Собственность норвегия

Налоги для покупателей и собственников недвижимости в Норвегии

Налоги при покупке недвижимости:

Гербовый сбор — 2,5% от стоимости жилья;
Регистрация собственности — 2000 норвежских крон (около €250);
Комиссионные агентству недвижимости, курирующему сделку, оплачивает продавец. В то время как покупатель несет все расходы, связанные с оформлением сделки. Затраты составят от 6% до 8% (налог на покупку недвижимости — 2,5% — включен в сумму);
Налог на недвижимость различается в зависимости от того, кто приобретает жилье: юридическое или физическое лицо. Юридические лица платят 2,8% от стоимости недвижимости. Налог для физических лиц составляет от 0,2% до 0,7% от стоимости объекта.
Если нерезидент приобретает в собственность сельскохозяйственные земли — ему необходимо оплатить налог в размере 15 000 норвежских крон (около €1890).

Налоги на недвижимость после покупки:

В случае если частное лицо владеет в Норвегии домом для отдыха, ему необходимо оплачивать налог, составляющий 2,5% от оценочной стоимости объекта недвижимости. В случае если жилье является основным — недвижимость налогом не облагается.
Если дом используется для сдачи в аренду, в Норвегии это характеризуется как предпринимательская деятельность и подлежит уплате налога размером 28%.
Подоходный налог от продажи недвижимости не взимается, если жилье находилось в собственности более 5 лет и использовалось как дом для отдыха. В противоположном случае подоходный налог составит 28%.
То же касается и основного места проживания, но в этом случае недвижимость должна пробыть в собственности как минимум 12 месяцев в течение 2 лет, чтобы не облагаться налогом.
В Норвегии существует налог на роскошь, и платят его как физические, так и юридические лица. Размер налога составляет 0,2%, в случае если оценочная стоимость имущества более 200 000 норвежских крон (около €25 170), и 0,4%, в случае если стоимость превышает 540 000 крон (около €68 тыс.).
В некоторых муниципалитетах владельцу недвижимости придется оплатить налог на недвижимое имущество, его ставка колеблется от 0,2% до 0,4% от оценочной стоимости.

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Норвегии: промышленность, рынок труда

Норвегия обладает вторым по величине ВВП на душу населения (после Люксембурга), а третьим по величине ВВП на душу населения в мире. Норвегия сохранила первое место в мире по уровню развития человеческого потенциала, в течение шести лет подряд (2001-2006 гг.). Однако, в 2007 году Исландия очень незначительно опередила Норвегию, сместив ее с первого места. Уровень жизни в Норвегии на 30% выше, чем в Соединенных Штатах и на 25% выше, чем в Соединенном Королевстве.

Норвежская экономика является примером смешанной экономики, где сочетается рыночная активность и большая доля государственной собственности. Правительство контролирует ключевые области, такие, как нефтяной сектор, производство гидроэлектрической энергии, производство алюминия, крупнейший норвежский банк и телекоммуникационные услуги. Правительство контролирует 31% частных компаний.

Механизмы контроля за нефтяными ресурсами представляют собой сочетание государственной собственности в крупных компаниях по разработке норвежских месторождений, и полностью государственных.

Страна богата природными ресурсами, включая нефть, гидроэнергия, рыбы, леса и полезных ископаемых. Норвегия получила один из самых высоких уровней жизни в мире, в частности, имеющие большое количество природных ресурсов, по сравнению с размером населения. Доходы от эксплуатации природных ресурсов включают значительный вклад нефтяного производства и существенный и хорошо управляемые доходов, связанных с этим сектором. Норвегия также имеет очень низкий уровень безработицы, который в настоящее время ниже 2% (август 2007 года). Почасовой уровень производительности, а также средняя почасовая заработная плата в Норвегии, являются одними из самых высоких в мире.

В 2006 году около 60% нефти и газа экспортируется. Только Россия и члены ОПЕК Саудовской Аравии экспортируют нефти больше, чем Норвегия, которая не является членом ОПЕК. Для снижения чрезмерной зависимости экономики от нефтяных денег, неопределенность от нефтяных доходов неустойчивости, и сэкономить деньги для будущих поколений, норвежское государство начало в 1995 году откладывать доходы от нефтедобычи в Суверенный богатства фонда. Это также снижает бума и спада цикла, связанные с производством сырья и маргинализации ненефтяные отрасли.

В силу своего размера этого фонда инвестируются в развитых финансовых рынков за пределами Норвегии. Бюджетные правила заключаются в том, чтобы тратить не более 4% от фонда каждый год. В январе 2006 года фонд был на $200. В течение первой половины 2007 года, пенсионный фонд стал крупнейшим фондом в Европе, на общую сумму около $300 млрд, что эквивалентно более чем $62 тыс. на душу населения. Это означает, что норвежское государство сбережений равен 100% норвежского ВВП. Летом 2007 Норвегия имеет большой резерв капитала на душу населения в любой стране. Прогнозы указывают на то, что норвежский пенсионный фонд установлен станет крупнейшим оборотных средств во всем мире. Он является вторым по величине государственным суверенного богатства фонда в мире, второй только для суверенных богатства фонд Абу-Даби. Осторожным оценкам сказать, что этот фонд может достичь $800-900 млрд. к 2017 году. Другие на основе природных ресурсов, экономики пытаются извлечь из Норвегии в создании аналогичных фондов. Инвестиционный выбор из норвежского фонда, руководствуясь этическими принципами, например, предотвращение фонда от инвестирования в компании, которые производят частей для ядерного оружия и т.д. открытость в отношении инвестиционных решений имеет высокую оценку со стороны международного сообщества.

В будущем размер средств фонда, безусловно, тесно связаны с нефтяных цен, а также тенденции на международных финансовых рынках, в которых фонд может быть инвестированы. При средней цене на нефть в 100 долларов США за баррель, состояние бюджета на 2008 год, как ожидается, достигнет 80 миллиардов долларов.

Статистические показатели Норвегии
(по состоянию на 2012 год)

Референдумы в 1972 и 1994 годах показали, что норвежский народ желает оставаться за пределами Европейского союза. Тем не менее, Норвегия, а также Исландия и Лихтенштейн, участвует в Европейском союзе единого рынка с помощью Европейской экономической зоны соглашения. ЕАОС Договор между странами Европейского союза и ЕАСТ — перенесены в норвежское законодательство — описывает процедуры осуществления нормами Европейского союза в Норвегии и других стран ЕАСТ. Это делает Норвегия высоко комплексных член большинстве секторов внутреннего рынка ЕС. Однако в некоторых секторах, таких как сельское хозяйство, нефть и рыба, не полностью охвачены ЕЭП Договора. Норвегия также присоединилась к Шенгенскому соглашению и ряду других межправительственных соглашений между государствами-членами ЕС.

Национальной валютой является норвежская крона.

Отрасли экономики Норвегии

В области черной металлургии Норвегия в системе мирового разделения труда специализируется, в основном, на производстве ферросплавов, а в в области цветной металлургии – на производстве алюминия, никеля, меди и цинка. По производству алюминия в Западной Европе Норвегия находится на первом месте, в мире – на седьмом. К числу основных металлургических компаний относятся «Ношк Гидро», «Элкем», «Фесиль».

Химическая промышленность Норвегии располагает значительными по масштабам страны мощностями по производству широкой гаммы химических и нефтехимических продуктов. Это позволяет ей экспортировать азотные удобрения, взрывчатые вещества промышленного назначения, альгинаты, краски, лаки, в производстве которых страна занимает ведущие позиции не только в Европе, но и в мире. Наиболее крупные компании этой отрасли промышленности – «Ношк Гидро», «Дино Индустриер», «Ютун» . Концерн «Никомед» специализируется на разработке и выпуске контрастирующих веществ для рентгенодиагностики. Горнодобывающая отрасль. Ее основной продукцией являются руды черных и цветных металлов, а также нерудные ископаемые – известняк, кварц, нефелин, оливин.

Целлюлозно-бумажная промышленность. Ее основу составляют дешевая энергия, получаемая на базе использования гидроресурсов, и значительные запасы сырья. Норвежские компании, к наиболее крупным из которых относятся «Ношке Скут», «Боррегорд», «Петерсон», производят различные сорта целлюлозы, газетную, журнальную и упаковочную бумагу, картон, облицовочные панели, паркет и многое другое.

Машиностроение. Для достижения высокого качества выпускаемой продукции норвежские фирмы осуществляют свою деятельность на основе глубоких кооперационных связей с компаниями других стран. Крупнейшим норвежским машиностроительным концерном является «Квернер» . Этот же концерн является крупнейшей судостроительной компанией в Европе,имея собственные верфи, помимо Норвегии, также в Финляндии, Шотландии, Германии. Кроме того, «Квернеру» принадлежат 65% акций Выборгского судостроительного завода в Ленинградской области.

К важнейшим отраслям норвежского машиностроения относятся производство оборудования для освоения шельфа, судостроение, прежде всего строительство рыболовных траулеров, производство разнообразного судового оборудования, в частности, морской электроники, рыбопромыслового оборудования.

Рыбное хозяйство. В его состав входят рыболовный флот, рыбоперерабатывающий комплекс и предприятия, занимающиеся рыборазведением (главным образом, атлантического лосося). Около 90% рыбопродукции Норвегии экспортируется. Торговый флот и судоходство. Доля судоходства в экспортных доходах страны традиционно составляет около 20%.По тоннажу принадлежащего Норвегии торгового флота под норвежским и иностранными флагами, страна занимает 4 место в мире и имеет среди традиционных судоходных держав наивысшую долю флота под собственным флагом.

Сельскохозяйственное производство является высокоразвитым и ориентировано, прежде всего, на обеспечение внутренних потребностей страны в продуктах питания. Его основу составляет животноводство, полностью покрывающее потребности населения страны в мясе, молоке и молочных продуктах. В силу климатических особенностей производство зерновых лишь на 40% покрывает потребности внутреннего рынка. В то же время, значительная часть овощей и фруктов, несмотря на сложные условия северной страны, выращивается норвежскими крестьянами. Более того, Норвегия в последние годы во все возрастающих объемах экспортирует, например, черешню и клубнику в страны Западной Европы.

Нефтегазовая промышленность Норвегии

По состоянию на начало XXI века Норвегия входила в тройку крупнейших в мире экспортёров нефти, наряду с Саудовской Аравией и Россией. Первая промышленная добыча нефти началась лишь в 1970 году.

Политика Норвегии в отношении её нефтегазового комплекса всегда отличалась прагматичностью — здесь на деле была реализована провозглашённая с самого начала концепция «Углеводороды — достояние нации». Все запасы нефти и газа Норвегии расположены на шельфе Северного моря. Инициатива начать разведку запасов принадлежала не государству, а крупным транснациональным компаниям. Первой заявку подала американская Phillips (1962 год).

В 1960-е годы Норвегия заявила о национальном суверенитете над всеми шельфовыми природными ресурсами и подписала соглашения с Великобританией и Данией о морских границах. В 1965 году Норвегия выдала первые нефтяные лицензии, а уже в декабре 1969 года было открыто первое большое месторождение. В тот период у власти в стране находились социал-демократы, на практике реализовавшие свои представления о роли государства в экономике.

В 1970 году был создан специальный правительственный комитет, выработавший рекомендации по управлению нефтяной отраслью. В Министерстве промышленности был создан отдел нефти, который в 1978 году был выделен в отдельное Министерство нефти и энергетики, ответственное за формирование государственной энергетической политики. Оперативным управлением и надзором занялся вновь созданный Нефтяной директорат, а для непосредственного участия в нефтяных проектах была создана государственная компания Statoil. Ещё одной норвежской компанией, занявшейся добычей нефти, стала Norsk Hydro, в которой государству принадлежал 51 % акций.

Читайте так же:  Требования к наличию тех карт

Освоение норвежского шельфа проводилось консорциумами с участием частных компаний и государства, доля которого первое время не могла быть менее 50 %. Налогообложение нефтедобычи первоначально включало в себя роялти (для некоторых проектов), налог на прибыль, территориальный взнос и специальный налог на сверхприбыль. Позже появился ещё один налог — на выбросы углекислого газа.

Рост нефтяных доходов позволил Норвегии брать внешние займы в счёт будущих доходов от продажи нефти и газа на поддержку других отраслей, в частности судостроения, и на реализацию программ социального и регионального развития в рамках концепции «государства всеобщего благоденствия». К 1977 году внешний долг Норвегии достиг 30 % ВВП, после чего были приняты экстренные меры по его ликвидации. В 2005 году у Норвегии уже не было внешнего долга.

В первой половине 1980-х, чтобы ослабить политический вес государственной компании Statoil, но сохранить присутствие государства в отрасли, Норвегия ввела новую форму собственности — прямая доля государства в месторождениях и трубопроводной системе (SDFI). Доходы от продажи нефти и газа SDFI стали напрямую поступать в бюджет государства, а следовательно, не подлежали налогообложению.

В 1990 году в целях сохранения высокого уровня жизни населения после неминуемого истощения запасов нефти был создан Норвежский нефтяной фонд. На 2005 год его размер достиг почти $150 млрд. В 1999 году государство снизило пакет акций в Norsk Hydro до 44 %. В 2001 году началась масштабная реструктуризация нефтяной государственной собственности. Госкомпания Statoil подверглась частичной приватизации (была продана почти четверть пакета). По состоянию на 2006 год, Норвегия обеспечивала примерно 15% потребностей стран Евросоюза в нефти и газе.

К 2007 году было осуществлено слияние Statoil и энергетических активов Norsk Hydro. Созданный нефтегазовый гигант способен составить серьёзную конкуренцию России на европейском рынке. По оценкам учёных, ресурсы норвежского континентального шельфа могут превышать прежние оценки, причём основные неразведанные запасы находятся в Баренцевом море вблизи границы с Россией. Данный район, однако, является предметом спора между Норвегией и Россией.

По данным Норвежского нефтяного директората, общие запасы континентального шельфа страны составляют 13 млрд куб. м в нефтяном эквиваленте. Благодаря новым открытиям, объём доказанных запасов увеличился еще на 5,2 млрд куб. м. При высоких запасах углеводородов до половины энергопотребности покрывается возобновимым источником — гидроэнергией. У страны ярко выраженный рентный характер экономики, зависимость от сырьевого, главным образом нефтегазового, экспорта, который, например, составил св. 50% всего товарного экспорта, тогда как менее 15% экспорта приходилось на технологический сектор. Нефтегазовая промышленность является фундаментом всей норвежской экономики. В 2002 нефтегазовый сектор составил 23% ВВП и принёс 32% всех доходов (223 млрд норвежских крон, свыше 23 млрд долл. США). В нем прямо занято более 74 тыс. чел., 3% всех занятых, а косвенно ещё 220 тыс.

Рынок труда Норвегии

Достижение высокого уровня занятости стало приоритетной задачей политики послевоенной Норвегии. Освоение нефтяных месторождений в Северном море в 1970-е гг., а также активная политика в области рынка труда привели к значительно более низкому уровню безработицы в Норвегии по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Однако, начиная с 1980-х гг., глобализация экономики приблизила Норвегию к мировым экономическим тенденциям, таким образом уровень безработицы в данный момент отражает изменения на международном уровне. В 2002 году количество безработных достигло 3,9 от общего числа трудоспособного населения.

Сеть государственных центров занятости на уровне губерний и муниципалитетов является одним из наиболее важных инструментов в политике Норвегии в области рынка труда. Государственные власти приняли обширные меры по увеличению занятости, такие как финансовая помощь компаниям, нанимающим новых сотрудников, учебу и программы по определению на работу, а также специальные меры для граждан с узкой специальностью.

В период между Первой и Второй Мировыми войнами Норвегия, как и другие страны Европы, была подвержена массовой безработице. Наибольшие показатели были зарегистрированы в 1933 году, когда треть трудоспособного населения была безработной. Во время послевоенного восстановления в Норвегии была выбрана новая экономическая политика, которая предусматривала стремление к полной занятости всего трудоспособного населения. С тех пор это решение поддерживается различными правительствами страны.

Нефтяная промышленность в Северном море обеспечила Норвегию большим количеством рабочих мест. Тем не менее, в начале 1980-х годов уровень безработицы все же начал расти. Проблемы, связанные с чрезмерно быстрым темпом развития как норвежской, так и мировой экономики привели к новому, более серьезному росту безработицы в 1987-88 годах.

В последние годы число занятого населения составило 2,0 – 2,1 млн. человек. Число работающих женщин резко выросло в 80-х гг. и с тех пор остается высоким. В Норвегии существует также большое количество людей, работающих неполный рабочий день. Немногим меньше половины всех женщин и около 10% всех мужчин работают менее 36 часов в неделю.

Смешанная экономика

Норвежскую экономику обычно называют смешанной экономикой — она представляет собой капиталистическую рыночную экономику с ярко выраженным государственным участием.

Так же как и в других странах Западной Европы, развитие промышленности в Норвегии в основном осуществлялось по законам частной собственности и частным сектором. Тем не менее, некоторые виды промышленной деятельности находятся в собственности государства. Государственная собственность и регулирование частного сектора экономики позволяют классифицировать Норвегию как сочетание рыночной и плановой экономики. Государственное управление осуществляется в форме налогообложения, субсидий и пошлин. Оно проявляется также в порядке лицензирования и регулирования условий труда, системы бухгалтерского учета, защиты окружающей среды и продукции. В 1990-х годах государственная собственность в промышленности переориентировалась на чисто финансовые инвестиции.

Промышленный сектор в основном находится в частной собственности, но, в тоже время, государство является собственником таких крупнейших корпораций, как «Статойл» и «Норск Гидро». Компания «Статойл» (государственная нефтяная компания) занимает господствующие позиции в нефтяной промышленности на континентальном шельфе Норвегии, в нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслях, а также в сфере реализации и экспорта нефти. Сельское хозяйство и рыболовство принадлежат частным компаниям, за исключением 10 % лесных угодий, которые находятся в руках государства.

В банковской сфере существуют государственные банки для наиболее важных отраслей промышленности (сельское хозяйство, рыболовство и тяжелая промышленность), для нужд муниципалитетов, регионального развития, улучшения жилищных условий и образования. Государству принадлежит значительная часть гидро- и электростанций. Хотя государство обладает монополией на железные дороги и почтовые услуги, государственным компаниям было предоставлено больше свободы, что в свою очередь повлекло за собой создание конкурентной среды.

Государственное участие в экономике Норвегии постепенно идет на спад в связи с процессами отмены государственного регулирования и приватизации, происходящими во всех промышленно развитых странах.

Опубликовано : БНИЦ / Шпилькин С . В . Источник : Norway — the official site in Russia

В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия — страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень — на зиму, а зима — на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии — от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала &laquoЦерковная кафедра&raquo ( Prekestolen ) — горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия — вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы — столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии — с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.

Консультация по недвижимости в Норвегии

Вы можете получить консультацию профессионалов рынка зарубежной недвижимости, ориентированных на работу с русскоговорящими покупателями. Нажмите на кнопку «задать вопрос консультанту». Вопрос появится в этом разделе сразу после модерации, извещение об ответе будет отправлено вам на e-mail. Под формой поиска находятся вопросы пользователей, которые уже получили консультацию по недвижимости за рубежом.

Задайте вопрос консультанту

29.12.2013 | sveta : Здравствуйте! Если сможете, подскажите, можно ли россиянам покупать землю или дома в Норвегии. Спасибо!

26.12.2012 | Ерузин Вячеслав Георгиевич : Здравствуйте! Скажите, что мне нужно, чтобы уехать в Норвегию работать?

18.11.2012 | vlad : Здравствуйте!
У меня такой вопрос: можно ли купить у государства землю в собственность далеко от городов и селений, скажем, просто в лесу
и построить дом или поселение с группой единомышленников на законных основаниях?

24.07.2012 | Олег : Сколько придется оплачивать квартплату в месяц за однокомнатную квартиру в Норвегии?

23.02.2012 | Ирина : Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, имеют ли граждане Российской Федерации и Азербайджанской республики право на приобретение недвижимости в Норвегии?
Спасибо.

19.12.2011 | Влад : Здравствуйте!
Скажите,пожалуйста, сколько стоит однокомнатная и двухкомнатная квартира в городе Кристиансанде?

19.08.2011 | Кирилл : Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, сколько будет стоить аренда помещения в 50 кв.м. в Осло? Заранее спасибо.

02.08.2011 | Наталия : Здравствуйте! Дает ли покупка жилья в Норвегии право на постоянное проживание или есть какие-то ограничения?

Читайте так же:  05 ставки стаж работы

13.07.2011 | Александр Добров : Здравствуйте! Скажите,пожалуйста, какие необходимы документы для приобретения недвижимости в Норвегии, сколько времени это займет, и как производить оплату?

29.06.2011 | Наталия : Добрый день!
Скажите, как можно получить Д номер? Для чего он нужен?
Возможно ли зарегистрировать бизнес в стране? Какова процедура?
Спасибо.

Норвегия: нефть, вода и всеобщее благоденствие

Норвегия расположена в западной части Скандинавского полуострова и занимает площадь всего в 324 тыс. км2. Население страны 5,2 млн человек, из которых 94−97% норвежцы (прямые потомки викингов); остальные — саамы, шведы, финны, поляки и лишь ничтожное количество эмигрантов из других стран. В последнее время в Норвегию за год прибывает примерно 40 тыс. иммигрантов (0,75% населения страны), среди которых примерно 40% составляют выходцы из Азии и Африки. Только около 4% территории Норвегии пригодно для земледелия, и страна вынуждена закупать половину потребляемого продовольствия.

Тем не менее в 2015 году страна произвела 388 млрд долларов ВВП, удержав третье место в мире по подушевому ВВП (74,5 тыс. долларов); в 4-м квартале 2016 года ВВП Норвегии даже показал снижение в 1,2% к 4-му кварталу 2015 года, но третье место по подушевому показателю за Норвегией еще сохранилось. В 2013 году ВВП страны превосходил 500 млрд долларов. Все дело в том, что Норвегия занимает 13-е место в мире по производству нефти (1,77 млн б/д) и поставляет в Европу все возрастающие объемы газа (более 118 млрд м3 в 2015). Эта страна второй после России источник углеводородов для Европейского союза. Доля нефти и газа в ВВП Норвегии в 2015 году составляет 23%.

К концу XIX века Норвегия была периферийной страной, ориентированной на Великобританию как на торгового партнера, и специализировалась в добыче и экспорте рыбы и морских перевозках — у Норвегии в начале ХХ века был третий по величине морской грузовой флот. Параллельно для внутренних нужд развивалась промышленность — от кораблестроения до производства деревообрабатывающего оборудования, в том числе производство современных агрегатов на паровой тяге.

Тем не менее Норвегия была относительно бедной страной: подушевой ВВП в начале ХХ века был на треть меньше, чем в среднем по странам континентальной Европы. Как и многие европейские страны, Норвегия теряла население, эмигрировавшее в США, основные бизнесы постепенно выкупались иностранными компаниями, росла безработица. Открытие электричества и последующий бум энергоемких технологий остановили безвозвратное превращение страны в бедную провинцию.

На норвежских водопадах европейские компании построили гидроэлектростанции; рядом с источниками дешевой энергии разместились заводы по производству удобрений, цинка, алюминия. К 1910 году (через пять лет после того, как был завершен процесс получения независимости от Швеции) примерно 50% норвежской промышленности принадлежало иностранцам. Именно тогда активизировалось движение за национализацию промышленности с Либеральной партией во главе. Эта идея получила широкую поддержку и у националистов, и у фермеров, видевших в индустриализации угрозу и потому выступавших против иностранных капиталистов. В результате была принята система законов, которая определила основу для совместной деятельности с иностранными компаниями и фактически обеспечила Норвегию инженерной и производственной базой еще и в производстве электроэнергии.

При действующей королевской власти в Норвегии удалось обеспечить устойчивое демократическое управление и раннее формирование развитой законодательной системы. Этому способствовали более или менее равномерное распределение земли 1 ; традиционно важная роль местных советов; активное смешение трудовых ресурсов: крестьяне участвовали в сезонном лове рыбы, жители берега моря — в сезонном сборе урожая и лесозаготовке. Слабость феодальных групп и сила самостоятельного крестьянства стали исторической основой раннего формирования в Норвегии своего рода общественного договора. Возможно, важную роль в этом сыграло вынужденное обретение Норвегией еще в конце ХVIII века независимости от Дании. Датско-английские войны привели тогда к блокаде проливов, и Норвегия вплоть до передачи ее под власть Швеции в 1814 году жила вполне самостоятельно в течение нескольких десятилетий. При этом у нее не было ни своего королевского двора, ни национальной аристократии. Страна с нуля создавала новую социальную и политическую систему и вместо наследования пережитков Средних веков сумела выбрать для себя лучшую из существовавших тогда моделей.

Уже к середине XIX века формируется первичная база законов, защищающих труд. В 1845 году выходит закон о бедности, в 1860-м — о здравоохранении, в 1892-м — о защите труда. К 1910 году обязательным стало медицинское страхование работающих 2 , в 1919-м был установлен 8-часовой рабочий день. Большую роль в гладкости реформ и мирном процессе создания социального договора сыграла уже упомянутая эмиграция: почти треть населения Норвегии, в основном беднейшие слои, покинула страну в конце XIX — начале ХХ века, сняв социальное напряжение.

Так или иначе, европейский националистический кризис 1910–30-х годов, который в половине Европы привел к власти коммунистические, национал-социалистические или фашистские движения, Норвегия пережила относительно мирно. Завершился он не приходом к власти радикалов, а социальным пактом: в 1936 году вводится пенсионное обеспечение, в 1938-м — страхование от безработицы. После окончания оккупации 1942–1945 годов в Норвегии три лидирующие партии совместно выступают за скорейшее развитие «социального государства». С 1946 по 1964 год вводится медицинское страхование теперь уже для всех; создается система кредитования и финансирования покупки жилья, система выплат на детей и многое другое.

К 1970 году Норвегия уже вполне могла считаться социальным государством. Правда, реальные доходы домохозяйств в Норвегии составляли 30–40% от уровня Швеции или Дании.

Первая нефть на норвежском шельфе была найдена в 1969 году, в 1971-м (ровно в год образования Объединенных Арабских Эмиратов) началась ее добыча. Изначально было законодательно закреплено 50%-ное государственное участие во всех проектах по добыче нефти, с тем чтобы иностранные компании могли принести в Норвегию технологии и обеспечить логистику. Затем было решено, что парламент может увеличивать и уменьшать эту долю в зависимости от обстоятельств. Государственная нефтяная компания Statoil была создана в 1972 году. С 1985-го система, через которую государство владело бизнесом, была разделена на две части: безвозмездное участие в капитале и так называемый State’s Direct Financial Interest (SDFI) — инвестирование и пропорциональное получение доходов. В 2001 году Statoil выкупила часть SDFI и прошла процедуру листинга. Управлять SDFI стала новая компания Petoro.

Когда в середине 1970 годов нефтяной бум впервые резко увеличил доходы богатых углеводородами стран, Норвегии уже не требовалось выстраивать свою экономическую политику: она была полностью сформирована и сфокусирована не на создании добавленной стоимости, как в ОАЭ, а на закреплении принципов распределения последней. Именно эта специфика норвежской экономической политики (не считая исторического наследия в виде 150-летнего строительства социального государства) стала отражением существенных различий ситуации в Норвегии и Эмиратах. Коротко их можно сформулировать в четырех пунктах.

  1. Добыча углеводородов в Норвегии только на пике 2003–2004 годов была сравнима по уровню с добычей в ОАЭ. В среднем в Норвегии добывалось в 1,6–2 раза меньше нефти в год; себестоимость добычи нефти в ОАЭ в четыре раза ниже.
  2. Коренное население Норвегии в 1970-х годах было в пять, а на сегодня в три с половиной раза больше, чем в Эмиратах.
  3. ОАЭ могли пользоваться своей относительной независимостью от соседей и привлечь в страну большое количество дешевой иностранной рабочей силы. Норвегия, член Шенгенского соглашения и европейской зоны свободной торговли, практически не имеющая границ со своими скандинавскими соседями, не могла себе этого позволить — как минимум из-за опасений соседей, что трудовая миграция хлынет через норвежские границы.
  4. Существенные различия в традициях и укладе жизни коренного населения ОАЭ стали предпосылкой для успешного отделения его от иностранных иммигрантов и временных работников. Норвегия, близкая по культуре европейским странам, не смогла бы так же легко защищаться от ассимиляции в случае массового притока высокооплачиваемых специалистов из Западной Европы и дешевой рабочей силы из Восточной (все экономические предпосылки для этого были). В частности, поэтому Норвегия так и не вступила в Европейский союз.

С 1980-х годов и по сей день экономическая политика Норвегии была основана на ультрамонетарных принципах так называемой школы Осло: финансовых мерах регулирования, аккумулировании резервов и государственном доминировании. Экономическая политика Норвегии развивалась по следующим основным направлениям:

1. Концентрация активов в государственной собственности

Все природные ресурсы в Норвегии находятся в государственной собственности. Государство предоставляет временные лицензии на добычу природных ресурсов. Ему же принадлежат крупнейшие доли в ключевых секторах: нефте- и газодобыче — через Statoil, гидроэлектроэнергетике — через Norsk Hydro, банковской сфере — через DNB, телекоммуникациях — через Telenor. Доля капитализации публичного рынка Норвегии, принадлежащая государству, составляет 31,6%. Доля ВВП, приходящаяся на государство, значительно превышает, по некоторым данным, 50%.

Хотя в целом Норвегия считается страной свободного рынка, доминирование государства не может не сказываться. Так, по данным на 2015 год, индекс экономической свободы составляет для Норвегии 70,8. У ОАЭ и Швеции этот показатель выше на 2 пункта, а у Великобритании — основного норвежского торгового партнера — на целых 6.

2. Создание и поддержание максимально свободных рынков, минимизация барьеров во всех секторах, кроме сельского хозяйства

Сразу после Второй мировой войны Норвегия в лучшем случае могла быть названа полуиндустриальной страной, которая специализировалась на рыболовстве, производстве древесины и гидроэлектроэнергии. Все три специализации имели явные натуральные ограничения масштаба, и потому экономический рост мог быть достигнут только при условии активной диверсификации экономики. Именно в этот момент в стране шла оживленная дискуссия между сторонниками импортозамещения и их оппонентами, выступавшими за диверсификацию экспорта.

В конце концов решение было принято в пользу экспортной ориентации. Кроме того, было решено максимально открыть рынок для иностранных компаний и создать условия для наиболее интенсивной конкуренции на внутреннем рынке.

В результате Норвегия установила импортные и экспортные пошлины на уровнях значительно более низких, чем не только у стран Центральной и Южной Америки, которые активно защищали свои рынки 100–200%-ными пошлинами, но и у развитых стран Европы. Незадолго до начала активной добычи нефти средние импортные тарифы в Норвегии не превышали 11,7%, в то время как в Великобритании они были выше 16%, в США — 17%, а в Европе в целом — 14%.

С другой стороны, открытость приходила постепенно. Еще в начале 50-х годов Норвегия отказалась вступать в Северный союз с Данией и Швецией из-за опасений, что ее развивающаяся промышленность не сможет конкурировать в едином таможенном союзе: все же пошлины в Норвегии были немного выше, чем в других скандинавских странах. Но уже к 1958 году Норвегия поддерживает создание всеевропейской свободной торговой зоны, а норвежская промышленная федерация присоединяется к федерациям других скандинавских стран. В 1959-м Норвегия становится членом-основателем ЕFTA, в рамках которой все тарифы на несельскохозяйственные товары фактически элиминировались.

Читайте так же:  Требования к перевозки фруктов

Таким образом к 1966 году доля промышленных товаров в экспорте выросла до 31%, а по сравнению с 1949 годом (тогда Норвегия активно снабжала разрушенную Европу всем, чем могла, на пределе производственных возможностей) объем экспорта промышленных товаров вырос в 12 раз. К 1970 году 16% их шло на экспорт. Производство промышленной продукции росло со скоростью почти 6% в год.

При этом в донефтяную эпоху в Норвегии не просматривалось никаких признаков импортозамещения. Доля импорта промышленных товаров в их потреблении выросла к 1966 году до 39 с 29% в 1958 году.

3. Прогрессивное налогообложение и высокие корпоративные налоги как механизм перераспределения доходов, сокращения неравенства и построения социального государства

Частный доход облагается в Норвегии несколькими налогами: прямой подоходный, дополнительный подоходный, социальные сборы с работодателя и работника. Уровень налогообложения достигает 54%.

Корпоративные доходы облагаются налогом по ставке 27%, но в области нефтегазовой индустрии есть дополнительное налогообложение, повышающее общую ставку до 78%. Доходы компаний, занятых энергогенерацией, облагаются по совокупной ставке 58%.

Налог на имущество в Норвегии составляет 1,1% в год. Примерно две трети муниципалитетов Норвегии взимают еще и налог на недвижимость в размере до 0,7%.

Одним из основных источников дохода для норвежского бюджета служит налог на добавленную стоимость; размер его для основных групп товаров составляет 25%, нижняя граница — 8%. Только публичные сервисы (финансовый, медицинский, образовательный) и книгоиздательство освобождены от налога или имеют нулевую ставку.

В итоге общий объем налоговых доходов бюджета Норвегии превышает 41% ВВП — цифра, близкая к максимальной даже для стран Европейского союза.

4. Формирование государственного резервного фонда за счет избыточных доходов от экспорта ресурсов для поддержания социальных функций государства

Государственный глобальный пенсионный фонд был создан в 1990 году, первые перечисления в него состоялись в 1996-м. Туда поступают все доходы государства от добычи, переработки и реализации углеводородов за вычетом текущего (ненефтяного) дефицита национального бюджета. Фонд инвестирует в широкий спектр ценных бумаг за пределами Норвегии, в основном в акции. На середину 2016 года фонд управлял более чем 875 млрд долларов, фактически владея 1% глобального рынка акций.

С 2004 года управление фондом ведется под контролем попечительского совета, который помимо прочего занимается вопросами этики инвестирования. Располагая почти триллионом долларов, фонд не просто пассивно отказывается от инвестирования в акции и долги компаний, которые прямо или косвенно способствуют убийствам, пыткам, ограничению свободы, другим нарушениям прав человека, но и за счет своего размера активно влияет на котировки таких компаний. При этом, как ни странно, фонд имеет право инвестировать в акции производителей оружия, кроме ядерного.

Если вычесть расходы на управление, фонд демонстрирует исторический доход в размере 3,8% годовых с 1999 года. В последнее время на него обрушивается все больше критики, так как он показывает нетто-результаты ниже, чем глобальные индексы акций. С другой стороны, волатильность результатов фонда также ниже, чем у известных индексов.

5, Сохранение и развитие прозрачных публичных институтов, высокий уровень контроля за публичным сектором

Норвегия с точки зрения системы управления мало чем отличается от других североевропейских стран. Лучше всего систему характеризует следующий факт: в рейтинге противодействия коррупции Transparency International за 2014 год страна заняла 5-е место в списке из 175 стран.

Относительный успех

Итог неоднозначен. С одной стороны, Норвегия зависит от рынка углеводородов существенно меньше, чем многие нефтедобывающие страны. Даже в 2016 году ее подушевой ВВП превысил 60 тыс. долларов на человека, из которых углеводородный рынок обеспечивает не более 20 тыс. долларов, а с учетом всех косвенных аллокаций — не более 40 тыс. Следовательно, Норвегия без учета нефти производит ВВП на человека больше, чем, скажем, Польша, но все же меньше, чем соседние Швеция и Финляндия и страны Центральной Европы. Это притом что паритет покупательной способности у Норвегии очень высок и низкий ВВП не может объясняться дешевизной внутренних транзакций. Позиция Норвегии в мировом индексе экономической сложности упала с 10-го места в 1964 году на 25-е в 1995-м и на 45-е в 2012 году (в 2014-м, правда, она поднялась до 33-го места, но все равно это существенное падение за период высоких нефтяных цен). Для сравнения: Китай занимает 19-ю строчку, Великобритания — 10-ю.

Политика welfare state, государства всеобщего благосостояния, в сочетании с отказом от ценового регулирования и открытыми рынками привела к гипертрофии себестоимости. Индекс реальной стоимости труда поднялся с 53 в 1996 году до 123 в 2016-м (2011 год принят за 100) и продолжает расти. Официальные источники утверждают, что потребительские цены в Норвегии примерно на 30% выше, чем в США, но многие норвежцы и туристы уверяют, что разница в действительности гораздо больше. Уверенность в завтрашнем дне в сочетании с долгосрочным субсидированием кредитных ставок 3 привела к опасной ситуации на рынке недвижимости: цены с 2008 года выросли в 2,2 раза, а совокупный долг домохозяйств превысил 215% их годового дохода. Естественной реакцией стало постепенное увеличение доли ресурсных бизнесов, а также бизнесов с низкой добавленной стоимостью в ВВП.

Наиболее ярко это выражается в низком уровне прямых иностранных инвестиций в Норвегию (притом что государственные инвестиции в бизнес направляются в основном за пределы страны). Если для стран ЕС-15 этот уровень с 2008 года не опускался ниже 2% ВВП, а в среднем превышал 3%, то в Норвегии медленно рос с 0,3 до 0,8% ВВП. Косвенно на деиндустриализацию указывает и доля расходов на R&D 4 — в среднем 1,4% ВВП, тогда как в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития более 2,2%.

Государство последовательно стремилось стимулировать увеличение иностранных инвестиций и индустриализацию. Вплоть до 1970-х годов основной целью считалось создание крупных компаний, как считалось — для уменьшения отставания в области эффективности производства. При этом основным инструментом были государственные инвестиции, главным конкурентным преимуществом (предполагаемым) — доступ к дешевой гидроэлектроэнергии или другим ресурсам. В большинстве случаев владельцем компаний было само государство. Как результат этой деятельности в Норвегии появились моногорода (ensidige industristeder), как правило плохо интегрированные в национальные цепочки поставок 5 и изолированные от промышленных кластеров. Министерство промышленности поощряло крупномасштабные капитальные вложения. Основными факторами развития были признаны вложения капитала и масштаб производства, а не исследования или технологии. В 1965 году был создан Фонд развития (Utviklingsfondet); своей целью он провозгласил создание «рациональной» структуры в каждой отрасли промышленности и поддержку «национальных чемпионов», таких как Aker.

С 1960-х растущий поток финансирования производства и научных исследований начал перетекать к национальным чемпионам, среди которых стали выдвигаться компании оборонного сектора, от Норвежского центра оборонных исследований (FFI) до принадлежащей государству Kongsberg. Политика поддержки крупнейших компаний завершилась в конце 1980-х годов, когда сразу несколько из них, объявленные лидерами 6 , обанкротились или существенно сократили масштабы деятельности под давлением международной конкуренции. Крупные промышленные компании, в первую очередь Norsk Hydro, вынуждены были резко сократить инвестиции, особенно в наукоемкие технологии.

В ответ правительство решило изменить стратегию — индустриализацию сверху заменить так называемой пользовательской индустриализацией. Теперь инвестиции и льготы должны были поступать в ответ на запрос промышленности, а не в соответствии с теоретическим планом. Основное финансирование прикладных промышленных научно-исследовательских институтов было сокращено. Но эти изменения совпали с началом промышленного доминирования нефтегазового сектора. Другие сектора экономики моментально оказались оттеснены от инвестиций и R&D-разработок, поскольку запрос нефтегазового сектора намного лучше оплачивался самими компаниями.

В 2003 году правительство принимает инновационную программу. Были созданы специальное подразделение для больших программ, научно-исследовательский совет, инновационные центры академических знаний и центры компетенции. Но результаты их деятельности на сегодняшний день очень скромны.

В последнее десятилетие руководство страны проявляет повышенный интерес к созданию кластеров 7 . Однако это скорее дань общемировой моде, чем возможность принципиально изменить структуру экономики. В то же время многие решения (например, недавнее — о частичной регионализации финансирования научных исследований) вызывают серьезные сомнения в рациональности норвежского подхода к развитию «новой экономики».

Ненефтяной ВВП 8 Норвегии, так же как и в других ресурсозависимых странах, высоко скоррелирован с шельфовым ВВП. Пик роста первого в последние годы пришелся на 2012 год (4% роста). В 2016 году «материковый» ВВП показывает прирост всего в 0,1% на фоне падения шельфового. По оценке Гарвардского университета, норвежский ВВП в ближайшие десять лет будет расти со средней скоростью 1,73% — 110-е место в мире из 121 страны в исследовании (уровень Алжира и Грузии). Но и эта оценка может оказаться оптимистичной: инвестиции после стагнации 2014 года упали сразу на 4% в 2015-м и продолжают сокращаться в 2016 году.

Согласно публичным данным, Норвегия за 40 лет исчерпала почти половину своих запасов углеводородов. Добыча уже сократилась с пика в 2003–2004 годах на 15%. Поставки норвежского газа к 2025 году уменьшатся на 40%. Стране в любом случае предстоит готовиться к временам, когда она не только освободится от «ресурсного проклятия», но и станет импортером углеводородов. Statistics Norway оценил дефицит доходов страны к 2030 году: при сохранении нынешней структуры экономики в 40 млрд долларов в год он будет составлять более 10% сегодняшнего ВВП. При этом основные дискуссии в стране ведутся не о том, как мотивировать диверсификацию экономики и снизить нагрузку на бизнес, а о вреде иммиграции и расширении социальной помощи.

Хотя правительство Норвегии анонсирует меры по снижению налогов, одновременно идут дискуссии об увеличении расходов бюджета для поддержания роста экономики. Однако сочетание этих двух мер является разнонаправленным, поэтому, скорее всего, стране потребуется пересмотреть принципы использования своего пенсионного фонда. Недавно впервые в истории правительство взяло из него больше, чем он заработал. Разумеется, с текущим размером пенсионного фонда в 2,5 годового ВВП у страны есть как минимум два-три десятка лет гарантированного благоденствия — даже при продолжающейся тенденции к деиндустриализации и упрощению 9 . Однако потом, если не будет пересмотрен подход к стимулированию экономической мотивации, у Норвегии велик шанс возвратиться в состояние до 1969 года и снова стать бедной северной страной, главным экспортом которой были сушеная треска и вязаные свитера.

1 В Норвегии исторически не было крупных феодов — и уже в XIX веке большинство населения владело малыми наделами земли.

2 Система страхования в Норвегии функционировала уже с 1894 года.