Программа элективного курса по физике

Разделы: Физика

В концепции профильного обучения на старшей ступени образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых поставлена цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.

Элективные курсы по физике как обязательные курсы по выбору учащихся могут выполнять различные функции. Можно выделить следующие основные функции элективных курсов:

— Они могут «поддерживать» изучение профильных предметов на заданном стандартом профильном уровне. Например, «Математические методы в физике» поддерживает изучение профильного предмета «Физика». Курсы Измерения в физике», «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Физико-техническое моделирование», «Компьютерная графика» позволяют учащимся познакомиться с методами научного познания мира.

— Некоторые из них могут служить основой для внутрипрофильной специализации обучения. Например, элективные курсы «Статика строительных сооружений» и «Физика в сельском хозяйстве» в физико-математическом и естественнонаучном профиле. Курсы «Физика строительных материалов», «Физика и компьютер», «Физика космических и геологических стихий», «Физика и окружающая среда», «Физика и экология» позволяют учащимся познакомиться с основными путями и методами применения знаний на практике.

— Курсы могут обеспечивать профессиональное самоопределение и знакомить с основами профессиональной деятельности. Например, элективный курс «Основы инженерно-технологической деятельности».

— Элективные курсы могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, ученик, обучающийся в гуманитарном классе, выберет один из элективных курсов «Компьютерное моделирование физических процессов», «История физики и техники», «Методы естественнонаучного исследования», «Организация научно-исследовательской деятельности» «Основы технического творчества», «Основы космонавтики», «Физика в природе».

— Элективные курсы могут развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Например, курсы «Основы электродинамики», «Тепловые процессы в природе и технике», «Законы динамики в природе и технике», «Готовимся к ЕГЭ по физике» позволяют учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ на профильном уровне.

— Элективные курсы могут играть роль «надстройки», дополняя содержание профильного курса. Такой дополненный курс становится углублённым. Например, курсы «Основы электротехники», «Статика» «Волновая оптика», «Строение и свойства вещества» позволяют изучить на углублённом уровне один из разделов программы.

Структура и содержание элективных курсов в 9-х классах должны носить вариативный характер и удовлетворять условиям:

  • Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор.
  • Они должны помогать ученику, оценить свой потенциал, помочь ученику ответить на вопросы «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».
  • Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле.
  • Они должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (физик, математик, химик).
  • Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности для того, чтобы показать специфику данного профиля через деятельность.
  • Курсы должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
  • Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс.

Перспективным является использование современных образовательных технологий (информационно-коммуникационных, дистанционных, проектных), роль которых будет возрастать на старшей ступени средней школы.

Программа элективного курса может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов из расчёта по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули: 17 часов и 8 часов. Содержание элективных курсов должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, с другой стороны, предоставляя ученику возможность опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Технологии, используемые в системе элективных курсов, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволяют ему успешно осваивать программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам). Одной из особенностей элективных курсов является их практикоориентированный характер, реализация деятельностного подхода в обучении.

Предлагаемые программы элективных курсов по физике не могут удовлетворить все запросы учащихся, поэтому учитель должен быть готов самостоятельно разработать программу элективного курса исходя из запросов учащихся, своих возможностей и материально-технической базы кабинета физики. Одним из направлений развития системы элективных курсов является адаптация программ наиболее удачных факультативных курсов, обеспеченных учебными и методическими пособиями. Это позволит частично решить проблему учебно-методического обеспечения элективных курсов. Кроме того, при их реализации необходимо использовать электронные учебники, ресурсы Интернет.

При разработке программы элективного курса необходимо:

  • Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.
  • Определить, чем содержание элективного курса будет качественно отличаться от базового или профильного курса.
  • Определить тему, содержание, основные цели элективного курса, его функцию в рамках данного предмета.
  • Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы; определить количество часов на каждый из них.
  • Выяснить возможность обеспечения данного элективного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, материалами, реактивами. Составить список литературы для учителя и учащихся.
  • Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, инициативности, творчества ученика при изучении курса. Представить в программе элективного курса описание практических работ, лабораторных опытов, проведения экскурсий, выполнения проектов.
  • Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы элективного курса.
  • Продумать форму отчётности учащихся по итогам освоения программы элективного курса, например, проект одного из типов:
    — исследовательский (опытно — экспериментальный);
    — творческий (сочинение, фильм);
    — ролевой (принятие роли);
    — информационный (сообщение, статья, реферат).

Структура программы элективного курса:

1. Титульный лист.

На титульном листе указываются

  • наименование образовательного учреждения;
  • название учебной дисциплины, для изучения которой написана программа курса;
  • параллели, на которых планируется изучение данного элективного курса;
  • предполагаемый объем и сроки изучения курса;
  • фамилия, имя, отчество и должность автора программы;
  • гриф утверждения программы (дата, должность и фамилия, имя, отчество руководителя, утвердившего программу);
  • название города (населенного пункта), в котором подготовлена программа элективного курса;
  • год разработки программы.

2. Пояснительная записка.

Пояснительная записка предшествует основному содержанию программы элективного курса. Ее функция состоит в том, чтобы обосновать необходимость данного курса, раскрыть логику его изложения и ключевые моменты, подробно изложить аргументацию главных позиций автора. В этом разделе целесообразно отметить, подходы других авторов по данной проблеме, отличие предлагаемого подхода от названных подходов других авторов. В пояснительной записке обосновывается актуальность, важность и значимость данного элективного курса. Формулируются цели как предполагаемый конечный результат освоения элективного курса и задачи, определяющие пути достижения целей, требования к знаниям и умениям учащихся. Даётся описание структуры программы элективного курса, её особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической части.

3. Учебно-тематический план.

В данном разделе должны быть отражены темы курса, последовательность их изложения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых на изучение, как всего курса, так и его отдельных тем. Учебно-тематический план может быть составлен по схеме, представленной в таблице 1:

Элективный курс по физике в 9-м классе по теме: «Физика ХХ века»

Разделы: Физика

Ключевым звеном в предпрофильной подготовке, отличающимся важностью, сложностью и новизной, стали курсы по выбору.

В 2004-2005 учебном году методическим объединениям лицея была поставлена задача подготовить по своей образовательной области (разработать или воспользоваться предложенными Министерством образования РФ) элективные курсы общим объемом учебного времени 34 часа.

В результате в лицее разработано 10 элективных курсов, авторами которых являются учителя лицея: предметно-ориентированных, ориентированных на профиль и расширяющих познавательную деятельность. На заседаниях школьных методических объединений и методическом совете была проведена экспертиза всех вводимых авторских курсов.

Важным считаем введение курсов, расширяющих познавательную деятельность учащихся, направленных на определение места каждой из наук в современном обществе, социализацию личности.

Количество курсов “избыточно”, тематика разнообразна. Это позволяет полностью удовлетворить запросы учащихся. Многие учащиеся проявляют интерес к большому количеству курсов разной направленности. Используются различные формы занятий: лекции, беседы, практикумы, лабораторные работы, уроки-экскурсии, уроки-исследования, уроки-встречи, ролевые игры. Широко используются коммуникативные методы, парная и групповая формы организации занятий, проектно-исследовательская деятельность. Содержание курсов, использование нестандартных форм проведения занятий, использование инновационных технологий и методов, работа под руководством квалифицированных педагогов – все это создает предпосылки повышения мотивации учащихся.

Читайте так же:  Экспертиза временной нетрудоспособности при пневмонии

В программу элективного курса включаются следующие вопросы:

1. Название курса с указанием на данный профиль обучения (социально-экономический, физико-математический)
2. Пояснительная записка, в которой указывается количество часов, отводимых на данный курс, цели и задачи курса, указание знаний, умений и навыков в процессе изучения курса.
3. Содержание программы, в которую включаются основные темы с указанием видов деятельности на уроке и система контроля со стороны учителя.
4. Список литературы для самостоятельного изучения учащимися тех или иных тем программы.

Содержание итогового контроля по курсу разрабатывает сам учитель. При этом нет необходимости ориентироваться на содержание контрольно измерительных материалов (КИМов) для единого государственного экзамена.
Темп изучения элективного курса может быть адекватен реально складывающей ситуации – на чем-то задержались (тема вызвала особый интерес или при ее изучении возникли некоторые трудности); какой-то материал был рассмотрен бегло (в обзоре); от какого-то элемента содержания оказалось возможным отказаться.
Элективные курсы дают возможность преодолеть одну из самых главных причин трудностей, возникающих в школе при изучении нормативных предметов, — требование обязательной успеваемости. Результаты изучения одного и того же элективного курса для разных учащихся могут быть различными.

Внедрение элективных курсов способствует не только обновлению содержания школьного образования, но и специализированной подготовке учащихся в старшей школе, отработке гибкой системы профилей с учетом реальных потребностей рынка труда. Для решения специальных задач профильного обучения занятия на элективных курсах проводятся по специализированным программам, с учетом выбранного учащимся профиля.

Посещение элективных курсов обязательно для учащихся, желающих поступить в профильные классы лицея. После окончания одного элективного курса и получения “зачета” по нему осуществляется переход на элективный курс другого профиля. Итоги обучения на элективных курсах включаются в так называемый “Портфолио” ученика и учитываются при зачислении в 10-ые профильные классы. Предметные курсы несут функцию целевой подготовки обучающихся, в том числе и к сдаче выпускных экзаменов, выполняют развивающую, ознакомительную и мотивационную функцию.

Вашему вниманию хотелось бы предоставить более подробно один из элективных курсов по физике, который прошел апробацию и с успехом используется в предпрофильной подготовке учащихся лицея.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека. Стратегия модернизации российского школьного образования предполагает достижение качественно новых образовательных результатов, которые позволяют выпускнику самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, а именно:

  1. развитие способностей ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных и культурных явлениях, включая мир духовных ценностей;
  2. способности брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;
  3. потребности в самообразовании и достижении успехов в личной и общественной жизни.

При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по излагаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. Курс по выбору следует считать предметно-ориентированным.

На повышении эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого отбора информации и методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных факторов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основании теории. Отсюда вытекают требования к умениям учащихся:

  1. применять основные исходные положения науки, для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов, установок;
  2. решать нестандартные задачи и практическое применение законов физики.

Цель курса: расширить представление учащихся о проблемах современной физики, направлении физических исследований, достижений современной физики.

Задачи курса:

  1. Показать роль человека в изучении природы.
  2. Развить навыки работы учащихся с дополнительной литературой, владения устной и письменной речью.
  3. Совершенствовать навыки решения задач в нестандартной ситуации с техническим и экологическим содержанием.
  4. Привить интерес к физической науке, формировать гордость за прошлое, настоящее и будущее российской физической науки.
  5. Развить способности учащихся к исследовательской деятельности.
  6. Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к физической деятельности, работе в парах, группах.

Место курса в системе предпрофильной подготовки.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по физике. Он расширяет базовый курс, является предметно-ориентированным и даёт учащимся возможность познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и развить свои способности по физике.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, поможет оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Административная проверка усвоения материала курса « Физика XX века.» не предполагается, соответствующий материал не будет включаться в административные контрольные работы и выноситься на экзамены. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен материал , а также этап взаимопроверки и оценивания работ учащимися класса по согласованию с классом. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения курса. Формой контроля может стать презентация данного материала учащимися, защита собственного проекта по темам данного курса.

Элективный курс по физике 10 класс

Директор МБОУ «Забитуйская СОШ

____________ /Арзаев В.А./

Рабочая программа
элективного курса по физике (10 класс)

учитель физики 1 кв. категории – Дакуева Т.Г.

п. Забитуй 2016 г.

Программный материал рассчитан для учащихся 10 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики.

Цель элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.

В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции:

систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики;

умение самостоятельно работать

со справочной и учебной литературой различных источников информации;

развитие творческих способностей учащихся.

Цель: Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную

задачу и находить наилучший способ её решения.

2. Развитие физического и логического мышления школьников.

3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.

По выполнению программы учащиеся должны знать:

основные понятия физики

основные законы физики

вывод основных законов

понятие инерции, закона инерции

разновидность протекания тока в различных средах

закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах

По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:

производить расчеты по физическим формулам

производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения

производить расчеты по определению теплового баланса тел

решать качественные задачи

решать графические задачи

снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты

писать ядерные реакции

составлять уравнения движения

по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость

давать характеристики процессам происходящие в газах

строить графики процессов

описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса

применять закон сохранения механической энергии

Рабочая программа по физике (9 класс) на тему:
Рабочая программа элективного курса по физике 9 класс

Курс «Решение задач повышенной сложности», 34ч.

Читайте так же:  Одинокая мать федеральный закон

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

элективного курса по физике

«Решение задач повышенной сложности»

для учащихся 9 класса

Программу составила: учитель физики Корнилова Лидия Ивановна

Общая характеристика учебного предмета.

Элективные курсы – это составная часть предпрофильной подготовки учащихся. Они выполняют несколько функций:

— расширяют содержание курса физики, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи ГИА по физике;

— способствует удовлетворению познавательных интересов учащихся;

— позволяет сделать осознанный выбор профиля, соответствующего способностям и интересам учащихся.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса по физике для учащихся 9 класса Марчука Э.В.«Решение задач повышенной сложности», опубликованной в сборнике программ.

Цель данного курса:

овладение учащимися умениями решать задачи повышенной сложности для успешной сдачи ГИА по физике.

Задачи данного курса :

— углубить и систематизировать знания учащихся;

— усвоить учащимися общие алгоритмы решения задач;

— овладеть методами решения задач повышенной сложности.

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане

Настоящий элективный курс рассчитан на 34часа (1час в неделю). Необходимость преподавания данного курса вызвана недостаточностью количества часов, отведенных в программе 9 класса на отработку навыка решения задач, что препятствует более глубокому пониманию учащимися физических процессов и качественной подготовке к сдаче экзамена ГИА по физике.

Содержание программы элективного курса

Механическое движение, относительность движения, система отсчета.

Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение. Равномерное движение по окружности. Математический маятник. Пружинный маятник.

Основы динамики (7 ч).

Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения.

Элементы статики (2ч).

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Момент силы. Блок.

Положение центра масс.

Элементы гидростатики и аэростатики (2 ч).

Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.

Законы сохранения (5ч). Механическая энергия, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс тела, закон сохранения импульса.

Тепловые явления (4 ч).

Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсация; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Влажность воздуха.

  1. Электрические и световые явления (5 ч).

Электризация. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Электрическая цепь. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца.

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений. Формула тонкой линзы. Дефекты зрения.

Элементы гидростатики и аэростатики

Электрические и световые явления

Требования к уровню подготовки.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  1. уметь определять направление и скорость движения тел в разных системах отсчета; читать и строить графики ускорения, скорости, перемещения и пути; анализировать уравнения движений, находить ускорение, скорость, перемещение и координату при равномерном и равнопеременном движении, при равномерном движении по окружности, при баллистическом движении, для движений математического и пружинного маятников.
  2. уметь определять вес тела, движущегося с ускорением; решать задачи на движение под действием нескольких сил, движение по наклонной плоскости, движение по окружности, движение системы связанных тел; вычислять ускорение свободного падения на разных высотах и на других планетах, находить первую космическую скорость.
  3. уметь вычислять положение центра тяжести, решать задачи на применение условий равновесия системы тел.
  4. уметь решать задачи на применение закона сохранения механической энергии, теоремы о кинетической энергии, закона сохранения импульса тела и комбинированных задач; вычислять работу сил, находить КПД механизмов.
  5. уметь решать задачи на расчет давления и силы давления в случае изолированных и сообщающихся сосудов, при использовании несмешивающихся жидкостей разной плотности; решать задачи на плавание судов и воздухоплавание.
  6. уметь читать и строить графики зависимости Q=Q(t),P=P(t) и температуры от времени; решать задачи на уравнение теплового баланса, вычислять КПД тепловых двигателей, находить влажность воздуха.
  7. уметь читать и чертить схемы электрических цепей; решать задачи на применение закона Ома и законов последовательного и параллельного соединений для смешанного соединения; решать комбинированные задачи на применение закона Джоуля-Ленца к тепловым процессам, уметь строить изображение в тонких линзах; решать графические задачи на восстановление пропущенных фрагментов; решать задачи на применение формулы тонкой линзы.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

  1. Бутырский, Г.А., Сауров, Ю.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11. –М.: Просвещение, 2000.
  2. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А.Решение ключевых задач по физике для профильной школы 7-9 класс.-М.:ООО «Илекса»,2008.
  3. Кабардин, Ф., Орлова, В.А. Углубленное изучение физики в 10-11 классах.- М.: Просвещение, 2002.
  4. Трофимова, М.И., Павлова, З.Г. Сборник задач по курсу физики с решениями.- М.: Высшая школа, 1999.
  5. Сборник программ элективных курсов. Физика 8 – 9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2007.

Информационно – компьютерная поддержка

1. 1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы.- СD-ROM.

2. Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Ч.1,2.- CD-ROM.

Оборудование и приборы

  1. Шкала электромагнитных волн;
  2. Таблица единиц СИ.
  3. Оборудование по физике, допущенное Министерством Образования РФ.
  4. Компьютер.
  5. Экран.
  6. Мультимедиапроектор.

Рабочая программа по физике (8 класс) на тему:
Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс

Курс «Практикум по физике «, 68 часов

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

«Практикум по физике»

для учащихся 8 класса

68ч.(2часа в неделю)

Программу составила: учитель физики Корнилова Лидия Ивановна

Программа элективного курса по физике для 8 класса «Практикум по физике»

Программа элективного курса «Углублённое изучение физики» для 8 класса составлена в соответствии с Программой обучения дополнительного образования детей «Федеральная заочная физико-техническая школа Московского физико-технического института (государственного университета)».

На изучение физики в 8 классе по данной программе отводится 68 часов, (2 час в неделю) в дополнение к базовому обучению по программе Гутник Е.М., Пёрышкин А.В. «Физика 7-9 классы», Москва, «Дрофа», 2010г., рассчитанную на 68 часов (2 часа в неделю), так как этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики. Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения. Актуальность курса связана с тем, что элективные курсы необходимы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса формируются навыки к решению физических задач, а именно: составление математических моделей задач, описание процессов с помощью физических законов и формул, составление уравнений и решение данных уравнений с применением математического аппарата (в частности, алгебраическое упрощение выражений и решение линейных и квадратных уравнений).

Цель курса : расширение и углубление знаний по физике и математике, формирование навыков применения их в любых творческих процессах (олимпиадах, конкурсах, тестированиях, очных зачётах, ГИА и т.п.), а также совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где заинтересованный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Читайте так же:  Что такое пропорциональный подоходный налог

1.Обучить школьников новым методам и приемам решения задач по физике разного уровня сложности.
2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.
3. Выработать практические умения.
4. Научить давать обоснованные ответы на поставленные вопросы.
5. Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.
6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.

Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на математические методы в обучении физике, на развитие самостоятельной работы детей, их самопознания, самооценки, теоретическая основа, гибкость и вариативность учебного процесса.

Данный элективный курс содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и вопросов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке мышления, направленного на решение задач по ключевым темам. Учащиеся при работе по курсу «Практикум по физике» должны развить уже имеющиеся навыки решения физических задач, освоить основные методы и приёмы, приобрести навыки работы с текстами задач.

На занятиях планируется изучение теоретической части задания с привлечением дополнительной литературы по данной теме и разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение тем заданиям, что предложены в демоверсии ГИА.

Технологии, используемые в организации занятий:

1.Построение математических моделей.
2.Проблемное обучение.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
4.Решение задач.

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

Для организации занятий используются следующие формы:
1.Лекционное изложение материала.
2. Практикумы по решению задач;
3. Домашняя и самостоятельная работа учащихся.

контрольные работы по решению задач по каждой теме (всего 5 контрольных работ), которые учащиеся выполняют дома самостоятельно в процессе изучения темы и сдают в установленные сроки.

Программа рассчитана на обучающихся 8 классов.

Количество часов: 68ч.

Количество часов в неделю: 2ч.

Программа предусматривает деятельностный подход, поэтому деления занятий на лекции и практику не предусмотрено. Выполнение лабораторных, экспериментальных и проектных работ не предусмотрено.

Раздел 1. Гидростатика. Аэростатика. (10 часов)

Жидкости и газы. Текучесть. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Закон Архимеда. Условия плавания тел в жидкости. Воздухоплавание. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

Раздел 2. Тепловые явления. (12 часов)

Тепловое движение. Температура тел. Внутренняя энергия тел и способы её измерения. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления и отвердевания. Испарение и конденсация. Кипение. Тепловые двигатели. Работа газа и пара при расширении. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

Раздел 3. Электрические явления. (7 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Объяснение явления электризации. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Электрический ток в проводниках. Сила и плотность тока. Электрические цепи. Источники электрического тока. Электрическое напряжение. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников в электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения. Амперметр и вольтметр. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

Раздел 4. Световые явления. (7 часов)

Закон прямолинейного распространения света. Камера-обскура. Закон отражения. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

Раздел 5. Тонкие линзы. (7 часов)

Параксиальное приближение в оптике. Преломление света в тонком клине. Тонкие линзы. Построение изображения в тонких линзах. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД) . К ним относятся:

2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;

3 ) познавательные, включающие логические, знаково-символические;

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

— оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

— умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

— действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения физике являются:

  • знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
  • описывать и объяснять физические явления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
  • решать задачи повышенной сложности на применение физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
  • использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование учебного материала