Кабина управления

Кабина управления является рабочим местом машиниста мостового крана и должна обеспечивать хороший обзор любой точки рабочей площадки; защиту машиниста от избыточной теплоты, шума, вибраций; электробезопасность, легкость и удобство управления краном. В мостовых электрических кранах применяют торцевые (закрепленные на одной стороне кранового моста) и панорамные (подвешенные к середине моста или к грузовой тележке) кабины управления.

В отапливаемых цехах машиностроительных и других предприятий (с температурой окружающего воздуха от +10 до +28°С) применяют открытые кабины (рис. 4,а). В этом случае микроклимат на рабочем месте машиниста определяется состоянием воздушной среды помещения, в котором установлен кран. Поскольку по степени тяжести выполняемой работы работа машиниста может быть отнесена к категории легких физических работ с энергозатратами до 172 Дж/с, то оптимальными метеорологическими условиями на рабочем месте машиниста в открытой кабине управления являются следующие: температура (+19) —(+25) °С, оотносительная влажность — не более 75%, скорость движения воздуха — не более 0,2 м/с.

Краны, работающие в металлургических цехах с температурой воздуха в помещении до +60 °С, а также краны, эксплуатирующиеся на открытом воздухе с температурой от +40 до —40 °С, снабжаются закрытыми кабинами управления (рис. 4,6). При температуре окружающего воздуха менее +10°С кабину оборудуют отопительными приборами, а при температуре более +28°С — принудительной вентиляцией или кондиционерами для обеспечения в кабинах оптимальных параметров микроклимата, указанных выше.


Рис. 4. Кабины управления краном:
а — открытая; б — закрытая


Рис. 5. Пульт управления краном

Высота кабины от иола до любой выступающей точки на потолке составляет не менее 1800 мм, ширина пола кабины—1100 мм, длина пола — 2000 мм. В кабине созданы условия для свободного доступа к размещенному в ней оборудованию и для нахождения в кабине еще одного человека, помимо машиниста, например стажера. Для выхода на крановый мост в потолке закрытой кабины оборудован люк размером 500X500 мм, к которому ведет лестница. При креплении кабины на грузовой тележке допускается выход из кабины через настил тележки или по наружной огражденной лестнице. Дверь кабины выполняется распашной или раздвижной, причем распашная дверь открывается внутрь кабины. Размер дверного проема составляет 1800X500 мм. В кабинах открытого типа устраивают сплошное ограждение со всех сторон высотой не менее 1000 мм из металлического листа, стекла или в виде многоярусных перил.

Для повышения электробезопасности настил пола кабины выполнен деревянным или из иного диэлектрического материала. Диэлектрические коврики размерами не менее 500X700 мм обязательно укладываются в местах обслуживания электрооборудования крана.

Сидение кресла машиниста крепится на высоте 400— 500 мм над уровнем пола, имеет полужесткие подлокотники и снабжено устройством для регулирования положения сиденья от среднего положения вверх и вниз на 50 мм, вперед и назад—на 75 мм. Спинка кресла имеет регулируемый угол наклона. Высота спинки составляет 240—260 мм. С креслом совмещен пульт управления краном (рис. 5), выполненный в виде колонок с силовыми контроллерами, установленными по бокам кресла. Направление перемещения рукояток контроллеров соответствует направлению движения крана, тележки, груза. Кнопка звукового сигнала установлена на рычаге управления механизмом передвижения крана.

Кабины крановые

Кабина управления

Кабина управления и пульт управления должны быть расположены в таком месте, чтобы крановщик мог наблюдать за грузозахватным органом и грузом в течение полного цикла работы крана.

На грузоподъемных кранах в зависимости от условий работы применяются открытые, закрытые, панорамные или малогабаритные кабины.

Кабины могут быть установлены неподвижно или перемещаться вместе с грузовой тележкой (или на своей собственной тележке) вдоль пролета крана, или находиться вне крана, например на стене здания.

Размеры и конфигурация кабин определяются их назначением, размерами оборудования, устанавливаемого в кабине, и эргономическими требованиями.

Например, при изготовлении башенных кранов требования к кабинам управления установлены техническими условиями на изготовление.

Кабины опираются основанием на металлоконструкцию крана и закреплены на ней проушинами. У мобильных кранов, транспортируемых с кабиной, на боковой стенке или крыше кабины установлены дополнительные крепления.

В секции башни кабину устанавливают на тележку, катки которой закреплены в направляющих площадки башни.

Для транспортирования, монтажа и выдвижения башни кабину за­двигают внутрь башни, а для работы выдвигают в крайнее переднее положение.

От места расположения кабины на кране зависит удобство и безопасность работы крановщика, а также производительность крана. Так, навесные кабины башенных кранов, расположенные на портале неповоротных башен, имеют недостаточный обзор рабочей зоны. Из-за низкого расположения кабины крановщику для подачи грузов наверх начиная со 2-3-го этажа требуется сигнальщик, а металлоконструкция башни, кроме того, затеняет зону, находящуюся по другую сторону портала. На кранах с поворотной башней такое же расположение кабины на портале хотя и не создает затененной зоны, но потребность в сигнальщике остается.

Наиболее удобно, когда кабина находится как можно ближе к стреле и поворачивается вместе с поворотной частью (башней или оголовками и стрелой). Из этих кабин крановщик имеет возможность, не поворачиваясь, постоянно видеть крюк и подстреловую зону крана.

Наиболее удобны и распространены выносные навесные унифицированные кабины, применяемые на кранах серии КБ.

Унифицированные кабины выпускаются двух типов: для низких кранов (высота расположения кабины до 20 м) и высоких, у которых кабина расположена выше 20 м. Кабины отличаются конструкцией передней остекленной части — фонарем. Кузов обеих кабин состоит из трех стенок, крыши и пола. Стенки и крыша имеют две оболочки: наружную — из металлического листа, внутреннюю — из фанеры и слоистого пластика. В пазах между оболочками заложен утеплитель. Металлический каркас, к которому крепятся оболочки кузова, придает кабине жесткость. Площадь кабины 2 м2, пол — из досок, поверх которых уложены фанера и линолеум.

В кабинах установлено мягкое анатомическое кресло, перемещаемое по направляющим, закрепленным на полу, по горизонтали и высоте на 150 мм, а спинка может изменять наклон. Это позволяет подгонять кресло по фигуре крановщика. Направляющие на полу, кроме того, дают возможность отодвигать кресло назад во время обслуживания и ремонта электроаппаратуры управления и педалей.

Аппаратура и приборы управления в унифицированных кабинах размещены примерно одинаково независимо от типа крана. Приборы расположены в основном на левой стенке кабицы в шкафу управления.

Характер работы крана в повторно-кратковременном режиме определяет непостоянный уровень шума в кабине. Для таких условий принято оценивать эквивалентный уровень шума, который не должен превышать 80 дБ. Для ограничения уровня шума используют различные средства звукоизоляции кабины, например прокладки. Кроме того, применяют обшивку кабин со звукоизолирующими наполнителями.

На рабочем месте крановщика нормируется общая и локальная вибрация. Общая вибрация контролируется под ногами и на сиденье крановщика, локальная — на рукоятках управления краном. Эквивалентный уровень виброскорости должен быть не выше 90-100 дБ.

Сиденье крановщика должно быть устроено и размещено так, чтобы можно было сидя управлять аппаратами и вести наблюдение за грузом. Должна быть предусмотрена возможность регулировки положения сиденья по высоте и в горизонтальной плоскости для удобства работы и обслуживания аппаратов управления.

В случаях, предусмотренных нормативными документами, сиденье крановщика с пультом управления или кабина в целом должны выпол­няться поворотными.

Кабина крана должна быть выполнена и оборудована таким образом, чтобы в ней был обеспечен надлежащий температурный режим и обмен воздуха в соответствии с нормативными документами.

К важнейшим эргономическим требованиям, предъявляемым к кабине, относятся ее обзорность и виброзащита крановщика. Требования обеспечения обзорности определяют форму остекления кабины, ее расположение на кране либо грузовой тележке, наличие поворотного пульта. Требования виброзащиты крановщика определяют конструкцию подвески кабины, а также конструкцию и материал сиденья крановщика.

Параметры микроклимата в кабине башенных кранов определяются требованиями ГОСТ 13556-91 «Краны башенные строительные. Общие технические условия».

Если надлежащий температурный режим не обеспечивается, например при работе крана зимой на открытом воздухе, кабину оборудуют отопительным прибором. Установка отопительного прибора должна производиться предприятием — изготовителем крана.

Комплектация кабин управления мостовыми кранами:

  • Конструкция кабин крановщика сделана из стальных трубчатых секций, сваренных с помощью электросварки.
  • Покрытие внешней и внутренней конструкции кабины управления краном сделано из стальных листов, толщиной 2,5 мм, формирующих крепкий элемент.
  • Полости заполнены утеплителем (минеральная вата) толщиной 50 мм.
  • Пол сделан из многослойных съемных панелей и покрыт диэлектрическим ковриком. Кабели и провода проходят под поверхностью пола. В подпольном пространстве предусмотрен тоннель для прокладки кабельных трасс, необходимых для подключения электрооборудования, размещенного в колонках кресла-пульта.
  • Окна прозрачны и могут быть выполнены из триплекса или каленого стекла. В отдельных случаях возможна установка стеклопакетов из этих материалов.
  • Предусмотрено открытие фронтального верхнего окна и боковых верхних окон на газовых пружинах. Стекла установлены изнутри кабины при помощи прижимных уголков, позволяющих произвести легкую замену стекла. Для безопасности применяется тройное ограждение всех стекол по периметру кабины.
  • Защитные решетки на нижних стеклах состоят из двух частей: верхние – съемные для возможности очистки стекла, нижние – несъемные.
  • Лампа на потолке 2х18 Вт с выключателем, питание 220 В. Лампа подключена проводами, которые выведены под пол.
  • Возможно лакирование и покраска по выбору Заказчика в соответствии с классификацией цветов RAL. Согласно требованиям ГОСТ: внешняя поверхность – желтая RAL 1003, внутренняя – серая RAL 7047.

Возможные опции кабин крановщика:

  • Обогрев: тепловая завеса (3кВт, 220В) или тепловентилятор (2х2кВт, 220В)
  • Система поддержания микроклимата: кондиционер оконный или сплит-система с функцией тепло-холод на 2,5кВт и 220В
  • Карман для документации.
  • Поворотный кресло-пульт КП-4 или неповоротный кресло-пульт КП-6.
  • Огнетушитель с креплением.
  • Крючок для одежды.
  • Металлическая аптечка с комплектом медикаментов.
  • Металлическая термос для питья с креплением.
  • Стеклоочиститель с бачком омывателя на фронтальное окно, возможна дополнительная установка на боковые окна.
  • Солнцезащитные рулонные шторы на все верхние окна.
  • Педали для управления грейфером.
  • Электрический шкаф согласно предоставленной Заказчиком электрической схемы
  • Джойстики управления и прочие элементы управления и контроля согласно предоставленной Заказчиком электрической схемы.
  • Радио, CD-проигрыватель.

Требования к стеклам кранов

Cranes. Cabins. Part 1. General*

Дата введения 2016-01-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «РАТТЕ» (ЗАО «РАТТЕ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. N 808-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33173.1-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.

5 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 8566-1:2010* Cranes — Cabins and control stations — Part 1: General (Краны грузоподъемные. Кабины и пункты управления. Часть 1. Общие положения).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. — Примечание изготовителя базы данных.

Степень соответствия — неэквивалентная (NEQ)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2017 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Настоящий стандарт является первой частью серии стандартов «Краны грузоподъемные. Кабины» и устанавливает общие требования к кабинам грузоподъемных кранов по классификации ISO 4306-1:2007 «Cranes — Vocabulary — Part 1: General» («Краны. Словарь. Часть 1. Общие термины») с учетом нормативных положений, содержащихся в ISO 8566-1:2010 «Cranes — Cabins and control stations — Part 1: General» («Краны грузоподъемные. Кабины и пункты управления. Часть 1. Общие положения»). Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).

Читайте так же:  Как пишется договор купли продажи автомобиля от руки

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к кабинам грузоподъемных кранов для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации.

Настоящий стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным после истечения одного года после его утверждения. Стандарт не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования. Однако при модернизации оборудования требования к его свойствам должны быть пересмотрены в соответствии с данным стандартом. Если выполнение требований стандарта при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с требованиями данного стандарта должна определяться изготовителем (проектировщиком), а при его отсутствии — организацией, выполняющей его функции, а последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения

ГОСТ 27913-88 (ИСО 7752/1-83) Краны грузоподъемные. Органы управления. Расположение и характеристики. Общие принципы

ГОСТ 32565-2013 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27555, [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 кабина управления: Место на кране или в непосредственной близости от него, специально спроектированное и оборудованное для управления краном.

3.2 аппараты управления: Часть системы управления краном посредством которой управляющая команда передается исполнительному механизму.

3.3 органы управления: Часть аппаратов управления (например, кнопки, рычаги, педали), манипуляция которой вызывает необходимую управляющую команду.

3.4 индексная точка сидения (SIP): Точка на вертикальной плоскости, проходящей через центр сидения (принимается в соответствии с требованиями [2]).

3.5 пост управления: Место нахождения органов управления на кране или вне его (кабина, открытая кабина, площадка, подвесной пульт, пульт дистанционного управления, стационарный пульт и т.п.).

4 Посты управления

4.1 Пост управления должен быть расположен так, чтобы оператор крана (крановщик) мог контролировать движения крана, его подвижных элементов и груза в течение полного цикла работы крана.

4.2 Размеры поста управления должны соответствовать условиям и продолжительности непрерывной работы оператора крана (крановщика). Требования к минимальным размерам постов управления, определяемые требованиями эргономики, устанавливаются в зависимости от конкретного типа крана в других частях настоящего стандарта.

4.3 Если оператор крана (крановщик) при управлении краном должен постоянно стоять, то должна быть обеспечена высота от пола не менее 2 м до любого препятствия.

4.4 При использовании для крепления поста управления (кабины, площадки управления и т.п.) демпфирующих элементов для гашения нежелательных колебаний или вибрации должны быть предусмотрены устройства, предохраняющие пост управления от падения при выходе из строя основных креплений. Уровень допустимой вибрации не должен превышать значений, установленных гигиеническими нормативами.

4.5 Крепления поста управления должны быть предохранены от самопроизвольного ослабления. Они должны быть изготовлены (исключая демпфирующие устройства) из негорючих материалов.

4.6 Пол в зоне нахождения оператора крана (крановщика) должен быть свободен от препятствий, о которые можно споткнуться.

4.7 Пол в зоне передвижения и нахождения оператора крана (крановщика) должен быть изготовлен из материалов, препятствующих скольжению.

4.8 Пол в зоне нахождения оператора крана (крановщика) кранов с электрическим управлением должен быть закрыт диэлектрическим ковриком (за исключением кранов с дистанционным управлением и управлением с подвесного пульта). В кабинах с большой площадью пола коврики размером не менее 500х700 мм могут быть уложены только в местах обслуживания электрооборудования.

4.9 При определении прочности всех элементов поста управления (кабины, площадки управления и т.п.) следует исходить из критериев проектирования других элементов крана. Минимальная грузоподъемность поста управления должна составлять 150 кг, включая вес:

— одного человека массой не менее 20 кг;

— инструментов и оборудования массой не менее 30 кг.

4.10 Металлоконструкция и элементы поста управления в зоне нахождения оператора крана (крановщика) не должны иметь острых выступающих частей. Острые края должны быть скруглены минимальным радиусом 2 мм или скошены фаской не менее 2×2 мм. Защита от поражения электрическим током должна быть обеспечена в соответствии с требованиями [3].

5.1 Общие положения

5.1.1 Конструкция кабины должна обеспечивать защиту оператора крана (крановщика) от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. Воздух рабочей зоны в кабине должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 12.1.005.

5.1.2 Внутренние размеры кабины должны быть не менее: высота — 2000 мм, ширина — 900 мм, длина — 1300 мм. В кабинах с невертикальной передней частью в сечении, проходящем через индексную точку сиденья оператора крана (крановщика) (SIP), допускается уменьшение высоты до 1600 мм (рисунок 1). Высота кабины грузовых тележек, передвигающихся по надземному крановому пути и предназначенных для работы сидя, может быть уменьшена до 1600 мм. В кабине должен быть обеспечен свободный доступ к расположенному в ней оборудованию. Размеры кабин отдельных типов кранов могут отличаться от требований настоящего стандарта и приведены в других его частях.

Рисунок 1 — Минимальные размеры кабины

Рисунок 1 — Минимальные размеры кабины

5.1.3 Внутренняя отделка кабины должна позволять ее очистку.

5.1.4 Кабина должна быть оборудована внутренним освещением. Локальное освещение органов управления устанавливается при необходимости. Оно не должно давать бликов и отражений на поверхностях. Локальное освещение должно включаться отдельным выключателем. Освещенность от источников общего освещения кабины (плафона) на рабочих поверхностях органов управления должна быть не менее 20 лк.

5.1.5 Система общего освещения кабины должна быть снабжена выключателем для отключения освещения при работе крана.

5.1.6 Для облегчения обслуживания кабина должна быть снабжена электрической розеткой.

5.1.7 Конструкция и конфигурация крыши кабин кранов, предназначенных для работы на открытом воздухе или при возможности образования водяного конденсата, должна обеспечивать слив воды, устроенный так, чтобы вода при этом не попадала на окна и двери.

5.1.8 Конструкция кабины должна уменьшать влияние бликов и отражений от источников света на оператора. Кабина кранов, работающих на открытом воздухе, а также по требованию заказчика, должна быть оборудована солнцезащитными щитками, препятствующими ослеплению оператора крана (крановщика). При этом щитки не должны ограничивать обзорность с места оператора крана (крановщика).

5.1.9 Электрическая проводка и гидравлические трубопроводы в кабине должны прокладываться раздельно. Они должны быть защищены от возможных повреждений.

5.2.1 Для изготовления окон должен использоваться триплекс или закаленное стекло по ГОСТ 32565 (или сочетание этих видов стекол). Возможно применение других материалов при условии одинаковых или более высоких параметров (прочности, стойкости к появлению царапин, светопропускной способности, долговечности) по сравнению со стеклом.

5.2.2 Окна, устроенные в полу кабины должны быть защищены решеткой или использовано многослойное прочное стекло [4]. Окна должны выдерживать массу оператора крана (крановщика). Если предусмотрена возможность открывания этих окон, должны быть предусмотрены защитные средства, препятствующие падению людей и предметов.

5.2.3 Защитные решетки окон не должны крепиться к окнам и должны позволять проводить очистку стекол. Конструкция решеток не должна уменьшать обзорность с места оператора крана (крановщика).

5.2.5 Если защитное ограждение окон выполнено в виде горизонтальных элементов, то расстояние между ними не должно превышать 400 мм, а расстояние от пола до нижней планки не должно превышать 250 мм.

5.2.6 Если защитное ограждение окон выполнено в виде вертикальных элементов, то расстояние между ними не должно превышать 300 мм.

Примечание — Использование вертикальных планок предпочтительнее, так как такое расположение меньше влияет на обзор оператора.

5.2.7 Распашные окна должны фиксироваться в открытом, закрытом, а при необходимости, и в промежуточных положениях. Горизонтально-раздвижные окна должны фиксироваться только в закрытом положении, но их самопроизвольное перемещение в открытом положении (например, при раскачивании кабины) не допускается.

5.2.8 Конструкция окон должна обеспечивать возможность их очистки изнутри и снаружи кабины. У кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены стеклоочистители и, при необходимости, стеклоомыватели.

Примечание — Специальные требования к окнам в зависимости от типа крана приводятся в других частях настоящего стандарта.

5.2.9 Стекла должны сохранять прозрачность при условии их регулярной очистки.

5.3 Средства доступа

5.3.1 Общие требования к средствам доступа к кабинам управления установлены в [5]*.
________________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55178-2012 (ИСО 11660-1:2008) «Краны грузоподъемные. Средства доступа ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения».

5.3.2 Рабочие (нормальные) входы и выходы

5.3.2.1 Вход в кабину должен осуществляться через дверь.

5.3.2.2 Дверь должна быть снабжена устройствами фиксации в закрытом и открытом положениях.

5.3.2.3 Если дверь расположена выше 1 м от земли, выход из кабины должен осуществляться на площадку (или тамбур) перед дверью или в проход.

5.3.2.4 Должна быть предусмотрена возможность открытия двери изнутри кабины вне зависимости от того, заперта дверь или нет.

5.3.2.5 Двери, предназначенные для прохода человека в вертикальном положении, должны иметь минимальные размеры в свету: ширина 0,6 м, высота 1,9 м. Для остальных дверей минимальные размеры зависят от типа крана и приводятся в других частях настоящего стандарта.

5.3.2.6 Размеры люков должны быть не менее 0,6 м 0,6 м, 0,5 м 0,65 м или диаметром не менее 0,6 м. Специфические требования, зависящие от типа крана, приводятся в соответствующих частях настоящего стандарта.

5.3.2.8 Люк должен открываться только против действия силы тяжести и закрываться под собственным весом.

5.3.2.9 Усилие необходимое для открытия люка не должно превышать 135 Н.

5.3.2.10 Конструкция выхода через люк должна предусматривать наличие трехточечной опоры для человека (две руки, одна нога или две ноги одна рука).

5.3.2.11 Аппараты управления или другое постоянное оборудование не должны препятствовать открытию люка.

5.3.3 Аварийный выход

5.3.3.1 Если существует возможность того, что в аварийной ситуации основной выход будет недоступен, то конструкция кабины должна предусматривать возможность аварийного выхода.

5.3.3.2 Расположение аварийного выхода должно быть таким, чтобы он никогда не мог оказаться заблокированным.

5.3.3.4 Если предполагается, что на крыше кабины могут находиться люди, например, для обслуживания или аварийного выхода, то крыша кабины, включая окна и люк, должна быть рассчитана на эти нагрузки.

5.3.4 Противопожарная защита

5.3.4.1 Пол, внутреннее пространство, обшивка и изоляция кабины должны быть изготовлены из материалов, замедляющих горение. Скорость распространения огня не должна превышать 150 мм/мин в соответствии с требованиями [6].

5.3.4.2 Конструкция кабины любого крана должна предусматривать место для размещения огнетушителя.

5.4 Сиденье оператора крана (крановщика)

5.4.1 Кабина должна быть оборудована стационарным, прочно закрепленным сиденьем для оператора крана (крановщика). Покрытия сидений должны быть изготовлены из воздухопроницаемого, моющегося нетоксичного материала.

5.4.2 Установка сиденья в кабине должна обеспечивать условие свободного (нормального) доступа на рабочее место оператору крана (крановщику) и безопасного обслуживания аппаратов управления.

5.4.3 Размеры сиденья определены в [7]*.
________________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 11112-2012 «Машины землеройные. Сиденье водителя. Размеры и требования».

5.4.4 Сиденье должно регулироваться по высоте и в горизонтальной плоскости для удобства работы и обслуживания аппаратов управления. Регулировка должна быть возможна без применения инструмента.

5.4.5 Регулировка должна позволять изменять:

— наклон всего сиденья целиком относительно горизонтали от 3° до 7° назад;

— положение в продольном направлении всего сиденья целиком относительно центрального положения ±80 мм (вперед и назад);

— положение по высоте всего сиденья целиком относительно центрального положения ±50 мм.

5.4.6 Сиденье должно быть со спинкой, у которой можно изменять угол наклона не менее чем на 20°.

Читайте так же:  Заявление на открытие дополнительного оквэд ип

5.4.7 В необходимых случаях сиденье с пультом управления или кабина в целом должны быть поворотными.

5.4.8 Конструкция сиденья и его крепления должны обеспечивать жесткость в вертикальном и горизонтальном направлении, чтобы при приложении усилий к органам управления отсутствовало перемещение сиденья, которое может повлиять на точность управления.

5.4.9 Если в кабине кроме оператора крана (крановщика) возможно нахождение других лиц (помощника, ремонтного персонала, обучающего и др.), то кабина должна быть оснащена дополнительными сиденьями для каждого из этих лиц.

Примечание — При использовании сидений в отдельных типах кранов должна вводиться поправка на вес оператора крана (крановщика) из-за возможных вибраций.

5.5 Расположение органов управления

Расположение и характеристики органов управления должны соответствовать ГОСТ 27913 и [8].

5.6 Средства информации

5.6.1 Индикаторы и дисплеи с важной оперативной информацией должны быть хорошо видны и удобно располагаться по отношению к оператору.

5.6.2 Лампы световых предупредительных сигналов и индикаторы должны быть снабжены хорошо видимой маркировкой.

5.6.3 Лампы световых предупредительных сигналов должны быть соответствующих цветов [9]*. Лампы, предупреждающие об опасности, должны быть красного цвета.
________________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р МЭК 60073-2000 «Интерфейс человеко-машинный. Маркировка и обозначения органов управления и контрольных устройств. Правила кодирования информации».

5.6.4 Подсветка пульта и индикаторов не должна быть яркой и слепящей оператора крана (крановщика). При необходимости яркость подсветки должна регулироваться.

5.7.1 Конструкция кабины должна способствовать снижению уровня шума внутри кабины до значений, установленных ГОСТ 12.1.003.

5.7.2 Звукоизолирующие материалы и приспособления должны быть надежно закреплены.

5.8 Обогрев и кондиционирование

5.8.1 Общие положения

5.8.1.1 Устройства обогрева кабины обязательны для всех кранов, предназначенных для работы на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях.

5.8.1.2 Устройства кондиционирования кабины устанавливаются по договоренности между изготовителем и потребителем крана.

5.8.1.3 Необходимость наличия воздушных фильтров и тепловой защиты устанавливается по договоренности между изготовителем и потребителем крана.

5.8.2 Климат в кабине

5.8.2.1 Кабина должна снабжаться средствами вентиляции так, чтобы при закрытых окнах и двери оператор был защищен от сквозняка. Вентиляция может быть как естественной, так и принудительной.

5.8.2.2 В зависимости от внешних климатических условий (в соответствии с назначением крана) должны быть выполнены следующие требования:

— должна быть предусмотрена возможность регулировки температуры в зоне работы оператора крана (крановщика) в пределах от +18°С до +30°С;

— разница температур в рабочей зоне оператора крана (крановщика) не должна превышать 5°С. При этом скорость воздушного потока на незащищенных частях тела не должна превышать 0,2 м/с (это условие должно выполняться, если температура в кабине не превышает 22°С);

— должны быть предусмотрены средства против запотевания и обмерзания стекол;

— желаемый климат в кабине должен устанавливаться в течение не более 20 мин после включения соответствующих приборов (если отсутствуют другие указания в документации изготовителя крана).

5.8.2.3 Если в кабине установлен кондиционер или нагревательные элементы, то воздушные потоки и температура должны быть симметричны слева и справа от рабочего положения оператора крана (крановщика).

5.8.2.4 Если установлен внешний автономный отопитель, то конструкция должна исключать попадание отработавших (выхлопных) газов внутрь кабины. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе кабины установлены ГОСТ 12.1.005.

5.9 Дополнительное оборудование кабины

Кабины кранов должны быть оборудованы:

— устройством для предотвращения запотевания и обледенения стекол ее остекления (для кранов, предназначенных для работы на открытом воздухе);

— вешалкой с крючками для одежды;

— местом для хранения технической документации, инструмента и аптечки первой помощи;

— съемной термоизолированной емкостью для питьевой воды;

— местом для огнетушителя;

— другим оборудованием по требованию потребителя.

Требования к стеклам кранов

Общие технические требования

Cranes. Portal slewing crane. General technical requirements

Дата введения 2015-06-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «РАТТЕ» (ЗАО «РАТТЕ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол N 62-П от 03.12.2013)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 934-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32577-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 июня 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «»Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «»Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Настоящий стандарт устанавливает общие требования, обеспечивающие необходимый уровень безопасности портальных и полупортальных кранов в части обеспечения запасов при проектировании металлоконструкций и механизмов, комплектации средствами для обеспечения безопасности обслуживающего персонала в процессе эксплуатации, в том числе технического обслуживания, контроля технического состояния, монтажа, демонтажа и в чрезвычайных ситуациях. Требования стандарта ранее не имели отражения в действующих национальных, межгосударственных и международных стандартах. Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к портальным и полупортальным кранам (далее в тексте стандарта используется термины «кран», либо «портальный кран»), предназначенным для производства перегрузочных и монтажных работ.

Для кранов на плавучих сооружениях и буровых платформах (краны оффшорные) необходимо дополнительно учитывать требования к конструкциям и к безопасности, установленные в соответствующих нормативно-технических документах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1451-77 Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов

ГОСТ 13556-91 Краны башенные строительные. Общие технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов, категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 25546-82 Краны грузоподъемные. Режимы работы

ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения

ГОСТ 32575.2-2013 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 2. Краны стреловые самоходные

ГОСТ 32575.4-2013 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 4. Краны стреловые

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В данном стандарте используются термины и определения, приведенные в ГОСТ 27555, [1]*, а также следующие:
________________
* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

3.1 кран портальный: Кран стреловой (стрелового типа — по ГОСТ 27555) передвижной, поворотный на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.

3.2 кран полупортальный: Кран стреловой передвижной, поворотный на полупортале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.

3.3 кран перегрузочный: Кран, предназначенный для работы с массовыми штучными грузами грейфером, захватным устройством (спредером, магнитом и т.п.) или крюком.

3.4 кран монтажный: Кран, предназначенный для работы с ответственными штучными грузами: для монтажа строительных конструкций, для производства монтажно-сборочных работ при постройке, достройке и ремонте морских и речных судов.

Примечание — монтажные краны имеют более низкие, чем у перегрузочных кранов, скорости механизмов, а механизм подъема может работать с пониженными установочными скоростями. Для них характерна переменная по вылету грузовая характеристика.

3.5 система изменения вылета: Совокупность элементов конструкции крана, включающая:

3.5.1 стреловое устройство (стреловая система): Устройство, предназначенное для перемещения груза по траектории, близкой к горизонтали.

3.5.2 уравновешивающее устройство: Система, состоящая из подвижных и неподвижных противовесов (система уравновешивания).

3.5.3 подвижные противовесы: Система противовесов, предназначенная для уравновешивания собственных масс элементов стрелового устройства и части перемещаемого по горизонтали груза и механически соединенная со стреловым устройством.

3.5.4 неподвижные противовесы: Система противовесов (включая балласт), предназначенная для обеспечения собственной и грузовой устойчивости крана (в дополнение к подвижным противовесам).

3.5.5 механизм изменения вылета: Механизм, предназначенный для перемещения груза по траектории, близкой к горизонтали, посредством качания стрелового устройства.

3.5.6 собственная устойчивость: Способность крана противостоять в нерабочем состоянии (без груза на крюке) опрокидыванию под действием ветровой нагрузки и уклона пути.

3.5.7 грузовая устойчивость: Способность крана противостоять опрокидыванию под влиянием массы действующего на него при работе груза и дополнительных нагрузок (действия ветра, уклона пути и т.п.).

3.5.8 вспомогательные грузоподъемные устройства: Устройства, необходимые для проведения технического обслуживания и ремонта крана (например, тали, кран-балки, домкраты).

4 Основные положения

4.1 Общие требования

4.1.1 Группы режимов работы кранов в целом и механизмов должны соответствовать требованиям ГОСТ 25546.

4.1.2 Краны должны изготавливаться с учетом климатических факторов внешней среды района эксплуатации по ГОСТ 15150.

4.1.3 Конструкция кранов должна обеспечивать независимость всех движений крана и возможность совмещения рабочих движений в любых сочетаниях. Допускается совмещать движения главного и вспомогательного подъема, при этом суммарный грузовой момент не должен превышать наибольший грузовой момент, соответствующий текущему вылету.

4.1.4 Краны должны быть снабжены системой средств доступа, необходимой для эксплуатации, обслуживания и ремонта всех элементов крана.

4.1.5 Краны должны быть снабжены вспомогательными грузоподъемными устройствами необходимыми для проведения технического обслуживания и ремонта.

4.1.6 Краны должны быть защищены от коррозии. Окраска должна производиться в соответствии с окружающей средой места установки крана.

4.2 Дополнительные требования к перегрузочным кранам

4.2.1 Краны, предназначенные для работы в грейферном режиме, для работы с грузовым магнитом и спредером, должны иметь одинаковую грузоподъемность на всем диапазоне рабочих вылетов.

4.2.2 Краны, предназначенные для работы в грейферном режиме, для работы с грузовым магнитом и спредером, должны быть оборудованы системой уменьшения раскачивания грузозахватного органа.

4.2.3 Краны, предназначенные для работы с электромеханическими грузозахватными органами, должны быть оборудованы системой токоподвода к грузозахватному органу.

4.3 Требования к механизмам кранов

4.3.1 Общие требования

4.3.1.1 В конструкциях соединений элементов кранов (болтовых, шпоночных, зубчатых и др.) должно быть исключено произвольное развинчивание или разъединение.

4.3.1.2 Механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или качание стрелы осуществлялось только от работающего двигателя.

4.3.1.3 В конструкциях механизмов кранов, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные, болтовые соединения и другие соединения в соответствии с нормативными документами. Применение сварных узлов и деталей не допускается.

4.3.1.4 У механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы с гидроприводом должно быть предусмотрено устройство (обратный клапан), исключающее возможность опускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме.

4.3.2 Механизмы подъема

4.3.2.1 Механизмы подъема должны быть оборудованы устройствами для предотвращения схода канатов с грузовых барабанов.

4.3.2.2 Конструкция механизма подъема перегрузочных кранов должна обеспечивать автоматическое или полуавтоматическое выравнивание нагрузки в канатах при работе в грейферном режиме. Требование не относится к кранам, оборудованным одноканатным или моторным грейфером.

4.3.2.3 Механизм подъема монтажных кранов и перегрузочных кранов при работе в крюковом режиме должен обеспечивать возможность регулирования скоростей.

4.3.2.4 У грузовой лебедки с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткую кинематическую связь, исключающую самопроизвольное опускание груза при выходе из строя одного из приводов.

Читайте так же:  Налог на имущество за 2012 год срок уплаты

4.3.3 Механизм изменения вылета

4.3.3.1 Должна быть обеспечена горизонтальность перемещения груза при изменении вылета, при этом отклонение от горизонтальности не должно превышать 15% от диапазона рабочего вылета.

4.3.3.2 Должна быть обеспечена уравновешенность массы стрелового устройства на всем диапазоне рабочих вылетов, при этом отклонение от уравновешенности допускается не более 15% от момента, создаваемого массой стрелового устройства на максимальном вылете относительно оси качания стрелы.

4.3.3.3 Система изменения вылета (с уравновешенным стреловым устройством) должна самоустанавливаться в положение устойчивого равновесия относительно оси качания стрелы, к которому она будет стремиться при отказе механизма изменения вылета. Указанное условие должно выполняться без груза и с грузом.

4.3.4 Механизм поворота

4.3.4.1 Конструкция крана должна обеспечивать вертикальность оси вращения поворотной части крана, при этом отклонение от вертикальности допускается не более 4/1000.

4.3.4.2 Механизм поворота крана должен быть снабжен защитой от перегрузки.

4.3.4.3 Механизм поворота крана должен ограничивать предельный момент, передаваемый на кран от внешних воздействий и инерционных нагрузок.

4.3.5 Механизм передвижения

4.3.5.1 Конструкция механизма передвижения может, при необходимости, обеспечивать возможность перевода крана на перпендикулярные крановые пути и движение по кривым радиусом не менее 150 м;

4.3.5.2 Должен быть обеспечен суммарный двухсторонний боковой зазор между ребордами ходового колеса и крановым рельсом не более 20 мм.

4.3.5.3 Должен быть обеспечен угол качания ходовых тележек и балансиров в вертикальной плоскости, параллельной оси рельса не менее ±3°.

4.3.5.4 Ходовые колеса кранов и их опорных тележек должны быть снабжены щитками, предотвращающими возможность попадания под колеса посторонних предметов. Зазор между щитком и рельсом не должен превышать 10 мм.

4.4 Требования к элементам, узлам и деталям крана

4.4.1.1 Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.

4.4.1.2 Установка тормозов механизмов подъема и изменения вылета должна обеспечивать их непрерывную кинематическую связь с исполнительным органом (барабаном, рейкой), не зависящую от внешних и/или управляющих воздействий.

4.4.1.3 У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе. На приводе поддерживающего барабана допускается устройство педали (кнопки) для растормаживания механизма при неработающем двигателе; при этом растормаживание должно быть возможным только при непрерывном нажатии на педаль (кнопку). При срабатывании электрической защиты или выключении электрического тока тормоз должен автоматически замыкаться даже в том случае, когда педаль (кнопка) нажата.

4.4.1.4 При установке двух тормозов они должны быть запроектированы так, чтобы в целях проверки надежности одного из тормозов можно было безопасно снять действие другого тормоза.

4.4.1.5 Механизм поворота должен быть снабжен управляемым тормозом нормально открытого типа. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фиксации его в закрытом положении. Допускается установка тормоза нормально закрытого типа, автоматически размыкающегося при включении привода.

4.4.1.6 Механизмы передвижения крана должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа.

4.4.1.7 Тормоза механизмов передвижения и поворота кранов должны обеспечивать остановку и удержание крана при действии максимально допустимой скорости ветра рабочего состояния крана с учетом допустимого уклона.

4.4.1.8 У механизмов кранов червячная передача не может служить заменой тормоза.

4.4.1.9 Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив, ленту, диск.

4.4.2 Грузозахватные органы

4.4.2.1 Крюки для кранов грузоподъемностью свыше 3 т, за исключением крюков специального исполнения, должны быть установлены на упорных подшипниках качения.

4.4.2.2 Крепление кованого и/или штампованного крюка, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки крепления крюка, при этом стопорение гайки штифтом (болтом) через сквозное горизонтальное отверстие не допускается.

4.4.2.3 На грузовых крюках должны быть нанесены обозначения стандарта, по которому они изготовлены, грузоподъемность крюка, заводской номер и изображение клейма службы контроля качества предприятия-изготовителя.

4.4.2.4 Конструкция канатного грейфера должна исключать его самопроизвольное раскрытие и выход канатов из ручьев блоков. Грузоподъемность грейфера должна быть подтверждена расчетом с учетом коэффициента заполнения грейфера и максимальной плотности перегружаемого материала.

4.4.3.1 Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или с канатами других полиспастов.

4.4.3.2 Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

a) с применением коуша и заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

b) с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

c) заливкой легкоплавким сплавом;

d) другим способом в соответствии с нормативными документами.

Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).

4.4.3.3 Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.

4.4.3.4 Число зажимов определяется при проектировании с учетом диаметра каната, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

4.4.3.5 Крепление каната к барабану должно выполняться надежным способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух. Длина свободного конца каната от прижимной планки на барабане должна составлять не менее двух диаметров каната. Расположение конца петли каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не разрешается.

4.4.3.6 Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.

4.4.4 Барабаны и блоки

4.4.4.1 Минимальные диаметры барабанов, блоков и уравнительных блоков, огибаемых стальными канатами, определяются по формулам:

где — диаметр каната, мм;

, , — диаметры соответственно барабана, блока и уравнительного блока по средней линии навитого каната, мм;

, , — коэффициенты выбора диаметров соответственно барабана, блока и уравнительного блока (таблица 1).

Группа классификации механизма по ИСО 4301/1

Коэффициенты выбора диаметров

4.4.4.2 Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при наинизшем возможном положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

4.4.4.3 Барабаны под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки. У грейферных кранов при однослойной навивке каната на барабан и у кранов, при работе которых возможны рывки и ослабление каната, барабаны должны иметь канавку глубиной не менее половины диаметра каната либо снабжаться устройством, обеспечивающим правильную укладку каната или контроль положения каната на барабане (канатоукладчиком).

Применение гладкого барабана допускается в тех случаях, когда по конструктивным причинам необходима многослойная навивка каната на барабан.

4.4.4.4 Гладкие барабаны и барабаны с канавками, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон барабана. Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви навиваются от краев барабана к середине. При навивке на барабан с канавками одной ветви каната реборда может не устанавливаться со стороны крепления каната на барабане. Допускается применение безребордных барабанов электрических талей вспомогательных устройств, снабженных канатоукладчиком.

Реборды барабанов для канатов должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра.

4.4.4.5 При многослойной навивке каната на барабан должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя каната.

4.4.4.6 При применении сдвоенного полиспаста должен быть установлен уравнительный блок или балансир.

4.4.4.7 Блоки должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока. Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен составлять не более 20% от диаметра каната.

4.4.5 Кабина управления

4.4.5.1 Кабина управления и пульт управления должны быть расположены в таком месте, чтобы крановщик мог наблюдать за грузозахватным органом и грузом в течение полного цикла работы крана.

4.4.5.2 Кабина управления крана должна быть расположена так, чтобы при нормальной работе крана с минимальным вылетом исключалась возможность удара груза или грузозахватного органа о кабину. Располагать механизмы крана непосредственно над кабиной не допускается.

4.4.5.3 Внутренние размеры кабины должны быть не менее: высота — 2000 мм, ширина — 900 мм, длина — 1300 мм; минимальный объем должен составлять 3 м . В кабинах с невертикальной передней частью в сечении, проходящем через центр сиденья крановщика, допускается уменьшение высоты до 1600 мм. В кабине должен быть обеспечен свободный доступ к расположенному в ней оборудованию.

4.4.5.4 Кабина крана должна иметь сплошное ограждение со всех сторон и сплошное верхнее перекрытие, защищающее оператора крана (крановщика) от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов. Световые проемы кабины должны быть выполнены из небьющегося (безосколочного) стекла. При ограждении кабины на высоту до 1000 мм небьющимся (безосколочным) стеклом необходимо применять дополнительное ограждение ее металлической решеткой.

4.4.5.5 Остекление кабины должно быть выполнено так, чтобы имелась возможность производить очистку стекол как изнутри, так и снаружи, или должно быть предусмотрено устройство для их очистки. Нижние стекла, на которые может встать крановщик, должны быть защищены решетками, способными выдержать его массу. В кабинах кранов должны быть установлены солнцезащитные щитки и стеклоочистители.

4.4.5.6 Дверь для входа в кабину может быть распашной или раздвижной и с внутренней стороны должна быть оборудована запором. Распашная дверь должна открываться внутрь кабины. Распашная дверь должна открываться наружу при наличии перед входом в кабину тамбура или площадки с соответствующим ограждением. Краны должны быть оснащены устройством для запирания двери снаружи при уходе крановщика с крана. Размеры дверного проема должны соответствовать требованиям, установленным в национальных стандартах государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта* и ГОСТ 32575.4.
________________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55178-2012 (ИСО 11660-1:2008) «Краны грузоподъемные. Средства доступа ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения»

4.4.5.7 Пол в кабине крана с электрическим приводом должен иметь настил из неметаллических материалов, исключающих скольжение, и быть покрыт резиновым диэлектрическим ковриком. В кабинах с большой площадью пола резиновые коврики размером не менее 500х700 мм могут быть уложены только в местах обслуживания электрооборудования.

4.4.5.8 Кабины кранов должны быть оборудованы стационарным сиденьем для крановщика, устроенным так, чтобы можно было сидя управлять аппаратами и вести наблюдение за грузом. Должна быть предусмотрена возможность регулировки положения сиденья по высоте и в горизонтальной плоскости для удобства работы и обслуживания аппаратов управления. В случаях, предусмотренных нормативными документами, сиденье крановщика с пультом управления или кабина в целом должны быть поворотными.

4.4.5.9 Кабина крана должна быть выполнена и оборудована таким образом, чтобы в ней был обеспечен надлежащий температурный режим и обмен воздуха в соответствии с нормативными документами.

4.4.5.10 Освещенность рабочей зоны в кабине должна быть не менее 50 лк.

4.4.6 Противовес и балласт

4.4.6.1 Составные части противовеса и балласта должны быть закреплены или заключены в кожух для предохранения их от падения и для исключения возможности изменения установленной массы. В случае применения в качестве противовеса или балласта мелкого штучного груза он должен быть помещен в металлический ящик. Ящик должен быть выполнен так, чтобы исключалось попадание в него атмосферных осадков и выпадение груза. Применять для противовеса или балласта песок, гравий, щебень не разрешается. В качестве противовеса или балласта должны быть предусмотрены инвентарные маркированные грузы, изготовление и укладка которых должны выполняться по чертежам предприятия-изготовителя крана.

4.4.6.2 Подвижные противовесы должны перемещаться автоматически с изменением вылета.

4.5.1 Несущие элементы металлоконструкций кранов должны быть изготовлены из сталей с механическими свойствами, химическим составом, ударной вязкостью и свариваемостью, обеспечивающими работоспособность крана в диапазоне его рабочих температур.

4.5.2 Внутренние полости металлоконструкций должны быть предохранены от коррозии.

4.5.3 При проектировании коробчатых и трубчатых элементов металлоконструкций кранов должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги. Конструкцией должна быть предусмотрена возможность стока конденсата и атмосферных осадков из полостей металлоконструкций.

4.5.4 Величины отклонений формы основных элементов крановых металлоконструкций при изготовлении не должны быть более указанных в таблице 2.

Таблица 2 — Отклонения формы основных элементов крановых металлоконструкций при изготовлении