Требования к международным перевозкам пассажиров автобусами

Особенности организации международных перевозок

Организация международных автобусных перевозок осуществляется аналогично междугородным сообщениям, с учетом специфических требований международного и национального транспортного законодательства различных стран и значительной продолжительности рейса автобуса, достигающей нескольких суток (особенно для туристских перевозок).

Режимы труда и отдыха водителей в международном сообщении устанавливаются в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), государством-участником которого является Россия. Водители автобусов международного сообщения должны быть не моложе 21 года. Водитель, выполняющий перевозки пассажиров по международным маршрутам в радиусе более 50 км от места постоянного хранения автобуса, должен иметь стаж работы более 1 г. на транспортных средствах с разрешенным весом свыше 3,5 т, или перевозящих пассажиров по международным маршрутам с удалением до 50 км от места постоянного хранения этих транспортных средств.

Продолжительность управления автобусом между любыми двумя периодами ежедневного отдыха или периодами ежедневного и еженедельного отдыха (ежедневная продолжительность управления) не должна превышать 9 ч. Она может быть увеличена дважды в течение одной недели до 10 ч. Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух недель подряд не должна превышать 90 ч. После непрерывного управления автобусом в течение 4,5 ч водитель должен сделать перерыв не менее, чем на 45 мин (если не наступает период отдыха), либо за то же время сделать два-три перерыва не менее 15 мин каждый. Во время этих перерывов водитель не должен выполнять никакой другой работы. Такие перерывы не могут рассматриваться в качестве ежедневного отдыха.

В течение каждых 24 ч водителю должен быть предоставлен непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11ч. Этот отдых может быть сокращен до 9 ч не более 3 раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели водителю предоставляется соответствующий отдых в качестве компенсации. В дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 ч, один из которых должен составлять не менее 8 ч подряд. В этом случае общая продолжительность отдыха увеличивается не менее, чем до 12ч. Если в течение каждых 30 ч автобусом управляли, по крайней мере 2 водителя, каждый из них должен иметь период отдыха продолжительностью не менее 8 ч подряд. Ежедневный отдых в автобусе возможен только во время стоянки и при наличии в автобусе спального места.

В течение каждой рабочей недели (с 00.00 ч понедельника до 24.00 ч воскресенья) водителю предоставляют еженедельный отдых продолжительностью не менее 45 ч подряд. Это время может быть сокращено до 36 ч, если отдых используется в месте постоянного хранения автобуса или месте жительства водителя, или до 24 ч, если отдых используется в любом другом месте.

Чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений ЕСТР в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся в автобусе лиц. Водите должен указать характер и причину отхода от этих положений регистрационном листке контрольного устройства. Такое, например, может потребоваться после ликвидации возникшей на линии неисправности автобуса. Помимо рассмотренных OCHOBHI требований в ЕСТР содержится ряд других ограничений по режиму труда и отдыха водителей.

Для осуществления коммерческих перевозок на иностранно территории требуется получение разрешения, выдаваемого КОУ патентным органом соответствующего государства. К основным трудностям, с которыми сталкиваются международные автомобильные перевозчики, относятся: большие простои на погранпереходах, бюрократизм в оформлении разрешений, недостаточно развитие инфраструктуры российских автомобильных дорог.

Международные пассажирские автомобильные перевозки подразделяют на регулярные и нерегулярные. Регулярные перевозки производятся по стабильным маршрутам с применением расписаний движения. Нерегулярные перевозки производят по потребности, в частности значительная доля таких перевозок связана с обслуживанием групп туристов. Другой разновидностью нерегулярных перевозок служит доставка рабочих смен, работающих вахтовым методом на производственных объектах, расположенных на территории сопредельного государства. Примером таких перевозок является доставка смен финских рабочих на ряд предприятий в приграничных местностях России.

Нормирование скоростей движения в международных рейсах осуществляется аналогично тому, как это делается для междугородного автобусного сообщения. При этом принимают во внимание ограничения скоростей движения, установленные на дорогах различных государств. Получить справочную информацию можно в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), являющейся уполномоченной российской организацией в области международных автомобильных сообщений и оказывающей перевозчикам комплекс информационных и правовых услуг, в том числе помощь в оформлении необходимой документации.

Во многих европейских государствах перевозчикам выгодно пользоваться платными автомагистралями. Плата за проезд осуществляется в соответствии с расстоянием и типом транспортного средства. При въезде на платную дорогу водитель получает талон, по которому будет определяться сумма платы при съезде с платной дороги. К оплате принимаются кредитные карты. На платных Дорогах обеспечивается высокая скорость движения и безопасные условия проезда. Через каждые 5. 10 км расположены придорожные терминалы, на которых может производиться остановка для кратковременного отдыха, заправки автобуса и мелкого путевого ремонта. На терминалах круглосуточно работают: ресторан, буфеты, туалет, душ, магазины (продукты питания, предметы первой необходимости, другие товары повседневного спроса, автомобильные запасные части и принадлежности), заправочные станции (дизельное топливо, бензин, газ), посты ремонта автомобилей; имеется телефон, места для парковки автобусов, легковых и грузовых автомобилей; предоставляются информационно-справочные услуги; производится обмен валюты и др.

На основании результатов нормирования продолжительности рейса и допустимых режимов труда водителей разрабатываются расписание или график движения автобуса и графики работы водителей. Наибольшим разнообразием отличаются туристские международные автобусные маршруты, оборотные пункты которых могут существовать в явном или неявном виде. Обычный маршрут наиболее характерен для регулярных перевозок пассажиров. При нерегулярных перевозках такой маршрут организуют в двух случаях:

  • Автобус используется только для доставки туристов в страну посещения и обратно, а экскурсионное обслуживание туристов в стране пребывания обеспечивается внутренним транспортом. Туристский автобус возвращается в начальный пункт маршрута с туристами предыдущей группы, что обеспечивает высокую производительность использования автобуса.
  • Выезды из оборотного пункта не предусмотрены, что имеет место, преимущественно, в турах к местам отдыха (пляж, купание, отдых на природе и проч.). В таком случае автобус все время отдыха туристов простаивает, что ухудшает показатели его использования. Автобус может использоваться для выездных экскурсий по заявкам отдыхающих за отдельную плату.

Маршрут с петлей на стороне оборотного пункта характерен для туров, связанных с осмотром достопримечательностей, возможно в сочетании с отдыхом в курортных местах. В этом случае линейная часть маршрута используется для доставки туристов в страну пребывания. Петлевая часть маршрута разрабатывается в целях последовательного заезда в различные пункты, где находятся достопримечательности или места отдыха.

Особенностью кольцевого маршрута является несовпадение трассы в направлениях «туда» и «обратно», что обеспечивает расширение познавательных возможностей, предоставляемых турагентством своим клиентам. Кольцевые маршруты наиболее характерны для туров, в которых проводится заезд в несколько европейских государств.

Наконец, маршрут с экскурсионными выездами предполагает доставку туристов в место постоянного базирования с последующими однодневными автобусными экскурсиями. Такие туры наиболее популярны, поскольку страны Европы достаточно компактны и имеют множество близко расположенных городов и достопримечательных мест. В этом случае место постоянного базирования (пункт оборота автобуса) избирается по критерию минимума платы за проживание.

В конкретных случаях маршрут может содержать элементы, присущие каждой из четырех рассмотренных базовых конфигураций, например, средняя часть маршрута может проходить по различным дорогам в обоих направлениях движения.

Разработка расписания движения и графиков работы начинается с систематизации исходных данных, которые обобщают по различным странам с учетом возможных скоростей движения и прогнозируемых задержек в пути следования.

В междугородном автобусном сообщении пассажирским автомобильным транспортом выполняются также багажные перевозки. Для перевозки обычного багажа междугородные автобусы имеют под полом пассажирского помещения специальные багажные отсеки, исключающие провоз в салоне тяжелых предметов, что повышает безопасность движения (снижается центр тяжести автобуса и при ДТП багаж не травмирует пассажиров). Отнесение вещей пассажиров к ручной клади или багажу, а также требования к допускаемому к перевозке багажу, устанавливаются правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

При необходимости перевозки большого по объему или массе багажа организуют рейсы багажных автомобилей, следующих по одному расписанию движения с автобусами. Для таких багажных перевозок используют грузовые автомобили с кузовом типа фургон. Организация движения автомобилей, выполняющих багажные рейсы, осуществляется аналогично организации движения автобусов.

В международном автобусном сообщении перевозки багажа регулируются международными конвенциями, межправительственными соглашениями и правилами перевозок. Конвенцией о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа (КМАПП) государств — участников СНГ установлено, что к бесплатно перевозимой ручной клади пассажира относятся вещи массой не более 20 кг с габаритами не более 600x400x200 мм. Остальные вещи на регулярных международных автобусных маршрутах перевозятся в качестве багажа за отдельную плату. При пересечении государственной границы багаж пассажира подлежит таможенному досмотру и оформлению по правилам страны пребывания.

Минтранс введет новые правила для междугородних автобусных перевозок

Изменятся требования как к оснащению автобусов, так и к водителям

Москва. 16 августа. INTERFAX.RU — Введение обязательного лицензирования для всех категорий перевозчиков позволит гарантировать пассажирам безопасность на всем маршруте, автобусы с детьми получат желтый проблесковый маячок, а требования к стажу их водителей будут ужесточены, сообщил в среду в интервью газете «Известия» заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул.

«Основное отличие лицензирования от действующего сейчас уведомительного порядка в том, что до получения лицензии нужно будет подтвердить соблюдение требований по безопасности. Сейчас зачастую только после ДТП инспекторы Ространснадзора проверяют, как соблюдался режим эксплуатации, а с введением лицензирования мы гарантируем пассажирам, что перевозчик проверен до начала работы», — отметил Асаул.

Отвечая на вопрос, будут ли введены дополнительные требования к перевозкам детей, заместитель министра транспорта РФ рассказал, что Минтранс считает целесообразным установить требования к наличию проблескового маячка желтого или оранжевого цвета.

«Это не дорогостоящая мера, но маячок дисциплинирует участников дорожного движения. (. ) Ужесточаются требования к стажу водителя. В действующей редакции требуется стаж работы на автобусе не менее года в течение трех последних лет. Можно год проработать, год не работать, потом устроиться водителем автобуса, перевозящего детей. В новых правилах водитель обязан иметь непрерывный стаж не менее 12 месяцев за последний год. Эта норма повысит безопасность, потому что перевозка автобусом существенно отличается от перевозки грузовиком, а тем более — легковым автомобилем. Если пакет поправок примут в этом году, он вступит в силу в середине следующего года, чтобы все участники рынка смогли подготовиться», — пояснил Н.Асаул.

Он также подчеркнул, что дисциплина водителей и специалистов, ответственных за организацию безопасности дорожного движения на предприятиях, ухудшается.

«На водителях экономят, вынуждая их перерабатывать. В ряде случаев причиной была ошибка водителя, иногда это следствие организации работы на предприятии: должно быть два водителя, а работает один. Это одна из самых распространенных причин несоблюдения ПДД, скоростного режима, правил обгона, дистанции», — сообщил заместитель министра транспорта РФ.

Требования к автобусам для перевозки пассажиров

Прежде всего, важнейшими являются требования к техническому состоянию транспорта. Помимо исправности двигателя, трансмиссии, органов управления, световой сигнализации и других систем автобуса, необходимо создать комфортные условия в салоне и обеспечить безопасность людей. Здесь должны работать все лампы освещения, свободно и полностью открываться и закрываться окна и двери, правильно функционировать вентиляция и отопление, кресла оснащаться ремнями безопасности.

При поездках в зимнее время правилами перевозок прямо запрещается эксплуатация техники с неисправной системой отопления.

Если предполагается наличие стоячих мест в салоне, автобус конструктивно должен быть оснащён соответствующими поручнями. Если такие приспособления отсутствуют, проезд стоя в автобусе не допускается.

В автобусах, на которых выполняются регулярные междугородние перевозки, в обязательном порядке необходимо обеспечить нумерацией все посадочные места.

Для международных маршрутов установлены те же самые требования, но вдобавок при таких перевозках обеспечивают повышенный комфорт и безопасность пассажиров.

Вне зависимости от вида маршрута, в салоне требуется разместить указатели аварийных выходов с информацией о способе использования такого выхода (например, «Кнопка аварийного открывания дверей»).

Кроме штатного оборудования, некоторые виды автобусов требуется оснащать дополнительными приборами. Так, практически на всех видах машин, кроме личных, необходимо устанавливать тахограф. Особенно это касается перевозок детей.

Кроме тахографа, в автобусах появились приоры ГЛОНАСС, которые позволяют определить, где находится машина в любой точке маршрута и в любое время суток.

Требования к международным перевозкам пассажиров автобусами

тахографом с комплектом тахограмм;

громкоговорящей связью водителя с пассажирами.

Автобус для нерегулярных международных перевозок пассажиров до­полнительно может быть оборудован кондиционером, телефонной связью, гардеробом, биотуалетом, баром, холодильником, аудио- и видеосистемами или другим дополнительным оборудованием.

Число пассажиров в пассажирском автомобильном транспортном средст­ве при международной перевозке в нерегулярном сообщении не должно пре­вышать числа мест для сидения, установленного заводом-изготовителем для данного транспортного средства.

Автобус должен соответствовать экологическим требованиям, предъявляемым к автотранспортным средствам в странах прохождения маршрута. Срок эксплуатации автобуса не должен превышать 15 лет – для М3 и 10 лет – для М1, М2.

Автобус, предлагаемый для использования на разработанном международном маршруте в нерегулярном сообщении, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к пассажирским автотранспортным средствам:

— по габаритной длине;

— допустимым осевым нагрузкам.

Объем багажного отделения определяется по формуле

, (2.1)

где – количество пассажиров, перевозимых на маршруте за рейс, пасс;

– объем багажного отделения на одного пассажира,=0,1м 3 .

При выборе автобуса в данном курсовом проекте следует также учитывать его пробег с начала эксплуатации и расход топлива на 100 км пробега, а также габаритную длину.

По формуле (2.1) определяется объем багажного отделения:

На основании вышеперечисленных требований подбираем автобус для возможного использования на маршруте. Основные характеристики автобуса

приведены в таблице 2.1, а внешний вид автобуса представлен на рисунке 2.1.

Таблица 2.1 – Характеристика туристического автобуса МАЗ-251

Интересные статьи

Организация автобусных перевозок пассажиров в международном сообщении

Международными перевозками пассажиров называются такие, которые проходят по территории двух и более стран и сопровождаются пересечением государственных границ. Международные перевозки пассажиров получили большое развитие в странах Европы, особенно в таких странах как Германия, Швейцария, Италия, Франция, Бельгия, Дания, где широко развита сеть регулярных автобусных линий. Значительное развитие получило автобусное сообщение меду США и Канадой.

Читайте так же:  Образец приказа на выплату выходного пособия по сокращению штатов

В России международные автобусные перевозки пассажиров начали выполняться с 1961 г., как правило, в весенне-летний период по договорам с акционерным обществом “Интурист”, а с 1971 г. и по договорам с Бюро международного молодежного туризма “Спутник”. Такие перевозки осуществлялись автотранспортными предприятиями “Совтрансавто”, а также транспортными средствами, привлекаемыми по договоренности из других автотранспортных предприятий.

Для осуществления и развития таких перевозок необходимо решение важных задач: 1) производство или наличие транспортных средств, отвечающих требованиям международных перевозок; 2) создание широко развитой сети благоустроенных автомобильных дорог и автомагистралей не только национального, но и международного значения; 3) урегулирование правовых и организационно-технических вопросов.

Основными направлениями совершенствования транспортных средств является повышение их вместимости, надежности в конструктивном исполнении, создание условий комфортности поездки пассажиров, экологичности и обеспечение максимальных удобств работы водителей. На международных линиях используются вместительные и комфортабельные автобусы, развивающие высокие скорости. Особенностями конструкций таких автобусов являются регулируемые сиденья с отклоняющейся назад спинкой, регулируемые подставки для ног и большие окна с дымчатыми стеклами. Они снабжаются установками для кондиционирования воздуха и отопления салона, имеют холодильник, бар, аудио-видеосистемы. Многие автобусы оборудуются химически чистыми туалетами, что позволяет увеличивать скорость сообщения за счет уменьшения числа остановок. В связи с наличием перечисленных устройств и необходимостью места для размещения багажа автобусы, используемые в международном сообщении, как правило, полутора- или двухэтажные.

Во всех странах одновременно с ростом автомобильного парка для международных перевозок совершенствуется сеть автомобильных дорог. В последние годы в технически развитых странах получили преимущественное развитие автомагистрали национального, а также международного и межконтинентального значения. Дороги должны обеспечить высокие скорости и безопасность движения транспортных средств, поэтому разработками нормативов и требований при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог занимаются международные правительственные и неправительственные организации. Значительный вклад в разработку, проектирование и строительство автомобильных дорог вносят Международная ассоциация дорожных конгрессов, Международный Союз автомобильного транспорта и др.

По техническим условиям Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) при ООН Европейские международные автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги обычного типа и автомагистрали. Все международные автомобильные дороги должны быть обозначены знаками установленной формы. Установка таких знаков производится соответствующими органами тех стран, по территории которых проходит участок дороги, и они свидетельствуют о единстве технических условий автомобильных дорог. Согласно Декларации ЕЭК опознавательный знак должен быть прямоугольной формы и состоять из буквы “Е”, за которой следует номер, присвоенный дороге. Номер обозначается арабскими цифрами. Знак имеет зеленый фон, а надписи делаются белой краской. Вот некоторые из международных автомобильных магистралей: Е1. Лондон — Париж — Ницца — Рим — Палермо; ЕЗ. Лиссабон — Саламанка — Париж — Антверпен — Стокгольм; Е4. Лиссабон — Мадрид — Баланс — Берн — Копенгаген — Стокгольм — Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва; Е 8. Лондон — Гаага — Берлин — Варшава — Москва; Е 20. Корица — Салоники — София — Бухарест — Киев — Москва.

После второй мировой войны был создан ряд международных межправительственных транспортных организаций, решающих вопросы правового и организационного характера при выполнении международных перевозок грузов и пассажиров. Разработанные нормативные документы можно свести к следующим основным группам: требования к транспортным средствам, допускаемым к международным перевозкам; правила, организация и безопасность движения транспортных средств по автомобильным дорогам; документы, определяющие европейскую сеть международных автомобильных дорог и технические требования к ним; требования к водителям, выполняющим международные перевозки, а также организация их труда и отдыха; условия выполнения международных автомобильных перевозок, права, обязанности и ответственность сторон, участвующих в перевозках; правила пограничного и таможенного контроля; налоговое обложение международных перевозок и транспортных средств; обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств за причиненный ущерб.

Прежде всего для обеспечения безопасности движения, создания возможности водителям быстро и правильно ориентироваться на автомобильных дорогах разных стран необходимо наличие единообразных правил движения и системы дорожных знаков и сигналов. В течение многих лет таким документом являлась Конвенция о дорожном движении 1949 г. На международной конференции в Вене был принят и открыт для подписания с 8 ноября 1968 г. новый международный документ, а комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК при ООН было разработано Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию и открытое для подписания в Женеве 1 мая 1971 г.

В целях унификации условий организации международной перевозки пассажиров и багажа комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН разработана и принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (Женева, 1 марта 1973 г.). Для каждого государства, которое ратифицировало эту Конвенцию или присоединилось к ней, конвенция вступает в силу на 90-й день после дня сдачи этим государством документа о ратификации присоединения. Между странами, как правило, разрешительная система регламентируется двусторонними Межправительственными Соглашениями о международном автомобильном сообщении, основу которых составляют положения нормативных документов.

Нормативные документы устанавливают основные понятия, определения и положения при осуществлении международных перевозок. Так, например, отмечается, что: пассажиром считается лицо, которое перевозится индивидуально или в составе группы; автобусом считается транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более девяти мест для проезда сидя, включая место водителя; перевозчиком считается предприятие или организация, уполномоченные компетентными органами своего государства выполнять международные перевозки пассажиров автобусами.

Международные перевозки пассажиров автобусами могут быть регулярными, маятниковыми и нерегулярными. Регулярными являются перевозки на автобусных линиях, выполняемые по опубликованным условиям, тарифу и расписанию движения автобусов на маршруте с указанием пунктов посадки и высадки пассажиров. Маятниковыми называются перевозки нескольких групп пассажиров в определенные сроки с территории одного государства к месту временного пребывания на территории другого государства с последующим их возвратом автобусами того же перевозчика. При таких перевозках первый рейс в обратном направлении и последний в прямом, как правило, являются порожними. Нерегулярными являются такие международные перевозки, которые не регламентируются указанными выше условиями и в каждом отдельном случае организуются по заявкам перевозчика.

Перевозки пассажиров, выполняемые на территории другого государства, при наличии двухсторонних межправительственных соглашений, равно как и транспортные средства, взаимно освобождаются от налогов и сборов, связанных с выдачей разрешений на осуществление перевозок и пользованием автомобильных дорог. В соглашениях определяется перечень автомобильных дорог, разрешенных к международному автомобильному движению.

Для выполнения регулярных международных перевозок пассажиров требуется разрешение от компетентных органов стран, по территории которых проходит автобусный маршрут. Порядок выдачи разрешений регламентируется межправительственными соглашениями на основе внутреннего законодательства стран. Для получения такого разрешения перевозчик должен подать заявку по определенной форме. Компетентные органы страны-перевозчика передают заявку компетентным органам сторон. Передача заявки одновременно подтверждает полномочия перевозчика на осуществление международных перевозок. Заявка должна быть рассмотрена в течение двух месяцев. Решение передается перевозчику через компетентные органы его страны. Разрешение на выполнение международных перевозок содержит данные заявки и указание о необходимости перевозчика выполнять перевозки согласно общим и особым условиям, указанным в разрешении. После получения разрешения перевозчик, выполняющий международные перевозки на автобусном маршруте, обязан опубликовать, не позже чем за две недели до начала движения, условия перевозки, тариф и расписание движения автобусов в странах, на территории которых находятся пункты посадки и высадки пассажиров. Информация должна быть опубликована в каждой стране, где проходит автобусный маршрут, на ее языке и в соответствии с порядком этой страны.

Для разрешения на выполнение международной маятниковой автобусной перевозки перевозчик в установленном порядке подает заявку по определенной форме. Заявка должна быть рассмотрена компетентными органами, и по ней принято решение в том же порядке, что и заявка на выполнение регулярных перевозок. Разрешение не требуется на выполнение нерегулярных перевозок в случаях, если группа одного и того же состава перевозится в одном и том же автобусе: в продолжение всей поездки, начинающейся и заканчивающейся на территории той страны, где зарегистрирован автобус; в продолжение одной поездки, начинающейся на территории страны регистрации автобуса и заканчивающейся в другой стране при условии, что автобус покидает последнюю пустым. При выполнении маятниковых и нерегулярных перевозок водитель должен иметь список пассажиров.

Порядок организации перевозок туристов в международном сообщении на автобусах устанавливается на основании соглашений, заключенных между компетентными органами договаривающихся сторон. При этом определяют и типы автобусов.

Перевозчик и пассажир несут взаимную ответственность за выполнение условий договора международной перевозки. Документом, который подтверждает заключение договора перевозки между перевозчиком и пассажиром, является билет на международную перевозку автобусом, выдаваемый перевозчиком или его представителем. Отсутствие, неправильное оформление или утеря билета не затрагивает существа или действенности договора перевозки. Билеты печатаются на языках государств, где находятся начальные и конечные пункты автобусного маршрута.

Стоимость проезда согласно основным условиям договора на международные перевозки пассажиров и багажа определяется действующими тарифами. Эти тарифы, равно как форма билетов и порядок их заполнения, утверждается в Министерстве транспорта по согласованию с заинтересованными организациями. В билете обязательно указывается номер рейса, дата и время отправления автобуса, номер места. Билет действителен только на рейс, указанный в билете.

При заключении договора перевозчик может принять на себя выполнение дополнительных услуг для пассажиров (питание в пути следования, обеспечение ночлега и т. д.) за соответствующую плату, указанную на билете отдельно.

Права и обязанности перевозчика. После реализации билетов на проезд перевозчик должен обеспечить пассажиру безопасную и комфортную поездку конкретным рейсом автобуса согласно расписанию движения и условиям договора на перевозку, а в случаях невозможности продолжить поездку на данном автобусе обеспечить пассажиру без дополнительных для него расходов проезд до конечного пункта назначении, указанного в билете и оказать другие услуги, необходимые вследствие перерыва поездки. При возникших обстоятельствах, которые перевозчик не смог предвидеть и предотвратить, несмотря на все принятые им меры, он имеет право отменить рейс автобуса, на который продал билеты. Тогда он компенсирует все затраты пассажиров. В случае эпидемии, стихийных бедствий или по другим существенным причинам перевозчик имеет право ограничивать или прекращать на своей территории международные перевозки.

Права и обязанности пассажира. Пассажир должен иметь билет, действительный на данный рейс, и предъявлять его по требованию служебного персонала автобуса или контролирующих органов. При невозможности предъявить билет пассажир оплачивает стоимость проезда за совершенную им поездку с доплатой согласно установленным тарифам. Пассажир, отказавшийся уплатить стоимость проезда, подлежит удалению из автобуса. В случае несоответствующего поведения, по болезни или по причинам, представляющим опасность для других пассажиров, он к перевозке не допускается и может быть на ближайшей остановке высажен из автобуса без права требовать возврата платы за проезд и перевозку багажа.

Однако в случае прекращения движения автобуса и невозможности продолжения поездки пассажиру предоставляется право требовать возмещения той части уплаченной за билеты суммы, которая соответствует несовершенной части поездки, а также платы за неисполненные дополнительные услуги.

Пассажир имеет право проезда в автобусе по регулярной линии согласно билету, бесплатно (или со скидкой) провоза с собой детей, ручной клади и домашних животных в количестве и на условиях оплаты согласно соответствующему тарифу. Посадка в автобусе и высадка из него разрешаются только в местах, указанных в расписании движения, а в неотложных случаях и в других местах, но по указанию персонала автобуса придерживаясь порядка, действующего на территории страны, по которой движется автобус.

После начала поездки билет нельзя передавать другому лицу. Поездка считается начатой с того момента, когда пассажир вошел в автобус с целью совершения поездки, и оконченной с момента, когда автобус прибыл к мету назначения пассажира и пассажир покинул автобус. Билет не дает права на временное прекращение поездки, если это не предусмотрено в самом билете. Билет может быть возвращен до начала поездки в месте его приобретения или в месте отправления автобуса, если там имеется билетная касса. Перевозка багажа пассажира производится одновременно с перевозкой самого пассажира в одном и том же автобусе.

Ответственность пассажира и перевозчика. Пассажир отвечает за причиненный по его вине ущерб, в том числе за повреждение или загрязнение автобуса или оборудования, принадлежащего перевозчику. Пассажир должен иметь с собой надлежащие документы, позволяющие ему пересекать государственные границы, также должен подчиняться таможенным, налоговым и другим административным правилам, которые относятся к нему и его багажу.

Перевозчик несет ответственность за ущерб, связанный со смертью, телесными повреждениями и нанесением любого другого вреда пассажиру в результате происшествия, связанного с перевозкой и произошедшего во время нахождения пассажира в автобусе или во время его посадки или высадки. Перевозчик освобождается от ответственности, если причиной происшествия явились обстоятельства, которых перевозчик, несмотря на принятые меры, не мог избежать и последствий которых он не мог предотвратить.

Перевозчик несет ответственность за ущерб, связанный с полной или частичной утерей багажа и с его повреждением. Перевозчик не отвечает, как правило, за утерю или повреждение ручной клади. Перевозчик не может ссылаться, складывая с себя ответственность, ни на физические или психические недостатки водителя, ни на повреждение или неисправность транспортного средства, ни на вину лица, у которого было взято транспортное средство.

Размер возмещения определяется законодательством государства перевозчика и межправительственным соглашением. В соответствии с конвенцией о договоре международной перевозки пассажиров и багажа (1973 г.) общая сумма возмещения, которая может быть выплачена перевозчиком в связи с одним и тем же событием, не может превышать 250000 франков (золотой франк массой 10,31 г пробы 0,900) на одного пострадавшего.

Требования к автобусам и служебному персоналу. Автобусы для международных перевозок должны быть в технически исправном состоянии, иметь надлежащий вид, опознавательные знаки страны-перевозчика, снабжены трафаретами с наименованием маршрута, перевозчика, конечных пунктов. Информация о перевозке, помещаемая внутри автобуса, должна составляться на языках государства, где находятся начальные и конечные пункты автобусной линии. Перевозить пассажиров разрешается только на постоянных местах для проезда сидя.

Автобусы, используемые для выполнения междугородных перевозок, могут управляться только водителями, имеющими на это разрешение согласно внутреннему законодательству своего государства. Водители автобусов международных сообщений должны: обладать высокими моральными качествами; хорошо знать специфику международных перевозок и вверенную ему технику; уметь быстро принимать необходимые решения; знать правила паспортного и таможенно-валютного контроля, маршрут и расписание движения, один иностранный язык в объеме, достаточным для общения; иметь служебную форму одежды, страховой документ и путевой лист. Водитель автобуса должен соблюдать требования Положения о рабочем времени и режим труда при управлении автобусом в государстве, на территории которого выполняется международная перевозка.

Читайте так же:  Бланки свидетельства на собственность

Оценивая развитие международных перевозок в нашей стране на ближайшие годы и перспективу, авторы отмечают, что в большей степени это будут туристские поездки. Постепенно маятниковые и нерегулярные перевозки будут вытесняться регулярными.

Требования к международным перевозкам пассажиров автобусами

Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа

Государства-участники настоящей Конвенции в лице правительств, именуемые в дальнейшем Сторонами,

исходя из необходимости согласованных действий в сфере международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа,

согласились о нижеследующем:

1. Настоящая Конвенция распространяется на перевозчиков Сторон, выполняющих перевозку пассажиров и багажа в международном сообщении автобусами, независимо от страны их регистрации, и имеет для них обязательную силу, а также на перевозки пассажиров и их багажа автобусами, когда в договоре перевозки указано, что перевозка осуществляется по территориям не менее двух Сторон и пункт отправления или пункт назначения находится на территории одной из Сторон.

2. Конвенция регламентирует условия и правила перевозок, ответственность перевозчиков, порядок предъявления претензий и исков.

3. Употребляемые в Конвенции термины имеют следующие значения:

а) «пассажир» — физическое лицо, которое во исполнение договора перевозки, заключенного от его имени или им самим, перевозится за плату или бесплатно перевозчиком;

б) «перевозчик» — юридическое или физическое лицо, осуществляющее международные перевозки пассажиров и багажа и зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности согласно законодательству государства местонахождения;

в) «автобус» — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, имеющий не менее 7 мест для сидения, не считая места водителя;

г) «билет» — документ, удостоверяющий право пользования пассажиром автобусом и подтверждающий заключение договора перевозки между перевозчиком и пассажиром;

д) «багаж» — груз, упакованный для отправления транспортом и перевозимый отдельно от пассажира;

е) «багажная квитанция» — документ, подтверждающий прием багажа для перевозки.

1. Общие условия международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, включающие организацию перевозок и получение права на их осуществление, порядок страхования, пограничного, таможенного, санитарного и других видов контроля, регламентируются следующими документами:

многосторонними конвенциями и соглашениями;

двусторонними межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении;

национальным законодательством Сторон.

2. Форма билета, багажной квитанции и формуляра утверждается государственными компетентными органами в области автомобильного транспорта перевозчика и признается государственными компетентными органами в области транспорта других государств, по территории которых осуществляется перевозка.

Государственные компетентные органы в области автомобильного транспорта разработают единые формы билета, багажной квитанции и формуляра, утверждаемые государственными компетентными органами в области транспорта государств, по территории которых осуществляется перевозка.

Перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении могут выполняться перевозчиками, которые являются субъектами права частной, коллективной, государственной или смешанной форм собственности, при наличии соответствующей лицензии, выданной в государстве регистрации автобуса.

Стороны поручают компетентным органам подготовить проект документа о взаимном признании лицензий.

Перевозчик при выполнении международных перевозок пассажиров и багажа руководствуется законодательством в области дорожного движения, охраны природы того государства, по территории которого осуществляется перевозка.

Порядок организации и контроля международных перевозок пассажиров и багажа определяется Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников Содружества Независимых Государств (далее — Правила перевозок пассажиров), являющимися неотъемлемой частью настоящей Конвенции, с учетом положений ее статьи 17.

Ответственность перевозчиков при международных перевозках, а также порядок предъявления претензий и исков регламентируются настоящей Конвенцией, двусторонними соглашениями о международном автомобильном сообщении, а также национальным законодательством Сторон.

1. Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный здоровью пассажира или ущерб багажу во время перевозки в связи:

со смертью, телесными повреждениями или любым другим вредом, причиненным здоровью пассажира, независимо от места и времени происшествия (во время перевозки, посадки, высадки или погрузки, выгрузки багажа);

с полной или частичной утерей багажа или его повреждением.

Перевозчик несет ответственность за багаж с момента принятия его к перевозке до момента его доставки либо сдачи на хранение в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров.

2. Перевозчик несет ответственность как за свои действия, так и за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения обязательств, возлагаемых на него в силу договора перевозки, когда эти лица действуют в пределах своих обязательств.

1. Перевозчик освобождается от ответственности за вред, причиненный пассажиру, или ущерб, нанесенный багажу, если причиной происшествия явились обстоятельства, последствия которых перевозчик, несмотря на принятые меры, не мог предвидеть и избежать, а также, если вред или ущерб возникли вследствие дефекта багажа, имеющего скоропортящиеся или запрещенные для перевозки вещества, средства или предметы.

2. Для снятия с себя ответственности перевозчик не может ссылаться ни на физические или психические недостатки водителя, а также ни на неисправность автобуса.

Общая сумма возмещения вреда или ущерба, которая должна быть выплачена перевозчиком в связи с одним и тем же событием, определяется судами Сторон в соответствии с их национальным законодательством.

1. Перевозчик освобождается полностью или частично от ответственности, если вред или ущерб возник по вине пассажира.

2. Если вред или ущерб нанесен действиями или упущениями третьего лица, то перевозчик отвечает за весь вред или ущерб. При этом за ним остается право предъявить исковые требования к этому третьему лицу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8 настоящей Конвенции.

Перевозчик не вправе ссылаться на положения настоящей Конвенции, исключающие полностью или частично его ответственность, если вред или ущерб причинен им пассажиру, багажу или имуществу в результате нарушения им Правил дорожного движения государства, по территории которого осуществлялась перевозка, или Правил перевозок пассажиров. То же относится к лицу, за действия которого перевозчик отвечает в соответствии со статьей 7 настоящей Конвенции.

Вред или ущерб, упомянутый в настоящей Конвенции, исчисляется в национальной валюте государства, на территории которого он был причинен.

Претензии и иски

1. Пассажир имеет право предъявить претензию перевозчику в течение семи дней со дня прибытия пассажира или багажа в пункт назначения.

2. В случае болезни пассажира, когда он по состоянию здоровья не способен предъявить претензию, этот срок может быть продлен до выздоровления пассажира.

1. По всем спорным вопросам, возникающим в связи с перевозкой пассажиров и багажа в международном сообщении, пассажир имеет право в соответствии со статьей 20 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года обратиться в суды государства, на территории которого произошло событие , повлекшее вред либо ущерб, или расположенных по юридическому адресу перевозчика или пассажира, а также в пунктах отправления или прибытия пассажира.

2. Суд не вправе требовать от граждан Сторон внесения залога для обеспечения уплаты судебных издержек, связанных с предъявлением иска, касающегося перевозок, подпадающих под действие настоящей Конвенции.

1. Право на предъявление иска в связи с причиненным здоровью пассажира вредом сохраняется в течение трех лет.

Срок давности исчисляется со дня, когда лицо, которому был причинен вред, узнало или должно было узнать об этом.

2. Право на предъявление иска в связи с полной или частичной утерей багажа или его повреждением сохраняется в течение одного года.

Срок давности исчисляется со дня прибытия транспортного средства в пункт назначения пассажира или, в случае неприбытия, со дня, когда оно должно было прибыть туда.

3. Предъявление претензии в письменном виде приостанавливает течение срока давности до того дня, пока перевозчик в письменном виде уведомит о неудовлетворении претензии, приложив к ней соответствующие документы. В случае частичного признания предъявленной претензии течение срока давности возобновляется только в отношении той части претензии, которая остается предметом спора. Затраты, связанные с доказательством фактов, изложенных в претензии, или с ответом на нее, а также возвращением относящихся к делу документов, несет Сторона, которая ссылается на эти факты. Предъявление дальнейших претензий по тому же вопросу не прерывает срока давности, если перевозчик не соглашается их рассматривать.

1. Условие договора перевозки, которым прямо или косвенно допускается отступление от положений настоящей Конвенции, признается не имеющим силы. Недействительность такого условия не влечет за собой недействительности других условий договора перевозки.

2. Недействительным является любое условие, согласно которому перевозчику предоставляются права, вытекающие из договора страхования.

Настоящая Конвенция не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются Стороны.

В настоящую Конвенцию могут быть внесены изменения и дополнения с общего согласия Сторон.

Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящей Конвенции, разрешаются путем консультаций или переговоров заинтересованных Сторон.

Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней государств, разделяющих ее цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу со дня получения депозитарием сообщения о присоединении.

Настоящая Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее Сторонами в соответствии с их внутригосударственными процедурами и вступит в силу после сдачи депозитарию третьей ратификационной грамоты. Для Сторон, ратифицировавших ее позднее, она вступает в силу в день сдачи ими на хранение депозитарию своих ратификационных грамот.

Настоящая Конвенция действует в течение пяти лет со дня ее вступления в силу.

По истечении этого срока Конвенция автоматически продлевается каждый раз на пятилетний период, если Стороны не примут иного решения.

Каждая Сторона может выйти из настоящей Конвенции, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 6 месяцев до выхода.

Совершено в городе Бишкеке 9 октября 1997 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Конвенцию, ее заверенную копию.

к Конвенции о международных

пассажиров и багажа

перевозок пассажиров и багажа автомобильным

транспортом в международном сообщении государств-участников

Содружества Независимых Государств

I. Общие положения

1. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников Содружества Независимых Государств (далее — Правила перевозок пассажиров) разработаны в соответствии с Конвенцией о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа и регламентируют процесс перевозки пассажиров и багажа автобусами в регулярном и нерегулярном международном автобусном сообщении.

2. Настоящие Правила перевозок пассажиров распространяются на пассажиров и перевозчиков Сторон и имеют для них обязательную силу.

3. Настоящие Правила перевозок пассажиров предусматривают систему организации и контроля перевозочного процесса, а также права и обязанности перевозчиков и пассажиров.

4. Основой организации перевозок пассажиров и багажа автобусами в международном регулярном сообщении является договор о совместной деятельности по регулярной международной перевозке пассажиров и багажа (далее — Договор о совместной деятельности), который заключается перевозчиками государств-участников Содружества Независимых Государств, определяет тарифы и расписание движения, предварительно согласованные с соответствующими компетентными органами транспорта государств Содружества.

5. Термины, содержащиеся в Правилах перевозок пассажиров, имеют следующие значения:

«автовокзал» — комплекс сооружений, обеспечивающий обслуживание пассажиров в населенных пунктах и включающий: здание с залом ожидания вместимостью свыше 75 человек и билетными кассами; перрон для посадки и высадки пассажиров; площадку для стоянки автобусов, посты для уборки и осмотра автобуса;

«автостанция» — комплекс сооружений, обеспечивающий обслуживание пассажиров в населенных пунктах и включающий: здание с залом ожидания вместимостью до 75 человек и билетными кассами; перрон для посадки и высадки пассажиров; площадку для стоянки автобусов;

«кладь ручная» — вещи пассажира массой не более 20 кг и имеющие габариты не более 600х400х200 мм, перевозимые бесплатно пассажиром;

«водитель» — физическое лицо, управляющее автотранспортным средством, или на которое от имени и по поручению перевозчика возложены функции управления автомобилем и обслуживания грузополучателей, грузоотправителей или пассажиров;

«договор перевозки» — соглашение об оказании транспортных услуг, заключаемое между перевозчиком и пассажиром;

«маршрут» — установленный путь следования автотранспортного средства между определенными пунктами;

«перевозка маятниковая» — перевозка группы пассажиров, осуществляемая в определенные сроки, с территории одного государства к месту временного пребывания на территорию другого государства с последующим возвращением данной группы автобусами того же перевозчика в государство ее первоначального отъезда;

«перевозка нерегулярная» — перевозка, при которой условия ее осуществления определяются в каждом отдельном случае по согласованию между заказчиком и перевозчиком;

«перевозка регулярная» — перевозка пассажиров и багажа по договору перевозки, в котором определены условия перевозки, тарифы и расписание движения автобусов по маршруту с указанием пунктов остановки для посадки и высадки пассажиров;

«расписание движения» — график, таблица, содержащие сведения о времени, месте и последовательности выполнения рейса;

«рейс» — путь автобуса от начального до конечного пункта маршрута;

«система разрешительная» — совокупность нормативных, технологических документов, обеспечивающих выполнение межгосударственных автобусных перевозок;

«схема маршрутов (маршруты)» — графическое изображение маршрутов (маршрута) условными обозначениями;

«тариф» — установленная величина оплаты перевозки пассажиров и багажа на единицу расстояния или времени;

«трафарет» — указатель с информацией для пассажиров о маршруте и режиме работы автобусов;

«формуляр (дорожный лист)» — документ, который определяет вид перевозки и содержит описание маршрута поездки и список пассажиров;

«компетентный орган транспорта» — орган транспорта государства, выдающий перевозчику разрешение на право осуществления международных автомобильных пассажирских перевозок по согласованному маршруту;

«лицензия» — документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом Стороны, удостоверяющий право осуществления пассажирских автомобильных перевозок в международном сообщении в течение установленного срока.

II. Организация перевозок пассажиров

6. Выдача, продление и аннулирование лицензий на выполнение международных перевозок пассажиров автомобильным транспортом осуществляются в соответствии с действующим законодательством государства — места регистрации автобусов.

7. Не допускаются к перевозке:

в багаже и ручной клади взрывоопасные, отравляющие, огнеопасные, едкие, радиоактивные, химические, токсичные, озоноразрушающие вещества и изделия, содержащие их, наркотические, психотропные и зловонные вещества;

багаж, загрязняющий подвижной состав, одежду пассажиров, камеры хранения и находящиеся там вещи;

багаж, превышающий нормы по размерам и весу, установленные настоящими Правилами перевозок пассажиров, а также предметы, перевозка которых запрещена законодательством государства, на территории которого она выполняется.

8. Для открытия маршрута регулярных перевозок пассажиров в международном сообщении перевозчику необходимо:

согласовать с партнером из другого государства, в которое пролегает маршрут, намерения об открытии маршрута;

направить в компетентный орган транспорта своего государства заявку с приложением следующих документов: Договора о совместной деятельности, копии лицензии на право осуществления пассажирских перевозок в международном сообщении, а также свидетельства о регистрации предприятия с его реквизитами, расписания движения на маршруте, схемы маршрута с указанием погранпереходов, тарифов на перевозку, режима труда и отдыха водителей на маршруте.

Читайте так же:  Сколько стоит ежемесячный платеж за патент 2018

Компетентный орган транспорта государства, в который подана заявка, направляет компетентному органу транспорта государства, по территории которого проложен маршрут, ходатайство о получении разрешения, заявки на открытие маршрута с приложением документов, обозначенных выше.

Компетентный орган транспорта государства, в который подана заявка, после получения разрешений от всех государств, по территории которых проложен маршрут, выдает эти разрешения перевозчику.

Перевозчик оформляет схему маршрута и подает ее на согласование в компетентные органы транспорта государств, по территории которых пролегает маршрут.

Изменение маршрута, остановок, расписания движения, а также закрытие маршрута производится после предварительного согласования с соответствующими компетентными органами транспорта государств, по территории которых пролегает маршрут.

9. Компетентные органы транспорта согласовывают с компетентными органами государств Содружества время пересечения границы автобусами регулярного сообщения и выдают пропуск для внеочередного пересечения границы.

10. Автобусы для международных перевозок пассажиров в регулярном сообщении оборудуются передним и боковым трафаретами с наименованием начального и конечного пункта маршрута.

11. Отправление и прибытие автобусов международного сообщения осуществляется с автовокзала (автостанции).

На автовокзалах (автостанциях) предоставляется информация о правилах перевозок, расписании движения автобусов, стоимости и условиях проезда пассажиров и перевозки багажа, услугах автовокзала, о работе других видов транспорта.

12. Тарифы на перевозки согласовываются перевозчиками.

13. Билет должен содержать следующие основные данные:

наименование автовокзала (автостанции) отправления и назначения;

номер билета (обозначенный типографским способом);

дату выдачи билета;

дату и время отправления;

номер места для сидения;

место выдачи билета;

Продажа билетов отмечается в билетно-учетном листе.

14. Предварительная продажа билетов на проезд, оформление перевозки багажа осуществляется в отдельных кассах автовокзалов (автостанций) и отдельно расположенных кассах предварительной продажи билетов.

В день отправления автобусов билеты должны продаваться в кассах автовокзалов (автостанций) начальных пунктов маршрутов, а в промежуточных пунктах — при получении информации о наличии свободных мест в автобусе.

Билет является действительным только на указанный в нем день отъезда и рейс автобуса.

Право внеочередного приобретения билетов предоставляется гражданам в соответствии с действующим законодательством государства, на территории которого производится продажа билета.

15. Количество пассажиров, перевозимых автобусом на международных маршрутах, соответствует количеству, установленному заводом — изготовителем для данной модели автобуса.

16. Водитель и пассажиры автобуса международного сообщения должны иметь надлежащим образом оформленные документы на право пересечения границы.

17. При пересечении границы документы пассажиров, багаж, ручная кладь, валюта и ценности должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующих пограничного и таможенного законодательства государства, по территории которого осуществляется перевозка.

18. Багаж считается выданным пассажиру в том случае, если перевозчик передал его лицу, предъявившему багажную квитанцию.

19. Если багажная квитанция отсутствует, то перевозчик вправе передать багаж лицу, доказавшему принадлежность ему этого багажа. Если лицом, претендующим на получение багажа без квитанции, представляется недостаточно доказательств принадлежности ему багажа, перевозчик вправе потребовать от него внесения соответствующего залога, который возвращается по истечении одного года со дня его внесения.

20. Багаж, не востребованный по прибытии автобуса на конечный пункт, независимо от того, была ли выдана на него багажная квитанция или нет, сдается на ответственное хранение, за которое взимается плата с пассажира при получении багажа. Перевозчик может поручить хранение багажа третьему лицу, который имеет право на получение вознаграждения за его хранение.

Порядок хранения багажа регулируется законодательством, действующим в государстве, в котором осуществляется хранение.

21. Багаж, не доставленный пассажиру в течение четырнадцати дней со дня поступления его заявления о выдаче, считается утерянным.

22. Если багаж, считавшийся утерянным, найден в течение года со дня, когда пассажир потребовал его выдачи, перевозчик уведомляет об этом пассажира. В течение тридцати дней со дня получения извещения пассажир может потребовать доставить багаж либо в пункт своего отправления, либо в пункт назначения.

III. Обязанности и права пассажира

23. При осуществлении международных автобусных перевозок пассажир обязан:

приобрести билет и оплатить перевозку багажа в соответствии с установленной перевозчиком стоимостью поездки, занимать обозначенное в билете место, сохранять билет до конца поездки и предъявлять его контролирующим лицам;

прибыть к месту посадки в автобус в соответствии с правилами, действующими на территории данного государства;

соблюдать установленные правила пересечения границы государства, по территории которого осуществляется международная перевозка;

иметь багажную квитанцию и присутствовать во время осмотра багажа и другого имущества, принадлежащего ему, а также при отборе образцов, проб веществ и материалов, которые ему принадлежат, для экспресс-анализа соответствующими контролирующими органами.

24. Пассажир международного маршрута имеет право:

перевозить с собой в автобусе бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет — без предоставления отдельного места, в возрасте от 5 до 10 лет — с 50-процентной скидкой от стоимости полного билета — с предоставлением отдельного места и при перевозке двух и более детей, в возрасте до 10 лет, один из них перевозится бесплатно, остальные — с 50-процентной скидкой от стоимости полного билета, с предоставлением отдельного места;

бесплатно перевозить с собой одно местно ручной клади, мелких зверей и птиц в клетках, животных (собак, кошек) за плату, установленную перевозчиком, с предоставлением при посадке на перевозимых животных документов, выданных ветеринарной службой государства, из которого животное вывозится;

получать своевременную и точную информацию о перечне предоставляемых услуг, условиях их предоставления и маршруте движения;

требовать возмещения причиненного при осуществлении международной перевозки вреда здоровью пассажира или ущерба его багажу;

требовать выполнения перевозчиками договора перевозки;

объявлять ценность багажа при сдаче его для перевозки.

Сумма объявленной ценности багажа должна быть определена пассажиром в национальной валюте государства — отправителя и указана в багажной квитанции. Квитанция должна быть сохранена на все время перевозки и осмотра багажа и другого имущества, которое ему принадлежит.

25. Пассажиру может быть отказано в перевозке:

в случае отсутствия свободных мест;

в случае неоформленного в таможенном отношении багажа;

при попытке провоза багажа, запрещенного к перевозке или несоответствующего установленным нормам по номенклатуре, весу или размерам.

26. Пассажир не вправе:

во время движения мешать водителю или отвлекать его внимание от управления автобусом;

открывать двери автобуса до полной его остановки;

вносить исправления в билеты и другие проездные документы и передавать их другим пассажирам;

перевозить багаж на сидениях;

пользоваться аварийным оборудованием без надобности, кроме предусмотренных случаев.

27. Пассажир отвечает за причиненный по его вине ущерб, в том числе за повреждение или загрязнение автобуса или оборудования, принадлежащего перевозчику, а также за нарушение настоящих Правил перевозок пассажиров.

Размер возмещения определяется величиной причиненного ущерба.

IV. Обязанности и права перевозчика

28. Перевозчик обязан:

обеспечить предварительную продажу билетов в международном сообщении;

перед поездкой ознакомить водителя со схемой маршрута и вручить ему расписание движения;

своевременно подать автобус в надлежащем техническом и санитарном состоянии;

обеспечить пассажиру безопасную, удобную поездку в автобусе в соответствии с договором перевозки и утвержденным расписанием;

обеспечить проезд пассажирам до конечного пункта маршрута без дополнительных для них расходов в случае прекращения поездки из-за технической неисправности автобуса;

предоставить пассажиру дополнительные услуги, предусмотренные договором перевозки.

29. Перевозчик имеет право:

отменить рейс автобуса при обстоятельствах, которые он не смог предвидеть и предотвратить, несмотря на все принятые меры. В этом случае перевозчик возвращает пассажиру стоимость билета после его предъявления, а также стоимость оплаченных пассажиром дополнительных услуг. Кроме того, подлежат возврату подтвержденные соответствующими документами расходы, понесенные пассажиром и связанные с его возможным возвращением в указанное в билете место начала поездки и отбытием из него самым дешевым средством транспорта. Условия возвращения стоимости билета и оплаченныхдополнительных услуг пассажиру определяются Договором о совместной деятельности;

ограничить или прекратить международные перевозки на территории своего государства в случае эпидемии, стихийного бедствия или обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор);

отметить в багажной квитанции состояние багажа или его упаковки с согласия пассажира. Если пассажир не подтверждает отметку, то перевозчик может отказаться от принятия багажа к перевозке. В случае если багаж принят перевозчиком без отметки, считается, что багаж был принят в надлежащем состоянии и в надлежащей упаковке.

V. Обязанности и права водителя

30. Водитель автобуса, выполняющий международные перевозки пассажиров, обязан:

руководствоваться Правилами дорожного движения, правилами технической эксплуатации автобуса, должностной инструкцией и выполнять оперативные указания диспетчерской службы;

соблюдать правила пограничного, таможенного, санитарно-карантинного и других видов контроля государств, по территории которых совершается международная перевозка;

иметь регистрационные документы на транспортное средство и удостоверение водителя, отвечающие требованиям Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года;

организовывать, своевременно оповещать и подготавливать пассажиров для прохождения контроля при пересечении границы;

предъявлять для проверки при пересечении границы:

а) при регулярных перевозках: удостоверение водителя, дорожный (путевой) лист, билетно-учетную документацию, оригинал разрешения, расписание движения автобуса, лицензию, документы на право пересечения государственной границы;

б) при нерегулярных перевозках: удостоверение водителя, дорожный (путевой) лист, лицензию, дорожный лист, разрешение на нерегулярную перевозку (если такое предусмотрено соглашением о международных автомобильных перевозках), документы на право пересечения государственной границы;

подтвердить согласно соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, режим работы водителя;

следовать по установленному маршруту и выполнять график движения автобуса;

проверять наличие и соответствие билетов на проезд и перевозку багажа во время посадки пассажиров;

принимать и размещать багаж, предназначенный для перевозки, выдавать пассажирам багаж на остановках, предусмотренных расписанием;

объявлять названия остановок и время стоянки на них;

останавливать автобус по сигналу лиц, имеющих право контроля за международными перевозками, выполнять их указания и оказывать помощь в проведении контроля;

осуществлять посадку (высадку) после остановки транспортного средства лишь с посадочной площадки, а в случае отсутствия такой площадки — с тротуара или обочины. Если это невозможно, то со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст препятствий другим участникам движения;

в случае дорожно-транспортного происшествия по возможности оказать помощь потерпевшим и оповестить соответствующие органы власти о случившемся;

принять меры к оказанию первой медицинской помощи пассажиру, нуждающемуся в ней, а также к доставке его в ближайший пункт неотложной помощи. Если пассажир прекращает поездку вследствие болезни, то его багаж сдается на хранение в порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящих Правил;

начинать движение после полного закрытия дверей в автобусе и открывать их только на остановках.

31. Водитель имеет право:

не допустить к поездке или высадить на ближайшей остановке пассажира, нарушившего договор перевозки, или вследствие своего поведения, болезни и других причин, представляющих опасность для окружающих пассажиров;

требовать от пассажиров выполнения их обязанностей;

не выдавать багаж, если не предъявлена багажная квитанция;

присутствовать во время осмотра автобуса и багажа.

VI. Возвращение платежей

32. При возвращении билета в кассу автовокзала (автостанции) не позднее чем за 2 часа до отправления автобуса международного сообщения пассажиру возвращается стоимость билета за вычетом предусмотренного сбора за предварительную продажу билета.

При возвращении билета позже этого срока, но не менее чем за 15 минут до отправления автобуса, предусмотренного расписанием движения, пассажиру возвращается стоимость билета в размере, определяемом перевозчиком.

В случае потери билета пассажир к посадке в автобус не допускается, стоимость билета не возвращается, дубликат не выдается, претензии не принимаются.

33. Если автобус перевозчика одного государства во время проезда по территории другого государства не может по какой-либо причине продолжать движение, то Ассоциация международных автомобильных перевозчиков этого государства по просьбе водителя указанного автобуса оказывает за счет перевозчика необходимое содействие в организации перевозки пассажиров данного автобуса в ближайший пункт, откуда имеется возможность осуществлять отправку в необходимом направлении.

В случае вынужденной остановки и при невозможности доставки пассажира к месту прибытия, а также, если пассажир прекращает поездку вследствие заболевания или несчастного случая, ему возвращается стоимость проезда и провоза багажа (за исключением комиссионного сбора) из расчета расстояния от места поломки или вынужденной остановки к конечному пункту прибытия, что регулируется Договором о совместной деятельности.

34. Пассажир имеет право вернуть билеты в кассу до отправления автобуса в рейс и получить полную стоимость проезда, включая сборы по предварительной продаже билетов, в следующих случаях:

при опоздании автобуса в рейс больше, чем на час, по сравнению со временем, предусмотренным в расписании движения;

при предоставлении пассажиру места в автобусе более низкого класса, чем тот, который был предусмотрен в билете. При согласии пассажира на проезд в автобусе более низкого класса ему возвращается разница в стоимости билета.

Если вместо автобуса, предусмотренного расписанием, подается автобус, проезд на котором дороже, то пассажиры, которые приобрели билеты до объявления об этом, имеют право проезда по этим билетам без доплаты. С момента объявления о замене типа автобуса билеты продаются по установленному более высокому тарифу с соответствующим предупреждением пассажиров.

В случае опоздания пассажир имеет право в течение трех часов с момента отправления автобуса, на который приобретен билет, а вследствие болезни или несчастного случая — трех суток, восстановить проездные документы с доплатой 25% стоимости билета или получить стоимость проезда с вычетом 25% стоимости билета.

Возврат денег осуществляется:

кассами предварительной продажи билетов, которые продали или доставили билет, за календарные сутки (до 18 часов) до отправления в рейс автобуса;

кассами текущей продажи билетов автовокзала (автостанции) начального пункта маршрута — в день отправления в рейс автобуса.

VII. Контроль перевозок пассажиров и багажа

35. Контроль перевозок пассажиров и багажа при международных перевозках автомобильным транспортом осуществляется на основании двусторонних межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении и национального законодательства государств, по территории которых перевозки осуществляются.

36. Ответственность перевозчиков и пассажиров за нарушение настоящих Правил перевозок пассажиров предусматривается Конвенцией о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа от 9 октября 1997 года, многосторонними и двусторонними межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении, а также национальным законодательством государства, на территории которого совершено нарушение.