Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Информация об изменениях:

Статья 8 изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

3. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

4. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Полномочия по отходам

Уточнены полномочия органов государственной власти в области обращения с отходами производства и потребления

— уточняются понятия сбора отходов, накопления отходов, отходов от использования товаров;

— РФ наделяется рядом новых полномочий в сфере обращения с отходами (установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра);

— органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

— уточняются требования к содержанию территориальной схемы обращения с отходами;

— устанавливаются требования к местам (площадкам) накопления отходов;

— уточняется порядок расчета и уплаты экологического сбора, а также расходования средств федерального бюджета от экологического сбора;

— уточняются полномочия региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

— уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходам и установления льгот при их уплате.

Полномочия по обращению с отходами от Минстроя и частично от Минпромторга передадут в Минприроды

Москва. 24 октября. INTERFAX.RU — Минприроды перейдут полномочия Минстроя в сфере госполитики и управления в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а также частично будут переданы функции Минпромторга в этой области, пишет газета «Коммерсант» в среду.

«В ближайшее время выйдет постановление правительства, согласно которому в ведение Минприроды перейдут полномочия Минстроя в сфере госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере обращения с ТКО (за исключением вопросов тарифного регулирования)», — сообщает издание со ссылкой на источники в правительстве, знакомые с ситуацией.

В Минприроды газете эту информацию подтвердили и добавили, что также в ближайшее время ожидаются изменения по передаче ряда функций Минпромторга природоохранному ведомству.

«Минприроды инициировало эти изменения. Концентрация полномочий по отходам в структуре позволит повысить управляемость отраслью, особенно с учетом начала реализации федерального проекта «Формирования комплексной системы обращения с ТКО» в рамках нацпроекта «Экология»», — рассказали «Коммерсанту» в ведомстве.

Собеседники издания уточнили, что в связи с изменениями в министерстве будет образован новый департамент по отходам.

В свою очередь, заместитель главы Минстроя Андрей Чибис сообщил газете, что его ведомство поддерживает решение о назначении единого ответственного за «мусорную» реформу.

«Уверены, что коллеги с этой сложной задачей справятся. Конечно, мы видим ряд рисков и сообщили коллегам о своих опасениях, в первую очередь связанных с некачественно разработанными территориальными схемами, некорректно определенными тарифами, а также срывом сроков со стороны ряда регионов, которые до сих пор не отобрали операторов по обращению с отходами», — отметил он.

Тем временем замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов в беседе с «Коммерсантом» заявил: «Мы не сомневаемся, что Минприроды докажет эффективность своей деятельности, а Минпромторг готов оказывать содействие».

Он добавил, что «в любом случае вопросы производства оборудования для мусороперерабатывающей отрасли остаются в ведении Минпромторга».

Уточнены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности:

  • уточняются понятия сбора отходов, накопления отходов, отходов от использования товаров;
  • РФ наделяется рядом новых полномочий в сфере обращения с отходами (установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра);
  • органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • уточняются требования к содержанию территориальной схемы обращения с отходами;
  • устанавливаются требования к местам (площадкам) накопления отходов;
  • уточняется порядок расчета и уплаты экологического сбора, а также расходования средств федерального бюджета от экологического сбора;
  • уточняются полномочия региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходам и установления льгот при их уплате.
Читайте так же:  Упрощенный налог для ип 6

Федеральный закон № 503 вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 31.12.2017), за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

«1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

  • создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
  • определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
  • организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

  • создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
  • определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
  • организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

3. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

4. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

  • создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
  • определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
  • организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.»

Напомним, что накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Полномочия Роспотребнадзора в области надзора за обращением с отходами

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Ростехнадзор осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
– осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (п. 5.3.1.12 Положения)
– осуществляет лицензирование деятельности по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении; по обращению с опасными отходами (п. п.5.3.2.3, 5.3.2.25 Положения);
– выдает разрешения на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (п.5.3.3.6 Положения);
– устанавливает лимиты на размещение отходов (п.5.3.4 Положения);
– ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов (п.5.3.7 Положения).

Необходимо отметить, что полномочиями по надзору в сфере обращения с отходами наделена также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

На основании п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Читайте так же:  Пенсия назначена с середины месяца

В соответствии с п.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзор в числе прочих полномочий осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Согласно ст.3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.) (далее – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») санитарное законодательство – законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 вышеуказанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, среди прочего, посредством:
– контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
– государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
– государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
– государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
– мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к обязанностям индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью относятся в числе прочего:
– выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
– обеспечение безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
– осуществление производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Отправить на Email

Также читайте в номере № 5 (57) май 2005 года:

В январе-феврале 2005 г. число абонентов ОАО «Владимирская энергосбытовая компания» существенно увеличилось за счет завершения процесса передачи ей сбытовых функций муниципальными горэлектросетевыми. Энергия, как всякий товар, требует учета и контроля, именно это и намерен реализовать в первую очередь менеджмент компании. У каждой горсети есть свои коммерческие потери электроэнергии, то есть невосполнимые убытки из‑за недоу.

Европейский банк реконструкции и развития готов предоставить кредит на завершение строительства второго блока Северо-Западной ТЭЦ. Об этом сообщил глава компании ЕСН Григорий Березкин. Совместное предприятие российской ЕСН и итальянской Enel в 2004 году получило ТЭЦ в управление. Одной из задач управляющей компании является поиск инвестора для достройки ее второго блока. Стоимость строительства второго блока оценивается в $120 милли.

Пресс‑служба ОАО «Псковэнерго» стала победителем в конкурсе «Энергия PR», который проводится среди всех АО-энерго холдинга. Коллектив пресс‑службы награжден дипломом «За профессиональное и эффективное информационное сопровождение деятельности компании». Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс лично вручил награду советнику генерального директора, руководителю пресс‑службы «Псковэнерго» Марине Кожевниковой в ходе конфер.

Правительство Индии утвердило план по созданию в стране стратегического нефтяного резерва в 5 млн. тонн (36,6 млн. барр.), заявил министр энергетики Мани Шанкар Айяр. Запасы нефти в стратегическом резерве 5 млн. тонн эквивалентны 59% импорта нефти Индией в марте 2005 года. Индийские НПЗ располагают собственными запасами сырой нефти и нефтепродуктов сроком на 6 недель, запасов нефти в стратегическом резерве будет достаточно на два с пол.

Недавно состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в сфере жилищно-коммунального хозяйства между администрацией г. Всеволожска и ОАО «Санкт-Петербуржские коммунальные системы». .

К министерству перейдут практически все полномочия по обращению с отходами

Как выяснил “Ъ”, в ближайшее время выйдет постановление правительства об изменении структуры Минприроды. К природоохранному ведомству перейдут практически все полномочия Минстроя в сфере госполитики и управления в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Также в скором времени планируется частичная передача в ведение Минприроды функций Минпромторга в этой области. Чиновники всех трех ведомств поддерживают идею концентрации полномочий и ответственности в едином центре. Опрошенные “Ъ” эксперты сомневаются в компетентности Минприроды в передаваемых функциях и отмечают, что изменения могут затормозить процесс перехода на новую систему обращения с отходами.

Как стало известно “Ъ”, в ближайшее время выйдет постановление правительства, согласно которому в ведение Минприроды перейдут полномочия Минстроя в сфере госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере обращения с ТКО (за исключением вопросов тарифного регулирования). Об этом “Ъ” сообщили два источника в правительстве, знакомые с ситуацией. Напомним, глава Минприроды Дмитрий Кобылкин в июле заявлял, что к концу года часть полномочий от Минпромторга и Минстроя в части управления отходами перейдет к природоохранному ведомству. В Минприроды это подтвердили и добавили, что также в ближайшее время ожидаются изменения по передаче ряда функций Минпромторга природоохранному ведомству.

Читайте так же:  Сроки перечисления пособия фсс

«Минприроды инициировало эти изменения,— сообщили “Ъ” в природоохранном ведомстве.— Концентрация полномочий по отходам в структуре позволит повысить управляемость отраслью, особенно с учетом начала реализации федерального проекта «Формирования комплексной системы обращения с ТКО» в рамках нацпроекта «Экология»». В ведомстве добавили, что в связи с изменениями в Минприроды будет образован новый департамент по отходам.

Как Минприроды скорректировало реформу обращения с отходами

Заместитель главы Минстроя Андрей Чибис сообщил “Ъ”, что ведомство поддерживает решение о назначении единого ответственного за «мусорную» реформу. Он напомнил, что Минприроды и раньше отвечало за широкий круг вопросов сферы обращения с отходами (от территориальных схем до рекультивации объектов накопленного ущерба), в то время как Минстрой помогал природоохранному ведомству в части коммунальной услуги — сбора отходов у потребителей и доставки до места обработки, а Минпромторг — в части внедрения новых технологий и инфраструктуры, в том числе специализированных заводов. «Уверены, что коллеги с этой сложной задачей справятся,— добавил господин Чибис.— Конечно, мы видим ряд рисков и сообщили коллегам о своих опасениях, в первую очередь связанных с некачественно разработанными территориальными схемами, некорректно определенными тарифами, а также срывом сроков со стороны ряда регионов, которые до сих пор не отобрали операторов по обращению с отходами».

«Минприроды изначально определяло и определяет государственную политику в области обращения как с отходами производства, так и с отходами потребления,— заявил “Ъ” замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.— Основная задача Минпромторга — снизить потребление природных ресурсов, заменив их вторичными, и максимально вовлечь в производственный оборот образующиеся отходы». В любом случае вопросы производства оборудования для мусороперерабатывающей отрасли остаются в ведении Минпромторга, добавил господин Евтухов. «Мы не сомневаемся, что Минприроды докажет эффективность своей деятельности, а Минпромторг готов оказывать содействие»,— отметил он.

Почему «мусорная реформа» снова не укладывается в сроки

Руководитель ассоциации организаций и специалистов в сфере ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин сомневается, что Минприроды сможет эффективно исполнять те функции, которые ранее были в ведении Минстроя. «Например, возьмем вопросы контейнерных площадок: вряд ли Минприроды будет разбираться, общедомовое это имущество или муниципальная собственность и кто эти площадки должен устанавливать»,— говорит он. «Или же ситуация с типовыми договорами, которые региональные операторы заключают с другими участниками рынка: Минприроды некомпетентно в этих вопросах, а для Минстроя это была обычная функция, ведь в вопросах водоснабжения используются похожие договоры»,— добавляет господин Макрушин.

Собеседник “Ъ” в правительстве отмечает, что, несмотря на то что постановление еще не вышло, «Минстрой уже несколько месяцев переадресовывает Минприроды вопросы по отходам». «Концентрация полномочий и ответственности в едином центре — это неплохо,— добавляет он.— Однако неправильно перекладывать полномочия, когда реформа по обращению с отходами уже запущена. Когда происходит любая перестановка, весь процесс тормозится, а из-за этого что-то может пойти не так, а пострадают от этого граждане». Собеседник “Ъ” напоминает о недавней ситуации в Челябинске, где изменение логистики при вывозе мусора привело к коллапсу.

Грязь большого города

Как в России задумывалась «мусорная» реформа — в спецпроекте “Ъ”

Внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и иные законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие порядок обращения с отходами производства и потребления

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ (далее — Закон) внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иные законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие порядок обращения с отходами производства и потребления.

Законодателем уточнены отдельные понятия в области обращения с отходами, такие как, например:

— сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

— накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения

Кроме того, внесенными изменениями уточнены и значительно расширены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к которым в настоящее время относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Законодателем введены новые требования, согласно которым накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Кроме того, уточнены требования к содержанию территориальной схемы обращения с отходами, порядок расчета и уплаты экологического сбора, полномочия регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а также правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон № 503-ФЗ вступил в силу с 31.12.2017, за исключением отдельных положений.