Ввод и обработка цифровой информации практикум учебное пособие

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Ввод и обработка цифровой информации. Практикум

Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС СПО по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации».Содержатся практические работы по настройке аппаратного обеспечения, обработке звука, видео и графики. В приложении дан перечень примерных тем учебных исследовательских проектов, приведены задания для самостоятельной работы и основные операции в программе PowerPoint.Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть использовано при подготовке и переподготовке кадров и самостоятельном изучении мультимедийных возможностей компьютера.

ПМ 01 Ввод и обработка цифровой информации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

с. ПЛЕШАНОВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

В Красногвардейском районе

Рабочая ПРОГРАММа междисциплинарного курса

МДК 01.01 Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации

ПМ 01Ввод и обработка цифровой информации

для профессии09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

срок обучения 2 года 5 месяцев

Рабочая программа междисциплинарного курса (МДК) 01.01« Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО)

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Организация-разработчик: Филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Аграрный техникум» села Плешаново Оренбургской области

Рассмотрена на методической комиссии преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения

Протокол № от «29» августа 2017г. Председатель ___________ О.Г. Балакин

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности )

1. паспорт ПРОГРАММЫ

РабочЕЙ ПРОГРАММЫ междисциплинарного курса

«Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации»

Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ввод и обработка цифровой информации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1 Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.

ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.

ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.

ПК 1.4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.

ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.

Программа профессионального модуля может быть использована по очно-заочной (вечерней) форме получения образования на базе среднего (полного) общего образования и основного общего образования, а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих: для работы и обслуживания электронно-вычислительных и вычислительных машин.

Опыт работы не требуется.

Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

ПО1.подключения кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;

ПО.2настройки параметров функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;

ПО3.ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;

ПО4.сканирования, обработки и распознавания документов;

ПО5.конвертирования медиафайлов в различные форматы, экспорта и импорта файлов в различные программы-редакторы;

ПО6.обработки аудио, визуального и мультимедийного контента с помощью специализированных программ-редакторов;

ПО7.создания и воспроизведения видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиафайлов и другой итоговой продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов;

ПО8.осуществления навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов сети Интернет;

У1.подключать и настраивать параметры функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;

У2.настраивать основные компоненты графического интерфейса операционной системы и специализированных программ-редакторов;

У3.управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в сети Интернет;

У4.производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;

У5.распознавать сканированные текстовые документы с помощью программ распознавания текста;

У6.вводить цифровую и аналоговую информацию в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;

У7.создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики;

У8.конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы;

У9.производить сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов;

У10.производить съемку и передачу цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер;

У11.обрабатывать аудио, визуальный контент и медиафайлы средствами звуковых, графических и видео-редакторов;

У12.создавать видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов;

У13.воспроизводить аудио, визуальный контент и медиафайлы средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования;

У14.производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;

У15.использовать мультимедиа-проектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера;

У16.вести отчетную и техническую документацию

З1.устройство персональных компьютеров, основные блоки, функции и технические характеристики;

З2.архитектуру, состав, функции и классификацию операционных систем персонального компьютера;

З3.виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;

З4.принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования;

З5.принципы цифрового представления звуковой, графической, видео и мультимедийной информации в персональном компьютере;

З6.виды и параметры форматов аудио-, графических, видео- и мультимедийных файлов и методы их конвертирования;

З7.назначение, возможности, правила эксплуатации мультимедийного оборудования;

З8.основные типы интерфейсов для подключения мультимедийного оборудования;

З9.основные приемы обработки цифровой информации;

З10.назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука;

З11.назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки графических изображений;

З12.назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки видео- и мультимедиа контента;

З13.структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет;

З14.назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц;

З15.нормативные документы по охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным, мультимедийным оборудованием и компьютерной оргтехникой

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы МДК:

всего – 766 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 436 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 294 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 142 часов;

учебной и производственной практики – 330 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Ввод и обработка цифровой информации, том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Наименование результата обучения

Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.

Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.

Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.

Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.

Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов( максимальная учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

Подготовка к работе и настройка аппаратного обеспечения

Ввод и обработка цифровой информации

3.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации

МДК 01.01 Технологии создания и обработки цифровой мультимедийной информации

Раздел 1 Подготовка к работе и настройка аппаратного обеспечения

Тема 1.1 Основные понятия мультимедиа.

Структура МДК, цели и задачи, осваиваемые компетенции

Основные понятия мультимедиа.

Понятия мультимедиа, аналоговая и цифровая информация, звук, характеристика звука, видео, характеристики видеосигнала, разрешение, цветовое разрешение видеосигнала, видеопоток, качество видео, видеоформат.

Ввод и обработка цифровой информации

Принципы построения мультимедиа в ПК.

Аналоговая и цифровая информация, дискретная информация, звук, частота, амплитуда, динамический диапазон, кодек, частота дискретизации, разрядность квантовая, битрейт, видео, авторинг, видеоформат.

Самостоятельная работа студента:

Области применения мультимедиа.

Тематический контроль «Основные понятия мультимедиа»

Основные понятия мультимедиа и принципы построения мультимедиа в ПК.

Тема 1.2. Аппаратные и программные компоненты мультимедиа

Нормативные документы по охране труда при работе с персональным компьютером, ПУ, мультимедийным оборудованием и компьютерной оргтехникой

Требования по электрической безопасности. Система гигиенических требований.

Требования к рабочему месту и к организации занятий

Техника безопасности и охраны труда при работе на ПК

Условия труда пользователя работающего на ПК, оптимальные и допустимые параметры, организация рабочего места пользователя

Техника безопасности и охраны труда при работе на ПК

Техника безопасности и охраны труда при работе на ПК

Практикум А.В. Курилов Ввод и обработка цифровой информации

Устройство персональных компьютеров

Системный блок. Монитор. Клавиатура. Мышь. Интерфейс.

Возможности аппаратных средств мультимедиа

Назначение и возможности аппаратных средств. Правила эксплуатации.

Порядок включения и выключения компьютера

Проверка напряжения сети, защита от недостатка электропитания, включении ПК, управление режимами электропотребления

Правила эксплуатации ПК

Режимы работы, панель управления, уход за компьютером

Конфигурация персонального компьютера

Определение конфигураций ПК

Контрольная работа «Конфигурация компьютера»

Устройство и конфигурация компьютера, правила эксплуатации ПК.

Аппаратные средства обеспечения звуковых технологий

Аппаратное обеспечение звуковой подсистемы

Сравнительные характеристики аппаратных средств обеспечения звуковых технологий

Мультимедийные возможности ПК

Мультимедийные возможности ПК, сведения о системе

Самостоятельная работа студента:

Сравнительные характеристики оборудования по обеспечению звуковых технологий

Самостоятельная работа студента:

Определение неисправностей ПК, компьютерное тестирование

Компьютерные средства обеспечения видеотехнологий

Аппаратная поддержка сжатия видео

Контрольная работа «Средства обеспечения видеотехнологий»

Средства для обеспечения звуко/видеотехнологий

Виды и назначение периферийных устройств

Виды переферийных устройств и их назначение

Характеристика монитора. Размер экрана. Максимальное разрешение

Частота развертки. Угол обзора у экрана

Сравнительная характеристика ЖК-мониторов

Контрольная работа «Периферийные устройства»

Периферийные устройства, их свойства и назначения.

Клавиатура и мышь

Многофункциональная клавиатура. Манипулятор «Мышь»

Беспроводная клавиатура и мышь.

Сравнительные характеристики принтеров

Сравнительные характеристики принтеров

Сканеры. Планшетные. Ручные

Слайд-сканеры. Барабанные сканеры

Сравнительные характеристики сканеров

Сравнительные характеристики сканеров

Контрольная работа «Устройства ввода информации»

Устройства ввода информации их свойства и назначения

Характеристики цифровых фотокамер

Технологический процесс в цифровой фотографии

Web- камеры, видеокамеры

Видеокамеры-гибрид. Основные характеристики видеокамер

Электронный стабилизатор. Принцип действия

Типы развертки. Чувствительность

Размер матрицы. Карта памяти. Встроенные эффекты

Сравнительные характеристики фото и видеооборудования

Сравнительные характеристики фото и видеооборудования

Самостоятельная работа студента:

Сравнительные характеристики периферийного оборудования

Принцип установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования

Установка системных драйверов. Настройка видеоадаптера и монитора

Настройка звукового адаптера

Компоненты сети. Сетевые карты

Точки доступа к сети

Настройка аппаратного обеспечения мультимедийного оборудования

Настройка аппаратного обеспечения мультимедийного оборудования

Программные средства мультимедиа

Программные средства мультимедиа

Установка и удаление дополнительного оборудования

Настройка аппаратного обеспечения мультимедийного оборудования

Подключение и настройка звукового оборудования

Подключение и настройка звукового оборудования

Подключение фото и видеокамер

Подключение фото и видеокамер

Программные средства мультимедиа

Программные средства мультимедиа

Самостоятельная работа студента:

Принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования

Контрольная работа «Программные средства мультимедиа»

Программные средства мультимедиа и их настройка

Читайте так же:  Как установить моды на майнкрафт лицензия

Тема 1.3. Носители мультимедиа

Оптические запоминающие устройства, устройства и характеристики, CD , DVD , Blue — Ray , флеш-носители, характеристики сравнений стандартов

Технология хранения мультимедийной информации

Виды носителей, технология записи воспроизведения мультимедийной информации

Самостоятельная работа студента:

Технические характеристики устройств хранения мультимедийной информации

Контрольная работа «Носители мультимедиа»

Виды носителей информации и их характеристики.

Итого по разделу: лекций

внеаудиторной самостоятельной работы

Добавление, удаление и замена комплектующих персонального компьютера.

Диагностика компьютера с помощью CPU-Z.

Замена термопасты на центральном процессоре персонального компьютера.

Анализ технических характеристик комплектующих компьютера, тестирование производительности и мониторинг состояния ключевых узлов системыс помощью программы AIDA64 (EVEREST).

Установка пароля на локальную папку в операционной системе семейства Windows .

Поиск и установка драйверов принтеров.

Устранение неполадок компьютера с помощью безопасного режима.

Тестирование компьютера.Очистка жесткого диска.

Установка и удаление дополнительного оборудования в ОС Windows .

Подключение и настройка звукового оборудования.

Подключение фотоаппарата к компьютеру.Подключение веб-камеры к компьютеру.

Запись мультимедийной информации на носитель.

Раздел 2. Ввод и обработка цифровой информации

Тема 2.1. Воспроизведение звуковой информации

Форматы и компрессия звуковых файлов

Формат MIDI, WAV

Формат MP3, VQF, формат аудиосжатия

Диспетчер звуковых эффектов, управление звуковыми устройствами, громкость, звукозапись, WindowsMediaPlayer

Ввод и редактирование звука

WindowsMediaPlayer , WinAmp , генераторы, анализаторы, виртуальные синтезаторы.

Воспроизведение звуковой информации

Интерфейсы и медиаплееры, воспроизведение мультимедиа

Обработка звука на компьютере

Обработка звука на компьютере

Анализ форматов звуковых файлов, технология обработки и редактирования звуковой информации

Контрольная работа «Звуковая информация»

Основные характеристики звуковой информации, форматы и компрессия звуковых файлов

Тема 2.2. Ввод и обработка видео на компьютере

Форматы и компрессия видеофайлов.

Стандарты сжатия, форматы видеофайлов

Требования к компьютеру для оцифровки видео

Характеристики процессора, оперативной памяти, жесткий диск, файловая система, ОС, драйверы устройств, кабели подключения, видеокарта.

Оцифровка и захвата аналогового видео, разрешение видео при оцифровке, соотношение сторон видео, диапазоны характеристик.

Обработка и сжатие видеоматериала

Режимы и методы финальной обработки видеоинформации

Программные продукты для обработки видео.

Презентация программных продуктов по обработке видеоинформации

Обработка видео на компьютере

Этапы создания видео, раскадровка, шкала времени, видеодорожка, аудиодорожка, конвертация видео.

Создание и обработка видеофильма

Создание и обработка видеофильма

Самостоятельная работа студента:

Технология создания и обработки видеоинформации

Контрольная работа «Форматы и компрессия видеофайлов»

Стандарты сжатия и форматы видеофайлов и их основные характеристики.

Тема 2.3. Введение в компьютерную графику.

История и основные понятия компьютерной графики

История возникновения компьютерной графики, источники получения рисунков,разрешение, цвета в компьютерной графике

Виды компьютерной графики

Растровая и векторная графика

Описание информации о палитре. Таблица цветов

Палитры, таблица цветов

Обзор графических форматов

Обзор основных форматов при работе с графикой.

Программная реализация базовых алгоритмов компьютерной графики

Программная реализация базовых алгоритмов компьютерной графики

Самостоятельная работа студента:

Сравнительные характеристики компьютерной графики

Контрольная работа «Компьютерная графика»

История компьютерной графики и ее виды. Основные форматы компьютерной графики.

Тема 2.4. Векторная графика

Основные понятия и принципы построения векторных изображений

Кодирование, ASCII , цвет векторной графики, достоинства и недостатки векторной графики

Программы обработки векторной графики. Инструментальные средства

Adobe Illistrator, Corel Draw, Компас 3D.

Знакомство с интерфейсом

Знакомство с интерфейсом

Технология создания и обработки векторной графики

Технология создания и обработки векторной графики

Самостоятельная работа студента:

Создание 3D модели из плоского чертежа в Blender 3 D .

Контрольная работа «Векторная графика»

Основные понятия и принципы построения векторных изображений

Тема 2.5. Растровая графика

Основные понятия и принципы построения растровых изображений

Пиксель, разрешающая способность растра, форматы файлов, достоинства и недостатки растровой графики

Программы обработки растровой графики. Инструментальные средства

AdobePhotoshop , назначение и интерфейс программы

Приемы и технологии обработки растровой графики

Приемы и технологии обработки растровой графики

Технология создания и обработки растровой графики

Технология создания и обработки растровой графики

Самостоятельная работа студента:

Растровое кодирование цветного изображения

Контрольная работа «Растровая графика»

Основные понятия и принципы построения растровых изображений

Тема 2.6. Ввод и обработка цифрового фото

Перевод аналогового изображения в цифровое

Аналогово-цифровой преобразователь, оптическое разрешение, технические характеристики.

Получение цифрового фото с помощью цифрового аппарата

Композиция. Портретная фотография. Ночная съемка

Перенос отснятых снимков на компьютер

Использование программ обработки цифровой фотографии

Этапы обработки цифрового изображения

Цветовой баланс. Гистограмма

Гистограмма изображения с зеркальными бликами, обработанная цифровыми методами

Создание цифровых фотоальбомов

Создание цифровых фотоальбомов

Самостоятельная работа студента:

Контрольная работа «Цифровое фото»

Основные характеристики цифрового фото, правила создания фотографии.

Тема 2.7 Технология представления информации в виде презентации

Особенности создания мультимедийных презентаций

Общие сведения о программе MS OfficePowerPoint

Рабочаяобласть MSOfficePowerPoint. Особенности интерфейса программы

Технология и алгоритм создания мультимедиа презентаций

Технология и алгоритм создания мультимедиа презентаций

Технология создания интерактивных мультимедиа презентаций

Технология создания интерактивных мультимедиа презентаций

Самостоятельная работа студента:

Создание интерактивной мультимедиа презентации

Итого по разделу: лекций

внеаудиторной самостоятельной работы

Форма промежуточной аттестации по МДК 01.01.в форме экзамена

Работа со стандартными форматами файлов цифрового звука.

Монтаж видео в программе MovieMaker.Работа с программами для обрезания видео.

Работа с видеоредакторомMovaviVideoEditor.

Обработка видео в видеоредакторедля LinuxOpenShot.

Обработка видео в видеоредакторедля LinuxKdenlive.

Обработка видео в видеоредакторедля LinuxPitivi.

Обработка видео в видеоредакторедля LinuxBlender.

Обработка видео в видеоредакторедля LinuxLightworks.

Обработка видео в видеоредактореKdenlive.

Конвертация видео в различные форматы.

Создание рисунка в растровой и векторной графике.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля требует наличия учебных кабинетов информатики и информационных технологий.

Технические средства обучения:

— персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

— рабочие станции с выходом в интернет и сервер;

Оборудование учебного кабинета и лаборатории:

— рабочие места по количеству студентов;

— рабочее место преподавателя;

— комплект учебно-методических материалов, методические рекомендации и разработки;

— плакаты по устройству различного оборудования;

— образцы инструментов, приспособлений;

— измерительные приборы и тестовые разъемы для проверки портов ПК;

— макеты аппаратных частей вычислительной техники и оргтехники;

— салфетки для чистки оборудования;

— инструменты для работы с системным блоком;

4.2. Информационное обеспечение обучения

1. А.В. Остроух Ввод и обработка цифровой информации, Академия, М., 2015

2. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.пособие для студ. сред. проф. образования. 9-е изд. – М.: Академия, 2011

3. В.П.Молочков,Информационные технологии в профессиональной деятельности, Академия, М.,2011

1. Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2011

2. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учебное пособие, Москва: «Фаир-пресс», 2014.

3. Энджел Й. Практическое введение в машинную графику, Москва : «Радио и связь», 2012.

4. Угринович Н. Практикум по информатике и вычислительной техники, Москва: Бином Лаборатория знаний, 2013.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Профессиональный модуль изучается параллельно с изучением учебных дисциплин общепрофессионального цикла.

Выполнение практических занятий предполагает деление группы по числу рабочих мест, оборудованных персональным компьютером и мультимедийным оборудованием.

Учебная практика по модулю проходит линейно одновременно с изучением теоретической части МДК.

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках ПМ является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.

В процессе обучения используются различные виды информационно-коммуникационных технологий.

Консультации обучающихся проводятся согласно графику консультаций, составленному учебным заведением.

Текущий контроль освоения содержания МДК осуществляется в форме тестовых заданий и практических занятий.

Формой аттестации МДК.01.01 является экзамен.

4.4. Применяемые педагогические технологии

При освоении профессионального модуля применяются технологии:

— интегральная (объединяющая) технология обучения

— технология коллективной учебно-познавательной деятельности.

— коллективного способа обучения,

4.5. Методы и формы работы

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные (лекция, рассказ, беседа, диалог);

наглядные (демонстрация, иллюстрация, презентация);

практические (лабораторные работы, упражнения, выполнение заданий);

логические (индуктивные, дедуктивные, аналогии);

гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);

самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, оборудованием).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

методы формирования интереса к профессии (учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций, семинар, «мозговой штурм», деловая игра, «круглый стол», анализ конкретных ситуаций);

методы формирования долга и ответственности в получении профессии (поощрение, одобрение, порицание).

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

устная, письменная проверка и проверка с использованием ЭВМ (лабораторная работа, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа),

методы самоконтроля (портфолио работ).

4.6. Спецификация учебно-методического комплекса

4.7. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»:

1. обучение по междисциплинарному курсу (курсам) обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

2. руководство практикой:

• Инженерно-педагогический состав — обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

• Мастера — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Тип и вид контроля

Раздел 1 Подготовка к работе и настройка аппаратного обеспечения

ПК 1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, переферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.

ПК 2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.

ПК 3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.

Анализ готовности аппаратного обеспечения и переферийных устройств, а так же операционной системы.

Выполнение ввода цифровой и аналоговой информации в ПК с различных носителей.

Осуществление конвертации файлов с цифровой информации в различные форматы

Промежуточный обобщающий педагогический контроль

Компьютер, процессор 1 ГГц или выше;

ОЗУ 1Гбайт,16 Гбайт дискового пространства,установочный диск с лицензионной или пробной операционной системой, периферийное устройство.

Раздел 2. Ввод и обработка цифровой информации

ПК 3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.

ПК 4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.

ПК 5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.

Промежуточный обобщающий педагогический контроль

Компьютер, процессор 1 ГГц или выше;

ОЗУ 1Гбайт,16 Гбайт дискового пространства,установочный диск с лицензионной или пробной операционной системой, периферийное устройство.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

— Участие в профессиональных конкурсах

— Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

— Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в процессе создания мультимедийного контента

— Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

— Экспертное наблюдение и оценка при выполнениипрактических и самостоятельных.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

— Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач

— Самоанализ и коррекция результатов собственной работы

— Экспертное наблюдение и оценка при выполнениипрактических и самостоятельных.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

— Нахождение информации с помощью современных информационных технологий

— Использование найденной информации для эффективного выполнения профессиональных задач

— Экспертное наблюдение и оценка при выполнениипрактических и самостоятельных.

Читайте так же:  Материнский капитал родила в 2012 году

Ввод и обработка цифровой информации

1 НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ А. В. Курилова, В. О. Оганесян Ввод и обработка цифровой информации Практикум Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» Регистрационный номер рецензии 660 от 18 декабря 2012 г. ФГАУ «ФИРО» Москва Издательский центр «Академия» 2013

2 УДК (075.32) ББК 32.81я722 К931 Р е ц е н з е н т зам. директора по информационным технологиям Колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве 17 А. Б. Караваев Курилова А.В. К931 Ввод и обработка цифровой информации. Практикум : учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования / А. В. Курилова, В. О. Оганесян. М. : Издательский центр «Академия», с. ISBN Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС НПО по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации». Содержатся практические работы по настройке аппаратного обеспечения, обработке звука, видео и графики. В приложении дан перечень примерных тем учебных исследовательских проектов, приведены задания для самостоятельной работы и основные операции в программе PowerPoint. Для учащихся учреждений начального профессионального образования. Может быть использовано при подготовке и переподготовке кадров и самостоятельном изучении мультимедийных возможностей компьютера. УДК (075.32) ББК 32.81я722 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Курилова А. В, Оганесян В. О., 2013 Образовательно-издательский центр «Академия», 2013 Оформление. Издательский центр «Академия», 2013

3 Уважаемый читатель! Данный практикум является частью учебно-методического комплекта по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». Практикум предназначен для изучения профессионального модуля ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации». Учебно-методические комплекты нового поколения включают в себя традиционные и инновационные учебные материалы, позволяющие обеспечить изучение общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Каждый комплект содержит учебники и учебные пособия, средства обучения и контроля, необходимые для освоения общих и профессиональных компетенций, в том числе и с учетом требований работодателя. Учебные издания дополняются электронными образовательными ресурсами. Электронные ресурсы содержат теоретические и практические модули с интерактивными упражнениями и тренажерами, мультимедийные объекты, ссылки на дополнительные материалы и ресурсы в Интернете. В них включен терминологический словарь и электронный журнал, в котором фиксируются основные параметры учебного процесса: время работы, результат выполнения контрольных и практических заданий. Электронные ресурсы легко встраиваются в учебный процесс и могут быть адаптированы к различным учебным программам. Электронный образовательный ресурс «Ввод и обработка цифровой информации» находится в стадии разработки. Учебно-методический комплект разработан на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования с учетом его профиля.

4 Пр е д и с л о в и е Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. У человека пять органов чувств: зрения (различение цвета, восприятие текстовой, числовой, графической информации); слуха (восприятие звука человеческой речи, музыки, звуковых сигналов, шума); обоняния (в основном окружающие человека запахи); вкуса (получение информации о вкусе горьком, кислом, сладком, соленом); осязания (получение информации о температуре предмета, качестве его поверхности). Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в цифровой форме (в виде нулей и единиц). Вся информация (звуки, изображения, показания приборов и т. д.) для обработки на компьютере должна быть преобразована в цифровую форму. Преобразование непрерывной информации в дискретную (или цифровую) представляет собой аналогово- цифровое преобразование, а дискретной в аналоговую цифроаналоговое преобразование. Понятие информации предусматривает определенные действия с ней: сбор, обработку, хранение и передачу. Настоящий практикум разработан для освоения основной профессиональной образовательной программы (в ее практической части) по профессии НПО в соответствии с ФГОС по профессии НПО «Мастер по обработке цифровой информации» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ввод и обработка цифровой информации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5) и реализует основные темы междисциплинарного курса (МДК) Технология создания и обработки мультимедийной информации. Мультимедиа это собирательное понятие для различных компьютерных технологий, при которых используется несколько информационных сред, таких, как графика, текст, видео, фотография, движущиеся образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Практикум представляет собой практическое дополнение к учебному пособию А. В. Остроуха «Ввод и обработка цифровой информации». В нем содержатся практические работы по настройке мультимедийного компьютера, обработке звука, видео, графики. 4

5 Практикум можно использовать в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области ввода и обработки цифровой информации при наличии среднего (полного) общего образования, а также для самостоятельного изучения мультимедийных технологий.

6 Гла в а 1 Подготовка к работе и настройка аппаратного обеспечения 1.1. Техника безопасности и охрана труда при работе на персональном компьютере Условия труда пользователя, работающего на персональном компьютере, определяются следующими условиями: а) особенностями рабочего места (пространственные параметры рабочего места и его элементов, которые должны соответствовать анатомо- физиологическим данным работающих; размещение элементов рабочего места относительно пользователя с учетом вида деятельности); б) условиями окружающей среды (освещение в помещении компьютерного класса и на рабочем месте; микроклимат; наличие шума; специфические факторы, обусловленные особенностями средств отображения информации и т. д., табл. 1.1); в) характеристиками информационного взаимодействия человека и ПК. Конструкция рабочего кресла должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на видео- дисплейном Таблица 1.1. Оптимальные и допустимые параметры температуры и относительной влажности воздуха в помещениях с ВДТ и ПЭВМ Оптимальные параметры Допустимые параметры Температура, С Относительная влажность, % Температура, С Относительная влажность, %

7 терминале (ВДТ) и персональной электронно- вычислительной машине (ПЭВМ), позволять изменять позу для уменьшения статического напряжения мышц шейно- плечевой области и спины в целях предупреждения развития утомления. Тип рабочего кресла следует выбирать в зависимости от характера и продолжительности работы с учетом роста пользователя (табл. 1.2). Рабочее кресло должно быть подъемно- поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. При этом регулировка каждого параметра должна быть Таблица 1.2. Основные размеры рабочего кресла для учащихся Параметры стула Высота сиденья над полом, мм Ширина сиденья, не менее, мм Рост учащихся в обуви, см > Глубина сиденья, мм Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм Высота линии прогиба спинки, не менее, мм Радиус изгиба переднего края сиденья, мм Угол наклона сиденья, град. Угол наклона спинки, град. Радиус спинки в плане, не менее, мм

8 независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию (СанПиН ). Конструкцией кресла предусмотрены следующие параметры: ширина и глубина поверхности сиденья не более 400 мм; поверхность сиденья с закругленным передним краем; регулировка высоты поверхности сиденья в пределах мм и углов наклона вперед до 15 и назад до 5 ; высота опорной поверхности спинки мм, ширина не менее 380 мм, радиус кривизны горизонтальной плоскости 400 мм; угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах

30 ; регулировка расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах мм; стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной мм; регулировка подлокотников по высоте над сиденьем в пределах мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах мм. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно- цифровых знаков и символов. Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм. Рис Требования к организации рабочего места пользователя ПЭВМ 8

9 Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ и ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1 000, и мм, глубину 800 и мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног не менее 650 мм (рис. 1.1). Площадь на одно рабочее место для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м 2 с мониторами на электронно- лучевой трубке и не менее 4,0 м 2 с жидкокристаллическими мониторами, а объем не менее 20,0 м 3. Практическая работа 1.1 Тема: Организация рабочего места пользователя ПЭВМ. Цель занятия: изучение рабочего места пользователя персонального компьютера и его соответствие санитарным нормам (СанПиН ). Время выполнения: 20 мин. Порядок работы 1. Измерьте размеры рабочей поверхности стола a и b (рис. 1.2), высоту h, пространство для ног c (рис. 1.3). Запишите результаты в тетрадь. 2. Проверьте расстояние монитора от глаз (рис. 1.4). Запишите результат в тетрадь. 3. Проверьте соответствие рабочего кресла гигиеническим требованиям при организации рабочего места пользователя ПЭВМ: наличие регулировки по высоте и углам наклона сиденья и спинки, Рис Измерение длины и ширины стола Рис Измерение высоты стола и высоты подставки для клавиатуры 9

10 Рис Правильное положение за компьютером а также расстояние спинки от переднего края сиденья. Запишите результаты в тетрадь. 4. Вычислите площадь и объем рабочего места пользователя ПЭВМ. Запишите результаты в тетрадь. 5. Сделайте вывод о соответствии рабочего места санитарно- гигиеническим требованиям (см. табл. 1.1 и табл. 1.2). Контрольные вопросы Влияет ли организация рабочего места пользователя ЭВМ на его здоровье и самочувствие? 2. По существующим нормам необходимо делать перерывы при работе за компьютером после каждого часа работы. Какие? 3. Какие параметры окружающей среды необходимо обеспечивать на рабочем месте при работе на компьютере и в компьютерном классе. 4. По каким параметрам определяют соответствие рабочего места пользователя ПЭВМ существующим нормам и правилам?

11 1.2. Правила эксплуатации персонального компьютера Порядок включения и выключения компьютера Проверка напряжения сети. Перед первым включением компьютера следует проверить, соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан компьютер (многие компьютеры могут работать при разном входном напряжении, например 220 и 110 В). При необходимости надо установить переключатель напряжения на компьютере в соответствующее положение. На задней панели системного блока (рис. 1.5) обычно имеется кнопка включения/ выключения блока питания (БП), она должна быть в положении «включено». Защита от недостатка электропитания. Проблема скачков напряжения в сети становится все более актуальной в связи с увеличением количества используемой бытовой электротехники. В большинстве случаев причиной выхода техники из строя становится по- Рис Задняя панель системного блока 11

12 Рис Источник бесперебойного питания 12 вышенное напряжение в сети, т. е. избыток электроэнергии, вызванный ее неравномерным потреблением. Кроме того, причинами возникновения перенапряжений могут быть обрывы сетевого провода или грозовые разряды вблизи линий электропередач (в связи с этим рекомендуется отключать электробытовую технику во время грозы). В настоящее время наиболее действенными способами борьбы с перепадами напряжения в сети является использование современных технических средств, таких как стабилизаторы сетевого напряжения и источники бесперебойного питания (ИБП). При работе на компьютере или оборудовании, отключение которого является недопустимым (например, в больницах), необходимо устанавливать источник бесперебойного питания (ИБП), который не только защитит электроприборы от скачков напряжения, но и позволит продолжить его работу при отключении электроэнергии. Хотя встроенные в компьютеры блоки питания, преобразующие напряжение электросети в низковольтное напряжение (±12 и ±5 В), достаточно устойчивы и работают даже при понижении или повышении напряжения на %, они далеко не всегда обеспечивают безопасность компьютеров и их устойчивую работу. Поэтому в большинстве случаев имеет смысл использовать вместе с компьютером средство защиты от недостатков электропитания: сетевой фильтр, стабилизатор, ИБП (рис. 1.6). Включение компьютера. При включении компьютера следует помнить основное правило: сначала включаются все периферийный (внешние) устройства, а затем включается сам компьютер. При подаче питания процессор первоначально обращается к микросхеме ПЗУ для запуска программы, инициализирующей работу компьютера. В этот момент на экране монитора появляется сообщение о версии BIOS (рис. 1.7). Процедура инициализации запускает процедуру POST (Power- On Self- Test), выполняющую самотестирование базовых устройств. Первоначально на экране появляется сообщение Memory Test и указание объема проверенной памяти компьютера. При отсутствии сбоя в оперативной памяти или других устройств происходит обращение к микросхеме CMOS (рис. 1.8), в которой за-

Читайте так же:  Родители не дают документы на квартиру

13 Рис Окно загрузки компьютера писаны данные, определяющие структуру и настройки устройств, входящих в состав системной платы. На экране монитора эти данные отображаются в таблице System Configuration. Установив параметры жесткого диска, компьютерная система обращается в его системную область, находит там загрузчик операционной системы и начинает ее загрузку. При этом на экране выводится сообщение Starting и тип операционной системы. Далее работа с компьютером выполняется под управлением операционной системы. Управление режимами энергопотребления. Усовершенствованные операционные системы обладают функциями, которые отслеживают работу системы и отключают некоторые элементы с высоким энергопотреблением, когда они не используются (переводят их в режим ожидания), после чего переводят систему в спящий режим (режим простановки) с низким энергопотреблением, если бездействие продолжается. В дополнительном режиме снижения энергопотребления (спящем режиме) содержимое ОЗУ записывается в файл на жестком диске, после чего система полностью выключается. Во время перезапуска системы функция считывает содержимое файла спящего ре- Рис Микросхема CMOS 13

14 жима обратно в память, и обычная работа возобновляется с места своего приостанова. Рассмотрим в качестве примера режимы энергосбережения операционной системы Windows XP и Windows 7. Она имеет схему управления питанием набор аппаратных и системных параметров, с помощью которых осуществляется управление процессом потребления электроэнергии компьютером. Схемы управления питанием можно использовать для экономии потребляемой электроэнергии, повышения производительности компьютера или для обеспечения баланса между тем и другим. Windows XP поддерживает два особых режима: спящий режим (hibernate) и ждущий режим (stand by). Для управления параметрами электропитания в Windows XP используется апплет панели управления «Электропитание» (рис. 1.9). Открыть его можно так: Пуск Панель управления Электропитание. Спящий режим это режим пониженного потребления электроэнергии, который позволяет быстро возобновить работу в режиме обычного потребления энергии (обычно в течение нескольких се- Рис Панель управления 14

15 кунд) по требованию пользователя. Перевод компьютера в спящий режим напоминает нажатие кнопки Пауза на проигрывателе DVD: компьютер немедленно останавливает все операции и в любой момент готов к продолжению работы. Кроме того, восстановление из спящего режима происходит значительно быстрее, чем обычная загрузка, что позволяет экономить заряд батарей переносных компьютеров. При разрешении использования спящего режима в корневой папке раздела, на котором установлена система, создается скрытый файл hiberfil.sys. Его размер равен размеру оперативной памяти: в этот файл сохраняется память системы при переходе в спящий режим. Если попытаться удалить этот файл, система выдаст сообщение: «Не удается удалить hiberfil файл используется другим пользователем или программой». Если запретить использование спящего режима, этот файл будет удален автоматически. Перевести компьютер в спящий режим вручную можно с помощью кнопки Спящий режим (для отображения этой кнопки нажмите shift) окна «Выключить компьютер» или используя команду из меню Завершение работы диспетчера задач Windows. Ждущий режим в этом режиме выключается питание жесткого диска, монитора и большинства периферийных устройств, а также (если это поддерживается) снижается энергопотребление процессора. При этом компьютер продолжает работать, рабочие данные находятся в оперативной памяти. Перевести компьютер в ждущий режим вручную можно с помощью кнопки Ждущий режим окна «Выключить компьютер» или используя команду из меню «Завершение работы» диспетчера задач Windows. Диалоговое окно включает несколько функциональных вкладок: «Схемы управления питанием», «Спящий режим», «ИБП», «Дополнительно». Также может присутствовать вкладка «АУП». На вкладке «Выбор плана электропитания» (рис. 1.10) можно выбрать одну из шести схем отключения электропитания при длительном бездействии пользователя, изменить любую из этих схем, а также создать новую. На этой вкладке можно разрешить использовать спящий режим. Если вкладка «Спящий режим» недоступна, компьютер не поддерживает эту опцию. Возможно это связано с устройствами (драйверами устройств), не полностью поддерживающими автоматическое управление питанием. Функция Спящий режим начиная с Windows Vista называется «Гибернация». Режим гибернации это режим пониженного потребления электроэнергии, разработанный, в первую очередь, для ноутбуков. При активировании данного режима содержимое оперативной памяти записывается на энергонезависимое устройство, 15

16 Рис Выбор плана электропитания а компьютер выключается. При включении содержимое памяти восстанавливается, и пользователь может продолжить работу с того же места, на котором остановился (остаются запущенные приложения, несохраненные документы). В Windows Vista появилась дополнительная функция «гибридный спящий режим», когда содержимое ОЗУ сбрасывается на диск, но питание не отключается. Если компьютер был отключен или пропало электропитание, ОС восстанавливается с диска; если нет система выходит из ждущего режима ACPI. При переходе в спящий режим все открытые документы и параметры сохраняются в памяти и компьютер переходит в режим пониженного потребления электроэнергии, а при переходе в режим гибернации все открытые документы и программы сохраняются на жестком диске в файле hiberfil.sys, после чего компьютер выключается. Из всех энергосберегающих режимов, используемых в ОС Windows, для поддержания режима гибернации требуется наименьшее количество электроэнергии. Если в течение длительного промежутка времени не планируется использовать ноутбук и нет возможности подзарядить батарею, рекомендуется перевести ноутбук в режим гибернации. Гибридный спящий режим разработан преимущественно для настольных компьютеров. Гибридный спящий режим сочетает в себе спящий режим и режим гибернации, поскольку все открытые документы и программы сохраняются в памяти и на жестком диске и компьютер переводится в режим пониженного потребления электроэнергии. При неожиданном сбое питания операцион- 16

17 ная система Windows может легко восстановить данные с диска. Если гибридный спящий режим включен, переход в спящий режим автоматически переводит компьютер в гибридный спящий режим. На настольных компьютерах гибридный спящий режим обычно включен по умолчанию. Перевод компьютера в один из режимов: меню Пуск щелкните по стрелке рядом с кнопкой «Завершение работы» и выберите нужный режим (рис. 1.11). Если в настройках электропитания разрешен гибридный спящий режим, то при выборе команды «Сон» компьютер будет переводиться в гибридный спящий режим, а не в обычный режим сна. На большинстве компьютеров для возобновления работы надо нажать кнопку «Включение питания». Но в разных компьютерах способы возобновления работы могут тоже различаться. Для перевода компьютера в обычный режим работы, возможно, потребуется нажать любую клавишу на клавиатуре, клавишу мыши или открыть крышку ноутбука. Иногда в меню завершения работы отсутствует команда «Сон» или «Гибернация». Это может быть обусловлено несколькими причинами: команда «Гибернация» может не отображаться, если включен гибридный спящий режим в настройках электропитания. Выключите его, поскольку вместе с гибернацией он не работает; видеокарта не поддерживает спящий режим. Обновите драйвер видеокарты; данные режимы отключены в BIOS компьютера. Перезагрузите компьютер и войдите в BIOS (клавиша [Del] или [F2]), в настройках питания включите их. Для того чтобы проверить поддержку спящих режимов компьютером, нажмите Пуск в окне поиска, наберите cmd и нажмите [Enter]. В открывшемся окне выполните команду «powercfg /a». В скрытый файл hiberfil.sys (в корне системного диска) сбрасывается копия оперативной памяти при уходе в гибернацию. Для выключения гибернации запустите командную строку с правами администратора и выполните powercfg /h off (для включе- Рис Выбор режима 17

18 ния powercfg /h on). Для настройки перехода в спящий режим/ гибернацию зайдите в меню Пуск Панель управления Электропитание Настройка плана электропитания (см. рис. 1.10). Для изменения перехода в гибернацию нажмите Изменить дополнительные параметры питания. Для создания плана электропитания откройте Панель управления Электропитание (см. рис. 1.9) и в левом меню нажмите Создать план электропитания. Выберите из существующих планов питания наиболее близкий по настройкам к тому, который вы хотите создать, и введите название своего плана (см. рис. 1.10). Нажмите кнопку Далее. На следующей странице отрегулируйте параметры отключения монитора и перехода в спящий режим и нажмите Создать. Для удаления созданного плана электропитания назначьте активным любой другой план, затем напротив названия плана, который хотите удалить, нажмите Настройка плана электропитания. На открывшейся странице нажмите Удалить план. Обратите внимание, что после удаления план будет невозможно восстановить. Стандартные планы не удаляются, можно лишь менять их настройки и восстанавливать параметры по умолчанию. В целях изменения настройки существующего плана откройте Панель управления Электропитание. Напротив активного плана (выделен радиокнопкой) нажмите Настройка плана электропитания Изменить дополнительные параметры питания. Выключение компьютера. Порядок выключения компьютера осуществляется в порядке, обратном включению. Сначала выключается компьютер, а затем периферийные (внешние) устройства. Компьютер, как и любой электроприбор, испытывает наибольшую нагрузку именно при включении и выключении. Поэтому очень часто не следует включать и выключать компьютер. Например, если вы уходите на несколько минут или даже на пару часов, выключать компьютер вовсе не обязательно. А электроэнергии компьютер потребляет не больше одной- двух лампочек. Причем многие современные компьютеры при длительном бездействии автоматически переходят в режим пониженного энергопотребления. 18 Практическая работа 1.2 Тема: Порядок включения и выключения компьютера. Цель занятия: приобретение навыков корректного включения и выключения компьютера, получение сведений о конфигурации системы. Время выполнения: 45 мин.

19 Порядок работы 1. Проверьте напряжение сети. Проверьте соответствие напряжения в сети тому, на которое рассчитан компьютер (220 или 110 В). При необходимости установите переключатель напряжения на компьютере в правильное положение (см. рис. 1.5). Запишите в тетрадь рабочее напряжение компьютера. 2. Установите защиту от перепадов напряжения в сети. Запишите в тетрадь тип и модель устройства защиты от перепадов напряжения, через которое включен компьютер. 3. Включите компьютер. Если компьютер подключен через источник бесперебойного питания (БП), то надо перевести его в режим подачи напряжения на компьютер (см. рис. 1.6). Если же компьютер подключен через стабилизатор напряжения, надо включить этот стабилизатор. После этого необходимо включить принтер, включить монитор компьютера, включить внешние устройства, с которыми вы хотите работать (внешний модем, сканер, внешний дисковод для магнитооптических дисков и т. д.); включить компьютер (переключатель на корпусе компьютера должен быть в состоянии On). Запишите в тетрадь названия устройств, которые вы включили в порядке их включения. После этого на экране компьютера появятся сообщения о ходе работы программ проверки оборудования компьютера и начальной загрузки операционной системы компьютера (см. рис. 1.7). Для наблюдения и фиксации сообщений, отображаемых на мониторе в процессе запуска, используйте клавишу [Pause / Break] (она приостанавливает загрузку). Для продолжения запуска используйте клавишу [Enter] или [Esc]. 4. Определите конфигурацию компьютера при запуске. Зафиксируйте версию BIOS, объем оперативной памяти. Данные, определяющие состав компьютерной системы и ее настройки, на экране монитора отображаются в таблице System Configuration. Приостановив запуск с помощью клавиши [Pause / Break], изучите таблицу и установите количество жестких дисков и их объем; количество дисководов на гибких магнитных дисках и их параметры; количество и тип портов; тип микросхем, размещенных в банках памяти. Продолжите запуск клавишей [Enter] или [Esc]. То же самое можно увидеть при входе в BIOS. При начальной загрузке компьютера нажмите [Delete] (при надписи «Press Del to enter setup»). Просмотрите информацию об оперативной памяти, жестких дисках и процессоре. Для продолжения загрузки компьютера выберите опцию Exit without saving. Заполните табл

20 Таблица 1.3. Конфигурация компьютера Элемент конфигурации Маркировка, тип Дополнительные характеристики Значение Процессор Тип Наличие сопроцессора Тактовая частота Оперативная память Тип Объем Жесткий диск Количество Тип Объем Дисководы гибких дисков Количество Тип Характеристики Порты вводавывода Количество Тип Характеристики Тип операционной системы BIOS 5. Настройте режимы электропитания. Настройте параметры электропитания, параметры спящего и ждущего режимов в зависимости от особенностей вашей операционной системы. Проверьте поддержку спящих режимов компьютером, нажмите Пуск, в окне поиска наберите cmd и нажмите [Enter]. В открывшемся окне выполните команду: powercfg /a. Выпишите в тетрадь доступные состояния спящего режима компьютера. Включите режим гибернации, запустите командную строку cmd и выполните команду powercfg /h off. Для выключения режима выполните команду powercfg /h on. Переведите ваш компьютер в спящий режим, запишите свои наблюдения. Переведите компьютер в ждущий режим, запишите свои наблюдения. 20