Приказ Минтруда России № 875 от 26 декабря 2017 г.

В соответствии с пунктом 4 приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы», приказываю:

Утвердить прилагаемую методику разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 ноября 2013 г. N 875 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 ноября 2013 г. N 875
«О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год»

Внести изменения в приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год» с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 апреля 2013 г. N 259, от 11 июля 2013 г. N 452, от 12 сентября 2013 г. N 644, от 4 октября 2013 г. N 698, от 14 октября 2013 г. N 739 и от 15 ноября 2013 г. N 848, согласно приложению.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Внесены изменения в План научно-практических мероприятий Минздрава России на 2013 г.

В раздел «Декабрь» включено новое мероприятие — научно-практическая конференция Минздрава России «Профилактика ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С в Российской Федерации» (пункт 69).

Пункты 69-74 следует считать пунктами 70-75.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 ноября 2013 г. N 875 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год»

Текст приказа официально опубликован не был

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 875 г. Москва «О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Документ является поправкой к

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 декабря 2013 г.

Регистрационный N 30613

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» 1 — приказываю:

1. Утвердить Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (приложение N 1).

2. Внести изменения в нормативные правовые акты МВД России согласно Перечню (приложение N 2).

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 31 августа 2009 г. N 680 «О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» 2 .

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542; 2012, N 4, ст. 471; N 14, ст. 1616.

2 Зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2009 г., регистрационный N 15114.

Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

I. Должности в органах внутренних дел Российской Федерации

1. Должности всех наименований аппарата Министра внутренних дел Российской Федерации 1 и аппаратов заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации.

2. Начальники, заместители начальников структурных подразделений 2 главных управлений, департаментов, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации 3 , Национального центрального бюро Интерпола МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации 4 .

3. Помощники (всех наименований) руководителей (начальников) территориальных органов МВД России, Четвертого управления МВД России, управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, строевых подразделений полиции территориальных органов МВД России, отрядов мобильных особого назначения, специальных отрядов быстрого реагирования, органов предварительного следствия.

4. Следователи всех наименований.

5. Дознаватели всех наименований.

6. Оперуполномоченные всех наименований.

7. Старшие участковые уполномоченные полиции.

8. Должности всех наименований, в служебные обязанности которых входит осуществление полномочий по защите интересов органов внутренних дел в судах и (или) по проведению правовой экспертизы проектов конкурсной документации и документации об аукционе, запросов котировок цен на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России, а также проектов соответствующих договоров, соглашений, государственных контрактов.

9. Эксперты всех наименований:

федерального государственного казенного учреждения «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

территориальных органов МВД России.

10. Главные инспекторы территориальных органов МВД России.

11. Инспекторы всех наименований, в служебные обязанности которых входит осуществление регистрационно-экзаменационных функций, а также функций дорожного надзора, технического надзора, розыска автомототранспортных средств, дорожно-патрульной службы, обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

12. Должности всех наименований, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает осуществление функций, связанных с предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций в сфере оборота оружия, а также частной детективной (сыскной) и охранной деятельности.

13. Инспекторы всех наименований, в служебные обязанности которых входит осуществление функций по исполнению административного законодательства.

14. Должности всех наименований, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает подготовку решений о приеме на службу в органы внутренних дел и переводе сотрудника на другую должность в органах внутренних дел, присвоении специальных званий, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, награждении государственными и ведомственными наградами, осуществление функций инспекции по личному составу, профессиональной служебной и физической подготовки кадровых подразделений.

15. Ревизоры всех наименований, главные эксперты-ревизоры:

Контрольно-ревизионного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации;

контрольно-ревизионных управлений (отделов, отделений, групп) территориальных органов МВД России.

16. Эксперты-ревизоры, специалисты-ревизоры всех наименований:

Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации;

подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

17. Главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации.

18. Главные бухгалтеры, заместители главных бухгалтеров.

19. Должности всех наименований Управления представителей заказчика Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации.

20. Должности всех наименований, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает обеспечение размещения заказов и осуществление закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России.

21. Ученые секретари, должности всех наименований профессорско-преподавательского состава образовательных и научных организаций системы МВД России.

II. Воинские должности военнослужащих внутренних войск МВД России

22. Начальники управлений, самостоятельных отделов, служб и иных структурных подразделений Главного командования внутренних войск МВД России 5 и их заместители.

23. Начальники (всех наименований) структурных подразделений и служб: тыла, техники и вооружения, управлений: финансового, авиационного, инженерного, связи и автоматизированного управления войсками 6 ГКВВ МВД России.

24. Заместители начальников штабов (всех наименований) ГКВВ МВД России;

25. Начальники подразделений при ГКВВ МВД России и их заместители.

26. Начальники структурных подразделений при ГКВВ МВД России и их заместители: инспекции по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью внутренних войск МВД России, отдела контроля за работой служб заказчика и учета недвижимого имущества внутренних войск МВД России, отдела организации питания, транспортного обеспечения, банно-прачечного обслуживания и экологической безопасности внутренних войск МВД России.

27. Начальники учреждений внутренних войск МВД России, их заместители и помощники.

28. Начальники военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России, их заместители и помощники.

29. Начальники структурных подразделений и служб военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России, на которые возложены функции материального обеспечения, учета, а также комплектования.

30. Начальники факультетов, адъюнктур, курсов и их заместители, ученые секретари, должности всех наименований профессорско-преподавательского состава.

31. Командующие войсками оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России 7 , командующий Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации 8 , начальники групп оперативного управления (по субъектам Российской Федерации, находящимся в пределах Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации), их заместители и помощники 9 .

32. Начальники управлений и их заместители, заместители начальников тыла, вооружения, начальники самостоятельных структурных подразделений и служб РК ВВ и ОГВ(с).

33. Начальники (всех наименований) структурных подразделений и служб тыла, техники и вооружения, финансовых, инженерных, авиационных подразделений, подразделений связи и АУВ, РК ВВ и ОГВ(с).

34. Заместители начальников штабов (всех наименований) РК ВВ и ОГВ(с).

35. Помощники командиров соединений и воинских частей по финансово-экономической работе, по работе с кадрами и по правовой работе.

36. Начальники структурных подразделений и служб соединений, воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России, на которые возложены функции материального обеспечения, учета, а также комплектования.

37. Воинские должности всех наименований, выполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление функций по: формированию государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа; размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и ремонта, оказание услуг для нужд внутренних войск МВД России 10 , в том числе по организации и проведению торгов (аукционов, конкурсов), запросов котировок цен на поставки товаров, выполнение работ для нужд войск; приемке товаров (техники, вооружения), выполненных работ и оказанных услуг; контролю за использованием бюджетных денежных средств.

38. Бухгалтеры (всех наименований) и их заместители, ревизоры (всех наименований), юристы (всех наименований 11 ).

39. Начальники структурных подразделений центров заказчика-застройщика внутренних войск МВД России.

40. Начальники военно-врачебных комиссий (всех наименований 12 ).

41. Начальники лечебных и диагностических подразделений (всех наименований) военно-медицинских учреждений внутренних войск МВД России.

III. Должности федеральной государственной гражданской службы

42. Должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные к категориям «руководители» и «помощники (советники)» всех групп должностей в центральном аппарате МВД России и территориальных органах МВД России.

Примечание. Настоящий Перечень распространяется также на должности с двойным наименованием при наличии хотя бы одной из них в настоящем Перечне

1 За исключением должностей высшего начальствующего состава, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации.

2 Под структурными подразделениями в настоящем Перечне понимаются как самостоятельные подразделения, так и входящие подразделения (составные части самостоятельных подразделений).

3 Далее — «МВД России».

4 Далее — «органы внутренних дел».

5 Далее — «ГКВВ МВД России».

6 Далее — «связи и АУВ».

9 За исключением помощников по работе с ветеранами.

10 Далее — «войска».

11 За исключением правового управления ГКВВ МВД России.

12 За исключением начальника Центральной военно-врачебной комиссии внутренних войск МВД России.

Перечень изменений, вносимых в нормативные правовые акты МВД России

1. В приказе МВД России от 8 сентября 2010 г. N 652 «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов» 1 :

1.1. Сноски 1 — 3 к преамбуле изложить в следующей редакции:

» 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N31, ст. 3215; 2006, N6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624; N 48, ст. 5719; N 51, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459; N 7, ст. 704; N 49, ст. 6413; N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31; N 27, ст. 3866; N 29, ст. 4295; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7337; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7620, ст. 7652; 2013, N 14, ст. 1665; N19, ст. 2326, ст. 2329; N23, ст. 2874; N 27, ст. 3441, ст. 3477; N 43, ст. 5454.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N27, ст. 3446; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670.».

Читайте так же:  Отчет движения материальных ценностей сельхозучет форма 121

1.2. В Положении о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов (приложение к приказу):

1.2.1. Сноски 2 — 4 к пункту 1 изложить в следующей редакции:

» 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624; N 48, ст. 5719; N 51, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459; N 7, ст. 704; N 49, ст. 6413; N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31; N 27, ст. 3866; N 29, ст. 4295; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7337; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7620, ст. 7652; 2013, N 14, ст. 1665; N 19, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2874; N 27, ст. 3441, ст. 3477; N 43, ст. 5454.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N27, ст. 3446; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670.».

1.2.2. В подпункте «в» пункта 4 слова «и образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» заменить словами «, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования».

1.2.3. В пункте 6 слова «и образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования» заменить словами «, образовательными организациями высшего образования и организациями дополнительного профессионального образования».

1.2.4. Сноску 1 к абзацу первому подпункта «а» пункта 14 изложить в следующей редакции:

» 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 39, ст. 4588; 2010, N 3, ст. 274; N 27, ст. 3446; N 30, ст. 4070; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670.».

2. В приказе МВД России от 16 апреля 2012 г. N333 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» 2 :

2.1. Сноски 1 — 3 к преамбуле изложить в следующей редакции:

» 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624; N 48, ст. 5719; N 51, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459; N 7, ст. 704; N 49, ст. 6413; N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31; N 27, ст. 3866; N 29, ст. 4295; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7337; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7620, ст. 7652; 2013, N14, ст. 1665; N 19, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2874; N 27, ст. 3441, ст. 3477; N 43, ст. 5454.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3446; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670.».

2.2. В Порядке формирования и деятельности Комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (приложение к приказу):

2.2.1. Сноски 2 — 4 к пункту 1 изложить в следующей редакции:

» 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624; N 48, ст. 5719; N 51, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459; N 7, ст. 704; N 49, ст. 6413; N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31; N 27, ст. 3866; N 29, ст. 4295; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7337; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7620, ст. 7652; 2013, N14, ст. 1665; N19, ст. 2326, ст. 2329; N23, ст. 2874; N 27, ст. 3441, ст. 3477; N 43, ст. 5454.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3446; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670.».

2.2.2. В абзаце первом подпункта «б» пункта 7 слова «и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования» заменить словами «, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования».

2.2.3. Сноску 2 к абзацу первому подпункта «а» пункта 12 изложить в следующей редакции:

» 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 39, ст. 4588; 2010, N3, ст. 274; N27, ст. 3446; N30, ст. 4070; 2012, N12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670.».

1 Зарегистрирован в Минюсте России 22 сентября 2010 г., регистрационный N 18506, с изменениями, внесенными приказами МВД России от 31 мая 2012 г. N 548 (зарегистрирован в Минюсте России 19 июня 2012 г., регистрационный N 24629) и от 12 августа 2013 г. N 621 (зарегистрирован в Минюсте России 9 октября 2013 г., регистрационный N 30132).

2 Зарегистрирован в Минюсте России 17 мая 2012г., регистрационный N 24195, с изменениями, внесенными приказом МВД России от 12 августа 2013 г. N 622 (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2013 г., регистрационный N 30150).

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 31 декабря 2008 г. N 875
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДЕПАРТАМЕНТОВ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОЦЕНКУ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ПРЕМИРОВАНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭТИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с пунктом 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544), в целях оценки выполнения целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее — Министерство), утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. N 681н, и подготовки предложений по премированию их руководителей приказываю:

Перечень департаментов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ответственных за оценку выполнения целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. N 681н «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и критериев оценки эффективности работы их руководителей, условий премирования руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации», и премирования руководителей этих учреждений согласно Приложению N 1;

Порядок представления федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, отчетных данных по выполнению целевых показателей эффективности их деятельности и рассмотрения этих данных в департаментах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласно Приложению N 2;

Форму отчетных данных федерального государственного учреждения о выполнении целевых показателей эффективности его деятельности согласно Приложению N 3;

Форму заключения департамента, ответственного за оценку выполнения целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и премирования руководителей этих учреждений за отчетный период согласно Приложению N 4.

2. Директорам департаментов, ответственным за оценку выполнения целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства, по разделам целевых показателей, типам учреждений и видам их деятельности, обеспечить своевременное представление в Департамент имущественного комплекса заключений по рассмотрению отчетных данных, представляемых подведомственными учреждениями в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 681н «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и критериев оценки эффективности работы их руководителей, условий премирования руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации», и предложений для принятия решения о премировании их руководителей.

3. Финансовому департаменту и Департаменту учетной политики и контроля осуществлять анализ показателей по финансово-экономической деятельности федерального государственного учреждения.

4. Департаменту имущественного комплекса проводить итоговый свод и анализ полученных заключений от департаментов для подготовки проекта Приказа Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации о премировании руководителей федеральных государственных учреждений.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Документ утратил силу с 28 июля 2017 года в соответствии с пунктом 2 Приказа Министра юстиции Республики Казахстан от 27 апреля 2017 года №484

ПРИКАЗ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 20 мая 2010 года №368

Об утверждении Инструкции по организации и производству судебно-медицинской экспертизы

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкции по организации и производству судебно-медицинской экспертизы.

2. Комитету контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

3. Департаменту административно-правовой работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Бисмильдин Ф.Б.) после государственной регистрации настоящего приказа обеспечить в установленном законодательством порядке его официальное опубликование в средствах массовой информации.

4. Признать утратившим силу приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2004 года № 875/1 «Об утверждении Правил организации и производства судебно-медицинской экспертизы» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 3375, опубликованный в газете «Юридическая газета» от 24 января 2005 года № 9-13).

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Каирбекову С.З.

6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.

Министр внутренних дел

________________ С. Баймагамбетов

21 мая 2010 года

Утверждена приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 мая 2010 года №368

Инструкция по организации и производству судебно-медицинской экспертизы

Раздел 1. Организация и производство судебно-медицинской экспертизы

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция детализирует организацию и производство судебно-медицинской экспертизы в Республике Казахстан (далее Инструкция).

2. Производство судебно-медицинской экспертизы (далееэкспертиза) осуществляет судебно-медицинский эксперт, в компетенцию которого входит:

1) экспертиза трупа в случаях насильственной смерти;

2) экспертиза трупа при подозрении на применение насилия или при обстоятельствах, обусловливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке;

3) экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц для определения характера и тяжести вреда здоровью, возраста, половых состояний и разрешения других вопросов, требующих познаний в области судебной медицины;

4) экспертиза вещественных доказательств с применением лабораторных методов исследования;

5) экспертиза по материалам доследственной проверки, уголовным, административным и гражданским делам, а также по делам частного обвинения.

3. Судебно-медицинский эксперт привлекается в качестве специалиста в области судебной медицины к участию в первоначальных и следующих следственных действиях:

1) к осмотру трупа на месте его обнаружения (происшествия);

2) эксгумации, изъятию образцов для сравнительного исследования;

3) к проведению следственного эксперимента.

Также судебно-медицинский эксперт привлекается для проведения экспертизы и дачи разъяснения по проведенным им ранее судебно-медицинским исследованиям в судебном заседании.

Глава 2. Производство судебно-медицинской экспертизы

4. Назначение экспертизы производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

5. Экспертиза подразделяется на единоличную, дополнительную, повторную, комиссионную, и комплексную.

Экспертизу производят один или несколько экспертов в зависимости от вида и сложности экспертизы.

Комиссионная экспертиза назначается в случаях необходимости производства сложных судебно-экспертных исследований и проводится не менее чем двумя экспертами одной специальности.

Постановление, определение органа (лица), назначившего комиссионную судебную экспертизу, обязательны для руководителя органа судебной экспертизы. Руководитель органа судебной экспертизы может также самостоятельно принять решение о проведении по представленным в соответствии с постановлением, определением о назначении судебной экспертизы материалам комиссионной экспертизы и организовать ее производство.

Председателем судебно-медицинской экспертной комиссии является руководитель органа судебно-медицинской экспертизы, в его отсутствиезаместитель по экспертной работе.

1) несет ответственность за работу комиссии;

2) изучает материалы дела;

3) определяет состав комиссии, если он не предусмотрен постановлением о производстве экспертизы и время ее заседания;

4) руководит комиссией и участвует в ее работе.

Для координации деятельности судебных экспертов, входящих в состав комиссии, руководитель органа судебной экспертизы либо орган (лицо), назначивший комиссионную судебную экспертизу, назначает ведущего эксперта.

Ведущий эксперт осуществляет разработку общего плана судебно-экспертных исследований, определяет сроки проведения отдельных исследований в пределах общего срока производства судебной экспертизы и контролирует их соблюдение, осуществляет связь с органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, руководит совещанием судебных экспертов.

При необходимости привлечения в члены комиссии специалиста, не являющегося сотрудником органа судебной экспертизы, руководитель органа судебной экспертизы вносит письменное предложение лицу (органу), назначившему экспертизу о привлечении в качестве членов экспертной комиссии специалистов медицинской организации и высших учебных заведений.

При производстве экспертизы по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей представляются протоколы клинико-анатомических и клинических конференций, документы комиссий организаций здравоохранения.

Читайте так же:  Возврат денежных средств на банковскую карту документы

Члены экспертной комиссии:

выполняют поручения председателя;

осуществляют подготовку материалов к заседанию комиссии;

своевременно знакомятся с материалами дела;

принимают участие в работе комиссии;

составляют совместно с председателем заключения и правильно их оформляют;

сдают в канцелярию органа судебной экспертизы заключения и поступившие материалы.

При производстве комиссионной судебной экспертизы каждый из судебных экспертов независимо и самостоятельно проводит исследования в полном объеме.

В случае разногласия между экспертами каждый из них или часть экспертов дает отдельное заключение либо эксперт, мнение которого расходится с выводами остальных членов комиссии, формулирует его в заключении отдельно.

Комплексная экспертиза назначается, когда для установления обстоятельства, имеющего значение для дела, необходимы исследования на основе разных отраслей знаний, и проводится судебными экспертами различных специальностей в пределах их компетенции.

Организация производства комплексной экспертизы, порученной органу судебной экспертизы, возлагается на его руководителя. Руководитель органа судебной экспертизы вправе также самостоятельно принять решение о проведении по представленным в соответствии с постановлением, определением о назначении судебной экспертизы материалам комплексной экспертизы и организовать ее производство.

При производстве комплексной судебной экспертизы каждый из судебных экспертов проводит исследования в пределах своих специальных научных знаний.

В заключении комплексной судебной экспертизы указывается, какие исследования, в каком объеме провел каждый судебный эксперт и к каким выводам он пришел. Каждый судебный эксперт подписывает заключение в части, отражающей проведенное им исследование.

На основе результатов исследований, проведенных каждым из судебных экспертов, ими формулируется общий вывод (выводы) об обстоятельстве, для установления которого была назначена судебная экспертиза. Общий вывод (выводы) формулируют и подписывают только эксперты, компетентные в оценке полученных результатов. Если основанием окончательного вывода комиссии или части ее являются факты, установленные одним из судебных экспертов (отдельными судебными экспертами), то об этом указывается в заключении.

В случае разногласия между экспертами каждый из них или часть экспертов дает отдельное заключение либо эксперт, мнение которого расходится с выводами остальных членов комиссии, формулирует его в заключении отдельно.

Дополнительная экспертиза назначается при недостаточной ясности или полноте заключения, а также возникновении необходимости решения дополнительных вопросов, связанных с предыдущим исследованием. Производство дополнительной экспертизы поручается тому же, а в случае его отсутствия, иному эксперту.

Повторная экспертиза назначается для исследования тех же объектов и решения тех же вопросов в случаях:

недостаточно обоснованного предыдущего заключения эксперта;

сомнения в правильности заключения эксперта;

нарушения процессуальных норм назначения и производства экспертизы.

В постановлении, определении о назначении повторной экспертизы приводятся причины несогласия с результатами предыдущей экспертизы. Производство повторной экспертизы поручается комиссии экспертов. Эксперты, проводившие предыдущую экспертизу, могут присутствовать при производстве повторной экспертизы и давать комиссии пояснения, в экспертном исследовании и составлении заключения они не участвуют.

В случае, если вторая или последующая по счету судебная экспертиза назначается по нескольким основаниям, одни из которых относятся к дополнительной экспертизе, а другие — к повторной, такая экспертиза производится по правилам повторной экспертизы.

Участие нескольких экспертов (экспертной комиссии) обязательно при производстве (проведении) первичной и дополнительной экспертиз в следующих случаях:

по делам привлечения к уголовной и административной ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения;

определения состояния здоровья;

случаев, связанных с прерыванием беременности;

иных сложных случаев.

6. При производстве экспертизы вне органа судебной экспертизы руководители медицинских организаций обеспечивают судебно-медицинских экспертов помещением для производства экспертизы (морг, врачебный кабинет в поликлинике) и оказывают необходимую помощь.

7. Органы (лицо, назначившее экспертизу) оказывают содействие в пересылке взятых объектов в лабораторные подразделения органа судебной экспертизы.

8. Органы (лицо, назначившее экспертизу) при вызове судебно-медицинского эксперта для участия в первоначальных и иных следственных действиях, предоставляют ему транспортное средство.

9. Судебно-медицинский эксперт осуществляет свои функции в пределах обслуживаемой территории. В случаях стихийных и техногенных катастроф, других чрезвычайных событий по приказу руководителя РГКП «Центр судебной медицины» Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее — Центр), судебно-медицинский эксперт временно командируется за пределы обслуживаемой территории.

Руководители филиалов Центра в регионах устанавливают взаимозаменяемость судебно-медицинских экспертов на период их отпуска или болезни.

Экспертизы в Центре производятся после проведения первичных и комиссионных экспертиз в филиалах Центра.

При отсутствии профильных специалистов и при мотивированном отводе судебно-медицинских экспертов филиалов в Центре могут проводиться первичные экспертизы.

10. В случае сложности экспертизы и необходимости решения вопросов, требующих специальных познаний, судебно-медицинский эксперт заявляет ходатайство перед лицом (органом), назначившим экспертизу, о необходимости участия в ней соответствующих врачей и (или) специалистов, обладающих специальными познаниями.

11. В случае необходимости производства в процессе проведения экспертизы, судебно-медицинских лабораторных исследований для разрешения вопросов, поставленных перед судебно-медицинским экспертом или возникших у него лично, на основании имеющегося у него постановления органов дознания, следователя, прокурора или суда, он направляет объекты в соответствующее лабораторное подразделение органа судебной экспертизы с направлением на проведение исследования.

Содержание направления составляют краткие обстоятельства дела, объективные данные, выявленные при экспертизе, цели лабораторного исследования.

После получения результатов лабораторного исследования оформляется заключение эксперта.

12. При возникновении необходимости консультации лица, подвергаемого экспертизе, обследованию у врача-специалиста, работающего в другой организации здравоохранения, об этом незамедлительно письменно ставится в известность лицо (орган), назначившее экспертизу, которым обеспечивается его проведение, с последующим предоставлением эксперту результатов обследования.

13. При выявлении в процессе проведения экспертизы объектов, которые являются вещественными доказательствами и предметами отдельной судебно-медицинской, криминалистической или иной экспертизы, они подлежат описанию в заключении эксперта и последующей их передаче под расписку лицу (органу), назначившему экспертизу.

14. Объекты для экспертных исследований, в том числе вещественные доказательства, подлежат строгому учету и хранению. Эксперт обеспечивает их недоступность от посторонних лиц.

15. При проведении экспертизы в суде, судебно-медицинский эксперт составляет заключение в письменном виде. Копию заключения приобщают к документам экспертизы, находящимся в архиве экспертного учреждения.

16. В случае неправильного истолкования участниками судебного процесса данного экспертом заключения, судебно-медицинский эксперт заявляет об этом в процессе судебного заседания.

Глава 3. Оформление заключения эксперта

17. Результаты экспертизы оформляются в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республики Казахстан».

18. Эксперт представляет заключение на государственном или русском языке.

19. Заключение состоит из следующих разделов: вводной части, включающей краткое изложение обстоятельств дела, исследовательской части и выводов.

20. В вводной части заключения указываются:

время и место производства экспертизы;

условия производства экспертизы, имеющие значение для экспертного исследования (освещение, температура воздуха);

постановление, на основании которого производится экспертиза; фамилия, имя, отчество эксперта, занимаемая должность, образование, специальность и стаж работы по специальности, при наличии: квалификационная категория, ученая степень, ученое звание;

при экспертизе трупа — фамилия, имя, отчество, возраст умершего (если известно);

при экспертизе потерпевших, обвиняемых и других лиц — фамилия, имя, отчество, возраст, местожительство, документ, удостоверяющий личность;

при экспертизе по материалам дела и административных дел экспертиз вещественных доказательств — наименование и номер уголовного, административного или гражданского дела, количество томов, листов дела, перечень объектов и образцов, поступивших на экспертизу;

фамилии, имя, отчество лиц, присутствующих при производстве экспертизы;

подпись судебно-медицинского эксперта о его процессуальных правах, обязанностях и о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

перечень вопросов, поставленных на разрешение экспертизы;

обстоятельства дела, изложенные в редакции лица (органа), назначившего экспертизу.

21. В исследовательской части содержится подробное описание процесса исследования всех предоставленных объектов экспертного исследования и найденных при этом фактических данных. В исследовательской части излагаются примененные методы исследования, и используется объективная регистрация (фотоснимки, контурные схемы с обозначением повреждений).

Структура исследовательской части определяется видом проводимой экспертизы.

В исследовательской части указываются:

при экспертизе трупа — описание одежды и данные наружного исследования трупа, внутреннего исследования полостей, органов и тканей, перечень изъятых объектов, передаваемых следователю для проведения других видов экспертиз или направленных на лабораторное исследование, результаты проведенных лабораторных исследований с указанием дат их проведения и получения экспертом результатов исследований в виде заключения эксперта, судебно-медицинский диагноз;

при экспертизе потерпевших, обвиняемых и других лиц — подробное описание всех выявленных в процессе экспертного обследования объективных медицинских данных (указание о направлении экспертом обследуемого к врачам других специальностей, на рентгенологическое и другие исследования, а также результаты этих обследований и исследований), описание одежды (если исследовалась), наличие повреждений и наложений на ней, перечень объектов, направленных на лабораторное исследование, результаты этих исследований, отмечается дата проведения дополнительных обследований и исследований, получения их результатов экспертом, формирования выводов в заключении;

при экспертизе вещественных доказательств — подробное описание вещественных доказательств и имеющихся на них следов, изложение примененных методов исследования и полученных результатов по каждому виду исследования, с указанием используемых реагентов, аппаратуры и оборудования, процесса анализа, описания исследования образцов для сравнения;

при экспертизе по материалам уголовных, административных и гражданских дел — подробное изложение фактических данных, необходимых для последующего экспертного анализа;

при экспертизе по делам о профессиональной деятельности медицинских работников — сведения, полученные при изучении оригиналов медицинских и иных документов, имеющих значение для дела (при отсутствии оригиналов документов, экспертиза проводится на основании копии документов заверенных органом (лицом) назначившим экспертизу).

22. Вводная часть, исследовательская часть и выводы составляют протокол заключения эксперта.

В зависимости от вида и сложности экспертизы протокол подписывают один или несколько экспертов, производивших экспертизу.

23. Выводы в заключении являются научно-обоснованным мнением эксперта, сформулированным на основании полученных им результатов и их объективного анализа. Выводы следует излагать ясно, конкретно, не допуская их различного толкования. Допускается объединение ответов на близкие по смыслу вопросы или изменение их последовательности. Экспертное суждение по каждому выводу должно быть мотивировано и обосновано фактическими и научными данными.

Формулировка выводов начинается с изложения оснований (преамбулы), на основании которых установлены все последующие факты и завершается изложением выводов.

В выводах указываются:

ответы судебно-медицинского эксперта на вопросы, поставленные лицом (органом), назначившим экспертизу после получения всех результатов лабораторных и дополнительных экспертных исследований, с формулированием выводов;

экспертная оценка объективных данных, выявленных в процессе исследования, которые, по мнению эксперта, имеют значение для дела, излагаются ясно, конкретно, избегая, по возможности, специальных медицинских терминов;

экспертное суждение по каждому выводу должно быть мотивировано, обосновано фактическими данными.

В случаях невозможности предоставления ответов на поставленные вопросы, выходящие за пределы специальных знаний, либо представленные материалы не пригодны или недостаточны для дачи заключения, эксперт составляет мотивированное сообщение об этом и направляет его органу или лицу, назначившему экспертизу.

24. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых передается лицу (органу), назначившему экспертизу, а другой остается на хранении в архиве органа судебной экспертизы.

25. Заключение по завершению, передается в канцелярию для регистрации и выдачи органу (лицу), назначившему экспертизу.

26. Заключение не подменяется различными справками и выписками, а также для составления вышеуказанных судебно-медицинских документов не применяются не утвержденные формы и бланки анкетного типа, экспертиза не производится по наружному осмотру трупа или не полному его исследованию.

Глава 4. Сроки производства экспертизы

27. Сроки производства экспертиз определяются их видом, объемом и характером экспертных исследований. Длительность срока исполнения экспертиз зависит от видов проводимых различных лабораторных исследований.

Продолжительность производства экспертизы не должна превышать 30 суток со дня получения от органов дознания, следователя, прокурора или суда всех необходимых материалов.

28. Производство экспертиз осуществляется в следующие сроки:

при экспертизе трупов — до 30 суток, с учетом сроков производства лабораторных методов исследования, но не более чем через 3 суток, без учета выходных и праздничных дней, после получения последнего результата дополнительных методов лабораторных исследований;

при экспертизе живых лиц, требующих дополнительных исследований и (или) медицинской документации — до 30 суток;

при экспертизе живых лиц, по делам упрощенного досудебного судопроизводства, не требующих дополнительных исследований и медицинской документации — до 3 суток без учета выходных и праздничных дней.

29. В случаях, невозможности завершения производства экспертизы в установленный срок, до его истечения судебно-медицинский эксперт через руководителя органа судебной экспертизы в письменном виде предупреждает об этом лицо (орган), назначившее экспертизу, указав причину и ориентировочный срок ее завершения.

Продление срока производства судебной экспертизы осуществляется органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, по мотивированному ходатайству руководителя органа судебной экспертизы.

Приостановление производства судебной экспертизы производится до устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления, но не более чем на десять суток. Если обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства судебной экспертизы, не будут устранены в течение указанного срока, в адрес органа (лица), назначившего судебную экспертизу, направляется сообщение о невозможности дать заключение.

Заключение судебного эксперта либо сообщение о невозможности дать заключение направляется органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, в течение трех суток после их составления.

Раздел 2. Экспертиза установления тяжести причиненного вреда здоровью

Глава 5. Общие положения

30. В соответствии с медицинскими признаками (критериями) вреда здоровью, предусмотренными уголовным законодательством Республики Казахстан, эксперт при проведении экспертизы устанавливает тяжесть причиненного вреда здоровью.

Для установления тяжести причиненного вреда здоровью достаточно одного из признаков этого вреда.

При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть причиненного вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.

Под вредом здоровью понимают нарушение анатомической целости органов (тканей) или их физиологических функций (телесные повреждения), либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психогенных.

Под расстройством здоровья следует понимать состояние организма, при котором выявляются клинически выраженные болезненные изменения местного и (или) общего характера, обусловленные конкретной травмой или заболеванием — когда имеется нарушение анатомической целости или физиологической функции органов.

Процент стойкой утраты общей трудоспособности, вследствие различных травм, устанавливается в соответствии с таблицей процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, согласно Приложению 1 к настоящей Инструкции.

Читайте так же:  Автострахование осаго югория

Под общей трудоспособностью следует понимать совокупность врожденных и приобретенных способностей человека к действию, направленному на получение социально-значимого результата в виде определенного продукта, изделия или услуги.

Под профессиональной трудоспособностью следует понимать способность к труду в своей профессии или другой равной ей по оплате и по квалификации деятельности.

Глава 6. Тяжкий вред здоровью

31. Квалифицирующими признаками (критериями) тяжкого вреда здоровью являются:

1) опасность для жизни человека;

2) не опасные для жизни повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью по последствию после каких-либо воздействий: потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа, либо утрата органом его функций; неизгладимое обезображивание лица; расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (33% и выше); полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство (психическое заболевание); заболевание наркоманией или токсикоманией.

32. Опасным для жизни вредом здоровью следует считать как телесные повреждения, так и патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных внешних факторов, которые могут угрожать жизни потерпевшего.

Предотвращение смертельного исхода, обусловленного оказанием медицинской помощи, самопомощи или взаимопомощи, а также стечением случайных обстоятельств, не должно приниматься во внимание при оценке опасности для жизни.

33. К вреду здоровью, опасному для жизни, относятся:

1) проникающие ранения черепа, в том числе и без повреждения головного мозга;

2) открытые и закрытые переломы костей свода и основания черепа, за исключением изолированных трещин только наружной пластинки свода черепа и переломов костей лицевого скелета, не являющихся частью мозгового черепа, переломы частей решетчатой, клиновидной костей, участвующих в формировании мозгового черепа;

3) ушиб головного мозга тяжелой степени, ушиб головного мозга средней степени при наличии симптомов поражения стволового отдела мозга;

4) эпидуральное, субдуральное, субарахноидальное, внутримозговое и внутрижелудочковое кровоизлияние при наличии угрожающих жизни состояний;

5) ранения, проникающие в позвоночный канал, в том числе и без повреждения спинного мозга;

6) переломы-вывихи или переломы тел, или двухсторонние переломы дуг шейных позвонков, а также односторонние переломы дуг первого и второго шейных позвонков, в том числе и без нарушения функции спинного мозга;

7) вывихи шейных позвонков; подвывихи шейных позвонков, сопровождающиеся угрожающими жизни состояниями или нарушением функции спинного мозга;

8) закрытые повреждения спинного мозга в шейном отделе, сопровождающиеся угрожающими жизни состоянием и нарушением функции спинного мозга;

9) перелом или перелом-вывих одного или нескольких грудных или поясничных позвонков с нарушением функции спинного мозга или с наличием клинически установленного шока тяжелой степени и других угрожающих жизни состояний;

10) закрытые повреждения грудных, поясничных и крестцовых сегментов спинного мозга, сопровождающиеся тяжелым спинальным шоком или нарушением функции тазовых органов;

11) ранения, проникающие в просвет глотки, пищевода, гортани, трахеи, а также открытые повреждения щитовидной и вилочковой желез;

12) переломы подъязычной кости, открытые и закрытые переломы хрящей гортани и трахеи, сопровождающиеся угрожающими жизни состояниями;

13) ранения грудной клетки, проникающие в плевральную полость, полость перикарда или клетчатку средостения, в том числе и без повреждения внутренних органов (подкожная эмфизема не может рассматриваться как признак проникающего ранения, при отсутствии явлений гемо-пневмоторакса);

14) ранения живота, проникающие в брюшную полость (полость брюшины и забрюшинное пространство), в том числе и без повреждения внутренних органов;

15) ранения, проникающие в полость мочевого пузыря, верхнего и среднего отделов прямой кишки, а также обширные открытые повреждения всех слоев нижнего отдела прямой кишки;

16) открытое и закрытое ранение (разрыв) внутреннего органа грудной или брюшной полостей, или забрюшинного пространства (почек, надпочечников, поджелудочной железы), или диафрагмы, или предстательной железы, или мочеточника, или перепончатой части мочеиспускательного канала;

17) двусторонние переломы заднего полукольца таза с разрывом подвздошно-крестцового сочленения и нарушением непрерывности тазового кольца, или двойные переломы тазового кольца в передней и задней частях с нарушением его непрерывности;

18) открытые переломы длинных трубчатых костей в диафизарной части (плечевой, бедренной, большеберцовой, обеих костей предплечья).

Открытым переломом следует считать перелом, который сообщается с внешней средой, т.е. в проекции перелома имеются нарушение целостности окружающих мягких тканей, кожи, причиненное прямым воздействием травмирующего предмета или в результате повреждения мягких тканей и кожи концами костных отломков изнутри;

19) при открытых переломах лучевой, локтевой и малоберцовой костей, при закрытых переломах плечевой, бедренной и большеберцовой костей, а также закрытых повреждениях крупных суставов (плечевого, локтевого, лучезапястного, тазобедренного, коленного, голеностопного) степень причиненного вреда здоровью устанавливается в зависимости от вызванной ими опасности для жизни, длительности расстройства здоровью, либо по признаку стойкой утраты трудоспособности;

20) повреждение крупного кровеносного сосуда: аорты, сонной (общей, внутренней, наружной), подключичной, подмышечной (подкрыльцовой), плечевой, подвздошной, бедренной, подколенной артерий или сопровождающих их вен, с проникновением в их просвет;

21) повреждение периферических сосудов (головы, лица, шеи, предплечья, кисти, голени, стопы) квалифицируется в зависимости от вызванной ими конкретной опасности для жизни (например, массивная кровопотеря, шок тяжелой степени и другие);

22) повреждения, повлекшие за собой угрожающие жизни состояния: шок тяжелой степени (III-ей, IV-ой степени), кома различной этиологии; массивная кровопотеря, вызвавшая коллапс, острая сердечная или сосудистая недостаточность, коллапс, тяжелая степень нарушения мозгового кровообращения, острая почечная или острая печеночная недостаточность, острая дыхательная недостаточность тяжелой степени, гнойно-септические состояния, расстройства регионального или органного кровообращения, приведшие к инфаркту внутренних органов, гангрене конечностей, эмболии (газовая или жировая) сосудов головного мозга, легких и других органов, тромбоэмболии, сочетание угрожающих жизни состояний;

23) термические ожоги третьей, четвертой степени с площадью поражения, превышающей 15% поверхности тела, ожоги третьей степени с площадью поражения превышающей 20% поверхности тела, ожоги второй степени с площадью поражения превышающей 30% поверхности тела, а также ожоги меньшей площади, сопровождающиеся угрожающими жизни состояниями (последствия ожогов должны оцениваться без учета пластических и восстановительных операций), ожоги дыхательных путей с явлениями отека и сужения голосовой щели;

24) химические ожоги (концентрированные кислоты, едкие щелочи, иные отравляющие вещества), вызвавшие, помимо местного, общетоксическое действие, угрожающее жизни;

25) отравления химическими веществами (ядами) или патологические состояния, вызванные биологическими агентами и повлекшие угрожающие жизни состояния;

26) сдавление органов шеи и другие виды механической асфиксии, сопровождающиеся выраженными признаками угрожающих жизни явлений (расстройство мозгового кровообращения, потеря сознания, амнезия и другие), если это установлено объективными данными;

27) открытые повреждения тазобедренного и коленного суставов;

28) повреждения от действия низкой температуры (общее охлаждение организма, отморожения), при наличии угрожающих жизни состояний.

34. Не опасными для жизни повреждениями, относящимися к тяжкому вреду здоровью по исходу и последствиям, являются потеря зрения, речи, слуха, какого-либо органа, или утрата органом его функций:

1) под потерей зрения следует понимать полную стойкую слепоту на оба глаза или снижение остроты зрения до 0,04 и ниже (счет пальцев на расстоянии 2 метров и до светоощущения); потеря зрения на единственный глаз;

2) потеря зрения на один глаз влечет за собой утрату органом его функции и относится к тяжкому вреду здоровью, потеря одного здорового (зрячего) глазного яблока является потерей органа и также относится к тяжкому вреду здоровью;

3) повреждение слепого глаза, потребовавшее его удаления, оценивается в зависимости от длительности расстройства здоровья, с обязательным указанием о неизгладимости повреждения;

4) под потерей речи следует понимать потерю способности выражать свои мысли членораздельными звуками, понятными для окружающих, либо в результате потери голоса;

5) под потерей слуха следует понимать полную глухоту или такое необратимое состояние, когда потерпевший не слышит разговорной речи на расстоянии 3-5 см от ушной раковины, потеря слуха на одно ухо оценивается как утрата органом его функции и относится к тяжкому вреду здоровью;

6) под потерей какого-либо органа, либо утратой органом его функций следует понимать: потерю руки, ноги, (отделение их от туловища или утрату ими функций вследствие паралича или иного состояния, исключающего их деятельность, под анатомической потерей руки или ноги следует понимать как отделение от туловища всей руки или ноги, так и кисти и стопы), потерю производительной способности, заключающуюся в потере способности к совокуплению, либо потерю способности к оплодотворению, зачатию, вынашиванию беременности, деторождению, потерю одного яичка, расцениваемого как потеря органа;

7) при повреждениях лица эксперт устанавливает их тяжесть в соответствии с признаками, содержащимися в настоящей Инструкции, также определяется, является ли повреждение изгладимым, или неизгладимым (под изгладимостью следует понимать значительное уменьшение или возможность исчезновения видимых последствий травмы — выраженности рубцов, деформаций, нарушения мимики и другие, с течением времени или под влиянием консервативного (нехирургического) лечения, если же для их устранения требуется оперативное вмешательство (косметическая или пластическая операция), то повреждения на лице считаются неизгладимыми, при установлении неизгладимости эксперт в заключении отмечает, что если такие последствия будут признаны судом или следователем обезображивающими лицо, повреждения следует оценить как приведшие к тяжкому вреду здоровью);

8) значительная стойкая утрата общей трудоспособности более чем на одну треть (более 33%): размеры значительной стойкой утраты общей трудоспособности при повреждениях устанавливаются после определившегося исхода травмы (по таблице процентов утраты трудоспособности в результате различных травм в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции);

9) у детей утрата трудоспособности определяется, исходя из общих положений, установленных настоящей Инструкцией; у инвалидов значительная стойкая утрата общей трудоспособности в связи с полученным повреждением определяется как у практически здоровых людей, независимо от инвалидности и ее группы;

10) при утрате профессиональной трудоспособности — определение производится медико-социальными экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности;

11) прерывание беременности, независимо от ее срока, является тяжким вредом здоровью, если оно не связано с индивидуальными особенностями организма, и стоит в прямой причинной связи с повреждением;

12) диагностика психического расстройства (психического заболевания), наркомании, токсикомании осуществляется психиатрической, наркологической экспертизой, но их связь с полученной травмой, а также оценка тяжести вреда здоровью вследствие душевной болезни, наркомании и токсикомании производится комиссией судебно-медицинских экспертов, по необходимости с участием специалистов, психиатров, наркологов, токсикологов (под психическим расстройством следует понимать психическое заболевание (психическая болезнь), в группу психических заболеваний не включаются связанные с повреждением нервной системы реактивные состояния (психозы, неврозы); повреждение квалифицируется как тяжкий вред здоровью, в случае если оно повлекло за собой развитие психического заболевания, вне зависимости от длительности его течения и степени излечимости).

Глава 7. Средний вред здоровью

35. Квалифицирующими признаками (критериями) вреда здоровью средней тяжести являются:

1) длительное расстройство здоровья — на срок свыше 3 недель (более 21 дня), к длительному расстройству здоровья относятся последствия в виде заболевания или нарушения функции какого-либо органа, продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня), непосредственно связанные с причинением вреда здоровью;

2) значительная стойкая утрата общей трудоспособности (10-33% включительно).

Глава 8. Легкий вред здоровью

36. Квалифицирующими признаками (критериями) легкого вреда здоровью являются:

1) кратковременное расстройство здоровья — сроком не свыше 3 недель — не более 21 дня;

2) незначительная стойкая утрата общей трудоспособности — менее 10%.

Глава 9. Проведение экспертизы тяжести причиненного вреда здоровью

37. Судебно-медицинская оценка тяжести причиненного вреда здоровью проводится судебно-медицинским экспертом путем медицинского обследования потерпевшего на основании постановления судебно-следственных органов.

38. Экспертиза тяжести причиненного вреда здоровью также может быть проведена по медицинским документам (карте стационарного больного, карте амбулаторного больного и другим медицинским документам) при наличии полного пакета документов, содержащих исчерпывающие данные о характере повреждения, его клиническом течении.

39. В случаях установления последствий или исхода травм, при проведении экспертизы по медицинским документам, когда судебно-медицинская оценка тяжести вреда здоровью вызывает затруднения в связи с противоречивыми данными медицинских документов о характере, последствиях, продолжительности заболевания, по запросу эксперта орган уголовного преследования или суд обеспечивает явку потерпевшего для проведения экспертизы.

40. Судебно-медицинский эксперт устанавливает личность свидетельствуемого лица, по документу, удостоверяющему личность (в случае его отсутствия личность свидетельствуемого удостоверяет лично лицо, назначившее экспертизу), выясняет у свидетельствуемого лица обстоятельства причинения повреждений; жалобы и, при необходимости, другие сведения; изучает материалы дела и медицинские документы. Все полученные данные фиксируются в заключении эксперта.

41. В случае если необходимые медицинские документы и другие материалы дела не представлены эксперту, он в течение суток с момента возникновения необходимости в этом, заявляет лицу или органу, назначившему экспертизу, ходатайство о предоставлении недостающих материалов.

42. При проведении экспертизы, эксперт использует только оригиналы медицинских документов, при отсутствии подлинных документов, эксперт принимает за основу копии медицинских документов, заверенных органом (лицом назначившим экспертизу), использует данные дополнительных исследований, проводимых с привлечением профильных специалистов.

В этих случаях в заключении эксперта указывается где, когда и кем дополнительно обследовалось освидетельствуемое лицо, какие факты при этом установлены и к каким выводам пришел специалист. Заключение составляется экспертом с учетом результатов этого обследования.

43. Длительность расстройства здоровья определяют с учетом данных, содержащихся в медицинских документах. Оценивая характер и продолжительность заболевания или нарушения функций, связанных с причиненным вредом здоровью, эксперт исходит из объективных данных, в том числе установленных в процессе проведения экспертизы.

44. Судебно-медицинский эксперт оценивает данные медицинских документов критически, так как длительность лечения потерпевшего может быть не обоснована характером травмы, ее клиническим проявлением, также может иметь место отказ потерпевшего от листка нетрудоспособности и преждевременный выход на работу по личному желанию.

Во всех указанных случаях судебно-медицинский эксперт оценивает продолжительность заболевания и его тяжесть, исходя из объективных клинических данных.

Длительность расстройства здоровья, длительность лечения и временная нетрудоспособность являются различными понятиями и не всегда совпадают по срокам.

45. При оценке тяжести вреда здоровью, причиненного лицу, страдающему каким либо заболеванием, учитываются только последствия причиненной травмы.

Эксперт также определяет влияние травмы на заболевание (обострение заболевания, переход его в более тяжелую форму).