Таможенные льготы при перемещении товаров для личного пользования

Предоставление льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товара физическими лицами в личных целях

Действующим в настоящее время Соглашением от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее — Соглашение) предусмотрена возможность предоставления льгот по уплате таможенных платежей, как для лиц, постоянно проживавших в иностранных государствах и переселяющихся на постоянное место жительства (далее — ПМЖ) в государство – член Таможенного союза так и в других случаях:

1. Предоставление освобождения от уплаты таможенных платежей при переселении на ПМЖ.

Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства — члена Таможенного союза на ПМЖ из иностранных государств, установлены пунктами 8 и 12 Приложения 3 к Соглашению.

В соответствии с правоположениями указанных пунктов лица, признанные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство — член Таможенного союза на ПМЖ, могут ввозить на таможенную территорию Таможенного союза и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей бывшие в употреблении товары для личного пользования независимо от таможенной стоимости и веса, при одновременном выполнении следующих условий:

-ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство — член Таможенного союза;

— товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на ПМЖ в государство — член Таможенного союза.

Документами, подтверждающими признание лица переселяющимся на ПМЖ в Российскую Федерацию для лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, являются следующие документы:

— подтверждающие, что лицо постоянно проживало в иностранном государстве не в связи с работой по контракту или срочному договору, имело постоянную регистрацию или учет по месту жительства в иностранном государстве, находилось на консульском учете в российском консульстве в иностранном государстве в качестве гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего в иностранном государстве;

— подтверждающие снятие с указанных выше видов регистрации или учета в связи с переселением на ПМЖ в Российскую Федерацию вместе с документами, подтверждающими получение постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации;

— удостоверение участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 № 637.

Документами, подтверждающими признание лица переселяющимся на ПМЖ в Российскую Федерацию для лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, являются следующие документы:

— вид на жительство в Российской Федерации;

— документы, подтверждающие выход из гражданства иностранного государства и приобретение гражданства Российской Федерации, вместе с документами, подтверждающими получение постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации;

— удостоверение участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 № 637;

— документы, подтверждающие выход из гражданства иностранного государства, снятие с регистрационного учета в иностранном государстве в связи с переселением на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации, получение регистрации по месту жительства в Российской Федерации (в том числе временной у родственников), документы подтверждающие подачу заявления о приобретении Российского гражданства.

2. Предоставление освобождения от уплаты таможенных платежей при возврате физических лиц на территорию Таможенного союза с временного проживания в иностранном государстве .

В соответствии с пунктом 5 Приложения 3 к Соглашению установлено, что товары для личного пользования, ввозимые физическими лицами государства — члена Таможенного союза, временно проживавшими за границей, в случае их нахождения на консульском учете в загранучреждении государства — члена Таможенного союза не менее 1 года при их возвращении в государство — член Таможенного союза могут ввозиться с освобождением от уплаты таможенных платежей при условии, что таможенная стоимость таких товаров не превышает суммы, эквивалентной 5000 евро, а также представления документов, выданных дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями государства — члена Таможенного союза за границей, подтверждающих факт нахождения на указанном учете и возвращения лица в государство — член Таможенного союза, в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена Таможенного союза.

3. Порядок предоставления льгот при получении наследства за пределами территории Таможенного союза.

Согласно пункту 6 приложения 3 Соглашения товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства — члена Таможенного союза в наследство за пределами таможенной территории Таможенного союза (признанные наследуемым имуществом), освобождаются от уплаты таможенных платежей при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство (признания наследуемым имуществом) в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена Таможенного союза.

4. Предоставление освобождения от уплаты таможенных платежей при обратном ввозе ранее вывезенных товаров.

Согласно пункту 7 Приложения 3 к Соглашению определено, что товары для личного пользования, ввозимые обратно в сопровождаемом и несопровождаемом багаже в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), после их вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных платежей при условии подтверждения их вывоза.

Законодательством государства — члена Таможенного союза может устанавливаться порядок подтверждения такого вывоза. В случае если лицо не может подтвердить вывоз таких товаров, они освобождаются от уплаты таможенных платежей при условии, что таможенная стоимость и общий вес ввозимых товаров (за исключением неделимых товаров) не превышают стоимостные и весовые (количественные) нормы, установленные пунктом 1 Приложения 3 к Соглашению, а именно:

— перемещаемые воздушным транспортом, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, и общий вес которых не превышает 50 кг.

— перемещаемые иными видами транспорта, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 кг.

В соответствии с правоположениями пункта 1 Приложения 5 к Соглашению, в случае превышения весовой нормы 50 килограммов и (или) стоимостной нормы 1500 евро в эквиваленте в отношении товаров для личного пользования (за исключением неделимых товаров), перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом, несопровождаемом багаже, в части такого превышения подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единой ставке в размере 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса.

5. Предоставление освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении товара, доставляемого перевозчиком и поступившего в адрес физического лица, не выезжавшего за пределы территории Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 11 приложения 3 к Соглашению освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется только в отношении товаров для личного пользования доставляемых перевозчиками в адрес физического лица, вес которых не превышает 31 кг., и сумму эквивалентную 1000 евро.

В соответствии с пунктом 6 Приложения 5 к Соглашению, в случае превышения весовой нормы 31 килограмм и (или) стоимостной нормы 1000 евро в эквиваленте в отношении товаров для личного пользования (за исключением неделимых товаров), доставляемых перевозчиком, в части такого превышения подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единой ставке в размере 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса.

Льготы по таможенному оформлению при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза

Государственное регулирование внешней торговли основывается на сочетании экономических (таможенно-тарифных и финансовых) и административных методов воздействия. Экономические методы характеризуются воздействием государства на деятельность хозяйствующих субъектов способами, с помощью которых участник самостоятельно оценивает результаты своей деятельности, видит их целесообразность и выгоду после подведения баланса расходов и полученных доходов. Реализация целей таможенной политики достигается в том числе использованием правовых стимулов для отдельных субъектов правоотношений, деятельность которых благоприятна для государства. В литературе отмечается, что важной частью таможенного регулирования является предоставление льгот и преференций в виде освобождения от пошлин, налогов и сборов; снижения ставок пошлин и возврата ранее уплаченных пошлин; тарифных преференций; льгот в области таможенного оформления и таможенного контроля и т.д. Особенно это становится актуальным на сегодняшнем этапе ускоренных интеграционных процессов в мировой экономике.

Упоминание таможенных льгот, равно как и таможенных упрощений, имеет место в действующем законодательстве, однако без раскрытия их содержания. Статья 324 Таможенного кодекса Таможенного союза (О Таможенном кодексе Таможенного союза: Договор от 27 ноября 2009 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (в ред. Протокола от 16.04.2010)) закрепляет таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров, которые выражаются в возможности ввоза и вывоза товаров, предназначенных для личного пользования, с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Применение специальных упрощений связано с присвоением участнику внешнеэкономической деятельности статуса уполномоченного экономического оператора (ст. 41 ТК ТС).

Таможенные льготы при проведении таможенного оформления обладают как общими для всех таможенных льгот признаками, так и рядом специфических черт, позволяющих объединить их в отдельную самостоятельную группу процедурных льгот. Во-первых, таможенные льготы, связанные с таможенным оформлением, являясь инструментом таможенной политики, направлены на формирование у получателя льгот общественно полезного поведения взамен на сокращение временных и финансовых издержек при таможенном оформлении. Во-вторых, предоставление ряда льгот по таможенному оформлению ставится в зависимость от добросовестности соискателя (например, таможенный орган отказывает лицу в выдаче разрешения на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случае неоднократного привлечения этого лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела). Одновременно считаем необходимым заметить, что ряд таможенных льгот по таможенному оформлению преследуют не экономические, но сугубо политические цели (например, таможенные льготы для дипломатических представительств (консульских учреждений) иностранных государств).
Таможенные льготы при таможенном оформлении вбирают в себя следующие составляющие:

Читайте так же:  Мировой суд района ясенево

1) специальные (таможенные) упрощения;

2) усеченный (льготный) порядок таможенного оформления;

3) освобождение от таможенного оформления.

Специальные таможенные упрощения являются самой крупной группой таможенных льгот по таможенному оформлению. Стоит отметить, что наиболее часто в таможенном законодательстве встречаются упрощения, направленные на девиацию процедуры таможенного декларирования. Применение тех или иных специальных упрощений при таможенном оформлении ставится законодателем в зависимость от определенных условий, при соблюдении которых у заинтересованного лица возникает право на применение специальных упрощений. Например, ст. 193 ТК ТС заложены правовые средства, позволяющие значительно упростить и ускорить таможенные процедуры посредством института предварительного декларирования, предоставляющего возможность заинтересованным лицам документально оформить товары до их фактического ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Применение других таможенных упрощений ставится в зависимость от дискреции таможенного органа. Например, ст. 200 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ)) предусматривает возможность применения такого таможенного упрощения, как осуществление временного хранения товаров на складе получателя.

Существуют также специальные упрощения, установленные международными договорами: например, применение процедуры МДП, карнета А.Т.А., таможенное оформление плодоовощной продукции Республики Молдова и Украины (О предоставлении льгот при таможенном оформлении плодоовощной продукции: Соглашение между таможенными службами Республики Молдова, Украины, Республики Беларусь и Российской Федерации от 21 мая 1998 г.).

Следует отдельно упомянуть о таком специальном упрощении, как первоочередной порядок совершения таможенных операций и помещения товаров под таможенную процедуру. Первоочередной порядок совершения операций концентрирует усилия таможенных органов на таможенном оформлении определенных видов товаров, задержка оформления которых может создать угрозу для жизни людей (в случае перемещения товаров для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций), либо негативно отразиться на товаре и причинить существенный ущерб для декларанта (при перемещении товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных), либо характер товаров требует их ускоренного таможенного оформления (экспресс-грузы, сообщения и материалы для средств массовой информации). Первоочередной порядок помещения товаров под таможенную процедуру не изменяет содержания таможенного оформления: товары подлежат таможенному декларированию по общим правилам наравне со всеми иными перемещаемыми товарами с учетом заявленной таможенной процедуры. Оптимизация таможенного оформления заключается только в совершении таможенными органами таможенных операций в отношении названных товаров вне какой-либо очередности, если таковая имеет место.
Некоторые специальные упрощения закреплены только национальном законодательством — Федеральным законом «О таможенном регулировании в РФ»: предварительное таможенное декларирование, подача неполной таможенной декларации, периодическое и временное периодическое таможенное декларирование регулируются Федеральным законом «О таможенном регулировании в РФ». Важность и необходимость применения предварительных и неполных таможенных деклараций отражена в стандартном правиле 3.13 Киотской конвенции. Периодическое декларирование, как отмечает Ю.Ф. Азаров, в государствах — торговых партнерах России является одной из наиболее широко применяемых процедур. Эта процедура является привлекательной как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов. Для участника внешнеэкономической деятельности процедура периодического декларирования товаров повышает возможность проведения всех необходимых таможенных формальностей для ускорения выпуска товаров, а также предоставляет возможность избежать излишних обременений для подачи повторяющихся документов. Это, в свою очередь, способствует снижению издержек, связанных с транспортировкой товаров и таможенным оформлением. Для таможенных органов данная процедура позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы и более гибко осуществлять контроль в отношении как представляемых документов, так и внешнеэкономических сделок. Такой подход ведет к более эффективным посттаможенным проверкам и возможностям улучшения таможенного администрирования.

Остается неясным, по каким причинам означенные национальные упрощения (предварительное таможенное декларирование, подача неполной таможенной декларации, периодическое и временное периодическое таможенное декларирование) не выведены на уровень Таможенного кодекса Таможенного союза, что препятствует единому таможенному регулированию в Таможенном союзе.

Как правило, специальными упрощениями при таможенном оформлении имеют право воспользоваться любые заинтересованные лица при соблюдении определенных нормативно закрепленных условий применения упрощений. Вместе с тем некоторым лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, специальные упрощения предоставляются ввиду их особого статуса. Так, обеспечение уплаты таможенных платежей является одним из базовых условий для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 217 ТК ТС при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, если в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор; товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

Необходимым представляется рассмотрение такого особого субъекта таможенных правоотношений, как уполномоченный экономический оператор, который аккумулирует большое количество специальных упрощений. Введение института уполномоченного экономического оператора является новеллой отечественного законодательства. Статья 85 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» определяет уполномоченного экономического оператора как юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из Российской Федерации, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов.

Концепция уполномоченных экономических операторов разработана в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организацией (WCO Safe Framework Standarts. June 2007.) и является базисом данных стандартов. Сущность вводимой Рамочными стандартами концепции уполномоченного экономического оператора сводится к государственно-частному партнерству (взаимодействию таможенных органов и бизнеса). Уполномоченный экономический оператор определяется как «лицо, участвующее в международном товарообороте в любом виде, признанное национальными таможенными органами соответствующим требованиям Всемирной таможенной организации либо аналогичным требованиям безопасности цепи поставок. Уполномоченными экономическими операторами также являются производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, логистические организации, посредники, морские порты, аэропорты, дистрибьюторы».

К.Л. Курочкин пишет, что уполномоченный экономический оператор в Таможенном союзе — определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов и которым (лицам) предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Важно отметить, что одним из условий присвоения статуса уполномоченного экономического оператора является предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную одному миллиону евро. Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предоставляется обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро. Вышеозначенные требования свидетельствуют о приведении таких категорий, как «доверие» или «добросовестность» участника внешнеэкономической деятельности, к единому финансовому знаменателю. Необоснованно высокая сумма обеспечения уплаты таможенных платежей фактически исключает доступ к статусу уполномоченного экономического оператора для малого и среднего бизнеса, доля которого в числе участников внешнеэкономической деятельности в развитых странах превышает 50% (Latin America leads the way in AEO implementation).

Любопытно отметить, что установление специальных упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии со ст. 68 Таможенного кодекса РФ 2003 г. вовсе не было связано с внесением соискателем обеспечения уплаты таможенных платежей. Единственным критерием предоставления специальных упрощенных процедур таможенного оформления являлась добросовестность соискателя — участника внешнеэкономической деятельности.

Таможенный кодекс Таможенного союза реализовал иную модель института уполномоченного экономического оператора, при которой государство предоставляет обладателю рассматриваемого статуса уполномоченного экономического оператора в обмен на «лояльность», гарантированную обеспечением уплаты платежей, целую группу специальных упрощений, как-то:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию;

4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, включая предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование.

Как видно, упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, более масштабны, нежели существовавшие ранее специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. Однако это не оправдывает установленного и, как представляется, необоснованно большого размера обеспечения уплаты таможенных платежей.

Зарубежная модель уполномоченного экономического оператора основана на партнерстве таможенной службы и участника внешнеэкономической деятельности. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли требуют максимально прозрачного ведения бизнеса, полного доступа (в том числе электронного в режиме реального времени) таможенной службы к коммерческой документации и финансовой отчетности уполномоченного экономического оператора. Взаимодействие с таможенными органами строится прежде всего на технологии электронного обмена сведениями. Государство же предоставляет лицу, получившему статус уполномоченного экономического оператора, привилегированное положение, устанавливая ряд таможенных льгот по сравнению с общим порядком таможенного оформления: сокращение числа передаваемых в таможенные органы сведений; сокращение объема проводимого фактического и документального контроля; приоритетное проведение контрольных мероприятий в случае проведения таможенными органами фактического контроля; право требовать отдельного места (территории) для проведения таких контрольных мероприятий и прочее.

По нашему мнению, введение института уполномоченного экономического оператора, безусловно, будет способствовать оптимизации движения товаропотоков. Необходимо предоставить доступ к получению статуса уполномоченного экономического оператора большему числу участников внешнеэкономической деятельности путем установления дифференцированного размера обеспечения уплаты таможенных платежей в зависимости от суммарной таможенной стоимости поставляемых товаров в год. Критерием предоставления статуса уполномоченного экономического оператора должна быть законодательно установленная минимальная величина уставного капитала соискателя, что позволит снизить риск получения статуса уполномоченного экономического оператора недобросовестными лицами. Еще одним критерием должно быть обязательное ведение соискателем всей бухгалтерской отчетности, учета перемещаемых товаров, контроля поставки в электронной форме посредством соответствующих программных средств и обеспечение таможенным органам круглосуточного доступа к данной информации. Приведенные меры, думается, будут способствовать снижению издержек и существенной оптимизации товарооборота для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, акцентируя усилия таможенных органов на осуществлении контрольных функций.

Читайте так же:  Фз об осаго вред здоровью

Другим видом таможенных льгот, закрепленных действующим законодательством, является льготный (усеченный) порядок таможенного оформления, который применяется в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами (глава 49 Таможенного кодекса Таможенного союза). Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, было упомянуто как льготное в Приказе ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» ( Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации: Приказ ГТК России от 24 ноября 2009 г. N 814) и Приказе ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации: Приказ ГТК России от 24.11.2009 N 815). В настоящее время правовое регулирование перемещения товаров для личного пользования осуществляется Соглашением от 18 июня 2010 г. между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском: Соглашение от 18 июня 2010 г. между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан). Для применения данного льготного порядка таможенного оформления необходимо одновременное соблюдение двух условий: товар перемещается физическим лицом; товар предназначен для личного пользования.

Если вопрос о получателе рассматриваемой льготы по таможенному оформлению (физическом лице) можно считать в достаточной степени ясным, то определение целевого назначения ввозимого товара крайне затруднительно. Статья 3 Соглашения от 18 июня 2010 г. устанавливает, что отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

— заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);

— характера и количества товаров;

— частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Как видно из приведенных законоположений, установление целевого назначения ввозимых товаров возлагается на таможенные органы и не имеет каких-либо четких критериев. Пункт 36 ч. 1 ст. 4 ТК ТС раскрывает понятие товаров «для личного пользования» как предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом. Раздел 2 ранее действовавших Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815, разъяснял порядок установления предназначения товаров. Так, при установлении предназначения товаров должностным лицом таможенного органа могут приниматься во внимание следующие факторы:

а) характер товаров: учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

б) количество товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

в) частота перемещения товаров. Периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как то, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное;

г) обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.;

д) отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи.

Несмотря на то что Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815 в настоящее время утратил силу, перечисленные критерии определения целевого назначения перемещаемых товаров продолжают служить ориентиром для определения целевого назначения товаров.

Кроме того, действующее законодательство не предоставляет права физическим лицам доказывать целевое назначение перемещаемых товаров в ходе таможенного оформления, оставляя в таком случае для бенефициаров таможенной льготы единственный выход: подтверждать целевое назначение товара при обжаловании действий (решений) должностных лиц таможенных органов. Полагаем, что ст. 3 Соглашения от 18 июня 2010 г. должна быть дополнена нормой, предоставляющей право физическим лицам, перемещающим товары через таможенную границу, доказывать целевое назначение перемещаемых товаров.

Существо льготного порядка таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, заключается в применении целого ряда правовых и процедурных исключений, что позволяет говорить о таможенном оформлении товаров для личного пользования как об особом, льготном порядке таможенного оформления, который в наибольшей степени сжат по времени и упрощен. Исходя из этого, мы именуем данный порядок таможенного оформления усеченным.

Еще одним видом таможенной льготы по таможенному оформлению является освобождение товаров от таможенного оформления. Существо данной таможенной льготы заключается в установлении исключения в принципе обязательности таможенного оформления в отношении определенных товаров, перемещаемых через таможенную границу государства. В этой связи нельзя считать таможенной льготой отсутствие таможенного оформления товаров, перемещаемых внутри таможенной территории Таможенного союза. Данная льгота существовала до объединения с 1 января 2010 г. таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в единую таможенную территорию Таможенного союза: от таможенного оформления были освобождены товары, происходящие с таможенной территории Республики Беларусь и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации (О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. N 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь»: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 г N 583 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 254, от 22.08.2000 N 619)). Представляется обоснованным тот факт, что действующее таможенное законодательство не предусматривает подобной льготы: невозможность проведения таможенного оформления исключает льготные товары из объектов воздействия таможенной политики и создает угрозу экономической безопасности государства.

Таможенные льготы при перемещении товаров для личного пользования

Бесплатно задать интересующий Вас вопрос адвокату Мерзликину можно введя и отправив свой вопрос в разделе Часто задаваемые вопросы , пройдя по ссылке здесь, или через Форму обратной связи в меню контакты.

Свой отзыв вы можете оправить мне на электронную почту, аналогично тому, как Задать вопрос. Вы также можете отметить понравившуюся страницу, нажав одну или несколько кнопок социальных сетей, где Вы зарегистрированны.

Полезные ссылки

Вы можете найти полезные для себя ссылки на сайты судов и различных государственных органов, а также на разные полезные правовые ресурсы перейдя в раздел сайта Ссылки .

Особенности перемещения товаров для личного пользования

В настоящее время основными нормативными правовыми документами, регламентирующими перемещение физическими лицами товаров для личного пользования через границу Таможенного союза, являются:

  • • гл. 49 ТК ТС;
  • • Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»;
  • • решение ЕЭК от 05.07.2010 № 51 «О договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза»;
  • • решения КТС от 18.06.2010 № 287 и 311;
  • • федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы, касающиеся порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования.

Таможенное регулирование в отношении перемещаемых товаров для личного пользования, определяется специфическим характером таких товаров. Основной принцип правового регулирования в данной сфере — установление льготного порядка перемещения для данной категории товаров. Льготы установлены:

  • • в отношении уплаты и исчисления таможенных платежей;
  • • в отношении порядка таможенного оформления;
  • • в отношении применения различных форм таможенного контроля;
  • • в отношении применения мер нетарифного регулирования, запретов и ограничений.

Характер и объем предоставляемых льгот зависят от способа перемещения товаров, количества перемещаемых товаров, иных обстоятельств.

Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях.

ТК ТС установлено, что к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования.

При перемещении товаров для личного пользования физическими лицами на автомобильных транспортных средствах для личного пользования или в поезде таможенные органы предоставляют этим лицам возможность совершать таможенные операции, не покидая такие транспортные средства, за исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

Физические лица имеют право перемещать товары для личного пользования без осуществления декларирования, за исключением случаев, когда такое декларирование является обязательным. Таможенное декларирования товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

Таможенному декларированию в письменной форме подлежат (рис. 8.1):

  • 1) товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
  • 2) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
  • 3) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стои-
Читайте так же:  Трунов экзамен на адвоката

Рис. 8.1. Товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, подлежащие обязательному письменному декларированию

мость или количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств — членов Таможенного союза;

  • 4) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств — членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;
  • 5) валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги или валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством или международным договором государств — членов Таможенного союза;
  • 6) культурные ценности;
  • 7) товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж (п. 2 ст. 355 ТК ТС).

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок се заполнения, подачи и регистрации определяются решением ЕЭК (действующие в настоящий момент утверждены решением КТС).

Перечень документов, которые предоставляются таможенному органу физическими лицами для производства таможенного оформления, значительно сокращен по сравнению с перечнем документов, необходимым для перемещения через таможенную границу товаров участниками ВЭД. Физическое лицо предоставляет следующие документы:

  • 1) документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетнего лица);
  • 2) документы, подтверждающие усыновление, опекунство или попечительство несовершеннолетнего лица;
  • 3) документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;
  • 4) транспортные (перевозочные) документы;
  • 5) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств — членов Таможенного союза;
  • 6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
  • 7) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;
  • 8) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования, и др. (п. 1 ст. 356 ТК ТС).

При таможенном декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в несопровождаемом багаже, дополнительно к уже перечисленным документам представляется экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской таможенной декларации, выданной физическому лицу при его следовании через таможенную границу.

При непредставлении такой пассажирской таможенной декларации по причине ее утраты или но иным причинам ввезенные в несопровождаемом багаже товары для личного пользования рассматриваются как ввезенные с превышением стоимостных, количественных и весовых норм ввоза товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, если физическое лицо не докажет обратное.

В местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора. Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом порядка таможенного оформления (без декларирования или с заполнением пассажирской декларации, «зеленого» или «красного») для совершения таможенных операций.

Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств — членов Таможенного союза, за исключением транспортных средств, с освобождением от уплаты таможенных платежей па период своего пребывания на этой территории. При этом иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. Передача права пользования или распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Физические лица государств — членов Таможенного союза вправе временно вывозить с таможенной территории Таможенного союза товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. По заявлению физического лица таможенный орган проводит идентификацию временно вывозимых товаров для личного пользования, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Таможенным законодательством предусмотрены случаи освобождения физических лиц от уплаты таможенных платежей при перемещении товаров для личного пользования. К таким случаям относятся в том числе:

  • 1) перемещение товаров в багаже в пределах весовых и стоимостных ограничений (50 кг, 1500 евро);
  • 2) перемещение товаров физическими лицами, гражданами государств — членов Таможенного союза, более года проживавшими за границей;
  • 3) товары полученные в порядке наследования за пределами Таможенного союза;
  • 4) товары, перемещаемые беженцами и вынужденными переселенцами (см. Соглашение от 18.06.2010).

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются (в тех случаях, когда такая уплата предусмотрена) физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа (при перемещении неделимых товаров), равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов. Единая станка таможенных пошлин, налогов устанавливается международным договором государств — членов Таможенного союза и составляет 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг.

Таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется в упрощенном порядке на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования.

В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов или сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы или сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.

Физическое лицо вправе доказать достоверность сведений, представленных для определения таможенной стоимости.

Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, детализировало ряд таможенных операций, предусмотренных гл. 49 ТК ТС. Объектом Соглашения является порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, включая транспортные средства, а также порядок совершения таможенных операций, связанных с их выпуском. Цель Соглашения сформулирована в его статьях. Основным мотивом подписания Соглашения являлось стремление сформировать правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС при безусловном соблюдении международных обязательств сторон.

  • • критерии отнесения товаров к товарам для личного пользования;
  • • стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей;
  • • случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования;
  • • применение таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования;
  • • нормы беспошлинного ввоза физическими лицами товаров и единые ставки таможенных пошлин, налогов в случае превышения указанных норм;
  • • перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования и вывоз которых в качестве таковых не предусмотрен (в частности, к таким товарам относятся природные алмазы; драгоценные камни и драгоценные металлы стоимостью более 25 тыс. долл. США; икра осетровых рыб весом более 250 г; топливо, перевозимое вне баков транспортного средства для личного пользования в количестве более 10 л; товары, подлежащие экспортному контролю, а также некоторые виды сложной техники);
  • • перечень товаров, ввоз/вывоз которых физическими лицами запрещен либо допускается с представлением соответствующих разрешительных документов (информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях, запрещенная к ввозу или вывозу с территории Таможенного союза; служебное и гражданское оружие; опасные отходы и ядовитые вещества; наркотические средства и психотропные вещества: специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; кровь, ее компоненты, ткани и органы человека; шифровальные и криптографические средства и т.п.).

Соглашением установлено, что к товарам для личного пользования не применяются меры нетарифного и технического регулирования. Статьи 7—11 Соглашения регламентируют операции, совершаемые с товарами для личного пользования, включая автотранспорт (таможенное декларирование, совершение таможенных операций в зависимости от вида отдельных таможенных процедур).

Исходя из п. 2 ст. 8 Соглашения, письменному декларированию не подлежат транспортные средства, зарегистрированные па территории РФ, Беларуси или Казахстана, временно ввозимые/вывозимые на территорию Таможенного союза. В соответствии с п. 2 ст. 10 выпуск товаров либо отказ в таком выпуске осуществляется незамедлительно после проведения таможенного контроля не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации в таможенном органе пассажирской таможенной декларации.

Статьи 12—16 Соглашения определяют порядок осуществления таможенных платежей. В приложениях 3 и 4 к Соглашению обозначен список перемещаемых через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых платежи не производятся, включая товары, бывшие в употреблении. В приложении 5 к Соглашению обозначен список товаров, перемещаемых через таможенную границу, в отношении которых уплачиваются таможенные пошлины и налоги. Момент выпуска и объем двигателя транспортных средств определяются в порядке, установленном в приложении 6 к Соглашению.

Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 8 ст. 14 Соглашения таможенные платежи за транспортные средства, которые могут быть заявлены в свободное обращение до истечения срока временного ввоза, подлежат уплате в размерах, соответствующих выпуску этих транспортных средств в свободное обращение с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза. При этом общая сумма таможенных платежей за транспортные средства, заявляемых в свободное обращение по истечении срока временного ввоза, не должна превышать сумму платежей, подлежащей уплате при досрочном выпуске этих транспортных средств в свободное обращение.