Новые требования Росстандарта по пожарной безопасности

Прокуратура Тульской области сообщила, что с 1 мая 2018 года в силу вступил новый стандарт по пожарной безопасности.

С помощью нового документа устанавливаются обновленные требования для проверок работоспособности противопожарных систем.

Из текста документа становится понятно, что за все нарушения, выявленные в результате проверок, становится ответственным владелец объекта. Теперь собственник обязан самостоятельно утверждать график проверок автономных и автоматических устройств для тушения пожара, всех систем оповещения, пожарной сигнализации, коммуникаций пожарных водопроводов и всего остального. Также, по мере необходимости эксперты обязаны делать внеплановые проверки.

Системы оповещения, управления эвакуацией, автоматизированной пожарной сигнализации должны анализироваться минимум 1 раз в квартал.

А системы автономных технических средств пожаротушения, противодымной защиты и внутренний водопровод теперь будут проверяться не реже, чем раз в полгода.

В случае выявленных нарушений собственник должен устранить недостатки, обратившись в организацию, занимающуюся ремонтом и обслуживанием вышеперечисленных систем на данном объекте.

Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

При обеспечении пожарной безопасности крайне важно обращаться в компанию с отличной репутацией и опытом, способную предложить:

  • услуги первичного обследования объекта защиты, проектирования, монтажа и введения в эксплуатацию систем пожаротушения, предупреждения о пожаре и эвакуации;
  • услуги разработки внутренних регламентирующих документов;
  • услуги гарантийного и постгарантийного обслуживания технических средств;
  • широкий ассортимент исключительно сертифицированного противопожарного оборудования.

Куда можно обратиться?

Обучение пожарно-техническому минимуму персонала может помочь избежать пожаров или снизить последствия в случае их возникновения.

Несоблюдение правил пожарной безопасности влечет за собой административную и даже — в случае гибели людей — уголовную ответственность.

Без пожарной декларации изделие не допускается к выходу на потребительский рынок и не сможет пройти таможенные процедуры.

План эвакуации при пожаре должен находиться на видном месте и быть четким и понятным.

Наличие и регулярная проверка огнетушителей, а также правильно оформленные планы эвакуации в случае пожара могут помочь избежать материального ущерба и человеческих жертв.

Сегодня высокотехнологичные системы пожаротушения способны обнаруживать очаги возгорания, предупреждать людей об опасности и автоматически начинать тушение.

Спецпредложения, акции и скидки помогут существенно сэкономить при покупке средств пожаротушения.

Современный рынок предлагает широкий выбор пожарного оборудования и специализированных средств, которые в экстренных ситуациях помогают справиться с огнем.

Вопросы пожарной безопасности не теряют своей актуальности для России в целом и для ее хозяйствующих субъектов в частности. Так, согласно официальной статистике МЧС, в январе-сентябре 2017 года на территории РФ было зафиксировано около 95 000 пожаров, материальный ущерб от которых составил более 11 миллиардов рублей. Во время пожаров погибло более 5 000 и было травмировано около 6 700 человек [1] . В связи с этой печальной статистикой государство с каждым годом ужесточает контроль и требования в сфере пожарной безопасности, относящиеся не только к зданиям и сооружениям, но также к производимой продукции и материалам.

Нарушение требований пожарной безопасности в части применения несертифицированной продукции может привести к трагическим последствиям, таким как пожар 5 декабря 2009 года в клубе «Хромая лошадь». Жертвами трагедии стали 156 человек — большинство погибли из-за отравления токсичными продуктами горения отделочных материалов.

Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности

Нормативная база в сфере обеспечения пожарной безопасности в РФ является довольно объемной и многоуровневой. Помимо федеральных законов, она включает в себя нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Базовым документом в данной сфере является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются общие принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы, полномочия органов государственной власти в данной области.

Следующим в иерархии стоит Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающий общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Закон также устанавливает порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в данной сфере, а также порядок аккредитации испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия.

Основным же законом, детально описывающим требования пожарной безопасности к различным объектам и видам продукции, является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в редакции от 29 июля 2017 года (далее — Закон № 123-ФЗ). Именно его мы будем подробно рассматривать в данной статье, так как данный документ является главным для производителей продукции и их законных представителей.

123-ФЗ: Альфа и Омега технического регулирования в области пожарной безопасности

Федеральный закон № 123-ФЗ по сути представляет собой технический регламент, применяемый к так называемым объектам защиты. Объект защиты — это любая продукция или имущество, к которым установлены требования по пожарной безопасности. Закон состоит из 8 разделов и приложения из 30 таблиц. Цель законодательного акта — обеспечение защиты имущества (государственного, муниципального и частного), а также самих жителей РФ от пожаров и их последствий. Действие регламента распространяется на объекты защиты, в том числе на здания и сооружения, а также на пожарно-техническую и иную продукцию. Положения документа должны использоваться не только при проектировании, но также при эксплуатации объектов защиты и при разработке технической документации.

Каждый раздел Закона по сути представляет собой технические требования пожарной безопасности по отношению к различным объектам защиты. Раздел 2, например, касается поселений и городских округов, Раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, Раздел 4 — производственным объектам, Раздел 5 — пожарной технике, Раздел 6 — продукции общего назначения.

Для производителей особенно важным является Раздел 7, в котором устанавливаются принципы и правила оценки соответствия объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ, требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию ни одно здание или выпустить на рынок тот или иной товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие настоящего Федерального закона. По отношению к любой другой продукции, не включенной в перечни Закона № 123-ФЗ, оценка может проводиться добровольно для подтверждения пожаростойких качеств — наличие сертификата соответствия может стать весомым аргументом для покупателей данных изделий.

Оценка соответствия может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации — аудит, испытания или экспертиза, приемка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль и др. Законом установлены несколько схем сертификации, разделенных на категории. Первая категория применяется к серийно выпускаемой продукции (7 схем), вторая — к ограниченным партиям продукции (3 схемы).

При обозначении схем используются буквы С (сертификация) и Д (декларирование). Декларация пожарной безопасности составляется и подается для регистрации в аккредитованный орган по сертификации собственником продукции или помещения, в ней указываются меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем (собственные доказательства). Пожарный сертификат оформляется аккредитованным органом по сертификации.

Приведем краткую характеристику схем, применяемых к серийно выпускаемой продукции:

  • 1д — декларация соответствия проводится на основе собственных доказательств заявителя.
  • 2д — собственные доказательства и испытания в аккредитованной лаборатории.
  • 3д — собственные доказательства, лабораторные испытания и сертификация системы качества на производстве.
  • 2с — сертификация на основе анализа состояния производства и лабораторные испытания.
  • 3с — лабораторные испытания и инспекционный контроль.
  • 4с — анализ состояния производства, лабораторные испытания, инспекционный контроль.
  • 5с — лабораторные испытания, сертификация системы качества на производстве, инспекционный контроль.

Например, схемы 2д, 3д и 5д, согласно статье 146 Закона № 123-ФЗ, применяются по выбору продавца или производителя к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Декларирование особенно актуально для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация, в отличие от сертификата, может быть получена даже за 1 день.

В то же время для огнетушителей, средств индивидуальной защиты при пожаре, средств пожарной автоматики, оборудования и изделия для спасения людей и др. применяются схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с на выбор производителя или продавца. Схема 3с применяется только для получения нового сертификата взамен старого на ранее сертифицированную продукцию. Сертификация проводится только аккредитованными органами. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение в 30 дней.

Кто отвечает за исполнение требований технического регламента о пожарной безопасности: а судьи кто?

Надзор за выполнением установленных требований по пожарной безопасности государственных органов, организаций и частных лиц осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ). Ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, однако с 1 ноября 2011 года данную функцию осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). При этом нужно учитывать, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции вся ответственность за безопасность лежит на производителе. Росаккредитация также осуществляет регулярный инспекционный контроль органов по сертификации и лабораторий, ведет и публикует реестр данных организаций.

Ответственность за неисполнение требований 123-ФЗ

В главе 7 Федерального закона № 184-ФЗ обозначено, что ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов несет не только ее изготовитель, но также продавец. Если в результате нарушения требований был причинен вред физическим или юридическим лицам, то изготовитель или продавец обязаны возместить ущерб. Административная ответственность детализирована в КоАП РФ.

Если в техническую документацию на продукцию не включена обязательная информация о показателях пожароопасности, должностные лица могут подвергнуться штрафу от 15 000 до 20 000 рублей, а юридические лица — от 90 000 до 100 000 рублей.

В общих случаях при нарушении требований пожарной безопасности в статье 20.4 КоАП РФ установлены размеры штрафов: от 150 000 до 200 000 рублей — для юрлиц, от 6 000 до 15 000 рублей — для должностных лиц. Если в результате нарушения возник пожар и был нанесен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, повреждено чужое имущество, штраф для должностных лиц составит 40 000–50 000 рублей, для юридических лиц — 350 000–400 000 рублей. Если результатом пожара стал тяжелый вред здоровью или смерть человека, юридическое лицо подвергается штрафу в размере 600 000–1 000 000 рублей. Но наиболее часто применяемая мера — приостановление деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

Читайте так же:  Транспортный налог кострома для пенсионеров

В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. В частности, дознаватели ГПС имеют право открывать и расследовать уголовные дела, попадающие под действие данной статьи, в случае если был причинен тяжкий вред здоровью человека. Нарушение правил, повлекшее смерть человека, наказывается принудительными работами либо лишением свободы на срок до 5 лет с запретом на занятие определенными видами деятельности. В случае смерти двух и более лиц срок лишения свободы может достигнуть 7 лет.

Итак, независимо от того, какую схему подтверждения соответствия вы выбрали, следует обратиться за помощью в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности. Эксперты органа сертификации помогут не только правильно выбрать схему подтверждения соответствия, но и получить документ в кратчайшие сроки.

Где приобрести сертифицированную продукцию для обеспечения пожаробезопасности?

Как не ошибиться в выборе торговой организации и производителя, если вы не специалист в обеспечении противопожарной безопасности? Рассказывает Павел Иосифович Пасюков, генеральный директор ООО «Магазин 01»:

«Приобретение пожарного оборудования может оказаться срочным делом, так как законодательство часто меняется, ответственность за его нарушение растет, а на рынке представлены отнюдь не только сертифицированные товары. Суета может усугубить ситуацию, поэтому разумнее всего прибегнуть к помощи экспертов.

Торговая сеть пожарного оборудования «Магазин 01» была создана в 2003 году и сегодня предлагает уже более 3500 наименований сертифицированной продукции противопожарного назначения. К вашим услугам 10 розничных магазинов в Москве и Московской области. Вы также можете приобрести товары непосредственно со склада и воспользоваться услугами технического обслуживания или перезарядки огнетушителей (на что требуется разрешение МЧС РФ). Наши специалисты тщательно отбирают и продукцию, и поставщиков. Также мы предлагаем изделия собственного производства. Консультацию по обеспечению пожарной безопасности вы можете получить как по телефону, так и с выездом нашего сотрудника к вам на объект. Производится доставка и монтаж приобретенной продукции. У нас есть дисконтный отдел, проводятся акции, так что вы всегда сможете приобрести необходимые товары на выгодных условиях».

Пожарная безопасность 2018

Предупреждение пожаров и борьба с ними – это задача общегосударственного уровня. В частности, это касается и соблюдения правил пожарной безопасности в организациях и на производстве. Какие нормативные акты регулируют эту сферу и о серьезных изменениях, произошедших в 2017 и 2018 годах, расскажем в статье.

Читайте в нашей статье:

О пожарной безопасности

Рассмотрим, что подразумевают под термином «пожарная безопасность на предприятии». Это состояние защищенности человека, его имущества, страны и общества в целом от пожаров.

Такое определение актуально для любого предприятия. Там, где кипит напряженная работа, сосредоточено много людей и оборудования, всегда присутствует вероятность возникновения пожара.

Скачайте документы из статьи:

Всё необходимое – в подготовленном экспертами Справочнике по пожарной безопасности>>>

Опасность пожара и типы противодействия

Об опасности пожара для жизни и здоровья знает каждый. Самые очевидные из факторов поражения:

  • пламя и искры, поток тепла, резкое повышение температуры окружающей среды;
  • высокая концентрация ядовитых продуктов горения, термического разложения в воздухе;
  • снижение концентрации кислорода;
  • отсутствие видимости в дыму.

Сопутствующие проявления пожара не менее опасны:

  • последствия разрушений, вызванных огнем: осколки, обломки построек и механизмов;
  • выброс в окружающую среду радиоактивных или токсичных веществ из разрушенных установок и резервуаров;
  • перемещение высокого напряжения на токопроводящие узлы технологических установок;
  • вероятность взрыва;
  • негативное воздействие средств огнетушения.

Нормы пожарной безопасности 2018

Для регулирования данной сферы было выпущено несколько нормативных документов. В первую очередь речь идет о федеральных законах и постановлениях Правительства РФ.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации

  • Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
  • Постановление Правительстваот 31.03.2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»;
  • Постановление Правительства от 12.04.2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожнадзоре»;
  • Постановление Правительства от 20.06.2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе. »;
  • Постановление Правительства от 07.04.2009 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям. »;
  • Постановление Правительства от 30.12.2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения ПБ зданий и сооружений»;
  • Постановление Правительства от 31.01.2012 г. № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры».

Также мы рекомендуем ознакомиться с многочисленными приказами МЧС в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пожаров (приказы №323, №358, №645 и др.).

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

ГОСТ по пожарной безопасности на предприятии

Помимо вышеперечисленных нормативных актов, необходимо ознакомиться и с ГОСТ 12.1.004-91 по ПБ. Введенный еще в СССР, этот стандарт с изменениями, принятыми в 1993 году, остается действительным до сих пор.

При строительстве значение будет иметь другой документ – СНИП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Новые документы по пожарной безопасности в 2018 году

В 2018 году вступают в силу 4 новых документа:

  • Приказ МЧС России от 30.10.2017 № 478 «Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг. «;
  • Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 № 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре»;
  • Федеральный закон от 29.07.2017 № 244-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Технический регламент о требованиях ПБ»».

Правила пожарной безопасности на предприятии

Обеспечение противопожарной безопасности на предприятии – это целый комплекс мер, которые прописаны в нормативных актах (перечисленных выше). Здесь мы изложим основные принципы, на которых должна строиться ПБ в организации.

  • здания, помещения и оборудование должны эксплуатироваться в строгом соответствии с технической документацией и требованиями государственного пожнадзора;
  • знаки ПБ, средства пожаротушения и индивидуальной защиты должны присутствовать в достаточном количестве и в установленных законом местах;
  • ответственность за ПБ предприятия в целом возлагается на его руководителя, а также на назначенных им ответственных лиц;
  • всем сотрудникам необходимо обеспечить условия, в которых они смогут в полной мере соблюдать правила противопожарного режима;
  • все сотрудники, включая руководителя, должны регулярно проходить инструктажи, обучение и проверку знаний по ПБ.

Пожароопасные работы

Перейдем от общего к частному. На разных предприятиях существует перечень пожароопасных работ, в процессе выполнения которых присутствует вероятность возгорания. В их число входят:

  • окрасочные работы;
  • работы с клеем, мастикой, битумом, полимерными и прочими горючими материалами;
  • огневые работы;
  • газосварочные и электросварочные работы;
  • резка металла;
  • паяльные работы.

В рамках выполнения требований ПБ исполнители, руководители, ответственные лица должны обеспечить соблюдение особой осторожности, режима хранения пожароопасных материалов и оборудования, регулярно проверять исправность инструмента, соблюдать установленные правила.

Категорирование помещений и табличка категории помещения по пожарной безопасности

Другой пример реализации правил противопожарной безопасности на предприятии – это обязательное категорирование помещений. Его смысл в том, что каждое помещение должно быть помечено табличкой с категорией его пожароопасности. Категории с их характеристиками мы разместили ниже.

Основные характеристики и свойства газов, жидкостей, материалов, используемых или находящихся в помещении

«А» – повышенная взрывопожароопасность

Газы, относящиеся к горючим, и ЛВЖ (легковоспламеняющиеся жидкости), которые воспламеняются с температурой вспышки до 28 градусов. При этом образуется опасная смесь, взрывающаяся при воспламенении с давлением на выходе более 5 кПа.

  • Склады, на которых хранят ГСМ, бензин и подобные вещества
  • Станции для хранения ЛВЖ
  • Станции для хранения или производства водорода или ацетилена
  • Стационарные аккумуляторные установки, использующие щелочь и кислоту

«Б» — помещения, относящиеся к взрывопожароопасным

Горючие волокна или пыли, ЛВЖ, температура вспышки которых более 28 градусов, другие горючие жидкости, которые могут образовать опасную смесь, взрывающуюся при воспламенении с давлением на выходе более 5 кПа.

  • Цеха по изготовлению угольной пыли, древесной муки и подобных веществ
  • Помещения, где осуществляется окраска с использованием лакокрасочных материалов, температура вспышки которых более 28 градусов
  • Станции для хранения или производства дизельного топлива
  • Мазутные электростанции и котельные

«В1-В4» – помещения, относящиеся к пожароопасным

Трудногорючие и горючие жидкости, твердые вещества, а также материалы (включая волокна, пыль), обычные вещества и материалы, которые при смешивании в естественных условиях только горят, при условии, что рассматриваемое помещение не относится к описанным выше категориям «А» или «Б».

  • Хранилища и склады угля или торфа
  • Деревообрабатывающие мастерские, лесопильные, столярные цеха
  • Автомастерские, гаражи, станции техобслуживания
  • Заводы по производству битума, асфальта, битумосодержащих материалов
  • Трансформаторные подстанции
  • Склады, хранилища масляных ЛКМ

«Г» — умеренная пожароопасность

Различные вещества, относящиеся к негорючим, а также находящиеся в раскаленном, горячем или расплавленном состоянии, необходимом по условиям применяемых технологических процессов. При этом обработка или производство конечного продукта связано со сжиганием или утилизацией твердых веществ или жидкостей, а также газов, используемых как топливо.

  • Цеха горячего проката и штамповки различных металлов
  • Производства кирпича, цемента и подобных материалов с использованием технологии обжига
  • Литейные, сварочные, кузнечные, плавильные промышленные цеха
  • Предприятия по ремонту и восстановлению двигателей и подобного оборудования

«Д» – пониженная пожароопасность

Различные вещества, материалы, которые относятся к негорючим и находятся в процессе переработки или хранения в холодном состоянии.

  • Цеха холодного проката металла
  • Различные станции, использующие насосное оборудование (компрессорные, оросительные, воздуходувные)
  • Цеха пищевой промышленности, занимающиеся переработкой молока, мяса или рыбы

Пожарный расчет на предприятии (образец)

Наряду с прочим правила ПБ требуют развертывания пожарного расчета на предприятии. Это стенд для размещения плакатов и другой информации о ПБ: планы эвакуации, законодательные акты, внутренние распоряжения, графическое изображение действий при обнаружении пожара и при оказании первой помощи, перечень и контакты ответственных. Параметры стенда и его содержание регулируются отраслевыми нормативными актами.

Читайте так же:  Административная ответственность наступает скольки лет

Образцы пожарного расчета:

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Изменения в правилах противопожарного режима, произошедшие в 2017 году

Очередные изменения в пожарной безопасности в 2017 году затронули в первую очередь основной для нас документ – Постановление Правительства № 390 «О противопожарном режиме».

С 1 марта 2017 года вступила в силу редакция № 7 Постановления № 390.

Изменения затронули предприятия, территория которых прилегает к лесу. Теперь они обязаны обеспечивать ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделить лес специальной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным огнеупорным барьером.

Задайте свой вопрос экспертам Системы «Охрана Труда»

С 26 сентября 2017 года произошли основные изменения. Вступила в силу редакция № 8 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. Всего внесено 146 изменений. Мы приведем здесь основные:

Работодатель должен утверждать инструкции о мерах пожарной безопасности в отношении каждого объекта защиты, который находится в его пользовании на любом законном основании. Но если раньше это касалось только пожаровзрывоопасных и пожароопасных помещений категории В1 производственного и складского назначения, то сейчас к ним прибавили и помещения категории А и Б.

Отменена обязанность работодателя создавать пожарно-техническую комиссию по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек.

Работодатель теперь обязан обеспечить наличие планов эвакуации людей при пожаре не только на объектах с рабочими местами на этаже для 10 и более человек, но и в здании или сооружении, в котором может одновременно находиться 50 и более человек.

С работодателя сняли обязанность организовывать круглосуточное дежурство обслуживающего персонала на производственных и складских объектах и объектах с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану.

На объекте защиты с ночным пребыванием людей необходимо обеспечить наличие инструкции на случай возникновения пожара, телефонной связи, электрических фонарей, а также СИЗ органов дыхания и зрения – не менее 1 средства на каждого дежурного.

Введена обязанность не только проводить проверку состояния огнезащитной обработки для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений в соответствии с инструкцией изготовителя, но и составить акт (протокол) проверки.

Когда гарантированный срок огнезащитной эффективности завода-изготовителя заканчивается, руководитель компании обязан провести повторную обработку конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.

Добавлена обязанность руководства организации обеспечить не только содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах зданий и сооружений в исправном состоянии, но и их очистку от снега и наледи в зимнее время.

Руководитель предприятия должен обеспечивать исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей.

Транспаранты и баннеры на фасаде здания предприятия должны быть выполнены из негорючих или трудногорючих материалов. Кроме этого, они не должны ограничивать проветривание лестничных клеток и других проемов в фасадах зданий и сооружений от дыма и продуктов горения при пожаре.

Запрещено использование несертифицированных аппаратов защиты электрических цепей.

Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

Если сейчас руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения и проводит проверку их работоспособности не реже 2 раз в год, то с осени 2017 года необходимо еще и проведение своевременного обслуживания и ремонта данного оборудования.

Ранее работодатель обеспечивал исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и не реже 1 раза в квартал поверял их работоспособность с оформлением соответствующего акта проверки. С сентября 2017 г. частота проверки изменилась: она должна соответствовать срокам, указанным в инструкциях на технические средства завода-изготовителя, национальным или международным стандартам.

Предприятие должно быть обеспечено огнетушителями по нормам, указанным не только в приложениях № 1 и 2, но и в пунктах 468 и 474 настоящих Правил.

  • Работы, связанные с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, если их выполняют в помещениях, нужно проводить в вытяжных шкафах или под вытяжными зонтами при включенной местной вытяжной вентиляции.
  • Легковоспламеняющиеся жидкости на предприятии с температурой кипения ниже 50 °C нужно хранить в емкости из темного стекла в холодильнике.
  • Запрещено оставлять на рабочих местах тару с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями после их разлива в рабочую емкость. На рабочем месте легковоспламеняющиеся и горючие жидкости должны находиться только в количествах, которое необходимо для выполнения работы.
  • После работы неиспользованные и отработанные легковоспламеняющиеся и горючие жидкости нужно убирать в помещения, предназначенные для их хранения. Сливать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в канализацию запрещено!

Руководитель организации после очистки вытяжных устройств – шкафов, окрасочных, сушильных камер, аппаратов и трубопроводов – от пожароопасных отложений, должен оформить акт.

Этот пункт дополнен новыми обязанностями для работников электростанций.

  • Если на теплоизоляцию горячих поверхностей попадет масло, необходимо немедленно очистить ее горячей водой или паром, а если эти меры не помогли, заменить участок теплоизоляции.
  • Поддоны под маслонаполненным оборудованием для сбора возможных протечек масла должны находиться в исправном состоянии. Ответственные сотрудники обязаны проверять во время ремонта проходимость трубопроводов организованного отвода масла в сборный бак. Запрещается для сбора протечек масла из уплотнений и сальников на оборудовании укладывать тряпки и ветошь, а также использовать временные лотки и противни.

Дополнение касается сотрудников кабельных сооружений.

При обнаружении отслоения, вздутия, сколов, растрескивания на огнезащитных кабельных покрытиях и кабельных проходках необходимо незамедлительно принять меры по их ремонту и восстановлению.

С сентября 2017 года в помещениях складов запрещено применять дежурное освещение, использовать газовые плиты и электронагревательные приборы.

А вот запрет на установление штепсельных розеток в помещении складов отменен.

Отдельные блок-контейнеры, которые используют в качестве административно-бытовых помещений, допускается располагать и одноэтажными группами. Обязанность соблюдать расстояние от этих групп до других объектов не менее 15 метров отменена.

При проведении огневых работ необходимо оснастить место проведения огневых работ только огнетушителем. Ранее требовалось обеспечить наличие еще и других первичных средств пожаротушения.

Серьезные изменения произошли в разделе XVII «Автозаправочные станции».

Теперь обеспечение заправочных островков огнетушителями будет зависеть от климатических условий эксплуатации.

  • Островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий 4 топливораздаточные колонки, нужно оснастить не менее чем 2 огнетушителями, либо одним покрывалом и 1 огнетушителем. А заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями, либо 2 покрывалами и 2 огнетушителями.
  • Заправочный островок для грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники должен быть оснащен не менее чем 2 передвижными огнетушителями, либо 4 покрывалами и 1 огнетушителем.
  • Площадку для автоцистерн нужно оснастить не менее чем 2 передвижными огнетушителями, либо 1 покрывалом и 1 огнетушителем.

Работодатель должен делать выбор типа огнетушителей и расчет необходимого их количества на объекте, исходя из категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара.

Пункт, о том, что в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже необходимо разместить не менее 2 огнетушителей, дополнен новыми требованиями. Нормы по защите считаются выполненными, если работодатель использовал огнетушители более высокого ранга, но только если расстояние до огнетушителя от возможного очага возгорания не превышает норм, установленных пунктом 474.

Работодатель должен учесть, что здания и сооружения производственного и складского назначения необходимо дополнительно оснастить передвижными огнетушителями.

У въездов на территорию строительных площадок нужно вывешивать схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.

Претерпели изменения и приложения к Правилам № 390.

Приложение № 1 изменило свое название. Теперь это «Нормы обеспечения огнетушителями объектов защиты в зависимости от их категорий по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара».

В примечании к Приложению №1 сказано, что в помещениях, в которых находятся разные виды горючего материала, и возможно возникновение различных классов пожара, нужно использовать универсальные по области применения огнетушители.

Также работодателю разрешается использовать иные средства пожаротушения, обеспечивающие тушение соответствующего класса пожара, в том числе генераторы огнетушащего аэрозоля переносные.

Приложение № 2 «Оснащения помещений передвижными огнетушителями» полностью изменилось.

Приложение № 3, 5 и 7 остались без изменений.

  • В таблицу пункта 4 добавили информацию о том, кто провел инструктаж о мерах ПБ. В графе должна стоять подпись руководителя работ.
  • В пункт 7 добавили информацию о том, кто выдал и кто получил наряд-допуск, с кем согласованы работы.
  • В пункте 8 теперь необходимо указывать, кто подготовил место проведения работ.
  • Добавлен пункт 9 «Ежедневный допуск к работе и время ее окончания».

Из Приложения № 5 «Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем» удалены огнетушители.

Изменения штрафов за нарушение требований пожарной безопасности

1. Выросли штрафы за повторное невыполнение предписаний МЧС (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ). Сам состав не изменили.

  • Увеличили штраф. Раньше предпринимателей штрафовали как должностных лиц (прим. к ст. 2.4 КоАП РФ). Штраф составлял от 15 000 до 20 000 руб. Сейчас штраф – от 40 000 до 50 000 руб.
  • Добавили вид наказания – административное приостановление деятельности до 90 суток.

Для организаций добавили альтернативу штрафу: приостановление деятельности до 90 суток.

2. Увеличили штраф за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Теперь для граждан максимальный штраф – 3000 руб., а был 1500 руб.

Предпринимателей раньше штрафовали как должностных лиц (прим. к ст. 2.4 КоАП РФ). Штраф составлял от 6000 до 15 000 руб. Сейчас штраф – от 20 000 до 30 000 руб.

Штраф для организаций остался прежним.

3. Изменили наказание за нарушение требований ПБ в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

Для предпринимателей увеличили штраф. Раньше их штрафовали как должностных лиц (прим. к ст. 2.4 КоАП РФ). Штраф составлял от 15 000 до 30 000 руб. Сейчас штраф – от 30 000 до 40 000 руб.

Читайте так же:  Мировой суд ленинского района воронеж

Для организаций снизили штраф. Раньше он составлял от 400 000 до 500 000 руб., а сейчас – от 200 000 до 400 000 руб.

Появилась независимая пожарная экспертиза

  1. Понятие независимой оценки пожарного риска (аудита ПБ), которую будет проводить эксперт в соответствующей области (подп. «г» п. 2 ст. 1 Закона от 28 мая 2017 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).
  2. Ответственность такого эксперта (ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ).

Эксперт в области оценки пожарного риска понесет ответственность, если при аудите ПБ:

  • нарушит порядок оценки соответствия объекта защиты требованиям законодательства;
  • подпишет заведомо ложное заключение.

Изменения внес Закон от 28 мая 2017 г. № 100-ФЗ, вступил в силу 9 июня 2017 года.

Новые требования пб

Надзор за пожарной безопасностью в России после трагедии в Кемерово нужно «системно менять» — в частности, расширить полномочия МЧС, считают в самом министерстве. О существующих пробелах в государственном пожарном надзоре рассказал замминистра Сергей Кададов вечером во вторник, 27 марта, на заседании проектного комитета по реформе контрольно-надзорной деятельности в Доме правительства.

Новые требования нужно разработать оперативно и внести в законодательство, сказал министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов — он курирует в правительстве реформу контроля и надзора. В частности, Абызов предлагает запустить онлайн-мониторинг систем пожарной безопасности на крупных объектах, чтобы можно было в реальном времени следить за состоянием систем оповещения и пожаротушения.

Выводы о причинах трагедии делать пока рано, «никаких поверхностных метаний и шараханий здесь быть не должно», подчеркнул министр. «Тем не менее я прошу два наших ведомства, которые напрямую связаны с произошедшим в части надзора, — это МЧС и Минэкономразвития — дать свои предложения в части вопросов управления рисками в будущем, которые необходимо учесть в нашем новом законе о госконтроле, который сейчас будет проходить в Госдуме второе чтение», — сказал Абызов.

Мониторинг в реальном времени

Одной из причин гибели людей при пожаре в Кемерово стали закрытые аварийные выходы в ТЦ «Зимняя вишня». Такие нарушения, как запертые эвакуационные пути, относятся к «режимным», сказал замглавы МЧС, соблюдение этих требований сейчас невозможно контролировать в реальном времени. Даже при внеплановой проверке орган пожарного надзора вынужден уведомлять собственников и всех арендаторов как минимум за сутки до прихода инспекторов. По словам Кададова, за это время можно подготовиться к проверке с точки зрения режимных требований, но с уходом инспекторов «все вернется на круги своя», если бизнесу по какой-то причине выгодно не соблюдать эти требования.

«Все эти торговые центры, которые на сегодняшний день в большинстве своем в том же состоянии, что и кемеровский, — с закрытыми перегороженными путями, — за сутки приведут в порядок, запустят систему, которая, может, им мешает в повседневной жизни, покажут, что все работает, а с уходом инспектора вернут все на круги своя», — рассказал замглавы МЧС.

Эту проблему можно решить, включив системы онлайн-мониторинга за пожарной безопасностью в правила строительства крупных объектов, считает Абызов. «Нам надо искать режимы, по которым мы могли бы осуществлять постоянный мониторинг состояния систем пожарной безопасности за счет цифровизации», — сказал министр. «Мы живем в XXI веке, говорим про цифровую экономику. Надо предусмотреть такие требования, чтобы мы могли в дистанционном режиме видеть, включена ли система пожарной безопасности. Нужны элементы простейшего компьютерного мониторинга использования всей противопожарной цепи. Сегодня телеметрия нам все эти возможности дает», — предлагает Абызов. По его словам, такие системы не будут стоить слишком дорого.

«Это не надо делать по всем объектам. По 100-тысячникам, по 50-тысячникам (площадь объектов. — РБК) мы могли бы включить эти требования в правила их строительства», — сказал Абызов. По его словам, МЧС должно подготовить компетентное предложение по размерам объектов. «Возможно, будет целесообразно и с 5 тыс. кв. м внедрять такие системы, — добавил министр. — Издержки там небольшие. И вы (контрольно-надзорные органы. — РБК) бы не раз в год туда приходили, а каждый день, каждую минуту видели бы на мониторе потоковую информацию о состоянии противопожарных систем», — подчеркнул он.

Внедрение такой системы дистанционного мониторинга на всех объектах повышенной опасности технически возможно, считает ведущий инженер ЗАО «Безопасность», эксперт в сфере пожарной безопасности Александр Глущенко. Онлайн-мониторинг уже запущен на социальных объектах с массовым скоплением людей, например в гостиницах и дошкольных образовательных учреждениях, отметил он. «Все данные о состоянии объекта через так называемый пульт централизованного наблюдения собирается в мониторинговом центре. Как правило, эта панель [расположена] в ближайшей пожарной части МЧС. В режиме реального времени социальные объекты отслеживаются, это так называемая пультовая охрана в части пожарной сигнализации», — сказал РБК Глущенко. По его словам, затраты на установку необходимого оборудования могут обойтись для собственников объектов в 100 тыс. руб.

Вернуть полный контроль МЧС

МЧС предлагает усилить пожарный надзор за многофункциональными комплексами с массовым скоплением людей: проверки таких объектов нужно проводить не реже одного раза в год, заявил Кададов. «Мы уже приняли решение, что в отношении многофункциональных комплексов будем менять степень риска и периодичность [проверок]. На таких многофункциональных сложных объектах, с этажностью, которые представляют собой объекты массового скопления людей, мы должны быть обязательно не реже раза в год», — сказал замглавы МЧС.

Он подчеркнул, что такие проверки должны вестись независимо от надзорных каникул, которые с 2016 года действуют для малого бизнеса. «Даже если [надзорные] каникулы будут, то мы могли бы все осуществлять», — сказал Кададов.

С 2007 года МЧС не участвует в пожарном надзоре на этапе проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий — эти аспекты находятся в ведении государственного строительного надзора. До конца 2006 года все вопросы пожарной безопасности на всех этапах контролировало МЧС, а сейчас государственный пожарный надзор «приходит» на объект только после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

«Д​аже если бы не было запрета на проверку в течение надзорных каникул и инспектор вошел бы в этот торговый центр, то сегодня те нарушения капитального характера, которые были допущены при строительстве, он не смог бы устранить, потому что ему была бы предъявлена проектная документация, согласованная Госэкспертизой и Госстройнадзором. Он бы просто написал рекомендацию и ушел, все замечания касались бы режимного характера», — объяснил Кададов. Он сообщил, что МЧС будет выходить с инициативой вернуть пожарный надзор на этапе проектирования и строительства зданий. Абызов согласился, что этот вопрос нужно проработать.

Приоритет объекту, а не юрлицу

Еще одна проблема, которую высветила трагедия в Кемерово, — несоответствие между объектом, на который должен быть нацелен контроль и надзор (например, торговый центр), и юридическими структурами, которые владеют или управляют объектом. МЧС сталкивается с тем, что в торговых центрах большое количество арендаторов, каждый из которых может быть ИП или малым бизнесом (соответственно, на такие лица распространяются надзорные каникулы). Закон о защите прав юридических лиц не позволяет планировать проверки в отношении объекта — проверяют только юрлица.

ТЦ «Зимняя вишня» был открыт в 2013 году в рамках редевелопмента Кемеровского кондитерского комбината. Собственников у ТЦ «Зимняя вишня» много, рассказал ранее РБК Денис Штенгелов, основатель «КДВ Групп» (выпускает снеки под брендами «Кириешки», «Три корочки» и др.). Именно ему принадлежит Кемеровский кондитерский комбинат, который как минимум выступал арендодателем для некоторых крупных операторов сгоревшего торгового центра.

МЧС изначально заявило, что ТЦ «Зимняя вишня» не проверялся надзорными органами, потому что «проверка не могла быть проведена из-за надзорных каникул» (действующего с 2016 года моратория на плановые проверки малого бизнеса).

В то же время, по сообщению Минэкономразвития, собственником ТЦ «Зимняя вишня» является ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат», которое не включено в реестр малого и среднего предпринимательства ФНС. «На него не распространяются надзорные каникулы для малого бизнеса», — сообщили РБК в Минэкономразвития.

ООО «Зимняя вишня Кемерово», по данным источников «Интерфакса», является арендатором третьего и четвертого этажей торгового комплекса. Гендиректор и учредитель этой фирмы Надежда Судденок была задержана по решению суда. ООО «Зимняя вишня Кемерово» включено в реестр малого бизнеса, но при этом, как следует из данных СПАРК «Интерфакса», в июне 2016 года в этой компании прошла плановая проверка главного управления МЧС по Кемеровской области на предмет пожарной безопасности (несмотря на надзорные каникулы). А в ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» пожарных проверок за последние годы не было, следует из данных Единого реестра проверок.

По мнению Абызова, необходимо ввести двойную систему классификации поднадзорных субъектов: по сложности объекта, его классу опасности и по виду объекта с точки зрения принадлежности и размера предприятия. «Для пожарного надзора, конечно, приоритетом должен являться объект защиты, его сложность, его риск. Риск объекта первичен по отношению к юридическому статусу тех, кто этим объектом пользуется», — сказал министр.

Минэкономразвития все равно считает, что надзорные каникулы должны быть продлены до конца 2022 года в тех областях, где еще не применен риск-ориентированный подход, как недавно предложили в правительстве. «Что касается продления надзорных каникул, то мы занимаем последовательную позицию и сейчас еще раз подтверждаем, что мы считаем, что должен быть риск-ориентированный подход. То есть освобождение от контроля не потому, что это малый бизнес, а потому, что у тебя низкие риски, — это приоритет», — сказал на том же заседании заместитель министра экономического развития Савва Шипов. Дальнейшие меры по усилению надзора на опасных объектах вне зависимости от форм бизнеса будут обсуждаться на этой неделе с руководителями всех деловых объединений, сообщил Абызов.