Комитет осуществляет следующие полномочия:

1. В сфере образования:

обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, в соответствии с нормативами, определенными Администрацией Волгоградской области;

организует предоставление общего образования в государственных образовательных организациях Волгоградской области;

создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Волгоградской области;

осуществляет финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, в соответствии с нормативами, определенными постановлением Администрации Волгоградской области;

организует предоставление среднего и дополнительного профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования, за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных организациях, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации;

организует предоставление дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Волгоградской области;

организует предоставление дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Волгоградской области;

организует обеспечение муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Волгоградской области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

участвует в проведении экспертизы примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

участвует в проведении экспертизы учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Волгоградской области, реализации прав граждан на получение на территории Волгоградской области образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение на территории Волгоградской области родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, а также в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке;

обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования Волгоградской области, в том числе осуществляет ежегодную публикацию результатов мониторинга в виде итогового (годового) отчета о состоянии и перспективах развития образования в Волгоградской области;

организует обеспечение условий беспрепятственного доступа инвалидов к предоставлению образовательных услуг;

организует предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

обеспечивает открытость и доступность информации о системе образования, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в общеобразовательные организации, находящиеся на территории Волгоградской области;

создает необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

оказывает содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности;

создает институциональные, организационные и иные условия для взаимодействия государственных профессиональных образовательных организаций Волгоградской области, органов исполнительной власти Волгоградской области, работодателей и их объединений, в том числе путем создания координационных и совещательных органов, уполномоченных на осуществление государственно-общественного управления в сфере среднего профессионального образования, общественной и общественно-профессиональной аккредитации;

создает специальные условия для получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования;

осуществляет информационное обеспечение образовательных организаций, находящихся на территории Волгоградской области, с использованием научно-педагогического потенциала Волгоградской области;

утверждает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации, подведомственной Комитету, и руководителя образовательной организации, подведомственной Комитету;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, находящихся на территории Волгоградской области;

определяет порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками, утверждает перечень региональных инновационных площадок;

создает условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику;

определяет порядок организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации Волгоградской области и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения;

утверждает порядок установления контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) государственным профессиональным образовательным организациям Волгоградской области, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

устанавливает порядок назначения государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения, за счет средств областного бюджета;

устанавливает размер и порядок выплаты педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена;

устанавливает средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Волгоградской области;

устанавливает максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми;

устанавливает порядок организации обучения на дому детей-инвалидов и детей, нуждающихся в длительном лечении;

организует проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников государственных организаций Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность, а также муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Волгоградской области;

создает государственную экзаменационную комиссию для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Волгоградской области;

обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Волгоградской области;

организует формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;

осуществляет аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Волгоградской области;

обеспечивает раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и организацию их психолого-медико-педагогического обследования и коррекции;

устанавливает порядок обеспечения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощью родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;

устанавливает порядок бесплатного предоставления специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

участвует в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

Читайте так же:  Льготы по транспортному налогу курской области

осуществляет организацию обеспечения государственных образовательных организаций, подведомственных Комитету, имеющих государственную аккредитацию, бланками документов об образовании и (или) о квалификации;

утверждает порядок и критерии включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, имеющих право на проведение экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на территории Волгоградской области, и перечень указанных образовательных организаций;

осуществляет содействие при проведении научных исследований в сфере образования и разработке программ их практического применения;

осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования Волгоградской области;

обеспечивает деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Волгоградской области;

осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

осуществляет аккредитацию экспертов для проведения аккредитационной экспертизы образовательных организаций;

осуществляет ведение на электронных носителях реестра экспертов;

разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфере образования;

утверждает типовые требования к одежде обучающихся в государственных и муниципальных организациях Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

осуществляет иные полномочия в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.

2. В сфере молодежной политики:

разрабатывает и реализует межмуниципальные мероприятия по работе с детьми и молодежью;

обеспечивает сотрудничество общественных объединений с органами государственной власти Волгоградской области по реализации молодежной политики;

обеспечивает информационную и научно-методическую поддержку молодежной политики;

формирует и ведет областной реестр специализированных организаций, осуществляющих работу с детьми, подростками и молодежью, пользующихся государственной поддержкой в сфере молодежной политики;

формирует и ведет областной реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой;

оказывает поддержку молодежным и детским общественным объединениям;

формирует единую молодежную информационно-образовательную инфраструктуру Волгоградской области;

содействует установлению международных и межрегиональных связей в сфере молодежной политики;

оказывает содействие в профессиональном самоопределении и занятости молодежи;

оказывает поддержку предпринимательской деятельности молодежи;

участвует в мероприятиях, направленных на поддержку молодежи в сферах здравоохранения, физической культуры и спорта;

оказывает поддержку талантливой молодежи;

участвует в мероприятиях по профилактике негативных проявлений в молодежной среде;

организует в пределах своей компетенции мероприятия по духовно-нравственному, гражданскому, патриотическому воспитанию, допризывной подготовке молодежи;

координирует деятельность Молодежной администрации Волгоградской области, оказывает поддержку Молодежному парламенту Волгоградской области;

организует и обеспечивает санаторное лечение, оздоровление и отдых детей, обеспечивает проведение профильных лагерей (смен);

организует трудовое воспитание, отдых и оздоровление молодежи;

участвует в организации и проведении новогодних мероприятий для детей;

обеспечивает развитие молодежного добровольческого движения;

оказывает поддержку молодым ученым и специалистам в научно-образовательной сфере;

осуществляет иные полномочия в сфере молодежной политики в соответствии с действующим законодательством.

3. Осуществляет мероприятия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в образовательных организациях, за исключением обучающихся в федеральных образовательных организациях.

4. Осуществляет функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

5. Осуществляет полномочия в сфере опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.

6. Осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Волгоградской области, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее именуется — Федеральный закон), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Волгоградской области, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона;

государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Волгоградской области, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона;

подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях.

7. Осуществляет мероприятия, направленные на увековечение памяти погибших при защите Отечества. Взаимодействует с уполномоченными федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества.

8. Разрабатывает проекты законов Волгоградской области, постановлений и распоряжений Губернатора Волгоградской области, постановлений Администрации Волгоградской области, иных нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции.

9. Издает правовые акты в пределах своих полномочий.

10. Разрабатывает, утверждает и реализует ведомственные целевые программы с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Волгоградской области.

11. Осуществляет в пределах своих полномочий разработку и реализацию государственных программ Волгоградской области с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Волгоградской области.

12. Участвует в реализации федеральных целевых программ.

13. Запрашивает в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, организаций информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.

14. Организует работу по созданию, реорганизации и ликвидации подведомственных Комитету государственных образовательных организаций и иных государственных учреждений в пределах полномочий Комитета.

15. Осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных Комитету государственных образовательных организаций и иных государственных учреждений в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе проверку их деятельности.

16. Осуществляет ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, подведомственных Комитету.

17. Осуществляет формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (работ) государственным образовательным организациям, являющимся бюджетными и автономными учреждениями, и иным государственным учреждениям, подведомственным Комитету.

18. Осуществляет функции государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Волгоградской области в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения государственных нужд Комитета.

19. Осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.

20. Организует проведение совещаний, конференций, выставок и конкурсов, других мероприятий, в том числе и межрегиональных, в установленной сфере деятельности и участвует в указанных мероприятиях.

21. Привлекает для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов.

22. Обеспечивает межрегиональное и международное сотрудничество в установленных сферах деятельности.

23. Участвует в пределах своей компетенции в реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

24. Осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия в сфере гражданской обороны, а также защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

25. Осуществляет расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

26. Осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по пожарной безопасности.

27. Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в соответствии с действующим законодательством.

28. Создает в необходимых случаях совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) для рассмотрения вопросов, входящих в полномочия Комитета.

29. Осуществляет рассмотрение обращений организаций и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.

30. Осуществляет комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Комитета, в соответствии с действующим законодательством.

31. Представляет в установленном порядке статистическую, финансовую и бухгалтерскую отчетность о деятельности Комитета и подведомственных ему государственных образовательных организаций и иных государственных учреждений.

Читайте так же:  Мировой суд омская

32. Обеспечивает в пределах своих полномочий соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности конфиденциальной информации, сведений, составляющих государственную тайну.

33. Принимает участие в реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму и терроризму в пределах своей компетенции.

34. Устанавливает перечень должностных лиц Комитета, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в сферах ведения Комитета.

35. Осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных Комитету организациях.

36. Осуществляет разработку и реализацию мер по содействию развитию конкуренции и по развитию конкурентной среды в Волгоградской области в установленной сфере деятельности.

37. Участвует в развитии механизмов государственно-частного партнерства в целях повышения качества образования, удовлетворения потребностей населения Волгоградской области в установленной сфере деятельности, а также эффективного использования бюджетных средств.

38. Осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей организациями отдыха детей и их оздоровления, расположенными на территории Волгоградской области, и лагерями, организованными образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время на территории Волгоградской области.

39. Согласовывает в порядке, установленном Губернатором Волгоградской области, кандидатуры на должности руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, обеспечивающих осуществление переданных государственных полномочий в сферах деятельности, относящихся к компетенции Комитета.

40. Осуществляет методическую и консультационную работу с органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, в том числе методическое обеспечение по правовым, социальным и экономическим вопросам государственной молодежной политики.

41. Осуществляет внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.

42. Осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Компетенция образовательного учреждения

Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся (в ред. от 29.12.2010 г.):

материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;

предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);

подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.


    Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;

разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;

разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом Российской Федерации «Об образовании»;

самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;

осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании»;

обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;

определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;

обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.

Полномочия образовательных организаций

При определении полномочий в сфере образования органов местного самоуправления следует исходить из положений Конституции РФ, которыми установлены основы муниципального права России, а также из предписаний Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1].

В Конституции РФ (ст. 12) предусмотрено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, и закрепляется самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Кроме того, на конституционном уровне подтверждается, что:

— местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130 Конституции РФ);

— органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132);

— местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение установленных прав местного самоуправления (ст. 133).

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены полномочия муниципальных районов и городских округов, которые они реализуют, решая вопросы местного значения, которые связаны со сферой образования. Так, муниципальный район (ст. 15) и городской округ (ст. 16) наделены полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

К правам органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов (ст. 15.1) относится осуществление функций учредителя муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года, а к аналогичным правам органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района (статья 16.1) отнесено создание муниципальных образовательных организаций высшего образования.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования детализированы в комментируемой статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Читайте так же:  Договор купли-продажи автомобиля рф образец

1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (например, Решение Совета муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 9 октября 2012 г. № 58/705 «Об утверждении положений об организации предоставления общедоступного и бесплатного образования на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан»[2], Постановление администрации городского округа Троицк в г. Москве от 17 июня 2013 № 612 «Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере образования городского округа Троицк в городе Москве в новой редакции»[3]). Из полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов изымаются полномочия по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые в соответствии со ст. 8 (ч. 1 п. 3) комментируемого закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (например, Постановление администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области от 26 марта 2014 г. № 109 «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных бюджетных образовательных организациях Ивнянского района»[4], Постановление администрации города Кимры от 27 февраля 2015 г. № 126-па «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям на территории города Кимры»[5]). Из полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов изымаются полномочия, связанные с дополнительным образованием детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 8 (ч. 1 п. 8) комментируемого Закона.

3. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (например, Постановление Администрации города Белокурихи от 4 марта 2015 № 237 «Об утверждении Положения о создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а также их содержание в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Белокуриха»[6]). В приведенном в качестве примера муниципальном акте определено, что услуга по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста оказывается муниципальными бюджетными дошкольными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Организация обеспечивает присмотр, уход и содержание воспитанников в возрасте от 2 месяцев (при наличии соответствующих условий) до 7 лет. Она создает условия, необходимые для осуществления присмотра и ухода за детьми, включая организацию их питания и хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (родительская плата), и ее размер.

4. Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района от 28 марта 2014 г. № 336 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений»[7]).

Полномочиями по созданию муниципальных образовательных организаций высшего образования наделены только органы местного самоуправления городских округов. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи органы местного самоуправления городских округов имеют право обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Что касается органов местного самоуправления муниципальных районов, то они в соответствии с Законом об образовании не обладают полномочиями по созданию муниципальных образовательных организаций высшего образования. В ч. 3 комментируемой статьи установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов могут осуществлять функции учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, только в отношении тех организаций, которые находились в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.

5. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (например, Постановление администрации Светлогорского района (Калининградской области) от 5 марта 2015 г. № 158 «Об утверждении Положения об обеспечении содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий муниципального образования «Светлогорский район»»[8]). В принимаемых по этим вопросам муниципальных правовых актах, как правило, устанавливаются требования к содержанию таких зданий и сооружений, к обустройству прилегающей к образовательному учреждению территории, определяется порядок контроля за техническим состоянием зданий и сооружений и регулируются вопросы финансового обеспечения содержания зданий и сооружений образовательных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий.

Заметим также, что устанавливая в ст. 8 комментируемого Закона полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по об еспечению государственных гарантий реализации прав на получение образования в муниципальных образовательных организациях, законодатель выводил из состава этих полномочий вопросы содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, имея в виду, что соответствующие полномочия в ст. 9 закрепляются за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

6. Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа (например, Постановление Администрации Тюменского муниципального района от 28 февраля 2014 г. № 408 «Об утверждении Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования»[9], Постановление Администрации Великого Новгорода от 24 апреля 2014 г. № 2127 «Об утверждении Порядка организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, на территории муниципального образования — городского округа Великий Новгород»[10]).

Законодательство предусматривает осуществление ежегодного учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Обязательный учет детей в возрасте до 18 лет, проживающих (постоянно или временно) на территории муниципального образования, осуществляется в целях обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Выявление и учет детей осуществляются в рамках взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно со следующими организациями и учреждениями:

— муниципальными и государственными образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

— учреждениями здравоохранения (в пределах своей компетенции);

— муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания населения;

— управлением Федеральной миграционной службы по субъекту Российской Федерации.

Учет детей осуществляется путем формирования единой информационной базы данных о детях, подлежащих обучению.

Как и в случае с полномочиями федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, при закреплении полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов законодатель устанавливает открытый перечень таких полномочий, допуская его дополнение через внесение соответствующих корректировок в Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации».

Как уже отмечалось, на уровне местного самоуправления полномочия в сфере образования законодательно установлены только в отношении органов местного самоуправления муниципальных районов[11] и городских округов[12].

В отношении сельских поселений полномочия в сфере образования не установлены, что не содействует эффективному решению острейшей проблемы с сельскими школами.

Законодателем отдельно установлены особенности распределения полномочий в сфере образования в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации ― городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

[1] СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

[2] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.