Подоходный налог льготы афганистан

Служил в Афганистане. Предусмотрены ли льготы по подоходному налогу?

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

Согласно Налогового кодекса РФ

Статья 218. Стандартные налоговые вычеты

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

1) в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;

лиц, принимавших в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ;

лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из числа лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957 — 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 годах, лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1959 — 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957 году, лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения (при этом к выехавшим добровольно гражданам относятся лица, выехавшие в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также лица, выехавшие в период с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча), лиц, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности), лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

лиц, непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года;

лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации радиационных аварий, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны;

лиц, непосредственно участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года;

лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;

инвалидов Великой Отечественной войны;

инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих;

2) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;

лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;

лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;

бывших, в том числе несовершеннолетних, узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны;

инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;

лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

младший и средний медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;

лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей;

рабочих и служащих, а также бывших военнослужащих и уволившихся со службы лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получивших профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957 — 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 годах;

лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также бывших военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно лицам относятся лица, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

лиц, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;

родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак;

граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

3) налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1 — 2 пункта 1 настоящей статьи, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется;

4) налоговый вычет в размере 1 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на:

каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;

каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.

Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Налоговый вычет, установленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя.

Указанный налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Читайте так же:  Возврат компенсационного фонда

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет предоставляется родителям и супругу (супруге) родителя, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзацах пятом и шестом настоящего подпункта, или в случае истечения срока действия либо досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или в случае смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

2. Налогоплательщикам, имеющим в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 настоящей статьи право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется независимо от предоставления стандартного налогового вычета, установленного подпунктами 1 — 3 пункта 1 настоящей статьи.

3. Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 105-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 230 настоящего Кодекса.

4. В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей.

Проверено, льгот нет

«Ограниченный контингент советских войск» перешел через Амударью в декабре 1979 года. В нашей стране войну на чужой территории называли «помощью братскому народу Афганистана» и «выполнением интернационального долга». В советских газетах ничего не говорили ни об убитых и раненых, ни о жизни в палатках под палящим солнцем днем и в пронизывающем холоде ночью. Поэтому Альфия Кагарманова согласилась на работу в Афганистане не раздумывая.

Ее военная судьба началась в Ленинграде с романтической истории. Аля познакомилась с немцем Вольфгангом практически случайно, но дружеская переписка молодых людей со временем заставила обоих желать встречи. И девушка попросилась на работу в группу советских войск в Германии, а когда предложили вместо этого поехать в Афганистан — тоже не отказалась. Во-первых, она была комсомолкой. А во-вторых, просто не знала, что ее ждет.

Так Аля стала одной из первых советских женщин, оказавшихся в Афганистане. В Ленинграде она училась на факультете журналистики, поэтому здесь занялась привычным делом — писала и редактировала материалы для местной войсковой газеты. И заодно участвовала в самодеятельности. Военный вокально-инструментальный ансамбль, в первом составе которого пела Альфия, впоследствии стал знаменитым «Каскадом». А еще в составе войсковой агитбригады ездила по селам и рассказывала женщинам Афганистана о том, как живется в советской стране. Военные брали с собой девушек из-за местного обычая, запрещающего мужчинам входить на женскую половину. Этим, кстати, часто пользовались душманы.

Рассказывая о том, что она видела своими глазами, Аля смотрит вверх и немного вбок, чтобы слезы не пролились.

— Когда я приехала в 1981 году, все еще только начиналось. И жили в палатках, и госпитали были в палатках, — говорит она. — Смертность была ужасная, потому что никто не умел работать в полевых условиях. Бинты сестрички стирали, как в Великую Отечественную, не хватало шовных материалов — брали парашютные стропы, разбирали на нити и шили. Не хватало медикаментов, и инфекционными болезнями переболели все — дизентерия и гепатит косили наших наравне с душманами.

Сама Аля пролежала в госпитале-палатке два месяца. Формально им запрещалось есть и пить у местных, но на Востоке такой отказ — большое оскорбление. И угощение приходилось принимать, хотя в домах царила страшная антисанитария. Говорит, выжила потому, что имя Альфия в переводе с арабского означает «живущая тысячу лет». И еще спасибо главврачу баграмского госпиталя — не отпустил в Ташкент. Там палатки для инфекционных больных ставили прямо на улицах, и медпомощи успевали дождаться не все.

— Только когда смертность достигла кошмарного уровня, прибыла специальная комиссия, и после проверки в Афган пошли и врачи, и медикаменты, и донорская кровь, — говорит Альфия. — Если б это все было в начале войны, сколько можно было бы сохранить жизней.

Служащие и военнослужащие

Воинам-интернационалистам и семьям, опаленным Афганом, — вдовам и матерям, потерявшим сыновей, полагались значительные льготы, в том числе жилье и садовые участки вне очереди, скидки на оплату коммунальных услуг и на проезд в общественном транспорте. Однако многочисленные изменения в законодательстве оставили без внимания женщин, которые прошли этот путь бок о бок с мужчинами-афганцами.

Статья 3 Федерального закона «О ветеранах», принятого в 1995 году, прямо относит к ветеранам боевых действий всех, кто направлялся «на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года и отработал установленный при направлении срок либо был откомандирован досрочно по уважительным причинам». Однако при распределении льгот эта категория имеет право только на преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации, преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, а также право на использование ежегодного отпуска в удобное для них время. И еще приоритет при установке квартирного телефона. По нынешним временам не столько смешно, сколько унизительно.

И Аля, и другие женщины могли попасть в Афганистан только по линии министерства обороны. В ее трудовой книжке есть запись о том, что она принята на работу машинисткой в войсковую часть. В архивной справке, выданной Центральным архивом министерства обороны, сказано, что имеется приказ командира войсковой части полевой почты 51854 N 75, согласно которому «полагать прибывшими: 21.08.1981 служащую Советской Армии Кагарманову А. М. зачислить в списки личного состава части, на все виды довольствия». В той же справке сказано, что эта военная часть все десять лет принимала участие в боевых действиях.

Но телефонистки, машинистки, повара, официантки, бухгалтеры и медсестры, работавшие в военных частях, в законе не считаются военнослужащими. Они были просто служащими и теперь лишены реальных льгот. Им даже не зачли в рабочий стаж «год за полтора», как это было во времена СССР.

— Обиднее всего за медсестер, — говорит Аля, — они же больше всех кровь и смерть видели. Донорской крови не хватало — сдавали литрами, падали — но сдавали. Это разве не подвиг? Ребята ходили на боевые операции не каждый день, а они все два года глаза им закрывали и на последний призыв «Мама!» говорили своим ровесникам: «Я здесь, сынок. «

Унизительная дифференциация действует только в отношении «афганок». К примеру, к числу участников Великой Отечественной войны тот же закон относит лиц вольнонаемного состава, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии. Когда готовился этот материал, в оправдание такого разного подхода мне не раз говорили о том, что в Афганистан женщины ехали добровольно. Но разве в 1941 году было по-другому?

— Я окончила Ленинградский институт культуры и была военнообязанной как медсестра гражданской обороны, — рассказывает Вера Кучина. — Однажды зимой в четыре часа утра меня вызвали в военкомат и сказали, что надо ехать в Афганистан. Нас не заставляли, но настойчиво попросили. Заверили, что там будет абсолютно безопасно, а на «посоветоваться с мамой» дали десять минут.

Теперь таким, как Вера и Альфия, отказывают даже в выдаче ветеранских удостоверений. Военкоматы привычно ссылаются на то, что женщины не были военнослужащими и не принимали участия в боевых операциях.

— Мы все были там на боевом положении. Все, кто был в Афганистане, считаются бойцами 40-й армии, — возмущен профессор кафедры общей хирургии ВМА Петр Зубарев, в 1980- 1982-м — армейский хирург кабульского госпиталя. — И тех, кто отказывает в получении удостоверения, надо наказывать — они не имеют права. Удостоверение воина-интернационалиста должно быть у всех участников тех событий.

Наверное, равнять боевых офицеров и продавщиц, телефонисток, поварих было бы все же неправильно. Но так же неправильно полностью замалчивать факты о том, как вчерашние школьницы подрывались на минах или брали автоматы из рук убитых бойцов, которые должны были их охранять. На этом фоне тем более унизительным выглядит ответ из комитета по делам ветеранов Государственной Думы РФ, в котором фактически сказано: «Для вас денег нет».

«На основании того, что данные граждане не обладали статусом военнослужащих, для внесения изменений в пункт 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах», к сожалению, правовых оснований не имеется, — говорится в ответе первого заместителя председателя комитета Франца Клинцевича. — Вместе с тем не скрываем, что законопроекты, требующие дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, как правило, не поддерживаются федеральными органами исполнительной власти и в результате не находят своего правового разрешения».

Просим считать данную статью официальным обращением к органам законодательной власти с просьбой обратить внимание на положение гражданских лиц, направлявшихся на работу в Афганистан, и принять меры к восстановлению социальной справедливости.

Сергей Анденко, вице-спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга (более двух лет занимался спасением раненых в Афганистане):

— Вопрос крайне сложный. Конечно, сравнивать ребят, которые шли в бой в горы, и вольнонаемных, работавших в госпитале, — это не совсем корректно. Нарушается принцип справедливости. Но, к примеру, вручать высшие правительственные боевые награды спортсменам — это тоже неправильно. Летчик или пехотинец готов был погибнуть и совершил подвиг, а лыжник или фигурист упорно тренировался и достиг результата. Да, за такие достижения необходимо поощрять, но это должна быть отдельная награда за высшие достижения в спорте, а никак не звание «Герой России». Точно так же и в случае с афганской войной: меры социальной поддержки необходимо установить для всех, но они все же должны отличаться. Дифференциация оправданна, хотя и не в такой степени, как сейчас.

Виды и размер льгот, предусмотренных для участников войны в Афганистане

Война в Афганистане давно закончилась, но воспоминания о ней остались горькие. В частности, многие из молодых людей, выполняющих свой интернациональный долг, получили не только медали за отвагу, но и ранения, приведшие к инвалидности, а также душевные раны в связи с пережитым.

Именно поэтому в отношении воинов-интернационалистов законом и был предусмотрен ряд льгот в качестве благодарности и компенсации за пролитую кровь и перенесенные страдания.

Законодательное регулирование вопроса

Более полумиллиона военнослужащих и офицеров прошли через Афганистан и стали героями, так как в ходе боевых действий не только выполняли свой интернациональный долг, но и стояли на страже интересов дальних рубежей Афганистана. Поэтому Российская Федерация по достоинству оценила заслуги воинов-интернационалистов перед страной и присвоила им почетное звание участников боевых действий, а также установила ряд льгот, регламентированный нормами ФЗ №5.

Читайте так же:  Приказ рособрнадзора 2267 от 25102011

Так в частности, в порядке ст.3 ФЗ №5 воинами-интернационалистами и участниками боевых действий были признаны:

  • военнослужащие-срочники либо кадровые офицеры, направленные для прохождения службы в Афганистан;
  • служащие автомобильных колон, которые доставляли жизненно необходимые грузы для потребностей афганцев в период боевых действий;
  • летчики, осуществляющие боевые вылеты на территорию Афгана;
  • экипажи гражданской авиации, которые получили ранения в период доставки грузов для нужд интернационалистов;
  • гражданские служащие, направленные в Афган в командировку в период с 1979 по 1989 годы.

При этом ст.16 ФЗ №5 им был установлен ряд льгот и компенсаций, размер которых зависит от принадлежности к вышеописанным категориям. Также в отношении афганцев был предусмотрен льготный порядок обеспечения пенсией и возможность пользоваться некоторыми дополнительными льготами, определенными уже региональным законодательством на местном уровне.

Виды государственной поддержки

Минуло уже 28 лет с того момента, как последняя колонна военнослужащих вышла из Афганистана. Воины-интернационалисты приспособились к мирной жизни, завели семьи, трудоустроились и получили право на ряд льгот, посредством которых их повседневная жизнь за счет закона стала немного легче.

Гарантии предусмотрены во многих сферах от социальной до налоговой, и от трудовой до жилищной, не говоря уже о льготном пенсионном обеспечении и поддержке близких доблестных воинов.

Пенсионное обеспечение

Так в частности, в соответствии с п.а ч.1 служба в Афгане при расчете общего стажа для исчисления пенсии по возрасту учитывается в повышенном размере, а именно один месяц приравнивается к трем, за весь период пребывания в Афганистане. Если же воин был еще и ранен либо вследствие контузии развилась болезнь, срок лечения также включается в льготный военный стаж.

То есть, по сути, при выходе на пенсию по старости, общий стаж труда интернационалиста рассчитывается с учетом выше оговоренных норм, а не в стандартном порядке, что собственно повышает количество пенсионных баллов и дает право на более высокий размер пенсии. Если же афганцу еще и инвалидность была установлена, то ему в соответствии с ст.15 ФЗ №166 выплачивается социальная пенсия в размере 300% при 1 группе инвалидности, 250% при 2 группе и 175% при 3 группе.

Причем право на пенсионное обеспечение за воинами сохраняется независимо от продолжения трудовой деятельности, что собственно к 60 годам приводит к возникновению возможности перехода на пенсию по инвалидности уже на основании ФЗ №400, в повышенном размере благодаря льготному военному стажу и фиксированной надбавке. При этом воину-интернационалисту положена еще и доплата, рассчитываемая исходя из норм ст.45-46 Закона РФ № 4468-1, в размере 32% от социальной пенсии.

В соответствии с ч.2 ст.218 НК РФ воины-интернационалисты имеют право на ежемесячный налоговый вычет в размере 500 рублей с получаемого дохода. Если же афганцу была установлена инвалидность, в связи с выполнением военной долга, вычет будет применяться в размере 3000 рублей.

Также в порядке ст.333.36 НК РФ афганцы освобождаются от уплаты государственных пошлин при рассмотрении дел в судебном порядке, но только в том случае, если оговоренные лица выступают в качестве истцов, а не ответчиков.

При этом воины афганцы имеют право и на уменьшение налоговой базы в размере 10 тысяч рублей при оплате земельного налога в порядке ч.5 ст.391 НК РФ, и на основании ст.407 НК РФ могут воспользоваться полным освобождением от налога на один из объектов недвижимости, в частности, квартиру или жилой дом по собственному выбору.

На основании ст.16 ФЗ №5 афганцы имеют право и на следующие гарантии и льготы:

  • первоочередную установку средств связи, включающую телефон и телевидение;
  • внеочередное медицинское обслуживание, в том числе в военных госпиталях;
  • предоставление протезно-ортопедических услуг;
  • санаторно-курортное лечение;
  • набор социальных услуг, в порядке ФЗ №178;
  • ежемесячную доплату в размере 2780,74 рублей на основании ст.23.1 ФЗ №5.

Также воины-интернационалисты в соответствии с Постановлением №59-27, а также региональным законодательством могут рассчитывать на:

  • оплату коммунальных услуг в размере 50%, включая расходы по взносам за содержание общего имущества и капитальный ремонт;
  • обеспечение жильем вне очереди за счет средств федерального бюджета либо улучшение жилищных условий, при условии постановки на учет в 2005 году;
  • преимущественное право при вступлении в кооперативы и садово-огородные общества.

Положены афганцам и транспортные льготы, в частности, они, имеют право на:

  • внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта от железнодорожного до воздушного, не говоря уже о городском;
  • бесплатный проезд 1 раз в год в пределах РФ в обоих направлениях на железнодорожном транспорте;
  • бесплатный проезд на всех видах городского транспорта в порядке регионального законодательства.

Также воины-интернационалисты, ведущие трудовую деятельность, могут рассчитывать и на следующие виды гарантий:

  • использование ежегодного отпуска в любое время года по их выбору;
  • получение отпуска без сохранения оплаты до 35 дней в году также в удобное время;
  • получение профессионального образования, в том числе повышение квалификации, а также высшего образования за счет средств работодателя;
  • первоочередное право на трудоустройство;
  • квотирование рабочих мест особенно в отношении инвалидов-афганцев.

При захоронении

Так в порядке оговоренной статьи, родственники умершего афганца могут не только выбрать место захоронения, но и получить компенсацию за подготовку тела к погребению, а также его транспортировку к месту погребения не говоря уже о финансовой помощи при изготовлении и установке памятника.

Если же афганец, после возвращения из Афганистана продолжил службу в рядах армии и, по сути, являлся военнослужащим, ему при погребении положены еще и военные почести, в частности, трехкратный залп и присутствие на погребении командира, не говоря уже о поддержке родственникам в виде материальной компенсации.

Порядок получения

Естественно, для того чтобы иметь право на выше оговоренный перечень льгот, воину-интернационалисту для начала следует позаботиться о документальном подтверждении права на установленные законом преференции. В частности, афганец должен иметь удостоверение участника боевых действий, которое выдается при обращении в военкомат по месту призыва или месту проживания в соответствии с архивными данными о службе в рядах СА.

После получения удостоверения, афганец уже может обращаться за определенными льготами по месту их предоставления.

В частности, для получения социальных выплат и при назначении льготной пенсии удостоверение предоставляется в Пенсионный фонд. Соответственно для получения налоговых льгот, потребуется написать заявление в инспекцию по месту жительства.

Для получения трудовых льгот, удостоверение и его копия предоставляются по месту постоянной занятости. И для использования льготного медицинского обслуживания, а также получения лекарственных препаратов безвозмездно, не говоря уже о протезах, афганцу нужно будет закрепиться за определенным медицинским учреждением с предъявлением удостоверения.

Для получения других льгот, включающих в себя транспортные гарантии и скидку при оплате ЖКХ, афганец должен обратиться в органы социальной защиты, а также предоставить копию удостоверения в органы местного самоуправления и управляющую компанию МКД, то есть по месту постоянного проживания.

Государственная поддержка членов семьи

По сути, воины-интернационалисты приравнены к военнослужащим, учитывая их заслуги перед РФ в силу выполнения долга. Именно поэтому льготы предусмотрены не только в отношении афганцев, но и их семей в случае безвременной кончины героев.

Так в частности, в соответствии со ст.21 ФЗ №5 ряд социальных льгот предусмотрен для близких родственников умершего и членов их семьи в случае, если оговоренные лица на день смерти афганца являлись нетрудоспособными в виду юного или преклонного возраста либо нетрудоспособности.

Так, выше оговоренные категории лиц в порядке закона могут рассчитывать на:

  • пенсию по потере кормильца в повышенном размере;
  • преимущественное право при вступлении в кооперативы как жилищные, так и садоводческие;
  • улучшение жилищных условий;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • компенсацию расходов за оплату ЖКХ в размере 50%;
  • обеспечение набором социальных услуг, как на дому, так и стационарно.

При этом оговоренный перечень льгот предоставляется независимо от того, являлся ли умерший афганец собственником жилья, но только при условии не вступления в повторный брак и одинокого проживания либо содержании несовершеннолетнего ребенка героя.

Помощь общественным организациям

Указом Президента РФ №362 афганцам было дано право на образование общественных организаций для поддержки воинов-интернационалистов и оказании помощи в получении вышеперечисленного перечня услуг.

При этом общественным организациям был предоставлен и ряд льгот. В частности:

  • льготный порядок налогообложения для учреждений и организаций, находящихся в собственности объединений;
  • освобождение от экспортных пошлин;
  • освобождение от передачи РФ части валютной выручки, полученной от вывоза и реализации товара за пределами РФ.

О предоставлении некоторых видов госпомощи данной категории граждан смотрите в следующем видеосюжете:

Закон «О ветеранах» не ограничивает льготы ветеранам боевых действий только положениями указанного Закона

Итак, что мы имеем. Скоро, а для некоторых уже для солдат 40-ой общевойсковой Армии, подразделений пограничных войск и КГБ наступит время получения пенсии, а раз так не грех вспомнить о некоем государственном документе, который называется так – «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан и их семьям» от 17.01.83 г. N59-27 (Рассекречено. Письмо Управления Делами Совета Министров СССР от 27.10.88 г.). В нем в пункте первом ясно говорится: «засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии — один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране». То есть если я лично прослужил с 27.12.1979 г. по 23.11.1980 г. то у меня в Афгане полных 10 месяцев службы, то есть я могу выйти на пенсию не 8 апреля 2020 года, а за два с половиной года (30 месяцев) до наступления пенсионного возраста то бишь 8 ноября 2017 года. Согласитесь существенно.
Однако, в последнее время столичные и региональные пенсионные фонды не рвутся выписывать странную льготную пенсию наглым пятидесятилетним мужикам. И обосновывают свое решение, тем, что нынче действует новый, россиянский закон заменил собой странное Постановление даже не Государственной власти СССР, а Центрального комитета коммунистической партии (уже не раз и не два было такое сказано).

Вот разъяснение следующее из самого Федерального закона «О ветеранах» не ограничивает предоставление ветеранам прав и льгот только положениями указанного Закона:

Данный Закон в пункте 3 статьи 11 определяет, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Таким образом, при определении льгот для ветеранов следует руководствоваться не только вышеуказанным Законом, но и постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.78 г. N907 «О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны» (СП СССР, 1978 г., N27, ст.164), от 27.02.81 г. N220 «О распространении льгот, установленных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N907 для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих и партизан, на вольнонаемный состав действующей армии» (СП СССР, 1981 г. N12, ст.70), от 17.01.83 г. N59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан и их семьям» (Рассекречено. Письмо Управления Делами Совета Министров СССР от 27.10.88 г.), от 14.05.85 г. N416 «О распространении льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны, на граждан работавших в период блокады г. Ленинграда на предприятиях, в учреждениях и организациях города и награжденных медалью «За оборону Ленинграда» (СП СССР,1985 г., N16, ст.73); постановлениями Совета Министров СССР от 23.02.81 г. N209 «Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» (СП СССР, 1981, N12, ст. 71), от 30.04.90 г. N440 «О льготах гражданам, пережившим блокаду г. Ленинграда в период Великой Отечественной войны» (СП СССР, 1990, N12, ст.69), от 04.09.90 г. N892 «О предоставлении льгот некоторым категориям граждан» (СП СССР, 1990 г., N14, ст.169); постановлением Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 12.05.88 г. N621 «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни ветеранов войны и труда» (СП СССР, 1988 г., N21, ст.60).

Для справки публикуем и само Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 1983 г. N 59-27
О ЛЬГОТАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СОСТАВЕ ОГРАНИЧЕННОГО КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН, И ИХ СЕМЬЯМ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 14.03.1983 N 206-83, Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 06.05.1983 N 408-145, распоряжением Совмина СССР от 10.04.1987 N 813рс, Постановлениями Совмина СССР от 12.06.1989 N 529, от 14.02.1990 N 161, от 06.08.1990 N 780, от 04.09.1990 N 892)

Читайте так же:  Порядок заполнения декларации налога на имущество организаций

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Предоставить военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, и их семьям следующие льготы:
а) засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии — один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания — независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.
Военнослужащим, уволенным с действительной военной службы либо откомандированным из Демократической Республики Афганистан за совершение проступков, дискредитирующих звание военнослужащего, указанную льготу не предоставлять;
Подпункт «б» пункта 1 данного документа признан утратившим силу Постановлением Совмина СССР от 06.08.1990 N 780 в части освобождения от уплаты подоходного налога.
Действие льгот, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 данного документа, распространяется на военнослужащих Вооруженных Сил СССР и Комитета государственной безопасности СССР, выполнявших интернациональный долг и принимавших участие в боевых действиях в период до 1 декабря 1979 года в странах, в которых велись боевые действия, и их семьи (Постановление Совмина СССР от 30.06.1989 N 529).
б) освободить военнослужащих, признанных в установленном порядке инвалидами вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных на территории Демократической Республики Афганистан, от уплаты подоходного налога с заработной платы и предоставить им 50-процентную скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом (инвалидам I и II групп — право бесплатного проезда железнодорожным или речным транспортом);
Действие льгот, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 данного документа, распространяется на:
военнообязанных, призывавшихся на военные сборы и направлявшихся в составе воинских частей в Республику Афганистан, и их семьи (Постановление Совмина СССР от 12.06.1989 N 472);
военнослужащих Вооруженных Сил СССР и Комитета государственной безопасности СССР, выполнявших интернациональный долг и принимавших участие в боевых действиях в период до 1 декабря 1979 года в странах, в которых велись боевые действия, и их семьи (Постановление Совмина СССР от 30.06.1989 N 529);
рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Республику Афганистан в период с 1 декабря 1979 года по декабрь 1989 года (Постановление Совмина СССР от 04.09.1990 N 892).
в) предоставить военнослужащим, получившим ранения, контузии или увечья в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, 50-процентную скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом;
г) выплачивать военнослужащим, получившим в боевых действиях тяжелые ранения, контузии или увечья, единовременные пособия: лицам офицерского состава — три месячных оклада денежного содержания по должности и воинскому званию, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы — 500 рублей, военнослужащим срочной службы — 300 рублей, а получившим в боевых действиях легкие ранения, контузии или увечья, — в размере 50 процентов указанных сумм. Военнослужащих, получивших тяжелые ранения, контузии или увечья, после лечения в госпиталях направлять для прохождения лечения в санатории или дома отдыха сроком на один месяц без взимания с них платы за путевку;
Действие льгот, предусмотренных подпунктом «д» пункта 1 данного документа, распространяется с 1 января 1990 года на семьи военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, призванных на сборы военнообязанных, рабочих и служащих Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, погибших (умерших) во время выполнения задач по охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с антиобщественными проявлениями.
При этом семьям погибших (умерших) призванных на сборы военнообязанных единовременное пособие выплачивать в размерах, установленных для военнослужащих срочной службы, а семьям погибших (умерших) лиц младшего начальствующего и рядового состава органов внутренних дел — в размерах, установленных для военнослужащих сверхсрочной службы (Постановление Совмина СССР от 14.02.1990 N 161).
Подпункт «д» пункта 1 данного документа изложен с учетом изменений, внесенных Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 26.07.1984 N 812.
д) выплачивать семьям военнослужащих, умерших вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, единовременные пособия в размерах:
женам лиц офицерского состава — 1500 рублей и на каждого нетрудоспособного члена семьи, состоявшего на иждивении военнослужащего, — 1000 рублей;
женам прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы — 1000 рублей и на каждого нетрудоспособного члена семьи, состоявшего на иждивении военнослужащего, — 750 рублей;
женам военнослужащих срочной службы — 500 рублей и на каждого нетрудоспособного члена семьи, состоявшего на иждивении военнослужащего, — 500 рублей.
При этом родителям выплачивать единовременное пособие независимо от их трудоспособности и нахождения на иждивении военнослужащего;
Действие льгот, предусмотренных подпунктом «е» пункта 1 данного документа, распространяется на:
нетрудоспособных родителей, жен и детей, рабочих и служащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии и увечья, полученных при выполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан, независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, направивших в эту страну рабочих и служащих (Распоряжение Совмина СССР от 10.04.1987 N 813рс);
военнообязанных, призывавшихся на военные сборы и направлявшихся в составе воинских частей в Республику Афганистан, и их семьи (Постановление Совмина СССР от 12.06.1989 N 472);
военнослужащих Вооруженных Сил СССР и Комитета государственной безопасности СССР, выполнявших интернациональный долг и принимавших участие в боевых действиях в период до 1 декабря 1979 года в странах, в которых велись боевые действия, и их семьи (Постановление Совмина СССР от 30.06.1989 N 529).
е) назначать пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным родителям и женам военнослужащих, умерших вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, независимо от нахождения их на иждивении военнослужащих, а женам — и независимо от времени, прошедшего со дня смерти военнослужащего до достижения ими престарелого возраста или наступления инвалидности. Пенсии женам назначать по достижении 50-летнего возраста, а учащимся детям пенсии выплачивать до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 23-летнего возраста;
Действие льгот, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 данного документа, распространяется на:
военнообязанных, призывавшихся на военные сборы и направлявшихся в составе воинских частей в Республику Афганистан, и их семьи (Постановление Совмина СССР от 12.06.1989 N 472);
военнослужащих Вооруженных Сил СССР и Комитета государственной безопасности СССР, выполнявших интернациональный долг и принимавших участие в боевых действиях в период до 1 декабря 1979 года в странах, в которых велись боевые действия, и их семьи (Постановление Совмина СССР от 30.06.1989 N 529).
Подпункт «ж» пункта 1 данного документа изложен с учетом изменений, внесенных Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 26.07.1984 N 812.
ж) предоставить военнослужащим, уволенным с действительной военной службы:
право на первоочередное обеспечение жилой площадью, а признанным инвалидами I группы вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, — на обеспечение жилой площадью вне очереди;
право на внеконкурсное поступление в высшие и средние специальные учебные заведения и преимущественное право на поступление в профессионально — технические учебные заведения и на курсы для обучения соответствующим профессиям;
право на использование очередного ежегодного отпуска в удобное для них время, а также на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель в году;
преимущественное право на обеспечение по месту работы путевками в санатории, профилактории и дома отдыха, а также на прием в садоводческие товарищества (кооперативы);
право на обеспечение вне очереди бесплатно протезированием и автомобилем «Запорожец» с ручным управлением при наличии соответствующих медицинских показаний.
2. Установить, что военнослужащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, перенесшие заболевания в период пребывания на территории Демократической Республики Афганистан и признанные до истечения пяти лет по последствиям этих заболеваний инвалидами, считаются инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей воинской службы, обеспечиваются пенсиями по инвалидности по нормам, установленным для военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей воинской службы, и им предоставляются льготы, предусмотренные для этих инвалидов.
Семьи военнослужащих, умерших от указанных заболеваний либо до истечения пяти лет от последствий этих заболеваний, и семьи умерших пенсионеров из числа военнослужащих, указанных в абзаце первом настоящего пункта, получавших пенсии по инвалидности, обеспечиваются пенсиями по случаю потери кормильца по нормам, установленным для семей военнослужащих, умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей воинской службы, и им предоставляются льготы, предусмотренные для семей этих военнослужащих.
Действие льгот, предусмотренных пунктом 3 данного документа, распространяется с 1 января 1990 года на семьи военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, призванных на сборы военнообязанных, рабочих и служащих Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, погибших (умерших) во время выполнения задач по охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с антиобщественными проявлениями.
При этом семьям погибших (умерших) призванных на сборы военнообязанных единовременное пособие выплачивать в размерах, установленных для военнослужащих срочной службы, а семьям погибших (умерших) лиц младшего начальствующего и рядового состава органов внутренних дел — в размерах, установленных для военнослужащих сверхсрочной службы (Постановление Совмина СССР от 14.02.1990 N 161).
3. Выплачивать рабочим и служащим, получившим во время боевых действий на территории Демократической Республики Афганистан ранения, контузии или увечья, единовременные пособия в размерах, предусмотренных подпунктом «г» пункта 1 настоящего Постановления для прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, а семьям рабочих и служащих, погибших либо умерших вследствие ранений, контузий или увечий, полученных во время боевых действий, — единовременные пособия в размерах, предусмотренных подпунктом «д» пункта 1 настоящего Постановления для семей прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы.
4. Установить, что для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 настоящего Постановления, периоды пребывания и участия в боевых действиях военнослужащих на территории Демократической Республики Афганистан определяются Министерством обороны СССР, Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел СССР соответственно.
5. Министерству обороны, Комитету государственной безопасности СССР и Министерству внутренних дел СССР обеспечить:
предоставление установленных льгот военнослужащим, рабочим и служащим, указанным в настоящем Постановлении, и их семьям;
предоставление военнослужащим, отличившимся в боевых действиях, преимуществ в прохождении воинской службы, присвоении воинских званий, при поступлении в военно-учебные заведения;
осуществление других мероприятий по улучшению жизни и быта военнослужащих, рабочих и служащих, указанных в настоящем Постановлении, и их семей.
6. Распространить действие пунктов 1 — 5 настоящего Постановления соответственно на военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР (включая военных советников и специалистов), принимавших участие в боевых действиях, рабочих и служащих, выполнявших интернациональный долг в других странах, ведущих боевые действия, и их семьи.
7. Установить, что документом, подтверждающим право на льготы, предусмотренные подпунктом «в» и «ж» пункта 1 настоящего Постановления, является специальное свидетельство о праве на льготы. Изготовление бланков этих свидетельств обеспечивается Министерством финансов СССР.
8. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских и районных советов народных депутатов проявлять постоянное внимание к нуждам и запросам уволенных с действительной военной службы военнослужащих, выполнявших интернациональный долг в странах, ведущих боевые действия, семей погибших военнослужащих, оказывать им всемерное содействие в своевременном и полном получении льгот, предусмотренных настоящим Постановлением.
9. Поручить Министерству обороны, Комитету государственной безопасности СССР и Министерству внутренних дел СССР подготовить с участием заинтересованных организаций и в 3-месячный срок представить в Совет Министров СССР уточненный перечень решений, которые необходимо признать утратившими силу или внести в них соответствующие изменения.
10. Настоящее Постановление ввести в действие с 1 января 1983 г.