Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к Ст. 23 ГК РФ

1. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. Ею признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Заниматься указанной деятельностью гражданин вправе с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такая регистрация осуществляется по правилам, установленным Законом о регистрации юридических лиц. В ст. 1 этого Закона дается понятие государственной регистрации, которое содержит следующие признаки:

1) это государственный акт, осуществляемый налоговыми органами;

2) это акт, имеющий правообразующее значение — с момента регистрации гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя;

3) это акт публичный, т.е. государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации об индивидуальных предпринимателях третьими лицами .

———————————
Более подробно см.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / Под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2006. С. 32 — 33, 37 — 39, 42 — 56.

Непосредственно о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей говорится в ст. ст. 22.1 — 22.3, входящих в гл. VII.1 указанного Закона. В основном здесь сосредоточены нормы юридико-технического характера (нормы о том, какие документы должны представляться в регистрирующий орган при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; нормы, определяющие порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРП), и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). На соответствующие отношения распространены некоторые нормы этого же Закона о регистрации юридических лиц (о порядке представления документов в регистрирующий орган, о сроках регистрации).

2. Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляет также крестьянское (фермерское) хозяйство. Его правовое положение определяется ГК РФ (ст. ст. 23, 257 и др.), а также Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон о фермерском хозяйстве).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Право на создание фермерского хозяйства имеют только полностью дееспособные граждане. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное число таких граждан не может превышать пяти человек.

Главой фермерского хозяйства является один из его членов по соглашению членов хозяйства. Если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

Нормы права о государственной регистрации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, когда речь идет о фермерском хозяйстве, противоречивы. В п. 2 комментируемой статьи ГК РФ говорится о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Но в результате такой регистрации статус индивидуального предпринимателя получает глава фермерского хозяйства. В силу ст. 5 Закона о фермерском хозяйстве фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Однако Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 предусмотрено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

———————————
Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439″ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.

3. Распространение на предпринимательскую деятельность граждан, осуществляемую без образования юридического лица, правил гражданского законодательства , регулирующих деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями , обусловлено, в частности, действием принципа нормативной экономии.

———————————
Хотя в п. 3 комментируемой статьи ГК РФ говорится о распространении на индивидуальных предпринимателей только тех норм о коммерческих организациях, которые содержатся в Кодексе, очевидно, что и правила, сформулированные в других федеральных законах, а также в иных правовых актах о деятельности коммерческих организаций, могут применяться к предпринимательской деятельности граждан.

Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных предприятий (ст. 50 ГК).

Можно было создать систему норм, регламентирующих деятельность граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями. Но исходя из сути предпринимательской деятельности, учитывая необходимость ее осуществления всеми субъектами по единым правилам, а также в целях нормативной экономии в гражданском законодательстве сформирован достаточно обширный массив норм о предпринимательской деятельности коммерческих организаций и указано (в п. 3 ст. 23 ГК), что соответствующие правила применяются к деятельности индивидуальных предпринимателей (например, нормы о профессиональном хранителе (п. 2 ст. 886 ГК), о запрете дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК) и т.д.). Вместе с тем в законе встречается иной по форме подход, не меняющий сути. Так, в ст. 1015 Кодекса предусмотрено, что доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Устанавливаются также единые правила, применяемые к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, без указания того, что ими могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (например, ст. 310, п. 3 ст. 401 ГК).

Такое разнообразие в форме подачи нормативного материала не носит сущностного характера и ни в коей мере не колеблет общего правила, сформулированного в п. 3 ст. 23 ГК РФ.

Вместе с тем иное может следовать из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (100-процентное уравнивание индивидуального предпринимателя и коммерческой организации нецелесообразно, да и невозможно, исходя из соображений экономического характера, учитывая социально-политические факторы и пр.). Например, как отмечалось, в законодательстве содержатся нормы о регистрации юридических лиц, но имеются специальные правила регистрации индивидуальных предпринимателей.

4. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, вступает в гражданские правоотношения не только в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, например заключает договоры, направленные на удовлетворение потребностей своей семьи в жилище, питании, одежде и пр. Понятно, что такого рода отношения регулируются нормами, регламентирующими деятельность физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями), и нормы о коммерческих организациях при этом не действуют.

5. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность не имея статуса индивидуального предпринимателя (не прошедший государственную регистрацию), совершает правонарушение. На этот случай закон устанавливает неблагоприятные последствия для такого гражданина: во-первых, он лишается права в отношении заключенных им сделок ссылаться на то, что он не является предпринимателем; во-вторых, суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Неблагоприятный характер этих последствий выражается в том, что закон устанавливает более жесткие требования к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в сравнении с требованиями, предъявляемыми к участию граждан в правоотношениях. И в рассматриваемой ситуации к соответствующим отношениям могут применяться эти (более жесткие) правила. Например, гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, при осуществлении предпринимательской деятельности заключил договор, кроме прочего предусматривающий возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств и (или) одностороннего изменения его условий. Впоследствии, при возникновении спора, он указывает на то, что не имеет статуса индивидуального предпринимателя и потому соответствующее условие недействительно (ст. 310 ГК). Но тут «вступает» правило п. 4 ст. 23 ГК РФ: такая ссылка недопустима, и суд может признать соответствующее условие действительным. Еще более красноречивым примером является применение правил, предусмотренных статьёй 401 ГК РФ. Гражданин, нарушивший обязательство, указывает на свою невиновность и потому невозможность привлечения его к ответственности (п. 1 ст. 401). Однако, установив, что лицо осуществляло предпринимательскую деятельность, хотя и не имело статуса индивидуального предпринимателя, суд может возложить на него ответственность, даже если оно действительно невиновно (п. 3 ст. 401).

Важно обратить внимание на слова п. 4 комментируемой статьи: «Суд может применить…». С учетом конкретных обстоятельств дела суд вправе в соответствующих случаях не применять к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, если такое применение будет выгодно гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность, но не имеющему статуса индивидуального предпринимателя).

Гражданский кодекс рф статья 23 часть 1

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 года. — Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к статье 23 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена предпринимательской деятельности гражданина — частному случаю предпринимательской деятельности, которая отнесена к ведению гражданского законодательства, а право на ее осуществление — элемент содержания правоспособности гражданина (абз. 3 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК). Предпринимательская право- и дееспособность гражданина возникают одновременно: право на предпринимательскую деятельность может быть реализовано только самостоятельно, а потому исключены случаи, когда бы возможности правоспособного, но еще не дееспособного гражданина восполняли действия его дееспособных законных представителей. Закон не определяет момент возникновения единой предпринимательской право- и дееспособности, но разрешает заниматься предпринимательством (и регистрироваться в качестве предпринимателя) несовершеннолетним, для чего необходимо нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или попечителя либо документ, подтверждающий наличие полной дееспособности (подп. «з» п. 1 ст. 22.1 Закона о регистрации юридических лиц).

Читайте так же:  Иск расторжение договора аренды и выселение

Гражданин вправе заниматься предпринимательством без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23), которую обеспечивают Федеральная налоговая служба Минфина России и ее территориальные органы (см. Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961)) с изм. (далее — регистрация, предприниматель). Регистрация предпринимателя основывается на его заявлении и решении налогового органа и сопровождается включением данных о нем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП), который ведется на бумажном и электронном носителях, содержит установленный законом перечень сведений и является открытым, кроме отдельных сведений, доступ к которым ограничен (см. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» (СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238)).

Регистрация осуществляется по месту жительства предпринимателя в течение 5 рабочих дней со дня представления заявления, копии документа, удостоверяющего личность, документа об уплате госпошлины, других документов для заявителей-иностранцев и несовершеннолетних. Момент регистрации — внесение записи в ЕГРИП. Регистрации подлежат изменения сведений о предпринимателе и прекращение его деятельности в этом качестве. Перемена места жительства предпринимателя требует внесения изменений в ЕГРИП с одновременной передачей налоговым органом его регистрационного дела в налоговый орган по новому месту жительства. Отказ в регистрации возможен при непредставлении необходимых документов или при обращении в ненадлежащий налоговый орган. Безусловные препятствия для регистрации: а) не утративший силу факт регистрации (правило, препятствующее двойной регистрации); б) неистечение одного года с момента принятия судом решения о признании предпринимателя банкротом или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве предпринимателя; в) неистечение срока, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательством. Решение об отказе в регистрации может быть оспорено в судебном порядке. Основания для прекращения гражданином предпринимательской деятельности: а) его личное решение; б) смерть; в) решение суда о признании его банкротом или принудительном прекращении его предпринимательской деятельности; г) вступивший в силу приговор суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательством на определенный срок; д) аннулирование документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия такого документа. Регистрация утрачивает силу с момента внесения записи в ЕГРИП или с иного момента (например, смерти, принятия судом решения о признании предпринимателя банкротом или о принудительном прекращении его предпринимательской деятельности, вступления в силу приговора суда) (ст. ст. 2, 4 — 6, 8, п. 1 ст. 9, ст. ст. 11, 22.1 — 22.3, п. п. 1, 5 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц).

2. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — хозяйство) признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства (п. 2 ст. 23). Статус хозяйства определен Законом о крестьянском хозяйстве. Оно может быть одночленным (состоящим из одного лица) или объединением граждан, связанных родством и (или) свойством, его членами могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки каждого из супругов (но не более чем из 3 семей), иные граждане, не состоящие в родстве с главой хозяйства (но не более 5 человек). Хозяйство (кроме одночленного) создается и действует на основе соглашения, которое подписывают все его члены и в которое вносятся все изменения, касающиеся выбывших и вновь принятых членов, а также смены главы. Хозяйство считается созданным со дня его регистрации, которая осуществляется в порядке, установленном для регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей.

Хозяйство не является юридическим лицом: даже будучи договорным объединением, оно является неправосубъектной организацией, которая воспринимается в гражданском обороте через его главу. Это отличает современные неправосубъектные хозяйства от хозяйств — юридических лиц, создававшихся согласно прежнему одноименному Закону. Гражданский кодекс исключил из закрытого перечня коммерческих организаций известные в прошлом индивидуальные (семейные) частные предприятия (они должны были до 1 июля 1999 г. преобразоваться в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидироваться, а по истечении этого срока подлежали ликвидации в судебном порядке (п. 5 ст. 6 Вводного закона), однако созданные в соответствии с прежним законом хозяйства — юридические лица вправе сохранить этот статус до 1 января 2010 г. (п. п. 1 — 3 ст. 1, п. 2 ст. 3, ст. ст. 4, 5, 16, 17, п. п. 2, 3 ст. 23 Закона о крестьянском хозяйстве).

3. К предпринимательской деятельности гражданина применяются правила ГК, регулирующие деятельность коммерческих организаций (п. 3 ст. 23), что свидетельствует о единстве гражданско-правового режима предпринимательской деятельности. Исключения из этого могут следовать из закона и иных правовых актов или из существа правоотношения. Споры между предпринимателями, между ними и юридическими лицами (в том числе споры с участием глав хозяйств), кроме споров, не связанных с осуществлением данными гражданами (главами) предпринимательской деятельности, — компетенция арбитражных судов. При разрешении таких споров последние опять-таки руководствуются нормами о коммерческих организациях, если иное не вытекает из закона, правового акта или существа правоотношений. Споры с участием граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (а значит, не обладающих специальным статусом), в том числе споры, связанные с фактическим осуществлением ими предпринимательской деятельности, — компетенция судов общей юрисдикции. При их разрешении возможно применение правила п. 4 ст. 23 (п. 13 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

4. Согласно п. 4 ст. 23 гражданин, занимающийся предпринимательством без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к этим сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Речь идет о возможности применения отдельных норм (например, п. 3 ст. 401 ГК), групп норм (например, § 3 гл. 30 ГК), а также правил тех нормативных актов, к которым отсылает ГК. Отсюда: а) поскольку гражданские нормы о предпринимателях являются специальными и отличаются повышенной строгостью, п. 4 ст. 23 формулирует санкцию в отношении фактических предпринимателей, игнорирующих требование регистрации; б) применение данной санкции зависит от усмотрения суда; в) сама предпринимательская деятельность покоится не столько на формально-юридическом моменте (регистрации), сколько на фактических (сущностных) признаках осуществляемой деятельности.

Статьи Гражданского Кодекса РФ , регламентирующие деятельность индивидуального предпринимателя

Выдержки и комментарии к Гражданскому Кодексу

Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

1. В комментируемой статье отражена специфика правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст.ст. 1, 2 ГК). Такой гражданин именуется индивидуальным предпринимателем. Он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом (ст. 24 ГК).

В статье 23 нет указания на возраст, позволяющий гражданину заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому начинать предпринимательскую деятельность гражданин может по достижении возраста, установленного ст. 21 ГК, т.е. при наступлении полной дееспособности, либо ранее в случае эмансипации, предусмотренной ст. 27 ГК.

Предпринимательская деятельность гражданина подлежит государственной регистрации. Право заниматься предпринимательской деятельностью возникает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации индивидуального предпринимателя в настоящее время установлен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, N 11, ст. 1194).

В дальнейшем, по-видимому, государственная регистрация индивидуальных предпринимателей будет осуществляться органами юстиции, так как к предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей, согласно п. 3 ст. 23, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Последние подлежат регистрации органами юстиции в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц, либо иным законом.

Употребленный в п. 3 термин «соответственно» означает, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую деятельность юридических лиц, кроме тех, которые обусловлены существом правоотношения, спецификой того или иного юридического лица (например, нормы об ответственности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, производственных кооперативов), а также если применительно к индивидуальным предпринимателям законом иным правовым актом не предусмотрено иное решение вопроса.
Предприниматель, так же, как и юридическое лицо, вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены законом.

2. Согласно п. 4 отсутствие государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не создает для него права ссылаться на невозможность применения к нему норм о сделках, опосредующих предпринимательскую деятельность, если по существу такая сделка носит предпринимательский характер. Данная норма охраняет интересы контрагентов такого гражданина. Применительно к обязательствам в области предпринимательской деятельности ГК содержит ряд правил, которые предъявляют более жесткие требования к отношениям, связанным с предпринимательской деятельностью, чем к иным отношениям. Специфика предпринимательской деятельности отражена, в частности, в ст.ст. 184, 310, 315, 322, 400, 401, 426, 428 ГК.

Вопрос о возможности применения к сделкам, заключенным гражданином, не зарегистрировавшим себя в качестве индивидуального предпринимателя, правил ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, решается судом.

О подведомственности дел с участием граждан осуществлявших (осуществляющих) предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированных в установленном порядке, говорится в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8. Если гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием этой деятельностью статуса предпринимателя, споры с участием таких лиц, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 25 ГПК РСФСР подведомственны суду общей юрисдикции.

При разрешении таких споров могут быть применены положения ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 4 статьи 23). С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

3. В соответствии с ГК РФ индивидуальный предприниматель вправе заключать трудовые соглашения, т.е. использовать наемный труд при осуществлении предпринимательской деятельности. Ранее действовавшее законодательство содержало прямой запрет такого рода отношений между гражданином-предпринимателем и другими гражданами. Их отношения могли строиться только на условиях гражданско-правового договора подряда. Право индивидуального предпринимателя нанимать работников на условиях трудовых договоров вытекает из нормы п. 3 ст. 25 ГК.

4. Кодекс в п. 2 комментируемой статьи внес существенные изменения в правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости РСФСР, 1990, N 26, ст. 324) крестьянское хозяйство после регистрации приобретало статус юридического лица. По Кодексу, крестьянское хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица. С 1 января 1995 г. крестьянские хозяйства не могут быть созданы со статусом юридического лица. Среди юридических лиц, которым посвящена гл. 4 Кодекса, они не значатся.

В качестве предпринимателя в Кодексе назван глава крестьянского хозяйства, так как он совершает сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представляет его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными организациями. Однако государственной регистрации подлежит крестьянское (фермерское) хозяйство, а не его глава. В учредительных документах должны быть названы все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и его глава. Крестьянское хозяйство — совокупный предприниматель, имущество которого принадлежит его членам на праве общей совместной собственности (ст. 257 ГК).

Читайте так же:  Не отдают долг как подать в суд

Порядок государственной регистрации крестьянских хозяйств имеет отличия от порядка регистрации других индивидуальных предпринимателей, поскольку для ведения крестьянского хозяйства необходим земельный участок, а к лицам, претендующим на его получение, Закон о крестьянском хозяйстве предъявляет особые требования (опыт работы в сельском хозяйстве, наличие специальной подготовки и т.п.). В соответствии с Законом о крестьянском хозяйстве это хозяйство регистрируется районной (городской) администрацией (в современных условиях — регистрационной палатой) после выдачи документов, удостоверяющих права на землю. После регистрации крестьянского хозяйства его глава приобретает статус предпринимателя и может открывать расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждениях банков, иметь печать, участвовать в договорных отношениях с другими предпринимателями и т.д.

Крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до введения в действие первой части Кодекса, необходимо решить вопрос об организационно-правовых формах, в которых они продолжат свою деятельность. Возможны два варианта решения: 1) крестьянское хозяйство переходит на статус индивидуального предпринимателя; 2) крестьянское хозяйство преобразуется в одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые предусмотрены гл. 4 Кодекса, т.е. в хозяйственное товарищество, общество или производственный кооператив (см. комментарий к ст. 259 ГК). Статья 7 Закона от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривает необходимость регистрации изменений правового статуса крестьянских хозяйств в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой Кодекса. Однако сроки для регистрации изменений не установлены. Это дает основание для вывода, что ранее созданные крестьянские хозяйства вправе внести изменения в свои учредительные документы, начиная с 1 января 1995 г. и до срока, который может быть в дальнейшем определен при принятии нового закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве или в другом акте.

Разъяснения по вопросу об изменении правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с принятием ГК РФ были даны в письме Министерства юстиции РФ от 30 апреля 1999 г., в котором, в частности, записано, что ни Федеральным законом «О введении в действие части первой ГК РФ», ни иными федеральными законами не установлены предельные сроки для приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с положениями ГК РФ (Информационный бюллетень Минсельхозпрода РФ, 1999. N 11-12. С. 23-24).

Статья 24. Имущественная ответственность гражданина

1. Правило ст. 24 распространяется на субъектов гражданско-правовых отношений, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также индивидуальных предпринимателей. Граждане отвечают за долги по своим обязательствам, т.е. обязательствам, в которых они выступают от своего собственного имени. Участником этих обязательств может быть один или несколько граждан. В последнем случае они отвечают на основе долевой или солидарной ответственности (ст. 321-326 ГК).

2. Долги гражданина подлежат компенсации за счет всего принадлежащего ему имущества. Имеется в виду личное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности (движимые и недвижимые вещи, деньги, валютные ценности, ценные бумаги и другое имущество), его доли в общей долевой и совместной собственности (собственности супругов, крестьянского, фермерского хозяйства) (ст. 255 ГК). В случаях, предусмотренных законом, взыскание по личным долгам гражданина может быть обращено также на его долю в капитале или фонде юридического лица (например, на долю в складочном капитале полного или коммандитного товарищества (ст. 80 ГК), на пай члена кооператива (п. 5 ст. 111 ГК)).

3. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание, перечислено в приложении N 1 к ГПК РСФСР. Этот перечень не учитывает современного имущественного положения граждан и нуждается в существенной корректировке. В статье 387 ГПК названы денежные суммы, на которые не может быть обращено взыскание: выходное пособие, компенсационные выплаты, премии, носящие единовременный характер, государственные пособия одиноким и многодетным матерям, пособия на рождение ребенка и на погребение, выплачиваемые по социальному страхованию.

В статье 392 ГПК содержатся ограничения на обращение взыскания на вклады граждан «в сберегательных кассах и Государственном банке СССР». Согласно данной статье, взыскание на вклады обращается только по приговору или решению суда, удовлетворившему гражданский иск в уголовном деле, по решению суда о взыскании алиментов (если нет иного имущества), либо разделе вклада, являющегося общей собственностью супругов. Данное правило явно устарело. В настоящее время вклады граждан, в особенности граждан-предпринимателей, в банках занимают существенное место в их имуществе. Обращение взыскания на вклад следовало бы применять на основании решения суда по любому гражданскому делу независимо от того, имеется ли у должника другое имущество.

Порядок обращения взыскания на имущество организаций определен Законом об исполнительном производстве, Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» (СЗ РФ, 1996, N 8, ст. 741) (применяется в части, не противоречащей Закону об исполнительном производстве).

Ст. 23 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина.

Борис Титов считает, что цена за патент для самозанятых граждан-предпринимателей не должна превышать 10 тысяч рублей. Кроме того, для его обладателей не должно быть никиких отчетов, проверок и дополнительных налогов. Однако полный перечень профессий, которые попадут под его действие, пока до конца не известен. Проработкой инициативы бизнес-омбудсмена занимаются Минэкономразвития и Минтруд.

10 октября 2017

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Об уплате ИП-инвалидом, не производящим выплат физлицам и не осуществляющим предпринимательскую деятельность, страховых взносов в ПФР и ФОМС.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел интернет-обращение по вопросу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование индивидуальным предпринимателем, временно приостановившим предпринимательскую деятельность, и сообщает следующее.

УСН: расходы индивидуального предпринимателя при аренде жилого дома

Об уплате фиксированного платежа самозанятыми ИП

Взял помещение в аренду и открыл там салон красоты,но И.П. не оформил. А тут как на зло налоговая с проверкой , а документов нет . На завтра на 10.00 вызвали в налоговую . Как объяснить и какие последствия для бизнеса?

Вопрос относится к городу пермь

Здравствуйте, я занимаюсь репетиторской деятельностью (доход с нее в среднем 80тр в месяц) и так же изготовлением и продажей различной атрибутики(символики): значки, магниты, проведение мастер-классов по изготовлению, кружки всякие(доход примерно 30-40 в месяц) нигде не зарегистрирован. Чем мне это все может грозить?

Вопрос относится к городу Москва

Арендодателем было передано в аренду имущество (деталь для работы спецтехники). Договор аренды был заключен устно. Была составлена расписка, по которой Арендодатель получил от Арендатора деньги в качестве залога за пользование имуществом. Внесенный залог больше стоимости имущества на 50%. Арендная плата вычиталась из стоимости залога. По истечении срока аренды арендодатель отказался принимать имущество обратно. Актов об отказе нет, имеются устные показания свидетелей. Теперь Арендодатель подал иск в суд с требованием оплатить аренду по сегодняшний день и пеню. Подскажите, как быть арендатору в данной ситуации. Имуществом арендатор не пользуется. Арендатором было приобретено собственное аналогичное имущество после выполнения обязательств по договору аренды. Имеются бух. документы.

Вопрос относится к городу Севастополь

Вопрос относится к городу саянск

Получен запрос на уточнение вопроса. 17 ноября 2016 — 09:56
и что регистрация ИП? в чем вопрос?

Уточнение от 22 ноября 2016 — 11:38
Какую выбрать форму налогообложения для ИП (магазин бытовой химии) и нужна ли медицинская книжка

О налогообложении доходов ИП, применяющего УСН, от продажи недвижимого имущества

О привлечении к ответственности физлица за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП

Статья 23 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Комментарий к Статье 23 Конституции РФ

1. Комментируемая статья 23 КРФ регламентирует одно из личных конституционных прав человека. Все они имеют нечто общее в виде структуры института личных прав и свобод, предполагающей совокупность ряда элементов. Первый из них обеспечивает физическую неприкосновенность человека, второй — духовную неприкосновенность, а также его честь и достоинство, третий — это неприкосновенность частной и семейной жизни*(234). Общей характеристикой всех личных прав является присутствие в их содержании такого важнейшего компонента, как «неприкосновенность».

Неприкосновенность означает, что отношения, возникающие в сфере частной жизни, не подвергаются интенсивному правовому регулированию. Баглай М.В. считает, что частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность ее «среды обитания»*(235). Романовский Г.Б. полагает, что частная жизнь охватывает круг неформального общения, вынужденные связи (с адвокатами, врачами, нотариусами и т.д.), собственно внутренний мир человека (личные переживания, убеждения, быт, досуг, хобби, привычки, домашний уклад, симпатии), семейные связи, религиозные убеждения*(236). С точки зрения ГК неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна рассматриваются как нематериальные блага (ст. 150), а одним из принципов гражданского законодательства является недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК).

В Определении КС РФ от 09.06.2005 N 248-О содержится определение того, что из себя представляет право на неприкосновенность частной жизни: оно означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер. Однако, как указал Европейский Суд по правам человека, «основная цель статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод состоит в защите отдельного лица от своевольного вмешательства государственных властей». Определяя меру наказания в виде лишения свободы за совершенное преступление, государство не оказывает самовольное вмешательство в частную жизнь гражданина, а лишь выполняет свою функцию по защите общественных интересов (постановление от 28.05.1985 «Абдулазис, Кабалес и Балкандали против Соединенного Королевства»).

Право на неприкосновенность частной жизни с точки зрения его нормативного содержания означает неприкосновенность личных и семейных тайн, чести и доброго имени человека, а также тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Все компоненты права на неприкосновенность частной жизни образуют, по мнению Петрухина И.Л., некое единство — комплексный правовой институт, состоящий из норм различных отраслей права. Неприкосновенность частной жизни — непрерывно поддерживаемое состояние, в котором реализуется правовой статус гражданина в этой сфере жизнедеятельности*(237).

Если представить право на частную жизнь граждан как совокупность гарантированных им тайн, то среди них можно различать тайны личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (доверенные представителям определенных профессий для защиты прав и законных интересов граждан). В этом смысле к личным тайнам следовало бы отнести тайну творчества и общения, тайну семейных и интимных взаимоотношений, тайну жилища, дневников, личных бумаг, тайну почтово-телеграфной корреспонденции и телефонных переговоров. Профессиональные тайны — это медицинская тайна, тайна судебной защиты и представительства, тайна исповеди, тайна усыновления, тайна предварительного следствия, тайна нотариальных действий и записей актов гражданского состояния*(238).

Комментируемая норма статьи 23 Конституции Российской Федерации о праве на неприкосновенность частной жизни и личную тайну была применена Конституционным Судом РФ при рассмотрении запроса Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» (Постановление КС РФ от 14.05.2003 N 8-П*(239)).

Позиция заявителя состояла в том, что положения указанного Закона, уполномочивающие судебного пристава-исполнителя истребовать в банке справки о составляющих банковскую тайну вкладах физических лиц без запроса (согласия) суда, нарушают конституционные права клиентов банков на неприкосновенность частной жизни и личную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) и вступают в противоречие с положениями иных федеральных законов.

Конституционный Суд пришел к выводу о том, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменительной практике. Тем самым Конституция определяет основы правового режима и законодательного регулирования банковской тайны как условия свободы экономической деятельности, вытекающей из природы рыночных отношений, и гарантии права граждан на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также как способа защиты сведений о частной жизни граждан, в том числе об их материальном положении, и защиты личной тайны.

Читайте так же:  Агентский договор бизнес

Институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников; одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией интересы физических и юридических лиц. Исходя из этих конституционных гарантий, банковская тайна обеспечивает охрану сведений, разглашение которых может нарушить права клиента, а пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.

Федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции целей, включая публичные интересы и интересы других лиц. Кроме того, федеральный законодатель вправе установить в законе как круг и полномочия органов, на которые возложено осуществление публичной функции исполнения решений судов, так и соответствующие этим полномочиям обязанности других органов и организаций.

Итоговый вывод, к которому пришел Суд, состоит в том, что оспариваемые положения не противоречат Конституции в том конституционно-правовом смысле, который выявлен Судом исходя из его нормативного единства с положениями п. 2 ст. 12 того же Федерального закона, и в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в таком размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда, а банк, иная кредитная организация обязаны предоставить такие сведения в пределах задолженности, подлежащей взысканию согласно исполнительному документу.

В Определении КС РФ от 14.07.1998 N 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой»*(240) была сформулирована правовая позиция, в силу которой осуществление оперативно-розыскных мероприятий, в том числе наблюдения (предполагающего при современном уровне развития техники наблюдение за тем, что происходит в жилище гражданина и без проникновения в жилище), возможно лишь в целях выполнения задач и при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, а также соответствующего судебного решения. Следовательно, Закон об ОРД не допускает сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни проверяемого лица, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и другими законными задачами и основаниями оперативно-розыскной деятельности. При этом согласно абз. 4 ч. 7 ст. 5 данного Закона органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (в данном случае, если они относятся к преступному деянию).

Кроме того, оспариваемое положение ч. 1 ст. 6 следует рассматривать, отметил Конституционный Суд, в единстве с предписанием ч. 2 ст. 8 о том, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Как следует из ч. 2 ст. 8, при проведении любых оперативно-розыскных мероприятий, в том числе наблюдения, конституционное право гражданина на неприкосновенность жилища не может быть ограничено без судебного решения.

В Определении от 19.06.2007 N 483-О-О Конституционным Судом был сделан вывод о том, что закрепление в ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан особого правового режима информации, содержащей врачебную тайну, и специального порядка ее предоставления (в том числе путем ее истребования органами дознания, предварительного следствия, прокурором или судом по собственной инициативе либо по ходатайству сторон) не исключает возможность получения данной информации как непосредственно самим гражданином, которого она касается, так и его представителем (защитником). Предоставление указанным лицам такой возможности обеспечивается положениями не только названной статьи Основ, но и ст. 31.

Создание и широкое применение компьютеризированных баз данных о гражданах государственными и частными организациями приводит к эволюции конституционного права на неприкосновенность частной жизни. Обнаруживаются новые аспекты частной жизни. Информационный аспект становится преобладающим, что означает постепенный переход защиты частной жизни путем признания конституционного права на информационную неприкосновенность. Данные, получаемые в ходе переписи населения, ведения налоговыми органами учета расходов частных лиц, данные регистрационного учета являются необходимыми мерами вторжения в сферу частной жизни. Все эти меры необходимо осуществлять в определенных публичных целях при условии государственных гарантий по защите конфиденциальности собранной информации.

Право на защиту информации о частной жизни (право на информационное самоопределение) не относится к классическим основным правам. Оно получило свое развитие в течение последних трех десятилетий, в основном в судебных процессах в странах Западной Европы. Вместе с ч. 1 ст. 23 Конституции, закрепляющей право каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго имени, ст. 24 обосновывает притязание на информационное самоопределение. Право на информационное самоопределение в рамках основного права на неприкосновенность частной жизни охватывает личную информацию в той мере, в какой она не защищена тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции) или правом неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции)*(241).

В настоящее время правовая основа защиты персональных данных в России стала приобретать ясные очертания, формируясь по двум направлениям. Принято специализированное законодательство, которое содержит правовые нормы, гарантирующие неприкосновенность частной жизни и регулирующие сферу защиты персональных данных. К специализированному законодательству относятся такие правовые акты, как Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», Закон об информации, информационных технологиях и защите информации, Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188, утверждающий «Перечень сведений конфиденциального характера», и др. Информацией персонального характера являются также сведения о вкладах и счетах граждан в банках. Гражданское законодательство рассматривает в качестве информации о счетах и вкладах граждан сведения о наличии счета (вклада) в конкретной кредитной организации, владельце счета, произведенных операциях по счету. Такие сведения содержатся в первичных документах (платежных поручениях и т.п.), кассовых документах, различных ведомостях, выписках со счетов, причем в выписке из корреспондентского счета отражаются сведения в отношении всех клиентов банка за определенный период времени по всем операциям банка (порядковый номер операции, сальдо по счету, номер счета клиента, суммы платежа, ссылки на платежное поручение). С учетом того, что эта информация носит персональный характер, законодатель установил специальный правовой режим банковской тайны. В соответствии с п. 1 ст. 857 ГК банки гарантируют тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Проверяя конституционность ч. 2 и 4 ст. 182 УПК, Конституционный Суд в Определении от 19.01.2005 N 10-О*(242), выявив конституционно-правовой смысл оспоренных нормативных положений, пришел к выводу, что выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, которая осуществляется в рамках следственных действий, проводимых в ходе уголовного судопроизводства, допустима, если эта информация имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела; выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка; вынося постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки или обыска с целью изъятия документов о вкладах и счетах в банке или иной кредитной организации, следователь не вправе запрашивать информацию о счетах и вкладах, если такая информация не связана с необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования по конкретному уголовному делу, а кредитные организации, в свою очередь, не обязаны в этих случаях передавать органам следствия соответствующую информацию.

Конституционное право на защиту чести и доброго имени рассматривается Судом в качестве самостоятельного основного права (см. Определение КС РФ от 27.09.1995 N 69-О*(243)). Несмотря на то что право на неприкосновенность частной жизни предусмотрено в ч. 1 ст. 23 Конституции вместе с конституционным правом на защиту чести и доброго имени, нельзя полагать, что Конституция гарантирует защиту чести и доброго имени человека лишь в связи с охраной его частной жизни. Гарантией конституционного права на защиту чести и доброго имени является норма ст. 152 ГК РФ. В двух своих решениях — в Определении от 27.09.1995 N 69-О и Определении от 08.04.2003 N 157-О *(244) — Конституционный Суд сформулировал правовую позицию, в силу которой реализация гражданами одних конституционных прав не должна блокировать осуществление других конституционных прав и, соответственно, реализация гражданином конституционного права на защиту чести и доброго имени не препятствует ему направлять сообщение о совершенном преступлении в порядке осуществления конституционного права на обращение в государственные органы, что и должны гарантировать суды общей юрисдикции.

Статья 152 ГК, определяющая порядок реализации конституционного права на защиту чести и доброго имени, находится в общей системе конституционно-правового регулирования, а потому суды общей юрисдикции при ее применении вправе и обязаны обеспечивать баланс названного конституционного права и права на личное обращение в государственные органы (ст. 33 Конституции) — с учетом того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции).

Носителями конституционного права на защиту доброго имени могут быть не только граждане, но и юридические лица частного права (см. Определение КС РФ от 04.12.2003 N 508-О*(245)).

2. Конституционное право на тайну индивидуальных сообщений охватывает все виды коммуникаций между индивидами*(246). Одной из основных гарантий права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является общая конституционная обязанность государства, состоящая в признании и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции России). Во исполнение этой обязанности приняты Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» (в ред. от 14.07.2008) и Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 29.04.2008).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. от 06.02.2007) обратил внимание судов на то, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь тогда, когда они получены по решению суда на проведение таких мероприятий и проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Согласно ст. 23 Конституции России ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения, а в соответствии со ст. 25 проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно не иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Исходя из этого и учитывая, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.12.1993 N 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» (в ред. от 06.02.2007) рекомендовал верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Районные суды и гарнизонные военные суды не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае представления их в эти суды. По результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений или с проникновением в жилище, либо об отказе в этом.