Какое образование и квалификация должны быть у воспитателя детского сада?

Какое образование и квалификацию должен иметь воспитатель МБДОУ (детский сад)?

Ответы юристов (2)

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Образование у воспитателей дошкольных учреждений, как и школьных, должно быть педагогическое. Квалификация присваивается после сдачи аттестации, после определенного периода отработанного времени. Чем больше стаж, тем, как правило выше квалификация.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Должностная инструкция воспитателя детского сада

Внимание! В статье приведен документ.

Обязанности воспитателя прописаны в должностной инструкции. Существует типовая форма, в которой приведены стандартные общие положения, должностные обязанности, умения, однако руководитель дошкольного учреждения может вносить в документ небольшие коррективы, как и собственно воспитатель.

Вне зависимости от этих поправок, закон наделяет воспитателя ответственностью за жизнь и здоровье детей. Это значит: если с ребенком что-либо случается (упал, рассек бровь, порвал одежду), за все это спросят с воспитателя. Минимальное наказание — выговор, максимальное — суд и соответствующая административная, либо уголовная ответственность.

Воспитатель несет ответственность с момента передачи малыша родителями и вплоть до того момента, пока его не забрали. При этом возникают спорные ситуации, когда и воспитатели, и родители сомневаются в правомерности требований. Рассмотрим их.

  • Если ребенка оставили у калитки.

Если мама торопится на работу и решает оставить ребенка у калитки — «Дальше сам дойдешь», то весь груз ответственности ложится на плечи родительницы. Подскользнулся, ушел, разделся по пути — это все заботы мамы, отдавшей приоритет работе нежели довести малыша до группы.

Когда ребенок все же появляется в группе, один, воспитатель обязан об этом доложить заведующей в письменном виде. Вечером под этим документом должны поставить подпись родители.

  • Если воспитателю нужно отлучиться из группы.

На время отсутствия воспитателя за детьми приглядит нянечка, однако ответственность за жизнь и здоровье детей несет заведующая.

Воспитатель обязан предупредить о перерыве в работе заведующую. В должностной записки он указывает причины отсутствия и приблизительное время.

  • Если родители не пришли за ребенком на момент закрытия детского сада.

Вот этот пункт вызывает большое недоумение у родителей. Пишет Анна Иванова:

«По долгу своей службы я вынуждена иногда задерживаться на работе. Задержки небольшие 5-10 минут. Воспитатель каждый раз недоволен, что я опаздываю. Неужели так сложно посидеть пару минут?»

А вот другая мама, Юлия Зацепина:

«Я с воспитательницей договорилась. Даю ей немножко денежек. Зато могу спокойно задержаться и на полчаса, и спокойна — что мой ребенок под присмотром. Не надо бежать сломя голову. Все же человеку тоже надо домой, а так небольшое поощрение сглаживает мой поздний приход».

Анна Иванова не права. Воспитателю, может, и не сложно посидеть лишние 5 минут, но делать этого он вовсе не обязан. Закон разрешает отдать ребенка, который отныне считается беспризорным, в детскую комнату милиции, если родитель не пришел за своим чадом.

Порядок доставления ребёнка в милицию, а также уведомления о таком доставлении родителей и порядок выдачи ребёнка родителям регулируется «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года N 569, и рядом других внутриведомственных приказов.

Текст документа

Согласовано Утверждаю
Председатель ПК Заведующий
МОУ детского сада N__ МОУ детского сада N __
_______________________ __________________________
«___» ______________200__г. «___» ______________200__г.

Должностная инструкция воспитателя

1. Общие положения

1.1. На должность воспитателя принимаются лица со средним специальным или высшим образованием, имеющие медицинское заключение.
Воспитатель:
1.2. Подчиняется заведующему детским садом.
1.3. Работает непосредственно под руководством старшего воспитателя.
1.4. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.
1.5. Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.
1.6. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.7. Продолжительность рабочей недели — 36 часов, работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.
1.8. Продолжительность ежегодного очередного отпуска — 42 календарных дня.
1.9. Соблюдает трудовую дисциплину.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.
2.2. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом учреждения регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни.
2.3. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения. Тщательно готовится к проведению занятий.
2.4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.
2.5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
2.6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
2.7. Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
2.8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.
2.9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
2.10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
2.11. Заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни.
2.12. Проходит медицинский осмотр строго по графику.
2.13. Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
2.14. Своевременно и четко ведет документацию воспитателя.
2.15. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
2.16. На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.
2.17. Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
2.18. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
2.19. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группе.
2.20. При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
2.21. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.
2.22. Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.

3. Воспитатель должен знать

3.1. Конвенцию о правах ребенка.
3.2. Основные государственные законы.
3.3. Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические нормы.
3.4. Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену.
3.5. Основы доврачебной медицинской помощи.
3.6. Теорию и методику воспитательной работы.
3.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.8. Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.

4. Права

Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность

5.1. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении.
5.2. Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).

Дата ____________________________ Подпись ________________________

Воспитатель детского сада

Воспитатель детского сада

  • СПО «Дошкольное образование» (050704); «Организация воспитательной деятельности» (050702); «Педагогика дополнительного образования» (050710); «Специальное дошкольное образование» (050705);
  • ВПО «Дошкольная педагогика и психология» (050703) (уровень подготовки – специалист).

Инспектор по работе с трудными подростками; воспитатель в детских домах, общежитиях, интернатах, лагерях; учитель младших классов; гувернер; няня.

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).

Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.

К основным обязанностям работника относятся:

  • осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
  • создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
  • руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
  • осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
  • оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
  • создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
  • защита интересов и прав детей.

Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада: порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

Профессионально важные качества:

  • любовь к детям;
  • умение находить подход к детям;
  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе воспитателем, относятся:

  • нарушения слуха, речи, значительные нарушения зрения;
  • судороги, потери сознания;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • психические расстройства.

Воспитатель детского сада должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста; основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста; методики развития разных видов деятельности детей; особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий; основы организации дошкольного учреждения и управления им.

Воспитатель детского сада должен уметь:

  • руководить основными видами деятельности дошкольников;
  • обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • взаимодействовать с дошкольниками;
  • изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
  • вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
  • взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
  • пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.

Воспитатели востребованы как в муниципальных и ведомственных, так и в частных детских садах.

Воспитатели могут работать как самостоятельно (в небольшом частном детском саду), так и в коллективе из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. В детских садах обязательными являются прогулки на открытом воздухе, на которых воспитатель непременно сопровождает детей. Бóльшую часть дня воспитатели проводят стоя.

В работе воспитатели используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).

Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Облик воспитателя формируется за счет опрятного внешнего вида, аккуратной элегантной одежды. Специальной формы для воспитателя не предусмотрено. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным, одежда – аккуратной и элегантной.

Поскольку воспитатели постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.

Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

Для овладения профессией «Воспитатель детского сада» необходимо либо среднее профессиональное, либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии.

Образовательные организации среднего профессионального образования:

Перспективы карьерного роста специалистов в области дошкольного образования связаны с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, либо в системе непрерывного профессионального образования.

Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в местном отделе образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.

Читайте так же:  Договор на специальное природопользование

Какие новые требования нужны для работы воспитателем в детском саду?

Я работаю воспитателем в детском саду, закончила Педагогический университет, образование есть высшее, но при трудоустройстве мне объяснили ,что я должна еще закончить и получить дошкольное образование с 1 января 2017 года новые требования для работы воспитателем. Поясните, правда такой закон вышел?

Ответы юристов (1)

Ирина, с 2017 года вступает в силу профстандарт педагога и Вы должны соответствовать требованиям к образованию и обучению по должности воспитатель. Уточните какое у Вас образование по диплому.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Воспитатель детского сада

Трудно переоценить роль воспитателя детского сада в становлении личности ребенка. Однако эта профессия в нашей стране долгое время была малооплачиваемым призванием. Появление коммерческих детских садов внесло не только новые веяния в дошкольную педагогику, но и повлияло на уровень зарплат в данной сфере. Воспитатели, по-настоящему увлеченные работой с детьми, в частных детсадах зарабатывают на уровне менеджеров среднего звена. Зарплатные предложения муниципальных и частных детских садов различаются достаточно серьезно. Так, средний заработок в коммерческих детсадах Москвы на треть выше, чем в муниципальных, а зарплатный максимум выше более чем на 60%. Стартовые же оклады, доступные для воспитателей без опыта работы, и в муниципальных, и в частных детсадах примерно равны.

Государство также обратило пристальное внимание на дошкольное образование: строятся новые детсады, у муниципальных дошкольных заведений появляются свои интернет-порталы, ужесточаются требования к кандидатам на должность воспитателя. Эта работа сегодня открыта только для специалистов с профильным педагогическим образованием.

В должностные обязанности воспитателя детского сада входит:

— уход и присмотр за детьми дошкольного возраста в помещениях детского сада и на детских прогулочных площадках;
— обеспечение безопасности детей;
— обеспечение соблюдения детьми режима дня, занятий и отдыха;
— воспитание, развитие, обучение детей;
— укрепление здоровья детей;
— взаимодействие с родителями, педагогами и специалистами детского сада (медицинским персоналом, психологом, логопедом и проч.);
— участие в организации детских праздников;
— ведение документации.

Заработная плата и требования работодателей

Средние зарплатные предложения для воспитателя муниципального детского сада в Москве составляют 30 000 руб., в Санкт-Петербурге — 24 000 руб., в Волгограде — 14 000 руб., в Воронеже — 15 000 руб., в Екатеринбурге — 19 000 руб., в Казани — 15 000 руб., в Красноярске — 17 000 руб., в Нижнем Новгороде — 17 000 руб., в Новосибирске — 19 000 руб., в Омске — 15 000 руб., в Перми — 17 000 руб., в Ростове-на-Дону — 17 000 руб., в Самаре — 17 000 руб., в Уфе — 15 000 руб., в Челябинске — 17 000 руб.

Средняя рыночная заработная плата воспитателя коммерческого детского сада в Москве составляет 40 000 руб., в Санкт-Петербурге — 32 000 руб., в Волгограде — 19 000 руб., в Воронеже — 20 000 руб., в Екатеринбурге — 26 000 руб., в Казани — 20 000 руб., в Красноярске — 23 000 руб., в Нижнем Новгороде — 22 000 руб., в Новосибирске — 25 000 руб., в Омске — 20 000 руб., в Перми — 23 000 руб., в Ростове-на-Дону — 23 000 руб., в Самаре — 23 000 руб., в Уфе — 20 000 руб., в Челябинске — 23 000 руб.

Должность воспитателя детского сада открыта для соискателей со средним специальным образованием (педагогика, дошкольное воспитание, психология). Кроме безусловной любви к детям начинающие воспитатели должны обладать грамотной устной и письменной речью, знать требования санитарно-эпидемиологических правил к организации режима дня и учебных занятий‚ физического воспитания в дошкольном учреждении, инструкций по охране жизни и здоровья детей. Зарплатные предложения для соискателей без опыта работы воспитателем в Москве стартуют с 20 000 руб. , в Санкт-Петербурге — с 15 000 руб.

Чуть выше зарплатные предложения для соискателей с неполным высшим образованием и стажем работы воспитателем от 1 года. Претендентам необходимо владеть методиками дошкольного образования, знать особенности детской физиологии и психологии. Коммерческие детские сады отдают предпочтение кандидатам, имеющим дополнительное педагогическое образование, например, в сфере психологии, логопедии или музыки. Зарплатные предложения для соискателей, соответствующих указанным требованиям, в муниципальных детсадах Москвы составляют от 23 000 руб. до 25 000 руб. , в коммерческих — от 25 000 до 27 000 руб. В городе на Неве воспитатели муниципальных детсадов могут рассчитывать на заработок от 18 000 до 20 000 руб. , в частных дошкольных учреждениях ожидаемый доход составляет от 20 000 до 22 000 руб.

Следующий зарплатный диапазон — для воспитателей с высшим профессиональным образованием и стажем работы более 3 лет. От соискателей требуется опыт работы по комплексным и парциальным (специализированным) программам дошкольного образования. Муниципальные детские сады приглашают на работу воспитателей, аттестованных по I или II квалификационной категории, также необходимо наличие свидетельств об окончании курсов повышения квалификации. Коммерческие дошкольные учреждения отдают предпочтение соискателям, хорошо владеющим компьютером, иностранным языком и популярными методиками дошкольного воспитания, например, монтессори-педагогикой, программой «Детский сад 2100», ТРИЗ и проч. Для частных детских садов также важно наличие опыта работы в коммерческих дошкольных учреждениях. Зарплатные предложения муниципальных детских садов в Москве достигают 32 000 руб. , частных — 45 000 руб. В Северной столице воспитатели со стажем работы более 3 лет зарабатывают до 26 000 руб. в городских детсадах и до 36 000 руб. в коммерческих.

Наиболее высокие зарплатные предложения — для воспитателей со стажем работы от 5 лет. Муниципальные детские сады ждут специалистов высшей квалификационной категории. Коммерческие детские сады приглашают на работу воспитателей, имеющих портфолио профессиональных достижений, знакомых с современными отечественными и зарубежными технологиями обучения и воспитания детей. Зарплатный максимум для воспитателя муниципального детского сада в Москве — 40 000 руб. , в Санкт-Петербурге — 32 000 руб. «Потолок» зарплаты в коммерческих детских садах значительно выше — 65 000 руб. в столице, 50 000 руб. в городе на Неве.

Список обязанностей воспитателя детского сада

Многие воспитатели зачастую спрашивают: должны ли они делать ремонт в группе или покупать методическую литературу на свои деньги? Много вопросов на тему обязанностей воспитателя детского сада возникает и у родителей.

Обязанности воспитателя детского сада четко закреплены в ряде нормативных документов:

  • в должностной инструкции,
  • в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660),
  • в трудовом договоре, заключенным между воспитателем ДОУ и работодателем.

Все, что не оговорено в этих юридических документах, не входит в обязанности воспитателя детского сада и, соответственно, выполнять он их не обязан.

В качестве «шпаргалки» мы собрали всю информацию из юридических документов и распределили обязанности воспитателя детского сада по нескольким направлениям:

  • при приеме детей в группу,
  • при организации питания,
  • при работе в группе в течение дня,
  • при организации сна,
  • на прогулке,
  • в завершении рабочего дня.

Обязанности воспитателя детского сада при приеме детей в группу

  • Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Обязанности воспитателя детского сада при организации питания

  • Воспитатели помогают детям кушать, совсем маленьких детей – докармливают.

Обязанности воспитателя детского сада при работе в группе в течение дня

  • Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
  • Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
  • Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
  • С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
  • Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
  • С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия в детском саду с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни – в групповом помещении или в физкультурном зале.

Обязанности воспитателя детского сада при организации сна в группе

  • Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Обязанности воспитателя детского сада на прогулке

  • Воспитатель обязан помогать детям одеваться.
  • Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
  • На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.

Обязанности воспитателя детского сада в завершении рабочего дня

  • При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
  • Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.
  • Передача детей строго родителям и законным представителям (только совершеннолетним).

Кроме этого, в обязанности воспитателя входит планирование воспитательной деятельности, отчетность, повышение квалификации и взаимодействие с сотрудниками детского сада и родителями:

  • Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
  • Своевременно и четко ведет документацию.
  • Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
  • Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
  • Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.

Материал подготовлен Даниленко Марией.

Воспитатель: требования, особенности профессии, аттестация

Профессия воспитателя известна еще из истории Древней Греции. В ту эпоху функции воспитателя исполнял раб, обязанностями которого были защита и развитие ребенка. Даже тогда такие люди имели огромное значение в обществе. Насколько существенно трансформировалась профессия, и какой она стала в наше время?

Воспитатель: общая информация

Воспитатель – это тот человек, который знакомит ребенка с миром. Работа сложная, а потому к такой трудовой деятельности предъявляются исключительно высокие требования. Хороший детский воспитатель должен обладать такими качествами, как:

  • мудрость, которая позволит отвечать на самые неожиданные детские вопросы;
  • отзывчивость, без которой невозможно заслужить уважение;
  • терпеливость, особенно необходимая в данной профессии;
  • внимательность, умение контролировать большое количество воспитанников;
  • трудолюбие;
  • усидчивость;
  • позитивное отношение к детям, умение передать воспитанникам хорошее настроение;
  • нравственность, умение выслушать ребенка, понять его, помочь и расположить к себе.

Профессия воспитателя очень схожа с работой учителя. Однако воспитателю нередко приходится решать более сложные задачи. С профессиональной точки зрения работа воспитателем предполагает следующие функции:

  • проведение развивающих игр, которые помогут детям подготовиться к школьной жизни;
  • знание и понимания особенностей поведения детей дошкольного возраста;
  • владение педагогическими навыками;
  • умение оценивать деятельность каждого ребенка;
  • коммуникабельность.

Последний пункт касается не только детей, но и их родителей. Профессия воспитателя обязывает найти подход не только к детям, но и к каждому родителю, что крайне непросто. К огромному сожалению, многие мамы и папы воспринимают работу воспитателей как должное, не задумываясь над тем, насколько она сложна. Но, с другой стороны, деятельность воспитателя нельзя назвать неблагодарной, ведь итог стоит приложенных усилий: дети учатся, развиваются, готовятся вступить в школьную жизнь, получают необходимые умения и навыки. Воспитатель детского сада учит малышей правильно оценивать события и взаимодействовать друг с другом, формирует в детях такие качества, как уважение к старшим, доброту, честность, уступчивость и искренность.

Профессия воспитателя предназначена для тех, кто находит радость в общении с детьми, в их добрых улыбках. Такие люди искренне желают помочь малышам познать мир и подготовить их к более самостоятельной жизни. В конце концов, воспитатель – это даже не профессия. Это призвание.

Деятельность воспитателя в Российской империи

Во времена царской Российской Империи воспитатели пользовались огромным спросом. Каждая уважающая себя семья поручала воспитание и обучение своих детей опытным воспитателям. Острая потребность в подобных услугах объяснялась недоверием к системе образования того времени, которая, согласно общепринятому мнению, имела больше недостатков, нежели достоинств. Дети богатых родителей не посещали школу и проходили базовый курс обучения, занимаясь с частными учителями, которые также несли ответственность за воспитание и защиту своих подопечных.

Читайте так же:  Как подать заявление в суд в томске

Со временем доверие к школе возросло, и в XIX веке услуги воспитателя могли себе позволить лишь самые достойные и богатые семьи. Детей, которых обучали воспитатели, больше не считали привилегированными. Наоборот, распространялось ошибочное мнение, что такие дети не способны обучаться в школах из-за своей «недоразвитости».

Одним из основных критериев, которым должен был обладать воспитатель, являлось знание иностранных языков. В те времена широко распространенными были такие языки, как французский и немецкий. Английский изучался реже. В некоторых семьях общение велось исключительно на иностранных языках. Именно поэтому отдавали предпочтение воспитателям с иностранными корнями или же непосредственно иностранцам, которые мигрировали на территорию Российской Империи. Также следует заметить, что большинство высококвалифицированных воспитателей были женщинами. Таким образом, до XIX столетия идеальным представителем такой профессии, как воспитатель, была женщина, владевшая иностранным языком, или же вовсе иностранка (француженка, немка, англичанка).

Однако по прошествии определенного периода времени знание иностранного языка потеряло свою былую значимость, из-за чего воспитательницы-иностранки обрели простой статус преподавателя.

Помимо частного обучения детей воспитатели проводили некоторое время в общеобразовательных школах. В условиях таких учебных заведений работа воспитателем делилась на два направления: обучение детей и их непосредственный контроль. Так, в свою очередь, воспитатели превратились в преподавателей и надзирателей. Также в то время появились такие новые термины, как классный наставник или классная дама, надзиратель или надзирательница, а также учитель.

Детский воспитатель в современной России

В отличие от времен Российской Империи в наши дни профессия воспитателя не считается особо престижной или элитной, да и зарплата воспитателя оставляет желать лучшего. Однако это не значит, что значимость этой профессии утрачена.

Современный воспитатель, или педагог-воспитатель, – это работник детского садика, школы-интерната, детских домов и любого другого учебно-воспитательного учреждения. Программа воспитателя чрезвычайно обширна и разнообразна. Воспитатель дошкольников несет ответственность за образование и воспитание группы детей. Обучение письму и рисованию, проведение развивающих и развлекательных занятий, обеспечение безопасности детей во время прогулок – всё это входит в базовые обязанности воспитателя. И это далеко не полный перечень таковых.

Воспитатель отвечает за взаимодействие детей в группе, за соблюдение режима дня, за питание и за многое другое, в том числе за проведения таких мероприятий, как утренники. В таких случаях детский воспитатель обязан придумать сценарий праздника, вовлечь детей в процесс подготовки и провести само торжество.

Профессия воспитателя востребована не только в государственных учреждениях. Существует огромное количество частных садиков, где также необходимы соответствующие услуги. В свою очередь, некоторые родители обращаются к частным воспитателям, предпочитая именно их для своих детей. Такое происходит в тех случаях, если ребенок часто болеет, из-за чего редко посещает детский сад, или родители не доверяют системе дошкольного образования, полагаясь на приватного профессионала.

Педагог-воспитатель в интернате

Сложность данной профессии состоит, прежде всего, в возрастной вариации. В интернатах обучаются дети всех возрастов. Основная проблема заключается в том, что к детям дошкольного возраста гораздо легче найти подход, чем к подросткам 12-15 лет. Воспитатель обязан определить способ общения с каждым из своих воспитанников, и это является его важнейшей служебной функцией.

Работая в интернате, воспитатель должен в какой-то мере заменить ребенку родителей, устранив проблему в нехватке общения со взрослыми и их внимания. Столь деликатная ситуация требует постоянного проявления заботы и внимания к своим подопечным. Педагог-воспитатель несет ответственность за питание, состояние здоровья, обучение и всеобщее развитие, поведение каждого ребенка. Также воспитатель обучает детей самому элементарному: правилам гигиены, нормам поведения в обществе и этикету.

Помимо постоянного общения с детьми воспитатель в интернате обязан узнавать об успеваемости каждого ребенка, организовывать внеклассные мероприятия, оформлять необходимую педагогическую документацию. Деятельность воспитателя заключается и в обучении детей, что влечет за собой новые обязанности. Воспитатель, выполняющий функции учителя, обязан донести учебный материал абсолютно всем ученикам и проконтролировать его усвоение.

Воспитатель в интернате проводит гораздо больше времени с детьми, чем их родители (если таковые имеются). Именно поэтому хороший воспитатель всегда проникнется проблемами и переживаниями своих подопечных.

Должностные обязанности и права

Как и представитель любой другой профессии, профессиональный воспитатель имеет определенные должностные обязанности, которые прописаны в контракте приема на работу. Среди общих положений воспитателя, в том числе и работающего в интернате, присутствуют такие пункты, как:

  • воспитатель принимается и снимается с должностного места по приказу директора учреждения;
  • для назначения на должность педагога-воспитателя необходимо высшее или среднее профессиональное образование;
  • непосредственным руководителем воспитателя является помощник директора по делам воспитательной деятельности;
  • во время своей педагогической работы воспитатель должен полагаться на нормативно-правовую базу и постановления Российской Федерации, которые прописаны в Конституции, на приказы органов по делам образования, на положения техники безопасности, устав школы и непосредственные приказы руководителя учебного учреждения;
  • воспитатель, принимая опеку над детьми, обязан следовать актам и законам, принятым Конвенцией о правах ребенка.

Поступая на соответствующую должность в интернате, новый воспитатель берет на себя ответственность за выполнение таких должностных обязанностей и функций, как:

  • планирование и организация жизнедеятельность учеников (составляется план воспитателя);
  • проведение воспитательных процессов во внеучебное время;
  • составление распорядка дня учеников, которые проживают в интернате, и контроль за его соблюдением;
  • организация внешкольной деятельности;
  • создание для учеников приемлемых условий проживания;
  • контроль отъезда и прибытия учеников;
  • сопровождение подопечных при необходимости;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья детей;
  • содействие развитию нравственных принципов в поведении детей.

Данный список обязанностей является неполным, в нем представлены самые главные функции работы воспитателя. Воспитатель, в свою очередь, имеет ряд прав. Он может:

  • повышать квалификацию;
  • участвовать в аттестации (аттестация воспитателей проводится ежегодно);
  • претендовать на анонимность служебного расследования;
  • самостоятельно выбирать методику воспитания и обучения, учебные материалы, способ оценивания учеников;
  • принимать участие в таких мероприятиях, как конкурсы для воспитателей (по итогам которых выбирается воспитатель года).

Кроме того, имеет очень большое значение такой фактор, как самообразование воспитателя, который должен развиваться оттачивать свои умения, свое профессиональное мастерство. Совершенствоваться в профессии можно как самостоятельно, так и посещая специальные занятия воспитателей и прочие мероприятия, например курсы.

Ответственность

Профессия воспитателя неразрывно связана с ответственностью. В частности это касается тех воспитателей, которые работают в интернатах. Данная работа требует постоянного контроля за учениками, за безопасностью их жизни и здоровья. В таких учебных заведениях, как интернат, дети находятся круглосуточно. В подобных условиях педагог-воспитатель осуществляет постоянное наблюдение за своими подопечными. Таким образом, воспитатель является непосредственно ответственным за:

  • здоровье учеников интерната;
  • неприкосновенность прав учащихся;
  • выполнение норм и правил, прописанных в уставе школы, законах Российской Федерации и прочей нормативной документации;
  • осуществление полноценной воспитательной и обучающей деятельности.

Для воспитателя недопустимо:

  • использование в педагогической деятельности методов воспитания, которые связаны с психическим давлением или физическим насилием над учениками;
  • нанесение ущерба школьному имуществу или имуществу учеников и работников школы;
  • употребление в своей педагогической деятельности методов воспитания, которые связаны с психическим давлением или физическим насилием над учениками;
  • невыполнение требований правовой и нормативной документации (школьный устав, законодательство, техника безопасности и прочее) без серьезных на то причин.

За совершение таких аморальных поступков, как насилие над учениками, их моральное и психическое подавление, принуждение к каким-либо действиям воспитатель должен быть незамедлительно отстранен от своей должности. Далее проводится дисциплинарное расследование, в ходе которого доказывается или опровергается вина педагога. Если правонарушение доказано, то воспитатель несет ответственность в виде увольнения. В том случае, когда нарушен закон Российской Федерации, педагог несет административную либо уголовную ответственность.

Воспитатель детского сада

Человек на должности воспитатель детского сада обязан специализироваться на обучении и развитии детей дошкольного возраста. Основная часть работы заключается в проведении развивающих игр и занятий, опекой над детьми во время их пребывания в детском саду. Профессия воспитателя широко распространена в основном среди женщин; мужчины очень редко реализуют себя в данной сфере деятельности.

В детском саду воспитатель несет ответственность за целую группу детей (приблизительно 20 человек). Детский сад посещают дети трёх разных возрастных категорий:

  • младший дошкольный возраст (3-4 года);
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет);
  • старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Занятия в детском саду проводятся как в помещении, так и на улице. Прогулка на улице напрямую зависит от погодных условий, но воспитателям рекомендуется выводить детей на улицу два раза – после завтрака и после обеденного сна. В обязанности воспитателя также входит постоянный контроль за детьми и предотвращение травмоопасных ситуаций. Детский воспитатель несет ответственность за безопасность детей в течение дня, а в случае экстренной ситуации он должен оказать первую медицинскую помощь. Таким образом работа воспитателем предполагает ответственность не только за обучение и развитие детей, но и за сохранения их здоровья во время пребывания в учебно-воспитательном учреждении.

Согласно законам Российской Федерации, воспитатель имеет право самостоятельно выбирать учебную методику и форму обучения дошкольников, а также создавать собственную систему оценивания их достижений. Каждая возрастная группа имеет свой особый курс развития. Например, дети ясельного возраста знакомятся с окружающим миром, учатся различать цвета и геометрические фигуры. Средний дошкольный возраст, по желанию родителей, посещает уроки хореографии или иностранного языка, учатся различать животных, считать. Старшие дошкольники в последний год учатся читать и писать. Также план воспитателя включает различные развивающие игры, целью которых является всестороннее развитие малышей.

Детский сад – это первая социальная среда в жизни ребенка. Именно поэтому воспитатель оказывает огромное влияние на процесс социализации и нравственное воспитания детей. Он влияет на социальное будущее каждого ребенка, ведь именно воспитатель закладывает основы и правила общения не только со своими сверстниками, а также и со взрослыми.

Другим немаловажным аспектом работы воспитателем является взаимодействие с родителями. Родители бывают разные, как и дети, и не ко всем можно применять стандартный коммуникативный подход. Однако воспитатель должен суметь с каждым найти общий язык. Помимо прочего общение с родителями включает в себя отчет о материальных затратах, поведении и успеваемости каждого ребенка.

Как и в любой другой вид деятельности, работа воспитателем имеет свои минусы. Одним из них является практически полное отсутствие возможности карьерного роста. Единственный вид поощрения – повышения зарплаты воспитателя и квалификации. В редких случаях опытный воспитатель дошкольников со стажем со временем занимает должность директора детского сада или получает место в департаменте образования. Подобного уровня трудно достичь, но, с другой стороны, всегда имеется возможность открытия частного садика или другого подобного учебно-воспитательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Для того чтобы работать воспитателем, необходимо обладать определенными качествами и умениями. Идеальный воспитатель должен быть терпеливым и отзывчивым, внимательным и трудолюбивым, уметь заинтересовать и вовлечь детей в какую-то игру или другое занятие.

Зарплата воспитателя и востребованность профессии

В России профессия воспитателя пользуется спросом. Несмотря на то, что каждый год выпускается все больше и больше специалистов данного рода деятельности, число вакансий на должность воспитателя в детском саду продолжает расти. Работа воспитателя привлекательна тем, что основная часть работы приходится на интеллектуальную деятельность, а физический труд сведен к минимуму. Это одна из причин, по которой данная профессия популярна в основном среди женщин.

Стоить заметить, что кандидатуры на должность воспитателя в детском саду отбираются очень тщательно. Кроме высоких нравственных качеств и любви к детям кандидату на место воспитателя необходимо иметь высшее или среднее образование. Современная система образования нуждается в грамотных специалистах, которые воспринимают профессию воспитателя не как стабильный заработок, а как свое призвание. Воспитатели, не проявляющие интереса к детям и работающие просто «по инструкции», долго не задерживаются на своей должности.

В законодательстве Российской Федерации проводятся реформы, которые касаются увеличения зарплаты воспитателей. Сумма заработной платы зависит от нескольких критериев:

  • разряд – чем выше квалификация работника, тем больше его зарплата;
  • определенная специфика профессии (например тяжелый труд, условия которого прописаны в Трудовом Кодексе);
  • управлениями секциями и кружками на базе детского сада;
  • узкая специализация воспитателя;
  • исполнение должностных обязанностей в ночное время суток;
  • дополнительная ответственность.

Воспитатели, работающие в частных дошкольных учреждениях, получают оклад больший, нежели работники госучреждений, при этом размер зарплаты воспитателя значительно зависит от региона и его социально-экономического развития.

Старший воспитатель

Большинство не видит разницы между понятиями «воспитатель» и «старший воспитатель». Раньше существовали термины «методист-воспитатель» и «педагог воспитатель», которые со временем были заменены на «старшего воспитателя». Следует отметить, что эта должность отличается от работы рядового воспитателя.

Старший воспитатель имеет больше должностных обязанностей и несет большую ответственность. В то время как на должность воспитателя принимается человек с высшим или средним специальным образованием, деятельность старшего воспитателя требует наличие высшего педагогического образования и особых коммуникативных навыков. Этот фактор считается основным для принятия на работу, так как основная обязанность современного старшего воспитателя – это контроль педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Читайте так же:  Как можно подать в суд за неуплату алиментов

Сложность данной профессии состоит в том, что от работы одного старшего воспитателя зависит работа всего педагогического коллектива. Если должностное лицо является профессионально компетентным специалистом в области педагогики, психологии и ознакомлен со спецификой работы с детьми дошкольного возраста, то и всех остальных работников учебно-воспитательного учреждения можно считать такими же квалифицированными. Это объясняется тем, что в обязанности старшего воспитателя также входит отбор и прием на работу педагогических кадров. В свою очередь, на него возлагается ответственность за контроль за работой всех сотрудников детского сада, которые имеют контакт с детьми.

Старший воспитатель должен найти особый подход не только к каждому ребенку, но и к каждому коллеге по работе, уметь избегать конфликтов в педагогическом коллективе. Так как, согласно законам Российской Федерации, воспитатель сохраняет за собой право самостоятельно выбирать методику воспитания, старшему воспитателю остается лишь советовать и всячески способствовать улучшению и развитию данных методик.

Старший воспитатель должен быть готовым принять и способствовать развитию новаторских методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В наши дни подобный специалист обязан иметь необходимые навыки работы с информационными технологиями, которые внедряются в процесс обучения и развития детей в детском саду.

Младший воспитатель

Работник, который помогает воспитателю в работе с детьми – это младший воспитатель. Не следует путать младшего воспитателя с помощником воспитателя (нянечкой). Няня, или помощник воспитателя, отвечает только за хозяйственную часть. В частности, няня ответственна за питание детей и уборку помещения.

В должностные обязанности младшего воспитателя входит выполнение следующих обязанностей:

  • контроль проведения уборки и проветривание помещения согласно графику, прописанному руководством учреждения;
  • оказание помощи воспитателю в таких ежедневных делах, как одевание детей на прогулку, кормление, а также в проведении мероприятий;
  • стерилизация используемого белья;
  • помощь в проведении своевременной инвентаризации;
  • выполнение требований старшего воспитателя, медсестры;
  • оказание помощи на кухне в случае необходимости;
  • контроль за детьми во время тихого часа.

В свою очередь младший воспитатель проводит педагогическую деятельность на уровне с обычным воспитателем. Подобная должность требует наличия среднего или среднего профессионального образования. Младший воспитатель должен обладать коммуникативными навыками, которые помогут найти подход к детям. В свою очередь, такая работа требует определенной педагогической специализации, с помощью которой проводятся все воспитательные процессы в детском саду.

Помощник воспитателя

Это работник, в обязанности которого входит обеспечения работы хозяйственного сектора. Таких сотрудников принято называть нянечками. В работу помощника воспитателя входит исполнение таких должностных обязанностей, как:

  • проведение уборки и проветривание помещения согласно графику, прописанному руководством учреждения;
  • стерилизация используемого белья;
  • обеспечение детей едой согласно графику питания;
  • стерилизация посуды после каждого приёма пищи;
  • уборка помещения после проведения занятия и игр;
  • инвентаризация.

В основном функции младшего воспитателя схожи с обязанностями помощника воспитателя. Разница состоит в образовании – для работы на должности помощника воспитателя необходимо иметь среднее, желательно специальное, образование. Данная работа также требует наличие навыков общения с детьми.

Образование и самообразование воспитателя

Помимо наличия среднего или высшего специального образования для работы на должности воспитателя необходимо иметь определенные знаний психологии поведения детей дошкольного возраста и способность к коммуникации не только с детьми, но и со взрослыми.

Воспитатель может повышать свою квалификацию и расширять границы своей специализации. Для усовершенствования уровня знаний воспитатель может изучить такие направления, как:

  • исследование новых нормативно-правовых документов сферы образования;
  • изучение новой литературы, которая поможет развить педагогические навыки;
  • ознакомление с последними методиками обучения детей дошкольного возраста в учебно-воспитательных учреждениях;
  • повышение уровня всеобщего развития.

Все это можно считать саморазвитием, которое увеличивает знания и опыт воспитателя. К сожалению, самообразование воспитателя не влечет за собой никаких должностных изменений. Для того чтобы повысить собственный разряд, воспитатель может пойти на курсы повышения квалификации. Подобный вид образования фиксируется документально, вследствие чего воспитателю могут повысить ежемесячную заработную плату или получить должность старшего воспитателя. В любом случае, каждый воспитатель не должен останавливаться на достигнутом и продолжать развивать свои знания и навыки.

Работа воспитателем и личные качества

Под опекой современного воспитателя в детсаду находятся дети 3-7-летнего возраста, при этом нередки случаи, когда родители по разным причинам отправляют в детский садик даже 2-летних малышей. В зависимости от возраста детей делят на группы, и справиться с двумя десятками (а то и больше) подопечных непросто. Именно поэтому в группе часто работает два сотрудника – старший и младший воспитатель, которым помогает няня.

Работа воспитателем чрезвычайно ответственна. Воспитатель педагог формирует у детей личность, учит их взаимодействовать в коллективе и с окружающим миром, отвечает за здоровье каждого ребенка, обеспечивает детский досуг и соблюдение распорядка дня. Кроме того, детский воспитатель отвечает за организацию различных мероприятий в группе и вне ее, занимается оформлением документации, общается с родителями.

На сегодняшний день работа воспитателем считается одной из наиболее сложных и ответственных. Несмотря на то, что зарплата воспитателя относительно невысокая, к такому специалисту предъявляются очень серьезные требования, в первую очередь в плане личных качеств. Это закономерно, поскольку без них эффективно работать с детьми просто невозможно. Общительность, ответственность и отзывчивость, умение находить с подопечными общий язык, такт и внимательность – вот далеко не полный перечень тех личных качеств, которыми должен обладать воспитатель детского сада.

Кроме того, воспитательная деятельность требует от работника таких качеств, как:

  • любовь к детям;
  • высокие моральные принципы;
  • умение сосредотачиваться и организовывать подопечных, заинтересовать их;
  • умение находить особый подход к каждому ребенку;
  • стремление совершенствоваться в профессии;
  • трудолюбие;
  • организаторские способности;
  • усидчивость и так далее.

В сферу деятельности воспитателя входят следующие обязанности:

  • прием в детсад детей с утра и возвращение их родителям в соответствующее время вечером;
  • проведение развлекательных, обучающих, игровых мероприятий (игры по развитию интеллекта, моторики, памяти и речи, утренники и так далее);
  • разработка и составление сценариев, методических панов;
  • внегрупповые мероприятия (экскурсии, посещение парка, театров или музеев);
  • прогулки с детьми;
  • обеспечение распорядка дня (прием пищи, сон, игры, занятия);
  • проведение мероприятий, связанных с оздоровлением детей (физкультура);
  • оказание маленьким подопечным помощи во время еды, подготовки ко сну и так далее.

Кроме того, воспитатель должен контролировать медицинские процедуры, в частности следить, чтобы всем детям (с согласия родителей) были сделаны нужные прививки.

Программа воспитателя

Программа воспитателя – необходимый элемент его профессиональной деятельности. Определяя ее структуру и содержание, воспитатель ориентируется на ее практическую ценность. Объем программы воспитателя бывает разным, но главное – чтобы в ней присутствовало достаточное количество материала по практически ориентированной работе педагога, включая конкретные и нужные рекомендации, как самому воспитателю, так и детям и их родителям. При соблюдении этого условия программу воспитателя можно считать реально приносящей пользу и эффективной.

Составляя программу, воспитатель педагог проделывает объемную и серьезную работу. Однако насколько программа практически значима, станет понятно по мере ее использования в работе. Кроме того, содержание программы проверяется соответствующими контролирующими органами.

План воспитателя: содержание и структура рабочей программы

План воспитателя – его рабочая программа – должен иметь определенную структуру, которая делает его востребованным. В частности, в основу плана воспитателя должны быть положены определенные учебные, обучающие методики, стандарты, курсы и дисциплины. То есть ряд так называемых модулей, которые предусматривают всестороннее развитие детей. Такие модули разрабатываются специально с целью развития у детей разных возрастов таких качеств, как:

  • речь и моторика;
  • социализация;
  • физическая культура;
  • эстетическое и художественное восприятие;
  • стремление к познанию.

Если план воспитателя включает в себя действенные подходы и методы, которые станут эффективными для достижения указанных целей, он будет рациональным и не станет пылиться на полке. План воспитателя не составляется ради «галочки»: он нужен для реального использования в работе воспитателя.

Задачи образовательной программы воспитателя дошкольников

Образовательная программа процесса воспитания дошкольников предполагает не разрозненные методики, а единый, общий подход, в котором переплетены разные образовательно-воспитательные области, взаимодополняющие одна другую и неразрывно связанные. Добиться такой интеграции непросто, и каждый воспитатель разрабатывает свой собственный план, учитывая те образовательные задачи, которые он должен решать в силу своей профессиональной деятельности.

При этом, если в группе работает два воспитателя, план составляется каждым из них, но при условии сотрудничества, чтобы исключить любые разногласия в рабочем подходе. На сегодняшний день составление плана воспитателя для эффективного решения образовательных задач облегчается тем, что воспитатель может найти множество примеров таких программ и взять их за основу своей собственной.

Целесообразно, если в разработке одного плана будут принимать участие не только воспитатели группы, но и другие специалисты детсада, вовлеченные в процесс воспитания. Это логопед, медицинский работник, музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры. При грамотном подходе задачи образования, развития и воспитания детей будут выполняться.

Конкурсы для воспитателей

Тематические конкурсы для воспитателей на современном этапе – явление распространенное и популярное. Такие конкурсы могут быть организованы на специализированных интернет-ресурсах, в рамках детского сада, района или города, даже области и страны в целом. Темы конкурсов для воспитателей – самые разнообразные. Это может быть конкурс на лучшую тематическую разработку методологии развития детей или конкурс «Воспитатель года», который проводится регулярно.

Польза и практическая ценность таких мероприятий очевидна. Любые конкурсы для воспитателей дают возможность:

  • продемонстрировать свои профессиональные навыки;
  • обрести новые знания и умения;
  • поделиться опытом и получить новый опыт.

Одним из самых популярных в России конкурсов является «Воспитатель года».

Воспитатель года

Конкурс «Воспитатель года» – это мероприятие, на котором каждый воспитатель-участник может показать свое профессиональное мастерство. Цель такого конкурса заключается в следующем:

  • поддержать, поощрить и стимулировать работу лучших, самых талантливых воспитателей;
  • повысить их социальный статус и профессиональную значимость;
  • усилить их поддержку со стороны государства и общества;
  • выявить и распространить лучший опыт воспитательной работы, инновационной деятельности в области дошкольного воспитания и образования.

Конкурс состоит из нескольких, обычно трех, туров, на каждом из которых участники представляют свои портфолио, читают лекции, проводят мастер-классы со взрослой аудиторией и мероприятия с детьми. План проведения конкурса может различаться, но в целом такие мероприятия всегда интересны и познавательны.

Победители конкурса получают награды в виде Почетных грамот, которые вручаются представителями образовательного комитета или другой соответствующей организации. Абсолютный победитель получает почетное звание «Воспитатель года».

Аттестация воспитателей

Аттестация считается одним из самых эффективных способов повысить качественность воспитательной работы. Ее основная суть состоит с том, что воспитатель педагог, получив соответствующее образование и приступив к работе по специальности, должен продолжать совершенствоваться, улучшать свое профессиональное мастерство. Уровень такого мастерства определяется квалификацией, а степень таковой обозначается категорией, присваиваемой воспитателю. Соответственно, по мере повышения категории повышается и вознаграждение, то есть зарплата воспитателей.

Аттестация воспитателей – процедура достаточно стрессовая для аттестуемых, однако она необходима для повышения категории специалиста. Аттестацию в обязательном порядке проходят все работники дошкольных общеобразовательных организаций. При этом аттестация может быть двух типов:

  1. обязательная, когда воспитатель должен подтвердить свое соответствие должности, которую он занимает;
  2. добровольная, при которой воспитатель при желании хочет получить более высокую квалификационную категорию.

Аттестацию могут не проходить:

  • новые воспитатели, то есть те, которые проработали на своей должности меньше двух лет;
  • женщины во время беременности и пребывающие в декретном отпуске (в последнем случае воспитатель детского сада проходит аттестацию не раньше, чем через два года после выхода на работу);
  • воспитатели, у которых имеется действующая квалификационная категория, то есть срок действия категории еще не истек.

Процедура аттестации проводится согласно установленному порядку.

Порядок проведения аттестации

Обязательная аттестационная процедура – это неотъемлемая часть деятельности воспитателя. Она проводится вне зависимости от желания специалиста, и заявление на ее прохождение подается непосредственно руководством учреждения. Педагог воспитатель должен проходить аттестацию раз в пять лет.

Цель добровольной аттестации – самообразование воспитателя, подтверждение профподготовки и получение более высокую категорию. Такая форма аттестации для воспитателя является возможностью повысить самооценку, вырасти как профессионал, поставить перед собой задачи на перспективу.

Согласно Приказу Минобразования России, аттестация воспитателей проводится таким образом. Вначале подается заявление, в котором указывается соответствующая информация, в частности:

  • уже имеющаяся категория (если она есть);
  • на какую категорию претендует аттестуемый работник;
  • стаж и прочие сведения.

В процессе прохождения аттестации, которую проводит специально созываемая для этой цели комиссия (список ее членов утверждается образовательной организацией), воспитатель должен продемонстрировать свои профессиональные знания и умения. Комиссия проверяет аттестуемых на профпригодность, оценивая все составляющие его деятельности (включая программу воспитателя) согласно ряду критериев.

Аттестация предполагает сдачу экзамена (письменно, устно или посредством прохождения тестирования на компьютере). По результатам такого тестирования (экзамена) устанавливается и оценивается степень владения воспитателем современными методиками дошкольной образовательной и воспитательной работы, его компетентность и профессионализм.

Решение, которое принимает комиссия, оформляется как протокол, который заносится в специальный аттестационный лист работника. Когда документ утверждается вышестоящей образовательной организацией России, он передается руководству учреждения, где работает педагог воспитатель.