Методика психолого-педагогической экспертизы

Мы оцениваем игрушку по трем параметрам:

  • Этико-эстетические характеристики и привлекательность
  • Развивающий потенциал игрового действия
  • Операционально-технические характеристики

Главная функция игрушек заключается в
активизации адекватной возрасту деятельности ребёнка.

Этико-эстетические характеристики

Игровые материалы, не отвечающие этико-эстетическим требованиям (игрушки с порнографическими, агрессивными и другими запрещенными для детей моментами) не рассматриваются по другим параметрам и не проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Нейтральные по содержанию игрушки или несущие особые этические и эстетические ценности, например, бережное отношение к людям, животным и предметам, допускаются для дальнейшей экспертизы.

Оценка привлекательности включает первичную (внешнюю) привлекательность и привлекательность игрового действия с игрушкой.

Первичная привлекательность связана с обликом и другими внешними качествами игрушки: красочностью, звучанием, выразительностью и узнаваемостью образа, популярностью в детской субкультуре.

Привлекательность игрового действия предполагает, что ребенок достаточно продолжительное время самостоятельно инициирует игру с игрушкой.

Операционально-технические характеристики

Реализация игрового действия обеспечивается операциональными характеристиками игрушки: качеством материала, качеством исполнения и возрастными операциональными возможностями.

Качество материала – показатель, который обычно отражен в санитарно-гигиеническом сертификате, прилагаемом к игрушке. В случае отсутсвия сертификата или очевидно плохого качества материала (ломкая пластмасса, маслянистый налет и т.п.), игрушка не рассматривается по другим параметрам.

Качество исполнения – это обработка материала, способ соединения элементов, особенности движения деталей и т.п. Этот показатель чаще всего в полной мере определяется в процессе детской игры. Например, способ крепления ног у куклы такой, что ее невозможно посадить или плохо приклеенные бумажные картинки отклеиваются и рвутся, поэтому игра становится невозможной. В случае, если качество исполнения препятствует игре ребенка, игрушка не рассматривается по другим параметрам.

Возрастные операциональные возможности

связаны со способностью ребенка самостоятельно управляться с игрушкой. Такие показатели, как прочность игрушки, размер, вес и пр. рассматриваются как условия, обеспечивающие возможность самостоятельного игрового действия. Например, шнуровка на одежде или обуви куклы затрудняет игру ребенка раннего возраста (период от 1 до 3-х лет), необходимость разбираться в написанных инструкциях – игру-конструирование ребенка дошкольного возраста и т.п.

Операциональные характеристики, не соответствующие возможностям возраста, на который ориентирован развивающий потенциал, являются препятствием для игры. Такая игрушка может получить рекомендацию по доработке.

Игрушка с операциональными возможностями, требующими помощи взрослого на каком-то этапе игры или предполагающими самостоятельную игру ребенка, допускается для дальнейшей экспертизы.

Развивающий потенциал игрового действия

Развивающий эффект игрушки определяется вариативностью игрового действия, его связью с потребностями и возможностями возраста.

Качества игрушки задают характер игры, «подсказывают» направление и возможные варианты игры, т.е. ориентируют ребенка на определенные действия. Ориентиры, заложенные в игрушке, могут быть более или менее открытыми: могут довольно жестко направлять игру, а могут оставлять простор детской самостоятельности. Например, традиционная простая пирамидка предполагает только один способ сборки. В отличие от нее многие современные пирамидки оставляют возможность собирать их по-разному, благодаря форме деталей (дуги вместо колец, наличие нескольких отверстий и т.п.).

Игровые действия, которые можно осуществлять с игрушкой определяют возраст (возрастной диапазон), в котором она может иметь максимальное развивающее значение. Например, кукла, как заместитель человека (партнера по игре) всегда отражает опыт играющего. Поэтому Барби для ребенка раннего возраста (период от 1 года до 3-х лет) слишком сложна : она несет в себе слишком широкий и еще недоступный малышу социальный контекст, который останется невостребованным. Для этого возраста подойдут куклы, с которыми возможно реализовать действия, понятные ребенку – укачивание на руках, кормление с ложечки, наказание за провинности и т.д. (например, пупсы).

Игровые действия, заложенные в игрушке не должны противоречить друг другу. Так, встречаются игры с правилами, ориентированные на дошкольников, но построенные на материале для младших школьников (чтение, счет и т.д.). В результате такие игры не подходят ни тем, ни другим.

Игровые материалы, предполагающие только стереотипные, однообразные действия или ориентирующие на противоречивые игровые действия не проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Игрушки, открывающие широкие возможности для разнообразных игровых действий и отвечающие потребностям и возможностям определенного возраста оцениваются высоко и, при условии положительной оценки по другим параметрам, проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Требования к разным видам игрушек

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для познавательно-исследовательской деятельности является возможность изменять условия и наблюдать результат:

  • В игрушках для манипулирования такая возможность обеспечивается адекватными операционально-техническими характеристиками и достаточным разнообразием сенсомоторных впечатлений.Например, фигурную погремушку можно взять по-разному, что вынуждает ребенка подстраивать руку под ее форму. Звучащий шарик будет звучать не так звонко, если его зажать в ладони; звучать иначе – если покатить. Погремушка из шарообразных деталей позволяет катать ее по необычной траектории.
  • Игрушки для предметной деятельности должны обеспечивать разнообразие проб, позволяющих исследовать признаки предметов (форма, цвет, размер и расположение в пространстве) и их культурный смысл. Например, мисочки с фигурной каемкой надонышке позволяют не только вкладывать их одна в другую, но и строить из них устойчивые пирамидки. Каталка, которая состоит из отдельных деталей-вагончиков и мягких игрушечных животных, позволяет разъединять все детали и играть с ними отдельно.
  • Игрушки и наборы для экспериментирования должны давать базовые представления о скрытых свойствах, закономерностях нашего мира, и стимулировать интерес к их изучению. Например, для ребенка неочевиден механизм, благодаря которому игрушечный бычок «сам» спускается по дощечке. Первые представления о связи веса и скорости ребенок может получить, играя с кугельбаном.

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для сюжетной игры является возможность присваивать им новые значения и наполнять их своим смыслом.

Разницы в требованиях кразвивающему потенциалу игрушек для ролевой и режиссерской игр нет, в обоих случаях важно:

  • Образы и устройство сюжетных игрушек должны быть достаточно условными, схематичными. Например, кукла с нейтральным выражением лица позволяет приписывать ей различное настроение. Игрушечный телефон, в котором отсутствуют звучащий и световой эффекты, дает возможность представлять все эти эффекты самому.
  • В наборах для сюжетных игр не должно быть чрезмерного количества предметов (одежды, всевозможной посуды, предметов интерьера и т.д.): нехватка предметов провоцирует их поиск и стимулирует замещение, т.е. использование одних предметов взамен других.

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игр с правилами является четкая система правил:

  • Должны быть однозначно прописаны начало игры, очередность хода, игровые действия, конец игры, критерий выигрыша. Игра с правилом, которая не допускает вариативных трактовок, понятна на всех этапах игры, создает наилучшие условия для следования правилу и стремлению к честному выигрышу.

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для продуктивной деятельности является возможность преобразовывать материал в готовый продукт:

  • Материалы для продуктивной деятельности должны допускать создание вариативных поделок или возможность использовать созданный продукт в другой деятельности (игре, экспериментировании, обучении). Например, из конструктора можно сделать любые постройки. Мозаика позволяет создавать не только узоры, но и предметные, и сюжетные изображения. Если из конструктора можно сделать только одну конкретную вещь, например, машинку, то такая машинка должна подходить для игры.

Центр Игры и игрушки

Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ существует с 2004 года.

Основная деятельность Центра — проведение психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр, литературы, видео и медиа продукции для детей.

Цели работы:

  • Возрождение ценности детской игры
  • Повышение качества современных игрушек
  • Просвещение участников образовательного процесса и рынка игрушек в области детской психологии.
  • Создание системы психолого-педагогической экспертизы игрушек в Москве.

Специалистами Центра разработаны концепция и уникальная технология психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек для детей. Выработаны критерии, в соответствии с которыми каждая игрушка проходит проверку, а по ее результатам игрушке может быть присвоен Знак качества В«Детские психологи рекомендуютВ».

Экспертиза уже показала себя на практике – на отечественном рынке представлены производители, чьи игрушки отмечены Знаком качества «Детские психологи рекомендуют».

Читайте так же:  Оформить дарственную на квартиру ярославль

Сотрудниками Центра ведется большая просветительская работа – интервью и статьи в журналах для родителей, участие в теле и радио передачах, а также сайт в интернете.

В настоящее время готовится к запуску новый проект «Детская». Это будет самостоятельный интернет-проект, посвященный выбору игрушек и обустройству детских комнат в разных возрастах.

Создан фильм «Я выбираю игрушки», а также каталог «Лучшие игрушки».

Эксперты Центра регулярно принимают участие в конференциях и выставках посвященных теме психологической безопасности игрушки.

Так в 2007 году были инициированы слушания в Московской городской думе по необходимости введения психолого-педагогической экспертизы в Москве. Дума поддержала данную инициативу и рекомендовала Московскому департаменту образования создать московский центр экспертизы игрушек.

С июля 2008 года Центр официально приобрел статус городского Центра.

Партнеры Центра:

  • Международная ассоциация игры и игрушки (ITRA).
  • Общественная организация экспертизы игрушки SPIELGUT (Ульм, Германия).
  • Центр исследования игрушки SITREC (Стокгольм, Швеция).

Центр игры и игрушки занимается научной деятельностью. Под руководством специалистов проводятся исследования по проблемам детской игры и детского развития.

Существует Специальный Курс повышения квалификации В«Игра и игрушкаВ», ориентированный на педагогов и психологов.

При Центре существует Музей игрушек, где представлены современные игрушки, часть из которых прошли экспертизу, а также есть небольшой исторический раздел.

Психолого педагогическая экспертиза игрушки

Публикации Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек

«Игра — высший уровень развития дошкольника»

Игрушка, оказавшаяся в руках ребенка определяет характер и содержание детской игры.

Понимая все это, неравнодушные педагоги, психологи, производители, авторы-разработчики объединились и создали Межрегиональную общественную организацию «Объединение независимых экспертов, игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей».

Основной целью Объединения является:

Одной из основных задач, которую решает Объединение экспертов, является: определение качества продукции для детей на основании различных видов экспертизы.

Порядок проведения экспертизы.

Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек.

Анализируя отечественный рынок игрушек можно выделить три злободневные проблемы с точки зрения психолого-педагогической экспертизы:

Всем нам необходимо понимать, что любая игрушка развивает. Вопрос — «что она развивает»? Агрессию, страх, неврозы или положительные эмоции, а может интеллектуальные и познавательные способности ребенка и т.д.

Немецкий философ и психолог Эрих Фром много писал о том, что ребенок в игре моделирует и творит свою взрослую жизнь, в игре творит самого себя.

Задумайтесь, какой будет взрослая жизнь ребенка играющего «классической бензопилой маньяка», вампирами, монстрами и т.п.

Вот и получается, что из Фрейдовской игрушки, которая лечит, она превращается в игрушку, которая калечит.

Сегодня возможности игрушки велики. Ее применяют:

Момент необходимости объединения всех: и тех, кто разрабатывает, производит, поставляет, продает игры и игрушки, и тех, кто воспитывает детей, кто приобретает и дает в руки их детям — настал. От нас сегодня зависит, в какие игры и игрушки играют наши дети. Следовательно, и то, каким станет наше общество через 10-15 лет.

Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек (про­ект) (приложение 2)

Главная > Методические указания

министерство образования российской федерации

от 17 мая 1995 года № 61/19-12

О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ

к ИГРАМ И ИГРУШКАМ в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия и защиту от негативных воздействий.

Положение усугублено ослаблением деятельности региональных комиссий по игрушке при территориальных органах управления образованием. В целях развития личности и за­щиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Ху­дожественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психоло­го-педагогической экспертизе игр и игрушек, включающий:

Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек (проект) (приложение 1).

Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек (про­ект) (приложение 2).

Проекты документов обсуждены на семинаре-совещании 25 марта 1995 года с работниками до­школьного образования, представителями науки, сфер производства и реализации игр и игрушек.

Исходя из вышеизложенного, Министерство образования Российской Федерации реко­мендует:

1. Региональным органам образования: ^

совместно со структурными подразделениями Санэпиднадзора и Госстандарта проана-

лизировать состояние производства и насыщения рынка отечественными и зарубежными О играми и игрушками в регионах; у

ознакомить специалистов дошкольного образования, руководителей предприятий и организаций по выпуску и реализации игр и игрушек с проектами документов по психоло­го-педагогической экспертизе игр и игрушек;

активизировать работу региональных комиссий по игрушке;

ввести практику консультирования с Художественно-техническим советом по игрушке Министерства образования РФ для ознакомления с экспозициями современных образцов игр и игрушек и получения консультаций специалистов.

2. Региональным органам управления образованием совместно с комиссиями по иг-
рушке:

— развернуть работу педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению родителей с требованиями, предъявляемыми к играм и игрушкам; прове­дению консультаций для родителей по отбору и использованию игр и игрушек в семье на ос­нове Методических указаний (приложение 3);

предусмотреть с этой целью в планах курсов повышения квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений тематику по психолого-педагогической ценности игр и игрушек;

знакомить через средства массовой информации население региона с работой террито­риальных комиссий по игрушке, рекомендовать обращаться в комиссию за консультацией по отбору и использованию игр и игрушек;

направить предложения и замечания по доработке проектов документов в Министерст­во образования Российской Федерации до 1 сентября 1995 года.

Заместитель министра, А. Асмолов

Приложение 1 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 (проект)

психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек

Настоящий Порядок устанавливает процедуру и критерии проведения психолого-педа­гогической экспертизы детских игр и игрушек (далее — игрушки) с целью разрешения их производства, импорта и реализации в Российской Федерации.

Настоящий Порядок предназначен для использования Художественно-техническим советом по игрушке при Министерстве образования Российской Федерации (далее — ХТС по игрушке) и комиссиями по игрушке территориальных органов образования в составе ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — комиссии по иг­рушке) и распространяется на всех хозяйствующих субъектов, занимающихся производст­вом, импортом и реализацией игрушек.

Психолого-педагогическую экспертизу игрушек осуществляют ХТС по игрушке и комис­сии по игрушке с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов, социоло­гов, художников, искусствоведов, работников здравоохранения, промышленности и торговли.

Психолого-педагогической экспертизе подлежат игрушки, образцы которых подготов­лены к серийному производству в Российской Федерации или при заключении контракта на их поставку из-за рубежа.

Допускается проведение психолого-педагогической экспертизы игрушек перед их реали­зацией в торговой сети.

В целях более ранней проработки психолого-педагогической направленности игрушки рекомендуется направлять на психолого-педагогическую экспертизу на стадии разработки.

5. Для проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек на стадии постановки
продукции на производство представляются: образец-эталон игрушки в двух экземплярах
либо макет (модель) игрушки в одном экземпляре, ее техническое описание, конфекцион-
ная карта и сопроводительное письмо предприятия-изготовителя с указанием названия иг-
рушки, ее размеров, материалов, из которых она изготавливается, возраста детей, для кото-
рых она предназначена, реквизитов предприятия и фамилии автора-разработчика игрушки.

Для проведения психолого-педагогической экспертизы импортируемых игрушек на ста­дии заключения контрактов или перед их реализацией торговой сетью представляются об разец-эталон игрушки в двух экземплярах, сопроводительное письмо заявителя-организа­ции (либо физического лица) с указанием предполагаемого возраста детей, для которых ома предназначена, страны и предприятия-изготовителя.

Игрушки подлежат повторной экспертизе в случае внесения изменений в технологию их производства.

Представленные образцы-эталоны (макеты либо модели) игрушек и документация к ним регистрируются в день поступления и рассматриваются в течение 10 дней со дня регистрации.

Заявителям по итогам экспертизы выдается заключение. Заключение должно быть оформлено на бланке организации, проводившей экспертизу, подписано уполномоченным лицом, заверено печатью и должно содержать номер протокола и дату заседания, наименова­ние предприятия-изготовителя, название игрушки, краткое описание образца-эталона, фа­милию автора-разработчика и указание возраста детей, для которых она предназначена, а также один из выводов:

Читайте так же:  Льготы для одинокой матери в москве

образец-эталон соответствует психолого-педагогическим требованиям; рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;

образец-эталон имеет особую педагогическую ценность и рекомендуется к выпуску, им­порту и реализации;

образец (макет либо модель) рекомендуется доработать (указываются конкретные замечания);

образец (макет либо модель) не соответствует психолого-педагогическим требованиям; реализация не допускается (указываются конкретные причины);

образец-эталон (макет либо модель) рекомендуется как игрушка-сувенир;

образец-эталон (макет либо модель) является специальной игрушкой и предназначен исключительно для продажи в специализированных магазинах (секс-шопах) либо для при­менения в психотерапевтической практике.

К образцам-эталонам выдается паспорт, в котором указываются номер протокола, дата заседания ХТС по игрушке или комиссии по игрушке, подпись уполномоченного лица, за­веренная печатью, возраст детей, для которых она предназначена, и предприятие — изгото­витель игрушки. Паспорт прикрепляется к образцу-эталону и пломбируется.

Один экземпляр образца-эталона игрушки возвращается заявителю. Второй экземпляр образца-эталона игрушки хранится в ХТС по игрушке или в комиссии по игрушке. Сроки и порядок хранения определяют ХТС по игрушке и комиссии по игрушке.

10. Наличие положительного заключения психолого-педагогической экспертизы игру-
шек обязательно при выдаче сертификатов Комитетом Российской Федерации по стандар-
тизации, метрологии и сертификации.

11. Обязательными требованиями, предъявляемыми к игрушкам, является невозможность:

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, живот­ным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);

провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

12. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с за­мыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);

дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознаком­ления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например в электрифицированных игрушках);

возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например коллективные постройки);

высокий художественно-эстетический уровень либо принадлежность к изделиям худо­жественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народ­ному творчеству.

Письмо Минобразования РФ

13. В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являю­щиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленные на профилактику сексуального насилия, специальное половое воспитание.

Специальные игрушки, используемые в психотерапевтических процедурах, могут высту­пать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специаль­ные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия.

При психолого-педагогической экспертизе этих игрушек представляется инструкция по их применению с указанием специалистов, которые их используют, и обоснованием психо­терапевтических задач применения.

Приложение 2 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 (проект)

к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек

Методические указания адресованы к использованию ХТС по игрушке Министерства образо­вания Российской Федерации и комиссиями по игрушке территориальных органов образования.

В Методических указаниях определены психолого-педагогические требования к играм и игрушкам (далее — игрушки) как основа регуляции их производства и торговли ими. Ука­зания содержат требования к игрушкам разного уровня, отдельные инструктивные положе­ния к проведению экспертизы и составлению заключения по ее результатам.

Данные указания могут быть использованы как рекомендации в работе торговых и про­мышленных организаций в целях соблюдения контроля за качеством игрушек.

К Методическим указаниям прилагается общесоюзный классификатор «Промышлен­ная и сельскохозяйственная продукция». Раздел: «Игрушки и украшения елочные» (М.: Изд-во стандартов, 1985).

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифи­цированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям двух уровней.

Требования I уровня являются обязательными* для предприятий и торговых организаций. Разрешение на изготовление и продажу всех видов игрушек дается лишь при условии со­ставления образцов требованиям I уровня.

Требования II уровня являются желательными. Игрушки, отвечающие требованиям II уровня, получают режим наибольшего благоприятствования на территории Российской Федерации. Это означает, что для предприятий, выпускающих такие игрушки, устанавлива­ется система различных налоговых льгот.

Психолого-педагогические требования I уровня призваны защитить ребенка от негативных воздействий, которые оказывают на него определенные виды игрушек. Механизм регуляции качества игрушек по средствам требований I уровня основан на принципе «не навреди».

Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людам и жи­вотным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве ко­торых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).

1.4. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

1.5. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетен-
цию детского возраста.

Игрушки, применяемые в психотерапевтической практике

В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющие­ся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, на­правленных на профилактику сексуального насилия, специальное половое воспитание и др.

При психолого-педагогической экспертизе такого рода специальных игрушек территори­альные комиссии должны руководствоваться вышеуказанным Порядком.

Специализированные игрушки в психотерапевтических процедурах могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия, другое.

Объем производства специализированных игрушек должен быть ограничен с учетом за­просов специальных служб. Не допускается свободная продажа специализированных игру­шек и игрушек из ассортимента секс-шопов.

Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться целевым образом на соответствующие службы.

Психолого-педагогические требования II уровня призваны осуществлять политику обес­печения развития ценного научного психолого-педагогического потенциала.

Требования II уровня состоят в следующем:

Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко использована в соответст­вии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способст­вует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой детей (в том числе с участием взрос­лого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные пост­ройки, совместные игры и др.).

Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ре­бенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы про­граммированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.

Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являют­ся средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искус­ства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прила­гаемых к ним инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адре-сованность, способы или области их применения.

Заключение по результатам психолого-педагогической экспертизы игрушек должно со­держать указание о том, что игрушка содержит требования II уровня. Эта позиция заключе­ния является основанием для создания режима особого благоприятствования в производст­ве и торговле.

Приложение 3 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12

О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ИГР И ИГРУШЕК (Методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений)

Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и иг­рушки окружают ребенка, во много^Завйсит его интеллектуальное и личностное развитие —

Письмо Минобразования РФ

«О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.

В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика односто­ронней оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия, его защиты от негативных воздействий.

В условиях свободного рынка отсутствует экспертиза ассортимента игр и игрушек в про­изводстве и торговле. Ассортимент носит случайный характер, встречаются игрушки, кото­рые отрицательно влияют как на здоровье ребенка, так и на его развитие.

Читайте так же:  Договор купли продажи торгового оборудования

В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений необходимо ак­тивизировать работу с родителями в следующих направлениях;

пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;

разъяснять негативное воздействие отдельных видов игрушек;

консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качест­вами:

полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с за­мыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует раз­витию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;

возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия — коллективные постройки, совместные игры и др.;

дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать меха­низмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и элек­тронные игры и игрушки;

принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки явля­ются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру ис­кусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний — инструкций или мето­дических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения, оказывают позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в условиях семьи, так и в жизни дошкольного образовательного учреждения, педагоги­ческом процессе.

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

провоцируют ребенка на агрессивные действия;

вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и живот­ным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве кото­рых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Начальник Управления дошкольного образования Р. Стеркина

Психолого-педагогическая экспертиза игрушек на примере кукол «Bratz» и конструктора «Lego»

Психолого-педагогическая экспертиза игрушек на примере кукол « Bratz » и конструктора « Lego »

Детская игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, является одним из значимых факторов развития и социализации ребенка. В настоящее время, ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний, однако не каждая игрушка благоприятно воздействует на неустойчивую детскую психику.

В целях защиты детей от игрушек, отрицательно влияющих на их психическое и физическое здоровье, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принято решение о введении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек. Психолого-педагогическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества, с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на различных этапах онтогенеза, а также какой культурный опыт осваивается с ее помощью. В настоящее время в связи с большим многообразием игрушек и игровых материалов отечественных и зарубежных производителей возникает необходимость ориентировки и понимания в том, что конкретная игрушка может дать для развития ребенка.

В начале XXI века рынок детских игрушек в России оказался заполнен преимущественно зарубежными игрушками. Значительно изменился внешний вид сюжетно-ролевых, технических игровых средств, активно развивается направление электронных и интерактивных игрушек. Влияние этого рынка на детей неоднозначно и противоречиво, в связи с этим, предметом для психолого-педагогической экспертизы послужили куклы « Bratz » и конструктор « Lego ». Перейдем непосредственно к психолого-педагогической экспертизе кукол.

Компания MGA Entertainment в 2001 году стала выпускать куклы серии Bratz. Благодаря своей необычности, новинка смогла достаточно быстро покорить сердца детей всего мира. История создания куклы отражает ее основного потребителя – детей в возрасте от 8 до 13 лет. Исходя из материалов компании, можно утверждать то, что целью являлось создание девочки, стремящейся выглядеть модно и по-взрослому. Тело куклы стремились сделать по образу и подобию ребенка-подростка – большая и непропорциональная голова, детские тонкие ноги и руки, худая фигура с легкими гендерными разграничениями. Интересная, на первый взгляд идея о создании именно подростковой куклы, отражающей интересы ребенка данного возрастного периода, тем не менее, по моему мнению, одержала фиаско, с точки зрения психолого-педагогической экспертизы.

Анализируя внешний вид куклы, можно говорить о том, что Bratz представляет собой девушку-подростка с утрированными чертами и ярким макияжем. У нее огромные накрашенные глаза, вызывающе чувственные губы и совершенно непропорциональное тело. Исходя из внешнего вида куклы, можно говорить о ее направленности во взрослый мир — в мир гламурной одежды, вечеринок и яркого макияжа что по-моему мнению, влияет на психику ребенка. Особый акцент необходимо сделать не съемной обуви, которая является продолжением ноги а, следовательно, ребенок снимает голеностопную часть ноги при желании сменить обувь. Я считаю, что данная деталь может вызывать страх и тревогу у детей младшего школьного возраста.

Кукла Bratz идет в комплекте с ультрамодной одеждой, разнообразными предметами гардеробы, сотовыми телефонами, расчёсками и т.п., что постоянно провоцирует у ребенка стремление накапливать не только кукол, но и атрибуты для игры а, следовательно – вызывает зависимость.

Проблема, на мой взгляд, не только в вызывающей внешности куклы, но и в том, что данные игрушки делают игру детей примитивной, лишая ее фантазии. Если в игре присутствуют четко фиксированные образы, происходит торможение фантазии, мыслительных процессов ребенка. В данном случае куклы Bratz навязывает конкретный образ и способ действий а, следовательно, происходит манипуляция ребенком.

Если кукла Bratz является примером негативного влияние на личность ребенка, то конструктор « Lego » напротив, вызывает положительное.

Познавательное развитие детей осуществляется не только по линии развития воображения, но и наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, логического мышления. Для решения всех поставленных задач, наиболее оптимальной игрушкой являются конструкторы.

Анализируя история создания конструктора Lego , стоит отметить, что перед работниками компании стояли задачи — создать игрушки, развивающие воображение, изобретательность и творческие способности ребёнка. Так, появилась серия игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Особый акцент стоит сделать на экологической безопасности конструктора — в состав игрушки не входит клей. Кубики имеют возрастные ограничения в соответствии с размером деталей, что четко обозначено на упаковке конструкторов. Сами детали яркие, многофункциональные и привлекают внимание ребенка, стимулируют его познавательные процессы, высшие психические функции.

Конструктор является социально и психологически безопасной игрушкой, потому что игра в данном случае полностью подчиняется ребенку — нет четкой сюжетной линии, нет ограничений по возможностям использования кубиков. В целом, сборка конструктора развивает мелкую моторику рук ребенка, стимулирует воображение и самостоятельное принятие решений. Кроме этого, конструкторы Lego помогают улучшить усидчивость ребенка, что положительно влияет на детей младшего школьного возраста.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и сохраняет свое существенное значение в жизни младших школьников. Игра относительно самостоятельный этап онтогенеза человека, причем этот этап чрезвычайно важен для формирования личности. Атрибутом игровой деятельности являются игрушки, которые в обобщенном виде отражают экономические, социальные, политические, этические и другие показатели общественного устройства, господствующие в обществе идеологические, нравственные ценности и нормы.

Анализ и изучение состояния индустрии игрушек, тщательная психолого-педагогическая экспертиза, позволит исключить влияние некачественного товара на личность ребенка, а также будет способствовать росту спроса на игрушки, способствующие благоприятному психическому развитию детей.