6.1. Система, структура и функции органов власти в экологической сфере

Многопрофильный характер явлений, возникающих в процессе обеспечения национальной безопасности в экологической сфере, делает необходимым привлечение к решению задач государственного управления в экологической сфере органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ.

В наибольшей мере акцентирована законотворческая деятельность в указанной сфере следующих комитетов Государственной Думы РФ: —

по природным ресурсам и природопользованию; —

по аграрным вопросам; —

по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Существенную роль в государственном управлении играет институт президентства.

Полномочия Президента РФ в экологической сфере закреплены: —

Конституцией РФ (ст.ст.56, 80, 88); —

Федеральными законами «Об экологической экспертизе» (ст.5, ч.1), «О защите населения и территорий от чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера» (ст.8), «Об использовании атомной энергии» (ст.7).

Президент РФ — гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, включая и их экологические права. Одним из полномочий Президента РФ является право формировать и возглавлять Совет Безопасности РФ (ст.83 Конституции РФ). Аппарат Совета Безопасности РФ входит в структуру Администрации Президента РФ как самостоятельное подразделение.

Совет Безопасности РФ в соответствии со ст. 13 Закона «О безопасности», ст. 1 Положения о Совете Безопасности РФ (утверждено Указом Президента РФ от 10.07.96 г. № 1024) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Положения об аппарате и научном совете Совета Безопасности РФ утверждены Указами Президента РФ от 01.08.96 г. № 1128 и 01.08.97 г. №814 соответственно. В аппарате предусмотрен отдел экологической безопасности и охраны здоровья населения.

Советом Безопасности РФ образуются межведомственные комиссии. Указом Президента РФ от 19.09.97 г. №1037 утверждены положения о межведомственных комиссиях по видам безопасности: —

федеральной, конституционной, международной, экологической, охране здоровья населения, оборонной, экономической, проблемам обороннопромышленного комплекса, информационной; —

по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией, по пограничной политике (в том числе, в части обеспечения безопасности в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации).

Составы межведомственных комиссий утверждаются Указом Президента РФ и обусловлены характером решаемых ими задач. В состав Межведомственной комиссии по экологической безопасности входят руководители (или их заместители) следующих министерств и ведомств РФ: Российской Академии наук, Госатомнадзора, Минобороны, Госгортехнадзора, Минприродных ресурсов, Минздрава, Госкомэкологии, МЧС, Рослесхоза, Росземкома.

Правительство РФ согласно ст.114 Конституции РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии. Общие положения, состав, полномочия и взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ, Федерального Собрания РФ, судебной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 17.12.97

г. «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации: —

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; —

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; —

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минеральносырьевой базы Российской Федерации; —

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий (ст. 18 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской федерации»).

Распоряжением Правительства РФ от 08.04.97 г. № 484-p в Аппарате Правительства РФ образован Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды (на базе упраздненных Департамента агропромышленного комплекса и Департамента природных ресурсов и защиты окружающей среды). Распоряжением Правительства РФ от 15.05.98 г. №526-р преобразованы: указанный Департамент — в Департамент природопользования и ре формирования агропромышленного комплекса; Департамент реформ в жилищнокоммунальной сфере, строительства и производственной инфраструктуры — в Департамент реформирования производственной инфраструктуры, жилищнокоммунального хозяйства и строительства.

В системе экспертных государственных служб, состоящей из органов комплексной, специализированной и отраслевой экспертизы, важнейшее место занимает Экспертный совет при Правительстве РФ. Совет проводит комплексные экспертизы крупных социально-экономических, научно-технических, инвестиционных программ и проектов, отраслевых и территориальных схем развития и размещения производительных сил Российской Федерации, технико-экономических обоснований и бизнес-планов с учетом экологического фактора. Наряду с общими функциями по реализации государственной экологической политики, разработке государственных экологических программ и координации деятельности других органов исполнительной власти Правительство реализует свои управленческие функции путем участия в создании соответствующей нормативной базы.

Существенные и многогранные функции по регулированию отношений при осуществлении деятельности в экологической сфере возложены на федеральные органы исполнительной власти: на специально уполномоченные органы в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Часть этих функций касается также вопросов организации экологического аудирования подведомственных соответствующим органам управления предприятий.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти определены указами Президента, общие положения, полномочия и задачи органов управления определены соответствующими постановлениями Правительства РФ. Федеральные органы исполнительной власти по объему и характеру специальной компетенции принято подразделять на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все задачи или блок задач по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности, отраслевые — по охране и использованию отдельных природных объектов, функциональные — наряду с выполнением своих основных задач выполняют «экологические функции», направленные на охрану окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 24.10.96 г. № 1260 и от 17.05.97 г. № 588 Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осу ществляющим управление государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда.

С другой стороны, МПР РФ уполномочено на решение рада задач по обеспечению безопасности в экологической сфере. В частности, в соответствии с Положением, оно разрабатывает стратегию в области удовлетворения потребности страны в минеральных ресурсах; организует надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ, накопителей сточных вод и других жидких отходов независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности (кроме объектов, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России и Министерству топлива и энергетики РФ); организует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ разработку и выполнение мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий вредного воздействия вод, аварийных загрязнений вод, регулирует использование паводкоопасных территорий; организует и обеспечивает наблюдение и контроль за уровнем загрязнения подземных вод, в том числе радиоактивных; участвует в установленном порядке в организации проведения государственной экологической экспертизы по объектам, связанным с использованием природных ресурсов и воздействием на природную среду.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 25.10.96 г. №1261 и от 26.05.97 г. № 643 Государственный комитет РФ по охране окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический контроль, государственную экологическую экспертизу и лицензирование деятельности по экологическому аудированию.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г.

Постановлением Правительства РФ от 07.06.96 г. № 654 в качестве федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, создан Государственный центр экологических программ Минприроды. Наряду с участием в реализации программ и проектов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, на него возложено научнотехническое и финансовое содействие в создании системы экологической безопасности и экологического контроля в Российской Федерации и участие в меро приятиях по предупреждению и ликвидация последствий экологических аварий и катастроф.

Государственный земельный комитет РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области земельных отношений, государственного учета и оценки земли и прочно связанной с ней недвижимости (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.93 г. №91).

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.05.97 г. №650 и от 24.10.97

г. №1355 Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в агропромышленном комплексе.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06 97 г. № 659 Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья. В его систему включены центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах федерации, районах и городах, учреждения, предприятия и другие организации государственной санитарноэпидемиологической службы РФ.

Существенные задачи возложены на Минздрав РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, принятие совместно с Минобороны РФ мер по повышению уровня медицинского обеспечения и качества медицинского обслуживания населения в рамках федеральных программ по защите населения РФ от воздействия радиационных аварий и испытаний ядерного оружия. Министерство здравоохранения РФ на основании Указа Президента от 20.08.97 г. № 899 осуществляет в установленном порядке руководство деятельностью Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 06.05.94 г. № 457; от 14.10.96

г. № 1207; от 22.02.97 г. № 193 МЧС России осуществляет государственное управление, координацию и контроль в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 18.07.97 г.№1039 Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

В соответствии с экологическим законодательством и во исполнение приказа МВД РФ от 12.07.93 г. «О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ» органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Госкомэкологии, Минздрава России и ряда других ведомств. В области охраны окружающей среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Минздравом РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств; осуществляют ведомственную охрану объектов природы; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов.

В соответствии с упомянутым выше приказом в регионах создаются комиссии для контроля и координации природоохранной деятельности и лаборатории по охране окружающей среды (за счет средств централизованного фонда или сметы исправительно-трудовых учреждений).

Федеральная служба лесного хозяйства России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.98 г. №173, от 19.01.98 г. №67 является федеральным органом управления лесным хозяйством, предусмотренным ст. 53 Лесного кодекса РФ, и специально уполномоченным государственным органом в следующих областях государственного управления: использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; охраны окружающей природной среды; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Читайте так же:  Кбк пени на налог по усн

Рослесхоз осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, прежде всего, с Госкомэкологией РФ — по охране окружающей среды, с Минсельхозпродом РФ, Госкомэкологией РФ — по охране, контролю, регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда. Одной из основных задач Рослесхоза является организация радиационного контроля и осуществление мероприятий по обеспечению безопасного ведения лесного хозяйства на участках лесного фонда, загрязненных радионуклидами.

Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29.08.97 г. № 950 обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также осуществляет государственный контроль в этой сфере.

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.98 г. № 806 является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Норм прямого действия, возлагающих на ФСБ России задачи в области природопользования и охраны окружающей среды, в Положении о ФСБ не содержится. Однако, ФСБ: —

осуществляет в пределах своих полномочий получение, обработку, анализ и реализацию информации об угрозах безопасности Российской Федерации, а также прогнозирование этих угроз; —

обеспечивает в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок; —

участвует в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну, в лицензировании деятельности предприятий, учреждений, организаций, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; —

осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению режимов чрезвычайного и военного положения, принимает участие в проведении мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций.

Минобороны РФ, решая основные задачи по обеспечению оборонной безопасности России, играет существенную роль в области природопользования и охраны окружающей среды, организации экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ. Указанная роль обусловлена, по крайней мере, двумя факторами: Минобороны РФ и Вооруженные силы — «крупнейшие» природопользователи в силу специфики решаемых задач; Минобороны РФ является по существу органом, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды и природопользования.

Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК РФ) выпущен приказ от 10.01.96

г. № 12 «Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации» и установлена четырехзвенная система таможенных органов страны: ГТК РФ, таможенное управление, таможня, таможенный пост. Звенья системы таможенных органов — правоохранительные органы Российской федерации. Их деятельность в сфере охраны окружающей среды направлена на борьбу

с контрабандой объектов животного и растительного мира, незаконным вывозом стратегического сырья, незаконным ввозом потенциально опасных для окружающей среды и населения веществ.

Прокуратура РФ — важнейшее звено государственного механизма надзора за исполнением экологического законодательства. Она призвана вместе со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды обеспечивать экологический правопорядок. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности является одним из главных направлении ее деятельности и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.11.95г. 6.2.

Структура системы органов исполнительной власти (государст­венного управления) субъектов российской федерации.

Система органов государственной власти, и в том числе ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими же самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. При этом конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, а наименование этой должности устанавливается с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ — губернаторами или главами администрации субъекта РФ (края, области и т.д.).

В большинстве субъектов РФ основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают губернатор, правительство , областные и территориальные исполнительные органы государственной власти.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (президент республики, губернатор или глава администрации края или области) возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Он представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешне экономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ ; вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ с правом совещательного органа, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством этого субъекта РФ.

20. Структура и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная исполнительная власть является двуступенчатой. Правительство и федеральные органы (министерства и др.)

повт. состав и компетенцию П-ва, ст. 110, 114 Конституции РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

Министерство здравоохранения РФ

Министерство иностранных дел РФ

Министерство культуры РФ

Министерство обороны РФ

Министерство промышленности РФ

Министерство связи РФ

Министерство топлива и энергетики РФ

Министерство труда и социального развития РФ

Министерство финансов РФ

Министерство юстиции РФ

2. Государственный комитет РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию по вопросам, отнесенных к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

ст. 260 Гос. комитет РФ по делам молодежи

Гос. комитет РФ по кинематографии

Гос. комитет РФ по печати

Гос. комитет РФ по физической культуре и туризму

Правовое положение федеральных министерств и государственных комитетов характеризуется следующими общими чертами:

1. перечень, установленный Президентом РФ

2. они относятся к центральным органам исполнительной власти и действуют в масштабах страны

4. положение о федеральном министерстве, государственном комитете утверждаются Президентом или по его поручению Правительством

5. министры и председатели государственных комитетов назначаются Правительством

6. министерства и государственные комитеты наделены самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, с Правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами.

3. федеральные ведомства – это органы, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов.

Различают федеральные комиссии

Федеральная энергетическая комиссия РФ

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Федеральная комиссия по недвижимому имуществу и оценке недвижимости

Федеральная авиационная служба России

Федеральная архивная служба России

Государственная налоговая служба России

Федеральная пограничная служба России

Федеральная служба безопасности России

Российское агентство по патентам и товарным знакам

Российское космическое агентство

Российское агентство правительственной связи информации при Президенте РФ

Федеральный горный и промышленный надзор России

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Структура и полномочия органов исполнительной власти в области охраны водных объектов, выявление дублирования государственных функций

Дата публикации: 07.05.2018 2018-05-07

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Ушкова О. Структура и полномочия органов исполнительной власти в области охраны водных объектов, выявление дублирования государственных функций // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 141-145. — URL https://moluch.ru/archive/204/50049/ (дата обращения: 09.12.2018).

В настоящее время организация системы управления в сфере охраны водных объектов имеет ряд недостатков. Наиболее существенным является дублирование функций органов исполнительной власти, то есть, одним и тем же водным объектом могут управлять несколько ведомств. В данной статье формально рассматриваются полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охраны водных объектов. На основе рассмотрения положений федеральных органов исполнительной власти можно сделать вывод о том, дублирование функций и полномочий, приводит к неэффективности рассматриваемой системы управления водными объектами.

Ключевые слова: исполнительная власть, окружающая среда, водные объекты, охрана водных объектов, полномочия, экология, дублирование функций.

Основополагающие законы

Существенным недостатком в области охраны водных объектов является дублирование полномочий органов государственной власти. Для понимания сферы деятельности рассматриваемых органов исполнительной власти, необходимо проанализировать основополагающие законы регулируют деятельность, связанную с охраной водных объектов.

Основополагающими законами в области охраны водных объектов являются:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ [1];
  2. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-Ф [2];
  3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ [3];
  4. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ [4];
  5. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 N 155-ФЗ [5];
  6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 N 117-ФЗ [6];
  7. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ [7].

Федеральные органы исполнительной власти иорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление вобласти использования иохраны водных объектов

Для лучшего понимания структуры министерств и ведомств, в чьи полномочия входит охрана водных объектов, составлена схема. Структура представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура органов исполнительной власти

Согласно заданной структуре, необходимо более детально рассмотреть основные службы в сфере охраны водных объектов, а также подведомственные им службы. В рамках исследуемой темы, необходимо выделить общие функции органов исполнительной власти, касающиеся охраны водных объектов. В таблице 1 приведены функции и положения, в которых определены полномочия исследуемых служб.

Положения, определяющие полномочия органов исполнительной власти

Федеральный орган исполнительной власти

Положение, определяющее полномочия

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)

Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (ред. от 07.10.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 11.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370″

Федеральное агентство водных ресурсов России (Росводресурсы)

Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 (ред. от 07.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов»

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации (Росгидромет)

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)

Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 (ред. от 19.06.2017) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444 утверждено Положение «О Федеральном агентстве по рыболовству»

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации»

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от 05.05.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Читайте так же:  Льготы малоимущим семьям в ижевске

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Постановлением Правительства РФ № 401 от 30 июля 2004 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта»

Дублирование полномочий федеральных органов исполнительной власти

В процессе исследования полномочий, вышеперечисленных федеральных органов исполнительной власти, были выделены следующие общие функции и полномочия:

– Установление правил (требований);

– Выдача разрешений (согласование);

– Мероприятия по очистки водных объектов;

– Исследования воды и водных объектов.

Нормирование. Исследуя полномочия федеральных органов исполнительной власти можно сделать вывод, что водные нормативы устанавливают следующие федеральные органы исполнительной власти:

  1. Роспотребнадзор (нормативы по отношению к качеству воды);
  2. Росрыболовство (норматив допустимого улова водных биологический ресурсов);
  3. Ростехнадзор (нормативы по отношению сброса радиоактивных веществ в воду);
  4. Минсельхоз России (нормативы для водоемов рыбохозяйственного назначения);
  5. Минприроды России (нормативы качества для водных объектов).

Государственный надзор (контроль) в области использования и охраны водных объектов осуществляется следующими органами исполнительной власти:

  1. Роспотребнадзор;
  2. Минприроды России;
  3. Росрыболовство;
  4. Росприроднадзор;

Правила и требования в области охраны водных объектов устанавливают:

  1. Роспотребнадзор;
  2. Минприроды России;
  3. Минтранс России;
  4. Минсельхоз России.

Выдают разрешения на водопользование:

  1. Минсельхоз России;
  2. Росрыболовство;
  3. Росприроднадзор.

Мониторингом водных объектов занимаются 3 ведомства:

  1. Росрыболовство;
  2. Роспотребнадзор;
  3. Росгидромет.

Мероприятия по охране водных объектов входят в полномочия трех ведомств, однако каждое ведомство проводит мероприятия в пределах своей компетенции. Органы исполнительной власти осуществляющие мероприятия по охране водных объектов:

  1. Росморречфлот;
  2. Росрыболовство;
  3. Минприроды России.

Ведомства осуществляющие исследования воды в водных объектах:

Анализируя выделенные дублирования, можно выделить несколько моментов.

Согласно действующему законодательству и предоставленным органам контроля полномочиям одним водным объектом управляют несколько органов власти.

Дублирование полномочий и отсутствие ответственных за конечный результат деятельности приводит неэффективность системы управления. На одну и ту же функцию выделяется соответствующие финансирование, что также приводит ведет к неэффективному расходованию средств государственного бюджета.

Приведенные недостатки системы управления создают некую неясность в водных отношениях, проявления коррупции, влекущую за собой нарушение прав граждан, и хозяйствующих субъектов РФ, в частности это причиняет большие неудобства субъектам малого и среднего бизнеса, не позволяя своевременно реализовать свои законные права.

Можно предположить, что исключение функций дублирования посредством передачи права осуществления конкретной функции только одной службе, и упрощение существующей системы управления охраной водных объектов позволит повысить эффективность системы управления.

  1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011): // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  4. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  5. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  6. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  7. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  9. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 03.04.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  10. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (ред. от 07.10.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  11. О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 11.04.2018) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  12. Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 (ред. от 13.10.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  13. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 11.07.2016) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  14. Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  15. О Федеральном агентстве по рыболовству: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444 утверждено Положение // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  16. О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановлением Правительства РФ № 401 от 30 июля 2004 // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.

Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти: понятие, классификация и система

Специфику и правовой статус органа государственной власти определяют его функции и задачи, формы и методы, которые он реализует от имени государства в объеме и пределах своей компетенции. Эти полномочия состоят в праве органа исполнительной власти, его должностных лиц издавать нормативные правовые акты, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры государственного воздействия (убеждения, стимулирования и принуждения), обеспечивающие их реализацию.

Орган исполнительной власти является частью государственного аппарата, имеет установленную законом или другим нормативным правовым актом компетенцию, структуру, метод образования, территориальную сферу деятельности, уполномочен выступать от имени государства, осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность в процессе повседневной управленческой деятельности в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сфере.

Административная правосубъектность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием, а прекращается в связи с их упразднением. Объем компетенции органов исполнительной власти (цели, задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) находит свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях, уставах и других нормативно-правовых актах. Классификация органов исполнительной власти: По характеру компетенции:

  1. общей компетенции, решающие вопросы управления во всех сферах жизнедеятельности населения на определенной территории;
  2. отраслевой компетенции, решающие вопросы в пределах одной отрасли управления, т. е. субъекты, принимающие в большей части правовые акты, обязательные для исполнения внутри отрасли;
  3. межотраслевой компетенции, решающие вопросы межотраслевого характера, т. е. принимающие нормативные правовые акты по предметам ведения и в объеме полномочий, обязательные для исполнения не подчиненными им органами.

По основаниям образования:

  1. конституционные или уставные органы государственной власти;
  2. создаваемые на основе законов и подзаконных актов.

По порядку образования:

  1. избираемые населением;
  2. образуемые путем издания правового акта.

По порядку решения вопросов:

  1. коллегиальные органы;
  2. органы, в которых руководителем единолично принимается решение.

По территориальной сфере деятельности:

Система органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, включает два уровня (подсистемы) по вертикали:

  • федеральные органы исполнительной власти РФ;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

Орган исполнительной власти как целостная система управления должен при этом иметь научно обоснованную организационную структуру и штаты. Должность федерального государственного служащего является основным элементом структуры органа исполнительной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти

Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) – совокупность организационно-правовых форм государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Система федеральных органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориального деления и в пределах ведения и полномочий РФ и по предметам их совместного ведения с субъектами РФ представляет собой единую систему исполнительной власти в РФ.

Исполнительная власть как одна из форм государственной власти оперативно и повседневно реализует по предметам ведения и в объеме своих полномочий наибольший объем функций и задач государственного управления.

Федеральные органы исполнительной власти (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314):

1. Министерство РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует с 12.05.2008 г № 724 деятельность государственных внебюджетных фондов. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр.

2. федеральная служба (фС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

В объеме компетенции федеральная служба полномочна: издавать индивидуальные правовые акты; выдавать лицензии; регистрировать акты, документы, права и объекты; вести реестры, регистры и кадастры; осуществлять правоприменительные функции.

ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, осуществлять управление государственным имуществом и оказывать государственные платные услуги.

3. федеральное агентство (фА), являясь федеральным органом исполнительной власти в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию государственных платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление государственным имуществом. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры. Федеральное агентство не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.

Структура федеральных органов исполнительной власти

Первый «блок» федеральных органов исполнительной власти – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ:

5 федеральных министерств: МВД России, МЧС России, МИД России, Минобороны России, Минюст России;

13 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны РФ;

3 федеральных агентства: Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента.

Второй «блок» федеральных органов исполнительной власти находится в ведении Правительства РФ:

11 федеральных министерств:

  1. здравоохранения и социального развития;
  2. культуры;
  3. образования и науки;
  4. природных ресурсов и экологии;
  5. промышленности и торговли;
  6. регионального развития;
  7. связи и массовых коммуникаций;
  8. сельского хозяйства;
  9. спорта, туризма и молодежной политики;
  10. транспорта;
  11. финансов;
  12. экономического развития;
  13. энергетики;
  1. антимонопольная служба;
  2. таможенная служба;
  3. по тарифам;
  4. по финансовому мониторингу;
  5. по финансовым рынкам; по надзору в различных сферах и проч.;

Федеральные агентства (космическое агентство; по образованию; по печати и массовым коммуникациям; по управлению государственным имуществом; по туризму и проч.).

Читайте так же:  Нотариус витебска

Кроме того, в введении федеральных министерств находятся все остальные федеральные службы и федеральные агентства. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других федеральных органах исполнительной власти утверждаются постановлениями Правительства.

Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством, если иное не установлено законом.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Полномочия Президента России в сфере исполнительной власти

Президент РФ как субъект административного права в сфере исполнительной власти имеет исключительные полномочия.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства России и других органов государственной власти, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства России положение о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ.

В соответствии со ст. 80 Конституции Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и обращается к Федеральному Собранию (обеим палатам – парламенту страны) с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
в) принимает решение об отставке Правительства;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;
д) по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей КС, ВС, ВАС, а также кандидатуру Генерального прокурора; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет безопасности;
з) утверждает военную доктрину России;
и) формирует Администрацию Президента.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ.

Президент по согласованию с органами законодательной власти назначает на должность глав исполнительной власти (губернаторов) субъектов РФ.

Общие полномочия Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ (ст. 110 Конституции РФ и ст. 1 ФКЗ «О Правительстве РФ»). Правительство РФ является коллегиальным органом, а Председатель определяет основные направления его деятельности.

Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий исполнительную власть на всей территории России, включающий Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

Основные принципы деятельности Правительства: верховенство Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, народовластия, федерализма, функциональное разделение власти, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Общие полномочия Правительства: руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; создает свои территориальные органы и назначает должностных лиц, устанавливает порядок их создания и финансирует их деятельность из федерального бюджета; назначает на должность и освобождает от должности заместителей министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, утверждает членов коллегий; отменяет акты или приостанавливает действие актов федеральных органов исполнительной власти; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве.

Правительство организует реализацию внешней и внутренней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; осуществляет право законодательной инициативы; по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ они могут передавать друг другу часть своих полномочий.

Специальные полномочия Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; управляет федеральной собственностью.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет о его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере: обеспечивает единую государственную социальную политику, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых споров граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает единую миграционную политику.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющей общегосударственное значение, приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает единую государственную политику в области образования.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными деяниями.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности России; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил и воинских формирований.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений: осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений России с иностранными государствами, международными организациями; обеспечивает представительство в иностранных государствах и международных организациях; заключает международные договоры.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ

При рассмотрении этого вопроса особое значение имеют ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ».

Система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.

Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, ФЗ, а также конституциями республик, уставами краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и является одновременно высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта РФ.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

  1. разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
  2. а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
    б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета и проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;
    в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;
    г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;
    д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с законодательством;
    е) предлагает органу местного самоуправления, его должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты, а также вправе обратиться в суд;
    ж) заключает в соответствии с ФЗ договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;
    з) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.

Полномочия государственных учреждений, администраций органов местного самоуправления, организаций

Государственные учреждения как субъекты административного права осуществляют оперативную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность по предметам ведения и в объеме полномочий, определяемых для них прежде всего органами исполнительной власти, а также ФЗ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Основной объем функций государственного управления (в первую очередь функции правового регулирования) реализуют не только органы исполнительной власти, компетенция которых определяется прежде всего Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, но и многочисленные государственные учреждения.

Анализируя главу 23 КоАП РФ, можно заметить, что из 61 субъекта, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, значительное большинство является государственными учреждениями, осуществляющими функции правового регулирования в своей сфере и объеме полномочий, при этом практически каждый из этих органов, кроме судей и комиссий по делам несовершеннолетних, входит в состав какого-то ФОИВ.

Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, кооперативной и иной формы собственности являются субъектами административного права, однако они не могут быть органами государственного управления, так как их руководители, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, принимают локальные и индивидуальные правовые акты, организовывают подчиненный персонал на решение экономических, производственно-хозяйственных, социально-культурных и иных задач.

Органы местного самоуправления также являются субъектами административного права. Особое значение имеет ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (вступил в силу, за исключением указанных в ФЗ статей, 1 января 2009 г.), который определил основные этапы и направления государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ.

В период проведения реформы местного самоуправления основной вопрос стоит не в мере самостоятельности в процессе реализации основных задач и функций на местах, а в обеспечении механизма ответственности за результаты деятельности исполнительных органов местного самоуправления.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является укрепление государственности, единства и целостности органов исполнительной власти РФ, что и делается Президентом. Поэтому особое внимание должно уделяться формированию и укреплению целостной системы исполнительной власти РФ, оптимизации организационных структур ФОИВ в целях эффективного осуществления их функций и задач государственного управления и правового регулирования. Представление Президентом кандидатур глав субъектов РФ на утверждение их местными парламентами также служит задаче укрепления исполнительной власти.