов, потребностей. Причём социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Это позволяет понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей, групп, индивидов и их результаты. Тем более, что в современных условиях многие люди испытывают чувство страха, которое вызвано их неумением разобраться в сложных проблемах жизни, в социальных явлениях. Это препятствует их созидательной деятельности. Цель социологии состоит в том, чтобы помочь людям изменить в лучшую сторону общество, в котором они живут.

Социология наука об обществе учебное пособие

Социология, опросы, выборка, респонденты… Кому сегодня не знакомы эти понятия. За два последних десятилетия социология вышла далеко за границы собственно науки и превратилась в неотъемлемый атрибут повседневной жизни российского общества. Результаты социологических опросов регулярно публикуются на страницах газет и журналов, звучат в теле- и радиопередачах. Ни один новый товар массового спроса не появляется на прилавках магазинов без предварительной социологической экспертизы на востребованность (маркетинг); ни одна предвыборная кампания и на местном, и на региональном, и на федеральном уровне не обходится без социологического изучения электоральных предпочтений населения, выявления рейтинга различных политических сил и их лидеров.

Нельзя не обратить внимание и на такую важную примету последнего времени, как широкое использование методов социологической науки в управленческой деятельности, в процессе разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности. Это касается прежде всего принятия решений, затрагивающих базовые интересы широких слоев общества, а значит, всего того, что охватывается понятием экономической, правовой, социальной, национальной, экономической, культурной, образовательной и других направлений политики. Отсюда – возросшая потребность кадров самой различной профессиональной ориентации в получении необходимого минимума социологических знаний, в овладении основными методами и приемами проведения прикладного социологического исследования, правилами интерпретации полученных результатов. Отсюда и возросший спрос на учебно-методическую литературу по социологии, на уяснение истоков ее возникновения, развития и возможностей применения в современной практике социального управления.

Впервые термин «социология» (от лат. societas – общество и … логия) появился во второй трети XIX в. Его ввел в научный оборот Огюст Конт. В буквальном смысле этот термин трактуется как «наука об обществе».

Социология в современной развернутой интерпретации – это наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, которая изучает социальные факты, процессы, отношения, деятельность и поведение индивидов и социальных групп, институциональные формы их организации на основе широкого использования эмпирических данных.

Социология занимала видное место в научной жизни еще в дореволюционной России и получила бурное развитие в 1920-е гг. Однако в последующие годы и десятилетия – в условиях сталинского правления – процесс развития социологической науки был прерван. Новый подъем отечественной социологии оказался возможным лишь в конце 1950-х – начале 1960-х гг. и проявился прежде всего в значительной активизации прикладных социологических исследований. Именно на эти годы приходится появление первых книг, учебников и учебных пособий, лежавших у истоков возрождения «советской школы» прикладной социологии, в которой утвердился сохранивший свою актуальность и поныне (широко принятый и в западной социологической практике) «структурный функционализм», сочетающийся преимущественно с институциональным подходом к разработке концептуальных моделей познания социальных явлений (Подробно об этапах, проблемах и особенностях развития социологии в советский период см.: Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. М., 2001; Фирсов Б.М. История советской социологии 1950–1980-х годов. СПб., 2001)

Основой советской научной школы прикладной социологии в 1960-е гг. послужили книги: Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967; Ядов В.А. Методология и процедуры социологических исследований. Тарту, 1968; Рывкина Р., Винокур А. Социальный эксперимент. Новосибирск,1968; Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации/ Под ред. Г.В. Осипова и В.П. Коваленко. М., 1968; Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969; Шляпентох В.Э. Социология для всех. М., 1970; Шубкин В.Н. Социологические опыты. М., 1970.

Читайте так же:  Что делать при страховом случае осаго

В этот же период под «попечительством» Советской социологической ассоциации выходят в свет переводы работ зарубежных социологов, в частности: Мозер К. Методы социального исследования. Вып. 1. М., 1969; Вып. 2. М., 1970; Структурно-функциональный анализ в современной социологии. М., 1969 и др.

Новый этап активности изданий по методам прикладной социологии пришелся на 1970–1980-е гг. и отмечен такими работами, как: Ядов В.А. Социологические исследования. Методология, программа, методы. М., 1972 (в последующем неоднократно переиздавалась); Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М.Андреевой, М., 1972; Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1976 (переиздана в 1983 г.); Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии / Пер. с нем. М., 1978; Процесс социального исследования / Пер. с нем. М., 1975; Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование / Пер. с болгар. М., 1975; Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М., 1985 (переиздана в 1990 г.); Методы сбора информации в социологических иссле­дованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова: В 2 кн. М., 1990, а также многими статьями, увидевшими свет на страницах журнала «Социологические исследования».

Последнее десятилетие XX в. и первые годы XXI в. ознаменовались появлением большого числа учебников и учебных пособий, авторы которых стремились органично увязать и взаимодополнить проблематику общей теоретической и прикладной социологии. Среди них в первую очередь следует назвать такие издания: Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, В.Н.Нечипуренко, А.В.Попов. Социология. М., 2000; Ю.Г.Волков. Социология: Лекции и задачи. М., 2003; А.В.Дмитриев. Общая социология. М., 2001; Ж.Т.Тощенко. Социология: Общий курс. М., 1994; Г.В.Осипов. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002; Общая социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000; В.А.Ядов. Стратегия социологического исследования. М., 1999; и др.

Стало общепринятым выделять два основных способа получения социологического знания – эмпирический и теоретический и соответственно два уровня социологического анализа – эмпирический и теоретический.

Институциональное становление эмпирической социологии приходится на 1920-е гг. и связано с известной Чикагской социологической школой. До сих пор исследователи используют методы сбора и обработки эмпирических данных, которые были предложены представителями именно этой школы и которые носят в своей основе прагматический характер, т.е. нацелены на изучение и объяснение конкретных социальных фактов и процессов, создание функциональных социальных технологий. Эмпирический уровень социологического знания называют еще (особенно в западной социологии) микросоциологией, поскольку она непосредственно включена в изучение жизненной повседневности, ментальности, мотивациии поведения людей, их интересов и ценностных ориентаций и т.п.

Теоретическая социология (ее называют также общей социологией) ориентирована прежде всего на исследование явлений и процессов в масштабе общества в целом, на анализ больших социальных общностей, взаимодействие социальных институтов и в конечном счете на выявление закономерностей функционирования и развития общества, его основных сфер жизнедеятельности. Это дает основание рассматривать теоретическую социологию как макросоциологию. Основателями ее по праву считаются О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс и др.

Вплоть до конца XIX в. развитие теоретической и эмпирической социологии происходило обособленно, при этом периодически возникали дискуссии о соотношении теории и эмпирии. Только на рубеже XIX–ХХ вв. выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм сумел объединить в своей научной деятельности эти два направления (уровня) социологического знания, обосновав преимущества и ограничения каждого из них.

Современная социология в целом преодолела имевшиеся ранее две крайности: абсолютизацию эмпиризма в познании социальной реальности и недооценку и даже пренебрежение эмпирической, прикладной социологией, отрицание ее научности. Равно как была преодолена и недооценка значения теоретического начала в социологии, ее важнейшей роли в определении концептуальной модели прикладного исследования, в логическом объединении и смысловом объяснении его результатов. Одним из классиков умелого сочетания в своей научной деятельности эмпирической и теоретической социологии считается американский социолог Р. Мертон. Именно он предложил в структуре социологического знания наряду с макро- и микросоциологией выделять социологические теории среднего уровня. В современной социологии они приобретают все бoльшую популярность, именуются еще специальными социологическими теориями и, охватывая различные предметные области, исследуют и объясняют социальные факты, связанные с функционированием разных подсистем (институтов) общества. Отсюда такие научные конструкции и понятия, как социология политики, социология права, социология семьи, социология образования, социология религии и т.д. Широко используя данные прикладной, эмпирической социологии, специальные социологические теории опираются на общетеоретические разработки, на общие методологические подходы к анализу социальной реальности.

Вычленение различных уровней социологического знания условно. Предпринимавшиеся ранее попытки их обособить, противопоставить и даже создать на этой основе самостоятельные науки не имели успеха. Да и не могли иметь, поскольку при всей относительной самостоятельности уровней социологической науки гораздо бoльшее значение имеют их тесное взаимодействие и взаимодополнение.

Таким образом, современная социология представляет собой трехуровневый комплекс знаний (теории, концепции, методы), основу которого составляют единство и взаимообогащение эмпирического и теоретического, обеспечивающее целостность социологической науки.

В данном учебном пособии рассматриваются основные вопросы, относящиеся к эмпирическому, прикладному способу получения социологических знаний. При этом авторы исходят из того, что прикладная социология это система методологических, методических и процедурных правил и приемов, направленных на изучение социальных фактов, требующих верификации.

Как следует из данного определения, уже сама прикладная социология подразделяется на три уровня (подуровня – если говорить в целом о структуре социологической науки): методологический, методический и процедурный.

Под методологическим уровнем прикладной социологии следует понимать основанную на определенной гносеологической парадигме теоретическую или концептуальную модель (позицию), лежащую в основе изучения и интерпретации предмета и результатов исследования.

Методический уровень выражается в осуществлении социологического измерения социальных явлений и процессов и связанных с ним методах сбора и обработки эмпирической информации.

Процедурный уровень представляет собой совокупность организационных, технических и финансовых мероприятий, необходимых для реализации всей технологии социологического исследования.

В результате осуществления совокупности правил и приемов, включенных в уровни прикладной социологии, появляется возможность получить некую социологическую модель, служащую основой для объяснения изучаемого социального явления.

Предлагаемое учебное пособие структурировано таким образом, чтобы заинтересованный читатель смог овладеть знанием технологии социологического исследования не только в содержательном, но и в логическом контексте. В связи с этим в пособии выделяются три логически связанные между собой части.

В первом разделе рассматриваются вопросы по подготовке проведения социологического исследования. Читатель знакомится с технологией разработки программы и плана исследования, осуществления таких ключевых процедур, как анализ основных понятий, измерение социальных явлений, в пособии описываются различные виды прикладных исследований, отмечается, в каких случаях их целесообразно использовать.

Во втором разделе представлены практически все существующие методы сбора первичной социологической информации и правила построения модели выборки. При этом дается характеристика каждого метода и с точки зрения его преимуществ, и с позиции его ограниченности в выявлении совокупности социальных фактов. Читатель знакомится с различными разновидностями социологических опросов, уясняет, в чем заключается специфика опросов общественного мнения, проникает в технологию применения различных методов сбора социологической информации: наблюдения, анализа документов, метода экспертной оценки, социологического эксперимента, измерения социальных установок и метода фокус-групп.

В третьем разделе пособия излагается тот круг вопросов, которые относятся к послеисследовательскому этапу работы. Здесь речь идет о том, что включает в себя процедура подготовки первичной социологической информации и компьютерная обработка, как осуществляются обобщение, отображение и интерпретация полученных результатов исследования, какие существуют возможности и способы использования социологической информации в управленческой деятельности, в прогнозировании социальных процессов. В результате этого читатель, познакомившись с вопросами методологии, методики и техники подготовки и проведения прикладного социологического исследования, получает возможность оценить не только научную, но и практическую значимость его результатов.

В приложениях к учебному пособию приводятся:

Кроме того, приводятся:

Специальный материал «Из истории применения методов прикладной социологии»
(приложение 9) отражает преемственность методического опыта прикладной социологии в России.

Охарактеризованный выше текстовый материал учебного пособия сочетается с автономным по программному обеспечению задачником, содержащим более 280 задач, которые помогут в закреплении главных научных принципов прикладной социологии. Специальное программное обеспечение задач связывает каждую из них с соответствующей страницей пособия, таким способом содействуя целенаправленному усвоению материала.

Главы 7 и 12, а также задачи к ним подготовлены доктором социологических наук Докторовым Борисом Зусмановичем (США).

Введение в социологию. Учебное пособие

© Константин Игоревич Ромашкин, 2016

© Азер Агабалаевич Мамедов, 2016

© Сергей Леонидович Григорьев, 2016

© Роман Юрьевич Аторин, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

На протяжении веков лучшие умы человечества пытались получить достоверные знания об обществе, спрогнозировать основные направления его развития. Однако на уровень серьезной самостоятельной науки это желание вышло только во второй половине XIX в., когда мир узнал социологию.

Первые социологи, прежде всего, пытались вылечить общество от социальных болезней. Они отказались от оторванных от жизни псевдофилософских схем, а предложили конкретные рекомендации. Организовать труд рабочих в цеху, подобрать надежного партнера для будущего брака, найти действенные меры для наказания преступников – эти и многие другие темы затронули социологи.

Сейчас социология выступает своего рода учебником жизни. Она помогает лучше узнать реальный мир, понять общество, в котором живет человек, определить его возможности совершенствования и влияния на социальный прогресс. Не осталось сфер жизни, которые бы не интересовали социологов. Социология стремится понять человека, объяснить его социальные действия. Человек для нее – не просто объект для исследования, а представитель больших социальных групп. Поэтому основным понятием в социологии выступает социальное (лат. – socialis – общественный), т.е. все относящееся к межчеловеческому, к совместной жизни людей, определяемое различными формами общения. Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, которые проявляются в конкретных условиях между индивидами или общностями в процессе совместной деятельности.

Особенность социологического знания в его практической направленности. Люди в повседневной жизни сами того не замечая, занимаются социологическими исследованиями. Опытный продавец в универмаге по одежде, манерам, особенностям речи покупателя определяет его статус и только затем предлагает соответствующий товар. И это не просто общение торговца с клиентом, а применение социологического метода – ранжирования.

Однако жизненный опыт каждого человека ограничен рамками его общения, профессиональной принадлежностью, территориальными и временными рамками. Социология же помогает выйти за рамки этого круга, дает возможность взглянуть на мир со стороны других людей. Она расширяет кругозор каждого из нас, дает нам массу полезных знаний. Правда, этими знаниями тоже надо уметь пользоваться, извлекая полезную информацию из результатов социологических исследований. Для одного результат социологического опроса – ни о чем не говорящие цифры, для другого – кладезь полезной информации.

В России в 1990-е гг. социология как общеобразовательная дисциплина получила «второе рождение». Растет популярность социологии, в средствах массовой информации постоянно публикуются результаты опросов общественного мнения. Использование социологических данных стало «козырной картой» в политических дебатах по радио и телевидению. Близится то время, когда социология станет научным основанием для преобразований в обществе.

Работая над учебным пособием, авторы исходили из практической важности социологии. Предложенная структура курса благоприятствует овладению социологическими понятиями и конкретными компетенциями в области социологии, т.е. читателю предлагается поразмышлять как над социальными проблемами, так и проблемами их практического разрешения.

Студенты, познакомившиеся по данному учебному пособию с социологией, изучат процессы возникновения идей об устройстве, общественной жизни, познакомятся с основными этапами становления социологической науки. Они освоят методологию познания социальных явлений и их закономерности, особенности познания личности, факторы, влияющие на ее формирование, а также логику процессов возникновения и функционирования больших и малых социальных групп, социальных организаций, социальных институтов, их структур и функций.

Читайте так же:  Если опоздал на самолет можно ли вернуть билет

Контрольные вопросы и задания, помещенные в конце каждой главы, подчеркивают практическую направленность учебного пособия. Словарь поможет сделать текст более понятным и вместе с тем обогатит словарный запас, а список использованной литературы понадобится при подготовке рефератов и докладов.

Материал, ставший основой книги, составлен на базе учебников, учебных пособий, монографий и статей отечественных и зарубежных социологов и других ученых-гуманитариев, каждому из которых авторы выражают глубокую признательность. Кроме того, авторы учебного пособия постарались обобщить собственный многолетний опыт социологических исследований и преподавания. Они искренне верят в то, что этот труд не прошел даром.

Авторы также выражают признательность всем, кто читал книгу накануне ее публикации. Список тех, кто оказывал такого рода помощь и поддержку, достаточно велик, чтобы приводить его, и включает друзей, коллег и студентов.

Раздел I. Социологическое знание в обществе

Социологическое знание – не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах. Это, прежде всего, четко определенный порядок знаний об обществе как о динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. И эта система представляет собой взаимосвязанные научные теории, объясняющие общественное развитие.

Глава I. Социология как наука

Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных.

1.1. Объект, предмет, функции социологии. Социология и гуманитарное знание

Объект и предмет социологии

Социология – наука с удивительно неоднозначной репутацией. Хотя она по-прежнему не получает всеобщего признания в нашей стране, тем не менее к социологическим знаниям стали прислушиваться все чаще и чаще. Особенно в тех случаях, когда возникает необходимость в оценке поведения людей либо манипулировать ими для каких-либо, не всегда благих целей.

В обыденном сознании социология ассоциируется с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами, которые зачастую имеют прямое влияние на формирование политических предпочтений электората. Средства массовой информации с легкостью оперируют данными так называемых «социологических исследований». Ставшие в последнее время различные опросы населения, выясняющие мнения людей по тем или иным вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней весьма ложное представление.

На самом деле социология – серьезная современная наука, порождающая особый взгляд на современный мир во всем его многообразии и проявлениях. В результате ее изучения у самых обычных людей развивается социологическое мышление, воображение и восприятие действительности, а также способность охватывать тонкую материю социального взаимодействия. Социологическое знание – это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, а также повысить свою социальную активность в целом.

Но если современный человек в той или иной степени на протяжении своей жизни соприкасается с социологическими знаниями, применяя их в разной степени успешно, то в недавнем прошлом представления о предмете социологии менялись с самого момента ее возникновения как гуманитарной науки.

Изучение социологии следует начать с определения ее объекта и предмета. Решить эту задачу – значит установить особую точку зрения социологии на изучаемый ряд явлений, который бы позволил отличить позицию социологов от мнения других ученых.

Объект социологии – происходящие в обществе социальные явления и процессы, в которых участвуют социальные организации и общности.

Предмет социологии – законы и закономерности функционирования и развития личности, социальных групп и общества в целом, как целостной системы социальных институтов, социальных связей и отношений.

Но нельзя не учитывать тот факт, что изучение предмета социологии, как и других гуманитарных наук не стоит на месте. Постоянно развиваясь, уточняясь и конкретизируясь, предмет социологии все в большей степени становится целенаправленным в стремлении всесторонне изучать общество во всех его проявлениях. Так, развитие предмета социологи можно представить следующими именами: О. Конт (научное познание общества вообще), Э. Дюркгейм («социальный факт» как продукт коллективного сознания), М. Вебер (социальное сознательное действие), П. Сорокин (социальное взаимодействие) и др.

И, хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается во многом не разрешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые носят названия социальных. Связи эти всегда организованны определенным образом, так как объект социологии всегда выступает как целостная система. В этой связи для наиболее полного понимания предмета необходимо учитывать такие факторы (центральные категории) как социальная закономерность и социальное явление.

Теоретико-познавательная – получение новых знаний о социальной жизни, выстраивание специфических социологических понятий, развивающих возможности получения и анализа информации.

Прикладная – анализ текущих общественных процессов, выработка рекомендаций по изменению социальной реальности в нужном направлении.

Управленческая – планирование и разработка социальных показателей, определение основных направлений повышения эффективности деятельности социальных институтов.

Идеологическая – обоснование целей и идеалов развития общества, формирование его ценностных ориентиров.

Организационная – разработка комплекса мер по обеспечению внедрения и реализации разработанных социальных технологий.

Прогностическая – прогноз о диапазоне возможностей развития общества, представление альтернативных сценариев развития будущего.

Социология и гуманитарное знание

Социология как наука об обществе, изучающая его социальную жизнь во множестве ее проявлений, тесно взаимодействует с такими отраслями гуманитарного знания как:

Психология – изучение психической деятельности человека, его внутреннего мира. Если психологи пытаются объяснить поступки человека его темпераментом, характером, эмоциями и т.п., то социологи причины человеческого поведения видят в усвоении им общественных норм. Они пытаются исследовать личность как реально существующий, выбирающий и ответственный за свой выбор социальный субъект.

Заметим, что на стыке двух наук возникла самостоятельная дисциплина – социальная психология.

История – изучение жизни человеческого общества, выявление этапов в его развитии. Социологи помогают историкам осуществлять поиск закономерностей и причинно-следственных связей.

Философия – поиск общих законов человеческого бытия. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в ее недрах. И даже после того, как социология провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических исследованиях. К современной социологии близок такой ее раздел как социальная философия, которая ставит перед собой цель выявить единый закон существования человеческого общества.

Говоря о родственных для социологии науках, подчеркнем: миссия социолога заключается не только в призвании облегчать междисциплинарную коммуникацию, добиваясь взаимопонимания и конструктивного взаимодействия между разными учеными, но и стараться направлять ее на цели модернизации. Методологически это означает превращение социолога в инсайдера, а технологически – его участие в поддержании междисциплинарного диалога, в создании сетевого механизма для соединения научного, экспертного и активистского знания.

1.2. Структура социологического знания

При выяснении сущности и содержания социологии как науки помимо определения ее объекта и предмета требуется, во-первых, характеристика ее структуры, уровней социологического знания и других дифференцирующих признаков, которые позволяют представить науку как определенную логически непротиворечивую систему, особенно если учесть, что структура может быть выстроена по различным основаниям, что нашло достаточно широкое отражение в имеющейся социологической литературе.

Во-вторых, невозможно представить науку без соответствующего понятийного аппарата, категорий, которые бы отражали степень и глубину познания социальной реальности. Категории должны отражать то, что их связывает с другими науками, быть отражением общенаучных теорий и в то же время характеризовать те специфические особенности, которые присущи именно социологии.

В-третьих, наука не имеет качественной определенности, если точно не вычленены ее функции, в том числе и те, которые характерны только для нее.

И, наконец, социология как наука нуждается в обосновании ее самостоятельного статуса, который на качественном уровне позволяет разграничить ее с другими науками, отличить социологическое знание от философского, исторического и т. п.

Следует также отметить, что в науке поднимается вопрос об использовании наряду с понятием «теория» понятия «парадигмы науки». Использование этого понятия позволяет выявить такое состояние науки, которое связано с тем, что на определенном этапе ее развития возникает ситуация, когда совокупность накопленных научных данных не может быть объяснена с точки зрения существующей парадигмы. Тогда старая парадигма отбрасывается и на смену ей приходит новая (или новые), которая претендует на более точную и глубокую интерпретацию теорий, фактов, методов.

В отечественной литературе по-разному решается вопрос о структуре социологической теории. Во-первых, были предприняты попытки рассмотреть ее по специальным социологическим теориям. Но их простое перечисление, без систематизации, приводило к тому, что социологическая теория представала перед нами как набор случайных (хотя важных и необходимых) проблем, не упорядоченных и не соотнесенных между собой. В подобной ситуации вся аргументация сводилась нередко к тому, стоит или не стоит включать в социологию то или иное направление эмпирических исследований, не является ли оно производным от какого-нибудь более «объемного» и широкого понятия. В результате создавалась своего рода дурная бесконечность, пределы которой было трудно ограничить и предугадать.

Во-вторых, структура социологии часто анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение только к социальной системе. В соответствии с этой точкой зрения выделяются направления, которые, на взгляд исследователя, наиболее полно характеризуют механизм действия закономерностей социального развития во всех их многообразных проявлениях. Несомненно, такой подход к проблеме возможен. Однако нельзя не видеть, что если сосредоточить внимание только на них, в стороне остается ряд серьезных проблем, связанных с другими актуальными проблемами, которые могут приобрести значение в условиях постоянно меняющегося мира.

В-третьих, структура социологической теории нередко объясняется с точки зрения уровней социологического знания и диалектики их взаимодействия. Трехуровневое деление социологии – общесоциологическая теория, специальные теории и, наконец, конкретные эмпирические исследования – исходит из факта, что общая теория и эмпирия всегда связаны между собой, но связаны, как правило, опосредованно, через промежуточные уровни научного знания.

Отдельные исследователи выделяют еще один уровень – уровень социальных показателей, который занимает место между специальными социологическими теориями и эмпирическими исследованиями. Специфика социологического знания подтолкнула некоторых ученых по-особому трактовать структуру социологического знания, фиксируя некий «средний уровень». На наш взгляд, это был очередной компромисс между официально утверждаемой концепцией об историческом материализме как общесоциологической теории и стремлением все же выделить «свою» социологическую теорию, которая долгое время камуфлировалась под так называемым уровневым срезом. Но такой подход, как точно отмечает А. В. Кабыща, напоминает русскую матрешку и мало что прибавляет к классификации науки и ее разделов.

В ситуации, когда социология отождествлялась с историческим материализмом, статус теорий среднего уровня (частных теорий) оказался двусмысленным. Если теоретический уровень социологии был представлен философией, то им не оказывалось в ней места, так как они являются теориями нефилософскими. Но они в то же время «теории». Так каково же их соотношение с теоретической социологией? Если же их отнести к эмпирическим исследованиям (они образовывали отдельный уровень), то не означает ли это, что эмпирия не имеет достойного научного статуса? И насколько оправданно выделять все эти уровни по разным основаниям?

Такая структуризация вызвала самые серьезные возражения со стороны одного из крупнейших социологов современности, француза П. Бурдье. Он обвинил американскую социологию в сговоре, в альянсе таких известных ученых, как Т. Парсонс, который взял на себя разработку общесоциологической теории, Р. Мертон, монополизировавший представление о «среднем уровне», и П. Лазарсфельд, который стал представлять уровень эмпирии. По мнению П. Бурдье, это идеологическое господство, раздел сфер влияния позволяет навязывать свою концепцию видения науки, не считаясь с другими заслуживающими внимания и имеющими глубокое научное обоснование подходами.

Читайте так же:  Удо в ик 13 нижний тагил

Очевидно, что трехуровневая модель социологии, сыграв определенную роль в ее развитии, в значительной степени исчерпала свои возможности. В настоящее время предприняты попытки не только усовершенствовать эту точку зрения, но и отказаться от нее. И, прежде всего, заслуживает поддержки стремление исследователей четко размежевать социологию с социальной философией.

На наш взгляд, чтобы определить структуру социологии, надо исходить из того, что понятие «социальная философия», которое нередко отождествляется с историческим материализмом, неравнозначно понятию социология. На это в свое время обратила внимание Г. М. Андреева, ратуя за необходимость пользоваться двумя различными системами абстракций – философской и социологической. Здесь мы не касаемся вопроса о том, что отсутствие научных разработок в социологии привело к поглощению ряда ее проблем историческим материализмом, ибо на существующие запросы общественного развития нужно было отвечать, и при отсутствии социологии многие из традиционных ее разделов взяла на себя социальная философия.

Теоретическая и эмпирическая социология

Данное деление является наиболее распространенным и признанным, ему посвящено немало работ в отечественной социологии. В их основе лежит разделение социологического знания на теоретическое и эмпирическое. В рамках теоретического знания разрабатываются социологические теории, осуществляются типологизация и классификация имеющейся (накопленной) социологической информации. Оно включает в себя и гипотетическое знание, которое в дальнейшем должно быть подтверждено или опровергнуто.

К компетенции теоретического знания относится выявление закономерностей (законов), тенденций и перспектив развития как изучаемых процессов и явлений, так и самой социологической науки. Большое место в социологической теории отводится понятийному аппарату, уточнению его интерпретации как в свете накопленных данных, так и новой информации.

Теоретическое знание может быть представлено по степени осмысления всего объекта и предмета социологии или одной из их сторон, частей, фрагментов. «Дальнейший прогресс марксистской социологической науки как целостной и разветвленной системы знания связан и с развитием общей социологической теории, и с построением относительно самостоятельных теоретических подсистем, объединенных воедино по известным логико-гносеологическим принципам».

Иногда в рамках теоретического знания выделяют теорию социологии и метасоциологию. Их отличие друг от друга состоит в том, что если объектом социологической науки является сама социальная реальность во всем многообразии своего проявления, то объектом метасоциологии является сама социология, ее познавательные возможности, закономерности ее развития. Следует отметить, что в нашей литературе синонимом метасоциологии является социология социологии и рефлексивная социология. Ряд исследователей обращает внимание на необходимость теоретического осмысления взаимосвязей метасоциологии и социологии. Отмечая сдвиг современной социологии «к субъективно-понимаемому», П. Монсон в этой связи поясняет: «Субъективность присутствует здесь двояким образом, частично в самом исследователе, частично – в объектах, в людях, которые он изучает. Вопрос о том, каким образом можно состыковать эти две субъективности, является важной методологической проблемой». Теоретическое знание неоднозначно и поэтому не исключает существования различных концепций, взглядов, обобщений и парадигм. Это, собственно говоря, и отражает современная ситуация в социологии, которая характеризуется многообразием подходов к изучению одних и тех же проблем. Более того, существование различных теорий приводит к полемике, что, в конечном счете, обогащает социологию в целом.

Что касается эмпирического уровня знания, то оно представлено всеми видами и формами конкретной информации, включающими в себя совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых процессов и явлений.

Очевидно, что без особым образом организованного эмпирического знания не могут быть осмыслены реалии сознания и поведения человека ни в демографическом, ни в профессиональном, ни в национальном, ни в социально-правовом и других аспектах.

Фундаментальная и прикладная социология. Данное разделение социологии отвечает на вопрос: решает она только научные или практические задачи. Однако многолетний опыт социологических исследований показывает, что в них обычно соединены эти обе группы задач: «наличие в каждой отрасли знания теоретического и эмпирического уровня может рассматриваться в качестве одного из важных аргументов включения в систему социологической науки общесоциологических и конкретно-социологических исследований в качестве двух уровней единого знания». С этим подходом коррелирует предложение рассматривать социологию как макро- и микросоциологию. Если первую интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение, то микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действия, социализации и индивидуализации личности, стимулам групповых поступков.

Но особенно плодотворно рассматривать взаимосвязь фундаментальных и прикладных аспектов социологии в рамках специальных социологических теорий.

Объектом и предметом специальных социологических теорий являются отдельные общественные явления, специфические их связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности образуют гражданское общество. Они рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи между ними.

Для возникновения и становления специальных социологических теорий, как считает югославский ученый Д. Маркович, необходимо выполнение, по крайней мере, двух условий:

а) нужно, чтобы данное явление могло быть предметом социологического анализа и чтобы между этим явлением и обществом объективно существовали специфические связи;

б) необходимо, чтобы имелась общественная потребность в рассмотрении этого явления. Сегодня в нашей стране в большей или меньшей степени оформлено свыше 30 специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие – прикладных, третьи – теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

Подчеркнем, что если в социологии более чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, то это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

Функциональные социологии. Основанием для функциональной структуры социологического знания является деление жизни общества на различные сферы. В соответствии с таким подходом общественная жизнь имеет экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Эта точка зрения в отечественном обществе ведении формировалась постепенно.

Особенно трудно шло выделение в качестве самостоятельного объекта социальной сферы, которая и доныне (в равной мере как понятия «социальное развитие», «социальные отношения») рассматривается как грань экономического, политического или духовного или как синоним понятия «общественное».

Следует обратить внимание и на тот факт, что практика социологических исследований давно вышла за рамки социального. Социология проникла и в экономику, и в политику, и в культуру, т.е. мы можем говорить о социологических аспектах всех сфер общественной жизни. Соблазн свести социологическое к социальному очень велик, потому что на самом деле объектом значительного (если не подавляющего) большинства исследований являются процессы и явления социальной сферы. Поэтому не потеряло актуальности утверждение М. Т. Иовчука, что социологические науки «комплексно… исследуют взаимосвязанные процессы экономической, социальной, политической и т. п. жизни».

В соответствии с этим мы выделяем экономическую, политическую социологию, социологию духовной сферы, социологию управления. Несколько сложнее с наименованием той отрасли социологии, которая замыкается на социальной жизни (в узком смысле этого слова). Выйти из этого положения предоставим будущему.

Что касается экономической социологии, то надо сразу отметить, что экономическую жизнь общества, связанную с реализацией целей и задач общественного производства, невозможно представить без сознания людей и соответствующего типа поведения, без потребностей и интересов субъективного фактора.

В сущности, речь идет о том, что «при разумном строе… духовный элемент, конечно, будет принадлежать к числу элементов производства…», ибо «мы имеем в действии два элемента производства – природу и человека, а последнего, в свою очередь, с его физическими и духовными свойствами…».

Такой подход имеет и большое практическое значение, поскольку он оспаривает сложившиеся представления о том, что экономическая жизнь не содержит в себе идеальных моментов и что экономика – это комплекс проблем, имеющих отношение только к развитию производительных сил и обусловленных ими производственных отношений. Между тем и в сфере экономики осуществляется воздействие на сознание и поведение людей. В этом отношении мы полностью разделяем мнение советского экономиста А. И. Пашкова, еще в 1970-х гг. возражавшего некоторым ученым и практикам, выступившим за очищение политэкономии от экономической политики и идеологии.

Игнорирование человеческой специфики экономических отношений ведет к просчетам, как в теории, так и на практике. В теоретическом отношении идентификация экономических и социологических методов означает, что экономические процессы предстают как полностью независимые от сознания и поведения людей, что ведет к объективизму, а в конечном счете и к отрицанию значения сознательной деятельности людей, их созидательного творчества и роли в историческом прогрессе.

В практическом отношении следствием этого становятся разрыв между словом и делом, желание все свести к взаимодействию средств и предметов труда и людей как элементов материального производства без учета их воли, желаний и устремлений.

Вместе с тем, исходя из объективного состояния и проблем развития экономической сферы, нельзя преувеличивать роль и значение идеальных моментов. При всей важности экономического сознания его характеристика всегда нуждается в сопоставлении со статистическими показателями развития производства, условий труда, социальной деятельности людей. Только такой подход дает возможность социологии делать научно обоснованные выводы.

Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что она в течение длительного времени в большинстве случаев отождествлялась с общественной жизнью. Когда в конце 1950 – начале 1960-х гг. все настойчивее стала звучать аргументация в пользу специального изучения социальной сферы в отличие от общественной жизни в целом, то социологические аспекты ее функционирования практически не затрагивались. Приведем, к примеру, две точки зрения. Одна из них, как наиболее распространенная, характеризует социальные отношения как отношения между группами, классами, нациями, народностями, иногда сюда включаются отношения в семье и в трудовых коллективах.

Другая точка зрения рассматривает социальные отношения как: 1) отношения по обеспечению жизненными средствами, 2) отношения по воспроизводству природных данных человека, 3) отношения по приобщению к производству, 4) отношения по приобщению к общению. Если игнорировать факт, что в социальные отношения автором включаются и такие, которые входят в компетенцию экономических отношений, то остается одно – все они могут (и должны) подвергнуться глубокому социологическому анализу.

Такая постановка вопроса заслуживает всемерной поддержки и развития. Тщательный анализ социальной жизни подтверждает, что социологический аспект в ней присутствует в более сложном и полном виде. Сфера социальной жизни в значительной степени складывается вне воли и сознания людей, т.е. материальные отношения в них представлены в достаточно большом объеме. В то же время сознательное начало присуще ей в той мере, в которой возникают предпосылки для превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Последнее означает, что в области социальных отношений гораздо сильнее, чем в экономике, проявляется сознательное начало, которое можно измерить.