Всеобщая история государства и права

Договоры между народами или прави­телями государств, клятвенно или письменно зафиксированные, вообще известны с самой глубокой древности. Самые первые из дошедших соглашений – древнешумерийские – относятся к IV тыс. до н. э. и посвящены были взаимным обещаниям о неприкосновенности меж (границ). Древнейшие дого­воры касались, как правило, обещаний союза в борьбе с кем-либо третьим (причем неприятель бывал определен точно; соглашений на «случай» не было), а также установлению границ, заключению бра­ков.

Все эти древние соглашения не были еще международным пра­вом. Они отражали только вызванное моментом согласие между двумя правителями (или народами) и никто третий не предполагал следовать общим правилам. Сами заключившие соглашение стороны вовсе не считали его для себя впоследствии обязательным, посколь­ку никаких санкций никогда не предполагалось. Более того: на­рушение международных соглашений было бо­лее общепринятым, нежели верность им . Кроме всего, договор заключался с правителем , и только на время его правления. Смерть, особенно низложение правителя делали договор ничтожным .

Древнейший из известных текстуально международных тракта­тов – между хеттами и Египтом – заклю­чал в себе едва ли не первое определение принципов взаимоотно­шений между правителями. Стороны обещали друг другу взаимные мир и дружбу, оборонительный и наступательный союз, выдачу пре­ступников, укрывшихся бы в союзном государстве. Договор был скреплен клятвой, удостоверенной посланниками.

В античные времена заключение договоров стало постоянным спутником межгосударственных отношений. В Древней Греции вош­ло в практику заключать договоры о ненападении, о взаимопомощи (причем фиксировались и размер, и порядок предоставления), о пра­вах граждан других полисов, разумеется, о заключении мира и союз­ничестве. С V–IV вв. до н. э. содержание договоров стало разнооб­разнее: предметов межгосударственных соглашений насчитывают до 20. Союзы могли быть как оборонительные (симмахии), так и насту­пательные (эпимахии), о границах и арбитраже возможных споров в этой связи, о праве заключать браки между гражданами полисов, приобретать недвижимость и даже подобия договоров о правовой по­мощи (о компетенции судов в отношении граждан другой стороны).

Договоры заключались на 50, 100 лет со взаимными заверениями соблюдать их «без коварства и ущерба, на суше и на море». Заклю­чение договоров сопровождалось религиозными церемониями, и поэ­тому соблюдение соглашений стало сродни религиозной клятве.

Для древних римлян в особенности стало характерным строгое отношение к соблюдению незыблемости договоренности. Отношения между народами, государствами, к тому же скрепленные фециалами, воплощали правила божественного права – fas. Несоблюдение приравнивалось к святотатству и каралось изгнанием (либо услов­ным принесением в жертву подземным богам). Такое религиозное отношение к принципу соблюдения международных договоров при­вело к тому, что приверженность соглашению считалась обязатель­ной только в отношении единоверцев.

С распространением христианства и с установлением традиции закреплять договоры религиозной клятвой (крестоцелованием, при­частием и т. п.) обусловленность верности договору принесением или непринесением этой клятвы стала едва ли не первым общепри­нятым каноном международного права. Это было взаимосвязано с разделением войн на справедливые и несправедливые (что было тео­ретически в особенности разработано в Византии). Справедливы всегда войны против неверных и еретиков. То же в отношении договоров: с иноверцами нельзя заключать мир, но только переми­рие; мирный договор в полном смысле слова возможен только с хри­стианами.

Католическая церковь в принципе запрещала заключать тракта­ты о союзах с нехристианскими государствами. В этом отношении прорывом был XVI в.: в 1535 г. французский король впервые заклю­чил договор о союзе с мусульманской Оттоманской портой. Пра­во вышло за рамки религии .

В древности договоры считались действительными с момента их подписания и извещения об этом правителей. С VII в. н. э. вошла в обиход особая процедура ратификации, которая пока еще считалась только дополнительной гарантией, но не непременным условием верности договору. Договоры заключались, как правило, на неопре­деленный срок. Формирующееся международное право не признавало давности соглашений, допускало практически автоматическую их пролонгацию (продление).

В эпоху средневековья значительно расширилось содержание до­говоров, международные правила стали регулировать весьма своеоб­разные предметы. С XIV в. вошло в практику соглашение о взаим­ной выдаче уголовных преступников (договор между Англией и Францией 1303 г. был первым), с XVII в. – сходные обязательства коснулись и политических врагов (по договору 1661 г. Дания гаран­тировала Англии выдачу прежних судей в процессе над Карлом I Стюартом).

Постепенно стал прокладывать себе дорогу принцип правового равенства государств-субъектов международных отношений (В древности сама мысль об этом казалась абсурдом, и нередки были ситуации, когда правитель преклонялся перед послом другой держа­вы — ассирийцы, например, требовали этого безусловно.) Государст­ва обговаривали между собой взаимное соблюдение уважения, в том числе церемониалы на море (салют и т. п.). К XVII в. утвердилось представление об обязательности для государств заключенных трак­татов, каким бы внутренним переменам ни подвергалось в них пра­вительство.

Путем двусторонних соглашений делались попытки определить вообще принципы универсального мирового порядка: Гордезильским договором 1494 г. Испания и Португалия согласились о разделе всей земной поверхности на взаимные зоны влияния (начиная с 370 миль далее о-вов Зеленого Мыса-Испании, к востоку от условной «черты» –- Португалии). Разумеется, соглашение при­знавалось другими государствами только соответственно их слабости сравнительно с Испанией и Португалией и скоро перестало прини­маться в качестве нормы права. Однако в отношениях с восточными странами, например с Японией XVI-XVII вв., Португалия жестко отстаивала незыблемость провозглашенного права.

Вестфальский мирный трактат 1648 г. (заключенный нескольки­ми европейскими странами после Тридцатилетней войны – глав­ным образом о судьбах Германии) установил впредь общепризнаваемые нормы международных отношений. В трактате содержались 4 темы, с этого времени ставшие непременными для итоговых между­народно-правовых документов: 1) провозглашение окончания войны и восстановления целостности порядка; 2) устранение причин конф­ликта; 3) правила вознаграждения победивших, контрибуция; 4) санкции за неисполнение. Участие нескольких государств со време­нем сделало правила Вестфальского трактата действительно реаль­ными и в отношениях с прочими странами.

Лекция 1. История возникновения и развития международного права

1.2. Международное право периода Древнего мира

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. Э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там, в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;

4) обычай как главный источник международного права.

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало ХIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI-IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (11-1 тыс. до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.

Читайте так же:  Договор аренды выставочного оборудования

Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство — и в мирное время.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов – храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса — должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов. Так, в 546 г. до н. э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

Возникновение и развитие международных договоров в древнем рабовладельческом обществе

Возникновение и развитие международных договоров в древнем рабовладельческом обществе

Международные договоры в письменном виде появились очень давно — приблизительно пять тысяч лет назад. Их заключение предполагало наличие у древних народов, вступавших в отношения друг с другом, не только государственности, но и письменности. В государствах Двуречья первые письменные документы появились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. Тогда же стали заключаться и первые международные договоры. Это были договоры между древнейшими рабовладельческими государствами Востока: Шумером, Эблой, Аккадом, Лагашем и другими государствами Двуречья.

Древнейший дошедший до нас международный договор был заключен в первой половине XXIII века до н.э. между аккадским царем Нарамсином и мелкими правителями Элама*(7). Однако эти данные не являются окончательными и нуждаются в уточнении. Археологи обнаруживают все новые, неизвестные ранее международные договоры древности. Так, во время раскопок в 1973-1975 годах древнего города Эблы на севере Сирии, существовавшего в III тысячелетии до н.э., было найдено три неизвестных до сих пор древних международных договора. Один из них — договор между Эблой и Ашуром — отличается сложностью своей структуры и свидетельствует о развитых политических взаимоотношениях того времени*(8).
К концу III — началу II тысячелетия до н.э. число заключенных договоров увеличивается. В XIII веке до н.э. они получают особое развитие в царстве хеттов.
Все эти договоры носили ярко выраженный классовый характер, предусматривая помимо обязательств оказания военной помощи против внешнего врага также помощь в борьбе с восстаниями рабов и покоренных народов, Так, в знаменитом договоре 1296 года до н.э. о военном союзе египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III (раньше этот договор считался первым из дошедших до нас) специально предусматривалось, что “если Рамзес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов”*(9).
Рабовладельческие государства заключали договоры по самым различным вопросам: о мире и перемирии, союзе и военной помощи, выдаче беглых рабов, торговле, правах иностранцев, охране редких пород зверей и птиц, реставрации и охране соборов, проходе войска, погребении убитых, арбитраже и ненападении и т.д. Тем не менее, несмотря на видимое разнообразие вопросов, которые были объектами древних договоров, они охватывали сравнительно узкий круг международных отношений, в основном так или иначе связанных с войнами, с их подготовкой или урегулированием окончания или последствий. Это объясняется особенностями международных отношений рабовладельческого общества, которые возникали и складывались, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, прежде всего на почве войн*(10).
Рабовладельческие государства не заключали самостоятельных договоров о торговле, по административным и хозяйственным вопросам. Все эти проблемы решались договорами о мире или союзе (оборонительном или наступательном). Союзные и мирные договоры были двумя главными видами международных договоров древнего мира. Они носили универсальный (по объектам) характер и вместе с тем имели много разновидностей. В Древней Индии союзные договоры делились на самана (равные) и асамана (неравные)*(11). В Древнем Риме равными (аква) чаще были договоры о мире и дружбе, а неравными (нон аква) — союзные договоры, которые, как правило, заключались с побежденным врагом. К неравным договорам относились также договоры покровительства — так называемые hospitum publicium, которые Рим заключал со слабыми государствами, закрепляя свое господство над ними*(12).
Субъектами международных договоров в древности выступали не только государства, но и города, союзы государств и городов, иногда религиозные организации, как, например, амфиктионии в Древней Греции, и даже отдельные лица. Договоры обязывали только их участников, но в целях дополнительного обеспечения соглашения копии иногда направляли третьим государствам. Большинство договоров были двусторонними. Встречающиеся изредка многосторонние соглашения носили ограниченный по числу участников характер. Так, из 218 древних договоров, заключенных до 338 года до н.э., в том числе 25 многосторонних, лишь немногие имеют более 10 участников*(13). Как правило, они были связаны с образованием постоянных союзов.
Заключение международных договоров, как и объявление войны, считалось важнейшим правом государств, ограничение которого было признаком его неравного, зависимого положения.
Процедура заключения договоров была сложной и обставлялась строгими формальностями, особенно религиозного характера, без соблюдения которых договор считался недействительным.
В Древнем Риме ритуал заключения договоров выполняли особые духовные лица — фециалы. Старший фециал убивал камнем жертвенного поросенка и произносил клятвы верности договору. Этот момент считался заключением договора и одновременно вступлением его в силу. Официальные лица ставили свои подписи, скреплявшиеся иногда печатью. В Греции печать применяли только независимые государства.
Ратификация международных договоров
требовалась далеко не всегда. В древние века она была чрезвычайной и применялась только в тех случаях, когда договор заключался представителем в нарушение данных ему полномочий или вообще без них. В Древнем Риме такие договоры назывались sponsio. Обычно они заключались по собственному усмотрению военачальником или консулом в целях установления мира с противником. Эти акты Рим признавал обязательными для себя только после их ратификации сенатом, а позже — императорами. Сенат мог и отказать в ратификации, но тогда в качестве компенсации за такой отказ, который рассматривался как нарушение клятвы, он мог потребовать выдачи другой стороне лиц, заключивших договор. Так, сенат не ратифицировал договор, заключенный римскими консулами с самнитами в Кавдинском ущелье в 321 году до н.э. Консулы и другие лица были выданы самнитам.
В отличие от процедуры заключения древних договоров, их форма была простой. Письменные договоры состояли из трех частей: преамбулы, основной части и заключения, но нередко встречаются договоры без преамбулы и даже без заключения. Основная часть договора писалась сплошным текстом, различные обязательства следовали друг за другом без подразделения на статьи. Позже в договорах Рима появилась красная строка — предшественник и зародыш договорных статей. Заключительная часть почти всегда содержала клятвы верности договору. В то же время в ней не было положений, обычных для современных договоров: о моменте вступления в силу, о сроке действия (если он определялся, то в преамбуле), о порядке прекращения и т.д.
Какого-либо одного языка, на котором составлялись бы все древние международные договоры, не было. В государствах Древнего Востока они писались на признанном ими в качестве международного аккадском языке (вавилонская клинопись), в Древнем Риме — на латинском. В Древней Греции применялись древнегреческий язык и его диалекты. Договоры составлялись, как правило, в одном подлинном экземпляре. С него делались копии и переводились на другие языки. Договоры писались на пергаментных, а также кожаных свитках либо для лучшей сохранности высекались на мраморных или простых каменных плитах или столбах (стелах), а также в зависимости от важности договора — на серебряных или медных досках (иногда даже использовалась медная труба ), устанавливавшихся в специальных храмах для охранения богами, например в храме Афины Паллады, где находились государственные архивы Греции. В Древнем Китае существовал даже особый дворец договоров Менг-Фу. Столбы и плиты с текстами договоров выставлялись и в других общественных зданиях либо просто на площадях. В этом состояло своеобразное их опубликование. По свидетельству Полибия, заключались и тайные договоры. В случае нарушения договора стелы разбивались или выносились из храма. Названия договоров писались также на монетах и медалях. Сохранилось много древних монет и медалей с надписями “союз такого-то города с таким-то” вместе с изображением богов — покровителей этих городов. Такие монеты служили как бы дополнительным способом подтверждения и обеспечения заключенного договора. А этому в древности в связи с частыми нарушениями договоров придавалось большое значение.

Читайте так же:  Договор купли продажи соли

Основным способом обеспечения была религиозная клятва. Кроме того, уже в древние века довольно широко распространилась практика заложничества. В качестве заложников брались лица из знатных родов, в том числе женщины и дети. Их число колебалось от нескольких человек до нескольких сотен. В договоре Рима с сирийским царем Антиохом III в 188 году до н.э. говорилось о 20 заложниках, после битвы при Заме в 202 году до н.э. карфагеняне обязались дать Риму 100 заложников, а после покорения Римом Карфагена в 149 году до н.э. — 300 заложников. Во времена Цезаря число заложников доходило до шестисот. Заложники считались неприкосновенными и после выполнения условий договора или истечения его срока должны были быть возвращены на родину. Если срок не устанавливался, они оставались во власти другой стороны многие годы. Так было с сыном Селевка IV Филопатаром Деметрием, который попал в Рим ребенком, а вернулся оттуда на родину в возрасте 23 лет*(14).

Встречались и другие способы обеспечения международных договоров: денежный штраф для нарушителей договора (Индия, Греция), поручительство третьих государств, брак между членами царствующих династий государств, заключивших договор (Индия). В Греции и Риме издавались иногда законы, которые предусматривали проведение соответствующих договору политических и военных мероприятий. Но такие способы обеспечения применялись гораздо реже.

По сроку действия различались срочные и бессрочные договоры. Договоры Рима, которые были одним из важных средств укрепления его господства над другими странами, заключались “на вечные времена”. Исключение составляли соглашения о перемирии, но и они заключались на продолжительные сроки — 10, 15 и даже 100 лет*(15). Наоборот, древнегреческие государства не заключали вечных или бессрочных договоров, “чтобы не связывать этим потомков”, однако их продолжительность была 30, 50, 100 лет*(16). Древние договоры редко прекращались за истечением срока. Обычно еще до этого возникал какой-либо конфликт, который нередко приводил к войне, а последняя к автоматическому прекращению действия всех договоров между воюющими государствами.
Иногда прекращенные войной договоры восстанавливались соглашением сторон после войны. Пересмотр условий договора также допускался с согласия сторон. Это предусматривалось, например, в мирном договоре Рима с другими латинскими городами 493 года до н.э., в Никиевом мирном договоре Афин со Спартой 421 года до н.э., в договоре Афин с Аргосом, Мантинеей и Элидой 420 года до н.э.*(17) Обязательность международных договоров обосновывалась философами Древнего Китая, Индии и Греции, а римляне считали, что слово, данное даже врагу, должно соблюдаться.

Нарушение договора одним участником давало право другому односторонне отказаться от него. Встречаются также высказывания о возможности одностороннего прекращения договора в случае коренного изменения обстановки. “Если обстоятельства остались теми же, что во время заключения союза с этолийцами, — говорил греческий автор Лациск, — ваша политика должна остаться такой же. Это наше первое условие. Но если они полностью изменились, то будет справедливым и безвредным, если вы освободитесь от предъявленных вам требований в связи с совершенно новой обстановкой”*(18). В Древней Индии была сделана первая попытка дать определение международного договора как “того, что связывает суверенов в отношениях их друг с другом”*(19).

Талалаев А.Н. Право международных договоров.

Другие новости и статьи

Запись создана: Понедельник, 10 Сентябрь 2018 в 5:40 и находится в рубриках Древние армии.

История международных договоров

И. И. Лукашук, исследуя право международных договоров, пришел к следующему выводу: «Соглашения, договоры являются необходимыми институтами человеческого общения. Без них оно было бы невозможно. При их помощи согласуются совместные действия, разрешающие противоречия. Без них не могли обойтись ни племена, ни государства роль международных договоров привлекала к ним внимание юристов на протяжении всей истории» [1] .

Действительно, международные договоры заключались государствами еще в глубокой древности, хотя очевидно, что длительное время единственным источником международного права являлись обычаи. Римский поэт Публий Вергилий Марон еще в I в. до н.э. говорил: «Справедливое международное право может основываться только на договоре».

Исторические памятники указывают, что на Востоке договорные отношения стали складываться еще во II тысячелетии до н.э. Это были договоры о создании союзов, о границах, о заключении браков. С возвышением Египта, активизацией его внешней политики в отношении сопредельных государств и племенных образований на юге долины Пила и в Азии заключенные им договоры приобретают первостепенное значение. Один из них, наиболее типичный для того времени, был заключен около 1300 г. до н.э. между царем Хаттушилем III (Хаттусилисом) и египетским фараоном Рамсесом II. Этот древнейший договор о вечном мире и братстве, союзе и взаимопомощи, в случае внешних и внутренних угроз, о взаимной выдаче беглецов, заключенный в начале XIII в. до н.э. был согласован и утвержден после безрезультатной и кровопролитной войны, длившейся 17 лет, и провозгласил: «мир, братство навеки». Договор включал клятву «действовать в соответствии с засвидетельствованным помыслом», а если «пойдет враг», выступить «победоносно» или предоставить «без промедления пехоту и колесничное войско». Этот блистательный памятник древнего международного права овеян многими легендами и преданиями. По сей день его изучение питает науку истории права. Текст этого договора, первоначально начертанного на серебряной плите, сохранился в трех редакциях – двух египетских, запечатленных на внешней западной стене дворца в г. Карнаке и на пилоне дворца в г. Рамессее, и одной хеттской, найденной при раскопках клинописной библиотеки в г. Богаз-Кее.

Развитие договорной практики в Древней Греции было обусловлено укреплением и развитием экономических, политических и культурных связей многочисленных городов-государств (полисов). До нас дошли многообразные союзные договоры как религиозного (амфиктионии), так и военно-политического характера (симмахии). Договоры заключались также о правах иностранцев, о торговле, о ненападении, о взаимной помощи. Договор Халкидонского союза с Македонией предусматривал взаимную помощь в борьбе против третьих государств и против восставших рабов. Некоторые из договоров были посвящены созданию древних международных объединений (лиг) с советом (синедрионом) делегатов во главе, с третейским судом для разрешения споров между членами союза, с объединенными вооруженными силами и коалиционным командованием. В учредительных актах этих объединений, например Коринфского (338 г. до н.э.), встречается перечень таких «международных преступлений», как изменение существующего государственного устройства, конфискация имущества, отмена долгов, призыв рабов к восстанию.

В Арабских государствах, где начиная с VII в. формирование международно-правовых концепций традиционно развивалось на основе Корана, доминировало уважение к соблюдению договорных обязательств. «Счастливыми» объявлялись те, кто «соблюдает свои договоренности и договоры». Участников договора призывали «верно, исполнять договоры». Осуждались те, кто заключил договор, а потом его нарушил.

В памятниках древнееврейской письменности содержатся списки договоров Ассирии, Дамаска, Египта, в которых имеются нормы об обязательности объявления войн, о «пощаде плодовых деревьев», субботних перемириях и других обычаях войны.

Индийский исторический памятник того периода – Законы Ману – упоминает 16 видов международных договоров, среди которых союзные и мирные договоры были двумя главными видами международных договоров Древнего мира. Их субъектами выступали не только государства, но и города, союзы государств и городов, иногда религиозные организации и даже отдельные лица. В Древней Индии была сделана первая попытка дать определение международного договора как «того, что связывает суверенов в отношениях их друг с другом».

В глубокой древности начал складываться принцип «pacta sunt servanda» – «договоры должны соблюдаться». Сила международных соглашений между древними государствами обосновывалась с точки зрения религиозных предписаний. Считалось, что правители государств действовали от имени богов, которые как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, что должно было содействовать выполнению соглашения. Поэтому клятва, включавшая торжественное обещание соблюдать договор и призыв к божеству вмешиваться в случае его нарушения становится частью норм, регулирующих поведение его участников. В связи с этим нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление, что делало возможным начать против нарушителя договора войну.

Читайте так же:  Гражданский кодекс сроки оплаты товара

На добросовестное исполнение договоров были нацелены увековеченные в литературе торжественные церемонии, которыми сопровождалось заключение договоров в Древней Греции. Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» описывает, как заключение договоров, тексты которых вырезались на особых досках – стелах, сопровождалось рукопожатиями; «раздачей шерсти жертвенных овец», скреплением договоров клятвами («буду соблюдать условия и договор без обмана и по справедливости») и присягой. Отказ от договора наказывался не только санкциями в виде денежного штрафа, но и «разбитием стел», «возлиянием вин из чаши на землю», угрозами нарушителям договора: «да будет разбросан их мозг по земле, как это вино».

По свидетельству римских историков мирные договоры также заключались путем совершения торжественного ритуала, в ходе которого фециал при заклании жертвенного животного призывал Юпитера поразить нарушителей договора «сильнее, чем эту жертву, насколько Бог сильнее человека». В Риме считалось, что слово (Joeda), данное даже врагу, должно соблюдаться. Нарушители договоров подлежали выдаче тому государству, которое стало жертвой их вероломства.

В Средние века при заключении международных договоров слово рыцаря подкреплялось религиозной клятвой (целованием креста и Евангелия, под страхом интердикта – отлучения от церкви). Практика римских пап давать разрешения на предстоящее нарушение клятвы и отпускать грехи клятвопреступникам (диспенсы и индульгенции) вызвала применение в договорах «двойной клятвы», запрещающей обращение к понтифику в случае нарушения договорной клятвы.

Постепенно, начиная со Средних веков, складывалась практика депозитариев – особых «хранителей договоров» (conservatoris pads) и поручительства ленников короля (баронов, князей, вассалов) за соблюдение международных обязательств их сеньором – королем. В случае нарушения договора поручители были вправе силой оружия принудить короля к соблюдению. Например, при заключении договора о союзе между французским королем Людовиком XII и императором германским Максимилианом германские князья-курфюрсты выступили в качестве хранителей подписанных статей, так что они имели право и были обязаны поддерживать того, кто соблюдает заключенные соглашения против того, кто их нарушает. Гарантией нерушимости договора была жизнь именитых заложников (аманатов). При подписании Мадридского мира (1526) Франциск I отдал Карлу V в залог своих сыновей, которые в 1529 г. были им обменены на золото. Гарантии международных обязательств посредством заложников сохранялись вплоть до подписания Аахенского мира (1748).

В качестве залога нерушимости договора передавали имущество, города и территории. Так, Генуэзская республика дала в залог Франции остров Корсику, который затем остался за Францией, обвинявшей Геную в несоблюдении своих обязательств. Франциск I заложил английскому королю город Булонь, а император германский Людвиг Баварский поставил в залог все Германское королевство. Польские короли объявляли залогом верности договору бриллианты из своей короны. Договорная практика Средневековья все более усложнялась и порождала изощренные приемы юридической казуистики. Так, в 1356 г. Венеция и Триполитания в договоре обязались не пользоваться «оговорками, ухищрениями и какими бы то ни было возражениями, а также всеми другими изобретениями».

Если феодальные договоры были в основном двусторонними, то в период абсолютизма стали заключаться и многосторонние, прежде всего мирные, договоры. Важнейший из них – Вестфальский мирный договор 1648 г., ознаменовавший окончание Тридцатилетней войны и регулировавший отношения между государствами Европы вплоть до Французской буржуазной революции.

Буржуазные революции и национально-освободительные движения в конце XVIII – первой половине XIX в. в Европе и Америке повлияли на содержание международных договоров. Развитие международной торговли, экономических, технических и других международных связей и средств сообщений привели к росту многосторонних соглашений по вопросам связи, путей сообщений, санитарии и т.д. Заключаются первые консульские конвенции.

  • [1]Лукашук И. И. Современное право международных договоров. М., 2004. С. 8.

История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка (Ю. Н. Марочкина)

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  • 2 ИСТОЧНИКИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  • 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  • 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  • 5 ЕГИПЕТСКОЕ ПРАВО
  • 6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО—ВАРНОВОГО ДЕЛЕНИЯ
  • 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И АРМИЯ
  • 8 СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  • 9 АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СУДЕБНОЕ УСТРОЙСТВО И АРМИЯ
  • 10 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК ГОСУДАРСТВА. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (АНТИЧНЫЙ ПОЛИС)
  • 11 РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В АФИНАХ
  • 12 РЕФОРМЫ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (СОЛОНА, КЛИСФЕНА, ПЕРИКЛА)
  • 13 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В АФИНАХ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В СПАРТЕ (АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА). СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ
  • 14 СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ
  • 16 РЕФОРМЫ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ. ЛИЦИНИЕВ ЗАКОН
  • 17 ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
  • 18 РИМ В ПЕРИОД ИМПЕРИИ
  • 19 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  • 20 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА
  • 21 ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ
  • 22 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИМСКИХ ЮРИСТОВ. ИНСТИТУЦИИ ГАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЮСТИНИАНА
  • 23 ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ РИМСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка (Ю. Н. Марочкина) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

19 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Передавая по тем временам правовая система была признаком высокого развития Афин. Источником права здесь первоначально был обычай, затем появилось писаное право – Законы Дракон—та, которые ограничивают кровную месть, различают умышленное убийство и неумышленное.

Афинскому праву присуще деление имущества на движимое (землю, рабов, скот), недвижимое (деньги, драгоценности). Среди вещных прав выделяют право собственности и владение. Основаниями для возникновения обязательственных отношений являются договор и деликт.

Афинское право различало следующие виды договоров:

1) договор купли—продажи;

2) договор найма;

3) договор ссуды;

4) договор подряда;

5) договор займа;

6) договор хранения вещей;

7) договор товарищества;

8) договор поручения;

9) комиссионный договор.

Основаниями договора служили различного рода соглашения, которые заключались часто в письменной форме. Брак считался разновидностью договора купли—продажи, и невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы не имело юридических последствий. Женщина в семье занимала подчиненное положение, поэтому развод был затруднительным.

Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по закону существовали наследники первой очереди – сыновья. При их отсутствии наследство отца переходило дочери. Если не было прямых наследников, то наследовали боковые родственники.

Наследование по завещанию признавалось, если завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию, а также не имел законных детей мужского пола.

Афинское право выделяло следующие виды преступлений:

1) государственные преступления;

2) преступления против семьи;

3) преступления против личности;

4) преступления против собственности. Целью наказания являлось причинение страданий преступнику.

К видам наказаний относятся:

1) смертная казнь;

2) продажа в рабство;

4) конфискация имущества;

5) бесчестье (атимия) – лишение гражданских прав.

Наказанию могли подвергаться статуи, животные, камни, бревна, если они вызвали смерть человека. Афинских граждан телесному наказанию не подвергали. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Обвинитель и обвиняемый могли давать показания, требовать допроса свидетелей, представлять вещественные доказательства. Показания запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись в суд. По окончании предварительного расследования происходило судебное заседание, на котором решение принималось тайным голосованием. Судебные решения и приговоры могли быть обжалованы в гелиэе. Решение гелиэи было безапелляционным.

  • 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  • 2 ИСТОЧНИКИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  • 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  • 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  • 5 ЕГИПЕТСКОЕ ПРАВО
  • 6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО—ВАРНОВОГО ДЕЛЕНИЯ
  • 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И АРМИЯ
  • 8 СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  • 9 АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СУДЕБНОЕ УСТРОЙСТВО И АРМИЯ
  • 10 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК ГОСУДАРСТВА. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (АНТИЧНЫЙ ПОЛИС)
  • 11 РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В АФИНАХ
  • 12 РЕФОРМЫ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (СОЛОНА, КЛИСФЕНА, ПЕРИКЛА)
  • 13 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В АФИНАХ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В СПАРТЕ (АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА). СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ
  • 14 СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ
  • 16 РЕФОРМЫ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ. ЛИЦИНИЕВ ЗАКОН
  • 17 ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
  • 18 РИМ В ПЕРИОД ИМПЕРИИ
  • 19 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  • 20 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА
  • 21 ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ
  • 22 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИМСКИХ ЮРИСТОВ. ИНСТИТУЦИИ ГАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЮСТИНИАНА
  • 23 ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ РИМСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка (Ю. Н. Марочкина) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.