Плата за землю налог и арендная плата

Земельное Право

Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется в следующем порядке:

1) налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно;

2) налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;

3) налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований;

4) если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

а) 0,3% в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

б) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Момент возникновения обязанности по уплате земельного налога зависит от момента государственной регистрации права на земельный участок.

Кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не позднее 1 марта этого года.

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с ГК РФ по договору аренды обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора — во внесении платежей за пользование этим имуществом.

Земельный кодекс РФ относит арендную плату к существенным условиям договора аренды земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, определение размера арендной платы осуществляется по соглашению сторон в договоре аренды земельного участка. В отношении же земель, находящихся в публичной собственности (собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности), порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Гражданское законодательство устанавливает следующие формы арендной платы, которые применимы к земельным участкам:

1) определенные в твердой сумме платежи, вносимые периодически или единовременно (законным платежным средством в РФ является рубль);

2) установленная доля полученных в результате использования арендованного земельного участка продукции, плодов или доходов;

3) предоставление арендатором определенных услуг;

4) передача арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества;

6) смешанная форма арендной платы, которая может сочетать в себе как вышеуказанные формы арендной платы, так и иные формы оплаты аренды.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Арендная плата от разграниченных по уровням собственности земель, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды таких земельных участков в полном объеме поступают в доходы соответствующих бюджетов в зависимости от права собственности на земельные участки.

Земельный налог и оплата за аренду земли

Здравствуйте! Я являюсь членом автокооператива с 2011 г. В 2016 г. я вступил в права на свой гараж(бокс). Выписку из единого госреестра прав на недв.имущество как и заявление председателю а/кооператива не предоставил, объяснил ему устно о наличии у меня прав на гараж. Оплачивая налоги (в том числе и земельный налог, за гараж за 2016г.), обнаружил, что уже оплачивал казначею нашего а/кооператива за аренду земли, как член а/кооператива (за 2016г.). Скажите это одно и то же (плата за аренду земли и земельный налог- в законах, извините, как-то непонятно написано)?

Ответы юристов (5)

Скажите это одно и то же (плата за аренду земли и земельный налог- в законах, извините, как-то непонятно написано)?

Налог за недвижимое имущество оплачивает только собственник этого имущества. Если Вы являетесь собственником гаража (есть подтверждающие документы), то налог платить за гараж обязаны, но никак не обязаны платить арендную плату. Не можете же Вы арендовать гараж сами у себя. Что касается земельного участка под гаражом: если Вы не являетесь собственником этого участка, а арендуете его, то платить должны арендную плату. В условиях договора аренды возможна оговорка, что налог за землю платит арендатор. Если нет такого условия, значит, налог обязан платить арендодатель, а не Вы.

Уточнение клиента

Извините, но вторую половину Вашего ответа я не понял! Теперь мне нужно истребовать документы у председателя а/ кооператива и понять как составлен договор аренды? Я хочу знать-я оплатил дважы одно и то же, или это совсем разные вещи?

22 Ноября 2017, 05:48

Есть вопрос к юристу?

Уточнение клиента

Извините, но вторую половину Вашего ответа я не понял! Теперь мне нужно истребовать документы у председателя а/ кооператива и понять как составлен договор аренды? Я хочу знать-я оплатил дважы одно и то же, или это совсем разные вещи?

Если Вы арендатор участка, на котором стоит гараж, у Вас должен быть экземпляр договора аренды. Если нет его, потребуйте у председателя кооператива. Вы сами-то подписывали такой договор или нет?

Уточнение клиента

Договор на аренду земли должен быть у председателя. Я ни чего не подписывал. Значит я должен истребовать у председателя экземпляр договора по аренде земли? Но он же на весь а/кооператив! Подскажите мои последующие действия? Спасибо за терпимость при работе со мной.

22 Ноября 2017, 14:17

Олег, договор аренды может быть двусторонним и многосторонним. То есть, с одной стороны подписывает договор председатель кооператива, а с другой — все остальные. Если в нем нет Вашей подписи, значит, Вы не участник договора. И, тем не менее, если земля под гаражом не Ваша и Вы пользуетесь ею, то арендную плату должны платить в том размере, как и остальные, но никак не налог. Поскольку Вы договор не подписывали, его условия в части оплаты налога Вас не могут касаться. Налог должен платить арендодатель (председатель кооператива).

Уточнение клиента

Тогда почему налоговая инспекция берёт с меня земельный налог?

23 Ноября 2017, 00:42

Уточнение клиента

Тогда почему налоговая инспекция берёт с меня земельный налог?

Об этом надо спросить в налоговой инспекции. Вы не собственник земельного участка и потому никакого налога платить не должны. Если Вы платите налог, то не должны платить арендную плату. Одно исключает другое.

Уточнение клиента

Вот таперь как-то ближе. Я теперь должен у председателя а/к взять копию договора на аренду земли, квитанцию об оплате, за аренду земли (оплатил как член а/к) и предосавить в налоговую и там разобраться что и как. Правильно?

23 Ноября 2017, 01:23

Вот таперь как-то ближе. Я теперь должен у председателя а/к взять копию договора на аренду земли, квитанцию об оплате, за аренду земли (оплатил как член а/к) и предосавить в налоговую и там разобраться что и как. Правильно?

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Конспекты юриста

Плата за землю — земельный налог и арендная плата

ЗК РФ, Глава X. Плата за землю и оценка земли.

Использование земли в РФ является платным (земельный налог и арендная плата). Рыночная стоимость участка устанавливается в соответствии с ФЗ Об оценочной деятельности.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗКРФ, ФЗми, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость также может применяться для определения арендной платы за участок, находящийся в гос. или муниципальной собственности.

В случаях определения рыночной стоимости участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Земельный налог

Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты земельного налога осуществляется Налоговым кодексом РФ (НК РФ Глава 31. Земельный налог). Налоговая база определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на гос. кадастровый учет. Для налогоплательщиков – физ. лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими гос. кадастровый учет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физ. лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Законодательством предусмотрены льготы по взиманию платы за землю в форме земельного налога.

Налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков:

  • — отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях;
  • — занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • — предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков – не могут превышать 1,5 %.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования участка.

Читайте так же:  Налоговый вычет при покупке квартиры в ипотеку когда можно получить

От обложения земельным налогом освобождаются:

  • — организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России – в отношении участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • — организации – в отношении участков, занятых гос. автомобильными дорогами общего пользования;
  • — религиозные организации – в отношении принадлежащих им участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • — общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отношении участков, используемых ими для производства или реализации товаров; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей соц. защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • — организации народных художественных промыслов – в отношении участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • — физ. лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов – в отношении участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • — организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый участок.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды участка. Правовое регулирование арендной платы осуществляется в соответствии с ГК. Размер, условия, сроки уплаты арендной платы устанавливается договором аренды. Арендная плата устанавливается договорным путем, через достижение взаимного согласия сторон. Может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за арендуемое имущество.

Конкретные виды внесения арендной платы товарами, услугами или путем комбинированных выплат — в денежной и натуральной форме — определяются дополнительными соглашениями между сторонами. При отсутствии такого соглашения арендатор выплачивает арендную плату в денежной форме равными частями ежемесячно или ежеквартально.

При аренде земель, находящихся в гос. и муниципальной собственности, соответствующими органами исполнительной власти (Правительством РФ, органами гос власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) устанавливаются базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

Плата за землю (Ответы на вопросы)


Плата за землю
(Ответы на вопросы)

Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

1. Федеральный закон от 25.07.98 N 132-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”» полностью изменил порядок перечисления средств, поступающих от взимания платы за землю, в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Распространяется ли этот порядок на перечисление арендной платы за землю в соответствующие бюджеты?

Арендная плата за землю является одной из форм земельных платежей и взимается за земли, переданные в аренду.

В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России N 26 “Об утверждении инструкции о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей”, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.94 N ВГ-3-13/23 (с учетом изменений и дополнений), налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика по каждому виду налога и платежа в бюджет, в том числе по арендной плате за государственные и муниципальные земли, переданные в аренду. Основным документом для открытия лицевых счетов плательщиков арендной платы за землю является договор аренды, в котором должны быть указаны все данные для заполнения лицевого счета (площади земель, ставки, сроки внесения арендной платы, устанавливается ответственность арендатора за невнесение в срок арендной платы и т.д.). Согласно налоговому и бюджетному законодательству арендная плата за землю перечисляется как в бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так и в федеральный бюджет.

Приложением N 1 к Закону РФ от 11.10.91 N 1738-1″О плате за землю” предусмотрены конкретные доли средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, направляемых в федеральный бюджет.

Доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации как от земельного налога, так и от арендной платы за земли городов и поселков, установлена на 1998 год Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год”, в соответствии с которым 30 % средств, поступающих от платы за землю, должны перечисляться в федеральный бюджет для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв, ведения земельного кадастра, проведения мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования и 20 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации на аналогичные цели, 50 % остаются в местном бюджете.

Начиная с 1 августа 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 25.07.98 N 132-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”» внесение в доход бюджетов соответствующего уровня как земельного налога, так и арендной платы за землю производится самим плательщиком. За земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли сельскохозяйственных угодий в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями плательщик (как юридические, так и физические лица) направляет средства, поступающие от взимания земельного налога и арендной платы, на бюджетные счета Российской Федерации в Федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств — на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

Следует отметить, что постановление Правительства РФ от 24.07.95 N 749 “Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю”, в соответствии с которым перечисление платежей за землю (в том числе арендной платы) осуществлялось в вышестоящий бюджет органами местного самоуправления, отменено постановлением Правительства РФ от 19.10.98 N 1217 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 749 “Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю”», тем самым отменен прежний порядок перечисления финансовыми органами арендной платы в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет.

В связи с этим, плательщики как земельного налога, так и арендной платы сами должны перечислять причитающиеся платежи в соответствующие бюджеты.

2. Разъясните порядок исчисления земельного налога по товариществам собственников жилья как формы объединения домовладельцев для управления и эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, которые образуются в соответствии с Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ “О товариществах собственников жилья”.

В соответствии с Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ “О товариществах собственников жилья” товариществом собственников жилья является некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Кондоминиум — это единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей, находятся в собственности (частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности) граждан, юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев), а остальные части находятся в их общей долевой собственности.

Согласно части 5 ст. 8 Закона РФ “О плате за землю” налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) в границах городской черты, взимается в 1998 году со всей площади земельного участка в размере 3 % ставок земельного налога, установленных в городах, но не менее 6 копеек за квадратный метр. Эта норма при уплате земельного налога распространяется и на товарищества собственников жилья.

За земли, занятые в кондоминиуме другими зданиями и сооружениями, земельный налог начисляется по полным городским ставкам.

Домовладельцы (юридические лица и граждане), входящие в кондоминиум в соответствии со ст. 24 и 25 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ “О товариществах собственников жилья”, могут образовывать товарищества собственников жилья. При этом товарищество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации и имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты. Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется правлением товарищества, в обязанности которого входят контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов, составление годового бюджета товарищества, смет и отчетов (ст. 36 и 37 указанного выше Закона).

Таким образом, как юридическое лицо данное правление товарищества имеет возможность представлять расчеты земельного налога за всю площадь занятой кондоминиумом земли, осуществлять сбор необходимых денежных средств с членов товарищества пропорционально доли занимаемой ими площади с учетом земель общего или группового пользования, за исключением площадей, приходящихся на граждан и юридических лиц, кому предоставлены льготы по плате за землю в соответствии со ст. 12 Закона РФ “О плате за землю”.

Аналогичный порядок уплаты земельного налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами был разработан Госналогслужбой России, Минфином России и Роскомземом (письмо от 09-10.06.92 N ВГ-4-02/33, 9-02-13).

Следует иметь в виду, что в соответствии с абзацем вторым п. 26 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 «По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”» (с учетом изменений и дополнений N 2), с того момента, когда члены товариществ получат свидетельства на право собственности на землю под жильем (для граждан при одноэтажном строительстве), исчисление земельного налога может быть произведено налоговыми органами каждому из них. Юридические лица в кондоминиуме могут при этом продолжать уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке. За земли коллективного пользования земельный налог уплачивает правление товарищества за счет сбора средств у отдельных плательщиков.

3. Военнослужащий Государственной противопожарной службы, имеющий земельный участок с 1995 года, был освобожден от уплаты земельного налога, но в июле 1998 года налоговая инспекция вручила ему платежное извещение об уплате налога за 1997-1998 годы. Какие граждане относятся к военнослужащим, освобождаемым от уплаты земельного налога, на основании каких законодательных актов и с какого момента утрачивается льгота по уплате земельного налога военнослужащим противопожарной службы?

В соответствии с п. 18 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога полностью освобождаются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.

Читайте так же:  Детское пособие и мат капитал

Согласно Федеральному закону от 27.05.98 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.96 N 61-ФЗ “Об обороне” и Указом Президента Российской Федерации от 14.12.93 N 2140 “Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации” к категории военнослужащих относятся военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации, Пограничных войск Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации и Войск гражданской обороны Российской Федерации; военнослужащие системы федеральных органов государственной безопасности Президента Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; военнослужащие Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; военных строителей военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации; военнослужащие других министерств и ведомств.

Однако Указ Президента Российской Федерации от 10.03.97 N 197 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 620 “Об образовании пограничных войск Российской Федерации” и внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» исключил военнослужащих Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации из Указа Президента Российской Федерации от 14.12.93 N 2140 “Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации”.

В связи с этим начиная с 10 марта 1997 года, то есть с момента подписания Указа Президента Российской Федерации от 10.03.97 N 197, военнослужащие противопожарной службы утрачивают льготу по уплате земельного налога. Уплата налога должна производиться ими за период с 10 марта по 31 декабря 1997 года (297 дней) и за весь 1998 год.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии со ст. 13 и 14 Закона РФ “О плате за землю” органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы по уплате земельного налога в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, находящейся в их распоряжении.

В связи с этим военнослужащие противопожарной службы вправе обращаться в администрацию по месту нахождения их земельных участков с просьбой об освобождении от уплаты земельного налога.

4. Какими юридическими лицами уплата земельного налога производится централизованно?

В соответствии с п. 25 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 «По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”» (с изменениями и дополнениями) централизованно представляют расчеты госналогинспекциям отдельно по каждому административному району и уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления юридические лица, объекты обложения и линии коммуникаций которых проходят через указанные административные районы:

отделения железных дорог МПС России — за земли, занятые железнодорожными путями и полосами отчуждения, железнодорожными станциями, вокзалами;

органы, уполномоченные управлять автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации (департаменты, комитеты, дорожные фонды, автодоры и другие юридические лица, на балансе которых находятся указанные автомобильные дороги), — за земли, занятые этими автомобильными дорогами;

акционерные общества энергетики и электрификации Минтопэнерго России, на балансе которых находятся электрические сети напряжением 0,38 — 1150 кВ, — за земли, занятые под опорами указанных воздушных линий электропередач, и земли, занятые наземными сооружениями кабельных линий электропередач, подстанциями, переключительными, распределительными и секционирующими пунктами и другими сооружениями;

предприятия по транспортировке нефти и газа, нефтегазодобывающие объединения (управления) Минтопэнерго России, на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, — за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения;

государственные эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, — за земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения;

организации жилищно-коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд города, — за земли, обслуживающие эти строения.

5. Какую ставку земельного налога применять в 1998 году предприятию за земельные участки, расположенные в городе с численностью населения 150 тыс. человек в Северо-Кавказском экономическом районе (Черноморское побережье Краснодарского края). Учитывать ли при расчете земельного налога коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курорт-ных зонах и за счет статуса города?

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) налог за земли городов устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3), которые дифференцируются органами местного самоуправления городов по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

При определении базового норматива средней ставки во внимание принимаются показатели таблицы 1 (Приложение 2 к Закону).

В Приложении 2 предусмотрены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха (таблица 2), а также коэффициенты с учетом статуса города, развития социально-культурного потенциала для всех городов с населением свыше 100 тыс. человек, а также для городов и поселков, расположенных в пригородных зонах крупных городов с численностью населения свыше 500 тыс. человек (таблица 3).

В случае если к населенному пункту применены коэффициенты таблиц 2 и 3, средняя ставка налога умножается последовательно на каждый из этих коэффициентов.

При расчете ставки земельного налога по городу с численностью населения 150 тыс. человек, находящемуся на Черноморском побережье Краснодарского края, следует применить все три таблицы приложения 2 к Закону РФ “О плате за землю”, а именно таблицу 1 “Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в расчете на год”, таблицу 2 “Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах” и таблицу 3 “Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала”.

Таким образом ставка земельного налога составит:

1,6 руб./кв.м * 50 * 6 * 2,2 * ( 2 * 1,5 * 2) = 6336 руб./кв.м (с учетом деноминации — 6,34 руб./кв.м) где:

1,6 руб./кв.м — средняя ставка земельного налога в городе с численностью населения 150 тыс. человек (Приложение 2, таблица 1);

50 — коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в 1994 году;

6 — коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах Черноморского побережья Краснодарского края (Приложение 2, таблица 2);

2,2 — коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала (Приложение 2, таблица 3);

2 — коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1995 году (постановление Правительства РФ “Об индексации ставок земельного налога в 1995 году”);

1,5 — коэффициент увеличения ставок в 1996 году (постановление Правительства РФ “Об индексации ставок земельного налога в 1996 году”);

2 — коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1997 году (Федеральный закон от 26.02.97 N 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год”).

В 1998 году ставки земельного налога применяются на уровне прошлого года в связи с тем, что Федеральным законом от 28.10.98 N162-ФЗ “О ставках земельного налога в 1998 году” до 1 января 1999 года сохраняются размеры ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.

6. В соответствии со ст.15 Закона РФ “О плате за землю” основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Разъясните порядок взимания земельного налога по предприятиям, не имеющим до настоящего времени таких документов.

При решении поставленного вопроса следует руководствоваться прежде всего нормами ст. 1 и 17 Закона РФ “О плате за землю”, устанавливающих, что пользование землей в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.

В связи с этим все юридические лица и граждане, не освобожденные в соответствии со ст. 12 названного выше Закона от уплаты земельного налога, должны облагаться этим налогом за любую земельную площадь, предоставленную им в собственность, владение или пользование.

Налогоплательщикам следует руководствоваться и п. 11 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 «По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”» (с изменениями и дополнениями), предусматривающим, что впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

Начисление земельного налога может производиться на основании размеров площадей, согласованных землепользователями с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, а также на основании деклараций представленных самими плательщиками. При установлении размеров этих площадей используются ранее выданные документы, удостоверяющие право на земельный участок, решение соответствующих органов о предоставлении земель, материалы по обмеру земельных участ-ков, градостроительная документация, планово-картографические и другие материалы, имеющиеся в органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, БТИ, архивах, комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам и у самих плательщиков.

7. Следует ли относить общества охотников и рыболовов, охотничье-рыболовные хозяйства, являющиеся структурными подразделениями ассоциации “Росохотрыболовсоюз”, к специально уполномоченным государственным органам по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и освобождать от уплаты земельного налога за предоставленные им в пользование земельные участки?

Специально уполномоченные государственные органы охраны природы, которые в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливаются соответствующими постановлениями Правительства РФ. Эти постановления перечислены в подпункте 4 п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 «По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”» (с изменениями и дополнениями).

Так, постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 22.09.93 N 943 “О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды” установлено, что МПР России и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству.

Читайте так же:  Гражданский кодекс изъятие

Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 67 “О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания” установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и их территориальные органы.

Общества охотников и рыболовов, охотничье-рыболовные хозяйства и другие структурные подразделения ассоциации “Росохотрыболовсоюз” названными выше постановлениями Правительства РФ не отнесены к специально уполномоченным государственным органам охраны природы, поэтому подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях за земли, на пользование которыми выданы документы, удостоверяющие право пользования земельными участками (например, на дома охотников и рыболовов, егерские кордоны, иные остановочные пункты и подсобные помещения, дичефермы, питомники диких животных, рыбопитомники, инкубационные цехи, кинологические сооружения и питомники охотничьих собак, кормохранилища, подкормочные сооружения, кормовые поля, конюшни и конефермы, гаражи, склады и др.)

8. Действующим законодательством предприятия народных художественных промыслов освобождены от уплаты земельного налога. На основании каких документов такие предприятия имеют право на льготу по земельному налогу?

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога освобождаются предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования.

При определении данной категории льготников по плате за землю следует руководствоваться п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.94 N 1987 “О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов”, которым установлено, что:

к народным художественным промыслам относятся все виды производства художественных изделий утилитарного или декоративного назначения, основанные на преемственности, исторически сложившихся традициях народного декоративно-прикладного искусства;

к изделиям народных художественных промыслов относятся изделия признанного художественного достоинства, при изготовлении которых применяется ручной или механизированный творческий труд художников и мастеров, развиваются традиции народного искусства, сохраняются стилистические особенности данного промысла;

к предприятиям народных художественных промыслов относятся предприятия, в объеме промышленной продукции которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50 процентов.

Данные положения из указанных выше Закона и Указа Президента Российской Федерации включены в инструкцию Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 «По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”», в частности в изменения и дополнения N 1 к данной инструкции.

При рассмотрении вопроса о предоставлении льгот по земельному налогу предприятиям, занимающимся народными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования, следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минэкономики России и Госкомстата России по отнесению продукции к изделиям художественных промыслов, доведенными совместным письмом от 27.07.93 N МЮ-634/14-150, 10-6-1/247 до министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных комитетов и управлений статистики.

Рекомендации содержат Примерный перечень изделий, отнесенных к изделиям художественных промыслов, а также перечень изделий, которые по способу их изготовления не могут быть отнесены к изделиям художественных промыслов. Решение об отнесении продукции к изделиям художественных промыслов принимается художественно-экспертными советами по декоративно-прикладному искусству при органах исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

9. Для определения права на льготу по плате за землю просим разъяснить: кем и в каком порядке определяются земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур в научных организациях, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйствах научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля?

В документах, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком и служащих основанием для установления и взимания налога, выданных указанным учреждениям и организациям, содержатся данные о категории, целевом использовании земель и другие данные государственного учета земель (перечень документов приведен в Методических рекомендациях о порядке проведения документальной проверки юридических лиц по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога, направленных Госналогслужбой России в адрес налоговых органов письмом от 30.05.95 N ЮУ-6-02/302).

Определение земельных участков учреждений и организаций, освобождаемых от уплаты земельного налога только за земли, используемые для научных и научно-экспериментальных целей, производится на основании справки, составляемой районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству при запросе налоговых органов с участием заинтересованных землепользователей, в которой содержатся данные о целевом назначении земель, то есть земель, используемых учреждениями или организациями для научных и научно-экспериментальных целей в полном или частичном объеме.

Для указанных выше целей следует использовать также статистический отчет “О наличии и движении основных средств”, в III разделе которого отражается в суммовом выражении стоимость непроизводственных основных средств, используемых для обслуживания социально-бытовой сферы деятельности организации (жилищное хозяйство, организации образования, здравоохранения и т.п.), учитываемых как непроизводственные основные средства, который сопоставить с данными инвентарных карточек на предмет установления этих объектов и вывода их земельных площадей из общей площади земель научных организаций в целях нераспространения на них льгот по уплате земельного налога.

Кроме того, в соответствии с Положением о государственной аккредитации научных организаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.10.97 N 1291 “О государственной аккредитации научных организаций”, свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что объем этой деятельности составляет в среднем не менее 70 % общего объема выполненных работ за последние 3 года. В связи с этим свидетельство о государственной аккредитации будет являться документом, подтверждающим право на льготы по уплате земельного налога для научных организаций.

10. Пенсионер, участник Великой Отечественной войны, имею автомашину, которую содержу в автостояночном кооперативе. Согласно Закону РФ “О плате за землю” участники Великой Отечественной войны полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Налоговая инспекция отказалась снизить размер налога автостояночному кооперативу пропорционально числу его членов, имеющих льготу, как это производится в расчетах гаражно-строительных кооперативов. В результате я вынужден платить земельный налог. Правильно ли это?

В соответствии со ст. 1 и 15 Закона РФ “О плате за землю” собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Основанием для установления налога и арендной платы является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Документы, как правило, выдаются юридическому лицу за земли, выделенные во временное пользование или в аренду.

Поэтому за всю площадь земельных участков, занимаемую открытыми платными автостоянками, уплата земельного налога или арендной платы производится юридическим лицами — автостояночными кооперативами или централизованно их вышестоящими организациями по полным ставкам налога, установленным для городских земель.

Гражданам на землю, занимаемую их автомобилями на автостоянках, документ на право собственности, владения или пользования этой землей не выдается, и эта земля не может быть предметом купли-продажи.

Членам гаражно-строительных кооперативов в соответствующих случаях может быть выдан такой документ, и они могут являться самостоятельными плательщиками земельного налога как за земли, занятые их гаражами, так и за часть земель общего пользования этого гаражно-строительного кооператива.

В связи с этим установленный совместным письмом Минфина России, Роскомзема и Госналогслужбы России от 09 — 10.06.92 N 9-02-12, 5-10/1605, ВГ-4-02/33 порядок исчисления земельного налога гаражно-строительными, дачно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами не может быть применен к автостояночным кооперативам.

Учитывая, что земельный налог Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) отнесен к местным налогам, а Законом РФ “О плате за землю” органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм налога, остающихся в их распоряжении, в настоящее время рассматривать и решать вопрос о предоставлении льготы участникам Великой Отечественной войны за земельные участки, занимаемые их автомобилями на открытых автостоянках, можно на уровне субъекта Российской Федерации или местном уровне.

11. Имеет ли право Рубцовский эксплуатационно-технический узел связи, являющийся филиалом ОАО “Алтайтелеком”, воспользоваться льготой по уплате земельного налога, предусмотренной п. 12 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю”?

Согласно п. 12 ст.12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.

В данной статье законодатель предусмотрел освобождение от уплаты земельного налога не всех государственных предприятий связи, а только тех, которые обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющих деятельность в интересах обороны Российской Федерации.

Подробный перечень предприятий связи, освобожденных от уплаты земельного налога, был доведен до предприятий и организаций Минсвязи России письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 13.01.93 N 2, ВГ-6-02/18.

Рубцовский эксплуатационно-технический узел связи действует согласно положению о филиале ОАО “Алтайтелеком” и на основании его устава, в соответствии с которыми основным видом деятельности Рубцовского эксплуатационно-технического узла связи является удовлетворение потребностей населения, органов государственной власти и управления, других хозяйствующих субъектов и юридических лиц в услугах связи. В связи с этим к категории льготников это предприятие относиться не может.

Что касается государственных предприятий связи, осуществляющих деятельность в интересах обороны Российской Федерации, наряду с деятельностью, не связанной с интересами обороны, они освобождаются от уплаты земельного налога на земельные участки, специально отведенные для размещения технических средств связи, обеспечивающих эксплуатацию строений и сооружений, осуществляющих деятельность в интересах обороны. Если технические средства связи, используемые в интересах обороны Российской Федерации, расположены в специальных помещениях строений отдельно от других технических средств, сумма земельного налога за земельные участки, занятые этими строениями, и за земельные участки, обслуживающие эти строения, уменьшается пропорционально доле площади указанных помещений в общей площади строения.