• Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность
  • Источники и методы науки конституционного права

Понятие российского гражданства

Термин «гражданство» имеет три основных значения:

  • одно из суверенных прав государства;
  • публично-правовое состояние индивидов;
  • конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, и в то же время он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лип, составляющих данный коллектив.

Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство РФ определяется в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее — Закон о гражданстве) как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают:

  • круг лиц, признаваемых российскими гражданами;
  • основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;
  • двойное и множественное гражданство;
  • порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61-63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.).

Принципы гражданства РФ

Российское гражданство основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, конкретизированных в ряде особых принципов.

Принцип единого гражданства

Прежний российский закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из характеристики республик как государств (ст. 5 Конституции РФ). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает.

Кроме того, в силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе Федерации, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решения о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве вслед за Конституцией РФ 1993 г. не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства Российской Федерации в качестве единственного в стране.

Принцип допущения двойного гражданства

Законодательство о гражданстве Союза ССР устанавливало жесткое правило об отрицании двойного гражданства. Статья 8 Закона Союза ССР от I декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» гласила, что за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). То есть по общему правилу в России двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.

Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.

Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других — на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе — право почвы. Теперь предположим, что семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российского гражданства, и там у них рождается ребенок. Согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, однако в силу американского законодательства становится и гражданином США.

Читайте так же:  Приказ об организации парковки

Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому «право крови» действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего «право почвы», то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.

Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Статья 10 Закона о гражданстве Итальянской Республики гласит, например, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство.

Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта).

Русский государствовед А. Градовский, выражая широко распространенную позицию, настаивал на исключительности отношений подданства (гражданства), поскольку в силу этих отношений индивид вместе со своим государством становится в резкую противоположность к иным государствам и их подданным. «Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее. Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества». Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.

Однако дозированное применение двойного гражданства в отношениях между странами, тесно связанными или стремящимися к установлению близких, доверительных отношений, полезно. Переход от жесткого отрицания двойного гражданства к его допущению позволяет расширить правовые возможности граждан по отношению к иным странам. Это важно, например, для представителей национальных, религиозных, языковых меньшинств, рассматривающих себя частью государства проживания и одновременно отождествляющих себя с теми странами, в которых национальная, религиозная, языковая культура их тяготения считается основной. Двойное гражданство крайне необходимо для граждан самостоятельных стран, составлявших ранее единое государство, по каким-то причинам позднее распавшееся. Отрицание двойного гражданства в этих вновь образовавшихся странах становится искусственным барьером между людьми, еще недавно составлявшими единое целое, затрудняет их общение, нарушает культурные, духовные, семейные связи.

Именно таково положение дел в государствах — бывших союзных республиках Союза ССР. Допущение двойного гражданства этими странами путем заключения двусторонних и многосторонних договоров стало бы серьезным объединительным началом в рамках Содружества Независимых Государств. Пока же большинство этих стран отрицательно относятся к двойному гражданству. Договоры о допущении двойного гражданства между ними редки (примером подобного договора является договор между Россией и Таджикистаном).

Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства — ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве).

Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. Напротив, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Противоположное решение вопроса о связи гражданства и места проживания лица содержалось в Указе Президиума Верховною Совета СССР от 17 февраля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Текст Указа официально опубликован для сведения в соответствии с Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. Указ устанавливал, что лица, переселявшиеся в соответствии с выраженным ими желанием из СССР в Израиль на постоянное жительство, считались выбывшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР. Указ связывал утрату гражданства не с волеизъявлением гражданина на предмет его выхода из союзного гражданства, а с его желанием выехать из СССР на постоянное место жительства в другое государство.

Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве)

К данному правилу примыкают предписания ст. 4 Закона о недопустимости выдачи гражданина России иностранному государству и о недопустимости его высылки за пределы Российской Федерации.

В настоящее время за рубежом постоянно проживает или временно пребывает значительное число российских граждан. Само нахождение за границей не может рассматриваться как основание для ограничения их конституционного положения. Они остаются равноправными гражданами. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства российскому гражданину за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатические представительства или консульские учреждения, и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь.

Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве)

Российское государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияют на его положение как гражданина РФ. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

Принцип сокращения числа лиц без гражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве)

Государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав — надежная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую поддержку в полном объеме лишь своим гражданам. В отличие от граждан и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, в невыгодном положении оказываются лица без гражданства. Поэтому Российская Федерация проводит политику, направленную на сокращение этой категории своего населения. Данная политика основывается на поощрении приобретения российского гражданства лицами без гражданства.

Кроме того, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве)

В рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве)

Российское законодательство о гражданстве отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР. Лишение гражданства — одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

Гражданство РФ понятие и принципы

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Глава 1. Понятие гражданства РФ………………………………………….4

Развитие законодательства о гражданстве РФ……………………. 8

Принципы гражданства РФ………………………………………….12

Глава 2. Основания и порядок приобретения и прекращения

2.1. Порядок приобретения гражданства РФ……………………………20

2.2. Прекращение гражданства РФ………………………………………29

2.3. Порядок изменения гражданства детей…………………………….31

2.4. Порядок решения дел о гражданстве……………………………….34

Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего СССР, принятый закон «О Гражданстве РФ» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Значимость гражданства для определения правового положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на дипломатическую защиту. Взамен государство вправе потребовать от граждан выполнения некоторых обязанностей. Гражданство дает возможность личности принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти.

Читайте так же:  Объяснительная записка неявки на экзамен

Данная тема весьма актуальна. Ее актуальность продиктована важными факторами, среди которых:

Содержание понятия «гражданство» менялось во времени. Российский ученый Н.О. Куплеваский считал подданство или гражданство постоянной связью отдельного лица с государством (страной, правительством), основанной на обязанности человека подчиниться государству и быть ему верным, т.е. обязанным способствовать повышению благосостояния государства. 1

В.М. Гессен в работе «Подданство, его установление и прекращение» считал, что быть гражданином – значит иметь права и нести обязанности по отношению к государству. 2

До вступления на престол Александра I (1777 – 1825 гг.) в России приносили присягу в том, чтобы быть верным, добрым и послушным рабом и подданным. Нередко подданство в те времена рассматривалось как частноправовой институт рабства. Слово подданный происходит от слова «дань», а слово гражданин – от слова «горожанин». Ж.-Ж. Руссо определял гражданство как выражение сочленства лиц в государстве. В настоящее время термин «подданный» используется в монархических государствах, но по своему содержанию он соответствует содержанию современного понятия гражданства. Согласно ст. 1 Конвенции, регулирующей вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Все современные государства являются государствами национальными, считают многие государствоведы в мире. В национальном государстве люди считаются гражданами. Принадлежность к нации люди определяют как общий набор символов, верований, традиций, которые обеспечивают индивиду причастность к единой социальной общности. Таким образом, люди ощущают чувство гордости от принадлежности к англичанам, немцам, французам, американцам, русским. Гражданство – это связь человека с государством, не основанная на этнической принадлежности. Все граждане России являются россиянами или русскими с разными этническими корнями.

Цель настоящей работы – определить понятие гражданства, рассмотреть основные принципы российского гражданства как института гражданства в целом, а также основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

Изучить литературу и нормативно – правовые акты по данной теме

Рассмотреть понятие гражданства и его принципы;

Рассмотреть основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ;

В заключении сделать выводы.

Глава 1. Понятие гражданства РФ

Понятие гражданства сформулировано в статье 3 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Оно определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. 3

Гражданство обеспечивает личности, которая его имеет защиту существующих прав и свобод. Как правило, большая часть населения каждой страны автоматически приобретает гражданство в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем, на территории земного шара постоянно имеют место определенные миграционные потоки – перемещения больших групп людей из одной страны в другую, связанные с ростом международных экономических связей, а также вызванные локальными национальными конфликтами и войнами. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, весьма распространенные в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагает наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально – экономических прав и свобод. 4

Конституция РФ, различая права человека и права гражданина, наделяет гражданина РФ не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами человека), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). То же самое касается закрепления за гражданами РФ дополнительных обязанностей (например, обязанности военной службы Отечеству).

Е.И. Колюшин считает, что понятие «российское гражданство» имеет триединое смысловое значение: взаимоотношение гражданина с РФ, конституционное право гражданина РФ, составляющая конституционного строя РФ. Ученый не разделяет существующую характеристику гражданства только как совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, поскольку такая «перечислительная» трактовка (это – можно, это – должно, это – нельзя) принижает правовой статус гражданина как личности.

Обосновывая триединое смысловое значение термина «российское гражданство», Е.И. Колюшин отмечает, что гражданин России беспрепятственно пользуется законодательно предоставленными ему правами и свободами, одновременно находясь под защитой государства, как на территории РФ, так и за ее пределами. 5

Основной составляющей правовой связи лица с Российской Федерацией является необходимость постоянного проживания на территории страны. Подтверждением такого утверждения является наличие условия постоянного проживания в правовых нормах, определяющих статус «российское гражданство». Автор считает, что постоянное проживание на территории государства должно являться основой всех известных определений гражданства.

Н.В. Витрук считает гражданство совокупностью объективных и субъективных прав, определяя первую составляющую гражданства как институт права и законодательства, а вторую составляющую – как законодательно установленную процедуру по определению принадлежности лица к определенному государству.

Высказывая свое мнение, автор выделяет самостоятельность признания государством факта принадлежности лица к нему и последующее возникновение обязанности государства по защите такой принадлежности. Н.В. Витрук не согласен с теоретиками юриспруденции, которые представляют гражданство как систему взаимосвязанных прав и обязанностей государства и лица.

«Гражданство, — указывает он, — отлично от правового статуса личности и других правовых последствий, предпосылкой которых выступает. Однако самостоятельность указанных явлений нельзя преувеличивать. Это – самостоятельность неразрывно связанных явлений. Именно в органической связи гражданства и правового статуса личности кроется причина того, что многие ученые раскрывают содержание гражданства через систему прав, свобод и обязанностей личности, обладающей этим гражданством. По нашему мнению, с гражданством прямо и непосредственно связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция, включающая юридическую ответственность лица перед государством и юридическую защиту со стороны последнего. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушения, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является». 6

Гражданство – правовое, а не фактическое состояние. Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого индивидуального человека юридически оформляется документами. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. 7

Гражданство Российской Федерации понятие и принципы

Главная > Реферат >Государство и право

Гражданство Российской Федерации: понятие и принципы. Граж­дане России составляют подавляющее большинство населения нашей страны, в которой также проживают иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющее граж­данство (подданство) иностранного государства, и лица без граждан­ства, или апатриды. Именно граждане России, в том числе проживающие за ее пределами, в полном объеме реализуют весь комплекс прав, свобод и обязанностей.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государ­ством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязан­ностей.

Отношения российского гражданства регулируются правовыми нор­мами, содержащимися в Конституции Российской Федерации, Феде­ральном законе «О гражданстве Российской Федерации» (2002) с последующими изменениями, Указе Президента Российской Федерации, определяющем порядок решения вопросов российского гражданства. Перечисленными нормативными актами устанавливаются принципы российского гражданства, основания, по которым то или иное лицо признается российским гражданином, а также порядок приобретения и прекращения гражданства.

В законодательстве о гражданстве выделяют наиболее общие ос­новы, или принципы российского гражданства, которые определяют суть отношении гражданства.

Читайте так же:  Заявление о согласии на выезд ребенка за границу

Рассмотрим сущность основных принципов российского гражданства.

Правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Фе­дерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религи­озной принадлежности.

Гражданство Российской Федерации единое. Оно является фе­деральным, единым для граждан, проживающих в любом из субъек­тов нашего государства. Единое гражданство в федеративном госу­дарстве способствует его суверенитету и целостности.

Гражданство Российской Федерации равное независимо от ос­нований его приобретения. Не имеет значения по своим правовым последствиям, стало ли лицо гражданином в порядке рождения, при­ема или по другим основаниям. В ряде стран основание приобретения гражданства имеет существенное значение (например, в США лишь гражданин по рождению может быть избран президентом страны).

4. Устойчивость гражданства. Проживание гражданина Россий­ской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства. За гражданами России, проживающими за ее границами,
сохраняется российское гражданство. В связи с расширяющимися международными контактами многие наши соотечественники рабо­тают за пределами страны (например, спортсмены, ученые и др.).
Это обстоятельство не влечет автоматического прекращения их российского гражданства. Устойчивость гражданства проявляется также в том, что заключение или расторжение брака с иностранцем, изменение гражданства супруга также не влечет автоматического изменения гражданства гражданина России. Гражданство детей (до 14 лет) следует гражданству родителей. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство России ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Рос­сии он станет лицом без гражданства.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. В советский период истории нашей страны законода­тельно была предусмотрена возможность лишения гражданства за антигосударственную деятельность. В настоящее время государство не может в одностороннем порядке разорвать данную правовую связь.

Граждане Российской Федерации могут иметь гражданство дру­гого государства (двойное гражданство). Гражданин России, имею­щий также иное гражданство, рассматривается нашим государством только как гражданин России, за исключением случаев, предусмот­ренных международным договором или федеральным законом. При­обретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства России. Такой гражданин не может укло­няться от обязанностей или ответственности, предусмотренных для граждан России.

Принцип защиты и покровительства граждан России со стороны государства означает:

во-первых, то, что гражданин Российской Феде­рации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (в случае совершения гражданином России правонарушения за границей он будет привлекаться к ответственности по российским законам на территории Российской Федерации);

— во-вторых, то, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (помощь в эвакуации из районов стихийных бедствий и военных конфликтов в других странах и иные меры политического, экономического и военного характера).

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории России. Однако законодательство требует соблюдения определенных условий для желающих принять российское граждан­ство (например, проживание в течение 5 лет в России, наличие за­конного источника средств к существованию и др.). В ряде случаев в приеме в гражданство России может быть отказано, если лицо выс­тупает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безо­пасности государства.

Наличие данных принципов российского гражданства позволяет оценить данный институт как вполне соответствующий демократи­ческому характеру нашего государства.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» зак­репляет следующие основания приобретения и прекращения граж­данства Российской Федерации.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации:

— если оба родителя или единственный родитель имеют российское гражданство (независимо от места рождения ребенка);

— если один родитель имеет гражданство РФ, а другой – лицо без гражданства или признан безвестно отсутствующим;

— если оба родителя иностранцы или лица без гражданства, ребенок родился на территории РФ и государство, гражданами которого являются его родители, не предоставляют ему гражданство;

— ребенок находится на территории РФ, родители его неизвестны (если не объявятся в течение 6 месяцев);

— один из родителей — гражданин РФ, другой – гражданин другого государства, но согласен, чтобы ребенок был признан гражданином РФ;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации:

В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ если :

— проживают на территории РФ в течение 5 лет непрерывно (им разрешается выезжать за пределы России не более, чем на три месяца в течение одного года);

— соблюдают Конституцию РФ и законы РФ;

— имеют законный источник средств к существованию;

— владеют русским языком;

— обратились в полномочный орган иностранного государства об отказе от имеющегося у них иного гражданства (за исключением случаев, когда это предусмотрено международным договором, законом)

В некоторых случаях срок проживания на территории РФ может быть сокращен до 1 года :

— когда человек родился на территории РСФСР или в прошлом имел паспорт СССР;

— когда человек состоял в браке с гражданином РФ не менее 3-х лет;

— если у нетрудоспособного лица есть дееспособные дети, которым уже исполнилось 18 лет и имеют российское гражданство;

— у человека имеются высокие достижения в области науки, техники и культуры, он обладает важной для страны профессией или специальностью;

— человеку предоставляется политическое убежище или он признается беженцем.

УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК для:

— тех, у кого есть нетрудоспособные родители, имеющие гражданство РФ;

— тех, кто имел гражданство СССР, проживают или проживали в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданства этих государств;

— ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя.

Решение о приеме в гражданство в упрощенном порядке принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающими вопросами внутренних дел, и его территориальными органами; федеральным органом исполнительной власти, ведающими вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ. Рассмотрение заявлений в упрощенном порядке осуществляется в срок до 6 месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации – для иностранцев или лиц без гражданства, если они раньше уже имели гражданство и проживали на территории РФ не менее 3-х лет;

г) выбор гражданства — при изменении государственной границы Российской Федерации (оптация);

д) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным зако­ном «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором РФ.

Основания для отклонения заявления о приеме в гражданство:

— лицам, выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя;

— лицам, в течение 5 последних лет выдворявшихся за пределы РФ;

— лицам, использовавшим подложные документы или сведения;

— лицам, состоящим на военной службе, на службе в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства (если иное не предусмотрено международным договором);

— лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений на территории РФ или за ее пределами;

— лицам, преследующимся за преступления, осужденным или отбывающим наказание в виде лишения свободы до истечения срока наказания;

— лицам, не имеющим законного источника средств к существованию.

Основания прекращения гражданства Российской Федерации:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации:

в общем порядке.

в упрощенном порядке;

Выход из гражданство осуществляется на основе добровольного волеизъявления.

Выход из гражданства не допускается:

— тем, кто имеет невыполненное перед РФ обязательство (оно устанавливается ФЗ);

— тем, кто привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

— тем, кто не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения, то есть РФ не разрешает уход «в никуда»

б) выбор гражданства — при изменении Государственной границы Российской Федерации (оптация);

в) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным зако­ном «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором РФ.

Правила о гражданстве по отношению к детям:

Ребенок следует гражданству родителей.

Гражданство ребенка прекращается, если прекращается гражданство его родителей или единственного родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

если один из родителей приобретает гражданство РФ, а другой иностранный гражданин, их ребенок, проживающий за пределами РФ, может приобрести российское гражданство по заявлению обоих его родителей.

ребенок, являющийся гражданином РФ при усыновлении (удочерении) его иностранцем, сохраняет российское гражданство.

ребенок, усыновленный гражданином РФ, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления, независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, который является гражданином РФ.

Ребенок или недееспособное лицо, находящееся на полном госпопечении в воспитательном или лечебном учреждении, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором это лицо содержится.

гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласия его родителей, лишенных родительских прав.