Налог на прибыль с разбивкой по бюджетам

Налог на прибыль с разбивкой по бюджетам

Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Согласно ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Налог на имущество
физических лиц

(глава 32 НК РФ)

Акцизы
(глава 22 НК РФ)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
(глава 23 НК РФ)

С 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов вновь возложены на налоговые органы.
Напомним, что до 1.01.2010 г. вместо страховых взносов действовал единый социальный налог, исчисление и уплату которого контролировали налоговые органы.

С 1 января 2005 года отменены следующие налоги (сборы):

— налог на операции с ценными бумагами;
— налог на рекламу;
— сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний Утрачен статус налогов (сборов);
— таможенная пошлина;
— платежи за пользование природными ресурсами;
— сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
— лесной доход.

Статьей 18 НК РФ предусмотрено применение специальных налоговых режимов:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
— упрощенная система налогообложения;
— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Налог на прибыль в 2018 году — ставка

Величина налога на прибыль определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п. 1 ст. 286 НК РФ). А по налогу на прибыль сколько процентов составляет налоговая ставка?

О ставках по налогу на прибыль в 2018 году расскажем в нашем материале.

Основная ставка налога на прибыль – 20%

Основная ставка налога на прибыль с 01.01.2018 не изменилась и составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Напомним, что распределение прибыли на федеральную и региональную части на 2017-2020 годы следующее:

  • 3% налога зачисляются в федеральный бюджет;
  • 17% налога зачисляются в бюджет субъекта РФ.

Напомним, что до 01.01.2017 распределение между бюджетами было 2% и 18% соответственно.

Для отдельных категорий организаций ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, законами субъектов РФ может быть снижена. Так, например, региональная ставка налога на прибыль 2018 в Москве для организаций, имеющих статус производителя автотранспортных средств, составляет 12,5% (п.1 ст.1 Закона г. Москвы от 17.05.2018 № 12).

Налог на прибыль с разбивкой по бюджетам

Читая статью GreatNonentity о распределении налогов, а так же комментарии к ней, мне стало интересно прояснить принцип работы бюджетной системы. Видимо попав на соответствующее настроение, это послужило в некоторой степени стимулом, отложить лень, зарегистрироваться и попробовать выйти из состояния хронического читателя.

Не претендуя на обладание сокровенным знанием (министром финансов не работал, экономического образования не имею), хотел бы описать некоторые моменты устройства бюджетной системы, основываясь на своем опыте работы в различных бюджетных учреждениях. Постараюсь писать простыми словами, так как сам люблю понятные объяснения.

Итак, начнем с начала. Что такое бюджет?

Мудрая Википедия, подсказывает нам, это схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени.
В Российской Федерации есть три основных вида бюджетов:

  • Федеральный бюджет
  • Региональные бюджеты
  • Муниципальные бюджеты

Все это регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а так же различными федеральными, региональными и местными нормативными документами. Свод всех бюджетов, называется консолидированный бюджет, и включает в себя все, кроме внебюджетных фондов (социальное страхование).

Каждый бюджет имеет доходную и расходную части. Доходная формируется из налогов и иных сборов, которые определены для поступления в соответствующий уровень бюджета. Есть сборы поступающие в местные (муниципальные бюджеты), есть сборы формирующие региональные бюджеты, и есть соответственно сборы поступающие в федеральный бюджет. Расходная часть содержит в себе все те траты, которые необходимо совершить для функционирования всех государственных институтов.

Так же существует понятие межбюджетных трансфертов, это когда деньги из одного уровня бюджета передаются в другой уровень. Например субсидии федерального бюджета в региональные, для реализации крупных федеральных проектов, или для развития экономики региона. Большинство регионов РФ так или иначе являются дотационными и получают дополнительные средства из федерального бюджета. Но причины этих дотаций могут быть разными, где то это помощь слабому региону, который пока не в состоянии себя обеспечивать, а где то, это как у нас в Ростовской области, финансирование федеральных программ, связанных в частности с проведением ЧМ по футболу (т.е. формально наш регион дотационный, но эти дотации идут не в расходную часть бюджета области, а на конкретные целевые проекты, как строительство стадиона или нового международного аэропорта). Так же как федеральный бюджет дотирует регионы, так же и регионы дотируют муниципалитеты, либо через финансирование целевых проектов, либо через увеличение доходной (и соответственно расходной) части бюджета.

Кто составляет бюджет? Главный бюджет страны готовит и представляет Министерство финансов. Именно они не спят ночами, кропя над цифрами и думая, каким образом удовлетворить всех кто хочет денег, имея «на руках» даже не то что ограниченные ресурсы, а в принципе непредсказуемые.

Соответственно Министерство финансов РФ, это Главный распорядитель средств. Подобные распорядители есть на всех уровнях бюджета, в регионах это региональные министерства и департаменты, в муниципалитетах планово-финансовые отделы и т.д. Они составляют региональные и муниципальные бюджеты. У каждого получателя бюджетных средств, любого уровня бюджета, есть свой распорядитель средств. Государственные учреждения могут быть одновременно получателем средств от вышестоящего распорядителя, и в тот же момент распорядителем средств для подведомственных учреждений. Например региональное министерство финансов (или департамент, в разных регионах по разному), будет распорядителем для учреждений регионального подчинения и одновременно получателем для федерального Минфина.

Посмотрим как эти бюджеты наполняются.

Налоги поступающие в местные бюджеты:

  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц
  • Единый налог на вмененный доход

Налоги поступающие в региональные бюджеты:

  • Налог на имущество организаций
  • Транспортный налог
  • Налог на игорный бизнес (в некоторых регионах)
  • Упрощенная система налогообложения

Налоги поступающие в федеральный бюджет:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • Налог на прибыль
  • Акцизы (алкоголь, табак)
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ 13%)
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина (начиная от таможни, заканчивая регистрацией в ЗАГСе)

Т.е. большая часть денег поступает в Федеральный бюджет, он же несет и основные расходы.

Как формируются расходные части бюджета. Процентов на 80 это различная обязаловка, т.е. расходы которые в любом случае придется совершить. Т.к. я хорошо знаком с системой образования, постараюсь показать это на примере образовательного учреждения областного подчинения (типовой техникум).

Планируя объемы финансирования такого учреждения, в первую очередь учитывается его максимальная вместимость по контингенту, т.е. сколько обучающихся можно набрать в соответствий с санитарными и противопожарными требованиями (пригодностью помещений для проведения образовательного процесса). Исходя из планируемого количества обучающихся и соответственно учебных групп (как классы в школе), составляются учебные планы, в соответствии с ФГОС (стандарты образования). Учебные планы содержат необходимое количество учебных часов которое надо будет покрыть зарплатой преподавателей, а так же другими расходами для обеспечения образовательного процесса. Абсолютно подавляющая часть расходов такого учреждения — это заработная плата. Так же к обязательным тратам будут относится платежи за коммунальные услуги, налоги (земельный, имущество) и т.д. Для удобства расчетов, распорядитель средств (в данном случае региональное министерство финансов), определяет сумму которая приходится на одного обучающегося (принцип «подушевого финансирования»). Соответственно учреждению каждый год утверждается план приема с количеством абитуриентов которых надо принять. Если план выполняется, то финансирование поступает в полном объеме, если не выполняется, то сокращается пропорционально недобору.

Это очень упрощенная и грубая схема, но позволяет понять основные принципы. Так или иначе, подобные принципы действуют в любых бюджетных учреждениях. Сначала определяется обязательная часть расходов, а потом уже, если есть возможность финансируется все остальное. Соответственно принцип конкуренции действует и между бюджетными учреждениями, кто сможет привлечь больше граждан, тот и получит больше финансирования.

Теперь хотелось бы вернуться в инициативе о самостоятельном распределении налогов.

Как мы видим из перечня, НДФЛ это лишь одна из частей бюджета, не самая кстати большая (хотя и значительная). Т.е. даже если ее целиком исключить, бюджетная система не изменится, просто в ней окажется меньше денег, и соответственно какие то программы не получат финансирование.

Что касается возможности распределения этой части бюджета гражданами, то хотелось бы выделить несколько моментов:

  • Начнем с банального, не у всех есть интернет (представьте себе:)), соответственно принцип личного кабинета на сайте, не обеспечит доступ большей части граждан к этой системе, даже если интернет есть, это еще не обеспечивает у пользователя необходимый уровень знаний.
  • Как уже говорил, большая часть бюджетных расходов это скучная обязаловка. Мы не можем выносить на голосование необходимость платить зарплату учителям или врачам.
  • Соответственно подобным принципом могут финансироваться только какие то целевые проекты. При этом сразу надо исключить проекты федерального значения, потому что их будут поддерживать регионы которые получают от этих проектов какие либо плюшки, и против будут регионы которые остались в стороне. Так же вряд ли жители европейской части России согласятся отдавать свои налоги на развитие например дальнего востока, хотя в этом есть безусловная необходимость и сейчас в какой то мере так и происходит.
  • Остаются какие то небольшие проекты регионального и местного значения. В целом на этом уровне у граждан и так есть достаточно количество рычагов влияния. Т.е. если я хочу что бы у меня на улице положили новый асфальт, я могу ходить и долбить районную администрацию. При этом система самостоятельного распределения мне никак не поможет, я проголосую за свою улицу, остальные проголосуют за свои (грубо конечно, но примерно так и получится), соответственно все равно администрация района или города будут устанавливать очередность в соответствии с имеющимися средствами. Ровно то, что делается и сейчас.
Читайте так же:  Нотариус московская саратов

В комментариях к статье, в качестве примера приводили Польшу, где можно отчислять 1% своих налогов на спец счет, и указывать на какие конкретно цели этот процент будет потрачен. При этом список целей заранее определен и утвержден. На мой взгляд это максимально возможный вариант, который в любом случае является в большей части популистской мерой. Какого либо влияния на баланс бюджетной системы эти мизерный суммы не оказывают. Но людям это может быть просто приятно, почувствовать себя причастным.

Думаю подобный принцип (с небольшой частью налога) можно реализовать в рамках например региона, на добровольной основе. И тратить эти деньги на какие то крупные социальные мероприятия регионального значения.

Отдельно хотелось бы коснуться поднятой в комментариях к статье GreatNonentity темы, что граждане должны знать сколько налогов они платят, а в идеале платить их самостоятельно.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, работодатель обязан выплачивать работнику зарплату не реже чем два раза в месяц, а так же в обязательном порядке, письменно, уведомлять работника о составных частях заработной платы, это так называемый расчетный лист.
Расчетный лист должен выдаваться каждый месяц, под роспись сотрудника. Не выдача расчетного листа — это нарушение ст. 136 ТК РФ, соответственно это до первой проверки трудовой инспекции или налоговой.

Расчетный лист содержит в себе:

1. Ф.И.О. работника, должность, подразделение, табельный номер;
2. Период, за который производятся начисления;
3. Отработанные дни (часы);
4. Составные части заработной платы:
— оклад (тарифная ставка, должностной оклад, базовый должностной оклад);
— надбавки за работу во вредных условиях, за работу в особых климатических условиях, районный коэффициент, за совмещение профессий (должностей), за выслугу лет, интенсивность работы и т. д.;
— премии (единовременные, квартальные, годовые, за достижения в работе и др.);
5. Пособие по временной нетрудоспособности;
6. Отпускные;
7. Денежная компенсация за задержку заработной платы и других выплат работнику;
8. Общая начисленная сумма;
9. Сумма, подлежащая выплате;
10. Удержания из заработной платы:
— суммы НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды;
— профсоюзные взносы;
— не отработанный и (или) полученный работником аванс;
— суммы, излишне выплаченные работнику в результате счетных ошибок;
— взыскания по исполнительным листам;
— другие удержания.

Таким образом, любой работник получая расчетный лист, видит сколько и куда он платит денег. Буквально держит в руках все расчеты по этим суммам. Другой вопрос, что большинство работников забивают на это дело, особенно если зарплата постоянная, и не меняется из месяца в месяц.

Спасибо за внимание! Надеюсь этот небольшой текст был интересен и полезен, если у кого то есть уточнения по сути статьи, я с удовольствием их приму.

Ставки налога на прибыль в 2018 году: таблица

Какие ставки налога на прибыль применяют в 2018 году, как распределять налог между бюджетами и будут ли штрафы, если перепутать бюджеты. В этом вопросе разбирались эксперты «УНП».

Юридические лица уплачивают налог с прибыли, распределяя его между двумя бюджетами — федеральным и региональным. С 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года включительно распределять налог нужно, учитывая новое соотношение ставок (п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Как это сделать в соответствии с НК РФ, читайте далее.

Ставки налога на прибыль в 2018 году

Действующие ставки налог на прибыль 2018 закреплены в статье 284 НК РФ, применять данные показатели надо до конца 2020 года.

Общая ставка налога на прибыль в 2018 году — 20%. Главное нововведение прошлого года относительно ставок налога на прибыль — это изменение процентного соотношения размера ставки между бюджетами:

  • в федеральный бюджет ставка налога выросла с 2% до 3%;
  • в региональный — снизилась с 18% до 17%.

При этом законом субъекта РФ ставка налога, зачисляемого в местный бюджет, может быть снижена.

Ставки налога на прибыль в 2018 году: таблица

Для отдельных налогоплательщиков минимально допустимая ставка составляет 12,5 % (ранее 13,5%), если иное не предусмотрено ст. 284 НК РФ (абз. 4 п. 1).

Для участников ОЭЗ максимально допустимая ставка — 12,5 % (ранее — 13,5 %) по прибыли от деятельности:

  • на территории ОЭЗ (абз. 5, 7 п. 1 ст. 284 НК РФ);
  • выполняемой на территории ОЭЗ в Магаданской области (абз. 6-7 п. 1 ст. 284 НК РФ);
  • исполняемой по договору об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя (абз. 3 п. 1.7. ст. 284 НК РФ).

при условии ведения раздельного учета:

  • доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, исполняемой в пределах данной территории;
  • доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за границами данной территории).

Продолжают действовать исключения из пункта 1 статьи 284 НК РФ, которые не распространяются на отдельные категории субъектов налога (контролирующих лиц по прибыли контролируемых ими иностранных компаний, а также субъектов, указанных в п. 1 ст. 275.2 НК РФ).

Специальные ставки налога на прибыль в 2018 году

Что касается специальных ставок налога на прибыль, то здесь следует обратить внимание на следующие изменения (см. таблицу).

Специальные ставки налога на прибыль в 2018 году

— к облигациям организаций РФ (за исключением признаваемых налоговыми резидентами РФ — организаций иностранных государств), которые на даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и выпущенным в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г.

п. 30 ст. 280 НК РФ (введен Законом от 03.07.2016 № 242-ФЗ)

Обратите внимание, что положения пункта 1.2 статьи 284 НК РФ по прибыли от деятельности в технико-внедренческой ОЭЗ, применяли с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года, то есть только в течение 2017 года.

Ставки и распределение налога на прибыль между бюджетами в 2018 году

Налоговики не оштрафуют компанию, если она неверно распределила налог на прибыль между бюджетами. Это впервые подтвердил Минфин в письме от 20.07.17 № 03-02-07/1/46270 (ответ на частный запрос).

Как мы уже сообщили, компании платят налог на прибыль по новым ставкам: 3 % в федеральный бюджет и 17 % в региональный (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Из-за изменений в кодексе у организаций возникла путаница в ставках. В итоге в карточке расчетов с бюджетом переплата по региональному бюджету, а по федеральному — недоимка, или наоборот. У компании возник вопрос, будет ли штраф, если перепутать бюджеты.

Из письма Минфина № 03-02-07/1/46270 следует, что беспокоиться компаниям фактически не о чем. Инспекторы штрафуют на 20 % от неуплаченной суммы, только если организация занизила налоговую базу, неверно рассчитала налог на прибыль или заплатила с опозданием из-за других незаконных действий (ст. 122 НК РФ). Если компания заплатила налог вовремя, то есть просто перепутала ставки федерального и регионального бюджетов, нарушения по статье 122 НК РФ нет.

Если компания перепутала бюджеты, обязательно надо исправить это. Хоть компания и платит налог на прибыль в два вида бюджета, сам по себе налог — федеральный. А значит, региональную и федеральную части можно зачитывать между собой (ст. 13, 78 НК РФ, письмо Минфина России от 26.04.11 № 03-02-07/1-141). Для этого надо подать в налоговую инспекцию заявление по официальной форме (утв. приказом ФНС России от 14.02.17 № ММВ-7-8/[email protected]).

Налог на прибыль организаций по НК РФ в 2018 году

Один из платежей, пополняющий госбюджет – налог на прибыль. Это федеральный сбор и правила его начисления и оплаты устанавливает НК РФ. Но при этом есть некоторые особенности оплаты налога на прибыль организаций.

В России для организаций предусмотрена выплата налога на прибыль. Расчет его происходит по специально установленным ставкам, которые время от времени изменяются. Как в 2018 году организации платят налог на прибыль по НК РФ?

Практически главным показателем финансовых результатов хоздеятельности субъектов предпринимательства выступает прибыль.

Для коммерческих организаций она является основной целью функционирования. Но кроме того прибыль – это источник для уплаты налогов.

Прибыль – это разница меж заработанными доходами и расходами, осуществленными для приобретения этих доходов.

Именно за счет прибыли финансируются последующие затраты предприятия на производство и социальное развитие. Часть прибыли в форме налога изымает государство.

Соответственно, прибыль организаций это источник финансирования госрасходов. Налог на прибыль выступает важным инструментом регулирования экономики.

Налогообложение прибыли коммерческих предприятий позволяет влиять на инвестирование и увеличение капитала, а также применять предусмотренный налоговый метод в вопросах регулирования экономики.

То есть за счет налога на прибыль формируется весьма существенный источник бюджетного дохода.

Вместе с тем постепенно роль налога на прибыль меняется. Ранее он занимал лидирующие позиции в получении государством дохода, его доля в госбюджете превышала 50 %.

В настоящее время этому налогу отводится третье место после НДС и акцизов. В федеральном бюджете доля налога на прибыль не превышает 15 %.

Однако, по-прежнему, это один из главных платежей и уклонение от его уплаты признается налоговым нарушением. Как в 2018 году начислять и платить налог на прибыль?

Налог на прибыль – прямой налог, рассчитываемый как процент от прибыли, полученной организацией. Правила начисления и уплаты этого налога определяет Налоговый кодекс РФ в гл.25.

Налог на прибыль признается доходом федеральным, но распределяется он меж федеральным и региональным бюджетами.

На 2017-2020 годы порядок распределения таков – 3 % в госбюджет и 17 % в бюджет субъекта РФ. То есть налог выполняет регулирующую и фискальную функции.

Читайте так же:  Большой налог на прибыль

Величина налога на прибыль напрямую зависима от объема заработанной прибыли. То есть не существует фиксированного размера платежа.

Размер его определяется соответственно ставкам, действующим непосредственно на момент уплаты.

При этом реальными плательщиками выступают именно коммерческие предприятия. Платеж не перелагается на конечного потребителя как в случае с косвенным налогообложением.

В качестве объекта налогообложения налогом на прибыль выступает выручка плательщика – доходы от реализации по основному виду деятельности и прибыль от дополнительных видов деятельности.

При налогообложении все доходы учитывают без НДС и акцизов. Величину доходов определяют на основании первичной документации и иных документов, подтверждающих получение дохода, а также документов по налоговому учету.

Отдельные виды доходов освобождены от налогообложения, они указаны в ст.251 НК РФ. Что касается расходов, то таковыми признают затраты налогоплательщика, которые обоснованы и документально подтверждены.

Это расходы на производство и реализацию, внереализационные расходы. Также существует закрытый перечень трат, которые не учитывают при налогообложении, они отображены в ст.270 НК РФ (взносы в уставной капитал, дивиденды и т. д.).

Кто является плательщиком

Обязанность по выплате налога на прибыль предусмотрена только для юридических лиц. ИП и физлица не имеют отношения к этому налогу, который для них заменяет налог на доходы физических лиц.

От уплаты налога на прибыль освобождают некоторые организации, работающие по специальным налоговым режимам.

Платят налог на прибыль:

Все указанные субъекты обязаны начислять налог на прибыль и уплачивать его ежегодно в виде итогового платежа и в течение года в виде авансов.

То есть налоговым периодом по налогу на прибыль признается год, однако внутри года вносятся авансы. Не являются плательщиками:

  • налогоплательщики, работающие на специальных режимах (ЕСХН, УСН, ЕНВД);
  • плательщики, платящие налог на игорный бизнес;
  • участники проекта «Инновационный центр «Сколково».

Обязанность по уплате налога возникает при наличии объекта налогообложения. Нет объекта – нет оснований для выплаты налога.

При этом нужно учитывать, что для разных категорий налогоплательщиков – налогооблагаемым объектом могут выступать различные доходы.

Нормативная база

Налогу на прибыль организаций посвящена гл.25 НК РФ, утвержденная ФЗ № 110 от 6.08.2001. В ней содержатся все основы регулирования этого налога — налоговый период, ставка, плательщики, база, прочие нюансы.

Суть налога заключена в его названии – плательщики платят часть прибыли в бюджет. При этом налоговая ставка может варьироваться от 0 до 30 %.

Особенности применения разных ставок в различных ситуациях рассмотрены в ст.284-284.5 НК РФ. Юрлица выплачивают налог.

Распределяя его меж федеральным и региональным бюджетами. С 1.01.2017 и по 31.12.2020 налог распределяется с учетом нового соотношения ставок, определенного п. 1 ст. 284 НК РФ в редакции ФЗ № 401 от 30.11.2016.

В 2018 году общая ставка налога на прибыль равна 20 %. Но при этом основным нововведением является то, что изменилась ставка процентов меж бюджетами.

Налоговая ставка для федерального бюджета увеличилась с 2 до 3 %, а ставка для регионального бюджета снизилась с 18 до 17 %.

Причем закон субъекта РФ может снизить ставку налога для местного бюджета по собственной инициативе.

Особенности уплаты для юридических лиц

На 2018 год глобальных изменений в отношении налога на прибыль не произошло. Однако некоторые поправки в НК РФ все же были внесены.

В частности:

С 2018 года отменена возможность применения дополнительного снижения пониженной ставки, действующей в особых и свободных экономических зонах.

Уменьшение ставки (12,5 вместо 13,5 %) для этой категории налогоплательщиков стало возможным лишь в 2017 году. Размеры и условия применения ставок по налогу на прибыль учреждает ст.284 НК РФ.

Как действует закон о защите персональных данных, читайте здесь.

На 2018 год изменения, внесенные в налоговое законодательство, касаются только определенного круга плательщиков. Основные значения ставок, применяемых в 2017 году, сохранились в том же виде и на 2018 год.

Ставки в таблице

Общая ставка налога на прибыль остается неизменной с 2009 года. Изменения налогового законодательства касаются только специальных налоговых ставок.

В 2018 году действуют ставки, которые соответствуют ставка 2015 года. Основные из них таковы:

Сколько процентов платят в некоторых отдельных случаях, указано ниже:

В таблице указаны только некоторые налоговые ставки по налогу на прибыль, действующие с 01.01.2018. Детальная информация о применяемых ставках приведена в ст. 284 НК РФ.

Как правильно рассчитать по формуле (пример)

Налог на прибыль организации рассчитывается по следующей формуле:
Сложности при расчете могут возникнуть при определении налоговой базы. Ежегодно в НК РФ вносятся изменения, которые нужно учитывать.

Например, в 2018 году:

Получается, что сначала нужно считать величину налоговой базы. Как посчитать налоговую базу?
Для определения промежуточной налоговой базы используют следующую формулу:
Итоговую величину налоговой базы высчитывают по формуле следующего вида:
К сведению! Когда налоговая база равна минусовому значению, то начислять налог на прибыль не надо. В такой ситуации выходит, что у организации в налоговом периоде имеется убыток, а не доход.

Следовательно, и налог платить не с чего. В качестве примера расчета рассмотреть можно начисление налога на прибыль в условной организации.

Например, по итогам периода предприятием получены такие показатели в рублях:

Согласно приведенным выше формулам осуществляется расчет. Промежуточная налоговая база:
Итоговая налоговая база:
Сумма налога на прибыль:
Важно! Закон предусматривает два метода учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли — метод начисления и кассовый метод.

В первом случае доходы включают в расчет налоговой базы по налогу на прибыль в периоде возникновения, а расходы – в периоде, к какому они относятся.

При кассовом методе доходы признают в периоде получения, а расходы в периоде оплаты.

Внесение ежемесячных авансовых платежей

Налогоплательщики, платящие налог на прибыль, подают декларации и выплачивают авансовые платежи. При этом нужно соблюдать срок сдачи и уплаты:

Как правило, все организации платят авансовые платежи ежемесячно. Плательщики, которые вносят авансовый платеж каждый квартал, указаны в п.3 ст.286 НК РФ.

Ежемесячные авансовые платежи вносятся равномерными суммами. Сумма очередного платежа определяется как сумма платежа, начисленного за предыдущий месяц.

Величина ежемесячных авансовых платежей во втором квартале соответствует налогу от прибыли, полученной в первом квартале.

Показатель строки 290 в налоговой декларации делится на три, в итоге получается величина ежемесячных авансовых платежей за апрель, май и июнь.

Также организации вправе добровольно выбрать способ начисления авансовых платежей по фактической прибыли, заранее уведомив налоговые органы.

При этом авансовый платеж за месяц будет равен фактическому налогу на прибыль за предыдущий месяц.

Организации, которые исчисляют ежемесячные авансовые платежи по фактической прибыли, подают налоговые декларации по налогу на прибыль двенадцать раз в год.

Применяемые КБК

КБК – это числовое значение, которое указывается в платежке для определения назначения платежа. То есть на основании кода определяют, куда нужно перечислить платеж и каковы особенности уплаты.

Так числовой код будет разным при уплате основного налога, пени по нему или штрафа. В случае ошибочного указания КБК могут возникнуть проблемы по причине отправки платежа в иной бюджет.

Видео: налог на прибыль

Из-за этого положенный налог не будет оплачен вовремя, поскольку на поиск и возврат недоимки может уйти немало времени.

Бухгалтерские проводки по начислению

Для расчетов по налогам в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». К этому счету открывается субсчет по конкретному налогу, к примеру, «Налог на прибыль».

Также можно в аналитическом учете произвести разбивку по бюджетам. Например – счет 68, субсчет «Налог на прибыль: федеральный бюджет».

В 2018 году при начислении налога на прибыль и авансовых платежей выполняют проводку такого вида:
Однако нужно помнить, что расчет налога осуществляется нарастающим итогом. Потому при начислении платежа за очередной налоговый период нужно указывать не всю сумму авансового платежа, а только разницу меж начисленным текущим авансом и предыдущим.

Когда налог перечисляют в бюджет, выполняют такую проводку:
Организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, обязаны в бухотчетности раскрывать информацию о расчетах по налогу на прибыль.

А некоторые должны отображать не только налог, подлежащий уплате в данном отчетном периоде, но и те суммы, какие могут повлиять на размер налога на прибыль в будущих отчетных периодах.

Часто налогооблагаемая база по налогу на прибыль и прибыль по данным бухучета не совпадают.

Различие вызвано различающимися правилами признания отдельных доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Поэтому и появился термин «условный расход по налогу на прибыль» УРНП.

Условный расход по налогу на прибыль это условная величина налога на прибыль, какая рассчитывается по данным бухучета:

Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль

Отчетность по налогу на прибыль предоставляют в форме декларации. Подавать ее нужно в налоговые органы по месту регистрации плательщика либо по месту расположения филиала организации.

Нужно сдать декларацию до 28 числа месяца, последующего за отчетным периодом. Бланк декларации на 2018 год можно найти на сайте ФНС. Форма включает в себя:

Ставка налога на прибыль в 2017 году

Ставка налога на прибыль в 2017 году, так же как и в 2016, составляет 20%. Ее используют чаще всего, так как прибыль от основных видов деятельности фирмы облагается именно по этой ставке. Например, прибыль от продажи имущества, выполнения работ или оказания услуг. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Налог на прибыль перечисляют в два бюджета – федеральный и региональный. По каждому бюджету своя ставка налога на прибыль. Так, в 2017 году налог на прибыль начисляют:

  • в федеральный бюджет – по ставке 3%;
  • в региональный бюджет – по ставке 17%.

Эта разбивка установлена на период с 2017 года по 2020 год. До 1 января 2017 года разбивка была такая: 2% – в федеральный бюджет, 18% – в региональный бюджет.

Операторы нового морского месторождения и владельцы соответствующих лицензий применяют к налоговой базе, сформированной при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья, ставку 20%. При этом всю сумма налога на прибыль они должны перечислять в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ). А вот суммы налога на прибыль, уплаченные организациями Крыма и Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, зачисляются в бюджеты этих субъектов в полном объеме (п. 4 ст. 13 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Читайте так же:  Какие льготы у матери троих детей

Налогооблагаемая прибыль – это разница:

  • между доходами, которые облагают налогом на прибыль, полученными за отчетный или налоговый период (например, I квартал, полугодие, 9 месяцев, год);
  • расходами, которые уменьшают налоговую прибыль, понесенными за отчетный или налоговый период (например, I квартал, полугодие, 9 месяцев, год).

Фирмы определяют сумму налога на прибыль самостоятельно. Напомним формулу, по которой рассчитывают налог.

Формула расчета суммы налога на прибыль

Перераспределение налога на прибыль в пользу федерального бюджета снижает поступление налогов в бюджеты регионов. Указанное перераспределение ставки налога на прибыль между бюджетами на период с 2017 года по 2020 год установлено Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ.

Региональные власти могут уменьшать ставку налога на прибыль в той части, которая поступает в их бюджет. Однако в любом случае она не может быть ниже 12,5% (установлено на 2017–2020 годы, до 1 января 2017 года – 13,5%).

Начиная с 2017 года, это снижение может привести к общему увеличению суммы налога на прибыль, уплачиваемой организацией.

Читайте в бераторе

Энциклопедия учета, новости в рассылках, аналитика в журналах. Подписываться на бухгалтерские журналы отдельно больше не нужно.
Все можно получить сразу и по оптимальной цене.

Нефтегазовые доходы и расходы Сахалина

В ближайшие два года ожидается снижение объемов добычи углеводородов в Сахалинской области. В то же время в этом регионе планируются изменения в налоговой политике.

Объем добычи нефти в Сахалинской области в 2018 году составит 15,5 млн т, что на 15% меньше, чем в 2016 году, и на 9% ниже планируемого объема добычи в 2017 году, прогнозируют эксперты Минэкономразвития региона. Ожидается снижение добычи нефти и газового конденсата по проекту «Сахалин‑2» в соответствии с технологической схемой разработки Пильтун‑Астохского месторождения.

По прогнозам регионального министерства, в 2020 году добыча нефти составит 15,5 млн тонн. Добыча газа в 2017 году тоже снизится по отношению к уровню 2016 года. В 2018 году планируется добыть 28,7 млрд куб. м, что на 4% меньше, чем в 2016 году. Ожидается, что эта тенденция продолжится и в следующие годы, вплоть до 2020 года. Предполагается, что в этот период добыча газа возрастет относительно 2016 года за счет проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-3» и достигнет 30,3 млрд кубометров.

В среднесрочной перспективе в целом, как отмечают в Минэкономразвития Сахалинской области, развитие нефте‑газового комплекса региона будет происходить за счет увеличения объемов добычи газа.

Разрешённый налоговый конфликт

Соглашение о разделе продукции (СРП) по проекту «Сахалин‑1» было заключено в 1995 году. В конце 2008 года проект вышел на прибыльную работу, и тогда инвесторы стали делиться прибылью с государством.

В апреле 2015 года ExxonMobil подала в суд на Россию. Ее дочерняя компания Exxon Neftegas (оператор проекта «Сахалин‑1») с 2008 года пыталась перейти со ставки налога на прибыль в 35%, установленной в соглашении о разделе продукции проекта «Сахалин‑1», на ставку в 24%, а с 2009 года — на ставку в 20%, установленную налоговым кодексом.

СРП‑проект имеет статус закона, основные условия его реализации должны быть неизменными с момента заключения соглашения, а любые поправки могут быть внесены только судом. На этом основании российская сторона в 2010 году отказала ExxonMobil в снижении ставки налога. С тех пор американская компания ежегодно выплачивала сначала 20% налога на прибыль, а после проведения камеральных налоговых проверок доплачивала оставшиеся 15%.

К марту 2017 года общая сумма оспариваемых ExxonMobil налогов составила $637 миллионов. Американская компания предложила списать порядка половины суммы, а оставшиеся средства зачесть в счет будущих платежей по налогу на прибыль, но компромисс не был достигнут, и тогда компания обратилась в суд.

Премьер‑министр РФ Дмитрий Медведев распорядился заключить мировое соглашение в рамках судебного разбирательства по иску Exxon Neftegas, поданному в Арбитражный институт торговой палаты Стокгольма. В марте 2017 года ExxonMobil и Минфин договорились отложить арбитражные разбирательства и приступить к досудебному урегулированию спора.

В сентябре 2017 года РФ и ExxonMobil подписали мировое соглашение по судебному разбирательству о взыскании средств по проекту «Сахалин‑1». В министерстве финансов РФ сообщили, что стороны достигли взаимовыгодного компромисса. Недавно обсуждалось продление действия СРП по проекту «Сахалин‑1» на 30 лет. Окончательное решение по этому вопросу должен принять Минфин.

Что такое СРП?

Соглашение о разделе продукции — особый вид договора об учреждении совместного предприятия. СРП удобно для иностранных инвесторов, значительно снижая риски. СРП устанавливает для иностранной компании особый налоговый режим, причём он действует в течение всего срока, на который заключено соглашение. Как правило, государство начинает получать доход от реализации проекта только после того, как инвестор окупит свои вложения. У инвестора появляется стимул увеличивать затраты, затягивая выход проекта на прибыльную работу.

Когда заходит разговор о проектах, реализуемых на основе СРП, обычно говорят не о выгоде, а об убытках и упущенных возможностях. Как бы не ругали СРП, эти соглашения позволили привлечь в Россию крупные нефтедобывающие компании, которые вряд ли пришли бы работать на общих условиях. Они создали рабочие места, платят налоги.

В прошлом году исполнилось 20 лет с момента вступления в силу Закона «О соглашениях о разделе продукции». Его принятие означало начало реализации на практике философии множественности инвестиционных режимов в российском недропользовании, закреплённой ранее в Законе «О недрах».

Статья 12 Закона «О недрах» в его первой версии (от 21.02.1992 года) устанавливала возможность правоотношений между государством-собственником недр и инвестором-недропользователем на основе нескольких форм договорных отношений. В её завершающем параграфе указывалось, что лицензия на право пользования недрами закрепляет в восьми подпунктах закона условия и форму договорных отношений. Впоследствии, правда, в эту статью вносились многочисленные корректировки, фактически сузившие зону множественности инвестиционных режимов недропользования.

Налог на прибыль от «Сахалина‑2» в проекте бюджета

В 2016 году Сахалин получил налог на прибыль от шельфовых проектов в размере 73,1 млрд руб., что составляет половину общих поступлений в региональный бюджет. Налог на прибыль в рамках «Сахалина‑2» в 2017 году, уплаченный по итогам прошлого года, принес Сахалинской области 36,2 млрд руб. при собственных доходах региона в 108,7 млрд руб., получение которых, согласно областному закону о бюджете, ожидается по итогам года. Налог исчисляется в долларах и зависит от объемов добычи нефти и реализации СПГ от проекта, цены нефти, сметы расходов, курса доллара к рублю.

В федеральный бюджет, согласно проекту на 2018–2020 годы, будет дополнительно зачислено 50% налога на прибыль по проекту «Сахалин‑2» с последующим перераспределением поступлений на развитие Дальневосточного федерального округа. Речь идёт о налоге на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции в объеме 22 млрд рублей. Доходы составят 33,7 млрд руб. в 2018 году, 17,7 млрд руб. в 2019 году и 16,9 млрд руб. в 2020 году.

Проект бюджета предполагает повышение ставки роялти по проекту «Харьягинское месторождение» с 2018 года с 7% до 9%. Ожидается, что оператор «Сахалин‑1» в 2018 году заплатит по налогу на прибыль 4,9 млрд руб., в 2019 году — 2,6 млрд руб., в 2020 году — 2,6 млрд рублей. От доходов, получаемых СРП «Сахалин‑2», планируется поступления в 2018 году — 50,5 млрд руб., в 2019 году — 26,6 млрд руб., в 2020 году — 25,4 млрд рублей. По СРП «Харьягинское» ожидается получение 300 млн руб. в год.

В период с 2011 года по 2023 год предусмотрено получение доходов от реализации природного газа СРП «Сахалин‑2», которые пойдут в счет платежей за добычу углеводородов и доходов в виде доли прибыльной продукции.

Страсти вокруг СРП

Оба соглашения о разделе продукции по «Сахалину‑2» и «Сахалину‑1» были заключены в середине 1990 х годов. Они защищены от влияния изменений в российском законодательстве, что в 2000 году вызывало недовольство Счетной палаты.

В российском налоговом кодексе есть пункт, введенный в 1999 году, о том, что к СРП, заключенным до января 1996 года, применяются условия исчисления и уплаты налога на прибыль, установленные этими соглашениями, даже если эти условия противоречат российскому законодательству о налогах и сборах. Но разница между соглашениями «Сахалин ‑1» и «Сахалин ‑2» состоит в том, что в первом прописано распределение налога на прибыль между Сахалинской областью (22% от прибыли) и федеральным бюджетом (13% от прибыли), а во втором записана только совокупная предельная ставка по налогу на прибыль (32%) без разбивки по бюджетам.

«Сахалин‑2» обеспечивает крупнейшую долю нефте‑газовых поступлений в сахалинский бюджет. В доходах региона от налога на прибыль участников двух СРП на «Сахалин‑2» приходится до 80%, а на «Сахалин‑1» — более 20%.

Проект бюджета РФ на 2018–2020 годы, в рамках принятия во втором чтении, был дополнен поправкой о выделении Сахалинской области бюджетных ассигнований в объеме до 16,9 млрд рублей. Средства планируется выделить в 2018 году для компенсации потерь от изменения норматива по перераспределению налога на прибыль.

Госдума России приняла закон об изменении нормативов распределения поступлений по налогу на прибыль организаций при выполнении СРП по проекту «Сахалин‑2». Ранее поступления налога на прибыль от соглашения на 75% направлялись в региональный бюджет Сахалинской области, а 25% — в федеральный. Принятый закон устанавливает обратное распределение: в бюджет Сахалинской области — 25%, в федеральный бюджет — 75%.

Российская система устроена таким образом, что большинство регионов получают трансферты из федерального бюджета и только таким образом поддерживают дефицит на приемлемом уровне. Суммарная величина трансфертов регионам из центра составляет 1,5 трлн руб. в год.

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения ФГБУ «ЦДУ ТЭК».
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2018 ФГБУ «ЦДУ ТЭК» +7(495)950-8609
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-36416 от 26.05.2009 г.