Приказ о назначении представителя руководства по качеству

Образец приказа о внедрении системы менеджмента качества ISO 9001

Опубликовано: 15.12.2016 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

Пример того, как может выглядеть приказ по организации о внедрении стандарта ISO 9001, смотрите в PDF-документе, приложенном под статьей. Необходимость в издании такого приказа вряд ли кому-нибудь придет в голову оспаривать. Хотя бы в силу параграфов №5 и №7 ISO 9001:2015. Руководство должно осуществлять лидерство в проекте внедрения системы менеджмента качества (СМК, – ред.) и поддерживать его адекватным выделением ресурсов. Если полномочия руководителя и членов рабочей группы по внедрению не подтверждены и не поддержаны, то почти неизбежна ситуация, при которой руководители подразделений и даже отдельные сотрудники, которые отвечают за конкретные бизнес-процессы, важные для внедряющей организации, будут игнорировать встречи и неохотно идти на контакт с «качественниками». Они будут воспринимать проект создания СМК как ничью ответственность и очередную «блажь», которая пришла в голову кому-то наверху и которая вот-вот отнимет их драгоценное время. Интриганам компании будет казаться, что их усилия в такой ситуации никто не заметит, так как отсутствие официального приказа, как видно, означает, что «пахнет чем-то политическим» или руководство на самом деле само не знает, чего хочет. Хочет «врубиться» в дело «без складу и ладу» и посмотреть – что из этого получится.

В таких исходных обстоятельствах могут проводиться бесконечные, ни к чему не ведущие совещания «в расширенном составе», каждое из них будет заканчиваться тем, что руководителю рабочей группы по внедрению все будут задавать «новые задания» и заданиям этим не будет конца. Каждое новое совещание ситуация будет повторяться. Проект же будет стоять в начальной точке, без всяких перспектив продвижения. Не дать «потонуть в согласованиях» проекту в этой ситуации может только настоящий лидер с большим опытом. Он будет просто ходить из кабинета в кабинет «в кожанке и с наганом» и компенсировать прямым давлением то, что ему, как руководителю, не додало руководство. Но, как писал немецкий драматург Бертольд Брехт, «несчастна та страна, которая нуждается в героях». Если нужны герои, значит, организация как система работает плохо. Когда уже пора издавать приказ о внедрении СМК? Обычно этим действием открывается проект. Но до издания приказа высшему руководству стоит пройти обучение по стандарту ISO 9001 или проконсультироваться с привлеченным консультантом-внедренцем. Если предварительно этого не сделать, то в приказ могут попасть «фантастические» распоряжения. Один из популярных в интернете примеров как это может быть – шутка про приказ определенному сотруднику «внедрить процессный подход за три месяца». Для тех, кто знаком со спецификой ISO 9001 некорректность постановки задачи абсолютно очевидна.

Но что же тогда должно быть в приказе? Эксперты рекомендуют назначить в этом приказе «представителя высшего руководства по качеству» (термин из ISO 9001, – ред.), поименно назначить рабочую группу по внедрению (обычно 5-10 человек, – ред.), обязательно нужно прописать ответственность и полномочия участников проекта. Приказ должен мотивировать сотрудников, поэтому, с одной стороны, советуют указать в нем периодичность и время на совещания членов рабочей группы по внедрению, с другой – закрепить систему премирования сотрудников за участие в разработке СМК. Если с самого начала предполагается провести сертификацию создающейся системы, то можно включить в приказ в качестве приложения программу подготовки к сертификации. Считается правильным назначать в рабочую группу проекта главных специалистов основных подразделений и служб компании.

Приказ о назначении представителя руководства по качеству

Всем доброго дня
Хочется отдать на строгий суд приказ о разработке, внедрении и сертификации СМК на нашем предприятии. На мой взгляд что-то вот не то, а что — не могу уловить.

Общество с ограниченной ответственностью
«ХХХХХ»
ПРИКАЗ
От __ .__.2012г. № -П
г. УУУУУ

Содержание: «О разработке, внедрении и сертификации в ООО «ХХХХХ»
системы менеджмента качества на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008»

В целях обеспечения конкурентоспособности работ ООО «ХХХХХ», а также во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 48 от 3 февраля 2010г. «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов».

1. Сформировать рабочую группу из специалистов организации по разработке и внедрению системы менеджмента качества на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
2. Назначить представителем руководства ООО «ХХХХХ» по системе менеджмента качества Главного инженера — ТТТТТ- и дополнить ее должностную инструкцию соответствующими полномочиями.
3. Образовать службу качества ООО «ХХХХХ». Представителю руководства по системе менеджмента качества утвердить Положение о службе качества. Назначить руководителем службы качества — Начальника производственно-технического отдела — ЛЛЛЛЛ — и утвердить ее должностную инструкцию.
4. Образовать Совет по качеству ООО «ХХХХХ» для регулярного рассмотрения всех вопросов по реализации проекта системы менеджмента качества в составе:
— Генеральный директор – ШШШШШ — председатель Совета;
— Главный инженер – ТТТТТ — заместитель председателя Совета;
— Инженер по ОТ – МММММ — секретарь Совета по качеству;
— Заместитель генерального директора — ЗЗЗЗЗ — член Совета по качеству;
— Руководители отделов и служб — члены Совета по качеству.
Начальнику производственно-технического отдела разработать и согласовать с перечисленными руководителями Положение о Совете по качеству.
5. Возложить функции представителей по вопросам системы менеджмента качества в подразделениях на сотрудников в соответствии с перечнем. Дополнить должностные инструкции представителей по вопросам системы менеджмента качества в подразделениях соответствующими полномочиями.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Нормативные документы и СМК

Нормативные документы и система менеджмента качества

Стандарты СМК

Приказы

Распоряжения

Сертификаты

Документы СМК

Положения о подразделениях

Читайте так же:  Требования предъявляемое к пиву

Приказ о назначении представителя руководства по качеству

Откуда : Россия, Москва

Ситуация:
Есть директор по качеству, который совершенно не в теме СМК по ИСО, и проникаться этой темой не сильно горит желанием.
Есть руководитель проекта в подчинении директора по качеству, основная задача которого — внедрить СМК и сертифицировать ее.
Вопрос:
как быть с определением представителя руководства?
Он должен напрямую подчиняться генеральному и, хотя бы поверхностно, быть в теме.
Человек не хочет брать на себя ответственность за СМК, в то же время хочет руководить человеком, на которого эта ответственность возлагается.
Что посоветутете — как распределить ответственность, чтобы впоследствии у аудиторов не возникло замечаний. Возможно ли, например, выделить разработку и внедрение СМК в отдельный проект, ответственность за проект возложить на руководителя проекта, и установить подчиненность именно по этому проекту перед ген директором, в то время как организационно человек не будет подчиняться непосредственно ген директору.

1) Распределение полномочий при разработке и внедрении СМК аудиторов не особенно волнует.
Они будут оценивать распределение полномочий в РАБОТАЮЩЕЙ системе.
2) Главное, что нужно учесть при решении вашего вопроса — ПРК должен обладать ПОЛНОМОЧИЯМИ для обеспечения разработки СМК (п. 5.5.2 ИСО 9001).
Будет ли реальная власть у сотрудника «3-го уровня иерархии»?
Сможет ли он при этом ужиться со своим начальником и другими директорами?
Сомневаюсь.
Более реально – взять на себя интеллектуальную проработку всех вопросов, связанных с разработкой СМК, а заместителю директора – официально представлять готовые проекты решений, которые он должен утвердить своей властью или представлять для решения генеральному директору.

Ваша ситуация довольно часто встречается, особенно на средних и больших предприятиях (от 200 чел.).
формально этот вопрос можно закрыть так:
введите два функционала:
ПРК и ОСК.
ПРК — представитель руководства по качеству:
— несёт ОБЩУЮ отвественность
— утверждает документацию СМК
— руководит процессом внедрения
— определяет (читай утверждает) политику и т.д.
ОСК — ответственный за систему качества
— делает всё остальное

Полностью согласен с предыдущим постом:
— аудиторов практически не интересует как распределены полномочия и ответственность при построении. Важно как ЭТО будет работать.
— при правильном поведении менеджера по качеству (в вашем случае ОСК) и адекватном генеральном руководстве — обеспечен рост и выход на уровень со своим руководителем (ПРК) по функциональным полномочиям. Ген.дир. вначале при решении некоторых системных вопросов будет Вас двоих приглашать, а потом, видя, что от ПРК нет толку — только Вас.
Административная иерархия вряд ли изменится. но функционально можно вырасти. В итоге Вы будете только ставить в известность ПРК о своих действиях и проходить формальное утверждение
Удачи.

Полезная информация

Выполнение ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001), пункт 5.5.2 «Представитель руководства»

Высшее руководство должно назначить представителя из состава руководства, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:

Организация должна иметь документальное подтверждение (например: приказ, распоряжение и/или другие документы СМК, утвержденные высшим руководством) о назначении представителя из состава руководства (из числа руководителей, определенных штатным расписанием организации).

а) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества;

1. Организация должна документально (в приказе, должностной инструкции, положении, руководстве по качеству и т.д.) определить ответственность и полномочия представителя руководства, распространяющиеся на обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых СМК.

2. Представитель руководства должен иметь свидетельства осуществления своей деятельности по обеспечению разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых СМК (соответствующие протоколы, планы, программы, согласующие подписи в различных документах СМК и др.).

б) представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества и необходимости улучшения;

1. Организация должна документально (в приказе, должностной инструкции, положении, руководстве по качеству и т.д.) определить ответственность и полномочия представителя руководства, распространяющиеся на представление отчетов высшему руководству о функционировании СМК и необходимости ее улучшения.

2. Представитель руководства должен иметь свидетельства осуществления своей деятельности по представлению отчетов высшему руководству о функционировании СМК и необходимости улучшения (отчет о функционировании СМК, подписанный представителем руководства; служебные записки на имя руководителя организации с предложениями по улучшению СМК; и др.).

Примечание.

Как правило, отчеты высшему руководству о функционировании СМК и необходимости улучшения являются входными данными для анализа СМК со стороны руководства.

в) содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации.

1. Организация должна документально (в приказе, должностной инструкции, положении, руководстве по качеству и т.д.) определить ответственность и полномочия представителя руководства, распространяющиеся на содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации (проведение собраний, совещаний, семинаров, инструктажей, размещение информации на информационных стендах, обеспечение согласования документов СМК со стороны исполнителей и т.д.).

2. Представитель руководства должен представить свидетельства осуществления своей деятельности по оказанию содействия распространению понимания требований потребителей по всей организации, в том числе в рамках выполнения требований п. 5.2 стандарта (более подробно см. статью «Выполнение пункта 5.2 ГОСТ ISO 9001 — «Ориентация на потребителя»).

Требование ГОСТ ISO 9001-2011

Примечание.

В ответственность представителя руководства может быть включено поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.

Рекомендуется внести в документ, определяющий полномочия и ответственность представителя руководства, положение о том, что представителю руководства закреплено право представлять интересы компании по вопросам качества при взаимодействии с внешними организациями (заказчиками, партнерами, подрядными организациями, поставщиками, органами по сертификации, саморегулируемыми организациями и др.). При этом для представителя руководства рекомендуется установить право, распространяющееся на возможность привлечения им для решения таких вопросов различных сотрудников компании, например, представителя служы или отдела качества.

Читайте так же:  Сельские льготы учителям нормы

Реализация данного пункта стандарта входит в состав услуг: «Разработка системы качества (СМК)», «Внедрение СМК», оказываемых Специализированным консалтинговым центром «Систус Консалт».

Форум по менеджменту качества

Правила форума&nbsp&nbsp&nbspВажно для вас&nbsp&nbsp&nbspРассылка&nbsp&nbsp&nbsp

  • Список форумовМенеджмент качестваПрактика внедрения СМК
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Приказ о введении (внедрении) СМК на предприятии

Приказ о введении (внедрении) СМК на предприятии

Юлия Лана » 26 май 2009, 11:15

Максим Ветров » 26 май 2009, 12:25

Александр Хлебников » 26 май 2009, 13:13

Максим Ветров » 26 май 2009, 13:44

Константин Стрюков » 26 май 2009, 13:56

Юлия Лана » 28 май 2009, 11:07

Бояринцева Надежда » 04 июн 2009, 14:37

Юлия Лана » 04 июн 2009, 16:30

Приказ мы уже утвердили,
с Формулировкой :
Ввести в действие систему менеджмента качества Организации такого го то числа,
одновременно с назначением ПРК,

без указаниям разработанной в соответствии с требовании ИСО 9001: 2008,
думаю это не так уж страшно, что не указлали.

Роман Озеранский » 04 июн 2009, 17:57

Юлия Лана » 05 июн 2009, 09:07

Роман Озеранский » 05 июн 2009, 09:10

Юлия Лана » 05 июн 2009, 09:45

Роман Озеранский » 05 июн 2009, 09:59

Юлия Лана » 05 июн 2009, 10:34

Ефимов Игорь » 05 июн 2009, 10:58

Роман Озеранский » 05 июн 2009, 12:16

Юлия Лана » 05 июн 2009, 12:41

Роман Озеранский » 05 июн 2009, 12:54

Юлия Лана » 05 июн 2009, 13:39

Лидия Харитонова » 05 июн 2009, 15:24

Юля, чтобы внедрить СМК вы , наверное разработали план мероприятий, этапы разработки документации, обучения и прочие мероприятия. Все документы вводятся в действие по приказу, и вступают в силу в указанные вами сроки. Последним этапом в вашем плене должен быть анализ внедренной СМК высшим руководством. На основании этого анализа издается приказ о том что разработанная и внедренная СМК признана действующей и результативной.

Кто внедряет СМК?

Как это обычно делается с участием консультанта.

Сначала консультант знакомится с предприятием. Выясняются самые общие вопросы: кто является потребителем продукции или услуг, какая изготавливается продукция и оказываются услуги. По какой «цепочке» продвигаются внутри компании информация о заказе, материалы, полуфабрикаты. Составляется, так называемая, «карта процессов верхнего уровня».

Имеются различные традиции составления этой карты, но если эта карта составлена понятно для работников, она становится фундаментом для дальнейшего создания СМК.

Далее консультант составляет план выполнения работ по разработке и внедрению СМК. Руководство предприятия должно рассмотреть этот план и приять ответственность за его выполнение. Это важный момент: не консультант отвечает за своевременность выполнения работ, а само предприятие.

Руководитель предприятия должен издать приказ по предприятию, в котором он декларирует начало работ по внедрению СМК (чтобы все об этом знали), в котором он делает некоторые назначения:

1. Назначается «Представитель руководства по качеству» (ПРК, см. п. 5.5.2 Стандарта). Это должен быть авторитетный работник, «правая рука» руководителя. На маленьких предприятиях функцию ПРК может возложить на себя сам директор, но этого лучше избегать. «Представитель руководства по качеству» — это не оплачиваемая должность, а почётное звание, статус «совесть предприятия». На первых порах его главная ответственность – курировать проект по внедрению СМК. Так бывает чаще всего. Но иногда ПРК не имеет поначалу необходимой харизмы, в этих случаях управление проектом по внедрению СМК, пусть временно, остаётся в руках директора. Для больших предприятий это неприемлемо, надо такого человека определять сразу. Функцию ПРК часто исполняет Директор по качеству, в ведении которого находятся и Служба качества, и ОТК – это совершенно разные подразделения.

2. Второй назначенец – это «менеджер по качеству». Называться он может по-разному, но суть одна – это «тягловая лошадка» проекта по разработке и внедрению СМК. Главная его ответственность – координировать внутри предприятия всю деятельность по разработке и внедрению СМК, её улучшению. Вторая обязанность менеджера по качеству – осуществлять контакты с консультантом. Всё время, когда консультант находится на предприятии, менеджер по качеству находится рядом с консультантом и понемногу впитывает в себя опыт, знания, новые представления, которыми консультант делится в процессе работы с другими сотрудниками предприятия. Можно сказать, что 100% информации проекта проходит от консультанта на предприятие через голову менеджера по качеству. По своему опыту могу сказать, что если менеджер по качеству назначен на специально оплачиваемую должность – это залог успеха. Если он занимает другую должность, а менеджером по качеству работает на условиях совмещения – это на 90% признак проблемности проекта. Выделение такой отдельной должности всегда окупается. Менеджер по качеству и Представитель руководства по качеству – это может быть одно лицо, но для крупных предприятий – это разные люди.

3. Должны быть назначены, так называемые, «владельцы процессов» или «ответственные за процесс» — это те сотрудники – обычно – руководители соответствующих направлений, которые и будут отвечать за систематизацию и необходимый (не тотальный) уровень документирования процессов.

4. Должны быть назначены «внутренние аудиторы СМК». Это сотрудники предприятия, которые иногда будут проводить внутренние проверки того, как работает СМК. Самый первый и опытный внутренний аудитор – это менеджер по качеству. По моим наблюдениям, примерно на 200 работников предприятия должен быть обучен один внутренний аудитор. Это соотношение установлено мною опытным путём, для разных предприятий это соотношение может меняться. Но для начала на это число можно ориентироваться. Для предприятия в 200 человек одного аудитора мало. При консультировании предприятий мы даём более чёткие критерии выбора внутренних аудиторов. Внутренних аудиторов СМК можно назначить и позже, не в первом приказе.

Читайте так же:  Примерный договор с родителями в школе

Затем начинается работа по разработке и внедрению СМК. Мы всегда ориентируемся на те достижения корпоративной культуры, которые можно использовать для построения СМК предприятия. Часто бывает так, что отдельные фрагменты, предусмотренные стандартом, имеются, их не надо создавать «с нуля». Их надо найти и «вписать» в создаваемую систему. Но так бывает редко. Часто руководители питают иллюзии относительно того, у них «и так всё хорошо». В деликатной форме приходится показывать руководителям «дырки» в их системе управления.

Понятия «разработка СМК» и «разработка документов» — это не одно и то же. Для разработки СМК не требуется тотального документирования. Но если документы нужны, то их должны создавать те, кто отвечает за результативность процессов, а не менеджер по качеству, и, тем более, не консультант. На замечательной кировской фабрике игрушек «Весна» все документы создавал менеджер по качеству, а потом сетовал на то, что «СМК не работает». Спрашиваю, а зачем же он их сам писал? А он отвечает, что, мол, ему за это деньги и платили. Здесь уместно заявить, что менеджеру по качеству деньги платят не за «делание», а за «думание».

Не буду пересказывать в этой статье всех перипетий процесса внедрения СМК – каждый клиент проходит эти трудности. Главное, что нужно отметить в этой статье, это то, что СМК создают и внедряют сами работники предприятия, а не посторонние люди. Консультанты могут только обучить персонал, дать знания по менеджменту качества, вооружить сотрудников методологией работы, проконтролировать качество разработанной СМК, указать на недостатки, ошибки, заблуждения. Иногда – на саботаж.

Привожу в качестве примера переписку с моей коллегой — консультантом СМК — из одного сибирского города. Назовём её Татьяной (имя изменено).

Письмо — вопрос от Татьяны.

Алексей Петрович, мне предстоят переговоры с нашей Торгово-промышленной палатой. Предварительно я уже поняла, что они в качестве ультиматума ставят два основных условия:

1) консультант сам прописывает все документы

2) в договоре должна быть оговорена ответственность за эффект от внедрения.

Всё было бы смешно, если бы не было так грустно: больно уж клиент хороший. Помогите с доводами, а то я от такой несправедливости аж растерялась. Может просто подкините по афоризму на каждый пункт. Вот, кстати, часть их письма:

Цель подготовки к сертификации — отработка (прописывание) всех бизнес-процессов, должностных обязанностей, вертикальных и горизонтальных взаимосвязей внутри организации, которые обеспечат стабильное высокое качество предоставляемых услуг,

•Главный результат, который мы должны получить — своевременное и качественное предоставление услуг по всем направлениям нашей деятельности, отвечающее современным требованиям рынка.

•Специалист — консультант должен будет провести работу по подготовке всех необходимых документов, прописать все бизнес-процессы, должностные обязанности и взаимосвязи, соблюдение, которых обеспечит безусловное качество на выходе, а мы предоставим всю необходимую информацию, имеющуюся в нашем распоряжении, ответить на все интересующие его вопросы.

С уважением, Татьяна, город эн-ск.

Татьяна, случай тяжелый. Я в таком случае отказываюсь от проекта, правда, после длительных переговоров, смысл которых в том, чтобы первое лицо поверило Вам и само поняло, что эти его требования не адекватны. Давайте составим аргументы, почему так делать вредно.

1. Посылаю статью про СМК — покажите её клиенту.

2. Дайте телефоны бывших клиентов, где мы внедряли СМК — пусть не поленятся и позвонят, зададут этот вопрос — что было бы, если бы у них процедуры писали консультанты.

3. Предложите компромисс: обязательные процедуры пропишете Вы, а производственные — они. В конце концов, производственных процедур, с точки зрения стандарта, может и не быть в документированном виде. Правда, и в этом есть риск. Например, Вы напишете им процедуру управления документами, а они с ней не согласятся. Или хуже того — с этой обязательной процедурой не согласится секретарь, которая имеет влияние на директора, а стандарт не читала и не прочитает никогда, т.к. ей это не надо. И что Вы будете делать?

4. Ответственность за эффект от внедрения. А они смогут его определить? А кто ответит за то, что сознание работников перестроилось, и они работают в точности по процедуре не из-за того, что боятся быть пойманными и уличёнными, а из-за того, что они сами твёрдо убеждены в правильности процедур и необходимости следовать им.

5. А за что по договору отвечает руководство Организации — клиента? Если руководство уже сейчас не может совладать с работниками и ищет другую систему управления, то как руководство гарантирует, что работники будут работать по новым процедурам?

6. Современные люди полны гордыни (величайший из смертных грехов). Чтобы СМК работало, надо, чтобы горделивые люди сами вложили свой труд в систему, в создание документов. Только в таком случае есть надежда в результативности СМК.

7. Цель подготовки к сертификации — не разработка документации, а повышение конкурентоспособности предприятия, повышение доверия клиентов к сертифицированной Организации.

8. На предприятии нет ни одного человека, который бы знал всё о внутренних процессах предприятия. Таким образом, Руководство не сможет ответить на все вопросы консультанта при создании документов. Кроме того, документы СМК создаются так, чтобы уже на первом витке внедрения что-то улучшить. Меру этого «чуть-чуть улучшить» знают только работники, вовлечённые в производство. Плюс политика руководства в вопросах улучшения. Это может сформулировать только само руководство.

И ещё много можно аргументов привести. Лучше пусть позвонят клиентам. Если надо, дам телефоны своих клиентов. Не соглашайтесь на «самопись». Проклянёте день создания ИСО.

На всякий скорый случай посылаю карточки клиентов — кому звонить. С уважением, Алексей Покровский