Диплом медико-социальная экспертиза

Каталог бесплатных студенческих работ

Правовые основы медико-социальной экспертизы

Заказать курсовую работу на тему Правовые основы медико-социальной экспертизы

Вы можете заказать уникальную курсовую работуна тему «Правовые основы медико-социальной экспертизы» от 1599 рублей.

Содержание

    • Введение.
    • 1. Понятие и основные характеристики медико-социальной экспертизы.
    • 1.1. Понятие и места проведения медико-социальной экспертизы.
    • 1.2. Направление на медико-социальную экспертизу.
    • 2. Документы и порядок проведения медико-социальной экспертизы.
    • 2.1. Необходимые документы для проведения медико-социальной экспертизы
    • 2.2. Порядок принятия решения по результатам медико-социальной экспертизы
    • Заключение.
    • Библиографический список.

Введение

Современная медицина достигла больших успехов. Многие заболевания, ранее считавшиеся неизлечимыми, уже не представляют опасности и успешно поддаются лечению. Но некоторым пациентам после окончания лечения может понадобиться дополнительное время для полного восстановления здоровья. Сроки лечения по больничному листу ограничены, кроме того, бывает, что людям необходима дополнительная социальная защита. Такие пациенты нуждаются в направлении на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Направление на МСЭ выдает лечебное учреждение, в котором больной проходит лечение. Комиссия бюро медико-социальной экспертизы в составе трех врачей определяет степень функциональных нарушений, имеющихся у пациента, и определяет, имеются ли эти нарушения временными или стойкими. Если нарушения временные, и через некоторое время человек сможет вернуться к трудовой деятельности, то возможно продление больничного листа на срок, необходимый для долечивания. Но иногда лечение может потребовать довольно длительного времени. Комиссия может установить наличие стойкого расстройства здоровья или нарушения функции каких-либо органов. В этом случае человеку устанавливается инвалидность.

В жизни могут возникнуть разные ситуации. Несчастный случай на производстве — и человек может потерять трудоспособность. У инвалидов часто возникают проблемы и вопросы, связанные с их жизнедеятельностью. Где и кто им поможет? Ответ: в учреждениях медико-социальной помощи. Так какие же функции выполняют данные учреждения?

Читать диплом по гражданскому праву: «Медико-социальная экспертиза в РФ: понятие, значение, порядок проведения»

Частное общеобразовательное учреждение

САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Специальность 030912 Право и организация

Медико-социальная экспертиза в РФ:

понятие, значение, порядок проведения

Выполнил студент 3-го курса

Глава 1. Понятие и значение медико-социальной экспертизы

1.1 Понятие и сущность медико-социальной экспертизы5

1.2 Правовое регулирование осуществления медико-социальной экспертизы14

Глава 2. Организация и проведение медико-социальной экспертизы

2.1 Порядок направления на медико-социальную экспертизу21

2.2 Порядок проведения медико-социальной экспертизы27

Глава 3. Результаты медико-социальной экспертизы

3.1 Оформление результатов медико-социальной экспертизы…40

3.2 Порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы43

Список использованных источников47 Введение Здоровье и трудоспособность населения – это важные социальные ценности государства, потенциал, обеспечивающий развитие общества. В их сохранении большую роль играют медико-социальная экспертиза и социально-профессиональная реабилитация.

Знание особенностей правового регулирования отношений в области медико-социальной экспертизы позволяет решать специфические задачи в сфере социальной защиты населения.

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, связанный с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человеческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения.

В России за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 8,9 миллиона инвалидов, то уже на 1 января 2010 г. – около 14 миллионов инвалидов, что составляет примерно 10 % населения страны. Число граждан, освидетельствованных учреждениями медико-социальной экспертизы в 2009 году, в среднем по Российской Федерации составляло 440 тыс. человек в месяц, в т.ч. впервые устанавливалась инвалидность в среднем 90 тыс. чел. в месяц. По данным Минтруда, в 2014 году общее количество инвалидов составляло — 12,65 миллионов человек, а к 2015 году количество инвалидов незначительно уменьшилось — лишь на 230 тысяч человек.

Основным направлением социальной политики государства направление на уменьшение неравенства в вопросах жизнеобеспечения тех групп населения, которые находятся в наименее благоприятном социальном положении, а именно инвалидов.

Цель дипломной работы — правовой анализ осуществления медико-социальной экспертизы в РФ.

Целью дипломной работы предопределена постановка следующих задач:

— рассмотреть основные подходы к определению понятия и сущности медико-социальной экспертизы;

— проанализировать специфику правового регулирования осуществления медико-социальной экспертизы в РФ;

— исследовать порядок проведения медико-социальной экспертизы посредством анализа процедуры направления на экспертизу и оформления результатов в медико-социальной экспертизы.

Теоретической основой проведенного исследования выступили труды таких авторов как: Т.Е. Абова, Л.В. Андреева, Е.Б. Аникина, Ю.Н. Вахрушева, Т.Ю. Грачева, Г.Р. Колоколов, О.В. Корнеева, Н.И. Махонько, В.В. Пучкова, А.Ю. Ширипов и др.

При написании работы использовались аналитический и сравнительно-правовой методы научного познания.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав и списка использованных источников.

Глава 1. Понятие и значение медико-социальной экспертизы 1.1 Понятие и сущность медико-социальной экспертизы Медико-социальная экспертиза – это один из важнейших видов медицинской экспертизы, которая определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица, меры социальной защиты, которая включает в себя реабилитацию, но только по оценки ограничений жизнедеятельности лица, вызванных расстройством функции организма. Такая экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза осуществляется только исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти 1. Так же медико-социальная экспертиза – это область науки и система деятельности здравоохранения, которая определяет медицинские показания к социальной помощи и защите.

История развития медико-социальной экспертизы в постсоветской и современной России определяет, что после 2010 года работа бюро медико-социальной экспертизы строилась в тесном взаимодействии с центрами занятости населения, органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, что позволило добиться эффективных результатов реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов.

Преобразование врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу было обусловлено переходом государства к рыночной экономике. И изменившиеся экономические условия привели к появлению безработицы, которая в последствии повлекла неконкурентоспособность инвалидов при трудоустройстве и стала еще больше заметна. Это и послужило предпосылкой изменения социальной политики в отношении инвалидов2.

Чернова О.А., Коновалова Я.С., Ильницкий А.Н. и Лебедев И.В. отмечают, что с принятием нового законодательства в области социальной защиты инвалидов изменилось не только название служб, а также и их задачи3. Ранее практические задачи врачебно-трудовой экспертной комиссии сводились, к определению характера нетрудоспособности, установлению группы инвалидности, времени и причины ее наступления, и определению трудовой рекомендации.

Эти же задачи сохранились у нынешней медико-социальной экспертизы. Но их число пополнили разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, определение их потребностей в различных видах социальной защиты и ряд других мероприятий, которые направлены на профилактику инвалидности, так же повышение качества социальной защиты инвалидов. Таким образом, главной задачей медико-социальной экспертизы является выявление реабилитационного потенциала инвалида и разработка комплекса мероприятий с целью возвращения гражданина к его полноценной жизнедеятельности.

Больницкая А.Н описывает взаимодействие инвалидов и общество в современном мире, где заявляется о равенстве прав и свобод граждан, несмотря на индивидуальные особенности, различия, в том числе выраженные в нарушении здоровья. В силу объективных условий жизнедеятельности и наличия барьеров для эффективной жизни в обществе граждан с нарушениями здоровья, то есть инвалидов, научные дискуссии о необходимости полной реализации их прав не утихают. Сделанные исследования позволили составить уровень жизнедеятельности инвалидов, а именно их уровень жизни, занятости, образования, доступности, качеству медицинских, социальных и реабилитационных услуг,

Медико-социальная экспертиза в работе с людьми с ограниченными возможностями

Изучение значения медико-социальной экспертизы. Сущность анализа нормативно-правовой базы в сфере проведения медико-социальной экспертизы. Характеристика оснований и критериев установления группы инвалидности. Рассмотрение прав инвалида в обществе.

Подобные документы

Понятие инвалидности, ее причины и юридическое значение. Сущность медико-социальной экспертизы инвалидности, критерии её определения. Порядок проведения процесса переосвидетельствования инвалидов, описание и отличительные черты групп инвалидности.

контрольная работа, добавлен 14.09.2015

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», новое определение понятия «инвалид». Организация медико-социальной экспертизы, порядок ее прохождения. Исследование места и роли социального работника в системе медико-социальной экспертизы.

контрольная работа, добавлен 28.04.2015

Понятие и сущность инвалидности, описание её составляющих. Условия признания лица инвалидом. Группы и классификации инвалидов, их возможная реабилитация. Сущность и предназначение медико-социальной экспертизы, её основные задачи и порядок проведения.

Читайте так же:  Как узнать налог на квартиру 2018

контрольная работа, добавлен 13.10.2016

Задачи и организация работы учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы. Классификация и экспертная оценка ограничений жизнедеятельности. Виды социальной недееспособности. Особенности степеней нарушения функций трудоспособности.

презентация, добавлен 15.04.2016

Понятие инвалидности и ее виды. Правовые основы социальной защиты инвалидов, медико-социальные и управленческие аспекты. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Учреждения медико-социальной и психологической реабилитации.

курсовая работа, добавлен 11.01.2011

Сущность структуры детской инвалидности. Анализ психологических и медико-социальных проблем семей с детьми с ограниченными возможностями. Роль органов социальной защиты семьям с детьми с ограниченными возможностями. Актуальность детской инвалидности.

контрольная работа, добавлен 08.02.2012

Задачи бюро МСЭ: определение группы инвалидности, причин ее наступления, разработка индивидуального плана реабилитации. Должностные обязанности социального работника медико-социальной экспертизы: контроль и корректировка восстановительной программы.

курсовая работа, добавлен 06.06.2010

Организация и содержание медико-социальной работы. Основная задача и функции работников службы медико-социальной помощи. Группы населения, нуждающиеся в медико-социальном обслуживании. Концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми.

контрольная работа, добавлен 16.02.2018

Характеристика профессиональной роли врачей-экспертов в поле межинституционального взаимодействия с потребителями услуг медико-социальной экспертизы. Изучение социально-значимых характеристик врачей-экспертов как экспортеров медицинских компетенций.

автореферат, добавлен 25.07.2018

Причины, приводящие к инвалидности. Особенности медико-социального патронажа семьи, имеющей ребенка-инвалида. Порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Место и роль социального работника в системе медико-социальной экспертизы

Главная > Реферат >Социология

1. Понятие инвалидности

2. Организация медико-социальной экспертизы, порядок ее прохождения

3. Место и роль социального работника в системе медико-социальной экспертизы

Здоровье населения в целом и каждого индивидуума, в частности, определяет возможность эффективного экономического развития страны и благосостояния ее населения. В связи с этим охрана здоровья населения относится к одному из приоритетных направлений социальной политики, осуществляемой в нашей стране обществом, государством и здравоохранением.

В ноябре 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ, который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов России. Целью этой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Закон ввел новое определение понятия «инвалид», учитывающее не только нарушение трудоспособности, как это было ранее, а и другие категории жизнедеятельности человека — полную или частичную утрату человеком способности и возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться.

В связи с этим изменились традиционные подходы, связанные с решением проблемы инвалидности и инвалидов преимущественно путем использования социальных (материальных) принципов. Произошла постепенная смена приоритетов государственной политики в отношении инвалидов. Главным и основным направлением в этой политике стала комплексная (медицинская, профессиональная и социальная) реабилитация инвалидов.

Важная роль в социальной интеграции инвалидов в общество возложена Правительством РФ на социальных работников. Вполне очевидно, что от их профессионализма, от знания и точного выполнения своих обязанностей, от выполнения и соблюдения требований федерального законодательства и постановлений Минздравсоцразвития, регламентирующих деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы и службы реабилитации инвалидов зависят здоровье и судьбы сотен тысяч людей.

Цель данной работы: на основании изучения и анализа нормативно-правовой документации, монографической и учебной литературы, определить, кто такой инвалид, рассмотреть понятие медико-социальной экспертизы, порядок ее прохождения, рассказать какое место и какую роль занимает социальный работник в системе медико-социальной экспертизы.

1. Понятие инвалидности

Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты 1

Инвалидность проявляется в том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры (преграды) полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшению его качества жизни. Данные барьеры могут быть преодолены или существенно снижен их порог через реализацию социальной функции государства, устанавливающего правовые нормы, направленные на замещение или компенсацию последствий ухудшения качества жизни.

Инвалидность включает в себя медицинскую, правовую и социальную составляющие. Содержанием медицинской составляющей выступают медицинские технологии. Правовая составляющая предоставляет члену общества особый юридический статус в виде дополнительных прав и социальных льгот. Социальная составляющая заключается в реализации социальной функции государства, которое в рамках предоставленных полномочий перераспределяет материальные блага в пользу нуждающихся членов общества.

Признание инвалидности носит разрешительный характер со стороны государства. Можно иметь совокупность трех условий, но пока государство через уполномоченный орган — учреждение медико-социальной экспертизы посредством процедуры освидетельствования не установит их наличие, гражданин не будет считаться инвалидом 2 .

Конвенция ООН о правах инвалидов признает понятие инвалидности как эволюционирующее. Это означает, что многие функциональные нарушения поддаются коррекции. В течение определенного периода времени специалисты занимаются реабилитацией инвалида по индивидуальной программе, в которую входит лечение, психологическая помощь, выработка рекомендаций для наилучшей адаптации пациента к жизни в новых для него условиях, и в случае эффективности реабилитационных мероприятий, компенсации и устранения нарушенных функций группа инвалидности может быть изменена 3 .

Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства. Поэтому появилась острая необходимость в создании новых принципов государственной социальной политики, привести их в соответствие с нормами международного права.

С принятием в 1993 году Конституции Российская Федерация была провозглашена социальным государством, где каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь 4 .

Данное положение признает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 5 , Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 6 и другими международными правовыми актами.

Таким образом, принятие Конституции способствовало развитию законодательства о социальной защите и обеспечении. Оно не только пополнилось нормами, учитывающими разнообразные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите, но и выделило инвалидов как отдельную категорию граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

2. Организация медико-социальной экспертизы, порядок ее прохождения

Более 10 лет назад, в 1996 году, вышел закон о социальной защите людей с ограниченными возможностями. Тогда всем известная ВТЭК (врачебно-трудовая экспертная комиссия) получила новое название — медико-социальная экспертиза (далее МСЭ).

МСЭ в Российской Федерации является одним из видов медицинской экспертизы, устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем, сроки проведения реабилитации, меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Признание гражданина инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями МСЭ (Федеральным бюро МСЭ, главными бюро МСЭ и бюро МСЭ в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро) 7 .

По каждому случаю установления инвалидности решение принимается в индивидуальном порядке.

В структуре инвалидности взрослого населения по классам болезней в Российской Федерации в 2008 г. на первом месте стоит инвалидность по причине болезней системы кровообращения, на втором — злокачественных новообразований, далее идут болезни костно-мышечной системы, травмы, болезни глаза, органов дыхания, психические расстройства, болезни нервной системы 8 .

МСЭ проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в т. ч. степени ограничения способности к трудовой деятельности). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Одновременно определяется степень ограничения способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности. Таким образом, ограничение способности к трудовой деятельности является одним из семи видов ограничений жизнедеятельности. В настоящее время пенсионирование инвалидов в целом определяется степенью ограничения способности к трудовой деятельности, а не группой инвалидности.

МСЭ проводится специалистами бюро по месту жительства гражданина (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы России). МСЭ может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре , где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Читайте так же:  Уголовный кодекс рк 1997 год

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, на основе обсуждения результатов МСЭ. Решение объявляется гражданину (его законному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Вопросы обжалования решений бюро МСЭ регулируются постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом”. Законодательством предусмотрено: если гражданин или его законный представитель не согласен с решением филиала бюро МСЭ, то он может обжаловать это решение в главное бюро МСЭ в своем регионе, а при несогласии с решением главного бюро — в Федеральное бюро МСЭ. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро МСЭ могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ 9 .

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими МСЭ, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации , которая утверждается руководителем соответствующего бюро 10 . Индивидуальная программа реабилитации содержит, во-первых, мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и, во-вторых, реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид, либо другие лица и организации. Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем 11 .

Индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Отказать инвалиду в помощи они, следовательно, не имеют право. Для самого инвалида программа имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы или объема реабилитационных мероприятий и даже выполнения программы в целом. Однако отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от программы реабилитации в целом или частично, во-первых, освобождает соответствующие органы власти и организации от ответственности за ее исполнение и, во-вторых, не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (ст.11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Из вышеизложенного следует, что совершенствование медико-социальной экспертизы: создание условий для того, чтобы этап оформления направления на МСЭ был максимально безболезненным, то есть, чтобы люди могли обследоваться абсолютно бесплатно, в строго ограниченные сроки и пройти всех врачей в одном месте. Усовершенствование реализации реабилитационных программ позволит инвалиду не обивать пороги различных учреждений, добиваясь получения реабилитационных средств, а наоборот, сотрудники ведомств, получив программу реабилитации, должны связаться с гражданином и сообщать, на что он имеет право, куда надо обратиться, и какие документы иметь. Информационное взаимодействие всех социальных служб, сопровождающих инвалида, позволит сделать их работу более оперативной и максимально действенной для инвалида.

3. Место и роль социального работника в системе медико-социальной экспертизы

В комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальному направлению. Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности, обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности. Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического и, что очень важно, медико-социального характера.

В связи с главной задачей МСЭ — определение потребности инвалида в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, — в состав комиссий бюро МСЭ введены новые специалисты: врач-реабилитолог, специалист по социальной работе, психолог.

В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни 12 . При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.

Социальный работник совместно с медицинскими работниками оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.

Так, оптимальным является устранение или полная компенсация повреждений путем проведения восстановительного лечения. Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами учреждения государственной службы МСЭ при очередном освидетельствовании инвалида или в порядке его динамического наблюдения врачами и специалистами по социальной работе.

В своем докладе А. Осадчих отмечает, что задача органов социальной защиты состоит в «реинвалидизации» инвалида, в максимальном развитии его приспособительных механизмов, даже если исчерпаны биологические компенсаторные возможности 13 . Социальная адаптация человека практически продолжается всю жизнь.

Как видно из вышеизложенного, в системе социальной защиты инвалидов реабилитология обладает особой спецификой и, по мнению многих исследователей, должна быть признана самостоятельной отраслью 14 . С реабилитации инвалида начинается его ресоциализация, вслед за которой следует этап реинтеграции человека в активную общественную жизнь.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что социальный работник в оказании медико-социальной и реабилитационной помощи инвалидам занимает ключевое место — выступает не только как организатор и контролер, но и как активный участник реализуемых мероприятий и программ.

Так, специалисты по социальной работе — имеют право направлять граждан на прохождение МСЭ, оказывают разностороннюю помощь лицам, в прохождении МСЭ (оформление необходимых документов, оказание консультативной правовой помощи), участвуют в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации, содействуют в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию.

Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.

Здоровье человека является предметом изучения как естественных, так и общественных наук: биологии, медицины, социологии, психологии, философии и многих других. И все же необходимо помнить, что хотя все медицинские доктрины в своей основе имели две взаимосвязанные цели — сохранение здоровья и лечение болезней, фактически медицина является наукой о болезнях. Человек связан с обществом, со всеми элементами его структуры множеством отношений. Поэтому не возможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов.

В данной работе была рассмотрена сложившаяся система организации медико-социальной экспертизы, функции, которые выполняют органы социальной защиты в данной системе — начиная с направления на МСЭ и заканчивая разработкой и реализацией реабилитационных программ для инвалидов, а также осуществление непрерывного контроля и оценка эффективности реализуемых мероприятий; также отмечена деятельность социальных работников в разработке и реализации мероприятий по индивидуальной реабилитации инвалидов, оказание консультационно-правовой, медико-социальной, трудовой, социальной, психологической помощи, материальной поддержки нуждающихся инвалидов.

Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются жизни общества, зависят от множества социальных и экономических факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости, что во многом определяет государственную социальную политику.

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Конвенция вводит следующее понятие инвалидности — это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушение здоровья людьми, отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими 15 .

Ее ратификация предполагает проведение большого объема законотворческой, организационной и информационной работы. Для этого нужно привести в соответствие с этим документом ряд национальных нормативных актов. Вторая серьезная задача — это совершенствование системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. И третья задача — это обеспечение инвалидам равных возможностей для участия в жизни общества.

В этой связи разрабатывается государственная программа «Доступная среда», которая пришла на смену Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов (2006-2010 гг.)» 16 , в которой предусматривались в основном мероприятия реабилитационной направленности; доступность среды обитания не была приоритетом.

Согласно европейским взглядам на проблему инвалидности, необходимо приспосабливать окружающую среду под нужды таких людей, и тогда они перестанут быть «людьми с ограниченными возможностями». Возможности инвалидов ограничиваются, когда они сталкивается с барьерами.

Читайте так же:  Договор сельскохозяйственных культур

Именно поэтому, необходимо перейти от сложившейся в РФ системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Здесь опять же важная задача стоит перед специалистами по социальной работе как в системе МСЭ так и в общем — не только содействие в организации доступности окружающей среды для инвалидов, но и активное участие в просвещении общественности, воспитании толерантности по отношению к инвалидам и их правам на полноценную активную жизнь.

Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблей ООН от 10 декабря 1948 г. — (http://www.un.org/ru).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Генеральной Ассамблей ООН от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу 3 января 1976 г. — (http://www.un.org/ru) .

Конституция Российской Федерации принята от 12.12.1993. — М.: Юридическая литература, 1994. — 56 с.

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // «Российская газета» (в ред. от 02.12.1995. № 234).

О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы: постановление Правительства РФ от 16.12.2004 г. № 805 // «Российская газета» (в ред. от 24.12.2004).

О порядке и условиях признания лица инвалидом: постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 // (http://dvkuot.ru).

Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1. // (http://www.krasmed.ru).

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду: приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. № 287 // «Российская газета» (в ред. от 29.11.2004).

Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р // «Российская газета» (в ред. от 11.01.2006).

Козлов С.И. Журнал «Заместитель главного врача» // Организация работы прочих служб, обеспечение качества медицинской помощи. — 2009. — №8. / (http://www.zdrav.ru).

Козлов С.И. Информационно-правовой портал «Гарант» // Медико-социальная экспертиза: организация и процедура прохождения. Опыт и новые решения. Публикация от 15.04.2009. (http://www.garant.ru).

Лекарев Г. «О мерах по обеспечению равных возможностей для участия в жизни общества людей с ограниченными возможностями». // Интервью от 12.07.2010 — (http://www.minzdravsoc.ru).

Осадчих А.И. Журнал «Медицинский вестник» Избранные статьи // Инвалид — активный член общества. — 2001. — №29. (http://medi.ru).

ООО «Центр медицинского права» // Понятие «Инвалидность». Публикация от 17.09.2010. (http://www.pravo-med.ru)

Организация здравоохранения // Медико-социальная экспертиза, ее цели и задачи. Статья от 01.07.09 — (http://www.stomfak.ru) .

Российский форум врачей-экспертов МСЭ. // (http://expert-mse.ucoz.ru).

Социальная работа. Социальным работникам о социальной работе. — (http://www.soc-work.ru).

1 ст. 1 «Закона о социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года. Правовая система «Гарант».

2 ООО «Центр медицинского права» публикация: Понятие «Инвалидность» 17.09.2010 (http://www.pravo-med.ru)

3 Козлов С.И. Журнал «Заместитель главного врача» // Организация работы прочих служб, Обеспечение качества медицинской помощи. – 2009. – №8. / http://www.zdrav.ru

4 Конституция РФ, принята 12.12.1993. / http://www.constitution.ru.

5 Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблей ООН от 10 декабря 1948 года. / http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.

6 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Генеральной Ассамблей ООН от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 3 января 1976 года. Ст.12. / http://www.un.org/ru

7 О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы: постановление Правительства РФ от 16.12.2004 г. № 805 // «Российская газета» (в ред. от 24.12.2004).

8 Козлов С.И. Журнал «Заместитель главного врача» // Организация работы прочих служб, Обеспечение качества медицинской помощи. – 2009. – №8. / http://www.zdrav.ru

9 Козлов С.И. Журнал «Заместитель главного врача» // Организация работы прочих служб, Обеспечение качества медицинской помощи. – 2009. – №8. / http://www.zdrav.ru

10 Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. № 287 // «Российская газета» (в ред. от 29.11.2004).

11 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р // «Российская газета» (в ред. от 11.01.2006).

Специальность «Медико-социальная экспертиза» (ординатура)

Степень: Врач-медико-социальный эксперт

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Необходимо иметь высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».

Содержание

Социальная политика Российской Федерации имеет одно из немаловажных направлений, с помощью которого решаются проблемы инвалидности, что помогает создать действенную систему защиты прав граждан этой категории. Большой размах проблемы данного типа и необходимость ее решения подтверждает статистика РФ.

Специальность 31.08.41 «Медико-социальная экспертиза» изучает проблемы ограничений инвалидов, установление мер соцзащиты. Квалифицированные кадры, получившие высшее образование по данной специальности, могут определять состояние граждан данной категории, могут совершенствовать систему соцзащиты, разрабатывать новые технологии медико-социальной экспертизы.

Условия поступления

Для того чтобы поступить на учебу по данной специальности, недостаточно узнать, какие предметы сдавать. Для этого также необходимо иметь высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».

При поступлении на ординатуру нужно будет сдавать профильный экзамен, назначаемый вузом.

Будущая профессия

Медико-социальная экспертиза является самостоятельной отраслью научной и практической деятельности. Методы и технологии, используемые врачами, позволяют им объективно определять степень нарушений здоровья пациента, их наличие. После того как нарушения будут установлены, врач сможет проанализировать и выяснить социальные последствия нарушений психического или физического здоровья и вынести свое экспертное заключение.

Грамотные специалисты в процессе работы смогут:

  • использовать различные методики и техники определения нарушений здоровья;
  • изучать потребности каждого пациента в индивидуальном порядке;
  • создавать индивидуальные программы реабилитации инвалидов;
  • вести контроль за осуществляемой программой и давать оценку ее эффективности и целесообразности.

Каждый выпускник вуза сможет применить свои знания еще до того, как окончит обучение. Позволяет это учебная практика, которая проводится в отечественных либо зарубежных медицинских заведениях.

Получить образование по данной специальности предлагают такие вузы Москвы и других городов РФ:

  • Нижегородская государственная медицинская академия;
  • Ставропольский государственный медицинский университет;
  • Российская медицинская академия последипломного образования;
  • Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования;
  • Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов;
  • Российская академия медико-социальной реабилитации;
  • Центр электронного и дистанционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Это далеко не полный перечень высших учебных заведений, которые предлагают обучение на данной специальности.

Учиться на специальности 31.08.41 «Медико-социальная экспертиза» можно только на двух формах:

Срок обучения на дневной форме составляет 2 года. В том случае, если программа обучения составляется высшим учебным заведением индивидуально, то срок может изменяться. Увеличиться он может не более, чем на 1 год.

Изучаемые дисциплины

Учащиеся в процессе получения образования будут изучать такие дисциплины:

  • правовые основы медико-социальной экспертизы;
  • основы социальной медицины;
  • право и организация социального обеспечения;
  • социальная медицина и медико-биологическая статистика;
  • физиология человека;
  • клинические методы диагностики, лабораторная диагностика;
  • интенсивная терапия, анестезиология и реанимация, первая помощь;
  • медицинская этика;
  • профилактическая медицина, школы здоровья;
  • патологическая физиология;
  • патологическая анатомия и др.

Приобретаемые навыки

В процессе обучения ординат научится:

  • использовать в процессе медицинско-социальной экспертизы различные документы, которые регулируют ее проведение в России;
  • использовать методы информационного и статистического анализа для составления отчетности по экспертизе;
  • определять тип нарушений жизнедеятельности инвалида и определить его потребности;
  • создавать программу реабилитации лично для каждого инвалида и уметь объяснить пациенту, какие прогнозируются результаты назначенных реабилитационных процедур;
  • выбирать подходящие методы медицинской и социальной реабилитации;
  • подбирать подходящие спецсредства для самообслуживания инвалидов с различными нарушениями в работе различных систем и органов;
  • подбирать средства для ухода за инвалидами;
  • определять необходимость в профреабилитации лиц, которые пострадали в результате несчастных случаев на производстве;
  • определять медико-социальные критерии инвалидности, прогнозировать результаты реабилитации и оценивать потенциал назначенных процедур.

Перспективы трудоустройства по профессии

Часто студенты высших учебных заведений интересуются, кем работать по окончанию учебы. Для этого стоит ознакомиться со списком предполагаемых должностей:

  • врач по медико-социальной экспертизе;
  • начальник структурного подразделения медицинского учреждения.

Зарплата зависит от опыта специалиста, а также от занимаемой им должности. В первые годы работы она может составлять от 25 тысяч рублей.

Преимущества обучения в аспирантуре

Для того чтобы углубить все знания, которые смогли получить учащиеся на ординатуре, можно поступить в аспирантуру. Таким образом, ординатура – не последняя форма обучения. Нередко после обучения в аспирантуре выпускники посвящают себя научной деятельности и занимаются усовершенствованием технологий обследования и системы социальной защиты.

Аспирантура позволяет студентам в большем объеме применить свои знания на практике, поскольку здесь предусмотрено большее количество часов медицинской практики. По окончанию аспирантуры студентам необходимо написать и защитить диссертацию, что позволит в будущем получить ученую степень.