Пени по налогам уменьшают налог на прибыль

Уменьшают ли налогооблагаемую прибыль пени по налогам?

Здравтсвуйте. Напишите пожалуйста в какой главе и какой статье налогового кодекса говорится о том, что начисляются ли пени по налогам и сборам уменьшают ли налогооблагаемую прибыль? Ответьте пожалуйста подробнее. Заранее огромное спасибо.

Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы: . 2) в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций;

Начисление пени по налогам — бухгалтерские проводки: прибыль, НДС, НДФЛ

Пеня или, привычнее, пени – денежные средства, которые взыскиваются как штраф с плательщика за просрочку платежа в установленные законодательством сроки. Они могут взиматься по налогам и страховым взносам. Их начисляют за каждый день, прошедший с даты, когда нужно было перечислить платеж, до дня погашения задолженности. Рассчитываются исходя из ставки рефинансирования. В этой статье мы рассмотрим нюансы их учета и основные проводки по начислению и выплате пеней по налогам.

Пеня – это процентное соотношение 1/300 к ставке рефинансирования ЦБ РФ Плательщик перечисляет суммы пеней в добровольном или принудительном порядке (без согласия плательщика деньги списывают с его расчетного счета), одновременно или после погашения задолженности по налогам или страховым сборам.

Учет штрафов по налогам в бухучете

При отражении пени в учете возникает вопрос, можно ли учесть их в составе расходов. Ведь, по сути, при перечислении этих сумм организация несет затраты. Согласно ПБУ 10/99 они признаются прочими расходами в бухгалтерском учете и отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счетов 68 и 69. В налоговом учете эти расходы не могут быть признаны. Другими словами, эти штрафы не уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы.

Мнение о том, что суммы перечисленных пеней нужно отражать по дебету счета 91 «Прочие расходы» и кредиту 68 и 69, получило широкое распространение в бухгалтерской практике. Если учитывать пени именно по этому счету, возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО), что усложняет учет.

Основным аргументом для отражения пени по 91 счету является определение санкций в Налоговом Кодексе, в котором фигурирует понятие «штраф». А на 99 счете можно отразить именно налоговые санкции. В отчетности по налогу на прибыль такие суммы объединяют в одну категорию.

Еще одно «за» в пользу учета пеней на 99 счете – достоверность отчетности. Если сумма попадает на 91, происходит занижение налогооблагаемой базы прибыли, так как прочие расходы учитываются в затратах. В то же время суммы санкций на 99 счете не формируют расходы. Это не противоречит основной задаче бухгалтерского учета – представление безусловной и подлинной информации о финансовых показателях организации.

Проводки по начислению и уплаты пени по налогам: на прибыль, НДС, НДФЛ

Как говорилось выше, пени не должны уменьшать налог на прибыль. Поэтому лучше использовать проводку Д99 «Налоговые санкции» К 68.4 «Налог на прибыль». Если же организацией принято решение учитывать их на 91 счете, проводка будет выглядеть: Д91 «Прочие расходы» К 68.4.

«Альфа» не перечислила вовремя налог на прибыль в размере 78540 руб.. Срок уплаты был 28 апреля. Фирма погасила свою задолженность 20 мая. Вместе с налогом были перечислены штрафа. Ставка рефинансирования 8,25%.

78540 х (1/300 х 8,25%) х 22 = 475,17 руб.

Статья 270 НК РФ. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения

Комментарии к статье

Может ли материальная помощь работнику по трудовому договору считаться расходом в целях налога на прибыль?

Материальная помощь может выплачиваться работникам — физ. лицам в связи с отпусками, похоронами или, допустим, несчастным случаем. Также организация может оплатить полностью или частично оздоровительную путевку сотруднику или его ребенку. Возможность перечисления материальной помощи должна быть прописана в трудовом или коллективном договоре.

Насущен вопрос — можно ли отнести мат. помощь сотруднику к расходам, уплачивая налог на прибыль, и тем самым уменьшить налогооблагаемую сумму. Или такая статья расходов не может быть рассмотрена как снижающая налоговую базу?

НК РФ не отвечает прямо на этот вопрос, официальная позиция не высказывалась. У авторов, экспертов и судей сложились две точки зрения по этому поводу.

Существуют судебные акты, по которым перечисленная работникам материальная помощь налог на прибыль уменьшает при определенных обстоятельствах. То есть суммы такой помощи можно засчитать как расходы и вычесть из доходов при уплате налога. Суды отмечают, что если денежные отчисления в качестве мат. помощи связаны с выполнением трудовых обязанностей и функций сотрудника, и выплачиваются на основании договора, то они входят в установленную организационно оплату труда. А оплата труда включается в расходы при налогообложении. Есть решение суда, где отмечено, что мат. помощь, обеспечивающая социальные гарантии и имеющая стимулирующий или поощрительный характер, считается расходом. Выплаты производятся за качественный труд и направлены на его производительность. Авторы, разделяющие эту позицию, указывают, что фиксация сумм мат. помощи в трудовых договорах придаёт таким выплатам производственный характер, тем самым давая возможность признать их расходами.

Но есть и противоположное экспертное мнение. Согласно второй точке зрения, материальная помощь налог на прибыль не уменьшает, то есть не признаётся расходом при налогообложении, даже если её выплата закреплена в договоре. Авторы ссылаются на п 23 ст 270 НК РФ, по которому суммы материальной помощи работникам не учитываются в составе расходов. Доводы судов о том, что если выплаты предусмотрены договором, зависят от зарплаты и выполнения трудовых функций, то они не являются мат. помощью в трактовке данной законодательной нормы, авторы считают безосновательными. Они трактуют закон буквально, используя его формулировку не в пользу налогоплательщиков.

Таким образом, на сегодняшний день мнения два. Но суды, согласно практике, принимают сторону плательщиков налога, признавая мат. помощь работнику по трудовому договору расходом в целях уплаты налога на прибыль, если такая помощь выплачивается в связи с выполнением им трудовых обязанностей. Точнее сказать, выплаты, относящиеся к трудовым функциям, такие, например, как оплата отпуска, не признаются судами мат. помощью сотруднику. Общепринято считать материальной помощью в контексте ст 270 НК РФ только денежные отчисления, связанные с возникновением тяжелой ситуации или важным событием в жизни работника. Например, смерть кого-либо из семьи, тяжелая болезнь или рождение ребенка. Именно такая мат. помощь не учитывается в качестве расходов при налогообложении. А выплаты, связанные с трудом и его поощрением, признаются судами оплатой труда, а не помощью.

Итак, характер помощи бывает разным. В зависимости от него определяется возможность учёта или неучёта суммы мат. помощи в составе расходов. Налогоплательщики могут ошибаться, считая материальной помощью выплаты к отпуску или единовременные премии работникам. Законодателю следовало бы уточнить какого рода помощь имеется в виду в ст 270 НК РФ, чтобы избежать непонимания и судебных споров.

Учет пеней и штрафов по налогам

Пеня и штраф – виды денежных выплат, которые обязано произвести лицо, нарушившее требования законодательства. Штраф представляет собой, как правило, фиксированную или заранее определенную сумму, исчисляемую в процентах от некоей известной величины (например, суммы долга), а пени обычно зависят от длительности существования нарушенного обязательства и рассчитываются в процентах за каждый день. Об учете пени по налогам в бухгалтерском учете и в целях налогообложения, а также учете штрафов расскажем в нашей консультации.

Налоговые пени в налоговом учете

Независимо от того, пени это или штраф за нарушение налогового законодательства, порядок их бухгалтерского и налогового учета единый. Такие санкции отражаются в составе прибылей и убытков организации по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

В целях расчета налога на прибыль такие пени и штраф в расходах не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ). Их не надо путать с санкциями по хозяйственным договорам. Если, к примеру, вашим договором с поставщиком предусмотрены пени за просрочку оплаты, то в случае признания своей вины покупатель сможет учесть пени по договорам в налоговом учете в составе расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Соответственно, поставщик отразит их в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). И, кстати, учитываться такие доходы и расходы будут уже не на счете 99, а на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 7 ПБУ 9/99 , п. 11 ПБУ 10/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Подход к отражению штрафов в бухгалтерском и налоговом учете аналогичный: штраф за нарушение налогового законодательства отражаются по дебету счета 99 и в прибыли не учитывается, а по договорам с контрагентами – на счете 91 и принимается в расчет налога на прибыль.

Штрафы ГИБДД: бухгалтерский и налоговый учет

Учитывая, что штрафы ГИБДД не относятся к плате за нарушение налогового законодательства, вполне обоснованно отражать их на счете 91, а не 99:

Дебет счета 91 – Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Но, несмотря на то, что порядок бухгалтерского учета таких штрафов схож с учетом штрафов за нарушение хозяйственных договоров, уменьшить на них налогооблагаемую прибыль не получится (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Расчет пени по налогам

Расчет пени по налогам

Похожие публикации

Компании и индивидуальные предприниматели обязаны исполнять свои обязательства перед бюджетом в строго установленные сроки. Перечисление различных сборов ранее этих дат допускается, но задержка даже на один день неминуемо приведет к начислению пеней по налогам. О том, как начисляются данные санкционные платежи, об их отражении в учете и особенностях уплаты и пойдет речь в данной статье.

Как рассчитать пеню по налогам

Принципы расчета пеней определены в пункте 4 статьи 75 Налогового кодекса. Пени по налогам рассчитываются от неуплаченной вовремя суммы. Размер пени по налогам определяется исходя из 1/300 действующей ключевой ставки за каждый день просрочки платежа. Таким образом при небольшой задержке сумма пеней будет минимальна, и наоборот, чем дольше налогоплательщик не исполняет свои обязанности, тем большую сумму санкций предъявят ему контролеры.

Пример расчета пени по налогам

ООО «Астра, применяющая упрощенную систему налогообложения, перечислила аванс по УСН по итогам полугодия 2017 года с опозданием в 3 дня – не 25-го, а 28 июля. Сумма авансового платежа к уплате составила 12 353 рубля. С 19 июня 2017 года в РФ действует ключевая ставка 9%. Расчет пени за несвоевременную уплату налога будет выглядеть следующим образом:

  • 12 353 х 1/300 х 9% х 3 дня = 11,12 рублей.
Читайте так же:  Ответ налоговые льготы

И тут нужно отметить, что самостоятельный расчет пеней возможен скорее для того, чтобы примерно определиться с суммой санкций. Но перечислять пени на основе такого расчета не стоит. Платеж по налогу может быть проведен на следующий банковский день, если платежное поручение было сделано вечером. Или же сумма зачисления в бюджет пройдет на день-два позже, и контролеры возьмут в основу расчета пеней именно эту дату. Словом, если перечислять самостоятельно рассчитанные пени, то скорее всего контролеры потом этот расчет скорректируют, а у налогоплательщика останется небольшой долг. Так что логичнее в такой ситуации не торопиться и спокойно дождаться выставления требования от инспекции. Тем более что, размер пени за несвоевременную уплату налогов уже не будет увеличиваться, если основной долг уплачен.

Когда предъявляют пени по налогам

Интересно, что начисление пеней может быт серьезным образом отсрочено от даты уплаты платежа – законодательно установленной или фактической. Это связано с принципом поступления информации о суммах налогов и сборов в ИФНС. Данные для определения суммы налога контролеры берут из подаваемых самим же налогоплательщиках деклараций. Если же налог предполагает авансовую систему уплаты, а отчет подается по итогам заданного периода, то, если какие-то из авансов были просрочены, сумма пеней по таким опозданиям будет рассчитана лишь после подачи отчетности. Так это происходит, например, в отношении налога на УСН, который перечисляется по итогам каждого квартала, но декларация по которому подается лишь раз в год. Примерно та же ситуация и со страховыми взносами: они уплачиваются ежемесячно, а отчет по ним формируется по итогам квартала.

Перечисление пеней: КБК

При перечислении любых бюджетных платежей в платежном поручении необходимо указывать код бюджетной классификации – параметр по которому перечисляемая сумма соотносится с тем или иным налогом. Пени не исключение. Они «привязываются» к конкретному налогу или взносу, который был перечислен с нарушением срока. Отличаться от КБК по основному платежу код по пеням будет в знаках с 14-го по 17-й. Для обычного бюджетного платежа в этом диапазоне указывается значение «1000», а для пеней в нем будет стоять «2100». Остальные цифры кода будет идентичными.

На какой счет относить пени по налогам

Начисление пени по налогам в бухгалтерских проводках также «привязывается» к основному платежу, по которому они начислены, в том смысле, что проводятся по тому же счету плана счетов. Факт начисления пеней отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки». Таким образом проводка пеней по налогам будет выглядеть, например, как Дебет 99 – Кредит 68, субсчет расчетов по соответствующему налогу. Пени по взносам отражаются аналогичными проводками, что и начисление пеней по налогам, с той лишь разницей, что в кредите будет фигурировать счет 69, по которому учитываются отчисления на социальное, пенсионное и медицинское страхование.

Оплаченная сумма пеней списывается по дебету счетов 68 или 69 в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетный счет».

Куда отнести пени по налогам в налоговом учете

На общей или упрощенной системе налогообложения любые расходы должны быть экономически оправданными. Уплату пеней сложно отнести к такой категории затрат. В конце концов суммы подобных перечислений предъявляются налогоплательщику за нарушение законодательства, которого при добросовестном исполнении обязательств не должно было бы быть вовсе. Так что уплаченные суммы пеней не уменьшают ни налог на прибыль, ни единый «упрощенный» налог.

Для ОСН действует прямой запрет отражения в налоговой базе сумм пеней – он прописан в пункте 2 статьи 270 Налогового кодекса, в которой приводится список не учитываемых в расчете налога расходов. Для УСН следует исходить из того, что перечень всех расходов, которые фирма или ИП вправе учесть в уменьшение налога, приведен в статье 346.16 Кодекса, и упоминаний об уплаченных пенях в этой статье нет.

Расходы, не уменьшающие прибыль

При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

1) в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;

2) в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций;

3) в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;

4) в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

5) в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств;

6) в виде взносов на добровольное страхование;

7) в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение;

9) в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору;

10) в виде сумм отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, создаваемые организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением сумм отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;

11) в виде гарантийных взносов, перечисляемых в специальные фонды, создаваемые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;

12) в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа, а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований;

13) в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в части;

14) в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

15) в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений);

16) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;

17) в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования;

18) в виде отрицательной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов цен;

19) в виде сумм налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав);

20) в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям;

21) в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);

22) в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;

23) в виде сумм материальной помощи работникам;

24) на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

25) в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

26) на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

27) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;

28) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания;

29) на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;

30) в виде расходов налогоплательщиков – организаций государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов Российской Федерации по операциям с материальными ценностями государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов, связанные с восстановлением и содержанием указанного запаса;

31) в виде стоимости переданных налогоплательщиком – эмитентом акций, распределяемых между акционерами по решению общего собрания акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала эмитента;

32) в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога;

33) в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам;

34) в виде сумм целевых отчислений;

35) в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации;

36) на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, на оплату рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации;

37) в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке;

38) в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям;

39) на замену бракованных, утративших товарный вид и недостающих экземпляров периодических печатных изданий, а также потери в виде стоимости утратившей товарный вид, бракованной и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции;

40) в виде представительских расходов в части, превышающей их размеры;

42) на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на иные виды рекламы;

43) в виде сумм отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, а также в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»;

Читайте так же:  Средняя пенсия белоруссия

44) отрицательная разница, полученная от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости;

45) в виде расходов учредителя доверительного управления, связанных с исполнением договора доверительного управления, если договором доверительного управления предусмотрено, что выгодоприобретателем не является учредитель;

46) в виде расходов, осуществляемых религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 313-ФЗ с 1 января 2012 года:

«в виде средств, переданных медицинским организациям для оплаты медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании».

47) в виде расходов, включая вознаграждение управляющей компании и специализированному депозитарию, произведенных за счет средств организаций, выступающих в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, при инвестировании средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии;

48) в виде сумм, которые направлены организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, на пополнение средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, и которые отражены на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии;

49) в виде средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, передаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами в Пенсионный фонд Российской Федерации и (или) другой негосударственный пенсионный фонд, которые выступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

50) расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

51) расходы банка развития – государственной корпорации;

52) понесенные налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включая расходы, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, архитектурно-строительным проектированием, со строительством, с реконструкцией и организацией эксплуатации олимпийских объектов;

53) в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров;

54) расходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» некоммерческой организации, понесенные в связи с размещением временно свободных денежных средств;

55) в виде выплат потерпевшему, осуществленных в порядке прямого возмещения убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего;

56) расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);

57) понесенные налогоплательщиками, являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с участием в организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона;

58) расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком и принятые им к вычету, за исключением расходов, предусмотренных п. 5 ст. 325.1 НК РФ;

ООО были доначислены НДС и пеня по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2012 по 31.12.2013. В решении сказано, что ООО получило необоснованную налоговую выгоду посредством завышения налоговых вычетов по НДС. ООО предложено уплатить недоимку и пени и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. НДС доначислен в связи с тем, что подрядчик, который выполнял работы для организации, привлёк субподрядчика, признанного налоговым органом фирмой-однодневкой. В настоящее время решение налогового органа не вступило в силу. Организация планирует обжаловать решение налогового органа в установленном для этого порядке, в том числе и в судебном порядке, если вышестоящий налоговый орган не отменит решение о привлечении к ответственности в оспариваемой части. В каком порядке должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете доначисленные по результатам проверки суммы НДС и пени, если налоговая база по налогу на прибыль по таким расходам остается без изменения (признана налоговым органом, как правомерно уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль)? Можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму доначисленного НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доначисленная по акту проверки сумма НДС и пени отражаются в бухгалтерском учете организации на дату вступления в силу решения налогового органа, вынесенного на основании акта проверки.
Порядок отражения приведен в данной консультации.
Суммы НДС и пени, начисленные по акту проверки, не уменьшают облагаемую налогом на прибыль базу.

Обоснование позиции:
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).
На основании п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее — решение о привлечении к ответственности) указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (п. 8 ст. 101 НК РФ).
По общему правилу решение о привлечении к ответственности вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено данное решение, или его представителю.
Решение о привлечении к ответственности может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган до вступления его в силу (путем подачи апелляционной жалобы) и после (путем подачи жалобы) (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
Порядок и сроки подачи жалобы и апелляционной жалобы установлены соответственно ст.ст. 139, 139.1 НК РФ.
Отметим, что подача апелляционной жалобы отодвигает срок вступления в силу решения о привлечении к ответственности (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ) и, как следствие, процедуру взыскания недоимки, пени, штрафа. А подача жалобы на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, не приостанавливает исполнение вступившего в силу решения о привлечении к ответственности.
При этом до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).
Обжалование организациями в судебном порядке решений о привлечении к ответственности производится в порядке, предусмотренном АПК РФ (п. 4 ст. 138 НК РФ).
В случае обжалования организацией решения о привлечении к ответственности в судебном порядке его исполнение может быть приостановлено судом в порядке, предусмотренном АПК РФ, то есть по ходатайству организации (абзац второй п. 4 ст. 138 НК РФ, ч. 3 ст. 199 АПК РФ, смотрите также Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).
Сам по себе факт судебного обжалования решения о привлечении к ответственности не приостанавливает его исполнения.
Таким образом, организация имеет возможность приостановить вступление в силу решения о привлечении к ответственности до принятия решения вышестоящим налоговым органом либо судом.

Бухгалтерский учет

Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), установлены ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте» (далее — ПБУ 22/2010).
Поскольку ПБУ 22/2010 не установлено иное, считаем, что оно подлежит применению и при исправлении ошибок, выявленных в ходе налоговой проверки. При этом, на наш взгляд, анализируемые действия (бездействие) организации подпадают под понятие «ошибка», установленное п. 2 ПБУ 22/2010.
В соответствии с п. 4 ПБУ 22/2010 выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению.
Причем ПБУ 22/2010 установлен различный порядок исправления ошибок в зависимости от периода обнаружения и от уровня существенности. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год»).
Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения отчетности, исправляется в порядке, предусмотренном п. 9 ПБУ 22/2010:
1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.
Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).
Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетному периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.
Таким образом, если в данном случае ошибка является существенной, то ее следует исправлять с применением счета 84, и при составлении отчетности за период, в котором решение налогового органа вступит в силу, необходимо откорректировать вступительное сальдо по счету 84 и счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Несущественная ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010, то есть записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода. Каких-либо исключений из этого правила в отношении ошибок в исчислении налогов (в том числе — НДС) не установлено.
Несущественная ошибка отражается в учете в том отчетном периоде, в котором вступит в силу решение налогового органа, следующим образом:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— доначислен НДС, не принятый к вычету по акту проверки.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, суммы причитающихся налоговых санкций (в том числе штрафов и пеней) отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (смотрите также письмо Минфина России от 15.02.2006 N 07-05-06/31).
При этом, по мнению финансового ведомства, на счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются наряду с прибылью и убытками от обычных видов деятельности и прочие начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций (письмо Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/42).
С учетом изложенного в бухгалтерском учете организации суммы пени, начисленные по акту проверки, отражаются на дату вступления в силу решения налогового органа следующими записями:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— доначислен НДС, не принятый к вычету по акту проверки.
До вступления в силу решения налогового органа у организации нет оснований отражать результаты выездной налоговой проверки в бухгалтерском учете.
Таким образом, дата отражения в бухгалтерском учете результатов налоговой проверки будет зависеть от фактической даты вступления в силу решения о привлечении к ответственности. Решение налогового органа о привлечении к ответственности, вступившее в силу, является документом, служащим основанием для отражения в бухгалтерском учете сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов.

Читайте так же:  Авансовый договор на земельный участок образец

Налоговый учет

1. Прежде всего отметим, что в данной ситуации у организации нет обязанности представлять уточненные декларации по НДС.
В п. 1 ст. 81 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика подать уточненную декларацию в случае, если ошибки (искажения) привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Данная норма касается только случаев, когда налогоплательщик самостоятельно выявил ошибки и искажения при исчислении налогов и сборов.
Нормами НК РФ не предусмотрена обязанность по представлению уточненных деклараций по результатам налоговых проверок. На это также указывается в п. 3.1 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».
Кроме того, в последнем абзаце п. 2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected], прямо предусмотрено, что если по результатам налоговых проверок налоговым органом доначислен налог к уплате в бюджет либо уменьшена сумма налога, исчисленная налогоплательщиком к возмещению из бюджета, то представление налогоплательщиком уточненных деклараций в связи с указанным не требуется.
В абзаце 4 п. 1 письма МНС России от 12.09.2 000 N БГ-6-09/[email protected] «О порядке отражения в лицевых счетах налогоплательщиков доначисленных или уменьшенных сумм налогов, пеней и штрафов» указано, что пени на дополнительно начисленные в ходе проверки суммы налога и налоговые санкции по актам выездных проверок проводятся в лицевые счета налогоплательщика на основании решения налогового органа одновременно с доначисленными суммами налога по дате решения налогового органа по этому акту не позднее трех рабочих дней после получения документов из отделов камеральных проверок. То есть налоговые органы отражают доначисленные налоги на основании решения. Налоговые декларации для этого не нужны.
Таким образом, исходя из изложенного, в данной ситуации представления уточненной декларации по НДС не требуется.
2. Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Следовательно, при выявлении в ходе выездной налоговой проверки ошибок при исчислении налогов за прошедшие налоговые периоды, которые привели к неполной уплате налога, организации необходимо пересчитать налоговые базы и внести изменения в налоговые регистры (книги покупок и книги продаж). Это позволит привести в соответствие данные налогового учета организации с суммами исчисленных и уплаченных налогов.
По нашему мнению, говорить о возникновении ошибки и, как следствие, о возникновении обязанности по корректировке данных налогового учета в данной ситуации следует только после вступления в силу решения о привлечении к ответственности.
3. Начисленные по акту проверки пени и суммы штрафов не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Суммы НДС, доначисленные по акту проверки в данной ситуации, по нашему мнению, учесть в составе расходов в целях налогообложения не представляется возможным. Это обусловлено следующим.
По мнению Минфина России, возможность для учета налогов, начисленных по акту проверки, в составе расходов предусмотрена только для налогов, которые в соответствии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (например, налог на имущество, транспортный налог) (письмо Минфина России от 06.04.2015 N 03-03-06/1/19158).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном НК РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 11.03.2010 N 03-03-06/1/123, от 22.09.2006 N 03-04-11/178).
В свою очередь, согласно п. 19 ст. 270 НК РФ не учитываются при налогообложении расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ, а также сумм торгового сбора.
Исходя из этого, специалисты финансового и налогового ведомств не принимают суммы НДС в составе расходов при налогообложении прибыли.
В то же время существует судебная практика, поддерживающая налогоплательщиков, принявших НДС, уплаченный за счет собственных средств, в составе расходов.
Например, в постановлении АС Волго-Вятского округа от 07.05.2015 N Ф01-942/15 рассмотрена ситуация, при которой налогоплательщик учел в составе расходов в целях налогообложении прибыли суммы НДС, не предъявленные покупателю, а уплаченные налогоплательщиком за счет собственных средств. Судом разъясняется, что в этом случае п. 19 ст. 270 НК РФ неприменим, поскольку он распространяется только на суммы налога, предъявленные налогоплательщиком в соответствии с НК РФ покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Следовательно, в таком случае подлежит применению пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ об учете названных сумм налога в составе расходов.
Аналогичный вывод изложен судами в постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, АС Центрального округа от 20.09.2016 N Ф10-3052/16, решениях АС г. Москвы от 24.12.2015 по делу N А40-141199/2015 и от 08.12.2015 по делу N А40-141266/2015, ФАС Дальневосточного округа от 19.06.2014 N Ф03-2381/14.
На наш взгляд, если бы в рассматриваемом случае в ходе проверки был бы доначислен НДС, который следовало предъявить покупателю, но по каким-либо причинам не был предъявлен, при разрешении споров с налоговыми органами можно было ссылаться на аргументы, приведенные в вышеназванных судах. Однако в названных судебных решениях идет речь об НДС, исчисленном продавцом и не предъявленном покупателю.
В рассматриваемом случае НДС доначислен налоговым органом в связи с завышением налоговых вычетов.
Из буквального прочтения нормы пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ следует, что в целях налогообложения прибыли учитываются налоги, начисленные в установленном НК РФ порядке. Суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), подлежат вычету у покупателя в порядке, предусмотренном нормами главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость».
Порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) регламентирован ст. 170 НК РФ. При этом возможность учета в составе расходов, уменьшающих облагаемую налогом на прибыль базу, сумм НДС, доначисленных по акту проверки в связи с неправомерным вычетом, положениями ст. 170 НК РФ, а также иными нормами НК РФ не предусмотрена.
Представители Минфина России также разъясняют, что включение сумм НДС в расходы при исчислении налога на прибыль организаций в случае отсутствия права на налоговый вычет не предусмотрен (письмо от 28.12.2017 N 03-07-11/87948).
Аналогичный вывод следует из писем Минфина России от 14.02.2017 N 03-07-11/8245, от 24.01.2017 N 03-07-11/3094, от 03.08.2010 N 03-07-11/335.
Суды также считают, что неиспользование налогоплательщиком права на получение возмещения НДС в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, не является основанием для отнесения сумм НДС на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли (смотрите, например постановление ФАС Уральского округа от 21.06.2006 N Ф09-5207/05-С7).
Справедливости ради необходимо заметить, что существует судебное решение, в которым суд встал на сторону налогоплательщика и согласился, что суммы НДС, не принятые к вычету, можно учесть в составе расходов на основании того, что в п. 19 ст. 270 НК РФ речь идет об НДС, полученном от покупателей организацией — плательщиком НДС при реализации ею товаров, а не уплаченном поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) предприятием. Однако в этом случае речь шла о налогоплательщике, освобожденном от уплаты НДС (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.12.2006 N Ф04-7977/2006(28867-А27-34)).
Отметим, что обнаружить судебную практику по ситуации, аналогичной рассматриваемой, не удалось.
Поэтому считаем, что если организация решит учесть суммы НДС, начисленные по акту проверки (в случае, если решение о привлечении к ответственности не будет отменено), в составе расходов при налогообложении прибыли, не исключаем вероятность претензий со стороны налоговых органов.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Случаи отнесения сумм входящего НДС на затраты. Восстановление вычетов по НДС;
— Энциклопедия решений. Исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

22 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.