Общая информация по лицензированию

В соответствии с возложенными функциями Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России и территориальные органы безопасности осуществляют лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по следующим видам деятельности:

1. Осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (только для юридических лиц).

Лицензии предоставляются Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России и территориальными органами безопасности по месту осуществления заявителем заявленного вида деятельности.

Консультацию по вопросам, связанным с лицензированием данного вида деятельности на территории г. Москвы и Московской области можно получить по телефону: (495) 914-38-59, (495) 914-37-69, (495) 623-32-06, (495) 914-82-96, (495) 914-36-80, (495) 628-39-13.

Консультацию по вопросам, связанным с лицензированием данного вида деятельности на территории других субъектов Российской Федерации можно получить по телефонам соответствующих территориальных органов безопасности (уточнив телефон подразделения лицензирования у дежурного по территориальному органу безопасности).

2. Деятельность, связанная с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну (только для юридических лиц).

Лицензии предоставляются Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефону: (499) 149-82-85.

3. Осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (только для юридических лиц).

Лицензии (в части услуг в области защиты государственной тайны, оказываемых режимно-секретным подразделением, а также в части функционирования шифровального органа) предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а также территориальные органы безопасности по месту осуществления заявителем заявленного вида деятельности.

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефонам: (495) 628-39-13, (499) 149-82-85.

4. Деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефонам: (499) 141-15-04, 149-90-58.

5. Деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Лицензии предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (если соискатель лицензии (лицензиат) зарегистрирован на территории г. Москвы и Московской области), а также территориальные органы безопасности на территории которого, зарегистрирован соискатель лицензии (лицензиат).

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефону: (495) 628-63-79.

6. Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (только для юридических лиц).

Лицензии предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефону: (499) 149-82-85.

7. Деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.

Лицензии предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефонам: (499) 141-15-04, 149-90-58.

Лицензия ФСБ на криптографию

Лицензия ФСБ на криптографию и шифрование: назначение и особенности оформления

Лицензия оформляется при взаимодействии заявителя с средствами криптографической защиты информации (далее СКЗИ).

Средствами криптографии являются:

  • устройства шифрования, например: программные, аппаратные или программно-аппаратные, которые реализовывают алгоритмы шифрования для ограничения доступа;
  • имитозащитные: программные, аппаратные и смешанные, реализующие способы защиты от навязываемых (некорректных) данных, преобразования информации, ее фальсификации и т.д.;
  • электронная подпись;
  • утройства кодирования – где часть крипто преобразований выполняется с использованием ручных операций или с использованием компьютеров;
  • устройства изготовление ключевых документов — программные, аппаратные, програмно-аппаратные;
  • ключевые документы – электронные документы, как на бумажных носителях, так и электронные документы на любых носителях;
  • аппаратные средства для шифрования и переработки данных; — программы для ЭВМ;
  • программно-аппаратное шифровальное оборудование с предусмотренной комплектацией, данными и опцией преобразования.

А так же в последнее время Лицензия ФСБ на шифрование (криптографию) нужна для мастерских по установке тахографов и передачи карт СКЗИ по их ремонту, обслуживанию и.т.д.

Минимальный набор категорий при оформлении лицензии ФСБ на криптографию (шифрование):

  • Передача шифровальных (криптографических) средств
  • Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем
  • Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем
  • Передача средств изготовления ключевых документов

На криптографию и шифрование

Лицензия ФСБ на криптографию необходима всем организациям, работа которых связана с конфиденциальной информацией и персональными данными. Этот документ также называется лицензией ЦЛСЗ ФСБ РФ. Владелец лицензии имеет право разрабатывать, производить, распространять криптографические и шифровальные средства, информационные и телекоммуникационные системы, защищенные криптографическими средствами. Он также вправе выполнять работы по оказанию услуг в области шифрования данных, обслуживать шифровальные средства и системы.

Лицензия ФСБ на распространение шифровальных криптографических средств

Чтобы получить лицензию ФБС на распространение шифровальных криптографических средств, необходимо собрать и подготовить документы по вопросам выполнения требований к персоналу компании. Также в обязательном порядке нужно подтвердить права собственности на технологическое, испытательное и контрольно-измерительное оборудование, предоставить допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну. Компания-лицензиат должна обеспечить контролируемый доступ персонала организации к секретной информации и (или) работам со средствами шифровки. Сохранность конфиденциальной информации также должна быть гарантирована.

Лицензия ФСБ на производство шифровальных криптографических средств

Процедура получения лицензии ФСБ на производство шифровальных криптографических средств напоминает процесс получения схожей лицензии на распространение криптографии. Стадии процедуры практически идентичны друг другу. Иногда Федеральная Служба Безопасности выдает типовые лицензии, которые разрешают как производить, так и распространять объекты интеллектуальной собственности. Помимо прочего, производители-кандидаты на получение лицензии Федеральной Службы Безопасности должны собрать и подготовить документы, подтверждающие легитимность использования программного обеспечения.

Получение лицензии ФСБ

Порядок получения лицензии ФСБ на криптографию зафиксирован в Постановлении Правительства №313 от 16 апреля 2012 года, а также в Федеральном Законе №99. Группа компаний «Росразрешение» оформит лицензию с минимальным участием Ваших сотрудников в этой сложной процедуре.

Как мы работаем?

  1. Консультируем по вопросам оформления лицензии, анализируем деятельность предприятия и отмечаем все нюансы, которые могут повлиять на решение о выдаче документа.
  2. Формируем пакет документов и обоснование необходимости получения лицензии по работе со средствами криптографической защиты информации.
  3. Подготавливаем и проводим аттестацию помещения и автоматизированных рабочих мест.
  4. Решаем все вопросы от лица компании с Федеральной Службой Безопасности с момента подписания договора вплоть до выдачи бланка лицензии на руки.

Цена лицензии на криптографию ФСБ составляет от 900 000 до 1 300 000 рублей. В эту сумму входит вся работа по оформлению и успешному получению документа. Более того, каждый клиент Группы компаний «Росразрешение» получает сертификат ISO 9001 и OHSAS 18001 в качестве подарка.

Срок и территория действия лицензии

Лицензия ФСБ на шифрование действует на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях, которые принадлежат РФ и находятся за рубежом. Срок действия документа — 3 года или 5 лет со дня получения бланка лицензии.

Получение лицензии ФСБ — разовое действие или системный процесс?

Получить лицензию ФСБ на работы и услуги, выполняемые со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ), достаточно один раз. Намного сложнее не потерять ее в ходе деятельности при проверке. Чтобы подтвердить виды деятельности, квалификацию специалистов, владение определенным ПО и пр., надо хорошо знать все нюансы законодательства. Предлагаем взвесить за и против, чтобы оценить реальную необходимость в лицензии ФСБ.

Для чего нужна лицензия ФСБ России на криптографию и шифрование

Деятельность в области работ, связанных с СКЗИ и шифрованием, регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313, уточняющим 99-ФЗ в части лицензирования околокриптографических работ. Напомним, что Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечисляет виды деятельности, которые могут осуществляться лишь на основании специального разрешения, то есть лицензии.

Основные условные категории лицензиатов (организаций, которые получают лицензию):

Вид деятельности

Сложность получения лицензии

Когда актуально

Чуть ниже среднего

При необходимости расширить реализуемый спектр товаров средствами шифрования

Перепродажа, установка и обслуживание (настройка) СКЗИ

При выдаче сертификатов электронной подписи (например, для работы с электронными торговыми площадками), при установке и настройке СКЗИ или систем, неразрывно связанных со СКЗИ для клиентов, при услугах по шифрованию информации

Перепродажа, установка, обслуживание и разработка собственных систем с использованием СКЗИ

При разработке или производстве продуктов, включающих СКЗИ, либо при встраивании СКЗИ в свои продукты, при ремонте СКЗИ

На практике за лицензией ФСБ обращаются в двух случаях: после проверки контролирующего органа, чтобы деятельность не была приостановлена (обычно в предписании на устранение замечаний одним из требований как раз и является получение лицензии), либо когда компания решает расширить ассортимент товаров и/или услуг за счет лицензируемых видов деятельности, чтобы не потерять доходы или долю на рынке, а возможно и расширить круг клиентов.

Читаем документы

Федеральный закон № 99 и Постановлением Правительства РФ № 313 описывают общий вектор действий, необходимых для получения лицензии ФСБ в области криптографии. На практике действия по лицензированию в каждом регионе Российской Федерации типичны, но могут иметь свои особенности, поскольку лицензированием занимаются отдельные региональные управления ФСБ. Заявление на получение лицензии подается в то территориальное отделение ФСБ, где зарегистрирована компания.

Постановление Правительства № 313 содержит уточнения и разъяснения к основополагающему федеральному закону. Этот документ включает 14 пунктов, множество подпунктов и обилие ссылок на другие уточняющие документы. Например, в постановлении указано требование к соискателю лицензии — квалификация и стаж сотрудников, которые должны быть в штате у соискателя. Однако следует учитывать, что таких сотрудников еще нужно правильно оформить: в штат организации, на основное место работы, с записью в трудовой книжке. На них должны быть возложены определенные функции по работе со СКЗИ, и все это определенным образом должно быть зафиксировано во внутренних документах компании. В итоге подготовка документов для небольшого заявления выльется в месяцы работы, а после подачи заявления на выдачу лицензии может поступить отрицательный ответ.

Контур.Безопасность: грамотный сбор и подготовка документов для лицензирования ФСБ на шифрование

Изучаем исходные данные

Прежде чем решиться на подготовку к получению лицензии ФСБ на шифрование, разумно будет проанализировать собственные будущие финансовые и временные затраты, а именно:

1. Оценить рынок. О получении лицензии на шифрование часто задумываются, когда хотят расширить спектр услуг и товаров или чтобы не потерять клиентов, желающих в довесок к основному продукту приобретать что-то, требующее лицензии ФСБ. В данном случае желательно соотнести потенциальные доходы от услуг с объемом работы по получению лицензии и ее стоимостью. Не исключено, что выгоднее окажется на разовые работы привлекать подрядчика и отказаться от самостоятельного получения лицензии.

2. Оценить собственные кадровые возможности. Закон предъявляет ряд требований к лицензиату относительно кадров и оборудования. Возможно, придется провести ряд кадровых перестановок или найти сотрудников на рынке труда, чтобы выполнить (и выполнять все время, пока будете заниматься лицензируемыми видами деятельности!) требования по лицензированию. Может оказаться, что содержать дорогостоящего специалиста будет весьма затратно, а занять его в компании чем-то иным, кроме работы с криптосредствами, возможности не представится.

3. Оценить серьезность собственных намерений. Закон требует веского обоснования необходимости получения лицензии. Если лицензиат не занимается данным видом деятельности какое-то время, может быть поставлен вопрос об отзыве лицензии. Перед вложением средств желательно оценить поток заказов по выбранному направлению.

4. Заглянуть на три года вперед. Лицензия ФСБ выдается бессрочно, в течение первых трех лет возможны только внеплановые проверки. Первая плановая проверка может состояться лишь через три года или позднее. Проверяться будет всё: реальная квалификация специалистов, наличие оборудования и ПО, указанного в заявительных документах, своевременность актуализации истекающих со временем параметров — сертификаты, лицензии на ПО, договоры с контрагентами по аренде, охране, поставке иных услуг. По сути, проверка мало чем отличается по объему от первоначального получения лицензии.

Если вы решили, что выгода от получения лицензии ФСБ на криптографию превышает объемы затрат, необходимо обстоятельно изучить нормативную базу по данному вопросу, оценить возможность выполнения требований лицензирующего органа, прояснить непонятные моменты у компетентных лиц — и лицензироваться! Любой регулятор относится намного лояльнее к тем, кто хочет работать согласно законодательству, чем к желающим обойти закон и работать нелегально.

Никита Ярков, эксперт компании «СКБ Контур», проект Контур.Безопасность

Лицензия ФСБ (Криптография)

Цена услуги по лицензированию: от 110 000 рублей (оплата производится поэтапно на основании договора на оказание услуг). Общие расходы по услуге составляют от 200 до 350 тыс. руб. (зависит от региона и степени готовности клиента к получению лицензии).

Срок получения лицензии на криптографию: 45 рабочих дней с момента сдачи документов в лицензирующий орган.

Срок действия лицензии: бессрочно.

Дополнительные услуги (до выдачи лицензии):

Аттестация помещения компании.

Аттестация автоматизированного рабочего места.

Госпошлина: 7 500 рублей.

Органы, осуществляющие лицензирование деятельности по защите государственной тайны: Федеральная служба безопасности России.

Кому нужна лицензия на криптографию?

Если Ваша организация намерена выполнять работы, связанные с конфиденциальной информацией, персональными данными, группа компаний «ВИНСЕР» готова предоставить Вам услуги по оформлению и получению лицензии на криптографию.

Вам потребуется лицензия ЦЛСЗ ФСБ России на деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств .

Центр по лицензированию и сертификации ФСБ России и территориальные органы безопасности осуществляют лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по следующим видам

Наши услуги «Лицензия ФСБ на криптографию» включают в себя:
  • консультацию специалиста по вопросу получения лицензии и перечню документов, которые необходимо собрать.
  • юридическую экспертизу представленных Клиентом документов на соответствие лицензионным требованиям.
  • рекомендации по устранению найденных несоответствий или помощь в их устранении.
  • подготовку пакета документов, необходимых для получения лицензии (заявление, приказы, формы бланков и пр.).
  • сдачу подписанного соискателем лицензии пакета документов в лицензирующий орган.
  • получение документа, подтверждающего принятие на рассмотрение пакета документов.
  • контроль прохождения лицензионных процедур, взаимодействие с лицензирующим органом при проверке соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и выездной проверке (в случае необходимости).
  • помощь в устранении замечаний экспертов (в случае их наличия).
  • получение лицензии и передача её Клиенту.

Аттестация автоматизированного рабочего места производится и оплачивается отдельно.

В результате наших услуг Вы получите право на работу с конфиденциальной информацией .

Документы Клиента, необходимые для получения лицензии ФСБ на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств.

Документы Клиента, необходимые для получения лицензии на шифрование:

2. Копия свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице.

3. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

4. Копии документов на помещения (договор аренды и др.).

5. Копии документов об образовании работников.

6. Копии трудовых книжек работников.

7. Копии приказов о приеме на работу работников.

8. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

Что необходимо сделать для получения лицензии ФСБ на криптографию и шифрование:

1. Заключить с нами договор на получение лицензии ФСБ на криптографию.

2. Передать нам документы, необходимые для предоставления услуги.

3. Оформить доверенность на нашего сотрудника, ответственного за получение лицензии ФСБ на криптографию.

Преимущества получения лицензии ФСБ на криптографию в группе компаний VINSER:

1. Консультированием и подготовкой пакета документов занимается штат юристов, имеющих большой опыт и специализацию в предметной области, отлично разбирающийся в тонкостях и деталях вопроса.

2. Мы помогаем подготовить документы, необходимые для получения лицензии, которые самостоятельно сделать довольно сложно.

3. Вы экономите время и деньги быстро, без потери нервов получая необходимую лицензию.

Последствия осуществления деятельности без лицензии ФСБ на криптографию:

За осуществление деятельности без необходимой лицензии законом предусмотрена как гражданско-правовая, так и административная (а в некоторых случаях и уголовная) ответственность.

Читайте так же:  Как анулируется договор
Правовая база лицензирования криптографии:

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»

Лицензирование криптографии — это работа для опытных специалистов!

Законодательство:

  • Криптография
  • Законы по криптографии и защите конфиденциальной информации
  • Закон о тахографах
  • Что нужно знать для получения лицензии на криптографию
  • Лицензия на криптографию ФСБ

Закажите бесплатную консультацию:

Подробная информация

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2002 г. N 691

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С ШИФРОВАЛЬНЫМИ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИМИ) СРЕДСТВАМИ

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые
Положение о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств;
Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации;
Положение о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.
2. Установить, что лицензии на осуществление деятельности в области защиты информации с использованием шифровальных (криптографических) средств, выданные до принятия настоящего Постановления, действуют в отношении видов деятельности, перечисленных в пункте 1 настоящего Постановления, в течение указанного в них срока.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, включая их продажу и передачу.

2. К шифровальным (криптографическим) средствам относятся:
а) средства шифрования — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации при передаче по каналам связи и (или) для защиты информации от несанкционированного доступа при ее обработке и хранении;
б) средства имитозащиты — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации;
в) средства электронной цифровой подписи — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, обеспечивающие на основе криптографических преобразований реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи, создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи;
г) средства кодирования — средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации с выполнением части преобразования путем ручных операций или с использованием автоматизированных средств на основе таких операций;
д) средства изготовления ключевых документов (независимо от вида носителя ключевой информации);
е) ключевые документы (независимо от вида носителя ключевой информации).

3. Настоящее Положение не распространяется на деятельность по распространению:
а) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами доступных для продажи без ограничений посредством розничной торговли, либо сделок по почтовым запросам, либо электронных сделок, либо сделок по телефонным заказам программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной, в том числе для проверки;
б) персональных кредитных карточек со встроенной микроЭВМ, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
в) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (типа радиотелефонов, предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;
г) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;
д) специально разработанных и применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
е) специально разработанных и применяемых только в составе контрольно — кассовых машин шифровальных (криптографических) средств защиты фискальной памяти;
ж) шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 40 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит.

4. Лицензирование деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств осуществляется Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).

5. Лицензионными требованиями и условиями при распространении шифровальных (криптографических) средств являются:
а) выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и соблюдение государственных стандартов, относящихся к лицензируемой деятельности;
б) выполнение нормативных документов лицензирующего органа, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности, зарегистрированных в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации, и методических документов по лицензируемой деятельности, издаваемых лицензирующим органом в пределах своей компетенции;
в) представление в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности (с предоставлением по запросу технической документации и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств, которые не имеют сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации);
г) ввоз на территорию Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, шифровальных (криптографических) средств иностранного производства, которые предполагается распространять в Российской Федерации;
д) представление в лицензирующий орган по его запросу образцов шифровальных (криптографических) средств иностранного производства, которые предполагается распространять в Российской Федерации, и документации, определяющей их состав, характеристики и условия эксплуатации (с официальным переводом ее на русский язык);
е) наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании сооружений, помещений, технологического, испытательного, контрольно — измерительного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с установленными технологическими требованиями;
ж) соответствие указанных помещений требованиям, предъявляемым к такого рода помещениям технической документацией на находящееся в них оборудование;
з) обслуживание указанного оборудования в соответствии с регламентом, предусмотренным эксплуатационной документацией;
и) проведение своевременной поверки технологического, испытательного и контрольно — измерительного оборудования, используемого при осуществлении лицензируемой деятельности;
к) использование программ для электронно — вычислительных машин или баз данных третьими лицами (пользователями) на основании договора с правообладателем;
л) наличие системы поэкземплярного учета шифровальных (криптографических) средств и документации к ним;
м) установление порядка доступа лиц к конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности, и обеспечение контролируемого допуска персонала лицензиата к работам, связанным с такой информацией;
н) обеспечение безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности;
о) применение средств обработки информации, аттестованных в соответствии с требованиями по защите информации;
п) наличие охраны и (или) специального оборудования, а также распорядка работ, исключающих неконтролируемый доступ к шифровальным (криптографическим) средствам;
р) хранение шифровальных (криптографических) средств, их отдельных узлов и блоков, дистрибутивов программных и программно — аппаратных шифровальных (криптографических) средств, инсталляционных дискет, нормативной, эксплуатационной и ключевой документации к ним в хранилищах (металлических шкафах, сейфах), оборудованных внутренними замками;
с) обеспечение условий, исключающих возможность неконтролируемого доступа к шифровальным (криптографическим) средствам при их транспортировке, их физического повреждения и внешнего воздействия на носители ключевой информации;
т) наличие следующего квалифицированного персонала: руководитель и (или) лицо, уполномоченное им руководить работами по лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку в области информационной безопасности, а также стаж работы в этой области не менее 2 лет;
инженерно — технический персонал, имеющий высшее профессиональное образование или прошедший переподготовку (повышение квалификации) в области информационной безопасности с получением специализации, соответствующей виду шифровальных
(криптографических) средств.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
лицензируемой деятельности;
наименования, организационно — правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии, подписанные руководителем (лицом, его замещающим) и заверенные печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

7. Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

9. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии соответствующее уведомление (в случае отказа в предоставлении лицензии — с указанием причин отказа).

10. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных сведений и проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

11. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

12. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) сведения о лицензиате:
наименование, организационно — правовая форма, место нахождения — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
в) код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
г) лицензируемая деятельность;
д) срок действия лицензии;
е) номер лицензии;
ж) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
з) дата предоставления лицензии;
и) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
к) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
л) основание и срок продления лицензии;
м) основание и дата аннулирования лицензии.

13. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии

14. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в результате действия (бездействия) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

15. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензирующего органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

16. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ШИФРОВАЛЬНЫХ
(КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств.

2. К шифровальным (криптографическим) средствам относятся:
а) средства шифрования — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации при передаче по каналам связи и (или) для защиты информации от несанкционированного доступа при ее обработке и хранении;
б) средства имитозащиты — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации;
в) средства электронной цифровой подписи — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, обеспечивающие на основе криптографических преобразований реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи, создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи;
г) средства кодирования — средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации с выполнением части преобразования путем ручных операций или с использованием автоматизированных средств на основе таких операций;
д) средства для изготовления ключевых документов (независимо от вида носителя ключевой информации);
е) ключевые документы (независимо от вида носителя ключевой информации).

3. Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств включает в себя:
а) монтаж, установку, наладку шифровальных (криптографических) средств;
б) ремонт, сервисное обслуживание шифровальных (криптографических) средств;
в) утилизацию и уничтожение шифровальных (криптографических) средств;
г) работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд).

4. Настоящее Положение не распространяется на деятельность по техническому обслуживанию:
а) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами доступных для продажи без ограничений посредством розничной торговли, либо сделок по почтовым запросам, либо электронных сделок, либо сделок по телефонным заказам программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной, в том числе для проверки;
б) персональных кредитных карточек со встроенными микроЭВМ, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
в) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (типа радиотелефонов, предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;
г) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;
д) специально разработанных и применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
е) специально разработанных и применяемых только в составе контрольно — кассовых машин шифровальных (криптографических) средств защиты фискальной памяти;
ж) шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 40 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит.

Читайте так же:  Документы на возврат налога за медицинские услуги

5. Лицензирование деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств осуществляется Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).

6. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств являются:
а) выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и соблюдение государственных стандартов, относящихся к лицензируемой деятельности;
б) выполнение нормативных документов лицензирующего органа, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности, зарегистрированных в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации, и методических документов, касающихся лицензируемой деятельности, издаваемых лицензирующим органом в пределах своей компетенции;
в) представление в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности (с предоставлением по запросу технической документации и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств, которые не имеют сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации);
г) использование шифровальных (криптографических) средств иностранного производства при условии, что эти средства были ввезены на территорию Российской Федерации и распространялись в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
д) наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании сооружений, помещений, технологического, испытательного, контрольно — измерительного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с установленными технологическими требованиями;
е) соответствие указанных помещений требованиям, предъявляемым к такого рода помещениям технической документацией на находящееся в них оборудование;
ж) обслуживание указанного оборудования в соответствии с регламентом, предусмотренным эксплуатационной документацией;
з) проведение своевременной поверки технологического, испытательного и контрольно — измерительного оборудования, используемого при осуществлении лицензируемой деятельности;
и) использование программ для электронно — вычислительных машин и баз данных третьими лицами (пользователями) на основании договора с правообладателем;
к) наличие системы поэкземплярного учета шифровальных (криптографических) средств и документации к ним;
л) установление порядка доступа лиц к конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности, и обеспечение контролируемого допуска персонала лицензиата к работам, связанным с этой информацией;
м) обеспечение безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности;
н) применение средств обработки информации, аттестованных в соответствии с требованиями по защите информации;
о) наличие охраны и (или) специального оборудования, а также распорядка работ, исключающих неконтролируемый доступ к шифровальным (криптографическим) средствам;
п) хранение шифровальных (криптографических) средств, их отдельных узлов и блоков, дистрибутивов программных и программно — аппаратных шифровальных (криптографических) средств, инсталляционных дискет, нормативной, эксплуатационной и ключевой документации к ним в хранилищах (металлических шкафах, сейфах), оборудованных внутренними замками;
р) наличие следующего квалифицированного персонала:
руководитель и (или) лицо, уполномоченное им руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку в области информационной безопасности, а также стаж работы в этой области не менее 5 лет;
инженерно — технический персонал, имеющий высшее профессиональное образование или прошедший переподготовку (повышение квалификации) в области информационной безопасности с получением специализации, соответствующей виду шифровальных (криптографических) средств.

7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
лицензируемой деятельности;
наименования, организационно — правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии, подписанные руководителем (лицом, его замещающим) и заверенные печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

8. Документы принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

10. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

11. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных соискателем лицензии документов и проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

12. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

13. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) сведения о лицензиате:
наименование, организационно — правовая форма, место нахождения — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
в) код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
г) лицензируемая деятельность;
д) срок действия лицензии;
е) номер лицензии;
ж) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
з) дата предоставления лицензии;
и) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
к) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
л) основание и срок продления лицензии;
м) основание и дата аннулирования лицензии.

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр лицензий не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

16. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензирующего органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

17. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии и взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ В ОБЛАСТИ
ШИФРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования предоставления услуг в области шифрования информации.

2. К шифровальным (криптографическим) средствам относятся:
а) средства шифрования — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации при передаче по каналам связи и (или) для защиты информации от несанкционированного доступа при ее обработке и хранении;
б) средства имитозащиты — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации;

3. Деятельность по предоставлению услуг в области шифрования информации включает в себя:
а) шифрование информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц;
б) имитозащиту информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц;
в) предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну;
г) обеспечение пользователей системы электронного документооборота ключевой информацией (включая ее формирование и распределение) независимо от вида носителя ключевой информации, предназначенной для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

4. Настоящее Положение не распространяется на предоставление услуг в области шифрования информации с использованием:
а) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами доступных для продажи без ограничений посредством розничной торговли, либо сделок по почтовым запросам, либо электронных сделок, либо сделок по телефонным заказам программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной, в том числе для проверки;
б) персональных кредитных карточек со встроенными микроЭВМ, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
в) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (типа радиотелефонов, предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;
г) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;
д) специально разработанных и применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
е) специально разработанных и применяемых только в составе контрольно — кассовых машин шифровальных (криптографических) средств защиты фискальной памяти;
ж) шифровальных (криптографических) средств (независимо от их назначения), реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 40 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на вычислении дискретных логарифмов в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит.

5. Лицензирование предоставления услуг в области шифрования информации осуществляется Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).

6. Лицензионными требованиями и условиями при предоставлении услуг в области шифрования информации являются:
а) выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и соблюдение государственных стандартов, относящихся к лицензируемой деятельности;
б) выполнение нормативных документов лицензирующего органа, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности, зарегистрированных в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации, и методических документов по лицензируемой деятельности, издаваемых лицензирующим органом в пределах своей компетенции;
в) представление в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности (с предоставлением по запросу технической документации и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств, которые не имеют сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации);
г) использование шифровальных (криптографических) средств иностранного производства при условии, что эти средства были ввезены на территорию Российской Федерации и распространялись в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
д) наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании сооружений, помещений, технологического, испытательного, контрольно — измерительного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с установленными технологическими требованиями;
е) соответствие указанных помещений требованиям, предъявляемым к такого рода помещениям технической документацией на находящееся в них оборудование;
ж) обслуживание указанного оборудования в соответствии с регламентом, предусмотренным эксплуатационной документацией;
з) проведение своевременной поверки технологического, испытательного и контрольно — измерительного оборудования, используемого при осуществлении лицензируемой деятельности;
и) использование программ для электронно — вычислительных машин или баз данных третьими лицами (пользователями), на основании договора с правообладателем;
к) наличие системы поэкземплярного учета шифровальных (криптографических) средств и документации к ним;
л) установление порядка доступа лиц к конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности, и обеспечение контролируемого допуска персонала лицензиата к работам, связанным с этой информацией;
м) обеспечение безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности;
н) применение средств обработки информации, аттестованных в соответствии с требованиями по защите информации;
о) наличие охраны и (или) специального оборудования, а также распорядка работ, исключающих неконтролируемый доступ к шифровальным (криптографическим) средствам;
п) осуществление учета и хранения носителей ключевой информации и инсталляционных дискет, содержащих программы шифрования, специально выделенными должностными лицами, которые непосредственно работают с ними и несут персональную ответственность за сохранность носителей ключевой информации и инсталляционных дискет, содержащих программы шифрования;
р) ведение учета изготовленной для пользователей ключевой информации, регистрация выдачи ключевых документов, их возврата и уничтожения в выделенных для этих целей журналах;
с) хранение шифровальных (криптографических) средств, их отдельных узлов и блоков, дистрибутивов программных и программно — аппаратных шифровальных (криптографических) средств, инсталляционных дискет, нормативной, эксплуатационной и ключевой документации к ним в хранилищах (металлических шкафах, сейфах), оборудованных внутренними замками;
т) обеспечение раздельного безопасного хранения рабочих и резервных носителей ключевой информации, предназначенных для использования в случае компрометации рабочей ключевой информации; обеспечение условий, исключающих непреднамеренное уничтожение или иное не предусмотренное нормативной и эксплуатационной документацией на шифровальные (криптографические) средства применение носителей ключевой информации и инсталляционных дискет, содержащих программы шифрования, в случае их хранения в одном хранилище с другими документами;
у) обеспечение уничтожения исходно
й ключевой информации путем физического уничтожения носителя ключевой информации, на котором она расположена, или путем стирания (разрушения) исходной ключевой информации без повреждения носителя (для обеспечения возможности его многократного использования) в соответствии с эксплуатационной и технической документацией к соответствующим шифровальным (криптографическим) средствам, а также указаниями организации, производившей запись исходной ключевой информации;
ф) обеспечение условий, исключающих возможность неконтролируемого доступа к шифровальным (криптографическим) средствам при их транспортировке, а также возможность их физического повреждения и внешнего воздействия на носители ключевой информации;
х) обеспечение сохранности, целости и работоспособности шифровальных (криптографических) средств, работающего совместно с шифровальными (криптографическими) средствами оборудования, а также используемого программного обеспечения;
ц) наличие следующего квалифицированного персонала:
руководитель и (или) лицо, уполномоченное им руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку в области информационной безопасности, а также стаж работы в этой области не менее 5 лет;
инженерно — технический персонал, имеющий высшее профессиональное образование или прошедший переподготовку (повышение квалификации) в области информационной безопасности с получением специализации, соответствующей виду шифровальных (криптографических) средств.

Читайте так же:  Письмо на взаимозачет товара

7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
лицензируемой деятельности;
наименования, организационно — правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии, подписанные руководителем (лицом, его замещающим) и заверенные печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

8. Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

10. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

11. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных соискателем лицензии документов и проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

12. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

13. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) сведения о лицензиате:
наименование, организационно — правовая форма, место нахождения — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
в) код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
г) лицензируемая деятельность;

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр лицензий не позднее 3 дней после подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

16. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензирующего органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

17. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА
ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ, ЗАЩИЩЕННЫХ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ)
СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.

2. К шифровальным (криптографическим) средствам относятся:
а) средства шифрования — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации при передаче по каналам связи и (или) для защиты информации от несанкционированного доступа при ее обработке и хранении;
б) средства имитозащиты — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации;
в) средства электронной цифровой подписи — аппаратные, программные и аппаратно — программные средства, обеспечивающие на основе криптографических преобразований реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи, создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи;
г) средства кодирования — средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации с выполнением части преобразования путем ручных операций или с использованием автоматизированных средств на основе таких операций;
д) средства изготовления ключевых документов (независимо от вида носителя ключевой информации);
е) ключевые документы (независимо от вида носителя ключевой информации).

3. Лицензируемая деятельность включает в себя:
а) разработку шифровальных (криптографических) средств, указанных в пункте 2 настоящего Положения;
б) разработку защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
в) разработку защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
г) производство шифровальных (криптографических) средств, указанных в пункте 2 настоящего Положения;
д) изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.

4. Настоящее Положение не распространяется на разработку и производство:
а) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (в том числе предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;
б) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;
в) применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
г) шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 40 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит.

5. Лицензирование разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, осуществляется Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).

6. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, являются:
а) выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и соблюдение государственных стандартов, относящихся к лицензируемой деятельности;
б) выполнение нормативных документов лицензирующего органа, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности, зарегистрированных в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации, и методических документов по лицензируемой деятельности, издаваемых лицензирующим органом в пределах своей компетенции;
в) наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании сооружений, помещений, технологического, испытательного, контрольно — измерительного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с установленными требованиями;
г) соответствие указанных помещений требованиям, предъявляемым к такого рода помещениям технической документацией на находящееся в них оборудование;
д) обслуживание указанного оборудования в соответствии с регламентом, предусмотренным эксплуатационной документацией;
е) проведение своевременной поверки технологического, испытательного и контрольно — измерительного оборудования, используемого при осуществлении лицензируемой деятельности;
ж) использование программ для электронно — вычислительных машин и баз данных третьими лицами (пользователями) на основании договора с правообладателем;
з) использование при осуществлении лицензируемой деятельности криптографических алгоритмов, утвержденных в качестве государственных стандартов или определенных утвержденными Правительством Российской Федерации по представлению Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации перечнями;
и) наличие системы поэкземплярного учета шифровальных (криптографических) средств и документации к ним;
к) установление порядка доступа лиц к конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности, и обеспечение контролируемого допуска персонала лицензиата к работам, связанным с такой информацией;
л) обеспечение безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи конфиденциальной информации, связанной с осуществлением лицензируемой деятельности;
м) применение средств обработки информации, аттестованных в соответствии с требованиями по защите информации;
н) оборудование средствами контроля вскрытия аппаратных и программно — аппаратных шифровальных (криптографических) средств, а также системных блоков электронно — вычислительных машин с инсталлированными шифровальными (криптографическими) средствами;
о) наличие охраны и (или) специального оборудования, а также распорядка работ, исключающих неконтролируемый доступ к шифровальным (криптографическим) средствам;
п) хранение шифровальных (криптографических) средств, их отдельных узлов и блоков, дистрибутивов программных и программно — аппаратных шифровальных (криптографических) средств, инсталляционных дискет, нормативной, эксплуатационной и ключевой документации к ним в хранилищах (металлических шкафах, сейфах), оборудованных внутренними замками;
р) наличие следующего квалифицированного персонала:
руководитель и (или) лицо, уполномоченное им руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку в области информационной безопасности, а также стаж работы в этой области не менее 5 лет;
инженерно — технический персонал, имеющий высшее профессиональное образование или прошедший переподготовку (повышение квалификации) в области информационной безопасности с получением специализации, соответствующей виду шифровальных (криптографических) средств.

7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
лицензируемой деятельности;
наименования, организационно — правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии, подписанные руководителем (лицом, его замещающим) и заверенные печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

8. Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

10. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии соответствующее уведомление (в случае отказа в предоставлении лицензии — с указанием причин отказа).

11. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных сведений и соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

12. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

13. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) сведения о лицензиате:
наименование, организационно — правовая форма, место нахождения — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
в) код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
г) лицензируемая деятельность;
д) срок действия лицензии;
е) номер лицензии;
ж) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
з) дата предоставления лицензии;
и) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
к) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
л) основание и срок продления лицензии;
м) основание и дата аннулирования лицензии.

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации по лицензируемой деятельности, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

16. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензионного органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

17. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».