Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Программа, методические указания и контрольные задания составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 658000 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования» для специальности 240200 «Судовождение», специализация 240205 «Промысловое судовождение», квалификация инженер, а также учебного плана специальности, утвержденного Советом КамчатГТУ. Задачей курса является изучение комплексов судовых технических средств, протекающих в них процессов и требований, предъявляемых к судовым энергетическим установкам (СЭУ) в целом и их отдельным элементам.

Глава III. Главные судовые двигатели

§ 17. Характеристики главных судовых энергетических установок

Главными показателями, которые определяют технико-экономические качества судовых энергетических установок, являются:
— малый вес и небольшие габариты при достаточной мощности, что способствует повышению скорости хода судна;
— простота обслуживания и высокая экономичность;
— живучесть и надежность в работе при различных внешних воздействиях;
— быстрое изменение нагрузки главных машин и направления вращения гребных винтов (реверс);
— быстрый пуск и развитие полной мощности в наиболее короткое время;
— устойчивость работы главных машин при малой частоте вращения;
— минимально возможная шумность и отсутствие вибраций корпуса при работе главных машин;
— технологичность конструкции во время монтажа и ремонта установки.

Основные типы главных судовых энергетических установок, отвечающие указанным требованиям и применяемые в настоящее время на морских судах, были перечислены ранее в § 6, гл. I. Ниже приводятся основные характеристики каждой из этих установок.

Установки с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Современные установки такого типа отличаются высокой мощностью, надежностью в работе и экономичностью. Перспективным в применении этих установок на морских судах является использование для их работы тяжелых сортов топлива. Строящиеся в настоящее время на отечественных заводах мощные дизельные установки (с агрегатной мощностью до 15000 квт) могут кратковременно (при пуске и реверсах) работать на дизельном топливе и длительно (в период рейса) — на тяжелом топливе. Осваивается постройка еще более мощных дизелей — до 25 000 квт.

В зависимости от назначения и типа судна установки с ДВС могут быть реверсивными и нереверсивными. В первом случае они работают на гребной вал непосредственно или через какую-либо передачу (зубчатую, гидравлическую и др.). Нереверсивные установки имеют или специальные реверсивные муфты, или передают энергию непосредственно на гребной вал, имеющий винт регулируемого шага (ВРШ), или приводят в движение электрогенераторы, питающие током гребные электродвигатели.

Паротурбинные установки. Такие установки могут обладать неограниченной мощностью; их применяют исключительно на крупных морских судах. Современная паротурбинная установка имеет мощность 150 000 квт и более при частоте вращения ротора до 12 000 об/мин и в то же время отличается относительно малыми габаритами и небольшим удельным весом, т. е. весом установки, приходящимся на единицу мощности.

В отличие от ДВС основные подвижные детали паротурбинной установки совершают вращательное движение, что создает возможность их полного уравновешивания, обеспечивает плавность работы и исключает вибрацию. Кроме того, отсутствие поступательно движущихся трущихся частей позволяет снизить потери энергии на трение, а следовательно, повысить механический к. п. д. установки.

Однако применение паротурбинных установок на морских судах ограничивается рядом недостатков, свойственных этим установкам. Для работы паровых турбин необходим пар, поэтому на судне устанавливают громоздкие и тяжелые паровые котлы со всеми обслуживающими их вспомогательными механизмами и трубопроводами. С целью уменьшения высокой частоты вращения турбин до приемлемой для работы гребных винтов (75—250 об/мин) между турбинами и гребным валом размещают понижающую зубчатую (редукторную) передачу. Для обеспечения обратного направления вращения гребного винта в один из корпусов турбин встраивают турбину заднего хода или применяют специальное реверсивное устройство. Все это утяжеляет турбинную установку, делает ее громоздкой и снижает механический к. п. д. Кроме того, большой расход пара при работе турбины на малых режимах и при реверсах делает нерентабельным их применение для судов с малой мощностью энергетической установки (менее 5000 квт).

Газотурбинные установки. Развитие газотурбинных установок (ГТУ) началось в послевоенный период. Особенно широкое распространение получили газотурбинные установки со свободно-поршневыми генераторами газа (СГТГГ), сочетающие в себе положительные качества ДВС (высокая экономичность) и газовой турбины (малый удельный вес).

Современные ГТУ обладают мощностью до 20 000 квт при частоте вращения ротора турбин до 6000 об/мин. Они отличаются быстротой пуска, надежностью в работе, простотой в изготовлении и обслуживании. Отсутствие громоздкой котельной установки, тяжелых паропроводов и конденсатора и сравнительно малые габариты ГТУ позволяют сократить и рационально использовать объем машинного отделения, увеличить объем трюмов и полезную грузоподъемность судна. Благодаря полной уравновешенности движущихся частей у газовой турбины и генераторов газа они не передают вибрацию корпусу судна и потому могут устанавливаться на облегченном фундаменте. Газовые турбины и генераторы газа более просты по конструкции, чем дизельные установки, не требуют специального обслуживания и вскрытия в течение навигации, а их профилактический осмотр можно проводить во время рейса без существенного снижения скорости хода судна.

Ядерные энергетические установки. Значительные успехи, достигнутые в области ядерной энергетики, позволили создать судовые ядерные энергетические установки (ЯЭУ), применяемые в настоящее время на судах транспортного и военно-морского флота. Одним из преимуществ ЯЭУ перед другими типами установок является высокая концентрация энергии в ядерном горючем.

Наряду с несомненными преимуществами ЯЭУ имеют и ряд недостатков, связанных с необходимостью ограждения активной зоны ЯЭУ специальной биологической защитой, имеющей значительные вес и габариты, а также применения автоматизации и дистанционного управления механизмами, находящимися внутри этой защиты. Все это усложняет установку и повышает требования к надежности ее работы. Кроме того, стоимость постройки и эксплуатации атомных судов выше, чем обычных судов морского флота.

Рассмотренные судовые энергетические установки наиболее распространены в морском судостроении. На судах старой постройки еще встречаются установки с паровыми поршневыми машинами. Несмотря на простоту и надежность в эксплуатации, а также довольно значительный срок службы (40—50 лет и более), они громоздки, маломощны и малоэкономичны. На вновь строящихся судах такие установки применения не находят. В табл. 1 приведены основные характеристики современных судовых энергетических установок.

1,, И 3 Основные особенности энергетических установок судов флота рыбной промышленности.

1) Разнообразие орудий лова и промысловых схем

2) Характерно открытые промысловые палубы

3) Имеется высокий надводный борт и развитые надстройки

4) Отличается высокой энерговооружённостью и высокие мощности СЭС, ВКУ

4) Высокое потребление электроэнергии и пара низких параметров

6) Дизельные энергетические установки различных марок

7)Возможны все типовые судовые передачи

8) Одновременно производство агрегатов на МДК различных видов энергии

9) Валогенераторы могут входить в состав основных источников электроэнергии.

На судах промыслового флота применяются разнообразные ДУ с прямой, дизель-редукторпой и дизель-электрической пере­дачами. Преимущественное распространение получили о д нов ал ь-ные установки, так как двухвальные и тем более трехзальные ухудшают пропульсивные качества судна, К тому же при их при­менении увеличивается ширина МО, что приводит к большим потерям полезного объема трюмов. Расположение МО по длине судна чаще всего среднее, что объясняется наличием кормового слипа для подъема трала.

Малые, средние и большие траулеры, а также промысловые и транспортные рефрижераторы, например типа «Берингов про­лив», укомплектовывают установками с прямой передачей. Сна­чала в таких установках применяли ВФШ, а с середины 60-х го-дов начали широко использовать BPUL- Сейчас ВРШ устанавли­вают на средних и больших траулерах, промысловых и транспортных рефрижераторах. Практически весь промысловый флот пополняется только судами с ВРШ. Установки с прямой передачей могут быть оборудованы валогенератором для отбора мощности. Применяют также установки с обратимой электрома­шиной на валопроводе, например на СРТ типа «Ленинская куз­ница», На переходах она работает в режиме электродвигателя, получая энергию от вспомогательных ДГ, а на промысле —в ре­жиме генератора, обеспечивая работу траловой лебедки или дру­гих потребителей.

В связи с наличием на судах промыслового флота большого количества специального технологического оборудования относи­тельная мощность их СЭС возрастает до 0,6—0,75.

На некоторых судах (главным образом судах малых размере-ний) паровая котельная установка отсутствует, и помещения отапливаются электрогрелками или горячей водой от водогрей­ного котла. Иногда ее может не быть и на более крупных судах (например, на сельдяных траулерах постройки ГДР). Тем не ме­нее наличие вспомогательного парового котла — неотъемлемый признак современной ДУ промыслового судна.

Читайте так же:  Пособие до 15 лет на третьего ребенка в 2018

Следует отметить, что УК не нашли применения на трауле­рах, поскольку использование теплоты отработавших газов для получения пара нужных параметров сопряжено с трудностями из-за постоянно меняющихся режимов работы ГД на промысле. В качестве вспомогательных на траулерах обычно служат водо­трубные котлы с автоматизированным режимом питания и горе­ния, а также огнетрубные. Производительность котлов зависит от типа судна и состава потребителей пара и составляет от 300 (СРТ «Океан») до 4500 кг/ч (ППР «Рембрандт»), Рабочее дав­ление пара относительно невелико (0,3—1,2 ЛШа).

На большинстве судов котельная установка состоит из од­ного агрегата, по два котла установлено лишь на БМРТ отече­ственной постройки и консервных траулерах.

На судах технического флота МОД практически не применя­ются, что объясняется повышенными требованиями к массогаба-ритным показателям ЭУ. Выбрать тип ГЭУ для таких судов бы­вает затруднительно, поскольку мощность технических средств (грунтовых или пожарных насосов, подъемных кранов) нередко становится соизмеримой с мощностью, необходимой для обеспе­чения движения судна. Поэтому тип ЭУ следует выбирать с уче­том применяемых технических средств. Так, на землесосах типа «Гогланд>, предназначенных для дноуглубительных работ на песчаных и илистых грунтах, установлена двухвальная ДУ с СОД. При этом ГД могут передавать мощность либо через ре­дукторы на гребные винты, либо через мультипликаторы на глав­ные генераторы, которые обеспечивают электроэнергией насосы гидроразмыва и грунтовые насосы.

Для обеспечения электроэнергией общесудовых потребителей на судне имеется вспомогательная электростанция с относитель­ной мощностью 0,325.

Часто на судах технического флота для технических средств используется не электропривод, а дизельный привод. Это застав­ляет предъявлять совсем иные требования к комплектации ДУ, а также вызывает перераспределение мощности между ГЭУ, СЭС и установкой для привода технических средств.

Судовые энергетические установки: монтаж, техническое обслуживание, ремонт.

Судовая энергетическая установка — комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов и прочих систем — предназначенных для обеспечения движения судна, а также снабжения энергией различных его механизмов. Технология монтажа и ремонта судового механического оборудования относится к одному из наиболее сложных видов судостроительного и судоремонтного производства. Монтажные операции трудоемки и длительны. Специалисты, занимающиеся монтажом, должны иметь высокую квалификацию, хорошо знать устройство судна и конструкции энергетических установок.

Баранов, Виктор Владимирович.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок : учебник / В. В. Баранов. — Санкт-Петербург : Судостроение, 2011. — 352 с.

В учебнике подробно рассматриваются современные методы монтажа механизмов, применение пластмасс и компенсирующих звеньев композитной конструкции, панельный монтаж трубопроводов, объемное макетирование и другие научно-технические достижения, позволяющие повысить производительность труда и качество работ и снизить себестоимость постройки судна. В достаточной степени отражены вопросы техники безопасности, функции Российского морского и речного регистра, мероприятия по охране окружающей среды.
Учебник предназначен для студентов колледжей и техникумов, а также может быть использован студентами вузов по специальности «Кораблестроение и океанотехника» .

Гармашев, Дмитрий Леонидович.
Монтаж судового механического оборудования / Д. Л. Гармашев. — 2-е изд., испр. и доп. – Ленинград : Судостроение, 1975. — 264 с.

В книге обобщены данные, характеризующие механическое насыщение современных судов, содержатся сведения о практике применения объемного метода проектирования и монтажа судового механического оборудования. Особо выделены наиболее важные разделы, в том числе по главным судовым двигателям, дейдвудным устройствам и др. Рассмотрена современная технология монтажа судового механического оборудования, обеспечивающая сокращение трудоемкости и длительности механомонтажных работ.
Книга может быть использована студентами высших и средних технических учебных заведений в процессе обучения.

Горелик, Борис Александрович.
Слесарно-монтажные работы в судостроении : учебник / Б. А. Горелик. – Ленинград : Судостроение, 1986. — 255 с.

Описаны устройство, принцип действия судовых машин и механизмов, а также приемы выполнения слесарных и монтажных работ.
Основное внимание обращено на описание конструкции и принципа действия различного механического оборудования, систем и трубопроводов, а также на рассмотрение технологии их монтажа и испытаний. Приведены также сведения по допускам и техническим измерениям, деталям машин и механизмов, устройствам и электрооборудованию судна, операциям слесарной обработки деталей, изделий и узлов механического оборудования.
Учебник предназначен для учащихся ПТУ, Может быть использован при профессиональном обучении рабочих на производстве.

Денисов, Борис Николаевич.
Технология монтажа и ремонт судовых энергетических установок : учебник / Б. Н. Денисов, С. З. Иванов, В. В. Колодяжный. – Ленинград : Судостроение, 1973. -272 с.

В книге изложены современные методы монтажа и испытаний главных судовых механизмов и валопроводов, вспомогательных механизмов, систем и трубопроводов. Рассмотрены вопросы организации и технологии ремонта судовых энергетических установок и механизмов общесудового назначения.
Книга представляет собой учебник для судостроительных техникумов и написана в соответствии с программой «Технология монтажа и ремонт судовых энергетических установок».

Емельянов, Павел Сергеевич.
Судовые энергетические установки : учебное пособие / П. С. Емельянов. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Издательство ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2008. — 171 с.

Изложены сведения по устройству морских судов, судовым системам. Значительное внимание уделено информации по энергетическому оборудованию современных транспортных судов судовыми дизелями, паровыми и газовыми турбинами, вспомогательными механизмами и устройствами. Рассмотрены вопросы защиты окружающей среды.
Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок».

Королевский, Юрий Павлович.
Технология ремонта судовых энергетических установок : учебник / Ю. П. Королевский. – Москва : Колос, 2006. — 311 с. — (Учебник).

В учебнике изложены краткие сведения об энергетических установках судов флота рыбной промышленности и условиях их технической эксплуатации, о судоремонтной базе. Освещены технологические процессы ремонта в последовательности их выполнения: подготовка к ремонту, дефектация, выбор методов ремонта, ремонт, изготовление типовых деталей, сборка, монтаж, испытания.
Для студентов высших учебных заведений, может быть полезна научным работникам, преподавателям и специалистам в области судового оборудования.

Кравченко, Владимир Степанович.
Монтаж судовых энергетических установок : учебник для вузов / В. С. Кравченко. – Ленинград : Судостроение, 1975. — 255 с.

В учебнике рассмотрена современная технология судовых энергетических установок. Изложены теоретические основы проектирования технологических процессов. Приведены сведения о монтажных базах, погрешностях и технологически устанавливаемых на судне агрегатов; учтены факторы, влияющие на качество и надежность монтажа. Уделено внимание вопросам испытаний механического оборудования.
Учебник предназначен для студентов кораблестроительных вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Судовые силовые установки», и может быть использован специалистами судостроительной промышленности.

Крыница, Михаил Николаевич.
Механизация труда судового слесаря-монтажника / М. Н. Крыница. – Ленинград : Судостроение, 1980. — 184 с.

В основу книги положен практический материал, отобранный по рекомендациям ряда читательских конференций и рецензий. Обобщен опыт внедрения механизации при монтаже судовых машин и механизмов, устройств, валопроводов и др. Дано подробное описание конструкций и принципов действия средств механизации, приведены их эксплуатационные характеристики.
Книга может быть полезна учащимся ПТУ и судостроительных техникумов.

Литошенко, Вадим Николаевич.
Проектирование и модернизация судовых энергетических установок : учебное пособие / В. Н. Литошенко. – Севастополь : СевНТУ, 2012. — 172 с.

В учебном пособии рассмотрены основы проектирования и модернизации судовых энергетических установок, предусмотренные соответствующими планами и программами подготовки бакалавров направления «Морской и речной транспорт», а также требований к компетенции судовых механиков Международной конвенции ПДНВ 95 (разделы А-Ш/1 и А-Ш/2).
Рекомендовано для студентов высших учебных заведений.

Обоснование типа судовой энергетической установки : учебное пособие / А. Г. Даниловский [и др.]. — Спб.: СПГУВК, 2009. — 149 с.
В пособии рассматривается начальный этап проектирования судовой энергетической установки — выбор вариантов СЭУ, перспективных для использования на судне с заданными характеристиками. Выбор производится на основе анализа показателей качества СЭУ, наиболее существенных для данного судна. Обоснованный предварительный отбор вариантов, подлежащих дальнейшему анализу, существенно снижает размерность решаемой оптимизационной задачи.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Кораблестроение», «Судовые энергетические установки» и «Судовое оборудование», может быть использовано ими при выполнении курсовых и дипломных проектов.

Пахомов, Юрий Алексеевич.
Судовые энергетические установки с двигателями внутреннего сгорания : учебник / Ю. А. Пахомов. – Москва : ТрансЛит, 2007. — 525 с.

Изложены исторические сведения развития судовых дизельных установок, сформулированы требования к ним и дано определение судовой энергетической установки как сложного энергетического комплекса, функционально связанного с судном. Приведены основные процессы преобразования и передачи энергии, согласования характеристик движителя и главного двигателя на основных эксплуатационных режимах, конструктивные схемы и рациональные области их применения, тенденции развития современных судовых дизельных установок.
Учебник предназначен для студентов и курсантов университетов, академий и училищ, специалистов, занимающихся производством, эксплуатацией и техническим обслуживанием судовых энергетических установок с ДВС.

Читайте так же:  Налог с гостевого дома

Перельман, Рувим Самуилович.
Судовые энергетические установки. Энергетика / Р. С. Перельман. – Одесса : Фенiкс, 2006. — 92 с.

В книге изложены основы теории судовых энергетических установок, анализируются тепловые схемы энергетических установок, даны методы их расчета; рассматриваются принципы компоновок оборудования. Предназначена для инженерно-технических работников судомеханической специальности, а также студентов судомеханических факультетов транспортных и кораблестроительных вузов

Перельман, Рувим Самуилович.
Комплексная автоматизация судовых энергетических установок : учебное пособие / Р. С. Перельман, Ю. А. Никифоров. – Одесса : Фенікс, 2008. — 307 с.

В книге изложена теория комплексной автоматизации судовых энергетических установок, анализируются: конструкции действующих схем автоматизации элементов судовых энергетических установок, принципы конструирования и расчетов.
Книга предназначена для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, эксплуатацией, ремонтом энергетического оборудования и судовой энергетики, а также для студентов судомеханических факультетов транспортных и кораблестроительных ВУЗов.

Пираниан, Борис Николаевич.
Технология монтажа и ремонт судовых энергетических установок : учебник / Б. Н. Пираниан, В. В. Баранов. – Ленинград : Судостроение, 1985. — 248 с.

Рассмотрены основы технологии монтажа механического оборудования, систем и трубопроводов, вопросы организации и технологии ремонта основных элементов судовых энергетических установок.
Учебник предназначен для учащихся судостроительных техникумов и может быть использован учащимися профессионально-технических училищ, готовящих слесарей-монтажников.

Раздрогин, Юрий Владимирович.
Справочник по монтажу судового механического оборудования / Ю. В. Раздрогин. – Ленинград : Судостроение, 1981. — 198 с.

В справочнике приведены принципы рационального проектирования установки оборудования на фундаментах, расчеты конструктивно-технологических параметров элементов соединения механизмов с фундаментом. Изложена прогрессивная технология монтажа механизмов, даны рекомендации по использованию современных технических средств механизации и контроля основных операций механомонтажных работ. Материал иллюстрирован графиками и справочными таблицами.
Справочник предназначен для инженеров-конструкторов, технологов, научных работников, занимающихся проектированием и монтажом судового механического оборудования.

Сизых, Василий Афанасьевич.
Судовые энергетические установки : учебник / В. А. Сизых. — 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ТрансЛИТ, 2006. — 352 с. — (Учебник).

В книге рассмотрены конструкции и принципы действия главных и вспомогательных дизелей, палубных механизмов, вспомогательных котлов и судовых насосов, а также приведены необходимые сведения по их техническому обслуживанию.
Книга предназначена в качестве учебника для учащихся электромеханической и судоремонтной специальностей речных училищ и техникумов.

Соболенко, Анатолий Николаевич.
Судовые энергетические установки: дипломное проектирование. Часть 1 : учебное пособие / А. Н. Соболенко, Р. Р. Симашов. — Москва : МОРКНИГА, 2015.

Соболенко, Анатолий Николаевич.
Судовые энергетические установки: дипломное проектирование. Часть 2 : учебное пособие / А. Н. Соболенко, Р. Р. Симашов. — Москва : МОРКНИГА, 2015.

В первой части пособия определены задачи дипломного проектирования, перечислены основные темы, прописаны правила выполнения и оформления дипломной работы. Рассмотрены основные разделы проектного характера, касающиеся вопросов выбора типа СЭУ, главного двигателя и главной передачи; основ расчета валопровода на прочность; систем СЭУ, а также систем общесудового назначения; рулевого, якорного, швартовных, буксирных, грузовых устройств; вспомогательной парокотельной и вспомогательных утилизационных установок. Приведены расчет мощности судовой электростанции, методика определения запасов топлива, масла и воды, проектирование размещения СЭУ и расположения механизмов с МО, описаны особенности управления СЭУ.
Во второй части пособия содержатся сведения об основных разделах эксплуатационного характера, нагрузок главного и вспомогательных дизелей, а также надежности элементов СЭУ. Дается описание конструктивного узла проекта, технологическая часть, освещены способы повышения экономичности СЭУ, вопросы охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности, особенности технико-экономического обоснования проекта. Представлен процесс организации защиты дипломных проектов.

Толшин, Валерий Иннокентьевич.
Автоматизация судовых энергетических установок : учебник для вузов / В. И. Толшин, В. А. Сизых. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : РКонсульт, 2003. — 303 с.

В книге рассмотрены основные положения теории автоматического управления, необходимые при изучении принципов действия, настройки, а также проектирования судовых автоматических систем; приведены конструкции автоматических систем, применяемых на водном транспорте. Рекомендуется учебно-методическим объединением по высшему образованию для студентов высших учебных заведений водного транспорта.

Шенинг, Збигнев Робертович.
Модульно-агрегатный метод монтажа судового оборудования / З. Р. Шенинг. — Ленинград : Судостроение, 1991. — 232 с.

В книге собраны сведения об особенностях конструкции и технологии монтажа судового механического оборудования при использовании модульно-агрегатного метода (МАМ), изложены теоретические основы МАМ, его преимущества, рассмотрены вопросы проектирования сборочно-монтажных единиц (СМЕ), включая методику компоновки СМЕ, их унификацию и типизацию МО судов, приведена информация о применении МАМ в зарубежном судостроении. Особую ценность представляеют типовые схемы энергетических установок и общесудовых систем, которые являются основным документом для дальнейшего формирования СМЕ.
Для инженерно-технических работников судостроения и специалистов смежных областей техники, занятых вопросами МАМ.

Выставку подготовила
Ионина Н. А.
(библиотекарь I категории)

Основные требования к СЭУ

Судовая энергетическая установка должна удовлетворять следующим основным технико-экономическим и эксплуатационным требованиям:
— быть экономичной, т.е. строительная стоимость и эксплуатационные затраты на нее должны быть оптимальными;
— главная судовая энергетическая установка должна обеспечивать заданную скорость хода судна, обладать достаточными маневренными качествами на всех режимах его движения и иметь высокий моторесурс;
— снабжать потребителей различными видами энергии и холодом при высокой экономичности процессов превращения тепловой энергии в механическую и электрическую;

— процессы управления и регулирования должны быть автоматизированы;
— быть надежной, то есть иметь оптимальную вероятность безотказной работы, требовать минимальное время на устранение неисправностей и сохранять работоспособность в аварийных ситуациях;
— при работе не оказывать вредного воздействия на обслуживающий персонал, пассажиров и не загрязнять окружающую среду;
— иметь малые габариты и массу.
В зависимости от типа и назначения судна к СЭУ могут предъявляться также специальные требования.
Некоторые из указанных требований не всегда могут быть удовлетворены полностью. Это зависит от возможности реализации технических решений, обеспечивающих выполнение предъявляемых требований. Кроме того, осуществление отдельных технических решений во многих случаях ограничивается или оказывается невозможным из-за недостаточной научно-технической разработки вопросов, связанных с проектированием судовой энергетической установки и ее элементов, или из-за отсутствия развитой производственной базы.

Эксплуатация судовых энергетических установок — WEBSITE X5 UNREGISTERED VERSION — КГБОУ СПО «Хабаровский судостроительный колледж» [Официальный сайт]

Эксплуатация судовых энергетических установок

1. Общая характеристика специальности

1.1. Специальность 180407 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 639 в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 года за №355 «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования» и перечня профессий профессиональной подготовки (Приказ № 1440 от 01.04.2011г.)

1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 180407 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики:

1.3. Нормативный срок освоенияосновной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования — 2 года 10 месяцев;
на базе основного общего образования — 3 года 10 месяцев .

2. Квалификация выпускника — техник- судомеханик.
3. Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве техника- судомеханика по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту энергетических установок, вспомогательных механизмов, корпусных устройств и систем судов, принадлежащих судовладельческим организациям различных организационно- правовых форм собственности.
4. Основные виды деятельности техника- судомеханика:
производственно- технологическая — эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт энергетической установки, вспомогательных механизмов, корпусных устройств и систем судна;
организационно- управленческая — планирование и организация работы вахтенной службы в машинном отделении судна, использование энергетических установок, вспомогательных механизмов, корпусных устройств и систем судов, обеспечение безопасности плавания, жизнедеятельности экипажа в нормальных и экстремальных условиях работы судна.
Выпускник должен уметь : Анализировать режимы эксплуатации судовой энергетической установки и находить оптимальные решения её технического обслуживания при работе на заданном режиме; разбирать, ремонтировать, собирать судовые технические устройства и механизмы, регулировать их рабочие параметры, диагностировать их работу, читать схемы и чертежи; принимать оптимальные решения в экстремальных ситуациях; применять средства борьбы за живучесть судна и судовые спасательные средства.
Выпускник должен знать : Основы теории двигателей внутреннего сгорания, котельной установки, электрических машин, турбоустановок, паровых машин, систем автоматического регулирования, управления и диагностики; устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем, электрооборудования, электронных; термодинамические процессы работы судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов; основы теплопередачи в теплообменном оборудовании; основы теории гидравлики; основные положения нормативной документации судовладельца и Министерства транспорта Российской Федерации по судоходству и трудовой деятельности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, судовой санитарии, противопожарной защиты; требования Российского морского регистра судоходства и международных конвенций; основные положения Кодекса торгового мореплавания; Устав службы на судах.

Читайте так же:  Ооо несет субсидиарную ответственность

Судовые энергетические установки

Для студентов специальности «Судостроение и судоремонт» и других специальностей кораблестроительных институтов, институтов морского флота и водного транспорта, инженерно-технических работников конструкторских бюро и предприятий судостроительной промышленности.
Основы теплотехники, принцип работы и состав главных и вспомогательных судовых энергетических установок различных типов и их основные показатели.

Различные типы передач, взаимодействие главных двигателей и движителей, примеры общего расположения установок в машинно-котельных отделениях и основы выбора энергетической установки в зависимости от типа и назначения судна. Основные сведения по испытанию и эксплуатации энергетических установок.

Введение
Понятие энергетической установки и ее состав
Преобразование энергии в энергетических установках
Классификация судовых энергетических установок
Краткий исторический очерк развития судовых установок

Глава I. Основы технической термодинамики
§ 1. Идеальные газы, основные понятия и свойства
Задача технической термодинамики. Жидкость, пар и газ. Параметры состояния газов и уравнение теплового состояния. Уравнение теплового состояния газовых смесей.
§ 2. Теплоемкость газов, первый закон термодинамики
Теплота и ее измерение. Теплоемкость газа и смеси газов. Первый закон термодинамики. Энтальпия.
§ 3. Процессы изменения состояния газов
Графическое изображение процессов. Энтропия. Термодинамические процессы. Обратимые и необратимые процессы.
§ 4. Замкнутые процессы (циклы) и второй закон термодинамики
§ 5. Водяной пар
Критическая температура. Парообразование. Энтальпий жидкости и пара. Таблицы пара. Диаграммы водяного пара.

Глава II. Основные требования, предъявляемые к судовым энергетическим установкам, и показатели установок
§ 6. Технико-экономические и эксплуатационные требования к судовым энергетическим установкам
§ 7. Показатели судовых энергетических установок
Мощностные показатели. Экономические показатели. Весовая нагрузка и весовые показатели. Размещение энергетической установки и габаритные показатели. Маневренные показатели. Надежность. Эффект автоматизации. Условия обитаемости. Общая оценка показателей СЭУ.

Глава III. Топливо, масло и вода
§ 8. Топливо
Основные виды органического топлива. Физико-химический состав топлива. Удельная теплотворность топлива. Горение топлива. Количество воздуха, Необходимое для горения. Основные физико-химические характеристики жидкого топлива. Топливо для паросиловых установок. Топливо для дизельных установок. Топливо для газотурбинных установок. Топливо для ядерных установок.
§ 9. Масло
Требования, предъявляемые к маслам. Основные физико-химические свойства. Присадки к маслам. Масла для турбинных установок. Масла для дизельных установок. Компрессорные масла.
§ 10. Вода
Основные физико-технические характеристики. Питательная вода для котлов и ее очистка.

Глава IV. Паротурбинные установки
§ 11. Циклы и тепловые схемы паротурбинных установок
Идеальный цикл Ренкина. Влияние параметров пара на термический к. п. д. цикла Ренкина. Регенеративный (тепловозвратный) цикл. Цикл с промежуточным перегревом пара.
§ 12. Судовые паровые котлы и основы теплопередачи
Принцип действия паровых котлов. Основы теплопередачи. Водотрубные котлы с естественной циркуляцией воды. Водотрубные котлы с принудительной циркуляцией. Высоконапорные котлы. Основные показатели судовых котлов.
§ 13. Паровые турбины
Принцип действия турбин и основы теории истечения. Работа пара в многоступенчатой турбине, мощность турбины и ее регулирование. Компоновка турбозубчатых агрегатов, общее устройство турбин и их основные характеристики. Конденсаторы.
§ 14. Системы паротурбинных установок
Конденсатно-питательная система. Циркуляционная система охлаждения. Система смазки. Топливная система. Воздухоподающая система котлов. Вентиляция машинных и котельных отделений.
§ 15. Размещение паротурбинных установок и их основные показатели Размещение паротурбинных установок. Основные показатели паротурбинных установок. Перспективы развития паротурбинных установок.

Глава V. Дизельные установки
§ 16. Принцип действия и устройство судовых двигателей внутреннего сгорания, их классификация и обозначения
§ 17. Идеальные циклы двигателей, потери к. п. д. и мощность
§ 18. Наддув судовых двигателей, утилизация тепловых потерь, тепловые схемы дизельных установок
Наддув. Утилизация тепловых потерь. Тепловые схемы дизельных установок.
§ 19. Системы дизельных установок
Топливная система. Масляная система. Система охлаждения. Система сжатого воздуха. Газовыхлопная система. Система вентиляции и подачи воздуха к двигателям. Система автоматизированного и дистанционного управления.
§ 20. Типы дизельных установок и области их применения
§ 21. Размещение установок и их показатели. Основные данные некоторых двигателей и их конструкция
§ 22. Совместная работа дизельных установок и движителей Неравномерность вращения двигателей.

Глава VI. Газотурбинные установки
§ 23. Циклы и тепловые схемы
Идеальный цикл ГТУ с подводом тепла при постоянном давлении. Реальный цикл. Способы повышения экономичности ГТУ. Закрытый цикл. ГТУ с СПГГ.
§ 24. Конструктивное устройство основных узлов ГТУ
Газовые турбины, компрессоры. Камеры сгорания. Регенераторы и воздухоохладители. Свободно-поршневые генераторы газа
§ 25. Системы ГТУ
Система смазки. Топливная система. Система охлаждения. Система регулирования, управления и защипы.
§ 26. Компоновка и размещение ГТУ
ГТУ танкера «Аурис». ГТУ судна «Джон Серджент». Отечественные установки ГТУ-10 и ГТУ-20. ГТУ с СПГГ лесовоза «Павлин Виноградов».
§ 27. Основные показатели ГТУ
Экономичность. Вес и габариты. Маневренность. Надежность. Шумность.

Глава VII. Ядерные энергетические установки
§ 28. Физические основы работы ядерных реакторов
§ 29. Ядерное топливо и реакторы
Уран и его соединения. Теплоносители. Ядерные реакторы.
§ 30. Системы ядерных энергетических установок
§31. Принципиальные схемы и особенности ядерных установок Схема ЯЭУ с ВВРД на ледоколе «Ленин». Схема ЯЭУ грузо-пассажирского судна «Саванна». Энергетическая установка с пароохлаж-даемым реактором. Энергетическая установка с ГОхР. Особенности ядерных установок. Биологическая защита.
§ 32. Размещение на судне и тепловая экономичность ядерных установок

Глава VIII. Вспомогательные механизмы и установки
§ 33. Вспомогательные механизмы систем судовых установок
Насосы. Вентиляторы. Компрессоры.
§ 34. Судовая электростанция
§ 35. Вспомогательная котельная установка
§ 36. Испарительно-опреснительные установки

Глава IX. Валопровод и передачи
§ 37. Валопровод
Назначение валопровода и его основные элементы. Нагрузки, действующие на валопровод, и основы его расчета.
§ 38. Передачи и муфты
Назначение и классификация передач. Зубчатые передачи. Электрические передачи. Гидравлические передачи. Передачи с электродинамическими муфтами. Передачи с шинно-пневматическими муфтами. Неразъединяемые эластичные соединительные муфты.

Глава X. Выбор типа судовой энергетической установки и основы ее проектирования.
§ 39. Области применения судовых энергетических установок
Энергетические установки транспортных судов. Дизельные установки. Паротурбинные установки. Автоматизация энергетических установок. Движители транспортных судов. Энергетические установки промысловых и вспомогательных судов. Энергетические установки легких быстроходных судов.
§ 40. Выбор типа судовой энергетической установки при проектировании Вопросы, решаемые при выборе типа установки, и необходимые исходные данные. Определение состава рассматриваемых вариантов. Проработка рассматриваемых вариантов. Сравнительная оценка рассматриваемых вариантов. Выбор числа движителей.
§ 41. Определение состава оборудования и проектирование расположения
судовой энергетической установки
Определение состава оборудования энергетической установки. Размещение энергетической установки на судне. Размещение запасов топлива. Расположение главных двигателей, котельных установок и оборудования судовых электростанций. Расположение вспомогательного оборудования. Расположение постов управления и выходов, обеспечение обслуживания и ремонта оборудования. Меры защиты от шума и вибрации.
§ 42. Расчеты запасов топлива, масла и воды. Расчеты весовой нагрузки
§ 43. Последовательность проектирования судовой энергетической установки
Предварительные этапы проектирования. Эскизный проект. Технический проект. Рабочее проектирование. Проектирование и освоение новых образцов механизмов и оборудования. Наблюдение за проектированием и классификационные организации.

Глава XI. Испытания и основы эксплуатации судовых энергетических установок
§ 44. Испытания судовых энергетических установок
§ 45. Контрольно-измерительные приборы
§ 46. Основы эксплуатации судовых энергетических установок Паротурбинные установки
Подготовка котельной установки. Подготовка турбинной установки
Обслуживание в процессе эксплуатации. Профилактический ремонт.
Консервация.
Дизельные установки
Подготовка к действию и пуск дизельной установки. Обслуживание в процессе эксплуатации. Профилактический ремонт. Консервация.
Соотношения единиц измерения